Научная статья на тему 'Социальная ответственность бизнеса: отражение в отчетности'

Социальная ответственность бизнеса: отражение в отчетности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2057
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА / ОТЧЕТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Безручук С.Л., Лайчук С.М.

В связи с усилением участия компаний в деятельности социального характера проблема отражения в системе бухгалтерского учета социальной ответственности приобрела в последнее время еще большую актуальность. В настоящей работе сделана попытка ответить на следующие вопросы, касающиеся социальной ответственности: может ли быть бизнес социально ответственным, как используется отчетность в социальной ответственности, можно ли «доверять» данным отчетности и предоставляемой с ее помощью информации большими предприятиями. Сделан вывод о том, что составление социальной корпоративной отчетности большими компаниями в основном используется для завоевания доверия потребителей, продвижения своего продукта, что приводит к максимальному увеличению прибыли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная ответственность бизнеса: отражение в отчетности»

РЕФОРМИРОВАНИЕ ОТЧЕТНОСТИ

УДК 657.1

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА: ОТРАЖЕНИЕ В ОТЧЕТНОСТИ*

С. Л. БЕЗРУЧУК,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета E-mail: wan-3@yandex. ru

С. М. ЛАЙЧУК,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета E-mail: shulepovasm@mail. ru Житомирский государственный технологический университет, Украина

В связи с усилением участия компаний в деятельности социального характера проблема отражения в системе бухгалтерского учета социальной ответственности приобрела в последнее время еще большую актуальность. В настоящей работе сделана попытка ответить на следующие вопросы, касающиеся социальной ответственности: может ли быть бизнес социально ответственным, как используется отчетность в социальной ответственности, можно ли «доверять» данным отчетности и предоставляемой с ее помощью информации большими предприятиями. Сделан вывод о том, что составление социальной корпоративной отчетности большими компаниями в основном используется для завоевания доверия потребителей, продвижения своего продукта, что приводит к максимальному увеличению прибыли.

Ключевые слова: социальная ответственность бизнеса, отчетность, социальная отчетность.

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Житомирском государственном технологическом университете, Украина.

Бизнес неотделим от социально-экономической среды любой страны, а жизнедеятельность этой среды, в свою очередь, поддерживается с помощью бизнеса. Порождаемые бизнесом потоки взаимных обязательств и ответственности, играющие решающую роль в формировании основы общества, вызывают у субъектов этого общества обоснованные ожидания к бизнесу в части решения задач социального развития и экологической безопасности, снижения негативных последствий его деятельности, а также оптимизации позитивного воздействия на общество. Бизнес, осознающий важность своего вклада в общество, рассматривается на сегодняшний день как социально ответственный.

Социальная ответственность бизнеса (в западном варианте - корпоративная социальная ответственность (КСВ) (corporate social responsibility, CSR)), которая определяется как социальные отношения, отражающие уровень обязательств предприятия в сфере социальной защиты [5], как

отдельное направление возникла в 1970-1980-е гг. в развитых западных государствах. Причинами ее возникновения стали различные факторы: негативное отношение общества к бизнесу (нарушение экологии, использование детского труда, коррупция и т. д.), возрастание роли репутации и имиджа компании и бренда как фактора приобретения товаров и услуг, сокращение в ряде стран государственных расходов в социальной сфере (например, политика нового федерализма Рейгана), возникновение нового элемента стоимости компании - моральной рыночной стоимости.

В последние десятилетия глобализационные процессы привели к еще большему усилению участия компаний в деятельности социального характера. Но, несмотря на это, проблема остается актуальной. Об этом свидетельствуют такие факты, как нарушение со стороны работодателей международных прав человека и трудовых стандартов; несоблюдение законодательно установленных социально-трудовых прав сотрудников предприятий; низкий уровень заработной платы; длительная задолженность по выплате заработной платы; неоправданная экономия на инвестициях в охрану труда и здоровье работников (вдвое меньше, чем предусмотрено законодательством), а также на профессиональное образование (например, в Украине - меньше 4 грн. на одного работника в месяц).

Не обходит она стороной и такую важную сферу, как бухгалтерский учет, в котором значительным сегментом являются корпоративные отношения. «Социальная ответственность должна найти свое отражение в системе бухгалтерского учета», - провозглашают ученые. Поскольку инструментом социальной ответственности бизнеса является нефинансовая отчетность, важными в этом контексте стали вопросы разработки механизма соответствия корпоративной отчетности требованиям социальной экономики: определяются принципы, требования, подходы и положения, согласно которым должна составляться отчетность, внедряться соответствующие формы и их элементы. Отдельным важным объектом учета становятся дополнительные расходы, связанные с решением социальных проблем. Как правило, чаще всего решается возможность отражения в отчетности именно их.

На страницах научных изданий достаточно часто повторяется тезис о том, что бизнес должен быть социально ответственным. Наиболее известными исследователями проблем социальной ответственности бизнеса являются Ф. Котлер и Н. Ли [4]. Авторы рассматривают способы интеграции благотворительных социальных программ в корпоративную идентичность при условии получения максимальной пользы для всей компании. Различные вопросы социальной ответственности (модели ценностно ориентированного менеджмента, влияние корпоративной социальной ответственности на принятие решений инвесторами, реакция потребителей на бренды, связанные с социальными проблемами и многие другие) нашли отражение в трудах Дж. Вебера; Е. Маккея, Т. Маккея, Дж. Барни, С. Норика, Г. Сары.

В России понятие социального учета и отчетности, социальных расходов рассматривал известный ученый бухгалтерской науки профессор Я. В. Соколов. Профессор В. Г. Гетьман в своих публикациях исследует изменения, связанные с введением в США закона Сарбейнса - Оксли. Существуют определенные наработки отечественных аспирантов, соискателей, кандидатов экономических наук. Например, С. Буко исследует корпоративную социальную ответственность как принцип ценностно ориентированного менеджмента, С. Туркина - такое явление, как социальные инвестиции. Социальную ответственность украинского бизнеса исследуют И. Акимова, О. Осинкина, А. Марцинков, О. Филипенко, Ю. Саенко, М. Стародубская и др. Глобальные тенденции социально ответственного бизнеса и опыт стран Содружества Независимых Государств рассматривает в своих работах М. И. Ли-боракина, теорию и методологию международной системы корпоративной социальной отчетности -В. С. Карагод, управление социально ответственной деятельностью предприятий - О. Н. Харитонова, социальную отчетность - Л. Буденная, О. Сморчкова, С. Мельник, В. Воробей, И. Жу-ровська, Р. Колышко и др.

Представителями житомирской научной бухгалтерской школы во главе с профессором Ф. Ф. Бутынцом также исследуются проблемы социальной ответственности. В частности, профессор И. В. Жиглей рассмотрел отдельные аспекты

бухгалтерского учета социально ответственной деятельности субъектов хозяйствования.

Кроме научных исследований, вопросу социальной ответственности бизнеса посвящены отдельные международные программы или их части, в частности: программа развития Организации Объединенных Наций (ООН) «ПРООН»; программы Центра инновации и развития при поддержке Фонда Чарльза Стюарта Мотта, украинский проект «Мы инвестируем в социальную заботу», Союз «Социально ответственный бизнес», Украинский форум благотворительности, Центр развития корпоративной социальной ответственности, миссия которого - внедрение системных изменений для развития социальной ответственности в Украине [2, с. 103].

Несмотря на проведенные многочисленные исследования отечественными и зарубежными авторами, тема отражения социальной ответственности в отчетности в настоящее время не приобрела массового звучания и практического распространения в Украине. Особенное внимание, по нашему мнению, следует обратить на те важные аспекты, которые связаны с особенностью и ролью социальных отчетов в деятельности предприятий. В приведенном ниже исследовании попытаемся ответить на следующие вопросы, касающиеся социальной ответственности и отображения ее в отчетности:

1. Может ли быть бизнес социально ответственным?

2. Как используется отчетность в социальной ответственности?

3. Можно ли «доверять» данным отчетности и предоставляемой с ее помощью информации большими предприятиями?

4. Как социальное «бремя» корпораций перекладывается на плечи потребителей?

Отвечая на первый вопрос: может ли быть бизнес социально ответственным, необходимо отметить, что общество в лице разных своих агентов предъявляет каждому бизнесу свои ожидания: в какой степени бизнес сможет их реализовать, в такой степени он сможет продолжить свое существование и развитие. Иными словами, бизнес (а следовательно, и предприятие, реализующее его, и бизнесмен, организовавший это предприятие) несет ответственность перед обществом в лице

субъектов, испытывающих обоснованные ожидания по отношению к данному бизнесу.

Социальная ответственность бизнеса - ответственность субъектов бизнеса, связанная с соблюдением норм и правил, неявно определенных или не определенных законодательством (в области этики, экологии, милосердия, человеколюбия, сострадания и т. д.), влияющих на качество жизни отдельных социальных групп и общества в целом. Отсюда социально ответственный бизнес на сегодняшний день рассматривается как бизнес, который в полной мере осознает важность своего вклада в решение задач социального развития и экологической безопасности и стремится к максимальной эффективности как в снижении негативных последствий своей деятельности, так и в оптимизации позитивного воздействия на общество.

Данное определение скорее идеальное и не может быть полностью воплощено в действительность, несмотря на громкие заявления большинства ученых и практиков о том, что, «поскольку предприятие - это целостный, комплексный, эволюционирующий и связанный с интересами многих принципалов субъект, соблюдение правил социально ответственного бизнеса является необходимым в отношении всех групп заинтересованных лиц» [2, с. 102].

Во-первых, по нашему мнению, термины «бизнес» и «социальная ответственность», если исходить из сущности и этимологии данных понятий, являются не совсем совместимыми категориями. Ведь, что такое бизнес и какова его роль в обществе? Достаточно ярко она может быть проиллюстрирована на примере роли предприятия как наиболее устойчивой формы бизнеса.

Каждое предприятие - искусственно созданная система, и как у любой искусственно созданной системы, у каждого предприятия есть цель, положенная в его основу создателями, т. е. собственниками. Роль предприятия (или фирмы -эти понятия употребляются как синонимы) многогранна, а его сущность многофункциональна. Согласно взглядам одних экономистов, основное назначение предприятия - служить источником дохода для собственников (акционеров); другие считают, что суть предприятия в производстве продукции, удовлетворении материальных пот-

ребностей общества; третьи, говоря о предприятии, имеют в виду его функцию обеспечения занятости.

Но с какой бы позиции мы ни рассматривали предприятие, цель компаний любой формы бизнеса с точки зрения собственника определить очень просто - «Делать как можно больше денег!». Очень точно цель бизнеса и основные параметры этой цели описал Томас Корбетт в книге «Управленческий учет по ТОС», где отметил, что целью является зарабатывать больше прибыли сейчас и в будущем. Показателями, измеряющими движение компании к этой цели, являются чистая прибыль (NP) и прибыльность инвестированного капитала (ROI). Эти два показателя позволяют определить, где находится компания по отношению к ее цели.

Владельцы бизнеса рискуют, инвестируя свои средства и значительную часть своего времени в новые компании. И делают они это с целью получения прибыли, более значимой по сравнению с менее рискованными инвестициями. В полной мере это касается любых коммерческих структур, относящихся даже к таким сферам, как, например, образование, или к таким видам деятельности, как фармацевтическая промышленность. «Таким образом, - пишут практики, - вся товаропроизводящая цепочка, например: производство лекарственных препаратов, их дистрибьюция, точки реализации -розничные и госпитальные аптеки, по мнению собственника, - это структуры, которые должны быть рентабельными, а значит, приносить прибыль, и вряд ли кто-то будет с этим спорить» [9].

Общая цель процесса совершенствования самого предприятия и его деятельности состоит в создании ситуации, когда взаимоотношения между предприятием и связанными с ним социально-экономическими и институциональными субъектами, включая само предприятие, отвечают взаимным ожиданиям. Разумеется, степень реализации ожиданий, адресуемых предприятию другими экономическими и социальными структурами, не может быть одинаковой. На разных этапах социально-экономического развития общества различные его субъекты предъявляют к предприятию более или менее настоятельные и более или менее приоритетные требования. Соподчинение и приоритетность различных

требований к предприятию в условиях его самостоятельности определяются, с одной стороны, непосредственными воздействиями общества, а с другой - собственными целями предприятия.

Чтобы взаимодействовать с заинтересованными сторонами, компании добровольно интегрируют социальные и экологические аспекты в свою коммерческую деятельность. Ведь в условиях мировой глобализации и экономического кризиса конкуренция в бизнес-среде обостряется, поэтому все большее количество производителей вынуждено искать пути обеспечения лояльного долгосрочного отношения со стороны клиентов, сотрудников и других заинтересованных сторон общества. Отсюда происходит переориентация прибыльно ориентированного бизнеса на социально ответственный.

Как считают Котлер и Ли, которые проанализировали опыт таких известных компаний, как Procter&Gamble, Kraft Foods, McDonalds, Nike, Microsoft и других, самый верный путь к сознанию искушенных потребителей, уже почти не «неуязвимых» к традиционным стратегиям продвижения продуктов, - это воплощение разнообразных социальных инициатив [4]. Ведущие мировые компании научились зарабатывать деньги, изменяя мир к лучшему, и этим они добывают благосклонность сотен людей, в том числе и своих клиентов.

Во-вторых, социальная ответственность - это не правило, а этический принцип. Менеджмент предприятий несет перед обществом двойную ответственность: юридическую и социальную. Если первая является обязательной в связи с необходимостью соблюдения конкретных законов и норм регулирования, которые определяют, что может, а чего не может делать предприятие, вторая -является определенным уровнем добровольного реагирования предприятия на социальные проблемы. Еще раз отметим, именно добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью предприятия и выходящий за рамки определенного законом минимума.

Долженствование здесь является внутренним, перед самим собой, и основывается на моральных нормах и ценностях, приобретенных в процессе

социализации. Если же что-то не определено на законодательном уровне, значит, существуют отступления. Отступления же, в свою очередь, будут происходить в соответствии с тем, какие моральные нормы и ценности «приобрели» владельцы (собственники) этого бизнеса.

Исходя из этого, в различных компаниях имеется и различное понимание социальной ответственности. По мнению Ф. Котлера, в некоторых компаниях, например, полагают, что, если и есть какая-то ответственность, то прежде всего перед владельцами бизнеса, в других - уверены, что социальные инвестиции помогают создать компании хорошую репутацию, и, соответственно, услуги или товары будут продаваться лучше. Третьи считают, что социальные инвестиции -это плата за возможность заниматься бизнесом в конкретной стране.

Не последнюю роль в этом вопросе играет предоставление потребителям различной социальной отчетности. Соответственно, второй важный вопрос, на который следует дать ответ: как используется отчетность в социальной ответственности?

Суть учета в том, что он представляет собой механизм реализации и взаимодействия имущественных интересов в обществе. Благодаря этому люди получают возможность воспринимать экономическую деятельность хозяйствующих субъектов в течение довольно длительного промежутка времени, даже если они в ней не принимают непосредственного участия. Это достигается путем создания и использования информации об этой деятельности.

Важным инструментом, информирующим заинтересованные стороны о влиянии компании на устойчивое развитие общества и демонстрирующим ее приверженность принципам социальной ответственности, является социальная отчетность. Использование социальной отчетности субъектами хозяйственной деятельности Украины рассматривается учеными и практиками как объективная необходимость.

Нефинансовая отчетность (социальная отчетность, отчетность по устойчивому развитию) -это документально оформленная совокупность данных компании, которая отражает среду ее существования, принципы и методы сотрудничества

с группами влияния, результаты деятельности в экономической, социальной и экологической областях жизни общества [13]. По определению «Глобальной инициативы по отчетности» (Global Reporting Initiative) (ГИО) термин «отчетность по устойчивому развитию» означает отчетность, которая охватывает одновременно экономические, экологические и социальные аспекты деятельности предприятия.

Определенная часть общества смотрит скептически на процесс подготовки отчетности об устойчивом развитии, не регулируемой законодательно. Любая коммерческая компания или организация имеет возможность публиковать отчеты об устойчивом развитии на основе ГИО, Глобального договора ООН или прочих концепций, в том числе и отчеты, подготовленные исключительно в рекламных целях. Искренность таких отчетов об устойчивом развитии может вызывать сомнения. Особенно это касается отчетности компаний, занимающихся деятельностью, которая, как считается, наносит вред окружающей среде, а также тех коммерческих структур, стоимость которых значительно упала в результате неэффективного или недобросовестного управления [1].

Приведем один пример. Согласно Глобальному договору ООН в Украине, который является добровольной инициативой социально ответственных компаний, ведущая украинская корпорация регулярно предоставляет информацию по корпоративной социальной ответственности в виде социального отчета. Отчет об устойчивом развитии [7], доступный широкой аудитории, охватывает показатели деятельности компании в четырех областях: экономическое влияние, охрана окружающей среды и комплексная экологическая культура, персонал и условия труда, социальные инвестиции. Это компания, производящая слабоалкогольные напитки. Она предоставляет социальную отчетность, но можно ли ее бизнес назвать социально ответственным, а данные, предоставляемые потребителям отчетности, удовлетворяющими их запросам?

«По статистике, - пишут исследователи, - 2/3 компаний, которые публикуют такие отчеты, делают это из чисто экономических соображений для акционеров и инвесторов, другие считают, что работают на имидж. По сути дела, социальная

отчетность затрагивает вопрос нефинансовых аспектов бизнеса, а именно: репутации, лояльности потребителей, надежности, интеллектуального капитала. Однако в долгосрочной перспективе эти аспекты будут оказывать влияние и на финансовую деятельность компании, ведь ее хорошая репутация, надежность и социальная направленность значительно ускорят процессы денежных вложений за счет отдачи от всех групп заинтересованных лиц» [10]. То есть подотчетность, которая должна стать, по сути, одним из принципов социально ответственного бизнеса и лучшим инструментом, информирующим заинтересованные стороны о влиянии компании на устойчивое развитие общества, чаще всего только демонстрирует ее благосклонность к принципам социальной ответственности.

Отсюда вытекает третий важный вопрос: можно ли «доверять» данным отчетности и предоставляемой большими предприятиями с ее помощью информации?

Во-первых, можно ли отчетность, даже точно составленную по предписанным нормативными документами правилам, считать достоверной? Полностью это сделать невозможно по той причине, что самой бухгалтерской методологии присущи определенные парадоксы. Как писал известный ученый Я. В. Соколов, «никогда не надо верить в данные отчетности, они всегда должны вызывать сомнения. Даже если при составлении отчетности все было сделано абсолютно правильно и у ее составителей не было никаких желаний что-либо исказить, тем не менее, анализируя отчетность, мы все равно должны с предельной осторожностью относиться к тем данным, которые мы принимаем во внимание» [11]. Парадокс усугубляется тем, что исчисление прибыли несет очень условный характер, а аудиторское заключение обычно подтверждает правильность бухгалтерской процедуры, но не ее адекватность реальному положению дел.

Что касается именно нефинансовой отчетности, то на сегодняшний день существует целый ряд авторитетных методик, которые определяют понятие «социальная отчетность» и принципы ее составления. Ряд стран (Дания, Швеция, Норвегия, Голландия, Франция, Великобритания) превратили социальную отчетность в эффективный

инструмент государственной политики, обязав большие компании ежегодно обнародовать свои социальные отчеты. Но в большинстве стран, в том числе и в Украине, такая отчетность не является обязательной.

Тот факт, что стандарты применяются добровольно, а предприятия свободны в своем выборе критериев отчетности, позволяет компаниям раскрывать в отчетах только благоприятную для себя информацию и избегать той, которая свидетельствуют о негативной динамике или считается слишком деликатной для отражения ее в отчетности. Так, одной из наиболее значительных проблем, стоящих перед украинскими коммерческими компаниями, является коррупция, при этом в отчетах об устойчивом развитии, подготовленных украинскими компаниями, содержится чрезвычайно мало информации о том, какие меры предпринимают компании в связи с этим [1].

До тех пор, пока не будут приняты законодательные требования к подготовке отчетности об устойчивом развитии, существует лишь один способ преодолеть сложившееся представление о программах корпоративной ответственности и отчетности по устойчивому развитию как о преследующих исключительно коммерческие и рекламные цели, а именно: украинские коммерческие компании должны начать отражать в своей отчетности те показатели, которые требуют улучшения, и предоставлять такую отчетность на регулярной основе, которая позволит засвидетельствовать готовность и способность компании к непрерывному совершенствованию.

Однако, по нашему мнению, проблема является не настолько просто разрешимой, как кажется на первый взгляд. Недостаточно в этом направлении внедрить отдельные строки или формы отчетности, чтобы решить проблемы социального учета. Главной причиной считаем некоторые противоречия, в которые вступают необходимость социальной ответственности компании и обязанности менеджеров. В частности, проблема состоит в согласованности этой ответственности именно с правовыми обязанностями менеджеров, особенно с обязанностью получать прибыль. «Даже самые строгие представители общественности признают, что предприниматели пренебрегают социальной ответственностью не ради собственного удовлет-

ворения, а ради прибыли», - отмечают Джеймс А. Ф. Стонер и Эдвин Г. Долан [12]. Менеджер не может себе позволить заменить эффективность патриотизмом, поскольку основным показателем измерения эффективности его деятельности является прибыльность.

«Не потому ТНК стали в массовом порядке выносить разные производства в менее развитые страны, что они хотели содействовать развитию последних или ими двигали другие социальные мотивы того же рода; не отрицая в наилучших из них ярко выраженного мотива социальной ответственности, будем, однако, объективны: все та же гонка за эффективностью - вот главный мотив» [6, с. 17].

Для подтверждения приведем частный случай, когда отражение социальной ответственности или ее последствий в отчетности вступает в противоречие с другими факторами. Неудовлетворенный размером прибыли, отраженной в отчетности, президент большой компании поставил перед руководителем одного из ее подразделов задание о повышении прибыли. Вопрос был решен путем уменьшения расходов на рекламу до конца квартала [8, с. 8]. В текущем году предприятие действительно будет иметь большую прибыль, менеджер получит за решение задания свою премию, размер которой зависит от прибыльности, но в долгосрочной перспективе, в частности в будущем году, бизнес будет иметь определенные осложнения. Если рассматривать данную ситуацию в плоскости отражения прибыли в отчетности, показатель прибыльности в этом случае не гарантирует стабильности и абсолютно не характеризует социальную ответственность, ведь в будущем подобная политика может привести к уменьшению социальных выплат и в наихудших случаях -к свертыванию отдельных производств с последующим освобождением персонала.

Важное значение в обеспечении социальной направленности бухгалтерского учета приобретает позиция отдельного бухгалтера на предприятии. Несмотря на то, что, как заявляют ученые, «... бухгалтер должен работать по правилам, которые отвечают не интересам какой-то отдельной группы лиц, не, тем более, интересам собственников, а по правилам, составленным обществом»

[3, с. 39], такое не представляется возможным в силу того, что бухгалтер, как и менеджер, в первую очередь зависим от руководителя предприятия.

Учитывая утверждение профессора Лоу Трааса о том, что на многих предприятиях «отчет директоров содержит абсолютно недостаточно информации относительно будущей стратегии компании» [8, с. 70], необходимым элементом отчетности должно стать отражение нынешней и будущей стратегии предприятия, факторов риска, тенденций в развитии рыночной ситуации и технологий, политики в разных сферах, в том числе в сфере охраны окружающей среды и социальных расходов.

В связи с этим возникает четвертый вопрос: как социальное «бремя» корпораций перекладывается на плечи потребителей?

Наличие нефинансовой отчетности при определенных условиях может увеличить капитализацию компании, уменьшить стоимость финансового ресурса или продлить срок привлечения финансовых ресурсов.

С другой стороны, может возникнуть ситуация, когда отражение в отчетности расходов на социальные программы станет предметом разнообразных мошенничеств с целью искусственного повышения репутации компании. Как отмечает профессор Лоу Траас, «в критических ситуациях, когда оказывается, что какая-то информация может иметь негативный эффект, они (компании Нидерландов - Прим. авт.) склонны скрывать ее, используя лояльность правил в Нидерландах» [8, с. 70]. Что уже говорить об украинских предприятиях, первоочередным заданием для которых, безусловно, является управление ростом и развитием, а также принятие мер, направленных на преодоление последствий экономического кризиса! Аналогично можно сделать вывод, что, если это создаст позитивный эффект, предприятия будут пытаться предоставить полную (и не всегда достоверную) информацию.

Также не вызывает сомнений то, что любые нововведения будут возложены на плечи потребителей, хотя отражение социальных расходов и рассмотрение их с точки зрения правомерности отнесения на себестоимость изготовленного продукта, оказанных услуг могут стать одним из решений проблемы. Ведь в конечном итоге

социальные расходы, распределенные на каждый продукт, услугу, вид деятельности и включенные в себестоимость, в конечном итоге будут оплачены потребителем. То есть подобные действия, с одной стороны, дают возможность компании принимать участие в социальных проектах и быть социально ответственной, а с другой - создавать дополнительные расходы, включенные в цену товара, для потребителей продукции, социальные права которых в таком случае несколько нарушаются.

В заключение хотелось бы сделать ряд важных выводов.

1. Сами понятия «бизнес» и «социальная ответственность» являются категориями несовместимыми.

2. Составление социальной корпоративной отчетности большими компаниями в основном используется для завоевания доверия потребителей, продвижения своего продукта, что приводит к максимальному увеличению прибыли.

3. Государственное регулирование социальной ответственности, а также увеличение расходов на социальные цели и необходимость отражения их в отчетности в результате сказываются на конечных потребителях.

Список литературы

1. Гарбенуте Л. Корпоративная социальная отчетность в Украине [Электронный ресурс] // Экономические известия. 2010. № 163 (1396). Режим доступа: http://www. eizvestia. com/sp_ business_fmance/fUn/korporativnaya-sotialnaya-otchetnost-v-ukraine.

2. Жиглей И. В. Бухгалтерский учет социально ответственной деятельности субъектов хозяйствования: необходимость и ориентиры развития [Текст]: монография // И. В. Жиглей. Житомир: ЖГТУ, 2010. 496 с.

3. Жиглей И. В. Стратегия развития предприятия: роль руководителя и бухгалтерской службы [Электронный ресурс] // Научный вестник Буко-винского государственного финансово-экономического университета. 2012. Вып. 2 (23). Режим доступа: http://www. archive. nbuv. gov. ua/portal/ soc_gum/Nvbdfa/2012_2/zhyhlei. pdf.

4. Котлер Ф. Корпоративная социальная ответственность. Как сделать как можно больше добра для вашей компании и общества: [пер. с англ. С. Яринич] / Ф. Котлер, Н. Ли. К.: Стандарт, 2005. 302 с.

5. Кушпов В. А. Социальная ответственность как фактор развития предприятий [Электронный ресурс]. М., 2005. Режим доступа: http://www. ecsocman. edu. ru/db/msg/202481.html.

6. Международный менеджмент / под ред. С. Э. Пивоварова, Л. С. Тарасевича, А. И. Майзеля. СПб: Питер, 2002. 576 с.

7. Официальный сайт корпорации «Оболонь» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www. obolon. ua/rus/corporate-responsibility/social-reporting/.

8. Предвидение будущего: беседы с финансовыми стратегами: пер. с англ. / под ред. Л. Келе-нира, Д. Свогермана, В. Ферхуга. М.: ИНФРА-М, 2003. 229 с.

9. Пронишин А. Цель бизнеса с позиции собственника [Электронный ресурс] // Аптека. 2010. № 760 (39). Режим доступа: http://www.pda. apteka. ua/article/55321.

10. Самсонова К. В., Буряк В. О. Нефинансовая отчетность, ее сущность и значение в условиях социально ориентированной экономики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. intkonf. org/samsonova-kv-buryak-vo-nefinansova-zvitnist-yiyi-sutnist-ta-znachennya-v-umovah-sotsialno-orientovanoyi-ekonomiki/.

11. Соколов Я. В. Парадоксы бухгалтерской отчетности [Электронный ресурс] // Финансы, право, менеджмент. Режим доступа: http://www. flm. su/?actions=main_content&id=285.

12. Стонер Джеймс А. Ф., Долан Едвин Г. Вступление в бизнес: пер. с англ. / общ. ред. и введ. ст. И. С. Завадского. К.: Изд-во Европ. ун-та фин., информ. систем, менеджмента и бизнеса, 2000. 752 с.

13. Шигун М. М., Давидюк Т. В. Корпоративная социальная отчетность как перспектива информирования о человеческом капитале отечественных компаний [Электронный ресурс] . Режим доступа: http://www. web. znu. edu. ua/herald/issues/2011/ eco_2011_1/2011_1/173-178.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.