Научная статья на тему 'Социальная оценка развития техники'

Социальная оценка развития техники Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1947
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / ТЕХНИКА / ВНЕДРЕНИЕ / ПОСЛЕДСТВИЯ / ПРОЦЕСС / СОБЫТИЕ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОЦЕНКА / SCIENCE / TECHNICS / INTRODUCTION / CONSEQUENCES / PROCESS / OCCURRENCE / SCIENTIFIC AND TECHNICAL DEVELOPMENT / INTERDISCIPLINARY ESTIMATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шустов А. Ф.

Научно-техническое развитие имеет одним из следствий появление нежелательных и непредвиденных процессов и событий. В этой ситуации становятся необходимыми специальные исследования последствий внедрения техники в нашу жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific and technical development has one of his consequences appearance objectionable and unforeseen processes and occurrences. We have need for special investigations of consequences of introduction of technics in our life.

Текст научной работы на тему «Социальная оценка развития техники»

УДК 101.1

СОЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ

Шустов А.Ф., профессор кафедры философии, истории и педагогики ФГБОУВПО «Брянская государственная сельскохозяйственная академия»

Научно-техническое развитие имеет одним из следствий появление нежелательных и непредвиденных процессов и событий. В этой ситуации становятся необходимыми специальные исследования последствий внедрения техники в нашу жизнь.

Ключевые слов: наука, техника, внедрение, последствия, процесс, событие, научно-техническое развитие, междисциплинарная оценка.

Для социально-философского познания особый интерес представляет социальная оценка, выражающая соответствие того или иного предмета, его свойств интересам и потребностям социального субъекта. Оценка в свою очередь, имеет сложную структуру, в которую входят: а) оценочное отношение как эмоциональное переживание, соотнесение объективных свойств с основанием материальной или духовной потребности, б) оценочное суждение как логическую форму осознания и фиксации результата оценочного отношения.

Такого рода оценка всегда сочетает знание об объекте, его ценности для социального субъекта со знанием о самом субъекте, его интересах и потребностях. Адекватность социальной оценки заключается в степени ее соответствия интересам и потребностям социального субъекта. Социальная оценка - это не одномоментный акт в развитии техники. Она должна носить систематический характер и информировать общество о предвидимых последствиях функционирования тех или иных технических объектов, указывать на альтернативные подходы их создания и функционирования. Т.е. социальная оценка это соответствующая отрасль междисциплинарных исследований последствий научно-

технического развития. Оценка техники как исследование есть определенного рода рефлексия над феноменом техники и научно-технической деятельности, а именно рефлексия, связанная с соотнесением с определенными ценностями или даже с целой ценностной иерархией.

Предметом оценки техники является научно-техническое развитие и его

Scientific and technical development has one of his consequences appearance objectionable and unforeseen processes and occurrences. We have need for special investigations of consequences of introduction of technics in our life.

KEYWORDS: science, technics, introduction, consequences, process, occurrence, scientific and technical development, interdisciplinary estimation.

производства технических артефактов, разработки качественно новых и совершенствования уже имеющихся технологий, описание этих процессов с точки зрения роста технического могущества человечества не являются достаточными в случае оценки техники. Необходимым здесь становится понимание технического развития как процесса изменения техники, сопряженного с изменениями в природе и обществе. Суть этого понимания лаконично сформулирована Ж. Бодрийяром: «Люди и техника, потребности и вещи взаимно структурируют друг друга - к лучшему или к худшему»[1: 137].

Начало социальной оценки техники в широком социокультурном контексте проявилось в философии 20 века. Так, О. Шпенглер говорит о «предательстве техники», которая из орудия, послушного человеку, превратилась в самостоятельную область действий, развитие которой угрожает природной среде. Другие, как К. Ясперс, обвиняют современную цивилизацию в том, что технические средства в ней служат массовому уничтожению людей и человекоубийству. Э. Мунье, например, видит в развитии техники и в индустриализации источник социальной дезинтеграции.

Более развернутую социальную оценку развития техники дает Ж. Эллюль, который вскрывает пороки современной технической цивилизации: разрушение природной среды обитания человека и ее замещение техносферой, в которой отпадает необходимость и возможность что-то осмысливать и оценивать, поскольку здесь осуществляется диктат технической

рациональности и нет свободы выбора;

последствия. Однако и само это развитие не может рассматриваться абстрактно или односторонне, только как научно-технический прогресс. Анализ процессов получения нового знания и его применения для

При этом понятие «техника» трактуется им предельно широко - как вся совокупность формально-рациональных методов

деятельности, связанных с современной наукой и обеспечивающих достижение эффективного результата в любой сфере деятельности. Это превращение техники в универсальную социальную технологию делает ее особо опасной для современного мира, так как в жестких границах технической системы невозможна иная логика, иное мировоззрение, цели и задачи, кроме тех, которые диктуются техникой.

Мы разделяем методологический подход, который предложил Э. Агацци для выхода из донной ситуации социального восприятия образа техники. Он пишет: »Обе эти позиции ошибочны: несомненно, наука и технология суть благо, но не безусловное благо, и невозможно отрицать, что по мере своего развития, особенно в последнее время, они повернулись к нам рядом негативных сторон. Это не оправдывает предложение притормозить их развитие, и не столько ввиду его невыполнимости, сколько потому, что развитие науки и технологии не происходят совершенно автоматически. Его осуществляют человеческие существа, а значит, они в принципе допускают целесообразную ориентацию и

направленность» [3: 5].

Мы далеки от мысли во всех бедах современности винить только технику, мы также далеки и от мысли во всём на нее полагаться, считая ее воплощением только добра или только зла. Зло вход в мир только через человека, его поступки, волю, как и добро утверждается в мире благодаря ему.. И носителем ответственности за продукты технической деятельности может быть только человек. Т.е. те, кто винит технику, снимая социальную ответственность с человека и способствуют его деморализации. Более того, необходимо ясно осознать, что значительное количество проблем, которые встали перед человечеством, можно разрешить, только путем дальнейшего развития техники. При этом в ней должна органично присутствовать социальная оценка ее результатов.

Социальная оценка должна носить комплексный, многоплановый характер и включать в себя учет и прогнозирование не только технических, экономических, но и

тотальную технизацию всей человеческой культуры, которая становится одномерно и рационально ориентированной, выполняя лишь «конформирующую роль»; порабощение человека техникой во всех сферах социальной действительности [2:148].

К экономическим критериям можно отнести: 1) экономию живого труда, снижение трудоемкости при изготовлении технического объекта и рост производительности труда при его эксплуатации; 2) экономию материальных ресурсов при производстве и эксплуатации; 3) увеличение полезного эффекта на единицу мощности; 4) ускорения внедрения, освоение сроков возмещения затрат и др.

Эстетическая оценка техники

характеризует ее с точки зрения: 1)достижения единства содержания и формы в проектно-конструкторских решениях; 2)облегчения и одухотворения труда в связи с ее использованием; 3) новизны и оригинальности материализованной технической идеи.

В рамках аналитической философии техники сформулированы техно -аксиологические императивы, которые определяют принципы социальной оценки техники. Это следующие императивы: 1)ценности технического прогресса необходимо сочетать с человеческими ценностями; 2)

гуманистические ценности (социальные, этические, эстетические, экологические) должны преобладать над

техноэкономическими. К ним необходимо добавить два принципа методологии оценки техники: 1)принцип системной оценки, означающий ее всесторонность и предполагающий социальную, экологическую, культурную, нравственную и другие ее составляющие; 2) принцип приоритета

социального эффекта над техническим, экономическим и любым другим частным эффектом.

При социальной оценке техники следует соблюдать следующую иерархию приоритетов: 1) воздействие техники на перспективы жизни населения данной страны и мира в целом; 2) воздействие техники на здоровье людей и природную среду; 3) удовлетворение жизненных потребностей населения; 4) оптимизацию соотношения технического и социального развития страны; 5) оптимизацию отношений между техникой и человеком.

В действительности контроль

ограничивается непосредственным

выполнением инженерно-технических функций. Поэтому технический объект, изготовленный в духе инструментальной рациональности, без

социальных. Экологических и эстетических параметров.

Среди социальных критериев можно отметить следующие: 1) улучшение условий труда, удобств при эксплуатации, достижения безопасности труда; 2) облегчение труда. Повышение квалификации работающих, устранение монотонности труда, повышение его творческого характера; 3) охрана окружающей среды, создание лучших условий для жизнедеятельности людей. развития техники. Поскольку способен с ее первых этапов ориентировать разработку новых технических средств на основе оптимальных проектных решений. Специфичность задачи компетентной оценки техники демонстрирует нам опыт П. Вейнгарда, который попытался определить «критерии релевантности». Создавая ситуацию конкуренции систем знания и возможность доминирования их по отношению друг к другу, Вейнгард. чтобы объяснить преобладание одной системы над другой, предлагает прибегнуть к критериям релевантности. на Основании которых возможно и сознательное регулирование производства, и выбор форм знания. Идея основывается на том. Что в любом обществе существуют такие критерии, как «истина», «благосостояние», но они по разному интерпритируются, в зависимости от наличного знания, ресурсов и культурного развития. Так, например. А Хунинг считает: в настоящее время «экономическое благосостояние не является больше критерием релевантности»[4:402].

Одна из главных задач сегодняшней философии техники является рефлексия целей и ценностей и их приоритетов и предпочтений. Возникает проблема формирования новой парадигмы

учета социальных и культурных процессов, выпускается в свободное функционирование, где и проявляются неконтролируемые неподдающиеся предвидению негативные моменты, выходящие за пределы первоначального целеполагания.

Синтез знаний о социокультурных составляющих в развитии техники должен осуществляться на уровне то только общественного, но и индивидуального сознания. Такой синтез - важный резерв повышения социальной эффективности развития техники. А именно, гуманистической направленности ее становления. Т.е. гуманистическая направленность это переход к новому качеству ее роста, где приоритетную роль будет играть культура, а также в корне изменится содержание, формы и методы образования.

Современные формы развития техники настолько тесно взаимосвязаны со всеми сторонами общественной жизни и имеют значительное влияние на все ее составляющие элементы, что ее развитие нуждается в общественной социальной оценке.

Литература. 1. Бодрийяр Ж. Система вещей. - М., 1999. С. 137.

2. Эллюль Ж. Друга революция // Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986.-С.148.

3. Аггаци Э. Моральное измерение науки и техники. - М.,1998.-С.5.

4. Хунинг А. Инженерная деятельность с точки зрения этической и социальной ответственности // Философия техники в ФРГ-М., 1986.- 402.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.