Научная статья на тему 'Социальная ориентация предпринимательского сектора: взаимодействие с благотворительными организациями'

Социальная ориентация предпринимательского сектора: взаимодействие с благотворительными организациями Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
250
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / CHARITY / CHARITY ORGANIZATION / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / EDUCATION / SOCIAL INVESTMENT / SOCIAL PARTNERSHIP / SOCIAL SPHERE / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коробова Т. С.

Статья раскрывает актуальные вопросы в сфере развития российского предпринимательства и обосновывает необходимость взаимодействия с благотворительными организациями. В статьи приводится ряд рекомендаций для повышения социальной результативности такого взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Коробова Т. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ORIENTATION OF THE FOR-PROFIT SECTOR: COOPERATION WITH CHARITY ORGANIZATIONS

The article refers to actual problems in the sphere of development of Russian business and explains the necessity of cooperation with charity organization. At the end of the article there is a number of recommendations to improve cooperation social impact.

Текст научной работы на тему «Социальная ориентация предпринимательского сектора: взаимодействие с благотворительными организациями»

Литература:

1. Вахрушина М.А. Управленческий анализ. - М.: Омега - Л;

2010. 432 с.

2. Гаврилова О. Типичные ошибки процесса бюджетирования// Журнал Консультант - 2009. № 3. С. 7.

3. Казакова Н.А., В.В. Панков Экономический анализ: учебное пособие / В.В. Панков, Н.А. Казакова. - М.: Магистр: ИНФРА-М,

2011. - 624 с.

4. Ларионова А.А. Бюджетирование на предприятиях индустрии

туризма // «Финансовый менеджмент» №3 год - 2010

5. Палий В.Ф. Управленческий учет издержек и доходов (с элементами финансового учета) / В.Ф. Палий. - М.: Инфра-М, 2010. - 199 с.

6. Самочкин В.Н., Калюкин А.А., Тимофеева О.А. Бюджетирование как инструмент управления промышленным предприятием (Ы:1р:/^'№й'. cfin.ru/)

7. Шеремет А.Д. Управленческий учет / А.Д. Шеремет. - М.:ИД ФБК-ПРЕСС, 2010. - 368 с.

СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СЕКТОРА: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Коробова Т.С., аспирант МГУ имени М.В.Ломоносова, экономический факультет, e-mail: [email protected]

Статья раскрывает актуальные вопросы в сфере развития российского предпринимательства и обосновывает необходимость взаимодействия с благотворительными организациями. В статьи приводится ряд рекомендаций для повышения социальной результативности такого взаимодействия.

Ключевые слова: благотворительность, благотворительная организация, корпоративная социальная ответственность, образование, социальные инвестиции, социальное партнерство, социальная сфера, устойчивое развитие.

SOCIAL ORIENTATION OF THE FOR-PROFIT SECTOR: COOPERATION WITH

CHARITY ORGANIZATIONS

Korobova T., the post graduate, faculty of economics, Lomonosov Moscow State University, е-mail: [email protected]

The article refers to actual problems in the sphere of development of Russian business and explains the necessity of cooperation with charity organization. At the end of the article there is a number of recommendations to improve cooperation social impact.

Keywords: charity, charity organization, education, corporate social responsibility, social investment, social partnership, social sphere, sustainable development.

Проблема социально-экономической роли коммерческого сектора российской экономики с каждым днем становится все более актуальной.

Во-первых, это проявляется в дефиците доверия и росте социально-экономической напряженности, которая при своем развитии может перерасти в острые антагонистические формы. Формируются труднопреодолимые препятствия на пути к эффективной и результативной деятельности и установлению партнерских отношений не только с обществом, но и предпринимательства между собой.[см. 2, 11-15 с.]

Недоверие сказывается на росте транзакционных издержек, формировании препятствий для развития партнерской модели взаимодействия: возникает необходимость в услугах дорогостоящих, но «надежных» страховых и аудиторских агентств, создании дополнительных подразделений по управлению рисками, обеспечении «надежной» системы внутренней и внешней безопасности, услуг «качественной» правовой экспертизы, поиску неформальных путей установления потенциальных партнерских контактов и налаживании «связей» с общественными и государственными структурами, в том числе в целях сокращения числа проверок со стороны надзорных органов. В отраслях, где наблюдается повышенная концентрация предприятий и формирование конкурентной среды, к вышеперечисленному добавляется потребность в применении обширного маркетинг-инструментария для разработки стратегии деятельности компании в целях создания положительной деловой репутации, бренда в ответ на усиление давления общественного мнения.

По данным всероссийского репрезентативного опроса населения, проведенного Высшей школой экономики и Фондом общественного мнения в 2009 г., наименьшим доверием пользуется крупный бизнес (доверяет 1% от опрошенных), на втором месте - политические партии (3%), на третьем - пресса и региональные и местные власти (8%), далее - милиция (18%). Больше всего доверяют церкви (43%) и Вооруженным силам (33%).[см. 2]

Во-вторых, в современных условиях обостряется проблема обеспечения населения качественными и доступными социальными услугами и преодоления значительной дифференциации в доходах населения, что, с одной стороны, способствует росту социальной напряженности, с другой стороны, приводят к тому, что инвестиции и капитал идут не на восстановление и развитие отечественной общедоступной социальной инфраструктуры, а перетекают в под-

держание и дальнейшее развитие и без того работающей западной социальной системы, еще более усугубляя ситуацию на родине.

Наконец, заявления о необходимости повышения качества, экологичности и социальной значимости продукции со стороны потребителей звучат все чаще. В то же время, процедура контроля и формирования общественного мнения в условиях информатизации, социальных сетей и форумов общественного мнения значительно упрощается. В связи с этим важным становится ориентация на участие в производстве социальных услуг всех субъектов российской экономики, включая коммерческие предприятия отраслей нефтегазовой, тяжелой и легкой промышленности, торговли, телекоммуникаций, транспорта и дорожного хозяйства, финансового и банковского секторов, и др.

Развитие социальных программ коммерческих компаний на сегодняшний день является одним из альтернативных, предпочтительным способом возвращения утраченного общественного доверия, повышения благосостояния, улучшения деловой и в целом - социальной атмосферы государства.

В качестве основных направлений реализации социальной функции в рамках нашего анализа выделим: корпоративную социальную ответственность, социальное инвестирование, социальное предпринимательство, благотворительность.

Корпоративная социальная ответственность бизнеса (КСО) представляет собой концепцию, согласно которой предполагается несение компанией ответственности (1) во взаимоотношениях с партнерами, (2) перед потребителем за качество продукции, (3) в отношении работников за благоприятную среду для поддержания и воспроизводства человеческого капитала, (4) за окружающую среду - экологию, (5) перед обществом в целом. Форма выражения ответственности возможна в виде: выделения финансовых средств (пожертвования, микрокредиты, формирование корпоративных фондов и предоставления гратов), личное взаимодействие сотрудников с благополучателями- профессиональное (консультирования или других необходимых услуг юридического, экономического или иного характера, связанного с профессией) и непрофессиональное (помощь вне отведенной должности - корпоративное волонтерство).

Сегодня в мировом масштабе реализация социальной функции как индикатора ответственности бизнеса перед обществом становится важным репутационным критерием не столько в целях увеличения сбыта, сколько в целом завоевания устойчивой ниши на глобальном

рынке. Важно отметить, что социальная ориентация коммерческих компаний - их участие в решении острых социальных проблем -была отмечена в качестве главного конкурентного преимущества на глобальном рынке в Европейской программе устойчивого развития в 2000 г.[см. 11, 239-255 с.]

Социально ответственные инвестиции (или этические инвестиции) - концепция, зародившая на западе с ростом интереса к корпоративной социальной ответственности. Сущность данного подхода представляет собой позицию, что инвестиции, потенциальный эффект от которых наносит вред обществу, должны быть исключены, несмотря на величину потенциального от них дохода. [см. 13, 190-200 с.]

Идея социальных инвестиций рассматривается в тесной связи с понятием устойчивости, подразумевающим степень поддержания того или иного процесса в неизменном состоянии. Соответственно, данный тезис составляет суть Концепции устойчивого развития. В 1980-е годы Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП),разработанная по инициативе ООН, Международного союза охраны природы (МСОП) и Всемирного фонда дикой природы, утвердила принцип «развития без разрушения». Впервые обнародована Концепция была в 1980 году, ее появление окончательно подорвало существовавшую фундаментальную основу неограниченности экономического роста, а в 2008 году было объявлено о запуске Глобального договора ООН в России. При этом, следует отметить, что основные утверждения концепции содержатся в концепции ноосферы, сформулированной еще В.И.Вернадским.

В целях оценки социальных инвестиций применяются такие показатели, как Индекс устойчивости Доу Джонса (the Dow Jones Sustainability Index, DJSI), утвержденный в 1999 г., FTSE4GoodIndex, применяемый с 2001 г., Социальный индекс Домини 400, разработанный компанией KLD Research&Analytics.

О высокой популярности социальных инвестиций с США говорят следующие данные. Если рост обычного типа инвестиций c 1995 по 2007 гг. составил с 7 по 25,1 трлн. долл. или менее 260%, то вложения в социальные инвестиции возросли с 639 млрд. долл. по 2,71 трлн. долл. или свыше 324%. [см. 12]

Третье направление - благотворительная деятельность. Следует отметить, что благотворительная деятельность в отношении коммерческих предприятий, осуществляется работниками, руководителями и владельцами, прежде всего от собственного имени.

В.Н. Якимец рассматривает взаимодействие предпринимательства с обществом как пирамиду форм: на высшей ступени - благотворительность, далее - инвестиции социального характера, коммерческие инициативы (партнерство), в самом основании - бизнес[см. 6]. Приводя пример опыта дореволюционного предпринимательства, автор обращает внимание на принятые российскими предпринимателями в 1912 г. «Семь принципов ведения дел в России»:

1.Уважай власть.

2. Будь честен и правдив.

3. Уважай право частной собственности.

4. Люби и уважай человека.

5. Будь верен своему слову.

6. Живи по средствам.

7. Будь целеустремлен.

Обращение внимание на отечественный опыт, на наш взгляд, представляет собой важное значение, поскольку в таком контексте выявляется уникальность подхода отечественных предпринимателей-благотворителей, с той точки зрения, что исходя из вышерассмотренных 7 принципов, их взаимодействие с окружающим миром характеризуется не сугубо рационалистической моделью экономических действий, имеющей в самом основании все тот же собственный интерес, а деятельностью, направленную во благо страны и основанную на чувстве милосердия и сострадании.

Переходя к проблемам, препятствующим развитию социальных направлений предпринимательства в современных российских условиях, следует рассмотреть результаты проведенного в 2011 г. исследования Прайсвотерхаус Куперс, установившего, что основная причина неучастия в благотворительности - отсутствие средств (70% опрошенных), для 10% главной причиной является отсутствие инициатора в организации, а 15% вообще не видят смысла в благотворительных программах [см. 7]. Поскольку затрагивается вопрос о «смысле» деятельности, то, на наш взгляд, вернее будет рассматривать в данном случае под «благотворительными программами» прежде всего КСО. Таким образом, можно наблюдать дефицит знаний концепции социальной ответственности, ее сущности, форм

и преимуществ у руководителей коммерческих компаний.

Тем не менее, численность компаний, открывающих программы социальной ответственности постепенно растет. Этому свидетельствует ежегодно проводимый конкурс Форума Доноров «Лидер корпоративной благотворительности» в партнерстве ряда государственных и общественных организаций, в том числе Департамента инновационного развития Минэкономразвития России, Российского союза промышленников и предпринимателей, Общественной палаты и Ассоциации менеджеров России, деятельность которой направлена на развитие современного отечественного бизнеса, включая этический аспект ведения бизнеса, налаживанию межсекторного социального партнерства.

Согласно уже упоминавшемуся исследованию Прайсвотерхаус Куперс, основными направлениями корпоративных социальных программ являются образование и просвещение - более 80%, социальная работа и социальная защита - 76%, помощь и развитие местных сообществ - 72%. Форма участия - преимущественно денежные выплаты и пожертвования сотрудников, далее - натуральные пожертвования и оказание услуг.[см. 7.]

Рассматривая преимущества компании при реализации социальных программ и инвестировании, можно выделить следующие основные: внутренние - улучшение в компании делового климата и отношений между работниками, а также с руководством, что сказывается на производительности и конечных финансовых результатах; внешние - улучшение взаимодействия с партнерами, государством и обществом, улучшение социальной инфраструктуры, что, опять же, благоприятствует жизнедеятельности самих сотрудников данной компании.

Для работников, задействованных в монотонных операциях, например, конвейерном производстве, работе с машинами и оборудованием, особенно важным является корпоративное добровольчество как фактор поддержания благоприятного трудового климата. Участие в рабочее время в социальных программах, приносящих наибольшую отдачу, означает для работника повышение его самореализации - новой общественно признанной востребованности, а значит, повышает его жизненный и трудовой тонус.

Например, взаимодействие с социальными учреждениями и благотворительными организациями в сфере образования, детства, здравоохранения и др.

Важным помощником в организации продуктивного взаимодействия трудовых коллективов предприятий и местного населения являются местные благотворительные организации. Их миссия направлена на решение ряда наиболее острых социально значимых вопросов, в том числе, развитие социального доверия, стабилизации климата, сокращение социально-экономической дифференциации населения. Непосредственно работая с адресными получателями - индивидуальными лицами: тяжело больными, пенсионерами, многодетными семьями и др., - и социальными учреждениями: школами, больницами, интернатами и др., зная их нужду и пользуясь общественным доверием, они помогут разработать наиболее востребованную социальную программу, способствуют в формировании теплых отношений, что в итоге приведет к достижению качественного социального эффекта.

Следовательно, партнерство с благотворительными организациями, совместная разработка и развитие социальных программ способствует формированию устойчивых инфраструктурных социально-экономических связей в государстве, основанных на доверии, ответственности, кооперации.

Необходимо отметить тенденцию роста поддержки государством и политики на постепенное устранение ряда законодательных барьеров, препятствующих развитию социального взаимодействия. В марте 2012 г. представлен обновленный вариант Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года1, в которой одна из глав посвящена общественной значимости, проблемам и перспективам развития общественных институтов, включая аспект развития трехстороннего государственно-частного партнерства. Для развития третьего сектора предусматривается обширный спектр государственных мер: формирование инфраструктуры, повышение информатизации населения о социальных возможностях и перспективах, развитие социальной рекламы, наконец, поддержка и развитие социального партнерства с государственными и негосударственными некоммерческими учреждениями и организациями.

Так, в целях поддержки и развития знаний и практических навыков социальных инноваций, функционирует Агентство стратеги-

ческих инициатив (АСИ), автономная некоммерческая организация, созданная во исполнение поручений Правительства РФ.2 В 2011 г. Главная задача Агентства - привлечь граждан к разработки проектов, обеспечить техническую поддержку, доработку, и, в случае результативности, способствовать его тиражированию.

Для ускорения процесса необходимо распространение знания о сущности и специфике функционирования некоммерческого сектора, повышение грамотности в отношении сущностей и возможностей межсекторной социальной системы и ее субъектов. В целях развития социальной ориентированности экономики, повышению результативного взаимодействия - межсекторного социального партнерства в рамках создания и развития социальных программ и развития благотворительной деятельности, нам представляется целесообразным развитие следующих направлений.

Во-первых, активное содействие государства в общественном признании и массовом освещении партнерства коммерческих и некоммерческих организаций, способствование тиражированию результатов успешного совместного опыта в области разрешения социальных проблем.

Во-вторых, важной мерой также является разработка государственно-частного партнерства в развитии программ, ориентированных на повышение профессиональных навыков кадров коммерческих и некоммерческих организаций.

В-третьих, говоря о формировании будущего слоя отечественных предпринимателей и государственных служащих, представляется необходимым более детальное рассмотрение специфики функционирования некоммерческих организаций и возможностях взаимодействия, а также основ и отечественного опыта благотворительной деятельности в рамках базовой программы высшего экономического образования.

В-четвертых, в целях повышения результативности программ и их актуальности, на наш взгляд, необходимы совместные действия в разработке и реализации социальных программ с благотворительными организациями. Здесь важно использовать их опыт социальной работы, который также будет необходим для развития системы показателей результативности программ и формировании социальных отчетов в области реализации политики устойчивого развития.

В-пятых, важной задачей представляется поддержка и развитие социального предпринимательства. Для раскрытия его сущности, целесообразно привести пример современного социального предпринимателя В.Горелова, в 2009 г. создавшего проект «Школу фермеров» в Пермском крае, который соединил в себе три составляющие: приют для детей-сирот - выпускников детских домов и интернатов; развитое фермерское хозяйство; продуманную программу социализации - обучение детей-сирот азам профессии и умению самостоятельно выстраивать свою жизнь. Проект дважды поддержан фондом «Наше будущее» в виде беспроцентного займа: 1 млн.руб. в 2009 г. и 6 млн.руб. в 2010 г. при досрочном погашении В.Гореловым первого займа. На сегодняшний день предпринимателем осуществляется реализация проекта «Молодежные агродеревни», рассчитанного на 160 сирот - выпускников детских домов и интернатов Пермского края и Кировской области, которые в течение 6 лет будут проходить профориентацию, обучение и трудоустройство. Предполагается строительство необходимых объектов инфраструктурного комплекса - жилых домов, школы, объектов фермерского хозяйства. Перспективы развития проекта - ориентирование на строительство новых агроферм уже для выпускников Школы, получивших статус предпринимателя - глав крестьянско-фермерских хозяйств.

Подводя итоги, следует отметить, что увеличение внешнего благополучия населения возможно только при условии внутренней мотивации самих граждан, их нравственной ориентации на повышение взаимодействия и качества жизни, развития чувства ответственности и доверия. Это, в свою очередь возможно при ориентации всего общества в рамках совместных согласованных действий- государства, бизнеса, некоммерческих организаций - на качественное развитие социальной сферы.

Наконец, представителям коммерческого сектора следует помнить о двойственности своей роли и смотреть на общество не только с позиции производителя, как, прежде всего с позиции соотечественника.

Имеющийся опыт российского предпринимательства, меценатства и благотворительности и ряда редких, но ярких современных примеров общественно значимой деятельности обуславливает благоприятные предпосылки для зарождения и развития современных социально ориентированных очагов хозяйственной деятельности, а также роста числа примеров благотворительности, в основании которой находятся уже не личный интерес, а чувство милосердия и сострадания.

Ориентация на социальный курс коммерческих предприятий несет в себе множество коммерческих и некоммерческих преимуществ, главное из которых - выявление, раскрытие и развитие духовно-нравственного потенциала общества.

Литература:

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р).

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 августа 2011 г. № 1393-р об учреждении Агентства стратегических инициатив.

3. Мерсиянова И.В., Пахомова Е.И., Якимец В.Н. Индексы доверия россиян к госслужащим как инструмент оценки взаимодействия гражданского общества и государства. /Электронный ресурс. Доступ: www.gosbook.ru

4. Жильцов Е.Н., Коробова Т.С. О социальных предпосылках перехода к демократической приватизации.// Экономика и управление собственностью. 2012, №2.

5. Ульянова Г.Н. Благотворительность в Российской Империи. XIX- начало XX вв.: [Моногр.] / Г.Н.Ульянова; Рос.акад.наук.Ин-т рос.истории . - М.: Наука, 2005.

6. Якимец В.Н. Межсекторное социальное парнерство: основы, теория, принципы, механизмы. - М.: Едиториал УРСС, 2004.

7. Аналитическое исследование корпоративной благотворительности компаний в России//Центр корпоративной социальной ответственности им. ПрайсвотерхаусКуперс, ВШМ, СПбГУ: http:// www.gsom.spbu.ru/all_news/2011_05_17_corporate_philanthropy/

8. Доклад о состоянии институциональной благотворительности в России. - М.: «Форум Доноров», 2011.

9. Официальный сайт Ассоциации менеджеров России. http:// www.amr.ru

10. Вячеслав Горелов строит Молодежную деревню. Портал «Новый бизнес: социальное предпринимательство»./Электронный ресурс. Доступ:http://www.nb-forum.ru/interesting/stories/vyacheslav-gorelov-stroit-molodejnuyu-derevnyu.html#ixzz2f2mnrw9p

11. Corporate social responsibility in the European Union: a new trade barrier? // Journal of Public Affairs, November 2009.

12. Social Investment Forum. 2007 Report on Socailly Responsible Investing Trends in the United States. www.socialinvest.org/pdf/ SRI_Tredns_ExecSummary_2007.pdf

13. Nehme M., Ghee Lee C.K. Tracing the Historical development of Corporate Social Responsibility and Corporate Social Reporting/ James Cook University Law Review, Vol. 15, 2008, pp. 198-200.

1 Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р

2 Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2011 г. № 1393-р принято решение об учреждении Агентства, утвержден устав Агентства и состав его наблюдательного совета. В соответствии с уставом учредителем Агентства является Правительство Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.