Научная статья на тему 'Корпоративные социальные программы предприятий Южного Урала в свете реализации социальной хартии российского бизнеса'

Корпоративные социальные программы предприятий Южного Урала в свете реализации социальной хартии российского бизнеса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
411
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
NON-GOVERNMENTAL AND NON-PROFIT ORGANIZATION (NGO) / SOUTH URALS' ENTERPRISES / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / КОРПОРАТИВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОГРАММАМИ / СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МЕЖСЕКТОРНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА / НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ННКО) / ПРЕДПРИЯТИЯ ЮЖНОГО УРАЛА / SOCIAL POLICY / CORPORATE SOCIAL PROGRAMS / SOCIAL PROGRAMS MANAGEMENT / SOCIALLY-ORIENTED BEHAVIOR / INTER-SECTOR SOCIAL PARTNERSHIP / MODELS OF SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Орлов Павел Алексеевич

Автор статьи доказывает, что необходимым условием повышения эффективности социальной политики государства является включение функций социальной сферы в корпоративные социальные программы регионального уровня. Излагается авторский взгляд на роль Социальной хартии российского бизнеса в разработке и совершенствовании корпоративной социальной ответственности предпринимательского сообщества. Рассматривается опыт межсекторного социального партнерства и управления корпоративными социальными программами крупнейших компаний Челябинской области. Показана вариативность механизмов социально-программного администрирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corporate social programs of South Urals’ enterprises in the light of realization of Social Charter of Russian business

The author of the article proves that the implementation of the functions of social sphere into corporate social programs of the regional level is a necessary condition of increasing the effectiveness of State social policy. The author expresses his opinion on the role of Social Charter of Russian business in elaborating and upgrading a corporate social responsibility of entrepreneurial circles. The article describes an inter-sector social partnership’s experience and a practice of corporate social programs management at the major companies in Chelyabinsk region. The variance of mechanisms of social and program administration is considered.

Текст научной работы на тему «Корпоративные социальные программы предприятий Южного Урала в свете реализации социальной хартии российского бизнеса»

Корпоративные социальные программы предприятий Южного Урала в свете реализации Социальной хартии российского бизнеса

П.А. Орлов

Автор статьи доказывает, что необходимым условием повышения эффективности социальной политики государства является включение функций социальной сферы в корпоративные социальные программы регионального уровня. Излагается авторский взгляд на роль Социальной хартии российского бизнеса в разработке и совершенствовании корпоративной социальной ответственности предпринимательского сообщества. Рассматривается опыт межсекторного социального партнерства и управления корпоративными социальными программами крупнейших компаний Челябинской области. Показана вариативность механизмов социально-программного администрирования.

Ключевые слова: социальная политика, корпоративные социальные программы, управление социальными программами, социально ответственное поведение, межсекторное социальное партнерство, модели социального партнерства, неправительственная некоммерческая организация (ННКО), предприятия Южного Урала.

Социальная миссия бизнеса представляется новой и перспективной темой для изучения структуры гуманитарного знания двух последних десятилетий по целому ряду оснований.

Во-первых, таковой ее делают социально-политические реалии российской действительности, когда пути поиска новой парадигмы социальной политики государства в ее ключевых элементах - пенсионной системе, системах социального и медицинского страхования - направлены на разработку моделей, принципиально отличающихся от технологий всеобщего моноотраслевого государственного социального обеспечения [8]. Достижение качественного воспроизводства генофонда нации и эффективную социальную безопасность уже нельзя связывать исключительно с «государственными интересами» и государственной же «ответственностью». Напротив, объективная необходимость исполнения функций социальной сферы требует их включения в территориальное и корпоративное управление социальными программами и, как следствие, в инфраструктуру межсекторного социального партнерства, участие в котором, наряду с представителями властных структур и общественных организаций, становится подчеркнуто актуальным и для региональных бизнес-элит.

Во-вторых, отмена государственной собственности на средства производства и объединение крупного промышленного и финансового капитала в постсоветской России обострили проблему реализации работниками частных предприятий своих социально-трудовых прав, а также возможность влияния государства на эти (квалифицируемые как «корпоративные») отношения. Первое десятилетие «новорусского» капитализма стало временем повсеместного произвола работодателей как в вопросах налоговой причастности к формированию государственного социального бюджета, так и в части ис-

полнения норм трудового и пенсионного законодательства по отношению к собственным работникам. Теперь же только фактическое применение конкретными членами делового сообщества тред-юнионистских идей Трудового кодекса РФ 2001 г. дает им своего рода «пароль», по которому эти отдельные бизнесмены (или предпринимательские организации), получая «право на явочное вторжение» в сложившийся политико-административный баланс, навязывают себя в качестве дополнительных носителей суверенитета при выстраивании партнерства с государством и неправительственными некоммерческими организациями [15, с. 10].

В этом смысле развернувшееся в регионах движение присоединения к Социальной хартии российского бизнеса (провозглашена на XIV съезде РСПП в ноябре 2004 г., с февраля 2008 г. действует в новой редакции) кажется нам явлением нетривиальным и заслуживающим специального внимания (как в силу, скорее, декларативного характера самого документа, так и из-за отсутствия явной или скорой коммерческой выгоды и, вообще, каких бы то ни было материальных дивидендов для его добровольных приверженцев) [9]1.

В-третьих, возможно отметить учебно-методическую полезность и востребованность актуального научного знания о современном отечественном опыте межсекторного социального партнерства и практике управления корпоративными социальными программами предприятий в рамках академических дисциплин вузов, готовящих специалистов по менеджменту организаций, государственному и муниципальному управлению, социальному праву и социальной работе [7, 17].

Отметим, что исследовательский интерес к изучению условий и механизмов формирования систем корпоративной социальной ответственности в современной России, хотя и кажется нам вполне устоявшимся, остается далеко не исчерпанным.

Мы склонны связывать это, в частности, с возрастающей год от года активностью ур-персон от власти и экономики, говорящих о социальной ответственности бизнеса так же часто, как часто публично отказывающихся признавать собственную якобы приверженность его принципам веяниям политической конъюнктуры. Непосредственно из-за рг-зависимости предмет рассмотрения - социальная миссия российского бизнеса - оказывается настоль-

1 Ко времени появления первой редакции Социальной хартии челябинское предпринимательское сообщество оказалось весьма сплоченным. Южно-Уральская ТИП учреждена в январе 1992 г. и насчитывает в составе около 500 участников (предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица). В 1993 г. создан Союз промышленников и предпринимателей (членская организация, объединяющая более 100 человек - руководителей практически всех крупных предприятий, финансовых и кредитных учреждений, коммерческих организаций Южного Урала, производящих в общей сложности более 70% валового регионального продукта, а также представителей областного правительства и ряда муниципальных образований, депутатов разных уровней и видных общественных деятелей), с 2001 г. получивший статус регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Основанное в 1997 г. Челябинское региональное объединение работодателей «ПРОМАСС» объединяет более 1000 предприятий, организаций, банков, ассоциаций и союзов промышленников, научно-исследовательских и образовательных учреждений.

ко размытым, что зачастую выглядит простым артикулированием сведений об отдельных социальных акциях, всегда неоднозначно понимаемых общественностью (или электоратом) уже в силу длительности ожидания хоть сколько-нибудь конструктивных результатов их проведения [16].

На этом фоне серьезным пробелом остается отсутствие качественных исследований (таких, которые возможно было бы упомянуть в ряду трудов наших уважаемых коллег и учителей - Е.А. Абросимовой, А.А. Аузана, П.Ю. Гомольского, Л.Н. Коноваловой, Л.И. Никовской, В.Н. Якимца) стран Евросоюза, США и Японии по комплексному развитию и внедрению различных (но всегда предусматривающих принципиальную верификацию декларируемых данных) моделей нефинансовой отчетности [10, 11, 12].

В свою очередь, академическая трактовка проблем модернизации стратегических принципов российского бизнеса (ответственность, отчетность, партнерство), заявленная в ряде вузовских учебников и учебных пособий (М.И. Либоракиной и Л.С. Никоновой, В.А. Михеева, В.В. Шахова, В.М. Цветаева и др.), в основном выражается в выборочном перечислении качественных примеров, реже - прецедентов, полезности социальноответст-венного поведения крупнейших отечественных компаний (таких, как НК «ЮКОС», ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», ОАО «СУАЛ-Холдинг», ОАО «Сбербанк России», ОАО «Лукойл», ГМК «Норильский никель» и т.д.) [3, 4].

В этом ряду Челябинская область практически всегда оказывается названной лишь фрагментарно не только в образовательном, но и в смысле простой осведомленности.

Например, доклад Ассоциации менеджеров России «Социальные инвестиции в России: роль бизнеса в общественном развитии» [12, с. 50-56] в числе 100 социально ответственных российских компаний упоминает лишь одно челябинское предприятие - ОАО «Челябинский завод "Теплоприбор"», область же в целом представлена ОАО «Комбинат "Магнезит"» (г. Сатка) и ОАО ММК (г. Магнитогорск). В регулярно обновляемом «Депозитарии социальных инициатив (социальных программ, корпоративных социальных отчетов и моделей социального партнерства)» Ассоциации менеджеров России содержится информация о «социальном профиле» только ОАО «Мечел» (г. Челябинск), ОАО «Автомобильный завод "Урал"» (г. Миасс) и ОАО ММК (г. Магнитогорск) [1].

В ходе реализованного в 2006-2009 гг. Некоммерческим партнерством грантодающих предприятий «Форум доноров» (совместно с газетой «Ведомости» и международной сетью консалтинговых фирм Pricewaterhouse-Coopers) проекта «Лидеры корпоративной благотворительности» ни одно южноуральское предприятие таковым также не объявлялось. Это притом что по итогам 2005 г. только те компании, высшие менеджеры или собственники которых были в составе Челябинской региональной общественной организации «Союз промышленников и предпринимателей», направили на социаль-

ные и благотворительные проекты, представляющие собой продолжительную и преемственную практику, порядка 1 млрд руб. В 2007 г. финансирование по данному направлению достигло 2 млрд руб., а в 2010 г. - 2,7 млрд руб.

Между тем, на наш взгляд, пример Челябинской области - с соответствующим уровнем «политкорректности» регионального информационного пространства [6]; замыкающимся на градообразующие предприятия, флагманы тяжелой индустрии, мощнейшим корпоративно-промышленным потенциалом; со сформировавшимся и действующим ННКО-множеством; сложившимся разнообразием высших учебных заведений, обеспечивающих фактические стороны межсекторного партнерства социально-компетентными кадрами, - несомненно, интересен как «реальный казус» согласования «академической» трактовки корпоративной социальной ответственности с ее подчиненным принципу прагматичной целесообразности практическим воплощением [14].

Является фактом существование как минимум трех подходов к пониманию современной трактовки социальной ответственности бизнеса [2, с. 58-59].

В соответствии с первым подходом основная хозяйственная деятельность коммерческого предприятия социально значима по определению, а прибыль - не единственная причина, ради которой оно создано, поскольку прямым следствием ее (деятельности) эффективного наличия становится производство качественных товаров и услуг, уплата налогов и создание хорошо оплачиваемых рабочих мест [20, с. 15-16].

Возможность второго подхода предусматривается обстоятельством, когда хозяйствующий субъект (и работодатель) в своей деятельности выходит за минимальные, законодательно определенные рамки и осуществляет стратегически целесообразный вклад в развитие внутренней и внешней среды действия своего бизнеса, повышая тем самым его устойчивость в долгосрочной перспективе. При этом предприятие реализует только такие внутренние и внешние корпоративные социальные программы, которые, безусловно, согласуются с его собственной стратегией развития.

Наконец, третий подход обращается к фону растущего интереса российского делового сообщества к проблематике государственно-частного партнерства; к тенденции, уже выразившейся в том, что лидерство в бизнесе априори предполагает усилия по созданию репутации носителя социально ответственного поведения, поскольку «это модно» в расчетливо-прагматичном для предпринимательской среды понимании. Тогда и социальная ответственность заключается не только в том, что менеджмент предприятия учитывает изменяющиеся общественные ожидания в отношении производимой продукции или услуг, но и в том, что оно своим действием принимает активное участие и способствует формированию высоких общественных стандартов (таких, например, как качество профессионального образования или безбарьерная среда для людей с ограниченными возможностями) и тем самым вносит свой вклад в повышение уровня и качества жизни в стране.

Впрочем, следует придавать значение и аргументам против социальной ответственности, коль скоро в ней:

а) существенно затруднено или усложнено использование индикаторов эффективности и оценки социальных программ, всегда предполагающих расходы имеющихся у организации средств;

б) распыляются потенциальные возможности и увеличиваются издержки активности предприятия в тех основных областях, ради которых, собственно, оно и создавалось (учредителями, менеджментом, инвесторами, акционерами).

Тем не менее практическая приверженность и готовность следовать тому или иному подходу трансформируются в управленческое решение организовать (провести, исполнить) корпоративную социальную программу, а именно увязанный и согласованный в части ресурсов, исполнителей и сроков осуществления комплекс мероприятий, обеспечивающий эффективное решение приоритетных внутрикорпоративных социальных задач или внешних социальных проблем местного сообщества на территории пребывания субъекта хозяйствования [5].

С точки зрения типологии можно выделить следующие характеристики социальных программ предприятия или организации [18, с. 111-112]:

□ по степени сложности состава и уровню представительства субъектов-участников программной деятельности - организаторы, реципиенты, партнеры, посредники и пр.;

□ по времени (продолжительности) реализации программы - долгосрочная, среднесрочная, текущая, актуальная;

□ по целевой значимости механизма реализации программы - конкурсный поиск лучшего и иные соревновательные процессы; поддержка в развитии и продвижении перспективных гуманитарных и социальных технологий; организация необходимых и эффективных социальных институтов; развитие и поддержка коммуникаций межсекторного социального партнерства; территориальная организация социальной сферы и т.д.;

□ по уровню (масштабу) реализации (применения, транслирования) программы - корпоративный, отраслевой, местный, региональный, федеральный и т.п.;

□ по качеству оформления (документирования, паспортизации) программы и отчетности по ней - без регламента; по процедуре в пределах компетенций организаторов, реципиентов, партнеров, посредников программы; по соглашению между субъектами программной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами по принадлежности (федеральное законодательство, законодательство субъекта Российской Федерации, местное законодательство, декларация, хартия, договор и пр.); в соответствии с международными стандартами корпоративной нефинансовой отчетности и т.д.;

□ по источнику (форме) финансирования (обеспечения) программных мероприятий - за счет текущих расходов организации; за счет прибыли (до налогообложения); за счет чистой прибыли; за счет нефинансовых ресурсов;

□ по эффекту, полученному от реализации программы - имиджевый, социальный, экономический; тактический, стратегический; в денежном выражении, в относительных единицах, по индексу, по рейтингу, без расчета;

□ наконец, по сферам (направлениям, проблемным областям) реализации - внешненаправленная: развитие местного сообщества; добросовестная деловая практика; добровольный отказ от вида производственной деятельности ради снижения социальных или экологических проблем территории; природоохранная деятельность и ресурсосбережение; внутриорганизационная: формирование human resources через обучение, стимулирование и развитие персонала; социально ответственная структуризация предприятия; оптимизация внутренних коммуникаций в организации; охрана здоровья сотрудников, профилактика профессиональных заболеваний и обеспечение безопасных условий труда; повышение эргономичности рабочего места и рабочего пространства для персонала, прямо связанного с производственной деятельностью и ее обслуживанием; организация рабочего снабжения; развитие социальной инфраструктуры предприятия, поддержка семьи, отцовства, материнства и детства и пр..

Понимание типологического разнообразия корпоративных социальных программ позволяет назвать признанный инструментарий их реализации, в частности:

□ денежный грант (адресная финансовая помощь, выделяемая под реализацию образовательных, научных, культурных и прочих проектов (программ) или на цели проведения прикладного исследования);

□ участие в целевом капитале (эндаументе) некоммерческой организации, реализующей свои уставные цели в области образования, науки, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, искусства, архивного дела или социальной помощи (поддержки);

□ благотворительное пожертвование, спонсорская помощь (адресная помощь, выделяемая для проведения социальной акции (мероприятия, проекта, программы) в денежной (целевое перечисление средств по смете расходов организатора, оплата счетов организатора и др.) и (или) натуральной форме (товары, продукция, услуги, административное помещение, помещение для проведения мероприятия, транспорт, оборудование, волонтеры, охрана, призовой фонд и т.д.);

□ социально значимый маркетинг (адресная финансовая помощь, заключающаяся в перенаправлении процента с продажи конкретного

товара (продукции, услуги) в бюджет реализуемой корпоративной социальной программы);

□ долевое финансирование (адресная финансовая помощь, выраженная в совместном - с участием государственных, региональных и (или) муниципальных властей и неправительственных некоммерческих организаций - финансовом (ресурсном) обеспечении социальной программы; или же - как разновидность - долевое финансирование в форме сбора средств (перечислений) от сотрудников (из получаемой ими заработной платы) и администрации предприятия на определенный корпоративный социальный проект (программу);

□ социальная инвестиция (финансовая помощь, выделяемая предприятием на исполнение долгосрочной и, как правило, совместной с определенным числом партнеров программы, направленной на достижение решающего (глобального) социального эффекта в интересах многих целевых групп населения [18, с. 74-140], требующая при этом: а) делегирования сотрудникам предприятия бремени добровольного и безвозмездного участия в программе собственными знаниями, опытом, навыками, временем, информированностью и связями; б) создания целевого административного (социального) бюджета предприятия - средств, выделяемых на реализацию корпоративной социально значимой активности).

Особую роль в части реализуемости той или иной корпоративной социальной программы играет практика администрирования программной деятельности, предполагающая как упрощение, так и, в определенных случаях, усложнение состава и уровня представительства субъектов-участников программы (в которую помимо заинтересованных организаторов могут входить и организованные в юридическое лицо реципиенты, партнеры, посредники и пр.)

Вариативность механизмов социально-программного администрирования делает возможным следующее разнообразие [19, с. 101-112]:

а) предприятие, заинтересованное в исполнении корпоративной социальной программы, приглашает для ее осуществления (отбирает в ходе открытого конкурса) многопрофильную неправительственную некоммерческую организацию;

б) предприятие участвует в деятельности фондов развития местного сообщества (перечисляя средства на стипендии и гранты, финансируя именные гранты (конкурсы, проекты, программы), повышая финансовую состоятельность фонда), создаваемых для воплощения в жизнь социально значимых программ конкретного муниципального образования (локальной территории) и способных объединить усилия административных, бизнес-структур и ННКО;

в) предприятие участвует в муниципальных (территориальных, региональных, окружных) ярмарках социально значимых проектов (когда их раз-

работчики - неправительственные некоммерческие организации, а также муниципальные или государственные учреждения - представляют собственные технологии (проекты, программы), направленные на решение проблем территории или различных групп общественности, а заказчиками могут выступить администрации муниципальных образований, региональные или окружные власти, а также и бизнес-сообщество. Таким образом, заказчик финансирует избранный на конкурсной основе социальный проект (программу), а некоммерческая организация - победитель конкурса - становится его (ее) исполнителем).

В сегодняшних условиях очевидно, что именно Социальную хартию российского бизнеса следует признать документом, вобравшим в себя все принципиальные и теоретико-методологические особенности программирования корпоративной социальной ответственности предпринимательского сообщества.

Таким образом, исследование на предприятиях крупного индустриального центра страны, подчиненное решению задачи понимания факторов влияния, условий становления и развития корпоративных социальных программ, должно быть, на наш взгляд, сориентировано на:

а) выявление нового критерия оценки степени институциализации гражданского общества в современной России посредством определения особенностей распространения и практического усвоения положений Социальной хартии российского бизнеса (в том числе принятия их в качестве уставных оснований для создания общероссийских и региональных предпринимательских организаций);

б) проведение детального анализа практик управления корпоративными социальными программами на предприятиях области по ключевым аспектам их целевого исполнения;

в) соответствие показателей и пределов адекватности экономических затрат южноуральских предприятий крупного, среднего и малого бизнеса, осуществляющих корпоративные социальные программы по всей номенклатуре программных расходов, реальному уровню социальных проблем и состоянию социальной напряженности в одном из ведущих регионов Российской Федерации.

Литература

1. Депозитарий социальных инициатив (социальных программ, корпоративных социальных отчетов и моделей социального партнерства) // Ассоциация менеджеров России: офиц. сайт. URL: http://www.arm.ru/doc128.html

2. Корсаков М.И., Коновалова Л.Н., Якимец В.Н. Управление корпоративными социальными программами компании. - М.: Ассоциация менеджеров России, 2003.

3. Либоракина М.И., Никонова Л.С. Социальное партнерство: взаимодействие между государственными, коммерческими и общественными структурами. Опыт проведения учебной программы. - М.: Ин-т экономики города, 2001.

4. Михеев В.А. Основы социального партнерства: Учебник для вузов. - М.: Экзамен, 2001.

5. О принципах корпоративной социальной ответственности. Меморандум Ассоциации менеджеров России. - М.: Комитет Ассоциации менеджеров России по корпоративной ответственности, 2006.

6. Орлов П.А. Web-обеспечение корпоративных социальных программ: сайты предприятий Челябинска о практике социального партнерства // Бизнес и общество. - 2005. - № 4-5.

7. Орлов П.А. Вопросы социального партнерства и социальной ответственности бизнеса в проблематике профессиональной подготовки менеджеров в вузах г. Челябинска // Общественные институты - реальная социальная сила развития гражданского общества в России: Сборник статей по материалам заоч. международной науч.-практ. конф. - М.: Фонд социального развития, 2006.

8. Пенсионная реформа в России. Аналитический доклад Русского экономического общества. - М.: РЭО, 2003.

9. Покаяние богатых перед бедными: социальную ответственность РСПП заменил социальной отчетностью // Экспертный канал «Открытая экономика»: сайт. URL: http://www.opec.ru/1060597.

10. Руководство по отчетности в области устойчивого развития (Global Reporting Initiative, 2000). - М.: РОО «Эколайн», 2003.

11. Руководство по отчетности в области устойчивого развития. Версия 3.0 (Global Reporting Initiative, 2000-2006). - М.: РОО «Эколайн», 2006.

12. Социальные инвестиции в России: роль бизнеса в общественном развитии / Под ред. С.Е. Литовченко. - М.: Ассоциация менеджеров России, 2004.

13. Стандарт верификации отчетов АА1000 // Институт социальной и этической отчетности (Institute of Social and Ethical Accountability, Лондон). -М.: Агентство социальной информации, 2003.

14. Степанов И. Ответственный выбор: Челябинский СПП присоединился к Социальной хартии российского бизнеса // Челябинская региональная общественная организация «Союз промышленников и предпринимателей»: офиц. сайт. URL: http://www.sppchel.ru

15. Сунгуров А. Тенденции развития гражданского общества в России // Научное знание о благотворительности и некоммерческом секторе в высшей школе: Материалы семинара. - СПб., 2003.

16. Уральские общественные ведомости. - 2004. - № 164.

17. Учебно-методическое объединение вузов России по образованию в области менеджмента: офиц. сайт. URL: http://www.umoman.ru/

18. Якимец В.Н. Социальные инвестиции российского бизнеса: механизмы, примеры, проблемы, перспективы // Труды Института системного анализа РАН. - 2005. - № 18.

19. Якимец В.Н., Никовская Л.И., Коновалова Л.Н. Теория и практика межсекторного социального партнерства в России / Под ред. А.Г. Поршнева, Ю.Л. Старостина. - М.: ГУУ, 2004.

20. Яковлева Л.Р., Кравченко Е.Ю. Социальная ответственность организаций потребительской кооперации: теория и практика. - Белгород: Кооперативное образование, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.