УДК [338.23:36:316.334.3](477)
Лещинский В.П,
помощник-консультант Главы Комитета Верховного Совета Украины по вопросам строительства, градостроения и жилищно-коммунального хозяйства,
а также региональной политики
СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СТАБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Рассматриваются вопросы социальной направленности стабилизационной политики. Исследованы научно-теоретические аспекты государственной политики социальной защиты.
Ключевые слова: политика, экономика, социальная направленность, система, взаимосвязи, общество.
Постановка проблемы. Стабилизационная политика государства — концепция, согласно которой экономический рост внедряется через повышение эффективности производства, научно-технический прогресс и обеспечение минимального загрязнения окружающей среды. Это будет способствовать поддержанию надлежащего уровня современного и будущих поколений людей. Есть конечные цели стабилизационной политики — создание оптимальных условий жизни общества, достижение гармоничного сочетания деятельности населения и функционирования биосферы.
Соответственно социальное направление играет одну из важнейших ролей в стабилизации. Этим определяется необходимость детального исследования указанной проблематики в контексте дальнейшего экономического развития.
Анализ последних исследований и публикаций. Вопросы социальной направленности в политике государства рассматривались в трудах В. Гейца [1], Л. Головко, Л. Дидкивськой [4], Д. Богини, А. Колоты,
Э. Либановой [9—10], А. Палия, В. Скура-тивского и др.
Геец акцентировал внимание на проблемах приватизации и сокращения доли государственной собственности, последствиях этих процессов. Он отметил, что подобная политика государства хотя соответствует характеру рыночной экономики, но идет в разрезе с желаниями населения. Такая ситуация сложилась из-за несовершенства отечественной экономической системы (в частности, широкой монополизации украинского рынка) и нестабильности [1].
Либанова, исследуя вопрос демографического развития страны, отмечала качественное, а не количественное повышение человеческого потенциала Украины. Также освещался вопрос повышения пенсионного возраста. Главными недостатками политики по вопросам пенсионного возраста, по мнению Э. Либановой, стали быстрое и одновременно высокое повышение пенсионного возраста и гендерный аспект этого вопроса. Также рассматривались миграционные процессы, их влияние на демографическую ситуацию в стране, факторы увеличения и государственного регулирования процессов миграции, последствия экономической и политической деятельности правительства, были определены основные показатели демографических и миграционных процессов, в частности миграционный прирост [10].
По мнению В. Скуратовского и А. Палия, социальная защита — это комплекс организационно-правовых (создание институтов социальной защиты и законов, которые бы руководили их деятельностью) и экономических мер (создание механизмов перераспределения доходов, т.е. взимание налогов и других платежей, формирования средств социальной защиты и их перераспределение), направленных на защиту благосостояния каждого члена общества в конкретных экономических условиях.
Л. Дидкивська и Л. Головко считают, что социальная защита — это комплекс законодательно закрепленных гарантий, противодействующих дестабилизирующим жизненным факторам (инфляция, спад про-
изводства, экономический кризис, безработица и т.д.) [4].
Цель статьи. Социальный вопрос политической деятельности страны рассматривался во многих работах, но в целом исследовались лишь отдельные аспекты, та или иная сторона социального развития. Но, чтобы определить основные направления стабилизации социального развития необходимо видеть полную картину современной общественной системы, выделить главные проблемы и сформировать единую систему факторов развития и повышения уровня жизни населения.
Изложение основного материала. Качественное формирование стабилизационной политики в контексте общественного развития должно базироваться на анализе достоверных данных, проведенных исследований. Для этого предлагается определить:
— недостатки современной политики по социальному вопросу;
— последствия дальнейшего проведения такой политики;
— необходимые условия для повышения качества жизни;
— систему факторов для улучшения жизни общества;
— пути преодоления нестабильности.
Важно также осознать необходимость
переосмысления современных стремлений власти и моделирования их в соответствии с целями стабилизационной политики и стремлениями украинского общества. Необходимо выделить основные направления социальной деятельности правительства и сформировать единую систему, которая бы отвечала требованиям долгосрочной стабильности.
Важнейшей предпосылкой государственного регулирования экономики является разработка прогнозов. Это обусловливается тем, что в условиях рынка меняются траектории развития, возрастает альтернативность его вариантов, усиливается интенсивность поиска выходов из нежелательных, негативных ситуаций. Прогнозирование предоставляет рынку вектор более целенаправленного развития.
Программирование является достаточно ощутимым методом воздействия на процессы воспроизводства и поэтому
применяется в случаях, когда использование других методов регулирования не может дать необходимых результатов. Управленческий аспект формирует рекомендации по государственному регулированию экономики на соответствующую перспективу. Наиболее тесная связь прослеживается между прогнозированием и планированием. Единство между ними обусловлено тем, что прогнозирование создает условия для научно обоснованного планирования (принятия управленческих решений). Макроэкономическое планирование — это деятельность государства по определению стратегической, тактической и оперативной цели, а также определению способов, методов и сроков их достижения. Программно-целевой метод планирования реализуется через целевые комплексные программы. Целевая комплексная программа — это документ, в котором отражается комплекс мероприятий, направленных на достижение цели, обусловленной стратегией социально-экономической политики государства и конкретной социально-экономической проблемой. Государственное регулирование социально-экономического развития страны является существенным признаком рыночной экономики. Конкретные направления, формы и масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и сложностью экономических, социальных, экологических и других проблем в любой стране.
Для достижения высокого уровня жизни населения социальное развитие страны должно отвечать ряду требований. На сегодня в Украине общее состояние социального развития является неудовлетворительным. Очевидно прослеживается неспособность политики правительства создать стабильные условия улучшения качества жизни населения. Основными проблемами, которые приводят к такому положению вещей, прежде всего являются:
— низкий уровень качества жизни населения;
— монополизация национальной экономики;
— ограниченность условий для честной конкурентной борьбы;
— значительная коррупция в органах власти;
— неравномерность распределения доходов.
Низкий уровень качества жизни основной части населения констатируют статистические показатели. В стране около 15% населения со средними доходами, 20% самых богатых, и последние 65% — население с низкими доходами [3].
Первопричиной такой общественной диспропорции можно считать высокую монополизацию экономики. В свою очередь подобное положение вещей является следствием несовершенной антимонопольной политики. Не выполняются функции по ограничению монополистических тенденций, злоупотребления монопольным положением на рынке, дискриминации предпринимателей органами власти и управления, отсутствует контроль. Сюда же можно отнести и значительную коррумпированность, уклонение от уплаты налогов, неразвитость экономической культуры [7].
Также остаются неизменными высокие показатели уровня тенизации экономики и трудовой миграции. Структурные условия и последствия проведения рыночных реформ в Украине вызвали недовольство населения уровнем оплаты своего труда. Социальная политика, направленная на увеличение доли социальных выплат и снижение доли заработной платы в структуре доходов граждан, доказала свое несовершенство и не привела к положительным сдвигам в выравнивании доходов [7].
Опираясь на представленные факты, можно констатировать, что социальному развитию будет способствовать не просто система мероприятий по социальным выплатам, но и формирование развитого рынка труда. Совершенствование рынка труда, повышение заработных плат, создание новых рабочих мест позволят стабилизировать нормальный уровень доходов украинского населения, а следовательно, и качественный уровень. Повышение доходов приведет к увеличению числа населения среднего класса. И опять же, как следствие, улучшение материального положения граждан повлечет оживление демократиза-ционных процессов, духовного развития.
Социальная защита — важная составляющая социальной политики и необходимый элемент функционирования рыночной экономики. Ст. 46 Конституции Украины определяет: "Граждане имеют право на социальную защиту, включающее право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом".
Государство берет на себя выполнение социально-защитной функции, которая составляет часть общей направленности государства по обеспечению прав и свобод граждан и их гарантий (ст. 3. Конституции Украины) [8]. Закрепление в Конституции гарантий социальной защиты отвечает следующим положениям международно-правовых актов: Всеобщей декларации прав человека; Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; Конвенции о правах ребенка.
В действующем законодательстве понятие "социальная защита " означает политику государства, направленную на обеспечение прав и гарантий человека в сфере уровня жизни [5].
Национальные системы социальной защиты в разных странах сформировались с учетом специфики их экономического, социального и культурного развития. Однако при всем различии в путях развития и особенностях организации, качества и объема услуг, а также в методах финансирования, все системы социальной защиты функционируют на основе единых принципов, среди которых: принцип социального страхования, социального обеспечения, помощи и социальной солидарности [2].
Как показывает мировой и отечественный опыт, успешная современная экономика требует государственного вмешательства и регулирования. Без активного и эффективного государства невозможно обеспечить экономический рост, устойчивое экономическое развитие. Государственное регулирование экономики призвано обеспечивать ее равновесие и устойчивое развитие. Конкретные направления, формы и масштабы государственно-
го регулирования экономики определяются характером и остротой экономических, социальных, экологических и других проблем в стране в определенный промежуток времени. Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями с целью стабилизации и адаптации существующей социально-экономической системы к изменившимся условиям. В Украине осуществляются экономические реформы, поэтому сегодня, как никогда, нужны усилия для оживления хозяйственной жизни с целью обеспечения стабилизации экономики и ускорения экономического развития.
Государственное регулирование экономики — это влияние государства на социально-экономическое развитие страны. Таким образом, это система государственных мероприятий, направленных на создание нормальных условий функционирования рынка и решение сложных социально-экономических проблем. В Украине, которая находится на этапе социально-рыночной трансформации, формируется система управления национальной экономикой. Целью реформирования экономики Украины является создание социально ориентированной рыночной экономики, которая на основе развития национального конкурентоспособного производства обеспечила бы достойный уровень жизни населения, благосостояние нации в целом.
Реформы, осуществляемые в стране, призваны изменить характер участия государства в хозяйственной деятельности, уменьшить долю государственной собственности, создать условия для обеспечения высокой деловой активности. Но любая масштабная акция требует фундаментальной подготовки и взвешенности. Цель государственного регулирования экономики — создать такую хозяйственную систему, которая бы ориентировалась на выбор наиболее эффективных вариантов использования имеющихся факторов
производства и обеспечения благоприятных социально-экономических условий жизнедеятельности. Теория государственного регулирования экономики провозглашает необходимость системного подхода к выбору средств и методов воздействия государства на субъектов экономических отношений. Регулированию подлежат сложные экономические процессы жизнедеятельности общества, на которые не способны эффективно влиять отдельные рычаги. Эффективность государственного регулирования возрастает, когда эти рычаги применяются не случайно, а системно.
Выводы из данного исследования и перспективы дальнейших исследований в данном направлении. Современная система социального регулирования не отвечает требованиям стабилизационной политики. Поэтому значительное внимание нужно уделить ее модификации, в частности переносу ориентиров по социальным выплатам на обеспечение постоянных рабочих мест с оптимальными условиями труда и высокой его оплатой. Необходимо реконструировать систему современного украинского рынка (из монополизированного в рынок малого и среднего бизнеса). Это позволило бы повысить спрос на трудовые ресурсы. Конечно, социальные выплаты не могут быть вычеркнуты из государственной деятельности, но их количество должно быть четко регламентировано в соответствии с европейскими стандартами. Решение вопроса о достойной оплате труда постепенно приведет к выравниванию доходов населения, увеличению среднего класса. Оптимальная заработная плата станет стимулирующим фактором развития производства на внутреннем рынке и воспроизводства трудовых ресурсов.
Конечно, изменения не наступят быстро, но стабилизационная политика и предусматривает долгосрочные процессы. И если неотступно следовать поставленным целям, экономический рост будет неизбежным, но начинать модифицирование экономико-социальных процессов необходимо уже сегодня.
Процесс регулирования экономики предполагает использование комплекса организационных, экономических, финансовых и управленческих мероприятий как составляющих эффективной социально-экономической политики государства. Перед экономикой Украины стоят сложные и важные проблемы, решение которых во многом может повлиять на дальнейшее развитие государства. Решение этих проблем на современном этапе невозможно без активного участия государства, разумного сочетания государственного регулирования и экономических рычагов влияния на социально-экономические процессы.
Библиографический список
1. Геець В. Реформи Януковича: Бюджет. податки, фшанси, дерегуляц1я / В. Геець // Дзеркало тижня. - 2010. - № 21. - С. 5.
2. Гончарова С.Ю. Сощальна полгтика: навч. поаб. / С.Ю. Гончарова, 1.П. Отенко. - Х.: Вид. ХДЕУ, 2003. - 200 с.
3. Державний комгтет статистики Укра-!ни [Електронний ресурс] - Шлях доступу: http://www.ukrstat.gov.ua
4. Д^дювська Л.1. Державне регулюван-ня економжи / Л.1. Д]дювська, Л. С. Головко. - К.: Знання-Прес, 2002. - 214 с.
5. Законодавство Украши про сощаль-ний захист населення / [упоряд. О.М. Ро-!на; ред. О.А. Кривенко]. - 2-е вид. - К.: КНТ, 2003. - 245 с.
6. 1ванова О.Л. Сощальна политика: тео-ретичш аспекти / О.Л. 1ванова. - К.: Ака-дем1я, 2003. - 107 с.
7. 1ващенко О. Про анатомта економiч-но! нерiвностi в сучаснш Укра!ш / О. 1ва-щенко // Сощолопя: теор1я, методи, маркетинг. - 2010. - № 4. - С. 29-55.
8. Конститущя Укра!ни: прийнята на п'ятш сеси Верховно! Ради Укра!ни 28 червня 1996 р. - К.: Право, 1996. - 54 с.
9. Лiбанова Е. Ринок пращ та сощаль-ний захист: навч. поаб. iз. соц. политики / Е. Лiбaновa, О. Палш. - К.: Вид-во Соломи Павличко "Основи". - 2004. - 491 с.
10. Лiбaновa Е. Цшшсш орiентaцil та сощальш реали укра!нського суспiльствa / Е. Лiбaновa // Економiкa Укра!ни. -2008. - № 10. - С. 120- 135.
Bibliography
1. Geets V. Yanukovych REFORM: Budget. podatki, finansi, deregulyatsiya / V. Geets // Dzerkali Tyzhden. - 2010. - № 21.
- C. 5.
2. Goncharova SY Sotsialna politika: navch. posib. / SY Goncharova, I.P. Otenko.
- H.: Appearance. HDEU 2003. - 200.
3. DERZHAVNAYA komitet Statistics of Ukraine [E-resource] - Access Shliakh: http://www.ukrstat.gov.ua
4. Didkivska L.I. DERZHAVNAYA regulyu-vannya ekonomiki / L.I. Didkivska, LS Golovko.
- K.: Knowledge - Pres, 2002. - 214 p.
5. Zakonodavstvo Ukrainy about sotsialny Zahist Population / [Arrange. OM Roïna, Ed. OA Kryvenko]. - 2nd look. - K.: CST, 2003.
- 245 p.
6. O. Ivanova Sotsialna politika: teoretichni aspects / O. Ivanova. — K.: Akademiya, 2003. - 107.
7. Ivaschenko O. About anatomiyu ekonomichnoi nerivnosti in suchasniy Ukraini / O. Ivaschenko // Sotsiologiya: teoriya, marketing techniques. - 2010. - № 4. - P. 29-55.
8. Konstitutsiya of Ukraine: priynyata on p'yatiy sesii Verkhovna Rada of Ukraine chervnya 28, 1996 p. - K.: Law, 1996. - 54.
9. Libanova E. Gorodocka pratsi that sotsialny Zahist: navch. posib. iz. soc. politiki / E. Libanova, O. Paliy. - K.: Type of Solomii D.Pavlychko " The Basics" - 2004. - 491 sec.
10. Libanova E. Tsinnisni orientatsii that sotsialni realii Ukrayinsky suspilstva / E. Libanova // Ekonomika of Ukraine. -2008. - № 10. - S. 120- 135.
Lechinskij V.P., e-mail: sergei-stepanenko21@rambler.ru
Helper-consultant of Chairman of Committee of Verkhovna Rada of Ukraine on ques-tionsbuilding, town-planning and housing and communalservices and regional politics (Ukraine, Kiev)
SOCIAL ORIENTATION OF STABILIZATION POLICIES
The questions of social orientation of stabilization policies. Research of the theoretical aspects of state policy of social protection.
Key words: politics, economy, social orientation, system, intercommunications, society.