УДК 37.013.42(091)
ББК 74.03(2)5 ГСНТИ 14.09.25 Код ВАК 13.00.01
Стародубцев Михаил Павлович,
кандидат педагогических наук, доцент, докторант, Российский Государственный Университет им. Герцена; 190000, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48; e-mail: pfanmp@mail.ru
СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РЕФОРМ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: воспитание; педагогические взгляды; воздействия; высказывания; возраст.
АН НОТАЦ ИЯ. В педагогических произведениях Екатерины II затрагиваются вопросы обучения и воспитания, имеющие общепедагогическое значение для воспитания разных категорий детей. Она определила три важных момента в истории учебно-воспитательного процесса и установила этапы воспитания по возрастам, определила методы и средства воспитания и обучения, сделав акцент на нравственном воспитании поколения. Значительное место в трудах уделено взаимоотношению между детьми и родителями, эти отношения должны строиться на уважении и доверии. Педагогические взгляды Екатерины II имели ярко выраженную социальную направленность и были инструментом в ее социальной политике.
Starodubtsev Mikhail Pavlovich,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Applicant for Doctor’s Degree, Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg.
SOCIAL ORIENTATION OF PEDAGOGICAL REFORMS OF CATHERINE THE GREAT
KEY WORDS: education; pedagogical views; impact; expression; age.
ABSTRACT. The pedagogical works of Catherine II address the issues of training and education having general pedagogical significance for education and upbringing of different groups of children. She identified three important moments in the history of the educational process and established stages of education by age, determined methods and means of education and upbringing, with emphasis on the moral education of the generation. Significant place in the works is given to the relationship between children and their parents, these relations must be based on respect and trust. Pedagogical views of Catherine II had a clear social orientation and were a tool in its social policy.
Екатерина II занималась самой разноплановой деятельностью, но при всем ее уме эти работы несли печать подражания и заимствования и не были лишены серьезного творчества и глубины. Екатерина Великая, вступив на престол, начинает переустройство образования в России.
В своих педагогических произведениях государыня не разграничивает различные понятия педагогики. Ею отдельно не разбираются методы, формы, средства обучения и воспитания. Тем не менее, необходимость научного знания и правильного понимания педагогических взглядов Екатерины II позволяет анализировать их с точки зрения общепринятой в современной педагогике систематизации этих понятий.
Суждения императрицы, затрагивающие проблемы методики воспитания и обучения, направлены, главным образом, педагогам будущих наследников престола - ее внуков. Впрочем, это не значит, что ее рассуждения не содержат общепедагогического смысла. Изучив ее педагогическое наследие, мы не можем упрекнуть ее в педагогическом дуализме. Исключение составляет лишь ее увещевания в непременности следования сословному принципу в политике образования. Но это не может быть отнесено к методической стороне ее педагогических взглядов.
В качестве предварительных условий организации учебно-воспитательного про-
цесса Екатерина называет три принципиально важных момента:
1) воспитание должно быть организовано так, чтобы им были охвачены все «грани человеческой природы», то есть направления воспитательной работы должны касаться всех сторон личности (гражданское, нравственное, умственное, физическое воспитание и обучение);
2) уровень образования необходимо соотносить с тем, «смотря... кому оно дается»;
3) организация воспитания должна исходить из учета возрастных и социальных особенностей воспитанников.
Педагогические взгляды русской императрицы, основанные на идеалах просвещения, стали основной для противоречия в российской действительности. В XVIII в. сословность и связанное с этим неравенство подданных Российской империи в зависимости от их происхождения составляли основу общественного строя и государственной политики. Государыня не могла пренебречь этим и в сфере образования. Об этом свидетельствуют такие ее высказывания: «Общечеловеческое воспитание есть нелепость» (1, с. 14); «Мыслим мы, что всякое доброе воспитание должно быть учреждено, смотря на того, кому оно дается».
Екатерины II была уверена, что забота о воспитании и развитии ребенка должна начинаться с раннего детства. Императрица
© Стародубцев М. П., 2014
указывает на условия, которые рекомендовано выполнять будущей матери: соблюдать режим дня, заниматься физическими упражнениями, больше дышать свежим воздухом и т. п. Екатерина высказывает и свое мнение о начальных этапах воспитания и обучения. Первым воспитателем младенца должна стать женщина «разумная, которая умела бы различать, кричит ли дитя от нужды, болезни или своеволия». Кормить ребенка нужно умеренно, давать ему больше двигаться. С самого раннего возраста нужно начинать обучение «отборными игрушками», причем должны учитываться физиологические особенности ребенка. Обучение как главное занятие должно сопровождаться обязательно физическим воспитанием. Все эти суждения представлены Екатериной II в «Сказке о царевиче Февее», имевшей ясно выраженную педагогическую направленность. Целый ряд положений этой сказки прямо перекликается с «Инструкцией кн. Салтыкову» (2, с. 524-525).
Екатерина II была убеждена, что воспитание нужно начинать с самого раннего возраста: «Приступать к основанию добродетелей, полезных душе, надлежит... от самого младенчества». Внутреннее естество ребенка до семи лет, по мнению императрицы, энергично. В таком возрасте он находятся в состоянии деятельности, постоянной работы. Ребенок всем своим существом окутан внешней природой, его внутренний мир открыт для внешних впечатлений. Не умея еще отделить себя от всего внешнего, окружающего, ребенок весь представляет собой лицезрение.
Огромное количество разнообразных вещей он усваивает в детском возрасте, разнообразные образы оставляют след в душе ребенка. Вместе со сведениями, полученными из внешнего мира, в душе ребенка накапливаются чувства, переживания и желания. Детство - это время, когда формируется первоначальный умственный и нравственный капитал. Но, с точки зрения Екатерины II, ребенок, владея этим капиталом, еще не умеет правильно им воспользоваться. Вследствие этого очень важно первоначальное, самое раннее воспитание. Трудности семейного воспитания привлекали интерес многих крупных мыслителей и видных русских педагогов (Е. Р. Дашкова, В. В. Крестинин, Н. И. Новиков, А. А. Прокопович-Антонский, А. Н. Радищев и др.). Было изложено много значимых мыслей по поводу семейного воспитания. В этом отношении большой научный интерес представляют проблемы семейного воспитания второй половины XVIII века. Передовые деятели общественной мысли и педагоги того периода отражали в своих трудах прогрессивные тенденции об-
щественного развития и по-новому подходили к разработке проблем семейного воспитания.
Русские просветители не оставались равнодушными к вопросам воспитания и включались в общеевропейскую полемику о воспитании. При этом следует отметить, что они не слепо следуют идеям Д. Локка, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеция и др., а высказывают свои собственные оригинальные суждения, отвергая или соглашаясь с идеями о всесилии воспитания, о роли наследственности в становлении личности, о роли среды в процессе воспитания, о роли семьи. Но при обсуждении вопросов воспитания на первое место просветители ставили проблему человеческого бытия.
Каждая воспитательная санкция в детском возрасте откладывает отпечаток в сердце ребенка, и чем младше ребенок, тем сложнее, по ее суждению, применять нужные воспитательные меры. Педагог-воспитатель
должен уметь «опускаться» до уровня детского развития, но дети должны безусловно признавать авторитет педагога (5, с. 233-243), что требует от педагогов-воспитателей значительного искусства и тактичности. Этот вопрос императрица затронула одна из первых в российской педагогике. В XVIII веке мысль о раннем воспитании была присуща прогрессивной педагогической мысли. Воспитание должно начинаться с самого рождения - утверждали И. Б. Базедов, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и др.
Вскоре Екатерина II устанавливает этапы воспитания по возрастам. Первый этап -«продолжение младенчества до семи лет» (5, с. 198), когда от маленьких детей требуется прежде всего выполнение просьб, предписаний, приказаний (5, с. 198).
Отдельно государыня рассматривает родительскую роль в воспитании. В одном из рассказов из «Записок 1-й части» даются определения функций родителей как воспитателей. Об этом Екатерина II говорит так: «Должность их есть исправлять, указывать, учить, остерегать и показывать деткам, как им быть должно, дабы, как вырастут велики, и имев всё равно пороки, не могли пенять: вы нас не исправляли, вы нас не учили, вы нас не остерегали, вы нам не указывали путь, по которому идти» (5, с. 158). Данные высказывания императрицы являются важными, так как этим задается сугубо нравоучительный характер всех воспитательных влияний на воспитателей, родителей и педагогов.
Государство выражало недовольство семьями, которые не проявляли усердия в воспитании молодого поколения. Оно заставляло именно родителей дома учить детей, затем принимая экзамены после домашних занятий. И отбирало детей у недобросовестных
родителей, направляя учиться в казенные школы. Государство оценивало семью достаточно слабым инструментом воспитания, не достигающим серьезных педагогических целей. Семья и общество были полны предрассудков, ленивы, невежественны, безнравственны. Такое порочное общество влияло на воспитание детей. Воспитать из такого зараженного ребенка идеального или просто хорошего гражданина было невозможно, дурные нравы людей, окружавших дитя в первые годы его жизни, передавались ему и оставались при нем на всю жизнь. «Добрые или худые нравы каждого человека во всю его жизнь зависят от первого его доброго или худого воспитания», - утверждал Бецкой, а до него - прежние педагоги. Отсюда непроизвольно возникала мысль об обособлении малолетних детей от взрослых, о воспитании детей отдельно, вне влияния семьи и общества и о формировании, таким образом, нового поколения мужественных, честных, добродетельных людей, словом, таких, в которых ощущался недостаток. Эту идею высказывал Бецкой и в этом убедил Екатерину II.
Императрица в педагогических сочинениях уделяет значительное место проблеме взаимоотношений детей и родителей, часто поднимает вопрос о необходимости почитания родителей и подчинения им. А от родителей же она требует приучения ребенка к послушанию. Некоторые современные исследователи (4, с. 53) склонны видеть в этом призыв Екатерины II воспитывать в ребенке рабскую покорность, подавлять волю детей. Мы полагаем эту позицию ошибочной, так как, во-первых, уважительное отношение к родителям в принципе свойственно для норм русского национального воспитания, и тут Екатерина II разумно подражает многовековой практике народной педагогики; во-вторых, императрица точно указывает на воспитательное значение такой меры, как беспрекословное подчинение родителям. Так, в «Сказке о царевиче Февее» Екатерина II говорит словами главного героя, что, подчиняясь, он вырабатывает крепость характера и повиновение отцу есть своеобразная наука, необходимая ему в дальнейшей жизни. В-третьих, говоря, в частности, о детском повиновении в «Инструкции», императрица имеет в виду конкретных детей -наследников престола. Умение повиноваться в понимании Екатерины II есть одно из необходимых условий для формирования умения повелевать: «Кто с младенчества не поважен (приучен) повиноваться приказанию и совету родителей и приставников, тот, созрев, не в состоянии будет слушать здравого рассудка и справедливости» (4, с. 53).
Определенные требования Екатерина II предъявляла к родителям как к воспитате-
лям. Так, в главе «Наказа» под названием «О воспитании», ею установлено «несколько общих правил, могущих служить вместо совета всем родителям». Правила эти гласят: «1. Всякий обязан учить детей своих страху Божию, ...вперяти в них любовь к отечеству. 2. Всякий родитель должен воздерживаться при детях своих не только от дел, но и от слов, клонящихся к неправосудию и насильству, как-то: брани, клятвы, драк, всякой жестокости ...и не дозволять и тем, которые окружают детей его, давать им дурные примеры. 3. (Родитель) запретить должен детям и тем, кои около них ходят, чтоб не лгали, ниже в шутку: ибо ложь изо всех вреднейших есть порок» (5, с. 83).
В методах организации педагогических воздействий, предлагаемых государыней, определенно прослеживается человеколюбие, характерное для просвещения. Важным фактом гуманистического воспитания признается универсальность характера, то есть сочетание нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания. В своих педагогических трудах Екатерина II не отмечает разницы в способах обучения и воспитания. В ее высказываниях по вопросам использования методов и средств воспитания и обучения, как и в вопросах о содержании образования приоритет отдается нравственному воспитанию.
В общевоспитательной практике педагога императрица отмечает два основных метода влияния: 1) стимулирование и поощрение у воспитанников положительных качеств; 2) применение средств, искореняющих отрицательные проявления в их поведении.
По мнению Екатерины, использование именно таких методов и средств поможет решить вопрос, стоящий перед воспитателем, - «приуготовить» воспитанников к последующей самостоятельной деятельности «посредством возбуждения и подкрепления умонаклонения к добру». Характеризуя методы, Екатерина останавливается и на способе их применения. В частности, Екатерина II утверждала: «Когда детей унимать, тогда надо чинить без сердца, без брани, без пристрастия, с холодной кровью; представлять им здравое рассуждение, и для того употребить слова умеренные, голос тихий и вид степенный». В случаях, когда воспитанник будет неоднократно замечен во лжи, когда будет «найдена основательной жалоба одного (ребенка) на другого», по убеждению Екатерины II, нужно применять «выговор». При этом она предупреждает, что не следует делать детям выговор по пустякам, в ходе детской игры. И это справедливо, потому что от чрезмерного применения этого способа теряется его эффективность. В тот
момент, если дело касается личной обиды одного воспитанника на другого, выговор должен сопровождаться извинениями виновного перед обиженным. Извинение, по мнению Екатерины II, - особое, самостоятельное воспитательное средство. Его специфика заключается в том, что оно очень ощутимо для чувства собственного достоинства ребенка и подразумевает глубокое внутреннее переживание. Порой становится так, что извинение бывает сложнее самого ожидающего наказания, именно поэтому Екатерина II считает его сильным воспитательным средством, которое должно применяться с особой осторожностью.
Способом педагогического воздействия, пресекающим нежелательное действие, по суждению императрицы, является угроза. Применяться этот способ должен при «многократном повторении непозволительных действий», а осуществляться в том случае, когда поведение ребенка не сопровождается немедленным исправлением. Необходимо также решительно осуществить угрозу в случае проявления явного невнимания к учению или лени кого-либо из воспитанников (5, с. 247). Для того чтобы угроза возымела надлежащее педагогическое действие, педагогу необходима твердость, с которой он должен привести ее в исполнение. По-видимому, Екатерина II значительно ограничивает сферу применения данного метода. В ее педагогических работах угроза как метод воздействия встречается крайне редко, в «Инструкции» о ней упоминается лишь дважды.
Значительное место в работах государыни занимают проблемы организации процесса обучения детей. В статье «Инструкции», названной «Наставление касательно знания и того, что потому от детей требуется», разбираются две основные группы проблем: общая, в которой излагается ее взгляд на значение обучения, и частная, в которой указывается порядок и определяется ход обучения.
Представление Екатерины II о характере обучения состоит в том, что обучение должно осуществляться только при условии собственного желания и охоты воспитанников, «с решительным устранением принуждения». При таком характере обучения не должно оставаться места страху - господствовавшему и общеупотребительному тогда средству принуждения. Той же кротости и свободы в отношениях с детьми, которые допускались в процессе воспитания, Екатерина II требует и в обучении, причем многократно выдвигает эти требования: «Привлекать любопытство детей к учению ласкою, а не принуждением» (5, с. 227), «При всяком учении не держать детей более по-
лучаса сряду и кончить всегда прежде, нежели они не станут скучать». Таким образом, Екатерина II поставила непременным условием обучения собственное желание детей.
Обязательным правилом достижения цели в процессе обучения государыня считала прилежание и усидчивость учеников. Она полагала, что «дабы добиться поставленной цели» важно «почаще твердить... изучаемое, так как прилежание и радение всё преодолевают: так как лень и нерадение ото всякого добра отводят».
По соображению Екатерины Великой, обучение должно иметь строгую последовательность. Детям следует давать лишь то, к чему они в полной мере готовы, и не следует предоставлять им то, чего они не смогут осилить. В одном из писем она указывала: «Нужно, по-моему, чтобы способности ребенка были достаточно развиты прежде, чем забивать ему голову старой чепухой, и из этой чепухи надо знать, что выбирать для него». Исходя из этого, Екатерина II считала, что материал книг для детского чтения должен соответствовать уровню понимания ребенка. Во всех учебных книгах, написанных ею самой, присутствует постепенность в распределении материала в соответствии с постепенностью в развитии детских понятий. Достоинством этих книг являются также ясность, легкость изложения, простота понятий, живость, подбор интересных мыслей. Педагогическое мастерство императрицы, ее разумные педагогические рекомендации нашли выражение в том, как методически грамотно написаны ею тексты для детского чтения. В ряде рассказов «Записок первой части» и иных педагогических творений императрица показала редкое и важное умение поравняться с уровнем детского восприятия. По идеи Екатерины II, обучение детей постепенно должно нарабатывать все большую самостоятельность, то есть перерастать в самообразование. Она считала необходимым и очень важным заниматься самообразованием. Об этом свидетельствует и процесс обучения ее сына Павла I. Его обучение шло в значительной мере самостоятельно, занимало определенную, причем лучшую часть дня. Это был твердо установленный порядок (3, с. 37).
Важная роль была отведена предмету организации учебного процесса: режим труда, отдых ребенка, оснащение учебного класса. Продолжительность каждого вида занятий определялась ею в пределах получаса при условии доброй воли и желания самих воспитанников к этим занятиям. В статье «Об обучении» она многократно отмечает, что «дети, переменяя упражнения телесные
с упражнениями ума, проводить будут время приятно».
Императрица считала, что во взаимоотношениях воспитателей, педагогов и воспитанников не должно быть конфронтации, руководство действиями детей со стороны воспитателей и педагогов по возможности должно оставаться не замеченным детьми. Добиться этого возможно лишь тогда, когда их отношения строятся на доверительных отношениях, взаимном понимании и уважении.
Обсудив сущность и корни формирования педагогических взглядов Екатерины II, мы сделали вывод: эти взгляды основаны на учениях европейских просветителей и педагогов XVIII в. Но все-таки все эти концепции были пересмотрены, приспособлены и модифицированы Екатериной II в России, что и составляет главную заслугу императрицы перед российской педагогикой. В социальной политике екатерининские взгляды имели важный аспект и ярко выражали социальную направленность. Руководствуясь своими педагогическими воззрениями, она старалась направить и развить новые процессы российского общества.
По вопросам содержания воспитания и обучения Екатерина II имела собственные оригинальные взгляды. Центральными в педагогических взглядах Екатерины II были идеи о главенстве нравственного начала в человеке и необходимости подчинять весь процесс воспитания этому, важности граж-
данского и патриотического воспитания в деле формирования «нового человека». Понимание Екатериной II истинной гражданственности во многом современно и актуально (естественно, с соответствующей корректировкой в отношении специфики политических и культурных реалий XVIII века). Екатерина II знала цену знаниям, не раз указывала на всю важность и значимость образования как для конкретной личности, так и для общества в целом.
Екатерина имела оригинальный взгляд на методы воспитания и обучения, которые были связаны с поставленными ею общественными задачами формирования «нового человека». Чтобы освободиться от минусов прежней эпохи, новая личность должна была «выращиваться» деликатными методами без применения насилия. Воспитательные меры и обучение со стороны воспитателей и учителей должны быть восполнены настойчивым самообучением в течение всей жизни человека.
С уверенностью мы можем сказать, что во второй половине XVIII в., Екатерина II предстала в какой-то степени создателем новой педагогической теории в России. Все ее педагогические взгляды имеют нравственный характер, что было бесспорно с точки зрения претворения ее общепедагогической цели - создания «новой породы людей» - сначала граждан, а уже потом подданных.
ЛИТЕРАТУР А
1. Екатерина II. Избранные сочинения. Кн. 1. СПб., 1890.
2. Екатерина II. Соч. М.,1990.
3. Письма и записки императрицы Екатерины II к графу Н. И. Панину. М., 1863.
4. Рождественская Р. Л. Патриотическое воспитание подрастающего поколения в истории отечест-
венной педагогики (ГХ-ХХ вв.) : дисс. ... канд. пед. наук. Белгород, 1997.
5. Соч. императрицы Екатерины II. Т. 1.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. М. Г. Синякова.