СОЦИОЛОГИЯ
И. Е. Махров
СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПЕРВИЧНОЙ НАРКОПРОФИЛАКТИКИ КАК ОСНОВА АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ
В статье проведен анализ теоретических подходов и правового регулирования антинаркотической пропаганды в Российской Федерации. Исследованы модели и структура профилактики наркомании. На основе социологического подхода и анализа социальной модели первичной наркопрофилактики формулируется вывод о необходимости комплексного, системного и целевого подхода к пропаганде здорового образа жизни. Предлагается система принципов организации антинаркотической пропаганды, а также направления их реализации в нормативных правовых актах и организационных механизмах.
Ключевые слова: наркотики, наркопрофилактика, наркозависимость, здоровый образ жизни, антинаркотическая пропаганда.
В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»1 одним из основных принципов государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту выступает стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду. Антинаркотическая пропаганда Федеральным законом от 25 октября 2006 года № 170-ФЗ2 определена как пропаганда здорового образа жизни, в том числе физической культуры и спорта, направленная на формирование в обществе негативного отношения к наркомании. Поскольку многие вопросы организации антинаркотической пропаганды нормативно не урегулированы, постольку в настоящей статье мы остановимся на принципах ее организации и возможных направлениях повышения эффективности.
Прежде всего, обратим внимание на те принципы, которые устанавливают ограничения и запреты при освещении проблемы распространения наркомании в средствах массовой информации. Еще в 1998 году по итогам 20-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН были определены темы и сюжеты, использование которых в публикациях принесет вред или приведет к негативным последствиям. А именно: использование неточной или вводящей в заблуждение терминологии в отношении наркотических средств (например, искусственное разделение наркотиков на так называемые «сильные» и «слабые»); сообщения о потреблении наркотиков людьми, добившимися успеха или славы в обществе; восхваление наркотиков в песнях, кинофильмах и т. д.; привлечение внимания людей к огромным прибылям, ко-
торые могут быть получены от незаконной торговли наркотиками; информация об уличной стоимости конфискованных партий наркотических средств; выступления за легализацию немедицинского потребления наркотиковЗ.
Анализ российского законодательства позволяет сделать вывод о преимущественно рестриктивной его направленности. В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 8 января 1998 года № З-ФЗ в Российской Федерации запрещается пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. При этом под пропагандой в сфере оборота наркотических средств понимается деятельность физических или юридических лиц, направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение в компьютерных сетях указанных сведений или совершение иных действий в этих целях. Также нормой закона запрещается пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а равно пропаганда использования в медицинских целях наркотических средств, психотропных веществ, подавляющих волю человека либо отрицательно влияющих на состояние его психического или физического здоровья. Запрещается также распространение образцов лекарственных средств, содержащих наркотические средства или психотропные вещества. Аналогичные нормативные предписания включены в Закон РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации»4.
За нарушение указанных требований законодательством Российской Федерации установлена административная и уголовная ответственность. В соответствии со статьей 6.13. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушени-ях5 пропаганда либо незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на юридических лиц с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой. Статьей 230 Уголовного кодекса Российской Федерации6 установлена уголовная ответственность за склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ. Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 года № 147 склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ может выражаться в любых умышленных действиях, в том числе однократного характера, направленных на возбуждение у другого лица желания их потребления (в уговорах, предложениях, даче совета и т. п.), а также в обмане, психическом или физическом насилии, ограничении свободы и других действиях, совершаемых с целью принуждения к потреблению наркотических средств или психотропных веществ лицом, на которое оказывается воздействие.
В Российской Федерации запрещена пропаганда употребления и иных психоактивных веществ. Так, в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2001 года № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака»8 не допускаются демонстрация курения табака во вновь создаваемых телевизионных фильмах, в кинофильмах и спектаклях, если такое действие не является неотъемлемой частью художественного замысла, и демонстрация курения табака общественными и политическими деятелями в средствах массовой информации. В свою очередь, федеральные органы исполнительной власти по здравоохранению, образованию и культуре обязаны через средства массовой информации регулярно осуществлять пропаганду знаний о вреде куре-
ния табака, а общеобразовательные программы и профессиональные образовательные программы должны содержать разделы, касающиеся изучения воздействия на организм человека курения табака.
Не смотря на предпринимаемые шаги, эффективность рестриктивных мер оказывается невысокой. Об этом свидетельствуют данные социологического мониторинга. Так, социологическое исследование, проведенное в 2007 году на территории г. Оренбурга среди учащихся 9-11 классов средних общеобразовательных школ, показало, что значительное число школьников осведомлено о каком-либо наркотике. Самыми известными являются марихуана или гашиш, героин и кокаин, о которых знают от 90 до 95 % учащихся. В целом же, 77,8 % респондентов знают, что такое наркотики9. Причем исследования говорят о том, что основную часть информации о наркотиках подростки получают из телепередач и журналов10. Отмеченное свидетельствует о том, что, наряду с последовательным соблюдением запретов и ограничений, а также организацией контроля исполнения императивных предписаний, более важным представляется позитивное направление в организации антинаркотиче-ской пропаганды. Поэтому, первым принципом ее организации видится принцип позитивной направленности. По нашему мнению, в основу антинаркотической пропаганды должна быть положена концепция первичной позитивной наркопрофилактики. Суть концепции - привитие с раннего детства жизнеутверждающих потребностей и навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья, развитию способностей к достижению социального благополучия11.
В соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2006 года № 170-ФЗ [13] профилактика наркомании определяется как совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании. Традиционно выделяются первичная, вторичная и третичная профилактики. Первичная профилактика - это предотвращение аддиктивного поведения подростков. Вторичная - предотвращение рецидивов после лечения ранних форм алкоголизма и наркомании. Третичная - реабилитация после лечения12. Рассматривая наркопрофилактику в контексте управленческого процесса, мы разделяем позицию исследователей, которые трактуют профилактику наркомании как деятельность государственных органов, религиозных конфессий, общественных организаций, бизнес-структур, родителей и граждан, непосредственно направленную, во-первых, на недопущение первой пробы наркотиков, во-вторых, на раннее выявление лиц с опытом потребления наркотиков и удержание их от формирования наркозивисимости и, в третьих, на поддержку лиц для удержания их в устойчивой ремиссии13.
Наиболее важным направлением профилактики наркомании выступает первичная наркопрофилактика, целью которой является предупреждение появления склонности к употреблению психоактивных веществ. Профилактическая работа, прежде всего, в образовательных учреждениях должна быть построена комплексно, как профилактика злоупотребления психоактивными веществами в целом, без разделения ее на различные направления. Сегодня же, в организации профилактической работы в определенной степени виден «крен» в сторону профилактики наркомании и заражения ВИЧ-инфекцией. Признавая значительную опасность данных заболеваний, отметим, что злоупотребление алкоголем, особенно, среди подростков и молодежи представляет собой не менее серьезную угрозу безопасности для российского общества и конкретных его членов, становясь во многих случаях причиной трагических последствий и преждевременной смертности. Данный вывод подтверждается
мониторинговыми исследованиями, раскрывающими связь алкоголизации и табакокурения с наркотизацией подростково-молодежной среды. Злоупотребление табаком и алкоголем являются фоновыми поведенческими практиками, способствующими экспериментам с наркотиками. Так, среди некурящих молодых людей экспериментируют с наркотиками 7,8 %, а среди курильщиков 36,2 %. Среди непьющих молодых людей употребляют наркотики 5,8 % опрошенных. Среди пьющих общий уровень наркотизации 26,1 %14.
Первичная профилактика должна быть, прежде всего, позитивной в своей основе. По нашему мнению, центральным звеном ее системы должна стать идея формирования конкурентно-способной личности, карьера, жизненный и социальный успех которой обусловлен социально-позитивной направленностью, в том числе и здоровым образом жизни. Отдельными направлениями ее реализации выступают формирование потребности в учебе и труде, профессионального интереса и стремления приобрести авторитетный социальный статус; воспитание самостоятельности и способности ответственно принимать решения. Формирование конкурентоспособности также предполагает развитие способности уравновешенно и достойно относиться к стрессовым ситуациям, к временным трудностям и социально-незначительному статусу, встречать отказы и т. д. Наряду с конкурентоспособностью, не менее важным в рамках позитивной профилактики выступает формирование гуманистически-ориентированной личности. Это предполагает формирование духовных ценностей, потребности к духовному и физическому совершенствованию; навыков уважительного и корректного отношения к другим людям; воспитание чувства здоровья и желания его беречь.
Все эти направления могут быть реализованы в рамках социальной модели первичной наркопрофилактики. Еще раз отметим, что центральным элементом данной модели выступает формирование здоровой личности, с развитой индивидуальностью, способной к самореализации. Кроме того, данная модель ориентирована на социальную политику в отношении потребителей наркотиков и иных психоактивных веществ, противодействие их распространению. Необходимыми элементами социальной модели первичной наркопрофилактики выступают: создание организационных структур профилактики; подготовка кадров; разработка программ для всех уровней профилактической деятельности; создание нормативно-правовой базы; осуществление мониторинга; оценка эффективности профилактических мероприятий.
Важным элементом социальной модели наркопрофилактики выступает анти-наркотическая пропаганда. Более того, данная модель выступает основой информационно-пропагандистской деятельности по предупреждению злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота. Рассматривая позитивную профилактику как основу пропагандистской деятельности, следует отметить, что личностноориентированный подход к наркопрофилактике предполагает сокращение до минимума освещения в средствах массовой информации темы о психоактивных веществах. Практика показывает, что негативно-ориентированная первичная профилактика, реализуемая в сфере пропаганды через информирование аудитории о вредных последствиях употребления наркотиков и иных психоактивных веществ, не отличается эффективностью и не достигает поставленных целей. Темы аддиктивного (злоупотребление наркотиками) и, в целом, девиантного поведения (наркопреступность, насилие, самоубийства, связанные со злоупотреблением психоактивными веществами и т. д.) должны подаваться дозировано и лишь в контексте формирования позитивных жизненных установок. И уж совсем неприемлемы публикации в СМИ сюжетов
о «выздоравливающих» наркоманах с комментариями о том, как они сумели освободиться от зависимости. Безусловно, такие выступления могут возыметь обратный эффект, так как исподволь подтверждают ошибочный постулат о том, что вылечиться от наркозависимости можно.
Наряду с позитивной направленностью, другим важным принципом организации информационного сопровождения выступает принцип стратегической целостности. В плане реализации данного принципа, заслуживает внимания опыт субъектов Российской Федерации (Приморский край, Иркутская область, Ростовская область), в которых разработаны региональные концепции информационнопропагандистского сопровождения деятельности по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту. В рамках концепций определены цели, задачи, принципы, основные направления и организационный механизм анти-наркотической пропаганды.
Дальнейшее совершенствование антинаркотической пропаганды требует последовательного проведения принципа системности. Как известно, основным методом планирования антинаркотической деятельности выступает программно-целевой метод. Анализ нормотворчества субъектов Российской Федерации показывает, что мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни, выступают составной частью не только программ противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, но и программ профилактики правонарушений, развития физической культуры и спорта, программ по реализации государственной молодежной политики и других. Повышению эффективности информационнопропагандистской деятельности способствовал бы единый план проведения массовых информационно-пропагандистских акций и мероприятий на уровне субъекта РФ, объединивший мероприятия различных региональных программ.
Еще одним важным принципом антинаркотической пропаганды выступает принцип координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления. В целях повышения уровня согласованности действий субъектов противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту видится целесообразным сформировать Советы антинаркотической пропаганды при антинаркотических комиссиях субъектов РФ. Опыт создания таких координирующих органов уже есть в ряде субъектов Российской Федерации.
Создание информационного антинаркотического пространства предполагает также формирование надежных механизмов «обратной связи» с общественными организациями и гражданами. Одним из важных показателей степени вовлечения негосударственных организаций и граждан в деятельность по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту является частота сообщений граждан по «телефонам доверия» информации о фактах незаконного оборота и потребления наркотиков, а также предложения граждан, представителей общественных организаций по совершенствованию профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркозависимых. Важным условием создания механизма «обратной связи» выступает мониторинг эффективности антинаркотической пропаганды и, в целом, информационного воздействия. Это, в основном, социологический мониторинг, направленный на исследование и оценку эффективности информационнопропагандистской работы, а также оценку влияния СМИ на формирование антинар-котического мировоззрения различных социальных групп и категорий населения.
Подводя итоги, обратим внимание на отношение к антинаркотической пропаганде населения, конкретных социальных групп. Социологический мониторинг,
проводимый на территории г. Оренбурга, показывает, что более 3G % опрошенных второй по значимости мерой борьбы с распространением наркомании (после ужесточения ответственности за сбыт наркотиков) считают активизацию информационно-пропагандистской деятельности. 25,4 % респондентов поддерживают необходимость увеличения количества специальных циклов передач на телевидении и радио, направленных на пропаганду здорового образа жизни15. Дальнейшему совершенствованию антинаркотической пропаганды будет способствовать переход от простой ее информационной модели, элементами которой выступают доведение до населения информации о вреде наркотиков и о состоянии наркопреступности, к личностноориентированной позитивно-направленной пропаганде. Совершенствованию данного направления антинаркотической деятельности также будет способствовать разработка концептуальных основ региональной политики в сфере антинаркотической пропаганды, учитывающих специфику того или иного субъекта Российской Федерации, особенности развития наркоситуации на его территории, сочетающих принципы системности и дифференцированности в организации данной работы.
Примечание
I Федеральный закон от В янв. 199В г. № 3-ФЗ (в ред. от 2l июля 2GGl г.) «О наркотических средствах и психотропных веществах» // СЗ РФ. - 199В. - № 2. - Ст. 219.
См.: Федеральный закон от 25 окт. 2006 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» // СЗ РФ. - 2006. - № 44. - Ст. 4535.
См.: Рекомендации ООН журналисту, пишущему о наркотиках [Электронный ресурс]. - Режим доступа : //http:// www.ecad.ru / mn-f 5_1В.^т1.
4 Закон Российской Федерации от 2l дек. 1991 г. № 2124-1 (в ред. от 24 июля 2GGl г.) «О средствах массовой информации» // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № l. - Ст. 3GG.
5 См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 3G дек. 2GG1 г. № 195-ФЗ (в ред. от 1в мая 2008 г.) // СЗ РФ. - 2GG2. - № 1 (Ч. 1). - Ст. 1. в См.: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 2006 г. № 63-ФЗ (в ред. от 13 мая 2008 г.) // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
См.: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» // Рос. газ. - 2006. - 2В июня. - № 13l.
В Федеральный закон от 10 июля 2001 г. № В1-ФЗ (в ред. от В нояб. 200l г.) «Об ограничении курения табака» // СЗ РФ. - 2001. - № 29. - Ст. 2942.
9 См.: Итоговый отчет о выполнении в 2001 г. «Программы профилактики алкоголизма, наркомании, ВИЧ-инфекции, противодействия незаконному обороту наркотиков на 2005-2009 гг. в городе Оренбурге». - Оренбург : Агентство ПРЕССА, 200В.
- С. 41, 56.
10 См.: Дереча, В. А. Зависимость от психоактивных веществ и ее профилактика / В. А. Дереча, В. В. Карпец. - Оренбург : Оренбург. гос. мед. акад., 2005. - С. 46.
II См.: Дереча, В. А. Основы первичной позитивной наркопрофилактики : пособие для врачей, педагогов, родителей, работников правоохранительных органов, журналистов / В. А. Дереча, В. В. Карпец. - Оренбург : Агентство ПРЕССА, 2000. - С. 10-11.
12 См.: Профилактика наркотизма : теория и практика / под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого. - Самара : ГУСО «Перспектива», 2005. - С. 49.
13 См.: Зазулин, Г. Словарь понятий : наркоконфликтология / Г. Зазулин // Наркомат.
- 2007. - № 7. - С. 59.
14 См.: Итоговый отчет о выполнении в 2007 г. «Программы профилактики алкоголизма, наркомании, ВИЧ-инфекции, противодействия незаконному обороту наркотиков на 2005-2009 гг. в городе Оренбурге». - Оренбург : Агентство ПРЕССА, 2008.
- С. 57-58.
15 См.: Итоговый отчет о выполнении в 2007 г. «Программы профилактики алкоголизма, наркомании, ВИЧ-инфекции, противодействия незаконному обороту наркотиков на 2005-2009 гг. в городе Оренбурге». - Оренбург : Агентство ПРЕССА, 2008.
- С . 54.
Н. А. Ткачева
СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ
В статье рассматриваются новые подходы к категории «социальная безопасность» в системе национальной безопасности государства, анализируются угрозы неконтролируемых миграционных процессов как фактор социальной безопасности, предлагается механизм безопасного взаимодействия посредством становления системы социального партнерства в сфере трудовой миграции.
Ключевые слова: социальная безопасность, национальная безопасность, миграция, социальное партнерство.
Национальная безопасность является одним из основных факторов стабильного развития государства, общества и отдельных его членов. Процесс глобализации, охватывающий и современную Россию, ставит перед руководством страны в обеспечении национальной безопасности новые задачи, в том числе в области социальных угроз, связанных с усложнением миграционных процессов.
Национальная безопасность РФ как сложная система предстает во взаимосвязи трех ее основных элементов: национальных интересов, угроз национальной безопасности и защиты от них. Только реализация всех элементов в комплексе может обеспечить национальную безопасность Российской Федерации.
Рассматривая национальные интересы России в качестве базового понятия современной практики и теории международных отношений, следует осознавать, что мощь государства в значительной мере определяется его внутренним социальнополитическим состоянием и социально-экономическим потенциалом. Во внутриполитической сфере национальные интересы России заключаются в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти; в обеспечении гражданского мира и национального согласия, правопорядка; в завершении процесса становления демократического общества. Реализация данных интересов позволит сформировать основу поступательного развития личности, общества и государства во всех сферах жизнедеятельности.
В числе угроз национальной безопасности можно выделить:
- угрозы, связанные с ослаблением системы государственного регулирования и контроля, несовершенством правовой базы и отсутствием сильной государственной политики в социальной сфере, со снижением духовно-нравственного потенциала общества, являются основными факторами, способствующими росту преступности,