УДК 070
Екатерина Анатольевна Кухаренко
г. Донецк, ДНР Валерия Николаевна Сухаревская
г. Донецк, ДНР
Социальная мобилизация донецкой молодежи посредством СМК: направления и пути коммуникации
Данная статья посвящена рассмотрению социальной журналистики в Донецкой Народной Республике как механизма социальной мобилизации современной молодежи. Актуальность выбранной темы заключается в том, что ныне в медийной среде особую популярность набирает тенденция привязывать ньюс-поводы к острой социальной проблематике, социальным явлениям, дабы вызвать у читателя, зрителя, слушателя, пользователя чувство причастности к излагаемому контенту, простимулировать его к определенному действию, выраженному в активации гражданской позиции, противостоянию глобальным проблемам в современном обществе и т.д. Проанализирован социальный контент в СМК Республики, определены его основные тематические направления, выявлены инструменты мобилизующей способности изданий донецких медиа. Посредством опроса авторами статьи установлена иерархия ценностных ориентиров молодого населения от 14 до 30 лет, а также самые популярные каналы медийной коммуникации с молодежной целевой аудиторией. Практическое значение работы заключается в том, что данный феномен социальной журналистики, в контексте социальной мобилизации молодежи, малоизучен. Проведенные исследования станут основой для дальнейшего углубленного изучения темы и составления рекомендаций по расширению тематических направлений социальной мобилизации, разножанровому подходу к их подаче, новым мультимедийным возможностям побуждения донецкой молодежи к проявлению активной гражданской позиции.
Ключевые слова: социальная журналистика, ценностные ориентиры, социальная мобилизация, молодежь, СМК.
Ekaterina Anatolievna Kukharenko
Donetsk, DPR Valeria Nikolaevna Sukharevskaya
Donetsk, DPR
Social mobilization of Donetsk youth through the QMS: directions and ways of communication
This article is devoted to the consideration of social journalism in the Donetsk People's Republic as a mechanism for the social mobilization of modern youth. The relevance of the chosen topic lies in the fact that nowadays, in the media environment, the tendency to link news events to acute social issues, social phenomena is gaining special popularity, in order to arouse the reader, viewer, listener, user a sense of involvement in the stated content, to stimulate it to a specific action, expressed in the activation of citizenship, opposition to global problems in modern society, etc. The social content in the QMS of the Republic is analyzed, its main thematic areas are identified, the instruments of mobilizing ability of the Donetsk media publications are identified. Through a survey, the authors of the article established a hierarchy of value guidelines for young people from 14 to 30 years old, as well as the most popular media communication channels with a youth target audience. The practical significance of the work lies in the fact that this phenomenon of social journalism, in the context of the social mobilization of youth, is poorly understood. The conducted studies will become the basis for further in-depth study of the topic and making recommendations on expanding the thematic areas of social mobilization, a multi-genre approach to their presentation, new multimedia opportunities for encouraging Donetsk youth to show an active citizenship.
Keywords: social journalism, value guidelines, social mobilization, youth, mass media.
Введение. Социальная сфера с присущими ей характеристиками, относительной самостоятельностью, целостностью, функциональностью, инерционностью и персонифицированностью формирует определенные условия и подходы к освещению социальной направленности в масс-медиа. От социальной журналистики ждут особого внимания к человеку, как к основе общества, понимание и правильное отражение проблемных аспектов его жизни, формирование и развитие в обществе гражданского самосознания, защиты прав и свобод человека, его интересов.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что ныне в медийной среде особую популярность набирает тенденция привязывать ньюс-
поводы к острой социальной проблематике, социальным явлениям, дабы вызвать у целевой аудитории (ЦА) чувство причастности к излагаемому контенту, простимулировать ее к определенному действию, выраженному в активации гражданской позиции, противостоянию глобальным проблемам в современном обществе. Это связано, прежде всего, с процессами и явлениями в социуме: терактами, военными конфликтами, эмиграцией населения, бедностью, болезнями, проблемами бездомных животных и многим другим. Наше исследование заключается в том, чтобы изучить феномен социальной журналистики, а также ее особенности в СМК Донецкой Народной Республики, прежде всего, связанные с социальной мобилизацией молодежи.
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ 122_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (45) 2020_2542-0291
Цель работы - выявить в медиа ДНР направления социальной мобилизации молодежи посредством социальной журналистики. Главное отличие социальной журналистики от других направлений заключается в функциональной направленности, тематике и авторской позиции, выражаемой в материалах. Данное направление журналистики выделяется особым вниманием к человеческой судьбе и к освещению повседневных проблем общества -это основа социальной журналистики [1, С. 18].
Социальная журналистика персонифицирована. В ней главное - не объем и следование правилам, предписанным тому или иному жанру, а действенность, понимание журналистом потребностей аудитории и разрешение освещаемой проблемы. Далее мы считаем нужным дать определение термину «социальная журналистика» для того, чтобы понимать различия, выделяемые в разных источниках.
Понятие «социальная журналистика» вызывает у специалистов недоумение из-за многозначности слов «социум», «социальное» и «журналистика». В СМИ эти слова традиционно используют в конкретном значении: материалы об обществе, что неверно, ведь любая журналистика занимается отражением фактов и событий из жизни людей, то есть общества. У социальной журналистики есть свои характеристики, отражающие ее отличия и особенности. Так И.М. Дзялошинський полагает, что этот вид журналистики выделяется еще и тем, что пытается найти проблемам адекватное решение, стать своеобразным участником событий [2, С.38]. Некоторые исследователи отождествляют социальную журналистику с термином «журналистика соучастия», рассматривая их в качестве синонимов. К примеру вышеупомянутый профессор массовых коммуникаций НИУ ВШЭ Дзялошинский, говорит, что такая модель требует от журналиста полного погружения в какое-то сообщество, для того, чтобы он позиционировал себя как его часть. Это нужно, чтобы решать проблемы вместе с аудиторией, ставя себя на место героев. «Главная мысль — рассмотрение объектов материала не в качестве пассивных созерцателей, а как полноправных участников в решении проблемы». [2, С.21]
Мобилизация же молодежи происходит в несколько этапов и силами различных социальных структур. К этому процессу часто приобщается государство, общественность, средства массовой коммуникации. Последние, в свою очередь, являются инструментом информационного вовлечения молодежи. По словам Н.В. Розенберга: «В современном мире СМК выступают не менее значительным фактором социального влияния, чем традиционные институты: семья, образование, государство и другие. СМК являются основным источником информации о мире на сегодняшний день, средством формирования новой информационной среды» [3]. Также медиа - это активатор, пропагандирующий определенные жизненные ценности. В.А.
Ядов считает, что именно ценностные ориентации выступают критериями принятия жизненно важных решений в ситуациях морального выбора [5].
Результаты. Если говорить о функциях социальной журналистики, то можно выделить следующие:
- помощь конкретному лицу в понимании и разработке решения его проблемы;
- открытие и освещения новых проблемных тем, которые есть в обществе. Вывод их на новый уровень, развитие и отслеживание их динамики. Поддержание творческой и гражданской активности населения;
- создание возможностей для выражения конфликтных ситуаций, недопущение умалчивания о трудных ситуациях, объяснение значимости общественного самосознания;
- информирование аудитории о состоянии общества и страны;
- стремление к диалогу между разными группами и классами на равных;
- поддержание равновесия интересов, разрешение проблемных и спорных ситуаций между двумя сторонами конфликта, помощь в нахождении решения;
- продвижение идеи гуманного, толерантного и терпимого отношения друг к другу, а также к любым общественным движениям.
Отсюда следует, что социальная журналистика представляет актуальную информацию обо всех сферах общества и его социальных группах. Человек и его жизнь в обществе составляют ядро социальной журналистики. Для того чтобы понять, на каких ценностных ориентирах строиться принятие решений у современной молодежи Донецка, был проведен опрос парней и девушек от 14 до 30 лет.
Анкета состояла из пяти разноплановых вопросов, а именно: какие ценностные ориентиры находятся в приоритете, какие СМК ДНР популярны среди донецкой молодежи, какие социальные сети востребованы в социуме, а также вопросы о том, что делают молодые люди с помощью социальных сетей, и подписаны ли они в соцсетях на новостные группы. Ведь уже ни для кого не секрет, что социальные сети являются чуть ли не главным способом общения и времяпровождением у молодых людей. Наша задача, как раз, отчасти и состояла в том, чтобы понять: могут ли соцсети стать «мостом» в мобилизации молодежи.
63.5% - это были респонденты мужского пола, 36.5% - женского. Касательно возраста, то данные выглядят так: 11.3% - от 14 до 18 лет; 60.4% -от 19 до 25 лет; 28.3% - от 26 до 30 лет.
Результаты показали:
- на первое место среди ценностных приоритетов 56.3% опрошенных выносят семью/любовь;
- 14.5% - профессиональную деятельность;
ISSN 2542-0291
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 1 (45) 2020
123
- 10.9% - благотворительность / волонтер-
ство;
- 9% - свободу;
- 5.4% - образование/самообразование;
- 1.8% - развлечения.
Затем было выявлено, контент каких СМК Республики является самым потребляемым молодежной ЦА. Согласно опросу, 50% респондентов выбирают в качестве источника информации новостной портал ДНР - dnronline.su, 30% респондентов - «Комсомольскую правду. Донецк-Луганск» donetsk.kp.ru, 10% - «Донецкое время» dnr-pravda.ru, 5.5% - деловой-портал dnr-live.ru и 4,5% молодых людей ответили, что доверяют другим источникам.
Для эффективной мобилизации СМК нужно предоставлять актуальную информацию по востребованным ценностным ориентирам современной молодежи. Это дает богатый материал для изучения и решения социальных проблем, а именно привлечение к этому процессу молодого поколения.
Для того, чтобы описать заданную тему в полном объеме необходимо знать, какие темы и в каких жанрах представлены в информационном пространстве ДНР. С этой целью был проведен мониторинг СМК. В качестве источников были взяты сайты изданий «Комсомольская правда», «Донецкое время», новостной портал ДНР dnronline.su, деловой-портал dnr-live.ru. Также были проанализированы их официальные группы в социальной сети «ВКонтакте».
Контент-анализ «Комсомольской правды» показал, что наиболее часто освещается тема «Благотворительность». В ней наблюдается широкое жанровое разнообразие и высокое количество публикаций. Наименьшее внимание уделяется теме «Работа» и «Здоровый образ жизни». Следующим источником является «Донецкое время»: тема «Здоровый образ жизни» в издании практически не освещается, объёмно представлена тема «Работа». Новостной портал ДНР dnronline.su содержит меньше всего публикаций по теме «Семья», остальные темы социальной мобилизации молодежи присутствуют в разных пропорциях. В жанровом отношении преобладают информационные заметки. Четвертый источник - интернет-портал dnr-live.ru. Темы «Работа» и «Здоровый образ жизни» не охвачены, а контент по оставшимся темам подается исключительно в информационном жанре.
Заключение. Можно констатировать, что широко представлены жанровые вариации и большое количество публикаций по социальной мобилизации молодежи в издании «Комсомольская правда». Она старается соответствовать ожидани-
ям читателей, оперативно публиковать новости обо всех общественных сферах. Также медиа дает возможность ЦА поучаствовать в различных тематических акциях, благотворительных мероприятиях посредством своего ресурса. Газета развивает идею гражданского сознания, самосознания, мобилизации молодежи и вовлечение её в действие. [4, С.74] Менее всего выражена социальная мобилизация молодежи на ресурсе портала dnr-live.ru.
Другие вышеуказанные СМК пока не справляются с поставленной задачей. В ходе исследования мы выявили, что они публикуют очень мало материалов по темам молодежных ценностей. Из-за этого их нельзя назвать полностью пригодными для социальной мобилизации.
Общая тенденция всех просмотренных СМК -преобладание информационного жанра, отсутствие аналитики, налаживания активной обратной связи с ЦА, использование современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в навигации и коммуникации с молодежной аудиторией 85% материалов проанализированных СМК относятся к информационным жанрам (заметка, репортаж, интервью, отчет).
Поскольку информационное пространство ДНР ограничено, в силу происходящих военных действий, на данном этапе социальная журналистика в Республике развивается достаточно медленно. Возможности нашего дальнейшего исследования состоят в составлении рекомендаций для СМК ДНР как эффективного общественного рычага мобилизации молодежи. Ведь ее идеалы, энергичность и широта взглядов играют центральную роль в процессе развития общества. И для такого развития молодежь должна получить мощную информационную, разъяснительную поддержку со стороны медиаресорсов.
Исходя из вышесказанного, журналистика приобретает новую функцию — «модератор диалога». Это значит, что она способна и должна создавать пространство для диалога между различными социальными группами вне зависимости от их целей и идей, в ходе которых могут разрешаться существующие конфликты, а также предотвращаться новые. Журналистика как единое образующие начало должна объединять разрозненные группы людей, вовлекать их в активную общественную жизнь, искать пути сближения и точки соприкосновения. В современном обществе, раздираемом конфликтами, это как никогда необходимо. «Журналистика соучастия» имеет силу перевести общественные конфликты с уровня междоусобных перепалок и войн на уровень разумного и открытого диалога.
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 124_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (45) 2020_2542-0291
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гессен, М.Н. По жизни: пособие по социальной журналистике [Текст] / М.Н. Гессен. - М. : Юнисеф, 2002. - 432 с.
2. Дзялошинский, И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезным людям [Текст] / И.М. Дзялошин-ский. - М. : Престиж, 2006. - 104 с.
3. Розенберг, Н.В. Институт средств массовой информации и коммуникации как фактор развития социальной мобильности современной молодежи [Текст] / Н.В. Розенберг, А.В. Логинов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013. - № 4 (28). - С. 78-85.
4. Чернега, О.П. Гражданская журналистика: характерные черты и методы [Текст] / О. П. Чернега // Социальная журналистика: профессия и позиция. - М. : АСИ, 2005. - 155 с.
5. Ядов, В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: диспозиционная концепция [Текст] / В.А. Ядов. - 2-е расш. изд. - М. : ЦСПиМ, 2013.
REFERENCES
1. Gessen M.N. Po zhizni: posobie po social'noj zhumalistike [In life: a guide to social journalism]. Moscow: Junisef, 2002. 432 p.
2. Dzjaloshinskij I.M. Zhurnalistika souchastija. Kak sdelat' SMI poleznym ljudjam [Journalism of complicity. How to make the media useful to people]. Moscow: Prestizh, 2006. 104 p.
3. Rozenberg N.V., Loginov A.V. Institut sredstv massovoj informacii i kommunikacii kak faktor razvitija social'noj mo-bil'nosti sovremennoj molodezhi [Institute of Mass Media and Communication as a Factor in the Development of Social Mobility of Modern Youth]. Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Gumanitarnye nauki [News of higher educational institutions. Volga region. Humanitarian sciences], 2013, no. 4 (28), pp. 78-85.
4. Chernega O.P. Grazhdanskaja zhurnalistika: harakternye cherty i metody [Citizenship Journalism: Features and Techniques]. Social'naja zhurnalistika: professija i pozicija [Social Journalism: Profession and Position]. Moscow: ASI, 2005. 155 p.
5. Jadov V.A. Samoreguljacija i prognozirovanie social'nogo povedenija lichnosti: dispozicionnaja koncepcija [Self-regulation and prediction of social behavior of a person: dispositional concept]. Moscow: CSPiM, 2013.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Е.А. Кухаренко, старший преподаватель кафедры журналистики филологического факультета ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», г. Донецк, ДНР, е-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0002-4747-1569
В.Н. Сухаревская, студентка 3 курса направления подготовки «Журналистика» филологического факультета ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», г. Донецк, ДНР, е-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0002-6961-9288
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
Е.А. Kuharenko, Senior Lecturer, Department of Journalism, Faculty of Philology, Donetsk National University, Donetsk, Donetsk People's Republic, е-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0002-4747-1569
V.N. Sukharevskaya, 3rd year student, Department of Journalism, Faculty of Philology, Donetsk National University, Donetsk, Donetsk People's Republic, е-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0002-6961-9288
УДК 811.111
Наталья Юрьевна Филистова
г. Сургут
Наталия Владимировна Кадоркина
г. Сургут
Лингвистические особенности категории времени и пространства в романе Брэма Стокера «Dracula»
Данная статья содержит в себе описание таких категорий художественного текста как время и пространство и выявление лингвистических средств, репрезентирующих их. Материалом для исследования послужил роман самого яркого представителя мистического и готического направления Брэма Стокера «Dracula». Роман повествует о загадочном и хитром Графе Дракуле из Трансильвании. Целью исследования является описание лингвистических средств, которые формируют категории пространства и времени в исследуемом романе. Для достижения поставленной цели используются описательный метод, сравнительный метод, метод сплошной выборки, фреймовый анализ и метод концептуального анализа. Итогом исследования является описание пространственно-временных характеристик мистического романа посредством научного описания особенностей хронотопа, исследование роли концепта TIME, характерного при создании мистического жанра.
Ключевые слова: время, пространство, хронотоп, гетеротопия, концепт, фреймовый метод, мистический нарратив.
ISSN 2542-0291
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 1 (45) 2020
125