Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ФАКУЛЬТЕТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ ННГУ В PR-ПРОДВИЖЕНИИ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ И ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЛИГИОЗНОГО РАДИКАЛИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ РЕГИОНА В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ'

СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ФАКУЛЬТЕТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ ННГУ В PR-ПРОДВИЖЕНИИ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ И ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЛИГИОЗНОГО РАДИКАЛИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ РЕГИОНА В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вагапова Фирдаус Габдуллазяновна, Вагапов Ренат Наильевич

В Нижнем Новгороде и Нижегородской области накоплен определенный опыт для исследования этноконфессиональных коммуникаций, богатого духовного наследия традиций культуры и религий народов России и для обучения молодежи искусству осуществления диалога культур. В данной работе мы остановимся более на рассмотрении роли образовательных программ факультета Международных отношений ННГУ им. Н.И. Лобачевского в продвижении этноконфессиональных коммуникаций и профилактике религиозного радикализма в молодежной среде Нижегородского региона.He article sums up the experience of ethno-confessional communications accumulated in Nizhny Novgorod and the Nizhni Novgorod Region and considers the role of educational programmes at the faculty of international relations of N.I. Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod (UNN) promoting ethno-confessional communications aimed at prevention of radicalism among youth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ФАКУЛЬТЕТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ ННГУ В PR-ПРОДВИЖЕНИИ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ И ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЛИГИОЗНОГО РАДИКАЛИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ РЕГИОНА В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»

ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Вагапова Ф.Г., Вагапов Р. Н.

Социальная миссия образовательных программ факультета Международных отношений ННГУ в PR-продвижении этноконфессиональных коммуникаций и профилактике религиозного радикализма в молодежной среде региона в контексте глобализации

В Нижнем Новгороде и Нижегородской области накоплен определенный опыт для исследования этноконфессиональных коммуникаций, богатого духовного наследия традиций культуры и религий народов России и для обучения молодежи искусству осуществления диалога культур. В данной работе мы остановимся более на рассмотрении роли образовательных программ факультета Международных отношений ННГУ им. Н.И. Лобачевского в продвижении этноконфессиональных коммуникаций и профилактике религиозного радикализма в молодежной среде Нижегородского региона. Ключевые слова: межкультурная коммуникация, связи с общественностью, глобализация, полиэтнический, этноконфессиональный

The article sums up the experience of ethno-confessional communications accumulated in Nizhny Novgorod and the Nizhni Novgorod Region and considers the role of educational programmes at the faculty of international relations of N.I. Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod (UNN) promoting ethno-confessional communications aimed at prevention of radicalism among youth.

Key words: intercultural communication, public relations, globalization, multicultural, multiethnic, ethno-confessional

Система образования представляет собой уникальную возможность для более или менее спланированного воздействия на процесс формирования жизненных ориентиров молодежи. Кроме того, образовательная среда сама по себе является поликультурным пространством, всякое образовательное пространство - это единство разнообразных культур.

Роль академической науки в целом и связей с общественностью в частности в вопросах сохранения и развития этноконфессионального разнообразия и

межкультурного диалога особо значима в контексте глобализации, т.к. существует закон общественного развития, согласно которому идеологию этого развития формирует интеллигенция, и то, что сегодня говорят в аудиториях вузов, может стать всеобщим убеждением или, к сожалению, предрассудком.

Современные проблемы глобального мира социально-политического, экономического, духовно-нравственного, экологического характера обусловили определенные изменения взглядов на оценку шкалы человеческих ценностей: добра, любви, дружбы, толерантности, миротворчества.

В связи с этим встает вопрос о социальной миссии образовательного процесса, который одновременно кроме обучения выполняет функции воспитания, просвещения, т.е., затрагивает все социальные институты образовательно-воспитательного значения: семья, школа, вуз и т.д., все структуры общества, взаимодействующие между собой и находящиеся в едином коммуникационном процессе.

Проблема охватывает широкий спектр исследований. В данной работе мы остановимся более на рассмотрении роли образовательных программ факультета Международных отношений ННГУ им. Н.И, Лобачевского в продвижении этноконфессиональных коммуникаций и профилактике религиозного радикализма в молодежной среде Нижегородского региона. В Нижнем Новгороде и Нижегородской области накоплен определенный опыт для исследования этноконфессиональных коммуникаций, богатого духовного наследия традиций культуры и религий народов России и для обучения молодежи искусству осуществления диалога культур. Лидеры конфессиональных и национально-культурных объединений (НКО) и преподаватели вузов г. Нижнего Новгорода, учитывая этот факт, стараются уделять большое внимание связям с общественностью с академической средой, считая, что национальная, межэтническая, межконфессиональная жизнь Нижегородского региона должна стать предметом еще более

пристального внимания ученых различных направлений. Такая консолидация сил необходима в деле воспитания толерантных отношений в поликультурном пространстве региона. Особо она важна в адресном направлении к молодежи, так как становится одной из составных частей превентивных мер во избежание ксенофобии и экстремизма, религиозного радикализма. И связи с общественностью, выполняя свою социальную миссию, должны способствовать PR-продвижению толерантных этноконфессиональных отношений в молодежной студенческой среде. Именно образованная молодежь - элита будет представлять национальные, полиэтнические, межконфессиональные интересы в будущих структурах государства.

В последние годы в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского особенно усилился процесс взаимодействия научного сотрудничества факультетов с лидерами религиозных и национальных общин.

Результатом научного сотрудничества межконфессионального анализа ситуации Нижегородской области явилось создание на факультете Международных отношений (ФМО) в 1999 году Программы исламских исследований в рамках курса учебного процесса при подготовке студентов по специальностям «международные отношения», «политология», «регионоведение», «связи с общественностью», а на филологическом факультете в 2003 году специального курса «Конфессиональная журналистика» для студентов, обучающихся по специальностям «журналистика» и «связи с общественностью».

В учебных курсах должны строго соблюдаться нормы Конституции РФ относительно равенства всех религий и религиозных объединений перед законом.

Программе исламских исследований ФМО в 2009 году исполнилось десять лет. Инициаторами ее создания были сначала исторический, затем факультет Международных отношений ННГУ и Духовное управление мусульман

Нижегородской области. (Научным руководителем совместной программы является декан ФМО, д.и.н., профессор - Колобов Олег Алексеевич, исполнительный директор - доцент кафедры международно-политических коммуникаций, связей с общественностью и рекламы ФМО - Вагапова Фирдаус Габдуллазяновна. Программа, рассчитанная на два года, составляет 1500 учебных часов факультативных занятий. Успешно усвоившие программу студенты получают сертификат о завершении курсов по исламским исследованиям. За десять лет работы Программы исламских исследований более пятисот студентов прошли курсы обучения, 55 студентов получили сертификаты, 15 - свидетельства об успешном ее завершении). Сертификатная научно-учебная Программа исламских исследований является результатом научного сотрудничества межконфессионального анализа ситуации Нижегородской области. Занимается исследованием богатого духовного наследия Ислама, вопросами истории и практики Ислама в меняющемся глобальном мире, а также политической жизни ведущих исламских государств мира, анализом проблем развития российских мусульманских объединений, роли исламского и светского образовательного процесса.

И самое основное, курсы Программы продвигают этноконфессиональное разнообразие и межкультурный диалог, являются превентивными мерами против распространения радикального исламизма, экстремизма и ксенофобии, в целом способствуют обучению молодежи искусству осуществления диалога культур на территории Нижегородского региона и Российской Федерации. Программа исламских исследований, по словам декана факультета международных отношений и ее научного руководителя -профессора О.А. Колобова, уникальна для России и является той профессиональной стартовой площадкой, которая предполагает внимательное отношение к исламской религии и культуре мусульманских стран, мусульман России, которые служат на стабильность мира.

В образовательно-воспитательном процессе принцип «не навреди» особо действует с учетом психологических особенностей, когда ценности Ислама необходимо донести до неисламской аудитории. От преподавателей требуется особый такт при подаче материала по исламской тематике: не пропагандируя догматы религии, донести и показать ценности исламской цивилизации в глобальном процессе.

Думаю, факультативная Программа исламских исследований выполнила свое основное назначение, результаты ее успешной работы способствовали открытию на факультете международных отношений президентской учебной программы по углубленному изучению ислама, которая уже более пяти лет действует на ФМО.

Формированию межконфессионального диалога и профилактике религиозного радикализма в образовательном процессе молодежи служат, по нашему мнению, и другие курсы, действующие на факультете Международных отношений: «Общественная организация в современных коммуникациях: международный и региональный аспекты», «Этноконфессиональные коммуникации в межкультурном диалоге: региональный аспект».

Кроме этого по федеральной программе курса «Культурология» в рамках разделов «Культура и религия», «Культура и общество» проходит знакомство с историей и духовными культурными ценностями традиционных религий и народов Нижегородской области и России, проводятся выездные занятия в храмах Нижнего Новгорода: Благовещенском монастыре и мужской Духовной семинарии, Нижегородской соборной мечети, Нижегородской синагоге, организуются встречи с представителями конфессий, лидерами национальных общин, знакомство с библиотечными фондами национально-культурных центров и религиозных учебных заведений, таких как Нижегородская мужская семинария, Нижегородский исламский институт им. Х. Фаизханова, Нижегородское исламское медресе «Махинур», Еврейский благотворительный центр «ХЭСЭД САРА», азербайджанская и корейская

национально-культурные автономии, армянская община и Центр изучения армянского языка, который также действует на ФМО.

PR-продвижению межконфессионального диалога и профилактике религиозного радикализма в молодежной среде служит, думаю, еще одна из учебных программ Нижегородского государственного университете им. Н.И. Лобачевского. Это программа курса по выбору «Конфессиональная журналистика» для студентов филологического факультета ННГУ, обучающихся по специальностям «связи с общественностью» и «журналистика». (Руководитель - зав. каф. журналистики филфака ННГУ, д.п.н., профессор - О.Н. Савинова. Составитель программы - доцент ФМО ННГУ Ф.Г. Вагапова).

В рамках учебной программы ставится целью изучение студентами основ традиционных религий России, закономерностей развития христианства (Православия), иудаизма и исламской цивилизации в целом; традиционно уделяется большое внимание проблеме воспитания толерантных отношений в поликультурном пространстве региона. Основными задачами являются: исследование деятельности современных религиозных объединений и организаций, их взаимодействия на территории Нижегородского края, проблем межэтнических, конфессиональных контактов, миграционных процессов в регионе. Также рассматриваются проблемы и перспективы развития «Диалога культур» и конфессий в Нижегородской области, Приволжском федеральном округе, России в целом. Изучаются Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изменениями от 26 марта 2000 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 6 июля 2006 г.)

Важными задачами являются рассмотрение проблем толерантности и этноконфессиональной ксенофобии в медийном пространстве региона, проявлений «Языка вражды» в СМИ на региональном и российском уровнях. Программа курса «Конфессиональная журналистика» направлена на взаимодействие с Нижегородской епархией, Благовещенским монастырем,

Нижегородской Духовной мужской семинарией, Духовным управлением мусульман г.Нижнего Новгорода и Нижегородской области, Нижегородским исламским медресе «Махинур», Нижегородским исламским институтом им. Х. Фаизханова, Нижегородской еврейской общиной, Нижегородской синагогой; на связи с представительствами, центрами по культуре и образованию, предполагающие обмен информацией.

Отсюда следует особенность специального курса «Конфессиональная журналистика», а именно то, что теологические блоки включают систематизированное изложение основ православия, исламского вероучения, иудаизма, которые отдельно ведут преподаватели - представители различных конфессий, т.е. «люди верующие», но имеющие и ученые степени светских вузов. Таким образом, в рамках учебной программы создается реальная предпосылка не пропаганды какой-либо религии в светском учреждении, а объективного рассмотрения истории и основ традиционных религий России, научного PR-продвижения этноконфессионального разнообразия и межкультурного диалога. Вместе с тем, теологический раздел курса не должен быть противопоставлен религиоведению как светской философской дисциплине.

В рамках учебной специализированной дисциплины также проводятся выездные занятия в храмах Нижнего Новгорода: Благовещенском монастыре, Нижегородской соборной мечети, Нижегородской синагоге, организуются встречи с представителями конфессий, преподавателями и студентами духовных учебных заведений. Значимым в рамках курса является обращение к богословской терминологии, проблеме названий духовных санов, обучение работе со словарями, справочными изданиями для правильного научного использования тех или иных понятий в ходе журналистской деятельности и связей с общественностью. Работа со специальной литературой, знакомство с библиотечными фондами богословских учебных заведений затрагивают религиозно-культурологический аспект изучения религиозных праздников,

их значения в жизни отдельных народов Нижегородчины и в целом для России.

Итоговым исследованием в курсе «Конфессиональная журналистика» является реферат - анализ этноконфессиональной ситуации в Нижегородской области, (Приволжском федеральном округе, России); роли и места религий (Православия, Ислама, Иудаизма) в современном мире, глобализационных процессах; PR-продвижение толерантных этноконфессиональных коммуникаций, превентивных мероприятий по профилактике религиозного радикализма в молодежной среде региона.

Мотивация выбора студентами той или иной итоговой темы реферативной работы по завершению образовательных курсов «Культурология», «Конфессиональная журналистика», «Общественная организация в современных коммуникациях: международный и региональный аспекты», «Этноконфессиональные коммуникации в межкультурном диалоге: региональный аспект», Программе исламских исследований ФМО определяется ими тем обстоятельством, что необходимо более полное представление о религиозной (духовной), культурной составляющей современного российского общества как одном из значительных факторов в жизнедеятельности граждан России в меняющемся глобальном процессе. Не будучи знакомым с основами, нельзя считать себя хорошо подготовленным специалистом по международным отношениям, связям с общественностью, политологом, регионоведом или высокопрофессиональным журналистом. Выбор профессии обязывает быть экспертом по межкультурным этноконфессиональным коммуникациям для налаживания постоянного диалога, так же обмена мнениями по актуальным вопросам взаимодействия и регионального развития между представителями конфессий и национальных общин, представителями руководства города и области.

Практическая реализация этих курсов в рамках образовательного процесса при подготовке студентов по специальностям «международные отношения», «политология», «регионоведение», «связи с общественностью»,

«журналистика» создает весомые предпосылки к тому, чтобы будущие эти специалисты, общаясь с людьми различных конфессий, культур, цивилизаций, используя методы и средства PR-технологий, навыки компетентностно-ориентированного подхода, умели избегать конфликтов, отстаивать принципы толерантности и уважения к духовным ценностям любой цивилизации.

Обучение молодежи диалогу культур происходит не только со стороны профессорско-преподавательского состава ННГУ, но и на межличностном уровне студентов разных национальностей и вероисповеданий. Продолжая рассмотрение проблемы формирования межконфессиональных отношений в регионе и России, хотелось бы отметить тот факт, что в Нижнем Новгороде и Нижегородской области становится доброй традицией собираться ученым - специалистам в области религии, истории, обществоведения и других наук с богословами для обсуждения актуальных вопросов, диктуемых временем.

Последние десять лет ФМО ННГУ им. Н.И. Лобачевского совместно с ДУМНО и ведущими учеными других вузов области, учеными Москвы, Казани, республик СНГ и зарубежных стран проводит научные конференции по проблемам диалога культур и конфессий, толерантного сообщества, вопросам образования и нравственного воспитания детей и молодежи. На конференциях отмечается, что в Нижегородской области создается уникальный полигон для тесного взаимодействия светского общества с представителями различных религий и культур. Огромный вклад в создание атмосферы толерантности и благожелательного отношения к конфессиям вносят нижегородские ученые, нижегородские иерархи, руководители ПФО, Нижегородской области, Нижнего Новгорода, Законодательного собрания области. Регулярно действуют институты, в рамках которых происходит взаимодействие религии и науки.

Участники конференций обращают внимание на необходимость повышения теоретических знаний специалистов, прямо или косвенно связанных со

сферой этноконфессиональных коммуникаций - специалистов по связям с общественностью, международных отношений, журналистов, политологов, регионоведов, юристов, психологов, педагогов, деятелей культуры. С этой целью необходимо использовать возможности высших учебных заведений по организации курсов повышения квалификации, проведению научно-практических семинаров и конференций по соответствующей тематике. Важным является подготовка высококвалифицированных кадров, специализирующихся именно в области межконфессиональных отношений. Участники конференций призывают к укреплению единства между народами, стремлению к взаимопониманию и расширению сотрудничества. В настоящее время принципиальное значение имеет консолидация усилий органов государственной власти и управления, духовных лидеров религиозных организаций, научного сообщества, СМИ, культурно-образовательных учреждений, молодежных и национальных общественных организаций, всех институтов гражданского общества - на созидательную деятельность по сохранению, укреплению многообразия этнокультурных проявлений. Важнейшим условием интеграции и взаимопроникновения культур, этноконфессионального диалога является противодействие любым проявлениям нетерпимости, ксенофобии, межэтнического противостояния, религиозного радикализма, экстремизма и международного терроризма. Администрация Нижегородской области, руководители ПФО, ученые совместно с духовенством проводят «Дни славянской письменности и культуры», «Православные чтения», «Фаизхановские чтения», цикл семинаров «Рухи мирас» - «Духовное наследие» и др., основными участниками которых являются профессорско-преподавательский состав и студенты ФМО ННГУ им. Н.И. Лобачевского, других вузов региона. С 1994 года ведущими вузами Нижнего Новгорода при поддержке ДУМНО по итогам международных конференций, Круглых столов, семинаров по проблемам развития российских мусульманских объединений, роли исламского и светского образовательного процесса издаются научные

сборники статей, очерков, монографий по истории и практике Ислама в меняющемся мире, а также политической жизни ведущих исламских государств мира.

Мы видим, что такого рода издания уже приносят практическую пользу в школах и университетах. И это создает еще один пласт диалога культур -диалога между светским и религиозным компонентами в процессе воспитания и обучения детей и молодежи.

В заключение хотелось бы подчеркнуть: история нашего славного города и прилегающих к нему земель отмечена той примечательной и поучительной особенностью, что эти благословенные края никогда не знали сколько-нибудь крупных смут и потрясений, связанных с религиозной или национальной нетерпимостью и враждой. Нижегородский край является одним из самых многонациональных регионов России. Исторически сложилось так, что в многонациональном, поликонфессиональном, многоязычном коммуникативном пространстве региона диалог культур и мировоззрений, этноконфессиональная терпимость и культура многоязычия были востребованы самой жизнью. В современных условиях глобализации стабильность общественных процессов региона достигается общими усилиями всех ветвей власти, представителей религиозных организаций, научного сообщества, творческих и национальных общественных объединений и является отправной точкой для дальнейшего совершенствования парадигмы этноконфессиональной политики в современном мире. Эти усилия направлены на осуществление эффективной информационной политики, широкого использования современных социально-ориентированных коммуникационных технологий по

оптимизации межконфессиональных отношений. И в этом плане Нижегородский регион, Нижегородский университет, факультет Международных отношений выступают своего рода пилотными территориями по эффективной реализации принципов диалога культур и межконфессионального сотрудничества.

Литература

1. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изменениями от 26 марта 2000 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 6 июля 2006 г.)

2. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств. 1.02.1995. - М., 1998.

3. Информационно - аналитический портал «Ислам в Российской Федерации» [электронный ресурс] /ДУМНО - Электрон. Данные. - Нижний Новгород, 2006. - Режим доступа: www.islamrf.ru. - Загл. с экрана.

4. Официальный портал Русской Православной Церкви «Патриархия.ги» [электронный ресурс] /РПЦ - Электрон. Данные. - М., 2005. - Режим доступа: www.patriarchia.ru. - Загл. с экрана.

5. Сайт национально-культурных объединений Нижегородской области [электронный ресурс] / РНКАТНО - Электрон. Данные. - Нижний Новгород, 2005. - Режим доступа: www.nizgar.ru. - Загл. с экрана.

6. Федерация Еврейских общин России [электронный ресурс] /ФЕОР - Электрон. Данные. - М., 2004. - Режим доступа: www.feor.ru. - Загл. с экрана.

7. Балашов Ю.А. К вопросу о роли институтов гражданского общества в урегулировании межэтнических противоречий в Российской Федерации / Второй форум «Фаизхановские чтения». Сб. материалов Второго ежегодного форума «Фаизхановские чтения». - Нижний Новгород: Изд-во «Махинур», 2005. - 162 с.

8. Вагапова Ф.Г. Общественная организация в современных коммуникациях: международный и региональный аспекты (на примере Всемирного Конгресса татар): Учебно-методическое пособие. - Нижний Новгород: Издательство Нижегородского университета, 2006. - 54 с.

9. Диалог цивилизаций: базовые концепты, идеи, технологии. - Бейрут - Н. Новгород, 2006.

10. Кучинский С.С. Культура - основа формирования толерантности молодежи: межнациональный и межконфессиональный аспект // Роль религиозных объединений, школы и общественности в преодолении беспризорности и укреплении нравственного здоровья подрастающего поколения. Материалы конференции. - М., 2004. - 80 с. - С. 6064.

11. Миграция. Межэтнические отношения. Преступность: сб. статей. - Нижний Новгород, 2005. - 168 с.

Сабирова Д.К.

Формирование общекультурных компетенций у студентов-бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью» через изучение истории

В статье рассматриваются возможности формирования общекультурных компетенций у студентов бакалаврского направления «Реклама и связи с общественностью» в процессе изучения истории. Даны определения понятиям: компетенция, компетентность. Затрагиваются вопросы самостоятельной работы студентов (СРС) и бально-рейтинговой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.