Научная статья на тему 'Социальная миссия и стратегия развития системы МЧС России в современных условиях'

Социальная миссия и стратегия развития системы МЧС России в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2218
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фалеев Михаил Иванович, Измалков Владимир Иванович

В статье впервые формулируется и рассматривается социальная миссия МЧС России, ориентированная на повышение качества жизни, интерпретируемого с учетом факторов, которые связаны с обеспечением защиты населения при угрозах и деструктивных воздействиях. Рассмотрены также некоторые вопросы стратегии развития МЧС России и стратегического планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Фалеев Михаил Иванович, Измалков Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная миссия и стратегия развития системы МЧС России в современных условиях»

УДК 614.8

М.И. Фалеев, В.И. Измалков

Социальная миссия и стратегия развития системы МЧС России в современных условиях

Аннотация

В статье впервые формулируется и рассматривается социальная миссия МЧС России, ориентированная на повышение качества жизни, интерпретируемого с учетом факторов, которые связаны с обеспечением защиты населения при угрозах и деструктивных воздействиях. Рассмотрены также некоторые вопросы стратегии развития МЧС России и стратегического планирования.

Ключевые слова: социальная миссия; качество жизни; культура безопасности жизнедеятельности; стратегия развития; стратегическое планирование и управление.

Содержание

Введение

1. Социальная миссия МЧС России в современных условиях

2. Стратегия развития МЧС России

3. Некоторые соображения общего характера по стратегическому планированию и управлению стратегией развития системы МЧС России

Заключение

Литература

Введение

Курс на устойчивое динамичное развитие государства, на модернизацию во всех сферах деятельности, эффективное решение задач социально-экономического и оборонного характера, отвечающее современным реалиям и вызовам, на инновационно-технологическую и структурную перестройку экономики Российской Федерации, на повышение научно-технического потенциала страны предполагает глубокое переосмысление и уточнение предназначения, а также содержания и форм деятельности государственных и иных структур. Это в полной мере относится к системе МЧС России. По мнению авторов представляется целесообразным уточнить миссию системы МЧС России, с учетом высокой социальной значимости ее деятельности в современных условиях, а также сформулировать основные положения, касающиеся стратегии ее развития и изложить некоторые соображения общего характера по стратегическому планированию и управлению стратегией развития системы МЧС России.

1. Социальная миссия МЧС России в современных условиях

В широком понимании миссия может рассматриваться как категория, отражающая стратегический курс, предназначение и смысл деятельности той или иной социотехнической или иной структу-

ры (системы), к числу которых может быть отнесена система МЧС России. В определенном смысле миссия интерпретируется как утверждение того, для выполнения какой главной целевой функции существует рассматриваемая структура.

Важно заметить, что миссия является объединяющим началом целей функционирования структуры по определенным направлениям ее деятельности.

Социальный характер миссии может быть отражен при определении ее целевого начала, а также содержания деятельности рассматриваемой социотехнической системы.

Правильно сформулированная миссия всегда несет в себе важную и уникальную информацию, емко характеризующую именно ту структуру (организацию), для которой она предназначена.

Таковы общие представления о понятии «миссия», относящемся к той или иной функциональной структуре.

Исходя из этих представлений, обратимся к рассмотрению миссии МЧС России в социальном контексте. Действующая формулировка миссии МЧС России (далее — Миссия) состоит в следующем.

Миссией МЧС России является осуществление деятельности по организации, ведению и управлению гражданской обороной, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, спасение людей, матери-

альных и культурных ценностей и оказание помощи населению, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций и террористических актов, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах [1].

Эта формулировка в целом отражает возлагаемые государством на систему МЧС России задачи и вытекающие из них направления деятельности, а также стратегию развития. Однако, с учетом современных взглядов на стратегию и приоритеты устойчивого развития государства, в эту формулировку представляется целесообразным внести некоторые изменения с тем, чтобы Миссия приобрела, более выраженный социальный характер.

Предлагаемые изменения основываются на идее авторов выразить в обобщенном виде объединяющее начало целей функционирования системы МЧС России, опираясь на известное понятие «качество жизни».

Это понятие достаточно широко вошло в употребление в связи с принятием декларации на Второй конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, и последовавшим за этим уточнением и наполнением новым содержанием научных взглядов на устойчивое развитие цивилизации.

В развитие подписанной в Рио-де-Жанейро долгосрочной программы дальнейших действий в глобальном масштабе «Повестка дня на XXI век» разработана иерархическая структура целей устойчивого развития общества и социально-экономических систем (СЭС) различного уровня.

Главная цель, которую ставит перед собой мировое сообщество, — достижение устойчивого развития СЭС.

Эта цель подразделяется на две весьма важных по значимости в современных условиях подцели

[3]:

повышение качества жизни;

обеспечение безопасности человека и окружающей среды.

Указанные подцели определенным образом отражают наиболее важные условия достижения главной цели — устойчивого развития общества и социально-экономических систем.

Представляется, что в выполнении этих условий важная роль принадлежит системе МЧС России.

Если по вопросам обеспечения безопасности человека и окружающей среды в современном мире сложились однозначные и достаточно глубокие научные представления, где учитываются современные достижения в области теории риска, то категория «качество жизни» трактуется не всегда не с одинаковых позиций и интерпретируется по разному. Поэтому необходимо обратиться к предыстории возникновения и некоторому анализу этой важной категории.

Вначале для определения социальных аспектов жизни населения базовым понятием было «благосостояние», не требующее пояснения, затем «уро-

вень жизни», под которым обычно понимается обеспеченность необходимыми для жизни материальными и духовными благами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения людей в этих благах [1]. Лишь затем при рассмотрении социальных аспектов жизни населения, наряду с указанными выше понятиями, стала использоваться категория «качество жизни».

В настоящее время для характеристики социальных аспектов жизни населения наибольшее распространение получило достаточно широкое и вместе с тем конкретное понятие «качество жизни».

К интерпретации этого понятия существуют разные подходы. Один из подходов, отражающих современные представления о категории «качество жизни» и заслуживающий особого внимания заложен в концепции человеческого развития по Программе развития Организации Объединенных Наций (ПРООН). В концепции он представлен тезисом о том, что любое государство мира в процессе своего экономического развития должно в первую очередь создавать благоприятные условия для долгой, здоровой и наполненной творчеством жизни людей. Экспертами ООН экономическое развитие рассматривается как цель и критерий человеческого развития [4].

В развитие этого подхода, исходя из анализа литературных источников [3,4] и немногочисленных материалов, содержащихся в Интернете, представляется возможным дать следующую формулировку категории «качество жизни».

Под качеством жизни понимается комплексная характеристика социально-экономических, политических, здравоохранительных, экологических, культурно-просветительских и образовательных, правовых условий существования личности, а также положение человека в обществе.

Используются и иные определения качества жизни. В частности, отдельными авторами качество жизни рассматривается как степень соответствия условий и уровня жизни научно обоснованным нормативам или определенным стандартам [4]. В ряде случаев качество жизни определяется по формальному, но вместе с тем достаточно представительному признаку — по величине валового внутреннего продукта (ВВП), приходящейся на душу населения. Эти подходы безусловно имеют право на существование. Они могут оказаться полезными при решении частных задач. Например, ВВП на душу населения может использоваться для количественной оценки качества жизни в целом или отдельных ее показателей.

С учетом того, что качество жизни в данном случае рассматривается в контексте социальной миссии МЧС России, в содержание этой социальной категории необходимо внести следующее дополнение. Оно связано с влиянием на качество жизни, особенно в условиях чрезвычайных си-туа-ций и негативных воздействий, такого соци-

ально значимого и имеющего прямое отношение к деятельности структур МЧС России фактора, как культура безопасности жизнедеятельности населения.

С учетом общих представлений о культуре и соображений, которые касаются формирования культуры безопасности жизнедеятельности, изложенных в трудах ученых и специалистов МЧС России [7,8], под культурой безопасности жизнедеятельности нами понимается состояние развития человека и общества, характеризующееся определенным уровнем образованности, совокупностью духовно-нравственных качеств, наличием личностных и социальных ценностей, выработанной привычки сознательного отношения к правилам и нормам безопасности и способности при форс-мажорных обстоятельствах выполнять свои функции, при котором с высоким чувством ответственности конструктивно и надежно обеспечивается безопасность жизнедеятельности.

К числу других факторов, также связанных с решением задач по защите населения и территорий при возникновении различного рода деструктивных явлений, которые целесообразно учитывать при интерпретации понятия качества жизни как структурного элемента социальной миссии МЧС России, следует отнести:

создание и функционирование на территории Российской Федерации Всероссийской службы медицины катастроф, выполняющей роль функциональной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

создание и функционирование на территории Российской Федерации Системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112 (Система-112);

создание (в 2006 — 2010 гг.) и функционирование Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения (ОКСИОН) с целью обеспечения своевременных и правильных действий населения при угрозах и возникновении чрезвычайных ситуаций;

создание обоснованной в социально-экономическом отношении системы дифференцированной адресной государственной помощи пострадавшему при стихийных бедствиях населению.

С учетом приведенных выше факторов, дефиниция категории « качество жизни», как элемента социальной миссии МЧС России, может быть представлена следующим образом.

Под качеством жизни понимается комплексная характеристика социально-экономических, политических, здравоохранительных, экологических, культурно-просветительских и образовательных, правовых условий существования личности, положения человека в обществе, а также уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения, обеспечения информирования его и оповещения об угрозах и деструктивных явлениях, а при

необходимости доступности задействования экстренных оперативных служб, оказание адресной государственной помощи пострадавшему при стихийных бедствиях населению.

В дальнейших рассуждениях будет использовано определение качества жизни, сформулированное на основе подхода, который заложен в концепции человеческого развития по Программе развития Организации Объединенных Наций и дополнительных условий, вытекающих из социальной миссии МЧС России.

Для решения любых задач научного и практического характера возникает необходимость в анализе и декомпозиции комплексной характеристики (комплексного показателя) качества жизни и детального рассмотрения выделенных структурных элементов.

Декомпозиция может быть достаточно просто выполнена, если принять во внимание широко используемые в официальных документах ООН понятия: индекс общественного развития, представляющий собой комбинацию определенных показателей (знание, здоровье и др.), и индекс прав человека. Совокупность указанных в скобках показателей и индекса прав человека достаточно полно отражает комплексную характеристику прав человека. При декомпозиции комплексного показателя (характеристики) качества жизни представляется целесообразным выделить четыре социологические характеристики (показателя), по которым делается суждение о качестве жизни. К числу этих показателей относятся:

здоровье (уровень долгожительства — средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни — СОППЖ);

знание (уровень осведомленности); уровень потребностей; значение индекса прав человека; уровень культуры безопасности жизнедеятельности населения;

эффективность функционирования Всероссийской службы медицины катастроф;

эффективность функционирования Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения об угрозах и деструктивных явлениях;

эффективность Системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб, оказывающих помощь населению, по единому номеру;

оперативность и социально-экономическая обоснованность дифференцированной адресной государственной помощи пострадавшему при стихийных бедствиях населению.

Все девять показателей являются достаточно представительными при анализе и оценке качества жизни. При этом первые четыре показателя характеризуют качество жизни с позиций общего характера, исходя из концепции человеческого развития по Программе развития Организации Объединенных Наций. Следующие пять дают характеристику

качества жизни с позиций социальной миссии МЧС России.

Для каждого из показателей с целью суждения об уровне характеризуемого им состояния может быть выбран определенный критерий.

При одинаково высокой значимости рассматриваемых показателей наиболее часто анализируется первому из них. Дело в том, что на бытовом и интуитивном уровне этот показатель все же представляется главным. Кроме того критерий здоровья легче, чем другие определяется количественно.

В соответствии с современными взглядами, в качестве критерия, по которому наиболее удобно определять уровень здоровья, используется величина средней ожидаемой продолжительности предстоящей жизни (СОППЖ), которая находит все более широкое применение в научных исследованиях по безопасности жизнедеятельности.

Что очень важно, СОППЖ является одним из достаточно представительных количественных показателей качества жизни. Поэтому по изменению СОППЖ зачастую судят об изменении качества жизни, в частности, по увеличению продолжительности жизни — о повышении качества жизни.

Величина СОППЖ зависит от многих факторов, определяющих те или иные потребности, возможности и защищенность человека от деструктивных воздействий и влияющих на условия его жизнедеятельности. Большинство из факторов имеет стохастический характер и определяет тем самым такой же характер величины СОППЖ. Значение величины СОППЖ также определяется местными и региональными особенностями формирования и проявления указанных выше факторов.

В любом случае СОППЖ может отличаться от биологической продолжительности жизни (БПЖ). Снижение СОППЖ с уровня БПЖ до реальных значений происходит, главным образом, за счет вредных воздействий техногенного и природного характера, а также кризисных социально-экономических и других негативных процессов. Деятельность системы МЧС России, направленная на предотвращение и ликвидацию последствий аварий, катастроф и опасных природных процессов, являющихся источником деструктивных воздействий, вносит весомый вклад в сохранение величины СОППЖ на достигнутом уровне за счет компенсации снижения ее величины при чрезвычайных ситуациях приращением, обусловленным эффективной защитой населения и мерами социального характера. В приращении величины СОППЖ (обеспечении появления некоторой положительной величины, так называемой, дельты) немаловажная роль принадлежит Всероссийской службе медицины катастроф, Системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому телефонному номеру (Системе-112), Общероссийской комплексной системе информирования и оповещения населения (ОКСИОН) и другим структурам.

Снижение СОППЖ также компенсируется за счет осуществляемых на регулярной основе отчислений определенной доли ВВП на обеспечение защиты населения от деструктивных воздействий, сохранения здоровья и другие нужды людей.

Значение СОППЖ при определенном уровне социально-экономического развития, научно-технологических достижений и инноваций в области предупреждения и ликвидации последствий различного рода деструктивных воздействий на человека может быть определено по формуле:

СОППЖ = БПЖ - АТ,

где АТ — уменьшение величины БПЖ за счет указанных выше негативных процессов.

Важной практической задачей является оценка возможного снижения значения АТ и тем самым увеличения СОППЖ. К этой оценке, основываясь на результатах исследований, которые приведены в работе [3], можно подойти исходя из следующей функциональной зависимости общего вида:

АТ = / (Я, Яь Я2, Ка, М),

где К — социально-экономический риск;

Я1 — техногенный риск;

Я2 — природный риск;

К3 — военный риск;

М — доля ВВП в расчете на душу населения, идущая на повышение качества жизни людей.

Критерием уровня знания (осведомленности) является продолжительность периода времени, отводимого в обществе для получения образования, в расчете на среднестатистического человека. При этом имеется в виду, что знания дают человеку необходимые возможности для реализации оптимальным образом своего потенциала, успешного осуществления экономических преобразований.

В качестве критерия уровня потребления используется валовый национальный продукт на душу населения.

Индекс прав человека определяется по специальной методике и выражается в относительных единицах в диапазоне 0 — 1 (0 — полное отсутствие гражданских прав у членов общества, 1 — их полное удовлетворение).

Как уже отмечалось, качество жизни является важным показателем, характеризующим устойчивое развитие государства, уровень его национальной безопасности. В новой стратегии национальной безопасности (Стратегии-2020) [2] повышение качества жизни отнесено к одному из приоритетов устойчивого развития государства. Отмечается, что повышение качества жизни способствует обеспечению национальной безопасности. В свою очередь с повышением безопасности жизнедеятельности увеличивается доступность современного образования и здравоохранения, высокая социальная мобильность и поддержка социально значимой

трудовой занятости, повышение квалификации и качества трудовых ресурсов.

Для противодействия угрозам национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан Стратегией-2020 предусматривается использование сил обеспечения национальной безопасности, в том числе сил системы МЧС России во взаимодействии с институтами гражданского общества для решения целого ряда задач, в том числе по:

повышению защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

созданию условий для ведения здорового образа жизни, стимулирования рождаемости и снижения смертности населения;

обеспечению постоянного доступа всех категорий граждан к необходимому для здорового образа жизни количеству пищевых продуктов;

обеспечению сохранения культурного и духовного наследия, доступности информационных технологий, а также информации по различным вопросам социально-политической, экономической и духовной жизни общества;

совершенствованию национальной системы защиты прав человека путем развития судебной системы и законодательства, а также по другим направлениям.

Важно отметить, что государственная программа Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», руководство и ответственность за выполнение которой возложены на МЧС России, включена в раздел перечня государственных программ «Повышение качества жизни» (Раздел № 11).

С учетом вышеизложенного в новых условиях -при переходе России на путь устойчивого развития, когда одним из приоритетов этого развития является повышение качества жизни, миссию МЧС России представляется целесообразным сформулировать в социальном контексте следующим образом.

Социальной миссией МЧС России является осуществление деятельности по обеспечению необходимого уровня и повышения качества жизни российских граждан путем эффективного применения сил и средств гражданской обороны и защиты населения для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и иного характера в мирное и военное время, а также обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Обеспечение необходимого уровня и повышение качества жизни силами и средствами МЧС России предполагается осуществлять в системном контексте, сообразуясь с мерами и действиями по социально-экономическому развитию и поддержанию национальной безопасности государства.

Предупреждение и ликвидацию последствий аварий, катастроф и опасных природных явлений, осуществляемые силами и средствами гражданской обороны и защиты населения, необходимо рассматривать не только через призму задач по повышению качества жизни, но и в контексте обеспечения социально-экономического развития и национальной безопасности государства.

В настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать существование причинно-следственной связи между эффективностью мер по предупреждению аварий, катастроф и стихийных бедствий и темпами социально-экономического развития государства, между эффективностью указанных мер и уровнем национальной безопасности государства. Негативная сторона этой связи проявляется, прежде всего, в том, что все эти деструктивные процессы и явления приносят громадный материальный, социальный и другие виды ущерба, тормозят претворение в жизнь планов по реализации приоритетов устойчивого развития и стратегических приоритетов национальной обороны, а также вносят серьезные поправки в планы стратегического развития регионов и отраслей промышленности и страны в целом.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что социальная миссия МЧС России, в своей основе ориентированная на выполнение главной целевой функции, которая направлена на осуществление деятельности по обеспечению необходимого (научно обоснованного) уровня и повышения качества жизни российских граждан, включает также опосредованные через основной ориентир частные целевые функции по обеспечению устойчивого социально-экономического развития и национальной безопасности государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На рис. 1 с учетом высказанных суждений в общем виде приведена схема основных направлений деятельности системы МЧС России по реализации социальной миссии.

Повышение качества жизни

Рис. 1. Схема направлений деятельности и взаимодействия системы МЧС России при выполнении социальной миссии

2. Стратегия развития МЧС России

Миссия МЧС России, являющаяся объединяющим началом для выполнения упомянутых ранее главной и частных целевых функций системы,

определяет основные направления стратегического развития.

Под Стратегией развития системы МЧС России понимается совокупность принципов, целей, приоритетных направлений, этапов и путей реализации стратегических интересов России в области обеспечения необходимого (научно обоснованного) уровня и повышения качества жизни российских граждан путем эффективного применения сил и средств гражданской обороны и защиты населения для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и иного характера в мирное и военное время, а также обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на долгосрочную перспективу.

При формировании стратегии развития МЧС России предполагается выработка принципов, определение ключевых и наиболее важных направлений деятельности системы в целом и ее структурных элементов, а также способов реализации целевых функций, которые вытекают из возложенной на нее государством Миссии.

Стратегия развития конкретизирует пути реализации главной целевой функции системы МЧС России, выраженной в ее Миссии, а также частных функций, выполняемых параллельно и во взаимосвязи с главной.

Разработка стратегии развития имеет важное практическое значение.

Сформулированная стратегия развития является концептуальной базой стратегического управления развитием системы МЧС России и основополагающим документом стратегического планирования.

При разработе стратегии первостепенная роль отводится определению принципов реализации целевых функций, которые вытекают из возложенной на систему МЧС России государством Миссии, а также ключевых, наиболее важных направлений деятельности по выполнению Миссии.

Представляется целесообразным сформулировать прежде всего принципы.

В первую очередь следует обратиться к принципу системного подхода к обеспечению повышения качества жизни.

В соответствии с этим принципом:

во-первых, деятельность системы МЧС России по обеспечению необходимого уровня и повышения качества жизни российских граждан путем эффективного применения сил и средств гражданской обороны и защиты населения для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и иного характера в мирное и военное время, а также обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах должна рассматриваться и осуществляться в системном контексте обеспечения повышения качества жизни населения также и другими министерствами и ведомствами присущими им способа-

ми (в частности, Министерством здравоохранения России и Минэкономразвития России);

во-вторых, деятельность системы МЧС России по выполнению главной целевой функции — обеспечения необходимого (научно обоснованного) уровня и повышения качества жизни российских граждан путем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и иного характера в мирное и военное время, а также обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, осуществляется в системном контексте обеспечения устойчивого социально-экономического развития и национальной безопасности государства.

При этом имеется в виду, что частные целевые функции Миссии по обеспечению устойчивого социально-экономического развития и национальной безопасности государства реализуются при выполнении главной целевой функции в части, касающейся предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и иного характера в мирное и военное время, а также обеспечения пожарной безопасности.

Второй принцип состоит в построении стратегии развития системы МЧС России с учетом современных научных достижений, прогноза инновационного научно-технологического прогресса и разработки прорывных технологий в области предупреждения и локализации деструктивных процессов, а также ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечения жизнедеятельности населения при этих ситуациях.

Третий принцип вытекает из главной целевой функции, относящейся к Миссии, и выражается в том, что стратегия развития МЧС России разрабатывается применительно к условиям мирного и военного времени. При этом в части, касающейся военного времени, в стратегии развития, наряду с предупреждением и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, являющихся следствием применения оружия, должное внимание уделяется обеспечению выживания населения.

Четвертый принцип — научный подход к выбору способов действий по основным направлениям реализации Миссии и обоснованию внесения необходимых корректур в стратегию развития системы МЧС России, исходя из изменений социально-экономических и иных условий и формирования новых реалий.

Пятый принцип реализации целевых функций, которые вытекают из Миссии, заключается в стратегическом планировании деятельности и развития системы МЧС России.

Наконец, шестой принцип, на требованиях которого основывается реализация стратегии развития, состоит в стратегическом управлении деятельностью и развитием системы МЧС России при соответствующей современным научно-техническим достижениям информационно-интеллектуальной

поддержке подготовки и принятия управленческих решений.

Теперь обратимся к определению ключевых, наиболее важных направлений деятельности системы МЧС России, связанной с выполнением Миссии.

Исходя из Миссии и приведенных ранее некоторых соображений, касающихся частных целевых функций МЧС России, представляется возможным сформулировать эти ключевые направления. К их числу следует отнести направления:

а) По обеспечению необходимого (научно обоснованного) уровня и повышения качества жизни российских граждан:

предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и иного характера в мирное и военное время, обеспечение жизнедеятельности населения при чрезвычайных ситуациях мирного времени, выживания - при чрезвычайных ситуациях, связанных с применением оружия;

обеспечение пожарной безопасности; обеспечение безопасности людей на водных объектах;

б) по обеспечению устойчивого социально-экономического развития и национальной безопасности государства:

предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и иного характера в мирное и военное время на критически важных, потенциально опасных и других объектах экономики;

обеспечение пожарной безопасности на критически важных, потенциально опасных и других объектах экономики.

Одними из важных в практическом отношении сформулированных выше принципов реализации целевых функций стратегии развития являются стратегическое планирование и стратегическое управление деятельностью и развитием системы МЧС России.

Представляется целесообразным изложить сложившиеся у авторов по этим вопросам представления общего характера.

3. Некоторые соображения общего характера по стратегическому планированию и управлению стратегией развития системы МЧС России

Как известно, под стратегическим планированием на государственном уровне обычно понимается определение основных направлений, способов и средств достижения стратегических целей устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности [6].

Стратегическое планирование предполагает системное целеполагание с учетом всего комплекса факторов внутреннего и внешнего характера [7].

Представляется, что при стратегическом планировании функционирования и развития системы МЧС России должно предусматриваться формирование и уточнение государственной программы Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», а также уточнение действующих и формирование новых федеральных целевых программ. Указанные уточнения касаются, главным образом, внедрения новых более эффективных способов реализации приоритетных направлений стратегии развития, прорывных технологий, планируемых результатов, международного сотрудничества, стимулов развития, организации государственно-частного партнерства, финансовых механизмов и других вопросов.

Стратегическое планирование, осуществляемое в нашем государстве, касается, главным образом, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных участников этого процесса.

Исходя из анализа взглядов на его содержание, изложенных в работах [5, 6], представляется возможным отметить следующие направления деятельности, которые целесообразно отразить в стратегии развития системы МЧС России:

прогноз научно-технических и научно-технологических достижений и социально-экономического развития на дальнейшую перспективу;

программно-целевое планирование, а также стратегический аудит осуществляемых мер и действий в интересах обеспечения необходимого уровня и повышения качества жизни российских граждан путем эффективного применения сил и средств гражданской обороны и защиты населения для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и иного характера в мирное и военное время, а также обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах:

разработку государственной программы Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», которая включена в раздел №11 перечня государственных программ «Повышение качества жизни»;

обеспечение устойчивости экономического развития и необходимого уровня национальной обороны и национальной безопасности государства путем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и иного характера в мирное и военное время, а также обеспечения пожарной безопасности;

Для обеспечения строгой и эффективной организации стратегического планирования предусматривается разработка соответствующих документов, которые отражают указанные направле-

ния деятельности, а также поэтапные задачи стратегического планирования.

Особое место в комплексе этих документов и осуществляемой в соответствии с ними деятельности занимает стратегический прогноз. Он должен строиться на достоверных представлениях о возможном состоянии научно-технического, научно-технологического, социально-экономического и инновационного потенциалов и национальной безопасности России на долгосрочную перспективу [5]. По мнению авторов, учитывая влияние катастроф на реализацию приоритетов устойчивого развития, в состав данных, используемых для формирования стратегического прогноза, отдельным пакетом следует включить также краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный прогнозы рисков катастроф и их негативного влияния на возможность реализации стратегических национальных приоритетов.

Управление стратегическим развитием системы МЧС России представляется целесообразным осуществлять в соответствии с общепринятой схемой организации управления в социотехнических системах с иерархической структурой.

При организации стратегического управления, по мнению авторов, следует предусматривать:

1) Анализ и оценку прогнозных данных по направлениям, упомянутым при рассмотрении стратегического планирования, а также состояния и возможностей системы МЧС России по реализации Миссии в расчете на краткосрочную, среднесрочную и дальнесрочную перспективу. Они проводятся систематически, с установленной периодичностью, например, один раз в полгода, а также по необходимости — при изменении условий, в расчете на которые проводилось стратегическое планирование.

2) Выработку когнитивной модели изменения ситуации, определение необходимой корректуры стратегии развития, касающейся способов реализации целевых функций с учетом новых условий и возможностей.

3) Разработку возможных вариантов управленческих решений, обоснование и выбор оптимального решения по критерию «повышение качества жизни», проводимый при эффективной информационно-интеллектуальной поддержке. Реализация решения осуществляется путем корректуры или внесения при необходимости существенных изменений в документы стратегического планирования.

4) Контроль выполнения принятых решений. Заключение

Результатом проведенного исследования является разработка нового представления о миссии системы МЧС России с учетом высокой социальной значимости ее деятельности в современных условиях, а также разработка основных положений стратегии развития, стратегического планирова-

ния и стратегического управления деятельностью по реализации Миссии.

В развитие сформулированной идеи, состоящей в том, что в качестве главной целевой функции деятельности системы МЧС России и ее социальной миссии следует рассматривать обеспечение необходимого уровня и повышения качества жизни российских граждан путем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и иного характера в мирное и военное время, а также обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, представляется целесообразным проведение дальнейших исследований.

Авторы ставили своей задачей изложить сложившиеся представления по проблемным вопросам социальной миссии МЧС России, полагая, что в современных условиях она приобретает все большее значение в контексте реализации стратегии национальной безопасности Российской Федерации и приоритетов устойчивого развития, а также привлечь внимание специалистов и ученых к новой постановке вопроса, касающегося миссии МЧС России.

Литература

1. Доклад «О результатах и основных направлениях деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов».

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. 12 мая 2009 г.

3. Кузьмин И.И., Махутов Н.А., Хетагуров С.В. Безопасность и риск: эколого-экономические аспекты. СПб: Изд. СПбГуЭФ, 1997.

4. Кизим Н.А., Зинченко В.А. Качество жизни населения и внешнеэкономическая деятельность предприятий. Харьков: Изд. «ИНЖЕК», 2009 г.

5. Назаров В.П. О стратегическом планировании в Российской Федерации. В сборнике «Научные проблемы национальной безопасности Российской безопасности». Вып. 5: К 20-летию образования Совета безопасности РФ. М.: Изд. «Известия», 2012.

6. Московский А.М. Организация системы стратегического планирования в Российской Федерации. В сборнике «Научные проблемы национальной безопасности Российской безопасности». Вып. 5: К 20-летию образования Совета безопасности РФ. М.: Изд. «Известия», 2012.

7. Воробьев Ю.Л., Пучков В.А., Дурнев Р.А. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности. М.: Деловой экспресс, 2006.

8. Воробьев Ю.Л. Безопасность жизнедеятельности. М.: Деловой экспресс, 2005.

10.09.2013

Сведения об авторах:

Фалеев Михаил Иванович: к.п.н.; начальник центра; Измалков Владимир Иванович: д.т.н.; профессор; заслуженный деятель науки Российской Федерации; главный специалист;

ФКу ЦСИ ГЗ МЧС России; e-mail: [email protected]; 121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.