УДК 159.316
Н.А. Чайковская СОЦИАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ ИНЖЕНЕРА КАК ОСНОВА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА
Основным предметом анализа становится социальная креативность инженера в контексте становления и развития социально-технических систем. Формирование личности с ярко выраженной индивидуальностью, способной на нестандартное мышление и действия сегодня становится все более актуальной. Отсюда возрастает интерес к креативности как основе инженерного мышления. В новых условиях требуется иные изучение особенностей развития инженеров с высокими интеллектуальными возможностями и задатками креативного мышления и новых подходов к процессу развития социальной креативности инженеров.
Ключевые слова: социальная креативность инженера, становление и развитие социальнотехнических систем, выраженная индивидуальность, способность к нестандартному мышлению, креативность как основа инженерного мышления.
Актуальность исследования социальной креативности становится все более актуальной с ситуации становления и развития социально-технических систем. С изменением политической ситуации в стране ориентация на коллективизм, ранжирование и нивелирование личности уходит в прошлое, и особое значение приобретает формирование личности с ярко выраженной индивидуальностью, способной на нестандартное мышление и действия. Отсюда не случайно возрос интерес к креативности как основе инженерного мышления. Разумеется, в советской инженерной психологии и профессиональной педагогике этим вопросам уделялось достаточно внимания, о чем свидетельствует довольно широкий круг изученной нами литературы. Однако в новых условиях требуются иные взгляды на проблему изучения особенностей развития инженеров с высокими интеллектуальными возможностями и задатками креативного мышления и, безусловно, иные подходы к процессу развития социальной креативности инженеров.
Сегодня наиболее целесообразно сосредоточить усилия на выявлении социальной креативности инженеров, изучении особенностей их деятельности и профессионального развития. То, что интеллект, творческие способности, - главное достояние нации, давно поняли за рубежом: один из государственных секретов Израиля - эффективная система обучения социальной креативности инженеров. В США также уделяют большое внимание системе поощрения и развития одаренности с детских лет. История человечества накопила достаточно статистического материала, из которого следует, что креативный потенциал инженера -большая ценность для общества, наряду с природными ресурсами. Общеизвестно, что «утечка мозгов» из России стала уже национальным бедствием. Представляется крайне важной разработка методики и системы занятий с ними, способствующих их интеллектуальному и духовному развитию. К сожалению, лишь одному из пяти социально креативным инженерам удаётся реализовать свой потенциал в России. Других часто ожидает либо тяжелая болезнь, либо самоубийство, либо полная потеря одаренности, либо карьера за рубежом. И практически у всех возникают сложнейшие проблемы в личной жизни. Социально креативные инженеры часто испытывают трудности при вхождении в коллектив коллег, общении с руководством и даже с собственными родственниками. Отсюда немаловажной является помощь им в адаптации к социальной сфере, в преодолении возникающих комплексов, следовательно, роль адаптационных методик также весьма значительна.
Креативный потенциал инженера «странно» заявляет о себе, «странно» двигается, «странно» приспосабливается к реальной жизни. И с детства подвергаются насмешкам и даже унижениям со стороны окружающих «не странных». Врожденные задатки - от природы, но то, как этот дар проявляется, зависит от правильного подхода к человеку, обладающему этими задатками.
Как уже было отмечено ранее, креативным инженерам трудно коммуницировать, особенно в профессиональной среде своих сотрудников, которые зачастую не в состоянии правильно воспринять специфику их развития, поэтому важно развивать у этих инженеров социальную креативность.
Под социальной креативностью следует понимать способность человека оперативно находить и эффективно применять нестандартные, оригинальные, творческие решения ситуаций профессионального и межличностного взаимодействия (А.А. Попель, В.В. Рыжов).
Рассматривая структуру креативности, А. Маслоу выделяет в ней несколько уровней: креативность первого и второго порядка, а также «интегрированную» креативность. Креативность первого уровня представляет собой результат действия первичных мотивов, что сближает его с пониманием творчества в психоаналитической концепции 3. Фрейда. Креативность второго уровня подразумевает активное задействование сложных мыслительных процессов: все, что было наработано ранее, подвергается на данном этапе анализу, систематизации и осмыслению. Последним, наиболее совершенным уровнем, является «интегрированная» креативность - в ней два предыдущих типа интегрируются в единое целое, причем, по А. Маслоу, именно данный тип творчества и является источником великих работ, шедевров и открытий.
Основой для целенаправленного развития данной способности является система свойств, составляющих творческий и коммуникативный потенциалы личности. Под творческим потенциалом понимается система свойств личности (мотивационных, интеллектуальных, эмоциональных, волевых), создающая возможность созидать, творить, находить новое, принимать решения и действовать нестандартно. Коммуникативный потенциал представляет собой систему свойств и способностей, обеспечивающих участие личности в общении и взаимодействии с другими людьми.
Психолого-педагогические механизмы и условия развития социальной креативности инженеров, разработка средств оптимизации процесса их адаптации в профессиональной среде является важной составляющей современной инженерной психологии. В современных исследованиях выдвигается и проверяется предположение о том, что одаренная личность обладает повышенными интеллектуальными и личностными характеристиками, которые, с одной стороны, выделяют её из окружающих, с другой стороны, затрудняют существование её в обществе.
Развитие компонентов социальной креативности у современного интеллектуала - социально креативного инженера - является наиболее существенным фактором, способствующим эффективной адаптации его к социальной среде. При этом для преодоления социального барьера необходимо создание специальных психолого-педагогических условий, способствующих развитию у инженеров чувства собственной значимости, убежденности в импонировании другим людям, уверенности в способности к тому или иному виду деятельности.
В научной литературе сегодня в соответствии с целью, предметом и гипотезами в исследования данной проблемы ставятся и решаются следующие задачи:
1) изучение теоретических и экспериментальных работ по проблемам креативности инженеров с целью определения места этого психологического феномена в современной инженерной психологии;
2) определение применительно к целям и задачам исследования сущностную характеристику «социальной креативности», её компонентов у социальной креативных инженеров;
3) систематизация экспериментальных данных с целью выделить наиболее характерные особенности социальной креативности у инженеров по результатам эксперимента;
4) разработка и апробация программы оптимизации социальной креативности у инженеров с целью их социальной адаптации;
5) определение психолого-педагогических условий становления социальной креативности у интеллектуально одаренных инженеров.
Для решения этих задач нами проведено:
• изучение и анализ психологических исследований в области педагогической, возрастной, социальной психологии;
• теоретико-прикладное моделирование программы экспериментального изучения общения и адаптации социальной креативности инженеров в семье и группе;
• проведена выборка эмпирических методов исследования: наблюдение процесса взаимодействия инженеров с сотрудниками, анкетирование, беседа, констатирующий и формирующий эксперименты; математическая обработка и качественный анализ полученных данных.
С точки зрения научной новизны и теоретической значимости, эти исследования определяются следующими положениями.
1. Определено содержание понятия социальная креативность в контексте целей и задач нашего исследования; разработана его структура и уровни развития у интеллектуально социальной креативности инженеров.
2. Исследована специфика возрастных и индивидуально-психологических особенностей развития социальной креативности интеллектуально одаренных инженеров.
3. Расширены и углублены психологические представления об особенностях социальной адаптации интеллектуально одаренных инженеров.
4. Экспериментально подтверждено, что развитие компонентов социальной креативности у интеллектуально одаренны инженеров способствует их позитивной адаптации к социуму.
5. Разработана и успешно апробирована программа развития социальной креативности у интеллектуально одаренных инженеров.
Одаренная личность обладает повышенными интеллектуальными и личностными характеристиками, которые, с одной стороны, выделяют её из окружающих, однако, с другой стороны, затрудняют её существование в обществе. Развитие социальной креативности у интеллектуально социальной креативности инженеров способствует их адаптации в среду окружающих людей. Социальная креативность у инженеров включает в себя творческий и коммуникативный потенциал. Компонентами коммуникативного потенциала являются: независимость, общительность, принятие борьбы, отсутствие высоких показателей степени непринятия личности группой. Значимым компонентом творческого потенциала является образная креативность. Ее основными характеристиками выступают оригинальность, гибкость, адаптивность, оперативность мышления.
Для преодоления социального барьера необходимо создание специальных психологопедагогических условий, способствующих развитию у инженеров личностной самооценки, уровня развития речи, чувства собственной значимости, убежденности в импонировании другим людям, уверенности в способности к тому или иному виду деятельности. Полученные фактические данные сегодня позволяют сделать рекомендации с целью управления процессом развития социальной креативности у интеллектуально одаренных инженеров.
Феномен одаренности и его основные интерпретации в современной психологической науке существует целый ряд взглядов на феномен одаренности, причем часто происходит взаимопереплетение или даже смешение с понятиями: общая способность, талант, гениальность.
Единого и общего определения одаренности не существует, поскольку многолетние научные исследования этого феномена показали его сложность, многоуровневость и разносторонность. Российский психолог А.И. Доровской, подводя итог анализу взглядов россий-
ских и зарубежных ученых, замечает, что «границ для точного определения одаренности не существует» [1, с. 179]. Он констатирует, что сегодня имеется острый дефицит знаний об особенностях поведения и мышления одаренных людей, их личностном развитии и воспитании. Особенно актуальным он считает вопрос о диагностике, развитии, обучении одаренных людей, а также об особенностях осуществления контроля над их познавательной деятельностью. Соглашаясь с этой точкой зрения, мы еще раз сделаем попытку разобраться в этом непростом вопросе, от правильного ответа на который зависит направление практической деятельности инженеров и психологов по развитию социальной креативности инженеров.
Зарубежные психологи зачастую придерживаются мнения о том, что одаренность -врожденная интеллектуальная константа. Так, известный немецкий психолог В. Штерн сознательно сужает это понятие до рассмотрения лишь интеллектуальных возможностей, критикуя иные подходы за широту трактовки, как и «умственной продуктивности вообще». Кроме того, он считает, что «умственная одаренность есть общая способность сознательно направлять свое мышление на новые требования, есть общая умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни» [2, с. 6]. Уже в самом определении содержится внутреннее противоречие, поскольку речь здесь идет не о качестве мыслительного процесса, а о способности «направлять», когда основное значение имеют волевые качества личности, а не интеллектуальные.
В чем же источники одаренности? Выяснение этого важно для науки, ибо от того, что считать главенствующим - природу или воспитание, зависит принципиальный подход к работе с одаренными. Если принять за основу положение о главенстве натуры, то это предполагает как можно более ранний отбор наиболее одаренных и упрощение процесса обучения для всех остальных. К основоположникам этого подхода можно отнести Ф. Гальтона и его последователей, таких как К. Пирсонс, Ч. Спирмен, А. Бине, Т. Симон.
Труды Ч. Спирмена дали импульс таким понятиям, как «общие интеллектуальные способности», «генеральный фактор интеллекта».
На подобных взглядах строились различные тестовые системы, где тесты на интеллект рассматривались в качестве маркеров успешного развития в дальнейшем потенциала личности и эффективности ее будущей профессиональной деятельности. Однако, по нашему мнению, этот подход односторонен и упрощен, поскольку в принципе отвергает возможность эффективного целенаправленного развития имеющегося потенциала независимо от его уровня.
Все же, ради справедливости, следует отметить, что в результате диагностических процедур с применением 1^ стала несколько четче прослеживаться возрастная одаренность, так как величина интеллектуального потенциала стала измеряться по соотношению интеллектуальных возможностей, определяемых как природными, так и социальными факторами (включая обучение). Большинство зарубежных исследователей выделяет несколько составляющих одаренности: когнитивные, личностные, социальные. А. Танненбаум, например, упоминает следующие составляющие:
а) общие способности,
б) специальные способности,
в) мотивационно - личностные факторы,
г) факторы среды.
В настоящее время возникают новые концепции интеллектуальной и креативной одаренности. Явление креативной одаренности было исследовано К.Тейлором в ходе двадцатипятилетней работы. Он называет восемь видов креативной одаренности, проявляющихся в продуктивном мышлении, планировании, предсказании, принятии решений, общении, воплощении или исполнении решений в области межличностных отношений, в определении наличия возможностей [3]. В целом идею креативной одаренности можно принять, однако в подходе К.Тейлора наблюдается определенное противоречие: происходит смешение потенциального и кинетического; в единый ряд ставится предсказание и воплощение; продуктив-
ность мышления и исполнение решений. Ту же неточность можно заметить и в трех круговой модели одаренности Дж. Рензулли [4]:
• потенция - способности выше среднего как необходимое, но недостаточное условие для высоких достижений;
• приобщенность к задаче - потенция плюс волевые усилия, то есть одно из условий перехода потенции в кинетику;
• креативность, которую исследователь понимает как своеобразие поведения личности, выражающееся в оригинальных способах получения продукта.
Из приведенного анализа видно, что креативность все-таки следует рассматривать не внутри, а вне понятия одаренности, как один из способов ее реализации. В исследованиях отечественных авторов одаренность понимается как «качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». В работах Н.С. Лейтеса доказывается, что одаренность должна рассматриваться как совокупность способностей личности, а ее специфические свойства отражаются «в особенностях усвоения навыков, в умении адекватно реагировать на ситуацию, в творческой природе достижений» [5, с. 259].
Для нашей работы особенно ценен анализ возрастных особенностей развития одаренности Н.С. Лейтеса. Неодинаковость возрастной чувствительности в разные периоды детства, временное повышение ее уровня и изменение ее направленности определяет, по мнению автора, наступление сенситивных периодов в годы созревания [5, с. 196]. Учет сензитивных периодов «создает повышенные возможности для развития психики в тех или иных направлениях в отдельные периоды детства» [5, с. 211].
Исследования зарубежных психологов позволяют сделать вывод о том, что процесс выявления одаренности должен быть многогранным, учитывающим ее параметры как сложного интегрального целого. Исследования должны проводиться, начиная с детского возраста. Например, в этом процессе огромное значение имеет взаимовлияние и взаимодействие биологических и социальных факторов. На этой позиции стоят так называемые «интеракциони-сты», которые считают, что одаренность является производным от природных и средовых (культурно-педагогических) факторов.
Некоторые ученые наряду с перечисленными проблемами считают необходимым выделить наиболее важные, на их взгляд, отрицательные моменты в развитии социальной креативности. Так, P.G. George, J.J. Gallagher, E. Landau, с сожалением отмечают преобладание пессимистического мировоззрения одаренных людей. J. Galbraith [6, с. 18] на основе своих исследований продемонстрировал, что 80 % детей и подростков с высоким IQ глубоко озабочены мировоззренческими проблемами, что отрицательно влияет на их психику. Этой же точки зрения придерживаются L. Hollingworth, W.H. Clark, N.E. Hankins, J. Freeman. Они объясняют эту озабоченность тем, что одаренные дети, в отличие от своих обычных сверстников, являются рьяными читателями газет и стремительно поглощают любую информацию. P. Janos, N. Robinson, L.K. Silverman, M. Viernstein, R. Hogan, L.S. Hollingworth, J. Freeman и др. считают необходимым отметить, что вера в свои собственные способности стимулирует независимое критическое мышление одаренных, что ведет к тому, что они не могут удержаться от указаний на ошибки не только своим сверстникам, но также и учителям.
Следующую, не менее важную проблему затрагивают S.Whalen, M. Csikszentmihalui, R .Milgram, N. Milgram, которые отмечают, что нередко креативный потенциал мешает вере человека в то, что он может быть сексуально привлекательным. M. Csikscentmihalui, K. Rathunde, S. Whalen [7, с. 36] полагают, что одаренные подростки, за исключением девочек, одаренных в области изобразительного искусства, имеют консервативную точку зрения на эту проблему, в отличие от обычных подростков, что опять влечет за собой затруднение межличностного общения. Ученые полагают, что талантливые подростки консервативны в своих сексуальных представлениях, потому что у них есть чувство отличия от других, и это связано с их представлениями о собственной привлекательности. Но их консервативные
представления могут быть также связаны с потребностью в уединении для развития своего таланта. Ученые предполагают, что одаренные люди часто защищаются от чувств, чтобы направить свою энергию на занятие интересующей их деятельностью. Тогда консервативное представление о сексуальности, по З. Фрейду, является формой сублимации, где сексуальная энергия переходит в работу. Это бы согласовывалось с представлениями З. Фрейда о том, что креативные творения возникают потому, что запрещенная сексуальная энергия перераспределяется в продуктивную, общественно признанную активность.
Следующая значительная проблема одаренных заключается в том, что, чувствуя невозможность войти в круг общения обычных сверстников, одаренные скрывают свои способности. В этом убеждены M. Gross, S.M. Fordham, L.K. Silverman, M. Csikszentmihalui, K. Ratyunde, P. Janos, N. Robinson отмечают, что обычно одаренные люди проводят время в одиночестве. J. Deliste, D. Farrell доказали наличие у одаренных признаков социофобии и повышенную склонность к суициду. В качестве причины этому психологи назвали одиночество как следствие невозможности к установлению контактов со сверстниками [8, с. 139]. Однако существует и противоположная точка зрения. A. Storr, например, считает, что одиночество положительно влияет на продуктивность деятельности таких людей, так как они могут больше времени уделять развитию своих способностей.
Даже там, где, казалось бы, одаренным людям нечего было бы опасаться, их также подстерегает опасность. Речь идет о семье и родственниках, которые также могут пагубно влиять на их развитие. Так же, как и на обычных детей, а, может быть, даже сильнее влияют семьи с неблагоприятным климатом. Л. Харт, на наш взгляд, дает полную характеристику неблагополучных родителей.
В подобных семьях дети часто чувствуют себя ненужными, лишними, в результате чего они наиболее предрасположены к стрессу, появлению у них комплексов неполноценности. В.В. Клименко отмечает, что постоянное переживание одаренным ребенком стрессовых ситуаций может привести к следующим неблагоприятным моментам, которые проявятся во взрослой жизни:
• к снижению скорости умственных операций;
• к сужению внимания;
• к потере интереса к деятельности и т.д.
У его наступает период, который В.В. Клименко называет «жизнью хронически усталого человека». Если в этот момент нагрузка продолжается, то психическое состояние переходит в патологическое. Наступает болезнь. Может быть, именно это, отмечает В.В. Клименко, имеют в виду люди, говоря о том, что гении находятся на грани сумасшествия [9, с. 371].
Однако самыми опасными могут оказаться родители, которые стремятся любой ценой развить одаренность своих детей для удовлетворения собственных потребностей. K. Montour ввел понятие «Schopfer-Eltern» - «родители-творцы» (пер. Н. Чайковской). C. Mc Guffog отмечает, что такие родители убеждены в том, что могут развить одаренность своего ребенка, и, когда он добивается значительных результатов, специально показывают его общественности, чтобы обратить внимание на себя. Психоаналитик Alice Miller в своей книге «Das Drama des begabten Kindes» («Драма одаренного ребенка») очень наглядно описала таких родителей, ориентированных только на достижения своих детей [10, с. 42].
Для становления и развития детской одаренности огромное значение имело бурное становление и развитие кибернетики. Кибернетика как наука определяла основные законы приёма, обработки, классификации и распределения информации человеком. Спустя десять лет развитие эргономических принципов инженерной психологии позволило активно исследовать общие принципы организации взаимодействия человек - машина. Эти процессы были непосредственно связаны с активным развитием электронно-вычислительной техники. Кроме этого, в это время были выработаны рекомендации по внедрению в широкую практи-
ку автоматизированных процессов управления, которые нашли практическое применение при организации сложных социально-технических систем. Процессы управления широко внедрялись в такие инженерно-технические области, как авиация и космонавтика, а также в производство сопутствующих автоматических средств обеспечения этих областей производства.
Для реализации творческого потенциала и развития социальной креативности инженера огромное значение имело то, что к 1970-м годам развитие инженерной психологии определялось уже непосредственным развитием крупных социально-технических систем. Большие социально-технические системы и автоматизированные производственные циклы требовали исследования и проектирования нового типа человеческой деятельности. Это была деятельность в сложно организованных, а в перспективе - диффузных социальнотехнических системах. При этом инженерной психологии вносила важный вклад в разработку эффективности и управляемости их функционирования. Сегодня инженерная психология исследует проблемы социально-технических систем на всех уровнях их формирования и развития в современном производстве.
В решении своих задач инженерная психология основывается на данных смежных наук, таких, как эргономика, психология труда, психология управления, психология личности и др., а также тесно взаимодействует с техническим конструированием, системотехникой и инженерными дисциплинами.
Сформулировать основные задачи инженерной психологии можно следующим образом (рис. 1).
1. Методологические задачи: необходимость определения предмета и задач инженерной психологии, инженерно-психологические аспекты исследования социально-технических систем; разработку новой методологии исследования, определяемой современными задачами; разработку новых методов и принципов исследования; определение места инженерной психологии в системе современных наук, где происходит активное взаимодействие естественнонаучного, технического, социального и гуманитарного знания.
2. Психофизиологические задачи: изучение психофизиологических параметров работы оператора; аналитические исследования особенностей деятельности оператора; оценка и исследование психофизиологических характеристик при выполнении оператором отдельных действий; изучение психофизиологических состояний оператора при выполнении им определенных профессиональных действий и операций.
3. Задачи функционирования систем «человек-машина»: технические разработки принципов построения элементов СЧМ; проектирование СЧМ и оценка их функционирования с позиций инженерной психологии; исследование принципов организации функционирования СЧМ с учетом современных параметров их работы; разработка шкал надежности СЧМ; определение эффективности деятельности элементов СЧМ с позиций инженерной психологии; комплексный системотехнический анализ социально-технических систем.
4. Задачи эксплуатации: профессиональная подготовка операторов основана на исследовании профессиональных навыков их деятельности при выполнении ими профессиональных задач; деятельность операторов при групповом взаимодействии требует исследования организации профессиональных аспектов этой их деятельности; исследование и совершенствование методов повышения эффективности труда операторов в социально-технических системах.
5. Задачи управления и менеджмент социально-технических систем: организация деятельности людей в социально-технических системах с позиций целесообразности и эффективного взаимодействия их подсистем; введение инноваций и оптимизация функционирования социально-технических систем для максимально эффективного и целесообразного распределения функций между их подразделениями; разработка и внедрение рациональных принципов управления в социально-технических системах; исследование психологической составляющей в деятельности инженеров и обслуживающего персонала; обеспечение инно-
вационных методов исследования всего комплекса технического обеспечения и средств автоматизации социально-технических систем.
6. Комплексно-научные задачи: укрепление связей инженерных психологов со смежными науками, такими как: эргономика, психология труда, психология управления, психология личности и др., а также тесное взаимодействие с техническим конструированием, системотехникой и инженерными дисциплинами самого широкого профиля.
Задачи инженерной психологии
Методологические задачи
Психофизиологические задачи
Системотехнические задачи
Эксплуатационные задачи
Управленческие задачи
Комплексно-научные задачи
Рис. 1. Задачи инженерной психологии
В целом следует особенно отметить, что развитие креативного потенциала современного инженера становится важной задачей наряду с развитием его социальной креативности.
Библиографический список
1. Доровской, А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся [Текст] / А.И. Доров-ской - М.: Российское педагогическое агентство, 2008. - 209 с.
2. Штерн, В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста [Текст] / под ред. В.А. Лукова. - СПб: Союз, 2007. - 128 с.
3. Виды одаренности и подходы к их диагностике в современной американской психологии [Текст] // Общественные движения и социальная активность молодежи: Материалы Всесоюзной научной конференции «Человек в системе общественных отношений». М., 2001. С. 168-175.
4. Renzulli J.S. The three-ring conceptions of giftedness: a developmental model for creative productivity [Текст] / / Conceptions of giftedness. Ed. Sternberg R.T., Davidson J.E. N.Y. 1986. P.53-92
5. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст [Текст] / Н.С. Лейтес. - М.: Педагогика, 2001. -308 с.
6. Galbraith J. The eight great gripes of gifted kids: Responoling to special needs [Текст] /. Roeper Review, 2005.- 8.15-18
7. Csiksentmihalyi, M., Rathunde K. & Whalen S. (1993) [Текст] / Talented teenagers : The roots of success and fatlure. New York : Cambridge University Press.
8. Farrell, D.M. Suicide among gifted students [Текст] // Roeper Review, 11, 134-139 - 1989.
9. Клименко, В.В. Психологические тесты таланта [Текст] / В.В. Клименко - Харьков: Фолио, 2006. - 414 с.
10. Miller A. (2001). Prisoners of Childhood. New York: Basik Books [Текст] / (Orig. : Das Drama des begabten Kindes und die Suche nach dem wahren Selbst. Frankfurt: Suhrkamp. 1979).