Научная статья на тему 'Социальная конкурентоспособность образовательного продукта в современных условиях'

Социальная конкурентоспособность образовательного продукта в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная конкурентоспособность образовательного продукта в современных условиях»

обороны, и 56% (в сумме) заявили, что могли бы поступить таким же образом.

Таким образом, законопослушность наших граждан является, судя по данным опроса, достаточно проблематичной. Она - избирательна, контекстуально обусловлена, и, в общем, не очень обязательна, по мнению наших респондентов. Среди факторов, проблема-тизирующих законопослушность, очевидно выделяются

недоверие к государству, как гаранту безопасности личности, и убежденность в несовершенстве самих законов, что в сумме дает человеку право, как следует из ответов опрошенных, во-первых, защищать себя самому, используя для этого все средства, и, во-вторых, игнорировать законы, если они расходятся с представлениями человека о сущем и должном.

Е.П.Меркулова

Социальная конкурентоспособность образовательного продукта в современных условиях

Для того чтобы выжить и преуспеть в том или ином социуме люди во все времена стремились добиться максимальной адаптивности к существующей социальной реальности. Преуспевание личности в конкретном обществе с точки зрения конкурентных процессов обеспечивается социальной конкурентоспособностью личности, которая зависит от многих факторов, и, прежде всего, от качества образования, В свою очередь, качество образования определяется как способностями личности получать образования, так и конкурентоспособностью самого образовательного продукта. В статье предпринимается попытка разработки понятия «социальная конкурентоспособность образовательного продукта» и определения его места в современных условиях.

Понятие «социальная конкурентоспособность образовательного продукта» пока не раскрыто ни в рамках социологических, ни в рамках экономических исследований. Как видим, оно имеет три составляющих элемента: социальный аспект, конкурентоспособность, образовательный продукт. Предложим такое понимание последнего понятия: образовательным продуктом является все, что предлагается потребителям на образовательном рынке для удовлетворения ряда потребностей в образовании в материальной и нематериальной форме. Это материальные продукты - учебная и методическая литература, программные продукты и пр., а также нематериальные элементы - оказанные услуги и лично-стно-психологические свойства. Образовательный продукт в товарной форме имеет две части: одна часть реализуется собственно на образовательном рынке, а другая - воплощенные в рабочей силе знания, практические навыки и умения, а также развитые личностно -психологические качества - на рынке труда. Выдвинем тезис, согласно которому главным условием успешной реализации товара является высокая степень конкурентоспособности. Тогда мы имеем раздвоение товарной

формы проявления образовательного продукта - с одной стороны, это товар, который потребляет обучающийся (будем считать услугу тоже товаром), с другой -это товар, который потребляет работодатель - а именно способности и навыки получившего образование работника, Оба эти товара в рыночном мире должны обладать свойством конкурентоспособности.

По поводу понятия «конкурентоспособность» есть такие определения:

■ Способность товара быть первым купленным на рынке товаров-конкурентов,

■ Отношение полезного эффекта от потребления (использования) товара к затратам на его приобретение и эксплуатацию (цена потребления).

» Совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, способствующих созданию превосходства данного товара перед товарами-конкурентами в удовлетворении конкретной потребности покупателя...1

■ Интегральное свойство, обусловливающее способность товара удовлетворять требованиям покупателей к его составляющим по сравнению с товарами-аналогами в условиях конкретного конкурентного рынка в данный период времени. Как вариант - по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке2.

Отметим важнейшие элементы, способствующие пониманию места этого понятия среди других: конкурентоспособность - это мера привлекательности продукта для потребителя; привлекательность продукции определяется степенью удовлетворения совокупности разноплановых, иногда противоречивых требований; состав предъявляемых требований, их приоритетность зависят от вида продукции и типа ее потребителя; конкурентоспособность рассматривается относительно конкретного рынка и конкретного аналога.

Как правило, в качестве аналога при определении конкурентоспособности используется аналогичный то-

вар (услуга). На наш взгляд, такой подход является очень узким в отношении образовательного продукта. Конкурентоспособность образовательного продукта следует рассматривать в сравнении с различными видами конкурентов (используя подход Ф, Котлера):

■ Желания-конкуренты (получать образование или работать).

■ Товарно-родовые конкуренты (получать специальное высшее образование или пройти специальные краткосрочные курсы - основные способы удовлетворения какого-либо конкретного желания),

■ Товарно-видовые конкуренты (различные способы получения высшего образования - заочное, очное, вечернее обучение).

■ Марки-конкуренты (получение образования в различных вузах или специальных учебных заведениях, в данном случае название вуза выступает в качестве марки).3

Большое значение для дальнейшего определения социальной конкурентоспособности образовательного продукта имеет выбор между желаниями-конкурентами (прежде всего выбор - получать или не получать образование, повышать или не повышать квалификацию и пр.), который зависит от социальной самоидентификации индивида.

Итак, под конкурентоспособностью образовательного продукта мы будем понимать совокупность его качественных и стоимостных характеристик, обеспечивающую его преимущество перед различными группами конкурентов в удовлетворении потребностей всех заинтересованных групп потребителей - личности, работодателя, государства и общества.

Понятие образовательного продукта является комплексным и включает, во-первых, знания, навыки и умения, воплощенные в рабочей силе, во-вторых, образовательные программы, в том числе средства реализации (научная, учебная и методическая литература, учебное оборудование и пр.) и методы реализации (разнообразные образовательные услуги). Первый образовательный продукт потребляется работодателем, второй - работником.

Конкурентоспособность образовательного продукта для работодателя будет воплощаться в рабочей силе и конкурентоспособности работника. С позиции предприятия информация об уровне конкурентоспособности работника необходима для оценки перспективы успешной и устойчивой деятельности предприятия, определения уровня и направленности инвестирования в работников, направленности привлечения, отбора, распределения, перераспределения работников и, в целом, для эффективной организации управления персоналом.4

Для того чтобы оценить конкурентоспособность конкретного образовательного продукта, необходимо выделить составляющие конкурентоспособности и, исходя из последних, определить конкурентные преимущества. Составляющие конкурентоспособности товара пред-

ставляют собой уровни его определенных технических, экономических и коммерческих характеристик, необходимых для достижения успеха на конкретном рынке, что связано с утверждением: товар конкурентоспособен, если таковыми являются его элементы, При этом одни составляющие можно назвать «условно жесткими», а другие - «условно мягкими». Например, уровни качества и цены товара являются «условно жесткими» составляющими конкурентоспособности, в то время как имидж товара, его известность, торговую марку можно считать «условно мягкими» параметрами5

Все составляющие конкурентоспособности мы разделим на две группы:

Стоимостные, т.е. затраты на приобретение (затраты поиска, стоимость покупки) и потребление. Под стоимостными затратами мы будем понимать не только денежные, но и временные.

Качественные (свойства товара или услуги удовлетворять разнообразные потребности потребителей -социальные, культурные, эстетические и пр.).

Определение понятия «социальная конкурентоспособность» встречается в статье А.Я, Флиера, По его мнению, понятие «социальная конкурентоспособность» включает в себя профессиональную устойчивость, способность к повышению квалификации, социальную мобильность личности: ее обучаемость, восприимчивость к новациям, способность к перемене профессиональной сферы деятельности, переход в более престижную область труда, повышение социального статуса, уровня образования и т.д.6 Идеальный образец конкурентоспособного человека - это творческая личность, выдающая новационные идеи, технологии, продукты, произведения. Эти люди далеко не всегда хорошо социально обустроены, но уровень их личностной самореализованно-сти и признание со стороны значимой для них части коллег дают им самоощущение пребывания «вне конкуренции» (что нередко служит вполне объективной самооценкой, хотя обычно и не отмеченной адекватным «социальным вознаграждением»). Одним из главных факторов достижения социальной конкурентоспособности является качество образования, способность личности к постоянному самообразованию, саморазвитию.7

Если качественное образование в современном мире позволяет человеку повысить свою социальную конкурентоспособность, то мы вполне можем ввести в рассмотрение кроме понятия «социальная конкурентоспособность личности» понятие «социальная конкурентоспособность образовательного продукта». При определении сущности социальной конкурентоспособности образовательного продукта необходимо отметить, что она предполагает максимальную степень удовлетворения каким-либо образовательным продуктом социальных потребностей индивида,

Социальные потребности индивида, в свою очередь, в большей степени зависят от его социальной самоидентификации, стремления занять определенную

социальную нишу. Как уже было отмечено, современное информационное общество формируется в рамках новой социальной структуры, которая разделяет социум на класс интеллектуалов и класс отчужденных от средств производства и соответственно его продуктов. Социальную конкурентоспособность образовательного продукта следует, на наш взгляд, рассматривать только применительно к классу интеллектуалов, а также к тем, кто хочет войти в число представителей данного класса. Представители же класса отчужденных не имеют заинтересованности в получении образования. Что же представляет собой идеальный представитель класса интеллектуалов - приобретающий и потребляющий образовательный «социально конкурентоспособный продукт»?

В 1962 г. Ф. Махлуп ввел в научный оборот термин «работник интеллектуального труда», в котором оказались соединенными различные характеристики нового типа работника: его ориентированность на оперирование информацией и знаниями; фактическая независимость от собственности на средства и условия производства; высокая мобильность, стремление к деятельности, открывающей широкое поле для самореализации и самовыражения. Такой позиции придерживался и основатель теории постиндустриализма Д. Белл, отмечавший, что «если в течение последних ста лет главными фигурами были предприниматель, бизнесмен, руководитель промышленного предприятия, то сегодня «новыми людьми» являются ученые, математики, экономисты и представители новой интеллектуальной технологии».8

Наиболее очевидным признаком «класса интеллектуалов» являются высокие стандарты образования, принятые в этой среде. В большинстве случаев высококвалифицированные специалисты находят себе применение в новейших отраслях промышленности и сферы услуг. Важно отметить, что статус работника в постиндустриальном обществе и его принадлежность к «классу интеллектуалов» определяются не столько собственно образовательным уровнем, сколько тем, в какой степени в тот или иной момент он превосходит аналогичный показатель среднего работника. Так, в 60-е и 70-е годы, когда обладатели дипломов колледжей считались высококвалифицированными специалистами, их доходы росли гораздо быстрее, нежели у выпускников школ. Однако с конца 80-х доходы лиц с высшим образованием также стали устойчиво снижаться в условиях новой волны конкуренции на рынке труда. Став вполне ординарными работниками, они уступили пальму первенства обладателям докторских и иных ученых степеней, а также носителям уникальных знаний об определенных производственных процессах и технологиях.

Таким образом, основным признаком представителей «класса интеллектуалов» служит уровень образования, оказывающийся значительно выше характерного в тот или иной момент для большинства граждан, составляющих совокупную рабочую силу. Именно поэтому

границы «класса интеллектуалов» никогда не могут расшириться до масштабов общества в целом.

Классовая определенность данной социальной группы характеризуется, прежде всего, тем, что ее представители не зависят от традиционного класса буржуа, так как могут приобретать необходимые им срелства производства в личную собственность. Тем самым «в современном обществе тенденция к отделению капитала от работника сменяется противоположной - к их слиянию», и возникает класс, не нуждающийся в эксплуатации других социальных групп для утверждения той уникальной роли, которую он играет в социальной структуре, Доступность информационной техники и технологий приводит к тому, что все более расширяющийся круг интеллектуальных работников получает возможность индивидуального производства информационных продуктов; в результате они поставляют на рынок не свою рабочую силу, а именно готовый продукт, как правило - редкий и невоспроизводимый.

Следующим важным признаком «класса интеллектуалов» является востребованность его представителей в разных структурных элементах социальной иерархии, а также их исключительная мобильность. Обретая новую роль в производственном процессе, интеллектуальные работники уже не могут быть управляемы традиционными методами. В условиях, когда «социальные отношения становятся сферой скорее личных устремлений, чем бюрократического регулирования»9, а «воображение и творческий потенциал человека превращаются в поистине безграничный ресурс для решения встающих перед нами новых задач»10, «совместимость ценностей, мировоззрений и целей более важна, нежели детали конкретной коммерческой сделки»11, и поэтому в современной корпорации «ни одна из сторон (ни работники, ни предприниматели) не является ни «зависимой»; ни «независимой»; они взаимозависимы»12. Учитывая, что работники выступают в качестве фактических собственников знаний, ими приходится «управлять таким образом, как если бы они были членами добровольных организаций»13, а выход работников за пределы компании рассматривается как естественное проявление роста их личностного потенциала.

В контексте анализа этой особенности важно отметить, что положение высококвалифицированных работников в постиндустриальном обществе фактически выводит их за пределы традиционно понимаемой эксплуатации, и тем самым, что, пожалуй, наиболее существенно, делает «класс интеллектуалов» самовоспроизводящейся замкнутой общностью. «Работники интеллектуального труда не ощущают, что их эксплуатируют как класс», пишет П. Дракер, и вследствие этого, «даже меняя свою работу.., они не меняют своих экономических и социальных позиций»14. Позиции же эти естественным образом включают скорее приверженность целям самосовершенствования в процессе деятельности, нежели стремление к максимизации личного мате-

риального благосостояния. В настоящее время в среде работников наукоемких и высокотехнологичных отраслей даже перспективы быстрого профессионального роста, столь ценившиеся в 80-е годы, не считаются привлекательными, если для их достижения приходится уделять меньше времени семье и отказываться от привычных увлечений. Данная трансформация имеет исключительное значение для понимания природы современной социальной структуры, Таким образом, сегодня в развитых обществах образовался слой интеллектуальных работников, которые обладают неотчуждаемой собственностью на информацию и знания, являются равными партнерами собственников средств производства, не эксплуатируемы как класс, их деятельность мотивирована качественно новым образом, причем все эти признаки в известной мере оказываются наследуемыми. Именно поэтому мы говорим не об интеллигенции или размытой совокупности высококвалифицированных работников, а об особом классе, занимающем доминирующие позиции в постиндустриальном обществе.16

Учитывая указанные моменты, можно сделать вывод, что важнейшим конкурентным преимуществом образовательного продукта в информационную эпоху является его качество - способность удовлетворять социальные потребности представителей класса интеллектуалов, Именно поэтому потребители образовательных продуктов нуждаются в полной и достоверной информации об их качестве,

1 Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью,// Под ред. проф. С.Г.Светунькова htip://markeiinq.spb.ru/read/m 19/1 .htm

2 Каплина О.В. Оценка конкурентоспособности массового товара./'/ Маркетинг в России и за рубежом, - 2001. - № 4.

3 Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. - Спб.: ПитерКом, 1999.

4 Томилов В.В., Семеркова Л.Н, Маркетинг рабочей силы II http://www.mafketing.spb.ru/read/m6/index.htm

э Каплина О,В. Оценка конкурентоспособности массового товара (на примере пива) II Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - № 4,

6 Флиер А.Я. Культура как фактор национальной безопасности // Общественные науки и современность, - 1998, -№3, - С. 181-187, с. 182.

7 Мухамеджанова Н.М Качество образования как фактор национальной безопасности: культурологический аспект II http://bank.orenipk.ru/Text/tl5 326.htm

3 Иноземцев В.Л. «Класс интеллектуалов» в постиндустриальном обществе II Социологические исследования. - 2000. -№ 6. - С. 67-77,

9 Albrow М. The Global Age. State and Society Beyond Modernity. Stanford (Ca.), 1997. P. 167.

10 Henderson H. Paradigms in Progress. Life Beyond Economics. San Francisco, 1995.

11 Kanter R.M. World Class. Thriving Locally in the Global Economy. N.Y., 1995.

12 Drucker P.F, Post-Capitalist Society. N.Y., 1995. P. 66.

1,5 Drucker on Asia. A Dialogue Between Peter Drucker and Isao Nakauchi. Oxford, 1997. P. 148.

14 Drucker P.F. The New Realities. Oxford, 1996. P. 23.

15 Иноземцев В.Л, «Класс интеллектуалов» в постиндустриальном обществе II Социологические исследования. - 2000. - № 6. - С. 67-77.

Н.В.Калюжнов

Корпоративная культура обучающейся организации*

Для преобразования традиционной организации в обучающуюся, необходимо модифицировать следующие ее компоненты: структуру, миссию, культуру, лидерство, мотивацию и контроль. Основная направленность обучающейся организации должна быть на индивидуальное и коллективное обучение персонала.

Структура обучающейся организации должна способствовать лучшему информационному обмену между сотрудниками и созданию инноваций, так, чтобы сотрудники имели возможность в процессе трудовой деятельности обмениваться информацией и знаниями.

Прохождение информации и обмен знаниями между различными ступенями иерархии в фирме облегчается посредством организации более плоской организационной структуры. Формулирование и реализация идей должна проходить на всех уровнях организации. Использование временных рабочих групп (так называемая «подвижная матричная структура»1) позволяет сотрудникам обмениваться знаниями по горизонтали, Групповая работа является существенным фактором развития обучающейся организации, Когнитивные способности группы людей потенциально превышают способность

Статья написана при финансовой поддержке Российского Гуманитарного Научного Фонда, проект № 04-06-00332а «Внутриорганизационное обучение как элемент оргкультуры: сравнительный анализ российской, восточной и западной традиции» (2004-2005).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.