Научная статья на тему 'Социальная компетентность сельских школьников как условие современного образования'

Социальная компетентность сельских школьников как условие современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SOCIAL COMPETENCE / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / RURAL SCHOOL / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Севостьянова Е.П.

В статье рассмотрена проблема формирования компетентностной личности сельских школьников в условиях реформирования системы образования и при переходе на ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL COMPETENCE OF RURAL SCHOOLBOYS AS A RESULT OF MODERN EDUCATION

This paper considers the problem of the formation of the individual competence of rural schoolboys in the conditions of reforming the education system and the transition to the GEF.

Текст научной работы на тему «Социальная компетентность сельских школьников как условие современного образования»

УДК 373

Е.П. Севостьянова

ассистент,

кафедра общей и педагогической психологии,

Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК РЕЗУЛЬТАТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрена проблема формирования компетентностной личности сельских школьников в условиях реформирования системы образования и при переходе на ФГОС.

Ключевые слова: воспитание, социальная компетентность, сельская школа, социализация.

Е.Р. Sevostyanova, Arzamas branch of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

SOCIAL COMPETENCE OF RURAL SCHOOLBOYS AS A RESULT OF MODERN EDUCATION

Abstract. This paper considers the problem of the formation of the individual competence of rural schoolboys in the conditions of reforming the education system and the transition to the GEF.

Keywords: education, social competence, rural school, socialization.

Реформирование российского образования связано с изменившимся социальным заказом институтам социализации молодого поколения. Ценностный смысл нового заказа отражает необходимость формирования ключевых компетентностей личности, способствующих адаптации современного молодого человека к изменяющимся условиям общества. Поэтому реализация новых требований Федерального государственного образовательного стандарта к личности выпускника школы, направленных на формирование универсальных учебных действий и развитие жизненных навыков учащихся, требует создания психологически благоприятной для успешной социализации учащихся условий образовательной среды.

В этой связи перед учеными и педагогами-практиками стоят задачи анализа меняющейся теории воспитания и условий развития социально компетентной личности, создания блока методик по формированию социально компетентного поведения учащихся как городских, так и сельских школ на разных возрастных этапах. Данное условие особенно значимо, так как современная ситуация развития России тесно связана с надеждами на возрождение современного села, укрепление в отечественной экономике аграрного сектора. В этом смысле одним из действенных факторов сохранения молодежи на селе, предупреждения социальных девиаций в среде сельских школьников может стать педагогически целесообразное формирование у них социальной компетентности.

В отечественной науке в последние годы значительно возрос интерес к изучению различных видов компетентности. Известны результаты изучения аутопсихологической (Т.Е. Егорова), коммуникативной (Е.Д. Божович, Ю.Н. Емельянов и В.И. Кашницкий, Л.А. Петровская, Т.С. Трофимова, Е.Г. Шеина и др.), информационной (Н.Ю. Таирова), методической (Т.Н. Гущина), эмоциональной (Е.В. Либина), языковой (Е.К. Юсеф) и других видов компетенций.

Социальная компетентность предметом научного изучения различных отраслей наук стала относительно недавно. Большинство исследований посвящены психологическим аспектам (Н.В. Калинина, Е.В. Коблянская, В.Н. Куницына, И.И. Лукьянов, Г.И. Марасанов, Н.А. Рототаева, Ю.А. Тюменева и др.) [2]. В дефектологии, коррекционной педагогике и психологии рассматриваются вопросы социальной адаптации учащихся (Е.В. Москаленко, А.М. Щербакова и др.). В исследованиях педагогов Н.И. Бело-церковец, О.В. Казанцевой, С.В. Данилова, И.Н. Святовой анализируется процесс формирования социальной компетентности в дошкольном и подростковом возрастах. СС. Бахтеева, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, С.В. Никитина подходят к пониманию социальной компетентности с позиций развития об-

щекультурной или профессиональной компетентности у учащейся молодежи [5].

Особый интерес представляет развитие социальной компетентности у сельских школьников. В условиях современной России модель сельской школы основана на «школе природы», школе с акцентом на фермерском труде, на сельскохозяйственном профиле или ориентирована на сохранение, возрождение отечественных традиций сельского производства, в том числе и народных ремесел и промыслов. В соответствии со спецификой сельского поселения внеурочная воспитательная работа может быть реализована в направлении преодоления замкнутости за счет объединения усилий разных культурных учреждений, на опытничество в сфере сельскохозяйственной деятельности, на нахождение главного компонента в воспитательном процессе (краеведение, туризм, литературоведение, экология и т.д.). Поскольку в настоящее время концепция сельского школьного образования строится на основе конкретной среды обитания, жизненном опыте учащегося, а также обстоятельствах жизни школьника.

В современной психолого-педагогической литературе имеется общая «Концепция системной модернизации сельской школы» и частные концепции, раскрывающие вопросы создания воспитательного пространства в сельском социуме (Л.В. Алиева, Л.И. Новикова), моделирования и функционирования разнообразных школьных воспитательных систем (Л.Б. Байборо-дова, М.П. Гурьянова), предупреждения правонарушения среди учащихся в сельской среде и другие. В то же время настала необходимость обратиться к идее формирования успешной жизнеспособности как одной из задач современного воспитания в сельской школе. Феномен социальной успешности рассматривается как интегрирующее начало жизнеспособности и жизнеус-тойчивости, в особенности применительно к сообществам сельской местности, в которых с учетом замкнутости высок уровень ориентации на социальную доминантность.

По справедливому замечанию А.В. Мудрика, влияние деревни и села как типа поселения на социальное развитие молодого поколения почти синкретично. Большинство семей продолжают сохранять в своем жизненном укладе черты прежнего сельского образа жизни. В таких поселениях отсутствуют большие социальные и культурные различия между жителями, силен социальный контроль за поведением человека, ограничены социальное партнерство и пространственные условия общения в узком смысле слова, набор занятий в свободное время, мобильность ребенка, затруднено обособление, модель отношений, объем впечатлений, источники получении информации обеднены [3].

В этом отношении для сельских педагогов особый смысл приобретает развитие социальной активности личности как непосредственное вхождение индивида в социальную среду и предполагаемое социальное познание, а также социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность функций, ролей, норм, прав и обязанностей, переустройство окружающего мира. Этот смысл состоит в необходимости целенаправленного формирования и развития социальной компетентности сельских школьников. Это требует создания в сельской школе условий, которые способствовали бы возможности прикосновения учащихся к огромному количеству альтернатив, к широкому выбору кругов и групп общения, к насыщенному информационному полю, были подготовлены к использованию новых форм и способов деятельности, к неожиданностям в повседневных контактах, к взаимодействию и взаимоотношениям в условиях их дифференциации.

Анализ состояния проблемы формирования социальной успешности свидетельствует о том, что способность понимать ситуации повседневности, прогнозировать их развитие, видеть и предвидеть варианты реального поведения в них других людей, способность и готовность сотрудничать, действовать самостоятельно и ответственно на основе умения собирать и обрабатывать социальную информацию - источник образовательной деятельности в этом направлении. Применительно к сельскому образовательному пространству это должно стать целью воспитательной программы и ядром социализации сельских школьников. Для того, чтобы выпуск-

нику сельской школы относительно безболезненно адаптироваться к новым условиям, необходимо: обладать определенным объемом целенаправленно скомпонованной информации, позволяющей сформировать свой образ и прообраз объективной реальности; принять свободу как осознанную необходимость как возможность с опорой на качественную социальную информацию осуществлять личный выбор поступков; разобраться в множественности современного мира, его противоречивости; научиться принимать нужные решения.

Исследования показывают: чтобы продуктивно строить процесс воспитания сельских школьников, предупреждать маргинальность в их среде, достигать позитивной их социализации, необходимо в качестве ожидаемого результата иметь в виду определенный уровень социальной успешности (компетентности) как сложного образования. Басова В.М. выделяет следующие структурные компоненты социальной успешности (компетентности) сельских школьников:

- когнитивный, выполняющий образовательные, сдерживающие, стимулирующие, интегрирующие функции;

- эмоциональный, который связан с проживанием и переживаемыми личностью событиями, с целесообразной насыщенностью повседневной жизни ребенка образцами-символами, что позволяет ему в будущем, опираясь на рациональные, декларированные знания, успешно осуществлять специфический, жизненно важный процесс принятия решений, выбора наилучшего варианта действий;

- действенно-практический, который включает в себя все составляющие, процессом приобретения человеком реального опыта отношений, освоения объектов социальной действительности, объективации знаний в ситуациях свободы выбора действий, моделирования этих результатов и прогнозирования собственного поведения, социального позиционирования [1].

Реализация названных компонентов в условиях современной сельской школы требует предупреждения нерационального поведения, преодоления недостаточности информации, обогащения опыта ориентации в действительности, устранения поспешных решений. Для этого современному педагогу необходимо ориентироваться в выборе относительно устойчивых и типичных, жизненных ситуаций, которые являются определяющими в формировании социального опыта школьника; уметь согласовывать эти ситуации с имеющимися условиями и дополнять теми, которые способны развивать опыт и компетентность учащихся; выделять умения, которые являются значимыми для построения жизненной карьеры, создавать ситуации для пробы сил, включения в социальную практику, выработки жизнеспособных стратегий и роста социальной успешности.

Таким образом, процесс формирования социальной успешности (компетентности) сельского ученика в современных условиях развития России достаточно сложен и противоречив. Во многом он зависит от того, насколько квалифицированно педагоги и заинтересованные в развитии села партнеры сельской школы смогут обеспечить становление и развитие социальной компетентности личности учащихся, преданных малой родине, ответственных за ее судьбу и судьбу своих родителей.

Список литературы:

1. Басова В.М. Формирование социальной компетентности сельских школьников: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - Ярославль, 2004.

2. Калинина Н.В. Социальная компетентность школьников как индикатор результативности деятельности образовательного учреждения // Психология инновационного управления социальными группами и организациями. - Москва, Кострома, 2001. - С. 146-148.

3. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - 6-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. - 224 с.

4. Мудрик А.В. Социализация человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2004. - 304 с.

5. Никитина С.В. Становление социальной компетентности старшеклассников современной общеобразовательной школы: дис. ... канд. пед. наук. 13.00.01. - Омск, 2004. - 214 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.