4. Сорокин П.А. Социальная стратификация и социальная мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. - С. 355.
5. Ковалева А.И. Кризис системы образования // СОЦИС. - 1994. -№ 3. - С. 79.
СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ: ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД
© Тукачева Ю.С.*
Сургутский государственный университет, г. Сургут
Статья раскрывает сущность гендерной стратегии, которая ориентирована на организацию педагогического дискурса с учетом гендерного фактора становления личности. Предполагается, что основу проектирования такого дискурса должно составлять проблемное обучение, которое способствует формированию гендерно-эгалитарной субъективности. Особый акцент делается на символической коммуникации, формирующей латентный уровень дискурса. Статья подчеркивает актуальность целенаправленного конструирования гендера посредством организации социальных взаимодействий в образовательном процессе.
Гендерный подход приобрел особую актуальность в реформировании современного образования. Связано это с тем, что первоосновой методологии образования становится личностно-ориентированный подход, цель которого - гармонично развитая личность со своей индивидуальностью. Соответственно этот подход требует учета различных факторов, влияющих на успешность формирования личности. Одним из них является ген-дерный фактор, рассматривающий полоролевой аспект социальной адаптации. Гендер является своего рода отражением субъектного пространства, определяющего границы индивидуальности, которые зависят от содержания мировоззрения. Иными словами, это понятие определяет качество ценностей, убеждений и представлений в отношении концептов маскулинности и фемининности.
Становление личности в гендерном аспекте представляется важным в деле формирования гражданского общества, основанного на всеобщем равноправии. Система образования как социальный институт призвана удовлетворять требованиям общества посредством трансляции молодому поколению соответствующей идеологии. Социальные функции образования реализуются в ходе социальной адаптации личности или, в более широком смысле, - социализации. Гендерный подход направлен на осуществление этого
* Аспирант кафедры Философии.
процесса в соответствии с принципом тендерного эгалитаризма в обучении и воспитании. Необходимо отметить, что образование в целом является проводником социальной жизни в структуре общества, осуществляя функцию социальной коммуникации, а ключевыми этапами этой коммуникации выступают обучение и воспитание. Таким образом, реализация социальной функции по формированию гендера личности связана с коммуникациями образования.
Порождение нового типа личности - цель постнеклассической модели образования в эпоху информационного общества. Под ним понимается социально-компетентная личность, обладающая качеством гражданской активности и ответственности. Подобные качества предъявляют высокие требования к содержанию образованности в современном понимании. Образованность ассоциируется с успешной профессиональной и личностной самореализацией, что предполагает наличие способности адаптироваться к разнообразию социальных коммуникаций, не стать конформным, и в то же время добиться самоактуализации. В данной ситуации важно разбираться в вопросе гендерного предназначения личности.
Наша повседневность представляет собой переплетение различных моделей поведения и способов мышления, реализуемых в коммуникации как форме информационного обмена. Иными словами, повседневность есть совокупность стереотипных коммуникаций, оказывающих давление на формирование личности, ее индивидуальности, а, следовательно, на мироощущение и социальное познание в целом. Отсюда возникают патриархатные взгляды на предназначение женщины и мужчины, на распределение общественных ресурсов между ними, на выполнение гендерной роли. Подобные настроения отражаются на выборе профессии без учета личностных особенностей и способностей, на жизненных ориентирах в целом. Ситуацию усугубляет кризисное состояние системы образования, которая воспроизводит личность, не соответствующую представленным качествам современной образованности. Таким образом, проблема гендера имеет свое обоснование; нарастает потребность в поисках ее решения в сфере образования.
Основное препятствие на пути к реализации гендерного подхода в образовании - выработка соответствующей методологии. Во-первых, нет полного понимания того, что такое «гендер», и какую функцию он выполняет в педагогической деятельности. Поэтому важно представить социально-философскую интерпретацию методологии гендерного подхода. Во-вторых, неясно каким образом необходимо внедрять эту методологию в практику образования. Эти вопросы являются ключевыми в деле становления гендерного образования. Необходимо отметить, что такая терминология, как гендерное воспитание, гендерная социализация, гендерная идентичность, прочно вошла в оборот гендерной педагогики, основная задача которой - учет полоролевых особенностей в формировании личности с целью гармоничного развития
учащегося. Многие разработки тендерной педагогики внедряются в учебно-воспитательный процесс. Прежде всего, они основаны на оптимизации коммуникативных навыков, мотивации в плане межличностного взаимодействия на основе диалога. Ведь модель взаимоотношений оформляется только в процессе коммуникации, что представляет собой важный факт в порождении гендерной идентичности. В конечном счете, цель гендерного подхода в образовании - становление личности с гендерно-ориентированным субъектным пространством. Это значит, что такие коммуникации образования, как обучение и воспитание призваны формировать аксиологический потенциал будущего поколения в духе гендерного равенства, партнерства и толерантности. А это возможно только посредством коммуникации.
Коммуникация сегодня представляется не только как обмен сообщениями между коммуникантами, а гораздо шире - как обмен содержаниями субъектных пространств, которые в процессе пересечения и взаимоналожения, приобретают иное качество. Таким образом, коммуникация представляется способом влияния на личностное мировосприятие, а осуществляется оно на основе передачи информации, как в чистом виде, так и в закодированном в форме смыслов, символов, значений. Это так называемая символическая коммуникация, положенная в основу теории символического ин-теракционизма. В гендерном подходе данная теория играет роль проводника определенных ценностей и убеждений, которые обнаруживают себя в процессе взаимодействия. Они могут быть восприняты окружающими, могут быть проигнорированы или отторгнуты. Темнее менее, символическая коммуникация обладает потенциалом тонкого воздействия на подсознание, и это важно в контексте применения гендерного подхода к образованию. Конечно, необходимо осуществлять гендерное просвещение путем введения соответствующих дисциплин, проведения занятий по теме гендера, однако эта мера может быть реализована в форме очередного предмета, который необходимо «пройти». Данный подход к проблеме гендера не решит ее до конца, не обеспечит достижение цели по культуропорождению гендерной идентичности. Важно действовать на подсознание учащихся. Только таким способом возможно формирование модели гендерно-ориентированного поведения, а соответственно, становление гендерной идентичности.
Гендерная идентичность является основополагающей в гражданском обществе, как на повседневном, бытовом уровне, так и на институциональном. Гендерное неравенство наблюдается и в семье, и в школе, и на работе -патриархатные стереотипы оказывают значительное давление на суждения о гендерных ролях. В связи с этим, многие люди не могут реализовать себя в достаточной степени, ощущают чувства подавленности и неполноценности. А ведь известно, что проблемы взрослой жизни глубоко уходят корнями в девство. Модель воспитания в гендерном аспекте определяет форму поведения взрослого человека, содержание его мировоззрения. Поэтому,
система образования уже на ранних стадиях социализации должна внести свои коррективы в воспитание, а, следовательно, в формирование модели коммуникации.
В целом, очевидно, что тендер играет важную роль в проектировании демократического общества. Подобный смысл тендера оформился в результате долгого философско-исторического поиска. Проблема неравенства полов начала подниматься в трудах античных мыслителей, по крайней мере, сам факт гендерного неравенства тогда признавался. Однако, «маскулинное» имело превосходство над «феминным», и такая расстановка сил являлась неприкосновенной вплоть до конца XIX века. Преобладание чувственного над телесным, т.е. «феминного» над «маскулинным» впервые было высказано в неклассической философии Ницше, который предложил идею существования субъективной идентичности, выходящей за пределы традиционного приоритета тела над чувственными характеристиками. Таким образом, ему принадлежит мысль о приоритете сознания и разума перед телом, а значит их независимости от половой принадлежности. Вдальнейшем идеи Ницше легли в основу множества других теорий, которые продолжали развивать зачатки тенденции к гендерному равноправию. Это теория воспитания Руссо, теория Маркса и Энгельса, Фуко и Делезы, социологическая теория Бергера и Лукмана. Именно последняя теория социального конструирования личности положила начало феминисткой критике положения женщин в обществе, которая внесла значительный вклад в разработку ген-дера как основы отношений в демократическом обществе. Необходимо отметить, что феминизм в большей степени был направлен на решение «женского вопроса», однако в некоторых исследованиях высказывались идеи о равноправном положении мужчин и женщин, разделении обязательств на основе взаимопомощи и поддержки (Н. Чодороу). Более того, смысл понятия «гендер» все больше расширялся, обозначая не только социальные условия в развитии полов, но и субъективность, характер которой меняется в зависимости от окружения, уводя «гендер» от определения женского или мужского пола (С. де Бовуар, М. Киммел). Сегодня социально-философское значение гендера понимается как характеристика субъективности, которая вырабатывается в процессе социальной коммуникации человека, формируя его / ее отношение к противоположному полу. В данном контексте становится актуальным целенаправленное конструирование гендера посредством организации социальных взаимодействий.
Когда речь идет о конструировании гендера в образовании, предполагается воздействие условий социально-психологического компонента коммуникационной среды на формирование идентичности как базовой структуры личности. В психологии выделяют такие идентичности, как профессиональная, религиозная, этническая, половая. Все они являются видами социальной идентичности человека. Многие психологи отдельно выделяют
гендерную идентичность как вид социальной идентичности. Необходимо внести ясность в разделение понятий половой и гендерной идентичности, которые не являются тождественными. Половая идентичность определяется психологами как единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли [1]. Это определение является нейтральным. Гендерная идентичность, в свою очередь, предполагает становление половой идентичности в рамках тендерного подхода, т.е. на основе принципа тендерного эгалитаризма. Клецина И.С. называет гендерную идентичность «мультифакторным конструктом», который включает не только маскулинные и феминные черты, но и гендерные представления, стереотипы, интересы, установки полоролевого поведения [2]. Автор заключает, что на основе этого «конструкта» происходит становление гендерной идентичности, исполняющей свою гендерную роль. Стоит добавить, что данный «конструкт» можно назвать андрогинным, так как гендерный подход предполагает равномерное развитие маскулинных и феминных черт личности, что обеспечит выработку гендерных ценностей, а они необходимы в деле формирования гендерно-ориентированной модели коммуникации. На наш взгляд, теория андрогинии (С. Бэм) составляет основу гендерной стратегии в образовании, которая призвана реализовать принцип гендерного эгалитаризма посредством организации педагогического взаимодействия.
Для того чтобы отразить содержание социальных коммуникаций и выявить сущность гендерной проблемы в образовании, обратимся к дискурсивному подходу. Кожемякин Е.А. представляет коммуникацию в образовании как совокупность дискурсов на макро- и микроуровнях. Макроуровень отражает коммуникацию на институциональном уровне, микроуровень - на уровне педагогического взаимодействия [3]. На наш взгляд, в схему Кожемякина необходимо добавить мезоуровень, представляющий собой профессиональную деятельность и становление личности педагога в сфере образования, ведь основным исполнителем социокультурных функций является преподаватель, и именно от его / ее деятельности зависит успешность конструирования социальной повседневности в образовании.
Данная структура коммуникации формирует содержание образовательного пространства. Мы полагаем, что дискурсивный подход к анализу социальной ситуации в образовательном пространстве раскрывает суть применения той или иной стратегии. В нашем исследовании это гендерная стратегия. На макроуровне она продиктована необходимостью бороться с гендерной дискриминацией и стереотипами. На мезоуровне - выражается в повышении педагогической квалификации и компетентности работников сферы образования. На микроуровне - достигает конечной цели в форме становления гендерной идентичности субъектов системы образования с эгалитарными ценностями и качеством толерантности.
Стратегия, осуществляемая на перечисленных уровнях дискурса, определяет содержание образовательного пространства, в рамках которого должна работать система образования. Однако, коммуникации отдельно взятого учреждения вносят свои коррективы, формируя собственную образовательную среду. Образовательная среда видится учеными как коммуникативный феномен, который рождается и функционирует там, где происходит коммуникативное взаимодействие различных смыслов или способов деятельности [4].
В ходе разноплановых коммуникаций, возникающих на отдельных этапах функционирования образовательного учреждения, возникает неоднозначный характер образовательной среды, зачастую не отвечающий инновационным требованиям, формируемым в образовательном пространстве. В контексте тендерного подхода, современная образовательная среда большинства школ и университетов транслирует патриархатные стереотипы и ценности, и это объясняется неспособностью системы образования полностью адаптироваться к гендерной инновации. В то же время проблема гендера находится на начальных этапах теоретической и методологической разработки, не меняя коренным образом стандарты функционирования системы образования. Как говорят социологи, в настоящее время происходит смена гендерного контракта, что характеризуется ситуацией неопределенности. Подобная ситуация сейчас наблюдается в образовательной среде.
Методологией преобразования настоящей образовательной среды, характеризующейся склонностью к патриархатной модели коммуникации, является проектирование педагогического дискурса. Продвигаемая педагогом стратегия коммуникации, в конечном счете, влияет на качество образовательной среды, на которую накладывается содержание измененной коммуникационной среды педагогического дискурса. Этот процесс происходит в ходе самоопределения учащегося, отражаясь в субъектном пространстве.
При изменении стратегии взаимодействия в учебно-воспитательном процессе, меняется коммуникационная среда, сопровождающая это взаимодействие, поэтому в различных педагогических ситуациях, взаимодействия имеют свою отличительную эмоциональную окраску. Гендерная стратегия направлена на воспроизведение положительных эмоций успешного полоро-левого взаимодействия, поэтому основной задачей педагога является проектирование педагогического дискурса, основанного на организации и воспроизведении способов учебной деятельности в рамках гендерно-толерант-ной коммуникационной среды.
Таким образом, коммуникация предстает связующей оболочкой, оформляющей сетевое устройство образования, которое можно анализировать на основе синергетического подхода. Отсюда следует, что коммуникация обеспечивает состоятельность социокультурного проектирования в гендерном
контексте, предоставляя возможность организации педагогического дискурса на основе гендерной стратегии образования. Социокультурное проектирование - это технология конструирования системы социальных действий, направленная на преодоление существующих социальных проблем, на позитивные изменения, на развитие социальной ситуации [5].
Социокультурный проект в области гендера нацелен на социально-психологическую адаптацию субъектов сферы образования к равноправному взаимодействию в процессе учебной коммуникации. Среди задач проекта: овладение новыми средствами коммуникации, переоценка культурных ценностей в рамках гендерного подхода, оптимизация различных форм и способов компетентного взаимодействия человека со средой. Аудитория, которая должна быть культурно преобразована, представляет собой учащихся разного пола на разных уровнях системы образования.
Как отражение важности приобретения учащимися навыков социальной коммуникации, разрабатывается и обосновывается понятие культурно-образовательного пространства. Культурно-образовательное пространство - развивающаяся целостность, структурные элементы которой используются субъектами образовательного процесса для освоения и трансляции гуманистических ценностей. Модель культурно-образовательного пространства как развивающейся целостности включает в себя:
- пространственно-семантический компонент: архитектурно-эстетическую организацию жизненного пространства школьников (архитектура школьных зданий, дизайн интерьера и т.д.), символическое пространство школы (различные символы, настенная информация и т.д.);
- содержательно-методический компонент: концепции обучения, воспитания, учебные программы, планы, учебники и т.д.; формы и методы организации образования;
- коммуникационно-организационный компонент: особенности субъектов образовательной среды - учет гендерной стратификации в образовании, ценностей, установок, стереотипов; коммуникационная сфера - стиль общения и преподавания; организационные условия - наличие творческих групп педагогов, инициативные группы родителей и т.д.
Модельное представление культурно-образовательного пространства позволяет обозначить основные направления проектирования, развития и управления [6]. Цель подобного проектирования - порождение гендерных (исключающих дискриминацию) моделей взаимодействия. Предметом социокультурного проектирования гендера на основе модели культурно-образовательного пространства выступает перспектива повышения качества образовательной среды. Способом воздействия гендерной стратегии на ре-
альную образовательную среду является проектирование педагогического дискурса в рамках тендерного подхода. В свете сказанного, необходимо сделать следующие выводы:
1. Дискурсивный подход к содержанию образовательного пространства обосновывает актуальность гендерной стратегии в сфере образования;
2. Социокультурное проектирование гендера в модель культурно-образовательного пространства обеспечит повышение качества образовательной среды;
3. Проектирование педагогического дискурса на основе гендерной стратегии является способом достижения гендерно-ориентирован-ной модели коммуникативного взаимодействия.
Гендерная стратегия подразумевает проектирование педагогического дискурса следующим образом. Коммуникативное пространство (внутренний содержательный смысл текста, речи) и коммуникационная среда (внешняя среда, в которую вовлечены текст, речь) [7] должны исключать признаки гендерной дискриминации. То есть содержание учебного материала и способ его подачи должны быть гендерно-чувствительными. Коммуникационная среда формируется на уровне символической коммуникации и может измениться только под воздействием личностного совершенствования педагога, и его/ее стремления соответствовать возникающим требованиям на пути к профессиональному мастерству. Личным примером педагогу необходимо демонстрировать гендерную толерантность и право на субъективность. Отсюда следует, что коммуникационный процесс должен происходить в рамках субъект-субъектных отношений, цель которых - развитие проектной деятельности учащихся, порождение «своего» субъективного опыта, формирующего субъектное пространство личности.
В данном случае, проектная деятельность педагога должна быть ориентирована на креативную психолого-педагогическую технологию, суть которой заключается в творческом и созидательном подходе к решению проблемы педагогического процесса, в ходе которого интересы и ценность личности являются доминирующей компонентой организации и смысла учебной деятельности. Можно определить специфичность креативной технологии образования как возможность развития способности обучающегося создавать и извлекать знания из получаемой информации [8, с. 402], что соответствует идее постнеклассической модели образования.
Подчеркнем, что роль преподавателя является ведущей в деле формирования гендерно-чувствительной образовательной среды. Способом ее организации выступает стратегия проектирования коммуникационной среды педагогического дискурса. Ее цель заключается в порождении нового социокультурного типа личности, под которым подразумевается социально-компе-
тентный и ответственный человек, умеющий анализировать свою деятельность. В процессе организации образовательной среды коммуникация предстает возможным путем достижения намеченной цели, а применение ген-дерной стратегии к ее содержанию является способом формирования ген-дерно-эгалитарных ценностных ориентации и коммуникативного поведения.
Итак, в настоящем исследовании предлагается обратиться к педагогическому дискурсу как планированию коммуникации в образовательном процессе. Мы полагаем, что коммуникационная среда, создаваемая в ходе взаимодействия субъектов педагогического процесса, влияет на результат субъ-ективации, т.е. понимания, осознания и порождения новых знаний и способов их достижения. С вязи с этим, необходимо учитывать наличие клишированных методов мышления и деятельности. С одной стороны, они обеспечивают преемственность накопленного опыта и знаний, с другой стороны, -тормозят развитие способов достижения этих знаний самими субъектами образования, способов субъективации своей деятельности под влиянием стереотипного мышления. Поэтому обогащение и расширение сознания с помощью новых образцов и способов мышления - инновационная цель современного образования. Гендерный подход отвечает требованиям пост-неклассической модели, так как ставит под сомнение шаблонность мышления, уводит от тривиальности мировосприятия, расширяя границы сознания путем формирования новой модели взаимоотношений. Феномен гендера, таким образом, отвлекает от эгоцентризма, пропагандирует коллективную деятельность, основанную на толерантности к чужой субъективности. Подходя к завершению, необходимо сделать следующие выводы:
1. Формирование гендерной идентичности в образовании возможно на основе проектирования педагогического дискурса, цель которого - порождение гендерной модели взаимодействия. Особенно важна организация коммуникационной среды, так как она оказывает влияние на образовательную среду в целом.
2. Коммуникационное действие педагогического дискурса должно происходить в атмосфере проблемного типа обучения, составляющего основу неклассической модели образования. Цель проблемного обучения - развитие мышления независимо от половой принадлежности. Сейчас такое обучение называют креативной педагогикой. Актуальность технологии креативной педагогики обусловлена общественным спросом на интеллектуально-развитую личность, обладающую интуицией.
3. Основным способом реализации креативной технологии на основе проектной стратегии дискурса является принцип диалогизма. Соблюдение этого принципа способствует сознательной расшифровке лингвистического кода (значений, символов, смыслов) в про-
цессе полоролевых взаимодействий. Результаты подобной расшифровки должны стать предпосылкой к разработке коммуникативной модели, основанной на принципе андрогинии.
4. Дискурсивный подход к содержанию образования открывает возможность социокультурного проектирования гендерной стратегии на основе модели культурно-образовательного пространства, что, с одной стороны, необходимо для осознания педагогом философско-методологической значимости гендера, а с другой - представляет способ внедрения гендерной стратегии в коммуникации образования.
Список литературы:
1. Клецина И.С. Интеграция гендерной проблематики в систему психологического знания // Пол и гендер в науках о человеке и обществе / Под ред. В. Успенской. - Тверь: Феминист-Пресс, 2005. - С. 44-61.
2. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: теоретическое обоснование // Гендер как инструмент познания и преобразования общества. Материалы Международной конференции «Гендерные исследования: люди и темы, которые объединяют сообщество», Москва 4-5 апреля 2005 г. / Редакторы-составители Е.А. Баллаева, О.А. Воронина, Л.Г. Лунякова. -М.: РОО МЦГИ при участии ООО «Солтэкс», 2006. - С. 142-152.
3. Кожемякин Е.А. Дискурсивное измерение образования в поле идеологии и повседневности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: '^^^сИат-ko.narod.ru>tekst/komm_pov/komm_pov2.pdf (дата обращения: 02.08.2011).
4. Университет как центр культуропорождающего образования. Изменение форм коммуникации в учебном процессе [Электронный ресурс] / М.А. Гусаковский, Л.А. Ященко, С.В. Костюкевич и др.; под ред. М.А. Гу-саковского. - Мн.: БГУ, 2004. - 279 с. - (итуегеНаБ). - Режим доступа: www.charko.narod.ru (дата обращения: 29.11.11).
5. Конорева К. В. Синергетическая идея как основа социокультурного проектирования в образовании [Электронный ресурс] // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2011. - № 1 - Режим доступа: www.online-science.ru (дата обращения: 03.08.2011).
6. Щиголева Н.В. Структура культурно-образовательного пространства [Электронный ресурс] // Интренет-журнал «Образование: исследовано в мире». - 2003. - Режим доступа: http://www.oim.ru/reader@nomer=319.asp (дата обращения: 1.12.11).
7. Дацюк С. Коммуникативные стратегии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xyz.org.ua/russian/win/discussion/communicative_stra-tegy.html (дата обращения: 2.08.2011).
8. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. - М.: Академический проект, 2004. - 560 с.