ГЕНДЕРНОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ
© Тукачева Ю.С.*
Сургутский государственный университет, г. Сургут
Статья посвящена исследованию гендерного подхода в коммуникациях образования. Подчеркивается важность формирования гендерной идентичности с эгалитарными ценностями и убеждениями. Неотъемлемым качеством образованности представляется гендерно-компетент-ное поведение.
Современное образование подвергается многочисленным изменениям с целью соответствовать требованиям общества, которое в своей эволюции порождает различные инновации. Под воздействием Запада в российском обществе, стремящимся быть гражданским и демократическим, заговорили о необходимости введения гендерного подхода в институциональные структуры. Эта тенденция активно развивается в сфере образования. В настоящее время в педагогических кругах обсуждается проблема реализации гендерной стратегии в теории и практике образования. Связано это с тем, что социально-философская сущность тендера становится все более понятной и объективной, а проводимые в этой области исследования указывают на очевидные факты, говорящие о скрытых проблемах образования, которые под линзами «гендера» получают социальное обоснование. Итак, гендерная проблематика находится в рамках интенсивных научных поисков. Проведя анализ достигнутых результатов в исследовании «гендера» в образовании, необходимо выделить проблему формирования идентичности личности и связанные с ней трудности профессиональной самоактуализации и социальной образованности в целом. Подобные проблемы существовали в образовании и до появления «гендера», однако данное явление по-новому, более остро, раскрыло насущность их решения. Более того, становится очевидным, что гендерный подход расширяет границы традиционной методологии и идеологии образования, изменяя вектор развития личности.
Дело в том, что ориентация личности на эгалитарные ценности, лежащие в основе гендерного подхода, требует развития другого типа мышления -проектного. Преобразование содержательной основы образования в сторону проективной методологии основано на переходе к постнеклассической модели образования. Речь идет о смене парадигмы образования, предполагающей переворот взаимоотношений системы образования с обучаемыми: вместо системы формирования обучаемых, выступающих в роли объектов обучения, предполагается создание системы образования, обслуживающей
* Аспирант кафедры Философии.
образовательные потребности обучающихся и обучающего. Доминирующая функция образования по отношению к обучающимся сменяется сервисной [8, с. 403]. Преподаватель в такой ситуации выступает координатором, менеджером по организации учебной деятельности. От уровня компетентного выполнения организаторских функций педагогом зависит конечный результат достижения образованности учащихся. Следует подчеркнуть, что в рамках новой парадигмы целью образования является не передача знаний в чистом виде, а передача информации, из которой учащийся должен сам извлекать знания, формировать компетенции. Таким образом, преподаватель вправе практиковать индивидуализированную технологию обучения, которая по собственно личному усмотрению обеспечит успешный результат. Поэтому современному педагогу, который стремится к профессиональному росту, необходимо быть интеллектуально--чувствительным к новым тенденциям.
Постнеклассическая модель образования и проектная технология обучения пока остаются парадигмальными для современного образования. Ни программы профессионального обучения будущих педагогов, ни учебные программы школы не адаптированы с учетом проектной технологии. Пока данный способ организации обучения имеет непоследовательный и необязательный характер, тем не менее, понимание того, что качественный уровень мышления выпускников необходимо повышать, ясно демонстрируется в работах В.Д. Шадрикова, О.В. Долженко и Н.В. Наливайко, рассматривающих пути преодоления кризиса в образовании. В качестве ответа на брошенный вызов, возникло новое направление креативной психолого-педагогической технологии, суть которой заключается в творческом и созидательном подходе к решению проблемы педагогического процесса, в ходе которого интересы и ценность личности являются доминирующей компонентой организации и смысла учебной деятельности [8, с. 403]. Эта технология основана на проектном методе обучения. В контексте тендера для нас она обретает актуальное значение, так как является способом реализации гендерной стратегии, предполагающей культуропорождение субъективности в русле равноправия и справедливости. Ведь цель гендерной стратегии в образовании заключается в формировании нового, гендерного типа взаимодействий. А так как основой человеческой деятельности в целом, а в особенности педагогической, является коммуникация, то необходимо говорить о проектировании гендерно компетентной модели коммуникации. Под данной моделью мы подразумеваем владение знанием о явлении «гендера»; поведении, исключающем половую дискриминацию; способность к профессиональной реализации и адекватной оценке социальной ситуации. Все эти качества, несомненно, являются составляющими социальной компетентности и образованности как таковой. Поэтому сознательный учет гендерного фактора в коммуникациях является составной частью образа социально успешной личности.
Важность применения гендерной стратегии в сфере образования демонстрируется с помощью понятия образовательного пространства. Мы видим философское призвание этого понятия в его уникальной способности транслировать инновационные образцы развивающегося общества, представляя собой виртуальное желаемое будущее, находящее свое отражение в различных концепциях, проектах, стратегиях. Трансляция инновационных идей происходит посредством коммуникации как сетевого устройства образовательной структуры. По мнению И.В. Гибелова, «современное образовательное пространство есть коммуникативная ориентация» [3]. Ученый разрабатывает понятие гиперкоммуникативности, предполагающее полный охват образовательного пространства коммуникативными сетями и формирование представления об образованности как коммуникативной компетентности, проявляющейся на уровне стратегии, тактики и техники [2, с. 16]. Отсюда следует, что важность учета гендера в формировании коммуникативной компетентности имеет объективную значимость. Гендерно-компетентное поведение - это качество личности, которое должно проявляться как у учащихся, так и у педагогов. Наше исследование тендера в коммуникациях образования направлено на активизацию работы преподавателя по осмыслению профессиональной деятельности в гендерном контексте. В первую очередь, педагогу-профессионалу следует проанализировать проектную стратегию своей деятельности.
Как известно, в педагогическом проектировании сложилось пять подходов к его организации: административный, научно-методический, идеологический, традиционно-педагогический и философско-методологиче-ский. Административный подход отличается тем, что реформы проводятся сверху - вниз, путем административного принуждения. Следствием такого подхода является отторжение нововведения его исполнителями. При научно-методическом подходе разработка инновации осуществляется учеными с опорой на научные данные, полученные в лабораторных условиях. Идеологический подход представляет собой манипулятивное внедрение в сознание педагога определенных идей, своеобразное его протезирование. Традиционно-педагогический подход реализуется в случае создания самим педагогическим коллективом определенных традиций в образовательно-воспитательном процессе, а также в движении педагогов-новаторов и опыте авторских школ. Наконец, последний, философско-методологический подход предполагает системную рефлексию субъектами образовательного процесса своих ценностей и норм. Он признается как наиболее продуктивный и предпочтительный в психолого-педагогическом проектировании [4, с. 50]. Именно этот метод организации педагогического проектирования, на наш взгляд, необходим для внедрения гендерной стратегии в образование, так как первым субъектом, ценности и взгляды которого необходимо преобразовать, является педагог. Таким образом, педагог предстает ключевой фи-
гурой в процессе реализации гендерной стратегии в образовательном пространстве, а организация его деятельности может обеспечить успех применения гендерной инновации.
Необходимо помнить, что «гендер» - это западное веяние, и данное утверждение основано не только на этимологии слова «гендер», но и на истории гендерных исследований. В отечественной науке оно недостаточно разработано, что проявляется в понятийной деформации гендера, который зачастую трактуют как «социальный пол», связывая его, таким образом, с биологической принадлежностью, хотя это не совсем корректно. Известно, что смысловая сущность этого понятия оформилась в результате противостояния двух теорий: полоролевого подхода (Парсонс и Бейлс) и теории социального конструирования личности (Бергер и Лукман). Последняя, в свою очередь, укоренилась в феминизме, суть которого состояла в утверждении женской субъективности и признании равноправия. Благодаря выдающейся феминистке С. де Бовуар, в обществе заговорили о двух стилях поведения -мужском и женском, а именно, маскулинном и феминном. Каждому из них присущи свои нормы и стандарты коммуникативного поведения, составляющие основу двух культур - маскулинности и фемининности. Так как противостояние не является продуктивной стратегией взаимоотношений, возникла потребность в признании особенностей каждой из них и организации единой гармоничной культуры. Эта тенденция разрабатывалась в теории андрогинности С. Бэм, а затем нашла свое отражение в феномене гендера, который воплотил идеальные представления о справедливости в отношении женщин и мужчин во всех сферах социального устройства и бытия. Таким образом, смысл гендера - равноправие, сотрудничество, гармония в полоро-левых отношениях, исключение дискриминации и сексизма. В таком контексте словосочетание гендерное общество подразумевает обладание социумом выше перечисленных качеств. Сущность гендера как явления нового этапа развития общества, по нашему мнению, заключается в регуляции социального компонента структуры личности. Он выступает неким личностным фильтром самопознания и самосознания в социальном окружении, т.е. гносеологическая составляющая этого понятия является первостепенной. Онтологическая же составляющая гендера заключается в обеспечении равноправия взаимоотношений мужчины и женщины в социуме. Принципы равноправия составляют праксиологический аспект гендера.
В данной интерпретации гендер не содержит заданных природой характеристик, так как отражает процесс конструирования личности, который происходит на всех уровнях социального познания. Поэтому гендер -это, скорее, социально сконструированная идентичность, чем пол. Согласно концепции С. де Бовуар о присвоении гендера и о гендере как форме становления нет необходимой связи между полом и гендером. Если пол -это анатомические признаки бинарного отличия между человеческими те-
лами, а гендер - культурное значение, которое обретает пол, тогда гендер не имеет однозначной зависимости от пола. В этом случае он становится новообразованием, каждодневным событием, от которого зависит идентичность [5, с. 302-303].
В настоящее время широко разрабатывается проблема формирования гендерной идентичности как залога становления гендерного общества. При изучении идентичности в целом необходимо обратиться к понятию социального развития личности, а именно к социализации, которая предполагает сочетание адаптационных процессов аккомодации и ассимиляции. Такие науки как психология и психолингвистика располагают обоснованием значимости гендера в процессе социализации человека. Так, например, И.С. Кле-цина разработала концепцию «Я-образа», в основе которой лежит гендер как мультифакторный конструкт, образующийся в различных системах отношений и выражающийся в определенных представлениях, установках и убеждениях [7], которые формируют стереотипное поведение, ценности и, в конечном счете, мировоззрение.
В контексте гендерного подхода необходимо говорить о неадекватности патриархатных стереотипов современному быстро меняющемуся обществу. Предполагается, что их необходимо «менять» на гендерные, основанные на эгалитаризме. Таким образом, гендер представляет собой новый этап в развитии взаимоотношений между мужчинами и женщинами, открывая мир других ценностных ориентиров.
Возвращаясь к проблеме становления гендерной идентичности, отметим особенность ее формирования с точки зрения гендерного подхода. Так, психолингвистика обращается к языковой структуре личности, которая включает четыре уровня: вербально-семантический (языковая картина мира), тезау-русно-когнитивный (концептуальная картина мира), мотивационно-прагма-тический и эмоциональный. Последний уровень является наиболее важным для раскрытия роли гендера в процессе социализации. Дело в том, что эмоции человека объективируются в социальной реальности посредством коммуникации, выражаясь в индивидуально-ситуативных переживаниях, которые и формируют идентичность [9]. С другой стороны, языковая и концептуальная картина мира оформляются под влиянием стереотипной социальной реальности, транслирующей на уровне знаков и символов традиционные паттерны маскулинного и феминного стилей поведения. Таким образом, пат-риархатная символическая коммуникация закрепляет свое содержание через эмоциональную сферу переживания людьми друг друга, порождая некую всеобщность представлений относительно общественных ролей, в том числе гендерных.
Понятие «гендерная роль» является социальной категорией, обозначая разносторонние процессы, осуществляемые человеком определенного пола в обществе. Оно выступает, на наш взгляд, функциональной единицей в струк-
туре гендерной системы, которая изучается в рамках социологии. Миссия гендера по изменению общественной идеологии в сторону эгалитаризма неизменна и здесь: социологи также как и философы стремятся доказать реальность преобразования социальных отношений. Итак, гендер - сложное социально-философское понятие, которое в настоящее время продолжает разрабатываться в рамках разных дисциплин.
Актуальность проблематизации гендера в образовании уже нашла свое выражение в возникновении гендерной педагогики, которая только начинает закреплять свои позиции в рамках общей педагогики. Необходимо отметить, что философские проблемы гармоничного воспитания и эффективного обучения остаются по-прежнему до конца нерешенными. Средства массовой информации и многие литературные источники подтверждают кризисное состояние образования. На этапе становления информационного общества говорят о новой постнеклассической модели образования с новым идеалом образованности. На первый план выходит социальная компетентность и способность быстрой адаптации к постоянно меняющимся условиям среды. Поэтому образованность должна выражаться в умении человека обладать социальным интеллектом и разными профессиональными качествами.
Учеными признано, что понятие социальной компетентности базируется на коммуникативной компетентности, поэтому специалисты по-новому взглянули на коммуникационные процессы в сфере образования. Обоснование важности коммуникации в деле формирования нового типа личности представлено в разработке модели синергетико-коммуникативно-диалогово-го подхода к образованию [1]. Таким образом, коммуникация стала восприниматься как способ реализации той или иной образовательной цели, стратегии по порождению новых моделей взаимодействия. Для нас данный факт является основополагающим в деле становления гендерной идентичности и гендерного взаимодействия личности в сфере образования.
Новые качества личности и профессиональные умения необходимы для организации гендерно ориентированной коммуникационной стратегии в педагогическом дискурсе. Эта стратегия должна быть проектной, нацеленной на развитие опытно-экспериментального и творческого мышления, которое в дальнем облегчит принятие самостоятельных верных решений, например, в выборе профессии и постановке жизненных целей. Такая стратегия коммуникации должна учитывать половую принадлежность учащихся в аудитории, ориентировать их на активное взаимодействие и совместное достижение успешных результатов. Кроме того, гендерная стратегия коммуникации нацелена на формирование соответствующего аксиологического потенциала личности, который в перспективе будет влиять на поведение и поступки. Таким образом, педагогу необходимо воздействовать на индивидуальное сознание участников коммуникации. Отметим, что оно уже наполнено субъективным опытом, прежде всего, в отношении противоположного пола.
Патриархатные общественные стереотипы прочно закрепляются в индивидуальном сознании в процессе социализации. Большинство исследователей склонны считать, что стереотип имеет трехкомпонентную структуру:
- аффективный уровень, включающий в себя чувство симпатии или антипатии относительно реального или символического объекта;
- когнитивный уровень, представленный в знании, мнении или суждении относительно данного объекта;
- поведенческий уровень, характеризующий программу действий, касающихся данного объекта [10, с. 12-17].
Соответственно, трансформация стереотипов в сторону гендерного равноправия должна происходить согласно этим этапам. Как мы видим, данная структура представляет коммуникацию возможным путем преобразования индивидуального сознания, так как аффективный уровень предполагает формирование определенных эмоций, закрепляющихся на подсознательном уровне; когнитивный - осведомленность по поводу социальной (гендерной) проблемы в обществе; поведенческий - на уровне символической коммуникации транслирует образцы взаимодействия. Следовательно, учет этой структуры формирования стереотипа должен производиться в рамках гендерной стратегии.
Каменская Е.Н. выделила условия практической реализации гендерно-го подхода с учетом трех уровней:
1. Макроуровень - возможность отступления от традиционных патри-архатных моделей устройства общества; привлечение в школу педагогов-мужчин; совместное обучение и воспитание мальчиков и девочек;
2. Мезоуровень - развитие гендерной компетентности педагога, включающей гендерную компетентность в педагогической деятельности, гендерную компетентность в педагогическом общении и лично-стно-индивидуальную гендерную компетентность;
3. Микроуровень - учет гендерных особенностей как обучаемых, так и обучающих; развитие гендерного самосознания воспитанников; отношение к ребенку как к субъекту жизни, способному к культурному гендерному саморазвитию; поощрение видов деятельности, соответствующих интересам личности; выявление скрытых возможностей мальчиков (юношей) и девочек (девушек) и стимулирование учащихся к самосовершенствованию гендерной индивидуальности [6].
Выделение данных уровней обозначило пути внедрения гендерной стратегии с целью трансформации патриархатных стереотипов в соответствии со структурой их формирования. Для осуществления гендерно компетентной коммуникации, педагогу, на наш взгляд, необходимо:
1. Макроуровень: подчеркивать социальную значимость гендерных ролей с целью достижения сотрудничества, кооперации.
На примере проектной коммуникативной модели, в основе которой лежит равноправное взаимодействие субъектов педагогического дискурса, на
фоне совместного поиска и решения проблемы вырабатываются позитивные эмоции сотрудничества. Эти эмоции и представляют аффективный уровень создания стереотипа. Педагогу необходимо поощрять работу учащихся вне зависимости от их пола. Таким образом, в индивидуальном сознании будет формироваться понимание гендерно равноправной значимости способов и предложений по разрешению учебной задачи. Помимо этого, поощрение коммуникативной активности в процессе создания и представления проекта, помогает выработать умение и навык общения между полами, что не может не отразиться на качестве повседневной коммуникации. Таким образом, содержание педагогической интеракции не будет транслировать традиционные патриархатные образцы взаимоотношений между полами.
2. Мезоуровень: на своем примере позиционировать гендер как показатель социальной компетентности человека в плане межличностного взаимодействия.
В настоящее время в сферу высшего профессионального образования активно вводятся курсы по гендерной тематике, проводятся соответствующие лекции. Однако, на наш взгляд, повышение информированности в данной сфере не может полностью решить проблему негармоничного развития личности из-за присутствия патриархатных стереотипов в нашей жизни, так как традиция разделения половых ролей существовала слишком долго и продолжает господствовать в умах многих людей. К тому же проблема ген-дера остается открытой на начальном и среднем уровнях системы образования. Поэтому, существенным методом преобразования стереотипного мышления в образовании является символическая коммуникация, а именно, воспроизведение коммуникационной среды с учетом гендера. Так как проектированием педагогического дискурса занимается преподаватель, то от его / ее компетентности в этом плане и зависит результат применения гендерной стратегии в коммуникациях образования. Трансляция толерантного и ген-дерно культурного поведения должна быть основана на осознанном совершенствовании педагогической деятельности в праксеологическом аспекте. Преобразовав свое собственное мировоззрение и мышление, педагог на символическом уровне зачастую неосознанно будет демонстрировать определенный гендерный стиль поведения. В контексте гендерной стратегии он является андрогинным. Такой тип взаимодействия в педагогической коммуникации на примере авторитетного преподавателя будет восприниматься учащимися как социальная норма. Таким образом, успешность применения гендерного подхода в целом зависит от гендерной культуры педагога.
3. Микроуровень: критиковать половые различия только в целях индивидуальной коррекции гендерной идентичности, придерживаясь таким образом тенденции сходства, а не различия.
Гендерная стратегия в нашем понимании заключается в становлении гендерной идентичности с эгалитарными ценностями и качеством социаль-
ной компетентности в полоролевых взаимодействиях. Нам представляется, что андрогинный тип личности должен составлять основу такой идентичности. Теория андрогинии подразумевает акцент на равномерном развитии маскулинных и феминных черт характера, поэтому учет гендера в коммуникациях образования состоит в регуляции поведения учащихся в соответствии с принципами андрогинии.
Стимулирование обоюдной активности и справедливости в полороле-вых взаимоотношениях наряду с личным примером гендерной культуры способствует закреплению гендерных стереотипов, подразумевающих равноправие. В дальнейшем эти стереотипы составят основу новой коммуникативной модели, гендерного (андрогинного) стиля коммуникативного поведения. Таким образом, гендер приобретает особую важность в деле конструирования нового типа личности, прославляя принцип андрогинности в общественном устройстве.
Анализируя социально-философскую сущность гендера на примере конструирования гендерной идентичности, необходимо сделать следующие выводы:
1. Гендер воплощает собой совокупность процессов, определяющих субъективную идентичность. Эти процессы формируют самосознание и мировоззрение, поэтому гендер воспринимается как основной фактор социального конструирования личности.
2. Гендер ставит под сомнение стереотипность мышления, уводит от тривиальности мировосприятия, расширяя границы сознания. Это способствует развитию мысли, целостному и объемному восприятию реальности. Феномен гендера, таким образом, отвлекает от эгоцентризма, пропагандирует коллективную деятельность, основанную на толерантности к чужой субъективности.
Подходя к заключению, отметим, что гендерное преобразование педагогической реальности означает изменение принципов обучения и воспитания, что составляет основу гендерного подхода в образовании. Гендерная стратегия - целенаправленное применение гендерного подхода. В воспитании она заключается в формировании субъективной идентичности с ген-дерно-эгалитарными ценностями, исключением гендерной дискриминации из области педагогических отношений. В обучении гендерная стратегия подразумевает создание условий для социального просвещения и информированности о гендерной системе общества, исключение гендерной дискриминации из учебной литературы.
Помимо перечисленных мер по формированию социальной компетентности, реализация гендерной стратегии подразумевает развитие коммуникативной компетентности как основного условия становления гендерной идентичности с соответствующим мировоззрением. Только при соблюдении этих условий возможно сознательное и подсознательное формирование со-
циальной компетентности, исключающей тендерную дискриминацию в по-лоролевых взаимодействиях. Таким образом, неотъемлемая черта социальной компетентности - гендерно-компетентное коммуникативное поведение.
Итак, тендерная парадигма, конструирующая социальную компетентность личности, по-новому раскрывает содержание коммуникативной культуры в педагогической профессии и в целом уровень педагогического мастерства. В общем, осведомленность о влиянии гендера на процесс коммуникации обеспечит формирование коммуникативной компетентности субъектов системы образования и облегчит социокультурное проектирование гендерной стратегии, как в социальных науках, так и в праксеологии педагогической деятельности.
Список литературы:
1. Алиева Н.З., Ивушкина Е.Б., Лантратов О.И. Становление информационного общества и философия образования: монография - М.: Изд-во «Академия Естествознания», 2008.
2. Болотова А.К., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Социальные коммуникации: учеб. пособие / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. -М.: Гардарики, 2008. - 279 с.
3. Гибелов И.В. Коммуникативный поворот в образовании: гиперкоммуникативная трансмутация [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.char-ko.narod.ru>tekst/komm_pov/komm_pov2.pdf (дата обращения: 03.08.2011).
4. Гончаров В.С. Основы проектирования когнитивного развития школьников: монография. - Курган: Изд-во Курганского ун-та, 2005. - 195 с.
5. Женщины, познание и реальность: Исследования по феминистской философии / Сост. Э. Гарри, М. Пирсел; пер. с англ. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЕН), 2005. - 440 с.
6. Каменская Е.Н. Гендерный подход в педагогике: дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - Ростов-н/Д, 2006. - 385 с. - РГБ ОД, 71:07-13/54.
7. Клецина И.С. Теоретические основания психологии гендерных отношений // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. Психолого-педагогические науки (педагогика, психология, теория и методика обучения). Научный журнал. - СПб., 2003. -№ 3 (6). - С. 154-166.
8. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. - М.: Академический проект, 2004. - 560 с.
9. Табурова С.К. Эмоции в речи депутатов бундестага: мужские и женские преференции // Гендер как интрига познания: сборник статей / Составитель А.В. Кирилина. - М.: Издательство «Рудомино». 2000.
10. Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек: монография / Ж.Т. Тощен-ко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 543 с. - (Серия «Magister»).