Научная статья на тему 'Социальная инфраструктура городов Хакасии – фактор миграции населения?'

Социальная инфраструктура городов Хакасии – фактор миграции населения? Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная инфраструктура / города / Хакасия / горожане / городская среда / миграция / social infrastructure / towns / Khakassia / residents / urban environment / migration

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Елена Евгеньевна Тиникова

Статья посвящена проблеме зависимости миграционного оборота городских поселений и миграционных установок горожан от уровня развития социальной инфраструктуры республики. В фокусе внимания находятся две группы поселений: административный центр Хакасии и моногорода. Автор исходит из того, что формирование и развитие отраслей городской социальной инфраструктуры в каждой из них имеет свой набор характерных черт. В основе исследования лежат данные официальной муниципальной и региональной статистики, а также результаты социологических опросов населения. Опросы, направленные в том числе на изучение удовлетворенности качеством жизни, были проведены под руководством автора среди жителей городских поселений Хакасии в 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social infrastructure of towns in Khakassia – factor of population migration?

The article is devoted to the problem of dependence of the migration turnover of urban settlements and residentsmigration attitudes on thedevelopment level of social infrastructure of the republic. The focus of attention is on two groups of settlements: the administrative center of Khakassia and single-industry towns. The author proceeds from the fact that the formation and development of branches of urban social infrastructure has its own set of characteristic featuresin each of these groups. The research is based on the data of official municipal and regional statistics, as well as the results of sociological surveys of the population. Surveys, aimed among other things at studying satisfaction with the quality of life, were conducted among residents of urban settlements of Khakassia in 2018.

Текст научной работы на тему «Социальная инфраструктура городов Хакасии – фактор миграции населения?»

Научная статья

УДК 94(47+57):364.122.5

https://doi.org/10.24866/1998-6785/2023-4/36-42

Социальная инфраструктура городов Хакасии - фактор миграции населения?

Елена Евгеньевна Тиникова Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, Абакан, Россия, lena.tinikova.ru

Аннотация. Статья посвящена проблеме зависимости миграционного оборота городских поселений и миграционных установок горожан от уровня развития социальной инфраструктуры республики. В фокусе внимания находятся две группы поселений: административный центр Хакасии и моногорода. Автор исходит из того, что формирование и развитие отраслей городской социальной инфраструктуры в каждой из них имеет свой набор характерных черт. В основе исследования лежат данные официальной муниципальной и региональной статистики, а также результаты социологических опросов населения. Опросы, направленные в том числе на изучение удовлетворенности качеством жизни, были проведены под руководством автора среди жителей городских поселений Хакасии в 2018 г.

Ключевые слова: социальная инфраструктура, города, Хакасия, горожане, городская среда, миграция Для цитирования: Тиникова Е. Е. Социальная инфраструктура городов Хакасии - фактор миграции населения? // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2023. № 4. С. 36-42. https://doi.org/10.24866/1998-6785/2023-4/36-42

Original article

https://doi.org/10.24866/1998-6785/2023-4/36-42

Social infrastructure of towns in Khakassia - factor of population migration?

Elena E. Tinikova

Khakass Research Institute of Language, Literature and History, Abakan, Russia, lena.tinikova@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the problem of dependence of the migration turnover of urban settlements and residents' migration attitudes on thedevelopment level of social infrastructure of the republic. The focus of attention is on two groups of settlements: the administrative center of Khakassia and single-industry towns. The author proceeds from the fact that the formation and development of branches of urban social infrastructure has its own set of characteristic featuresin each of these groups. The research is based on the data of official municipal and regional statistics, as well as the results of sociological surveys of the population. Surveys, aimed among other things at studying satisfaction with the quality of life, were conducted among residents of urban settlements of Khakassia in 2018. Key words: social infrastructure, towns, Khakassia, residents, urban environment, migration For citation: Tinikova E. E. Social infrastructure of towns in Khakassia - factor of population migration? // Ojkumena. Regional researches. 2023. No. 4. P. 36-42. https://doi.org/10.24866/1998-6785/2023-4/36-42

Историческая урбанистика как относительно новая отрасль научного знания сформировалась на стыке нескольких научных дисциплин. Ее междисциплинарный характер проявляется не только в заимствовании методологического аппарата и методов смежных научных направлений, но и в предмете исследования. Изучение города как объекта науки позволяет максимально широко и содержательно рассмотреть его отдельные части. Городская инфраструктура в таком контексте становится предметным полем историков урбанистов.

В современном социально-гуманитарном знании изучению городской социальной инфраструктуры уделяется серьезное внимание, поскольку от ее уровня развития зависит качество жизни конкретного поселения.

Традиционно под социальной инфраструктурой принято понимать систему условий для рациональной организации всех основных видов деятельности человека, а также совокупность учреждений и организаций, технического обеспечения, направленных на решение задач воспроизводства населения и способствующих формированию достойного уровня и качества жизни человека [4, с. 178].

Социальная инфраструктура города представляет собой систему, базирующуюся на двух основных элементах: социально-бытовой и социально-культурной инфраструктурах. Социально-бытовая инфраструктура имеет целью обеспечить комфортные условия жизни человека как биологического существа путем повышения уровня развития жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания населения, пассажирского транспорта и связи, торговли и общественного питания, здравоохранения. Социально-культурная инфраструктура направлена на наращивание качества человеческого капитала и охватывает образовательную, рекреационную, культурную и спортивные сферы [6, с. 58]. Стабильный рост этих подсистем способствует эффек-

© Тиникова Е. Е., 2023

тивной жизнедеятельности человека в городской среде и обеспечивает таким образом процветание города.

Официальная статистика позволяет измерить качество социально-бытовой инфраструктуры городов Хакасии через показатели общей площади жилых помещения на душу населения, количества лечебно-профилактических организаций, аптек, объектов бытового обслуживания населения, парикмахерских, магазинов, предприятий общественного питания, организаций, занимающихся техобслуживанием и ремонтом ТС, машин и оборудования, протяженности автодорог, общего пользования местного значения, а также улиц, проездов, набережных; качество социально-культурной инфраструктуры — количество городских спортивных сооружений, школ и дошкольных образовательных организаций (табл. 1).

Абакан как административный центр республики на фоне остальных городов отличается высокими показателями развития по всем рассматриваем критериям. Лишь по степени асфальтированности автодорог он уступает Абазе, а по уровню освещенности улиц — Саяногорску. Если исключить из расчетов Абакан, то лидером среди хакасских городов по общей площади жилых помещений на душу населения, по числу спортивных сооружений, аптек, магазинов, ресторанов, кафе, баров, школ является Саяногорск. С учетом того, что его численность в четыре раза ниже столичного города и в 1,5 раза

— Черногорска, то для такого небольшого города с численность 46 тыс. чел. (в 2020 г.) это весьма неплохие показатели. Обусловлены они двумя факторами. Во-первых, молодостью самого города, который был основан в 1975 г., поэтому и его инфраструктура на данный момент еще относительно не изношена. Во-вторых, наличием на территории муниципального образования таких промышленных гигантов, как Саяно-Шушенская ГЭС и алюминиевых заводов, которые обеспечивают город высокооплачиваемыми рабочими местами. Второй по численности город региона — Черногорск — отличается развитием детско-юношеского спорта и количеством лечебно-профилактических организаций.

Данные официальной статистики не всегда полно отражают фактическую картину действительности, поэтому их необходимо комбинировать с субъективными оценками жителей городов о степени их удовлетворенности качеством жизни.

Опросы, направленные в том числе на изучение удовлетворенности качеством жизни, были проведены под руководством автора среди жителей городских поселений Хакасии в 2018 и 2021 гг. Они позволили проследить взаимосвязь между уровнем качества организации городской среды и нацеленностью жителей на переезд.

Опрос 2018 г. проводился во всех городах региона (п = 1000), 2021 г.

— в моногородских поселениях республики — это четыре нестоличных города (п = 1000). Анкета содержала вопросы, касающиеся социально-экономических проблем развития поселений и удовлетворенности горожан качеством городской среды.

Один из первых вопросов в анкете "Кем Вы себя ощущаете в первую очередь?" позволяет определить степень значимости локальной идентичности для респондентов в ряду глобальной, российской, региональной, этнической, семейной, групповой. Наиболее выраженными среди опрошенных оказались региональная и российская идентичности: "жителем республики Хакасия" ощущают себя 52,6% и "жителем своей страны" — 42,5%. Локальная идентичность оказалась также весьма важной. Отождествляют себя с жителями города 29,2% опрошенных. Интересно, что в разрезе поселений количество респондентов, ответивших "жителем города", значительно разнятся. Ярче всего локальная идентичность выражена у жителей Черногорска (47,9%), менее всего - Саяногорска (25,7%) и Сорска (25%). Чаще идентифицируют себя как жителя конкретного города женщины. Также при анализе ответов была выявлена зависимость между локальной идентичностью респондентов и их возрастом: чем старше - тем локальная идентичность выражена сильнее. Так, в возрастной группе до 24 лет ощущают себя "жителем города" лишь 26,4% опрошенных, в то время как в возрастной группе 55 лет и старше — 32,5%.

Ответ на вопрос об удовлетворенности своей жизни в городе (табл. 2) показал, что среди жителей Абазы и Сорска среди опрошенных практически

Табл. 1. Социальная инфраструктура городов Хакасии в 2019 г. Table 1. Social infrastructure of the cities of Khakassia in 2019

Показатели Абакан Абаза Саяногорск Сорск Черногорск

Общая площадь жилых помещения на душу населения (м2) 28,4 24,3 27,1 25,7 23,4

Спортивные сооружения 254 22 129 25 113

Детско-юношеские спортивные школы 19 1 1 1 2

Лечебно-профилактические организации 19 1 4 1 5

Аптеки 101 6 33 6 23

Объекты бытового обслуживания населения 1177 85 193 20 193

Парикмахерские 352 15 40 8 48

Техобслуживание и ремонт ТС, машин и оборудования 166 12 39 3 61

Магазины 1746 169 395 105 369

Столовые, закусочные 160 14 28 6 32

Рестораны, кафе, бары 228 10 31 4 18

Протяженность автодорог общего пользования местного значения (км) 352,5 135,9 119,2 66,5 270,9

Из них с твердым покрытием (в %) 74,2 78,6 42,0 43,9 52,4

Общая протяженность улиц, проездов, набережных (км) 352,5 135,9 247,3 66,5 270,9

Из них освещенных (в %) 72,7 38,2 79,1 20,0 40,5

Дошкольные образовательные организации 54 4 14 4 24

Школы 22 3 16 3 14

Источник: составлено автором на основе: [1; 2, с. 5, 7, 9, 11, 13]. Source: compiled by the authors based on: [1; 2, с. 5, 7, 9, 11, 13].

не оказалось тех, кто полностью удовлетворен своей жизнью здесь. Ответ "совсем не удовлетворен" опять же чаще всего встречается у абазинцев. Вместе с тем именно жители Абазы в большинстве своем "скорее удовлетворены" (60%) своей жизнью.

Расширенное представление о факторах, влияющих на удовлетворенность горожан своей жизнью, дают ответы на вопросы об экономической ситуации в городе, безопасности обстановки в нем, состоянии межнациональных отношений, работе предприятий, учреждений и ведомств.

Треть опрошенных городских жителей Хакасии вне зависимости от места жительства оценили экономическую ситуацию в своем населенном пункте как неустойчивую. Характеристика экономики города как "крайне нестабильная" чаще всего звучала в ответах черногорцев и абазинцев. В условиях зависимости жителей Абазы от работы рудника, который в эти годы практически перестал функционировать, их опасения понятны. Черногорск как монопрофильный город, изначальной специализацией которого была добыча угля, в постсоветский период также оказался в тяжелом положении. Многие шахты были закрыты, привычный образ жизни черногорцев был сломан. Несмотря на возобновление работы разрезов Черногорский и Степной, ряда других промышленных предприятий, жители, помня о былом экономическом процветании города, склоны негативно оценивать настоящее положение дел.

Табл. 2. Удовлетворенность своей жизнью, %. Распределение ответов на вопрос "Насколько Вы удовлетворены своей жизнью сегодня?"

Table 2. Satisfaction with one's life, %. Distribution of the answer to the question "How satisfied are you with your life today?"

Варианты ответа Абакан Абаза Саяногорск Сорск Черногорск

Удовлетворен полностью 16,9 2,2 20 6,3 16,7

Скорее удовлетворен 50,4 60,0 37,1 43,8 39,6

Скорее не удовлетворен 22,4 20,0 34,3 37,5 37,5

Совсем не удовлетворен 5,7 17,8 5,7 6,2 6,2

Затрудняюсь ответить 4,6 0,0 2,9 6,2 0,0

Источник: составлено автором. Source: compiled by the author.

Большинство респондентов характеризуют обстановку в городе как "безопасную" (60%) и "спокойную" в сфере межнациональных отношений (54%). Вместе с тем в ответах жителей Абакана встречались такие характеристики данной сферы, как "иногда напряженное" (25%) и "напряженное, но без конфликтов" (15%). В остальных городах республики подобные ответы были единичными. Вероятно, это обусловлено полиэтничной городской средой административного центра региона, более широкими миграционными потоками.

Особое недовольство среди опрошенных жителей хакасских городов вызывают проблемы качества оказания медицинских услуг, бытового обслуживания населения, транспортной доступности отдельных городских территорий, состояние и качество дорожного полотна, уровень благоустройства дворов. В разрезе городских поселений ответы респондентов выборочно представлены в таблице 3 (показаны "проблемные точки" в развитии городов по оценкам жителей). Жители Черногорска чаще остальных негативно оценивали работу муниципальных предприятий города. Особо не удовлетворены они качеством своих дорог, благоустройством дворов и жилищно-коммунальным обслуживанием. Работа дорожных служб вызвала больше всего нареканий со стороны респондентов всех городов. Помимо этого, абазинцы оставили отрицательные отзывы о работе учреждений в области здравоохранения, жители Сорска недовольны уровнем благоустройства дворов, саяногорцы — и тем, и другим. Относительно неплохо на этом фоне выглядит работа школьных и дошкольных учреждений, а также предприятий в сфере бытового обслуживания и транспортной системы в оценках горожан.

Среди основных проблем, волнующих респондентов, чаще всего звучали проблемы, связанные с наличием жилья и его качеством (50,3%). Сегодня нормой комфортности жилищных условий является обеспеченность жильем 33 м2 и более на человека [5]. В городской местности Хакасии общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя, не соответствует указанному показателю: в 2020 г. она равнялась 27,4 м2.

Важными индикаторами городских условий жизни являются показатели обеспеченности водопроводом и канализацией. Официальные данные Красноярскстата позволяют проследить динамику удельного веса площади жилищного фонда, оборудованной водопроводом и канализацией, в общей площади всего жилищного фонда начиная с 2008 г. В период 2008—2020 гг. данные показатели по республике выросли с 66,5% до 76,5% по обеспеченности водопроводом, с 64,3% до 72,7% — канализацией. По существу, именно эти цифры являются показателями реального уровня урбанизированности населения Республики Хакасия. По городским поселениям эти же данные представлены начиная с 2011 г. Обеспеченность водопроводом в городе в указанные годы выросла с 86,7% до 89,5%, канализацией - с 85% до 88,2%. В целом в 2020 г. городской жилищный фонд Хакасии оборудован горячим водоснабжением на 81,4%, отоплением — 90,6%, ваннами — 77%. Доля площади

Табл. 3. Неудовлетворительная оценка работы учреждений и ведомств жителями городов, в % Table 3. Unsatisfactory assessment of the work of institutions and departments by city residents, in %

Абакан Абаза Саяногорск Сорск Черногорск

Школы 4,2 5,1 9,4 0,0 6,7

Дошкольные 4,0 5,0 9,4 0,0 6,7

Здравоохранение 32,6 50,0 48,5 61,4 45,5

Бытовое обслуживание 17,6 17,5 24,2 20,6 30,0

Транспорт 10,4 26,8 15,2 47,6 25,0

Дорожные службы 48,4 86,4 70,6 75,6 66,7

ЖКХ 41,4 57,5 50,0 6,1 37,5

Благоустройство дворов 27,1 60,5 17,6 15,6 50,0

Источник: составлено автором. Source: compiled by the author.

городского жилищного фонда, обеспеченной всеми видами благоустройства, в общей площади городского жилищного фонда республики составила 78,9%.

Одним из главных признаков, определяющих уровень благоустройства города — его людность. Как правило, чем выше людность — тем более благоустроено городское поселение. Данное правило подтверждается примером Абакана. Основные официальные показатели благоустройства жилищного фонда столицы Хакасии выглядят достаточно солидно: в 2016 г. 97,1% жилых помещений города были оборудованы водопроводом, 95,8% — водоотведением (канализацией), 80,8% — ванными (душем), 90,9% — горячим водоснабжением, 96,3% — отоплением [3, с. 39].

Наиболее значимыми для респондентов являются проблемы материального плана, связанные с наличием работы, жилья, качеством городского благоустройства. А также особо острой проблемой все еще остается низкая обеспеченность объектами здравоохранения и медицинским кадрами в регионе. Доступность объектов социально-культурной инфраструктуры в меньшей степени волнуют горожан, несмотря на разные возможности пользования ими в повседневной жизни.

Опрос 2018 г. также позволил исследовать миграционные настроения городских жителей. В анкете были представлены вопросы, связанные с желанием респондентов сменить место жительства и его причинами. На вопрос о желании переехать из своего городского поселения утвердительно ответили 30% опрошенных.

Среди основных причин, по которым респонденты хотели бы переехать (на рисунке 1 приведены ответы русских и хакасов), чаще всего были названы отсутствие собственного жилья (24% — усредненные оценки по русским и хакасским респондентам), трудности с устройством на работу (16%), выход на пенсию (16%) и низкая заработная плата (15%).

Анализ анкет показал, что значимым фактором в градации мотивов переезда горожан является их национальная принадлежность. Так, главным мотивом смены места жительства среди хакасов является отсутствие собственного жилья в городе (30%), остальные мотивы указывались значительно реже. У русских, помимо названного мотива (18%), популярным является ответ "выход на пенсию" (18%). Также русские чаще хакасов говорят об отсутствие перспектив в городе.

Анализ ответов по направлению потенциальной миграции показал, что 40% потенциальных мигрантов планируют переехать в другой город за пределами Хакасии, 35% — в сельскую местность республики, 12% — в другой город Хакасии, 9% — в другую страну и 4% — в другое село за пределами республики.

Отсутствие собственного жилья Трудности с устройством на работу Низкая заработная плата Брак

Отсутствие перспектив Выход на пенсию Неблагоприятная экология Межнациональные конфликты Отсутствие друзей Плохое знание языка Другое

Р

18

30

15

18

0

хакасы

10

15 20

■ русские

25

30

Рис. 1. Мотивы переезда горожан в другой населенный пункт, в %. Fig. 1. Motives for citizens moving to another locality, in %. Источник: составлено автором. Source: compiled by the author.

Интерес представляет градация ответов респондентов на указанные вопросы, исходя из их места жительства. Менее всего склонными к переезду оказались респонденты относительно отдаленных от центра городских поселений. 80% жителей Сорска и 78% Абазы не планируют менять место своего проживания. При этом если жители данных населенных пунктов и планируют уезжать, то переезд планируется в пределах республики. Напротив, жители Абакана, Черногорска, Саяногорска и Аскиза задумываются о переезде в города за пределами Хакасии.

Если обобщить мотивы потенциального переезда опрошенных, то ситуация на рынке труда для большинства из них играет ключевое значение при выборе места жительства. Эта категория респондентов в качестве основных проблем своих городских поселений указывала экономические проблемы и на вопрос "Как в ближайшие 5 лет изменится обстановка в вашем городе?" чаще остальных останавливалась на ответах "останется как прежде" и "скорее ухудшится".

Второй большой группой потенциальных мигрантов являются горожане, не имеющие собственного жилья. Съем жилья в городской местности сегодня — это большая нагрузка для любого личного или семейного бюджета. Эта статья расходов становится основной для людей с невысокими заработками, а также для семей с детьми. Поэтому многие респонденты из этой группы являются людьми семейными и ориентированы они на переезд в другие населенные пункты Хакасии.

Результат нашего исследования показывает, что на самом деле качество социальной инфраструктуры городских поселений не является домини-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

3

0

2

2

3

5

рующим фактором миграции населения. Для жителей городов вопросы развития социально-бытовой инфраструктуры, в отличие от социально-культурной, на сегодняшний день являются более актуальными. Но и в системе наиболее злободневных проблем они занимают второстепенные позиции по сравнению с вопросами материального достатка. Это свидетельствует о том, что базовый уровень потребностей в безопасности (по пирамиде потребностей Маслоу) среди респондентов горожан Хакасии не удовлетворен, поэтому и решение других задач, реализация которых во многом зависит от качества социальной инфраструктуры, пока не входит в число приоритетных.

Литература

1. База данных показателей муниципальных образований. Официальный сайт муниципальной службы государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/dbscripts/munst/ (дата обращения: 13.09.2023).

2. Ко дню городов - города Республики Хакасия в 2019 году. Красноярск: Крсаноярскстат, 2020. 13 с.

3. Летопись городов Сибири. Абакан - 85 лет: стат. сб. Абакан, 2017. 110 с.

4. Милоенко Е.В. Теоретические подходы к понятию социальной инфраструктуры // Международный научный журнал "Инновационная наука". 2015. № 9. С. 177-179.

5. Постановление Правительства Республики Хакасия от 12.08.2011 № 519 "Об установлении региональных стандартов по оплате жилья и коммунальных услуг в Республике Хакасия". URL: https://docs.cntd.ru/document/459603273 (дата обращения: 13.09.2023).

6. Смирнова И.Н. Социальная инфраструктура города в оценках жителей г. Иваново // Вестник Ивановского государственного университета. 2018. Вып. 1. С. 56-61.

References

1. Database of indicators of municipalities. Official website of the municipality Noy State Statistics Service. URL: https://rosstat.gov.ru/dbscripts/munst/ (accessed 13.09.2023). (In Russ.).

2. For the Day of Cities - cities of the Republic of Khakassia in 2019. Krasnoyarsk: Krsanoyarsk-stat, 2020. 13 p. (In Russ.).

3. Chronicle of the cities of Siberia. Abakan - 85 years old: stat. Sat. Abakan, 2017. 110 p. (In Russ.).

4. Miloenko E.V. Theoretical approaches to the concept of social infrastructure // International scientific journal "Innovative Science". 2015. No. 9. P. 177-179. (In Russ.).

5. Decree of the Government of the Republic of Khakassia dated August 12, 2011. No. 519 "On the establishment development of regional standards for payment of housing and utilities in the Republic of Khakassia.". URL: https://docs.cntd.ru/document/459603273 (accessed 13.09.2023) (In Russ.).

6. Smirnova I.N. Social infrastructure of the city as assessed by residents of Ivanovo // Bulletin of

Ivanovo State University. 2018. Vol. 1. P. 56-61. (In Russ.).

Информация об авторе

Елена Евгеньевна Тиникова, канд. ист. наук, старший научный сотрудник Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории, Абакан, Россия, e-mail: lena.tinikova@mail.ru

Information about the author

Elena E. Tinikova, Candidate of Historical Sciences, Senior Researcher, Khakass Research Institute of Language, Literature and History, Abakan, Russia, e-mail: lena.tinikova@mail.ru

Поступила в редакцию 22.09.2023 Одобрена после рецензирования 17.11.2023 Принята к публикации 23.11.2023 Received 22.09.2023 Approved 17.11.2023 Accepted 23.11.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.