Научная статья на тему 'Социальная инфраструктура детства как значимое направление социальной политики в области охраны здоровья детей'

Социальная инфраструктура детства как значимое направление социальной политики в области охраны здоровья детей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1423
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
человеческий потенциал / здоровье / дети / здоровье детей / социальная инфраструктура детства / human potential / health / children / health of children / social infrastructure of childhood

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — О Н. Ображей

В статье обоснована актуальность проблемы здоровья детей и значимости развития социальной инфраструктуры детства, направленной на сохранение здоровья детского населения. На основе статистических и эмпирических данных проведен анализ состояния социальной инфраструктуры детства, оценка ее потенциала и перспективных направлений развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL INFRASTRUCTU RE OF CHILDHOOD AS IMP ORTANT DIRECTION OF SOCIAL POLICY IN THE FIELD OF CHILDREN HEALTH PROTECTION

The relevance of the problems of child health and the importance of the development of social infrastructure of childhood that is aimed at maintaining of the child population health is substantiated in the article. The analysis of social infrastructure of childhood, the estimation of its potential and perspective directions of development was conducted on the basis of statistical and empirical data.

Текст научной работы на тему «Социальная инфраструктура детства как значимое направление социальной политики в области охраны здоровья детей»

УДК 316.74:61-053.2

О. Н. ОБРАЖЕЙ,

Институт социологии НАНБеларуси, г. Минск

СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ДЕТСТВА

КАК ЗНАЧИМОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОхРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

В статье обоснована актуальность проблемы здоровья детей и значимости развития социальной инфраструктуры детства, направленной на сохранение здоровья детского населения. На основе статистических и эмпирических данных проведен анализ состояния социальной инфраструктуры детства, оценка ее потенциала и перспективных направлений развития.

Ключевые слова: человеческий потенциал, здоровье, дети, здоровье детей, социальная инфраструктура детства.

Основным источником экономического роста, одним из базовых индикаторов развития инновационной экономики в современных условиях являются нематериальные активы, важнейшим компонентом которых выступает человеческий потенциал. Именно от его состояния зависит использование всех других ресурсов развития. Человеческий потенциал является качественной характеристикой населения. Идею качества человеческого потенциала как главной характеристики состояния народа сформулировал П. А. Сорокин: «Судьба любого общества зависит, прежде всего, от свойств его членов... Внимательное изучение явлений расцвета и гибели целых народов показывает, что одной из основных причин их было именно резкое качественное изменение состава населения в ту или другую сторону» [1]. По мнению Н. М. Ри-машевской, «любая потеря людских ресурсов, как в количественном, так и в качественном отношении, дестабилизирует и ослабляет страну, может стать угрозой национальной безопасности» [2].

Человеческий потенциал включает следующие основные компоненты: врожденные способности, приобретенные ресурсы (знания), трудовые навыки, культурно-нравственные ценности, здоровье (психическое, физическое, социальное).

Важнейшей характеристикой качества населения является его здоровье, так как от него зависит «не только физическая дееспособность граждан страны, но и характер процессов демографического воспроизводства и само существование населения» [2]. В понимании современного общества здоровье имеет важное функциональное значение, от которого зависит благополучие страны. Здоровье становится все более востребованным как ресурс общест-

ва, как способность человека адаптироваться к изменяющимся социальным условиям, выдерживать постоянно возрастающие нагрузки на человеческий организм.

Современное состояние развития общества выдвинуло в ряду наиболее острых проблему здоровья детей. Обращение к проблеме сохранения здоровья человека на этапе детства связано, прежде всего, с тем, что основы здоровья человека формируются именно в детстве. По мнению Е. Б. Бреевой, «качественные характеристики детского населения определяют будущее благополучие, уровень экономического, духовного и культурного развития общества» [3].

Дети являются одной из значимых социально-демографических групп любого общества. В широком смысле дети выполняют функции демографического, социального, культурного воспроизводства и обновления общества, в узком - функции развития и саморазвития личности взрослого человека, удовлетворения его самых разнообразных потребностей. С точки зрения экономического подхода, дети - это человеческий капитал общества, они предопределяют перспективы общественного воспроизводства, его масштабы, темпы роста и качества.

Детство обладает наивысшим потенциалом развития человека, является стартовым этапом для всей его последующей жизни. Качества, которые приобретает человек в период детства, оказываются самыми прочными и сохраняются в течение всей жизни человека.

Здоровье детей относится к числу важнейших показателей, характеризующих экономическое, социальное и нравственное благополучие общества. «Состояние здоровья детей жестко программирует будущее страны на ближайшие 30-50 лет», - отмечает Е. Б. Бреева [3]. В настоящее время проблема потери здоровья человека на этапе детства является актуальной для многих стран мира, в том числе для Беларуси. Ухудшение здоровья человека на данном этапе нельзя рассматривать как функциональное явление, и оно может и должно быть искоренено. Социальные и экономические последствия потери здоровья детей очевидны: это угроза безопасности страны, экономические потери от качества здоровья трудовых ресурсов, нагрузка на здравоохранение, слабый репродуктивный потенциал населения и т. д.

В сложившихся условиях проблема качества будущих поколений требует пристального внимания. Необходимым является проведение серьезного научного анализа проблем формирования здоровья детей, выявление социальных ресурсов улучшения здоровья человека на этапе детства.

Методологическую базу исследований проблемы детского здоровья составляют теории, связанные с определением социального статуса детства. Интерпретация и значимость детского здоровья существенно зависят от социального статуса, занимаемого детьми в обществе. Важным для обоснования актуальности проблемы здоровья детей является структурно-функциональный подход. Наиболее значимой считается концепция Дж. Квортруп, в осно-

ве которой лежит объяснение детства как важной части социальной структуры общества, включенной в систему социальных отношений, участвующей в организованных видах деятельности и взаимодействующей со взрослыми. По мнению Дж. Квортруп, дети - не менее активная часть общества. Одним из основных принципов данной концепции является то, что детство и условия жизни детей определяются влиянием тех же факторов, которые создают структуру взрослой жизни. По мнению А. Джеймса и А. Праута, «детство должно расцениваться как часть общества и культуры, а не как нечто, предшествующее им; и что дети должны рассматриваться в качестве социальных деятелей уже в процессе становления» [4].

В рамках данного подхода можно говорить о проблеме детского здоровья как о важном и значимом явлении для общества.

В Республике Беларусь забота о здоровье детей относится к числу национальных приоритетов. В нашей стране, в соответствии с положениями Конвенции ООН о правах ребенка и другими международными договорами, создана и совершенствуется нормативно-правовая база, направленная на обеспечение условий для реализации права каждого ребенка на всестороннее развитие, сохранение здоровья, получение образования и социальную защиту.

Благодаря мерам, направленным на поддержку детства, удалось достичь положительных результатов, однако ряд проблем детского здоровья вызывают беспокойство. Согласно статистическим данным, численность детей в возрасте до 18 лет на начало 2014 г. составила 1760,0 тыс. человек, или 18,6 % от общей численности населения [5]. За последние 14 лет (с 2000 по 2014 г.) удельный вес детей в общей численности населения Беларуси сократился с 23,3 до 18,6 %. По данным переписи населения Республики Беларусь 2009 г., число домохозяйств, имеющих в своем составе детей в возрасте до 18 лет, составило 1250 тыс., или 32 % от общего числа домохозяйств.

В последние годы изменилась структура детских болезней. Причины указанных изменений социально обусловлены. Современная ситуация характеризуется глобальными процессами в социальном устройстве мира. Все эти изменения затрагивают и детей. Возникают новые социальные риски, влияющие на их здоровье. Для современных детей характерен высокий уровень хронической патологии, рост психических расстройств, увеличение числа социально обусловленных и социально значимых заболеваний. В Беларуси за последние годы выросло число детей с избыточным весом: за 10 лет вдвое увеличилось число детей с ожирением [6]. Одной из проблем детского здоровья является достаточно высокий уровень смертности от экзогенных причин.

Важно отметить, что большинство причин ухудшения здоровья детей предотвратимы. В связи с этим государству и другим социальным институтам необходимо предпринимать все возможное для сохранения здоровья человека на этапе детства.

Необходимость научной рефлексии проблемы здоровья детей связана с поиском адекватных методологических оснований исследования данной пробле-

мы; поиском социальных ресурсов улучшения здоровья и определением стратегических направлений социальной политики в интересах детей.

Развитие социальной инфраструктуры детства рассматривается нами как одно из перспективных направлений социальной политики в области охраны здоровья детей и как важный ресурс сохранения здоровья. Приоритетная роль социальной инфраструктуры определяется тем, что она способствует воспроизводству главной ценности общества - человека.

Значимость развития социальной инфраструктуры детства обусловлена теми специфическими особенностями, которые характерны для данного возрастного периода. По мнению С. Н. Майоровой-Щегловой, детство отличается рядом особенностей, среди которых она выделяет следующие: «детство не является саморазвивающейся системой, оно всеми сторонами своего существования и развития включено во все многообразие общественных структур и отношений»; «детство не обладает самостоятельным свойством самостабилизации и самоорганизации, не может без соответствующей коррекции и поддержки приспособиться и адаптироваться к сложившимся и динамично изменяющимся условиям его внешнего окружения. Его существование невозможно без внешних поддерживающих сил, семьи, ряда других социальных институтов» [7].

Данные характеристики детства указывают на то, что не всегда сам ребенок может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности, многое зависит от семьи, государства и других социальных институтов. В этом смысле ребенок пассивен, и от того, как организована его жизнедеятельность, во многом будет зависеть его образ жизни, уровень здоровья. Создание благоприятных и комфортных условий жизнедеятельности ребенка является значимым условием физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития человека.

Социальная инфраструктура детства обеспечивает удовлетворение жизненно важных потребностей детей, семей с детьми, охватывая все пространство их жизнедеятельности. Эта инфраструктура является одним из доминирующих факторов повышения качества жизни детей, реализации потенциальных возможностей личности.

Социальная инфраструктура детства представляет собой сложный, многофункциональный комплекс элементов, обеспечивающих общие условия функционирования, развития и воспроизводства социальной сферы; совокупность отраслей и предприятий, устойчивую совокупность вещественных элементов, с которыми взаимодействует социальный субъект и которые создают условия для рациональной организации всех основных видов его жизнедеятельности.

Состояние и уровень развития инфраструктуры детства является одним из основополагающих условий обеспечения достойного уровня жизни детей. Доступность, безопасность и качество условий жизнедеятельности ребенка напрямую отражаются на благополучии и здоровье детей.

Таблица 1. Актуальные проблемы семей, имеющих детей в возрасте до 18 лет, % от числа утвердительно ответивших в каждой из категорий, имеющих детей в возрасте до 18 лет

Актуальны ли для Вашей семьи следующие проблемы? Есть дети до года Есть дети от 1 до 6 лет Есть дети от 6 до 12 лет Есть дети от 12 до 18 лет

Удаленность детских учреждений (детский сад, школа, поликлиника) от дома 56,7 48,3 39,6 30,9

Дефицит мест/наличие очереди в детских дошкольных учреждениях 62,5 53,4 - -

Невозможность получить своевременную помощь педиатра 52,7 41,6 34,5 31,2

Отсутствие медицинских специалистов узкого профиля 59,1 61,4 51,8 48,5

Слабая материально-техническая оснащенность детских медучреждений 56,2 60,0 54,7 49,4

Недоступность лекарственных средств 41,9 37,8 33,1 27,0

Неудовлетворительные жилищные условия 47,6 42,0 36,5 31,8

Плохое качество питьевой воды 53,3 52,4 50,3 44,7

Ограниченный выбор продуктов питания 42,7 40,0 28,7 26,0

Недостаток материальных средств 60,4 63,3 61,4 58,9

Затруднения в контроле и организации свободного времени на каникулах - 30,1 30,9 33,8

Современная трансформация общества оказала влияние на все сферы жизнедеятельности человека, в том числе на состояние и развитие социальной инфраструктуры. И возникает вопрос, насколько современное состояние социальной инфраструктуры отвечает потребностям детей.

Социологический анализ состояния социальной инфраструктуры детства позволяет объективно оценивать ситуацию, выявлять проблемные аспекты, разрабатывать научно обоснованные рекомендации. В 2013 г. Институтом социологии НАН Беларуси было проведено социологическое исследование «Инновационное развитие отраслей социальной сферы». Одной из гипотез исследования являлось предположение о том, что существующая социальная инфраструктура не в полной мере отвечает потребностям семей с детьми и не всегда обеспечивает такие условия жизнедеятельности детей, которые способствовали бы их всестороннему развитию. В задачи исследования входило изучение актуальных проблем, с которыми сталкиваются семьи, имеющие детей; изучение доступности объектов социальной инфраструктуры.

Согласно данным, одной из актуальных проблем для многих семей, имеющих детей, является недоступность ряда объектов социальной инфраструктуры (табл. 1). Так, более половины респондентов (56,7 %), имеющих детей в возрасте до года, около половины респондентов (48,3 %), имеющих детей в возрасте 0-6 лет, 39,6 % респондентов, имеющих детей в возрасте 6-12 лет, 30,9 % респондентов, имеющих детей в возрасте 12-18 лет, сталкиваются с проблемой удаленности от дома детских учреждений. О нехватке детских дошкольных учреждений свидетельствуют следующие данные. Дефицит мест

или наличие очереди в детских дошкольных учреждениях отмечают 62,5 % респондентов, имеющих детей в возрасте до года, 53,4 % - имеющие детей до 6 лет1.

Проблемы отсутствия медицинских специалистов узкого профиля для детей, недостаточной материально-технической оснащенности детских медицинских учреждений актуальны для многих семей, независимо от возраста ребенка. С ограниченным доступом лекарственных средств, ограниченным выбором продуктов для детского питания чаще всего сталкиваются семьи, имеющие детей до года. Треть семей, имеющих детей в возрасте 6 лет и старше, испытывают трудности в контроле и организации свободного времени ребенка во время каникул.

Значительное число семей, независимо от возраста ребенка, отмечают неудовлетворительные жилищные условия, плохое качество питьевой воды по месту жительства.

При ответе на вопрос: «Имеются ли по месту Вашего жительства благоустроенные детские дворовые игровые площадки?» положительный ответ дали 43,7 % опрошенных2. На наличие спортивных площадок, дорожек, стадионов указала треть респондентов (34,3 %). Недостаточное внимание в населенных пунктах уделяется организации семейного досуга. Зоны для семейного отдыха имеются не во всех населенных пунктах, только 35,6 % опрошенных указали на их наличие. Физкультурно-оздоровительные и спортивные учреждения (бассейны, тренажерные залы и т. п.) имеются в 32,4 % населенных пунктов; специализированные спортивные секции для детей и подростков -в 26,2 %; кружки для детского творчества - в 36 %. Реже всего респонденты отмечали наличие оборудованных катков (12,9 %), пунктов проката спортивного инвентаря (10,9 %), велосипедных дорожек (7,6 %).

Выявлены различия в оценке доступности объектов социальной инфраструктуры в зависимости от региона страны. Наличие благоустроенных спортивных площадок, беговых дорожек чаще всего отмечают жители Брестской (40,5 %), Гомельской (41,7 %) областей и г. Минска (40,4 %); реже - жители Витебской области (23,4 %). Доля тех, кто отметил, что по месту их жительства имеются велосипедные дорожки, выше в г. Минске (16,8 %). Катки, пункты проката спортивного инвентаря, зоны семейного отдыха (парки, скверы и т. д.), физкультурно-оздоровительные и спортивные учреждения чаще всего отмечали респонденты Гомельской области. Менее всего доступны объекты социальной инфраструктуры для жителей Витебской и Минской областей.

Важно, чтобы и в семье были созданы все необходимые условия для всестороннего развития ребенка. С целью изучения условий, созданных в семье для развития ребенка, в рамках исследования, проведенного в 2015 г., респон-

1 Данные республиканского опроса «Инновационное развитие отраслей социальной сферы», проведенного Институтом социологии НАН Беларуси, 2013 г.

2 Там же.

дентам, имеющим детей до 18 лет, был задан вопрос: «Что имеется в вашей семье?»1 Значительная доля опрошенных (84 %) отметили наличие велосипеда. У 69,6 % семей имеется спортивный инвентарь (мячи, скакалки и т. д.), у 61 % - развивающие интеллектуальные игры, у 54,3 % - коньки, лыжи, ролики. Обучающая литература по здоровью для детей имеется в 35,9 % семей, защитная экипировка для езды на велосипеде, роликах - в 32,4 % семей, спортивные игры - в 29,7 % семей. Отдельный спортивный уголок для занятий физкультурой и спортом и спортивные тренажеры имеет незначительное число семей (15,6 % и 12,6 % соответственно).

Полученные данные свидетельствуют о том, что социальная инфраструктура детства требует принятия эффективных мер по ее дальнейшему развитию и совершенствованию с учетом особенностей современного образа жизни и территории проживания. В соответствии с результатами исследований можно выделить ряд перспективных направлений развития этой инфраструктуры, реализация мер по которым даст положительные результаты по снижению потерь здоровья человека на этапе детства. Наиболее актуальными из них являются:

обеспечение доступности медицинской помощи детям независимо от региона и места их проживания;

совершенствование системы мер экономической, социальной поддержки семей с детьми в направлении формирования благоприятных условий для совмещения ответственного родительства и трудовой деятельности;

развитие сети детских учреждений (медицинских, образовательных, спортивных, досуговых) в шаговой доступности;

развитие рекреационной инфраструктуры детства (создание благоприятных условий для отдыха, восстановления сил, оборудование мест для проведения свободного времени);

дальнейшее развитие спортивной инфраструктуры для детей, в первую очередь создание малых спортивных объектов (благоустроенных спортивных площадок во дворах и парках, велосипедных и беговых дорожек, турников и т. п.);

повышение качества питьевой воды и продуктов питания для детей; создание безопасной информационной и виртуальной среды; научное сопровождение деятельности по развитию и совершенствованию социальной инфраструктуры детства.

Важнейшими принципами формирования социальной инфраструктуры детства должны быть доступность (экономическая, территориальная, образовательная) условий и услуг для каждого ребенка, их качество и безопасность.

1 Данные республиканского опроса «Поведенческие факторы риска среди населения Республики Беларусь», проведенного Институтом социологии НАН Беларуси совместно с Республиканским центром гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, 2015 г.

Литература

1. Сорокин, П. А. Современное состояние России / П. А. Сорокин // Новый мир. - 1992. -№ 4-5.

2. Римашевская, Н. М. Качество человеческого потенциала России как стратегическая цель / Н. М. Римашевская // Народонаселение. - 2004. - № 3.

3. Бреева, Е. Б. Дети в современном обществе / Е. Б. Бреева. - М. : Эдиториал УРСС, 1999. - 216 с.

4. Зюнкер, Х. От исследований социализации к социологии детства [Электронный ресурс] / Х. Зюнкер, Д. Бюллер-Нидербергер // Развитие личности. - 2003. - № 4. - Режим доступа: http://rl-online.ru/articles/4-03/251.html. - Дата доступа: 23.05.2015.

5. Количество детей в Беларуси неуклонно снижается [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ej.by/news/sociaty/2014/06/01/kolichestvo_detey_v_belarusi_neuklonno_snizhaetsya. html. - Дата доступа: 20.05.2015.

6. В Беларуси растет число детей с ожирением [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sb.by/v-belarusi/news/v-belarusi-rastet-chislo-detey-s-ozhireniem.html. - Дата доступа: 20.05.2015.

7. Социология детства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.childsoc.ru/ index.php?parametrr=614. - Дата доступа: 05.05.2015.

A. M. ABRAZHEI

SOCIAL INFRASTRuCTuRE OF CHILDHOOD AS IMpORTANT DIRECTION OF SOCIAL pOLICY IN THE FIELD OF CHILDREN HEALTH pROTECTION

Summary

The relevance of the problems of child health and the importance of the development of social infrastructure of childhood that is aimed at maintaining of the child population health is substantiated in the article. The analysis of social infrastructure of childhood, the estimation of its potential and perspective directions of development was conducted on the basis of statistical and empirical data.

Keywords: human potential, health, children, health of children, social infrastructure of childhood.

Поступила 20.10.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.