Научная статья на тему 'Социальная информация - стратегический ресурс современного общества познания: типология, классификация, свойства'

Социальная информация - стратегический ресурс современного общества познания: типология, классификация, свойства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
310
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИКА / ЗНАНИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕСТВО / РЕАЛЬНАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / УНИВЕРСУМ / DYNAMICS / KNOWLEDGE / INFORMATION / SCIENTIFIC COGNITION / EDUCATION / SOCIETY / FACTUAL REALITY / SOCIAL PHILOSOPHY / TOTALITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Антонова Вера Ивановна, Клюкина Татьяна Васильевна, Мишанин Юрий Александрович

В статье предпринята попытка научной детерминации «сдвига парадигмы» в обществе, связанного с интенсивным развитием современных коммуникативных средств информации. Авторы подчеркивают, что в связи с данным процессом в философских науках возрастает интерес к теоретическому осмыслению общенаучного термина «информация», его характеристик, инициирующих не только всеобщие формы бытия, но являющихся приоритетными факторами развития теории и практики современного познания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL INFORMATION AS A STRATEGIC RESOURCE OF THE MODERN SOCIETY OF COGNITION: TYPOLOGY, CLASSIFICATION, FEATURES

The article attempts to scientifically determine the “paradigm shift” in the society associated with the intensive development of modern communication media. The authors emphasize that in connection with this process the interest in the theoretical comprehension of the general scientific term “information”, its characteristics, which initiate not only universal forms of being, but are also priority factors of the development of the theory and practice of modern cognition, is increasing in philosophical sciences.

Текст научной работы на тему «Социальная информация - стратегический ресурс современного общества познания: типология, классификация, свойства»

Антонова Вера Ивановна, Клюкина Татьяна Васильевна, Мишанин Юрий Александрович СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ - СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА ПОЗНАНИЯ: ТИПОЛОГИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ, СВОЙСТВА

В статье предпринята попытка научной детерминации "сдвига парадигмы" в обществе, связанного с интенсивным развитием современных коммуникативных средств информации. Авторы подчеркивают, что в связи с данным процессом в философских науках возрастает интерес к теоретическому осмыслению общенаучного термина "информация", его характеристик, инициирующих не только всеобщие формы бытия, но являющихся приоритетными факторами развития теории и практики современного познания. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372017/10-171.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 10(84) : в 2-х ч. Ч. 1. C. 13-15. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/10-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 1

Философские науки

В статье предпринята попытка научной детерминации «сдвига парадигмы» в обществе, связанного с интенсивным развитием современных коммуникативных средств информации. Авторы подчеркивают, что в связи с данным процессом в философских науках возрастает интерес к теоретическому осмыслению общенаучного термина «информация», его характеристик, инициирующих не только всеобщие формы бытия, но являющихся приоритетными факторами развития теории и практики современного познания.

Ключевые слова и фразы: динамика; знания; информация; научное познание; образование; общество; реальная действительность; социальная философия; универсум.

Антонова Вера Ивановна, д. филол. н., доцент Клюкина Татьяна Васильевна, к. культурологии Мишанин Юрий Александрович, д. филол. н., профессор

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева, г. Саранск belkich@rambler.ru; klukinatv@rambler.ru

СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ - СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА ПОЗНАНИЯ: ТИПОЛОГИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ, СВОЙСТВА

Формирование мирового информационного потенциала привело к образованию нового универсума, в котором информация как новационный системообразующий элемент научного познания становится важнейшим интеллектуальным ресурсом всей социокультурной жизни любого общества [5; 6]. Потоки информации самого разнообразного характера сегодня пронизывают все сферы общества в целом и интроспективное содержание каждого индивида в частности. Совершенно очевидно, что для гармоничного, полифоничного развития человека в современных условиях необходим определенный уровень информационной культуры, под которой следует понимать способность членов общества эффективно использовать совокупность знаний, умений и навыков поиска, сбора, хранения, анализа, передачи информации, то есть всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение социальных потребностей [7, с. 18-22].

Достоверность авторских тезисов, выводов и обобщений обусловливается применением верифицированных в социальной практике научных подходов и методов гуманитарного профиля, позволяющих добиваться эвристических результатов в области специализированного обществознания; экстраполяцией в поле научного дискурса законов, понятий и категорий диалектики, помогающих выявить социокультурную специфику информации; корреляцией авторских концептов об информации с общепризнанными научными положениями и выводами в области социологии, педагогики, журналистики с учетом специфики социальной динамики в современных условиях.

Бесспорен факт, что сегодня революция, «сдвиг сознания в обществе», происходящие в мировом сознании, предполагают «сдвиг парадигмы» в современной науке. Об этом процессе констатируется в работе «Революция сознания: трансатлантический диалог» [2]. В условиях формирующегося информационного общества создается комплекс новых наук, особое место среди которых занимает социальная информациология, под которой понимается философское осмысление законов информации и коммуникации в жизнедеятельности современного общества. Социальная информациология стремительно входит во все сферы и направления современного деятельностного научного процесса [4]. Механизм сбора, обработки, анализа, передачи, хранения социальной информации требует теоретического и практического изучения во всей гуманитарной сфере, прежде всего, в философии [16]. Необходимость создания новой образовательной модели сегодня вызвана реализацией гуманистического способа моделирования информационного общества [3]. Гуманитаризация становится системообразующим компонентом новой образовательной парадигмы, а информационные технологии составляют основу формирования общепрофессиональных компетенций современного специалиста философского профиля [9]. Их использование является необходимым условием повышения результативности образования, развития более эффективных подходов к познанию.

Динамика информационных технологий предполагает развитое информационное общество, в котором в условиях парадигмального сдвига формируется целый комплекс новых наук: коммуникативистика, медиа-культура, медиалогия, медиаэкология, медиапсихология, медиаобразование и др. Особое место среди них занимает социальная информациология - наука, изучающая законы, функциональный смысл информации и коммуникации в жизнедеятельности социума. Социальная информациология охватывает всю информацию о социуме, изучает закономерности и законы функционирования информационных полей и потоков в социальной, культурной и духовной сферах [12]. Основой изучения информациологии является полифункциональная категория «информация», ставшая за последние годы универсальным научным феноменом [16]. В связи с этим является очевидным интерес к этимологической детерминации понятия «информация».

Слово «информация» (от лат. informatio - осведомление, разъяснение, изложение) сложно и неоднозначно. Ученые всего мира стремятся понять природу социальной информации, ее взаимосвязь с Вселенной, с человеком. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова информация определяется как «сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством» [15, с. 253]. Информация, по мнению одних ученых, есть «обозначение содержания» (Н. Винер) [1, с. 24-26]; другие считают, что информация, прежде всего, - это «коммуникация и связь», в процессе которой «устраняется неопределенность» [18, с. 88-89] (К. Шеннон); третьи понимают под данным

14

Издательство ГРАМОТА

www.gramota.net

термином «передачу разнообразия» мира (У. Эшби) [19, с. 118-122]; четвертые - «меры сложности структур» (А. Моль, В. Фукс, М. Касслер) и т.д. [14, с. 178].

Большинство отечественных исследователей трактуют информацию как «обозначение каких-либо сведений». Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» гласит: «Информация -это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления» [11, с. 1-2; 17]. Осмысливая детерминации ученых, мы приходим к выводу о том, что при всем разнообразии трактовок во всех толкованиях отечественных и зарубежных ученых под содержанием социальной информации понимается, прежде всего, разнообразие объективной реальности. Информацию, в нашем понимании, можно представить как определенную деятельностную сферу разнообразия реальной действительности, воспроизводящую функции сбора, обработки, хранения, передачи знаний социуму, способствующую формированию, развитию, совершенствованию массового сознания.

Термин «информация» является универсальным общенаучным понятием. На информационной основе происходят социальные процессы становления междисциплинарной теории информации, информационных методов исследования. Информационный подход выступает в роли фундаментального метода научного познания трех важнейших информационных систем: природы, человека и общества.

Информация фиксирует в себе пять составляющих компонентов:

- содержание самой информации;

- процесс познания объекта социума, о котором передается информация;

- наличие объекта, передающего информацию;

- наличие субъекта, воспринимающего информацию;

- взаимодействие субъектов и объектов в процессе порождения и взаимовоздействия информации. Между объектом передачи информации и самой информацией существуют диалектически сложные взаимоотношения, не имеющие пока однозначного толкования. Но в любом случае понятие «информация» может быть применимо лишь при взаимодействии, в процессе которого передаются конкретные сведения. Любая деятельность связана с потребностями человека.

Информация, как любая научная категория, имеет ряд существенных содержательных свойств. Анализируя свойства информации, можно выделить наиболее важные из них: актуальность, ценность, достоверность, полноту и доступность [13, с. 241-242]. Актуальность в данном случае предполагает степень своевременности социальной информации, поскольку информационные процессы имеют определенные временные промежутки, а вовремя полученная информация может принести конкретную пользу универсуму, человеку. Ценность обусловливает степень необходимости, важности информации в конкретных условиях для определенной аудитории. Данное свойство позволяет использовать информацию в процессе выбора правильных путей для достижения цели. Не менее важное свойство информации - достоверность, предполагающая степень ее истинности, помогающая принять оптимальное решение (если передача данных сопровождается техническим «информационным шумом», то достоверность информации снижается. Преднамеренное же искажение информации является «дезинформацией»). Свойство полноты объективности выявляет качество информации, определяющее достаточность данных для принятия правильного решения. То есть чем «полнее» информация, тем полнее круг для решения поставленных задач. Доступность означает степень скорости и возможности получения информации и адекватных методов работы с данными: хранение, обработка, передача и пр. Падение ценности информации и форм ее передачи считается старением. Свидетельством начавшегося старения информации является факт уменьшения интенсивности использования документов, фиксирующих ту или иную информацию, а возвращение к активному использованию информации прошлых лет называется актуализацией.

Информация характеризуется источниками ее возникновения, потребителями, средой распространения и средствами ее доставки. Источником информации могут быть: люди, любые социальные объекты, передающие информацию; документы, хранящиеся на любых физических носителях информации; технические устройства.

Средой распространения информации является сегодня не только окружающая нас реальная действительность, но и, прежде всего, технические средства коммуникации. К средствам, обеспечивающим доступность информации, относятся информационно-поисковые системы, их лингвистическое обеспечение.

Потребителями информации, соответственно, являются: человек, объекты, принимающие информацию; кроме того, технические устройства, получающие, преобразовывающие информацию посредством определенных знаковых символов.

Информация как категория обладает различными характеристиками. Для их систематизации используют разные варианты, образуемые в соответствии с определенными признаками. Ее можно систематизировать по способу восприятия органами чувств человека, такая информация называется органолептической. По данному способу информация дифференцируется на визуальную (зрение); аудиальную (слух); обонятельную (обоняние); вкусовую (вкус); тактильную (осязание) (к слову сказать, 75-90% информации любой человек получает с помощью органов зрения; 9-15% - органов слуха, «оставшуюся» информацию - с помощью обоняния, вкуса, осязания). Компьютерные технические устройства воспринимают информацию как текстовую, числовую, графическую, звуковую, мультимедийную.

По содержательному наполнению информация дифференцируется на политическую, культурную, экономическую, правовую, техническую, социальную, эстетическую и т.д. Кроме того, информация как физический объект имеет свойства генерироваться, транслироваться, храниться, сохраняться и обрабатываться.

Основным сущностным назначением информации является ее целесообразное применение. При этом выделяются такие ее характеристики, как адресность (релевантность), кодировка, скорость сбора, обработки, передачи и корректность информации.

Сведения, сообщения являются составными приоритетными компонентами (важнейшими качественными составляющими) информации - знаниями. Они включают в себя:

- вид информации, который отражает восприятие субъектом мира;

- понимание конкретной информации с целью ее использования;

- факты, правила, которые сохраняются в памяти людей, влияя на их убеждения.

Знания можно детерминировать как органическую способность человека получать необходимые данные с целью преобразования их в ценный для универсума ресурс. Информация не всегда модулируется в знания. Она может быть динамична, когда речь идет о распространении и функционировании знаний, поскольку одни и те же данные могут представлять разную информацию. То есть, получая какие-то данные, человек воспринимает, усваивает, а затем превращает их в новую информацию. Таким образом, происходит воссоздание и получение новых знаний. Данный информационно-когнитивный процесс проектирует своеобразный «жизненный цикл» информации.

Итак, рассмотрев важнейшие качественно-содержательные характеристики категориального понятия «информация», мы выяснили, что информация является универсальной сущностью, органично связанной в современную эпоху с информационной сферой, поскольку развитие современных информационных технологий способствует возникновению новых средств производства, совершенствованию сфер обслуживания и т.д. В результате данных технологических процессов возникают массивы информации, формирующие информационное поле - информационную сферу, знания о многообразии объективной реальности. Информационное поле предполагает деятельность, направленную на создание, распространение информации в социуме; формирование, подготовку, предоставление информационных продуктов; потребление информации членами общества [10, с. 18]. В современных условиях информационный подход выступает в роли фундаментального метода научного познания важнейших универсальных систем - природы, человека и общества. Динамика процессов взаимовоздействия информации и человека, социума инициирует становление новационной междисциплинарной теории информации, новых информационных методов исследования. Информация как общенаучная категория фиксирует не только всеобщие формы бытия, но является приоритетным фактором развития в теории и практике современного познания в целом и в социальной философии в частности.

Список источников

1. Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. М.: Советское радио, 1968. 344 с.

2. Гроф С., Ласло Э., Рассел П. Революция сознания: трансатлантический диалог. М., 2004. 248 с.

3. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2001. 586 с.

4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2006. 608 с.

5. Киричек П. Н. Информационная культура общества. М., 2009. 206 с.

6. Киричек П. Н. Информация в универсуме культуры. Саратов: Научная книга, 2014. 312 с.

7. Киричек П. Н. Средства массовой коммуникации и информационная культура общества. М., 2006. 122 с.

8. Киричек П. Н. Этика массмедиа. М., 2014. 280 с.

9. Ключарев Г. А. Образование взрослых и демократия в информационном российском обществе // Россия - 2001: новые тенденции политического, экономического и социального развития. М., 2002. С. 188-194.

10. Колин К. К. Глобальные проблемы информатизации: информационное неравенство // Alma mater (Вестник высшей школы). 2000. № 6. С. 14-22.

11. Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года»

[Электронный ресурс]. URL: http://www.iis.ru/library/isp2010/isp2010.ru.html (дата обращения: 31.98.2017).

12. Макарова Н. В. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. СПб.: Питер, 2010. 224 с.

13. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. 416 с.

14. Моль А., Фукс В., Касслер М. Искусство и ЭВМ. М.: Мир, 1975. 558 с.

15. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 тыс. слов. М.: Русский язык, 1990. 1600 с.

16. Попов В. Д. Социальная информациология и журналистика. М.: Изд-во РАГС, 2007. 336 с.

17. Рыжова Н. И., Литвиненко М. В. Направления развития системы подготовки специалиста в условиях информатизации образования // Информатика и образование. 2007. № 7. С. 119-121.

18. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике / пер. с англ. В. Ф. Писаренко. М.: Изд-во иностр. лит., 1963. 832 с.

19. Эшби У. Введение в кибернетику / пер. с англ. Д. Л. Лахути; под ред. В. А. Успенского. М.: Изд-во иностр. лит, 1959. 336 с.

SOCIAL INFORMATION AS A STRATEGIC RESOURCE OF THE MODERN SOCIETY OF COGNITION:

TYPOLOGY, CLASSIFICATION, FEATURES

Antonova Vera Ivanovna, Doctor in Philology, Associate Professor Klyukina Tat'yana Vasil'evna, Ph. D. in Culturology Mishanin Yurii Aleksandrovich, Doctor in Philology, Professor Ogarev Mordovia State University, Saransk belkich@rambler.ru; klukinatv@rambler.ru

The article attempts to scientifically determine the "paradigm shift" in the society associated with the intensive development of modern communication media. The authors emphasize that in connection with this process the interest in the theoretical comprehension of the general scientific term "information", its characteristics, which initiate not only universal forms of being, but are also priority factors of the development of the theory and practice of modern cognition, is increasing in philosophical sciences.

Key words and phrases: dynamics; knowledge; information; scientific cognition; education; society; factual reality; social philosophy; totality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.