Научная статья на тему 'Социальная и половозрастная градация раннесредневековых погребений на территории Закубанья'

Социальная и половозрастная градация раннесредневековых погребений на территории Закубанья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
241
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКУБАНЬЕ / МОГИЛЬНИКИ / ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД / СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЙ ИНВЕНТАРЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Джигунова Фатимет Кадырбечевна

В статье приводятся данные об особенностях погребального обряда раннесредневекового населения Закубанья, а также предпринята попытка характеризовать отдельные элементы обряда с точки зрения их половозрастной и социальной принадлежности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная и половозрастная градация раннесредневековых погребений на территории Закубанья»

УДК 902 (470)

ББК 63.48 (2)-427 Д 41

Ф.К. Джигунова

Социальная и половозрастная градация раннесредневековых погребений на территории Закубанья

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье приводятся данные об особенностях погребального обряда раннесредневекового населения Закубанья, а также предпринята попытка характеризовать отдельные элементы обряда с точки зрения их половозрастной и социальной принадлежности.

Ключевые слова:

Закубанье, могильники, погребальный обряд, социальная структура, сопроводительный инвентарь.

Изучение вопросов, связанных с социальной структурой средневекового населения, при отсутствии письменных источников, невозможно без привлечения материалов погребальных памятников. К элементам погребальной обрядности, фиксируемым археологически, следует отнести форму и размеры погребальной камеры, способ обращения с телом покойного (ингумация, кремация, положение погребенного), наличие сопроводительного инвентаря и заупокойной пищи, наличие надмогильных сооружений, а также такие особенности обряда, как угольная засыпка дна могилы и др.

В настоящее время на территории Закуба-нья исследовано достаточное количество раннесредневековых могильников, что позволило сделать некоторые предварительные выводы. В статье были учтены материалы могильников

12 3

Сопино , Борисовского , Абрау-Дюрсо , Агой-ского4, Молдовановского5, Ленинохабль I6,

7 8 9

Псекупских 1 и 4 , Пашковского 1 , Тауйхабль , Казазово II10, Нововочепшийского11, Губские навесы12, Ясеновая поляна13, Мешоко14 отдельных раннесредневековых погребений.

Традиционной формой погребального сооружения в памятниках Западного Предкавказья 1У-1Х вв. является прямоугольная яма со скругленными углами. Использование каменных конструкций зафиксировано в могильниках Борисовском, Сопино, Мешоко, Губском. В Борисово это каменные ящики. В Сопино, Ме-шоко и Губских навесах преобладают погребения с каменной обкладкой. Население хорони-

ли по обряду трупоположения, вытянуто на спине с вытянутыми руками и ногами. Обычай перекрещивать ноги в области голеней, а также укладывать руки на бедрах и на груди присутствовал во всех памятниках. Подобная традиция была характерна в конце I тыс. до н.э. -первых веках н.э. в среде меото-сарматского населения Тамани, Западного Предкавказья, а также в других регионах и в более позднее время. Следовательно, использовать этот признак как этнический или хронологический показатель не представляется возможным.15 Однако наблюдается закономерность встречаемости указанного элемента обряда, преимущественно, в группе погребений взрослого населения (18,5% мужчин, 19% женщин, 3% детей).

В 23 погребениях могильников (2%) обнаружена угольная засыпка. Общеизвестно, что уголь в погребениях играл очистительную роль. Распределение погребений с углем с точки зрения половозрастной характеристики неравномерно: 39% могил являются женскими, 43% - детскими, 8% - мужскими, 10% погребений по половому признаку не определены. Таким образом, угольная подсыпка дна могилы встречается, в основном, в женских и детских погребениях.

В погребениях всех половозрастных групп (21% мужских, 17% женских, 10% детских) могильников Абрау-Дюрсо, Тауйхабльского, Сопино, Псекупского, Ленинохабльского I, Нововочепшийского и Губских навесов обнару-

жена заупокойная пища: использовались части крупных и мелких рогатых животных, свиньи.

В VII в. появляется, а в УШ-ІХ вв. резко возрастает количество погребений, совершенных по обряду трупосожжения. Могильник Ка-зазово II полностью состоит из таких погребений. На памятниках Борисово, Абрау-Дюрсо, Псекупском, Губском оба обряда сосуществуют. Характерной чертой биритуальных могильников является единство материальной культуры при различии в обряде. Кремация тел умерших производилась на стороне в одежде и вместе с сопровождающими вещами. Часто наблюдается умышленная порча вещей. Погребения с сожжениями встречаются безурновые и урновые. В свою очередь, некоторые сожжения в урнах были накрыты крышками или перевернуты.

В данном случае мы можем говорить о миграции на территорию Закубанья новой группы населения. Об этнической принадлежности носителей обряда трупосожжения нет единого мнения. Разные авторы предполагают, что эту роль могли играть абазины16, одно из тюркоя-

17

зычных племен Хазарского каганата , тюркоугорские племена18. В.А. Тарабанов в одной из публикаций связывает погребения с сожжениями Казазовского II могильника с болгарами.19 Аналогичные погребения с сожжениями конца ^Е-^П-ГХ вв. обнаружены в Поднепро-вье, на памятниках бассейна Северского Донца и Подонья. Это могильники Дмитриевка, Мохнач, Сухая Гомольша, Маяки, Бондариха.20 На территории Украины также исследованы синхронные памятники с аналогичным инвентарем у с. Тополи, с. Новая Покровка, с. Вознесенка, с. Глодосы.21 В инвентаре памятников наблюдается много сходных черт. В погребениях встречаются: оружие, состоящее из сабель, топоров, копий; детали поясной гарнитуры; предметы упряжи, куда входят удила с псалия-ми, стремена, сбруйные кольца и пряжки, украшения упряжи. Погребения в Глодосах и Вознесенке выделяются богатством вещевого материала. Не оставляет сомнения факт практически полной тождественности материальной культуры погребений этих памятников и погребений Северо-Западного Кавказа: третьей группы Борисовского могильника, Казазово П, Псекупского, второй группы погребений Абрау-Дюрсо. С другой стороны, северокавказ-

ские и донские памятники по обряду и составу инвентаря близки синхронным памятникам Нижнего Поволжья. Как отметила С.П. Плетнева, могильники и погребения с кремациями

расположены на периферии Хазарского кагана-

22

та.

Автохтонное и пришлое население сосуществовали достаточно мирно, на что указывает биритуальность могильников и отсутствие отличий в составе сопроводительного инвентаря.

Об этом же свидетельствует наличие в погребениях с сожжениями традиционной для данного региона керамики.

Некоторые признаки обряда в погребениях с ингумациями, а также отличия в комплексах сопроводительного инвентаря позволили выделить группы погребений по полу, возрасту и социальным отличиям.

Выделение половозрастных групп проводилось исследователями памятников на основе визуального анализа размера костяков (взрослые и дети) и их антропометрических отличий (женские и мужские). Преимущественное значение в данном случае имеет состав сопроводительного инвентаря. Анализ сопроводительного инвентаря мужских погребений демонстрирует, что средневековое общество было военизировано. Оружие встречено в 89% погребений. В 1У-УП вв. наиболее распространенным видом оружия были кинжалы, мечи, копья, стрелы, очень редко - боевые топоры. Кинжалы находятся в погребениях в количестве 1-2 экземпляров, располагались у головы, острием вверх. Мечи и копья укладывали вдоль тела погребенного. Отсутствуют в погребениях щиты. Конская упряжь представлена удилами и псалиями, подпружинными пряжками, седлами, от которых сохранились пластины обивки. Предметы упряжи располагались в ногах погребенных. В некоторых мужских могилах находились женские украшения и предметы туалета, уложенные компактными группами. В этом случае предметы представляют собой дар умершему.

В могилах УШ-1Х вв. в состав оружия входили сабли, копья, боевые топоры, стрелы. Из орудий труда наиболее распространены серпы и мотыги. Часто встречаются предметы конской упряжи: удила, псалии, ременные бляхи, пряжки и кольца. Редкими находками являются кинжалы и щиты. Мужские погребения этого времени можно разделить на четыре группы.

Для первой группы характерен комплекс вещей, в котором встречаются оружие и предметы конской упряжи. Во второй группе имеется только упряжь, оружие отсутствует. В третью группу входят погребения с оружием без сбруи. Небольшую группу составляют 9 погребений всадников (4%), в состав сопроводительного инвентаря которых входил богатый сбруйный убор, состоящий из начельников и крупных ременных блях. Все предметы изготовлены из позолоченной бронзы. Обычно в этих могилах находилось значительное количество других предметов. Погребения данной группы обнаружены во всех памятниках, датирующихся 'УПИХ вв. Очевидно, что в погребениях данной группы были похоронены воины, занимавшие высокое положение в обществе.

В мужской костюм входили украшения: серьги, браслеты, перстни. Эти предметы находились в местах их функционального назначения. В 48% мужских погребений содержались детали пояса. В большинстве своем это пряжки, в значительно меньшем количестве обнаружены поясные накладки и наконечники ремней. Наборные пояса редко встречались в погребениях представителей военной верхушки. Судя по всему, пояса на территории СевероЗападного Кавказа не являлись показателем социального статуса воинов, как это зафиксировано на памятниках соседних регионов, в частности, салтово-маяцкой культуры.23 Помимо указанных предметов в комплекс предметов входит различная посуда из глины, стекла, металла.

Вещевой комплекс группы женских и детских погребений составляют глиняная и стеклянная посуда, украшения (бусы, браслеты, перстни, серьги, фибулы), детали пояса (пряжки, ременные накладки и наконечники), туалетные принадлежности (пинцеты, копоушки, ногтечистки), орудия труда (ножи, прясла, иглы). Отличительной чертой детских погребений является (кроме антропологических показателей) процентное соотношение категорий погребального инвентаря. Так, например, гривны являются исключительной принадлежностью вещевого погребального комплекса девочек и в могилах взрослых женщин встречаются редко (менее 1%).

Самой массовой категорией инвентаря является посуда: кувшины, кружки, миски, вы-

полненные на гончарном круге, лепные горшки. В 12 погребениях находились краснолаковые блюда и миски. Тарная керамика представлена амфорами. Очень редко по сравнению с другими категориями посуды встречаются предметы из стекла: стаканы, блюда, кувшины.

Наибольшее количество сосудов находилось в детских погребениях. По отношению к общему количеству погребений с инвентарем этой группы 70% составляют погребения с керамикой и стеклянной посудой. Это соотношение в женских могилах составляет 31%, в мужских - 25%.

Все категории керамики ставились в могилы всех половозрастных групп, за исключением амфор и краснолаковой посуды, обнаруженных, преимущественно, в погребениях взрослого населения. Только в одном случае краснолаковая миска сопровождала инвентарь в могиле ребенка.

Таким образом, некоторые элементы погребального обряда демонстрируют, что средневековое общество состояло из двух половозрастных групп: первой - мужской и второй, объединяющей женщин и детей. Социальная структура мужского общества представляется более четко дифференцированной. Главенствующее положение занимает субкультура всадников, в которой отчетливо выделяется высшая социальная страта - всадническая аристократия (военачальники). Группа, объединяющая женские и детские погребения, судя по составу вещевого комплекса, более однородна. Однако создается впечатление, что к детям в обществе было особое отношение. Это фиксируется в особенностях погребального обряда, количестве и составе сопроводительного инвентаря.

На основе анализа материальной культуры погребальных памятников Закубанья можно сделать вывод, что общество эпохи раннего средневековья в имущественном плане было достаточно однородным. Однако выделяется прослойка населения (около 10%), обладающая более высоким социальным статусом, что характеризуется количеством и качеством сопроводительного инвентаря. В данном случае учитываются такие факторы как большое количество и разнообразие вещей, наличие предметов из золота и серебра, предметов импорта. Дан-

ная группа объединяет мужские, женские и

детские погребения.

Примечания:

1 Анфимов Н.В. Зихские памятники Черноморского побережья Кавказа // Северный Кавказ в древности и в средние века. М. 1980. С. 91-113.

2 Саханев ВБ. Раскопки на Северном Кавказе в 1911-1912 гг. Петроград, 1914.

3 Дмитриев В А. Раннесредневековые фибулы из

. // -кого переселения народов У-УШ веков. М., 1982. С. 69-107.

4 Миллер АА. Разведки на Черноморском побере-

1907 . // комиссии. 1909. № 33. С. 71-102.

5 Тарабанов В А. Раскопки средневекового кремационного могильника у с. Молдовановское Крымского района в 1989 г. // Археологические раскопки на Кубани в 1989-1990 годах. Ейск, 1992. С. 7679.

6 Дитлер ПА. Отчет о раскопках Ленинохабльского грунтового могильника в 1973-1974 гг. // Личный

. . . , 1975.

7 Ловпаче Н.Г. Могильники в устье р. Псекупса // Вопросы археологии Адыгеи. Майкоп, 1985.

. 16-64.

8

. . 2. 236. . . -

ках Краснодарского городища на Дубинке, о доследовании погребений на могильнике № 4 ст. Пашковской и на Краснодарском могильнике за кожзаводами. СПб., 1936; Смирнов К.Ф. О некоторых итогах исследования могильников меот-ской и сарматской культуры Прикубанья и Даге//

материальной культуры (дштее - КСИИМК). 1951. Вып. XXXVII. С. 151-160; он же. Основные пути

-

Прикубанья // КСИ ИМК. 1952. Вып. ХЬУ! С. 3-18.

9 Джигунова Ф.К. Раннесредневековый могильник . // - -кий вестник. Майкоп, 2001. С. 60-66.

10 Архив Института археологии РАН (дштее - ПА РАН). Д. 11610. Тарабанов В А. Огчег за 1987 г.

11 Носкова Л.М. Средневековые погребения Ново-вочепшийского Могильника // Древние памятники Кубани. Краснодар, 1992. С. 147-157.

12 Архив НА РАН. Ф. Р-1. Д. № 2662. Аутлев П.У., Дитлер ПА. Отчет за 1962 г. М., 1963.

13 . . .

. //

Адыгеи. Т. II. Майкоп, 1961. С. 127-187.

14 . // Археология Адыгеи. Майкоп, 1995. С. 138-237.

15 . . -острове // Советская археология (дштее - СА). 1973. № 4. С. 72.

16 . . -ная культура раннесредневековых адыгских пле-// -рии Северной Осетии. Т. III. Орджоникидзе, 1975. . 142.

17 . . коней из могильника эпохи переселения народов . // . 1979. 4.

С. 56.

18 . . -

ната. Харьков, 1985. С. 23.

19 . . -

1986 . //

Кубани. Вып. 14. Краснодар, 1999. С. 20.

20 . . .

21 . . находках на Харьковщине // КСИИМК. 1951.

41. . 99-108; . -

ник и поселение // Археологія. 1952. Вып. VI. Кит. С. 33-50; Гринченко ВА. Пам ятка VIII ст. коло с. Вознесенки на Запоршжі // Археологія. 1950. Вып. III. Кит, С. 37-63.

22 . . -

- // Новое в археологии. М., 1972. С. 108-109.

23 Она же. От кочевий к городам. М., 1967. С. 164.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.