39. Скрипкин. Ук. соч. С. 18-30.
ON CENTRAL-ASIAN CULTURAL COMPONENTS OF NOMADS' BURIALS IN SOUTHERN PRE-URAL OF THE 3rd CENTURY BC
S.J. Gutsalov
The article is devoted to a preliminary publication of one of the most interesting complexes which have been dug out in 1977 by expedition of the Ural Pedagogical Institute under the G.A. Kushaev's direction in the Western Kazakhstan on the right bank of the river Ural. The finds include the burials of 4 barrows, 8 burial grounds of Dongoluk II. On the basis of analogies, the funeral complex from Dongoluk should be dated within the limits of 3rd — 2nd centuries BC, that is most likely, by the turning point of these centuries. At the same time it is necessary to ascertain the central-Asian origin for many things found in the burial under research.
Keywords: archaeology, Early Iron Age, West Kazakhstan.
© 2009
А.В. Мастыкова
СОЦИАЛЬНАЯ ИЕРАРХИЯ ЖЕНСКОГО КОСТЮМА ПРОТОАДЫГСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЗАПАДНОГО ПРЕДКАВКАЗЬЯ В ЭПОХУ ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ
НАРОДОВ
В данной работе предпринята попытка, опираясь на разработки, предложенные для других регионов Европы, установить иерархию женского костюма эпохи Великого переселения народов (гуннское время: 360/370 — 470/480 гг. и постгуннский период: 430/470 — 530/570 гг.) для протоадыгского населения Западного Предкавказья, занимавшего, судя по археологическим данным и сообщениям древних авторов, территорию от Нижней и Средней Кубани до Черноморского Побережья Северного Кавказа. При классификации женского костюма по уровню богатства, в первую очередь, учитывалось наличия или отсутствие в погребениях (в костюме и приношениях) металлических предметов убора. Рассмотрены материалы могильников Пашковский-1, Сопино, Ясеновая Поляна и др. Изучение женского убора показало, что протоадыгское население Западного Предкавказья эпохи Великого переселения народов было слабо стратифицированным по социальному признаку.
Ключевые слова: археология, Западное предкавказье, преадыгейское поселение.
В данной работе предпринята попытка, опираясь на разработки, предложенные для других регионов Европы, установить иерархию женского костюма эпохи Великого переселения народов (гуннское время: 360/370—470/480 гг. и постгуннский период: 430/470—530/570 гг.) для протоадыгского населения Западного Предкавказья, занимавшего, судя по археологическим данным и сообщениям древних авторов, территорию от Нижней и Средней Кубани до Черноморского Побережья Северного Кавказа.
На материалах погребальных памятников Западной и Центральной Европы установлено, что в предгосударственных и раннегосударственных социумах, так называемые «варварские королевства», степень богатства погребального инвентаря находится в прямой зависимости от социальной позиции, которую погребенный занимал в обществе1. При этом исследователи благоразумно воздерживаются от прямого сопоставления выделяемых ими, по уровню богатства, могил с социальными группами, которые известны по письменным источникам.
Возникая в специфической ситуации повышенной военной напряженности, эти «королевства» строятся по принципу военной организации. В ней главную роль играют отношения жесткого подчинения королю (предводителю) как кланов (семей), составляющих такое королевство, так и отдельных воинов, объединенных в королевскую дружину. Король — это, прежде всего, военный предводитель, остальные функции — второстепенны. Он является объединяющей фигурой, вокруг которой собирается разноплеменная дружина, представляющая реальную опору его власти. Такая форма организации часто сопутствует первому типу этногенеза раннесредневековых народов по Х. Вольфраму, так называемые «новые народы», руководимые военными вождями2. Этническое происхождение воинов, как впрочем, и остальных подданных, при этом имеет второстепенное значение.
Естественно, при использовании критериев, выработанных на западноевропейском материале, можно только руководствоваться общими принципами. При работе с северокавказским материалом также стало ясно, что нельзя выработать схему, общую для всего региона, поскольку населявшие его народы находились на разной стадии социальной эволюции и принадлежали к разным культурным традициям. Для каждой этнокультурной группы, представленной в регионе, необходимо создавать свою реконструкцию. Это уже было сделано для готов-тетракситов Черноморского побережья Кавказа и для алан Центрального Предкавказья3.
При классификации северокавказского женского костюма по уровню богатства, в первую очередь, мною учитывалось наличие или отсутствие в погребениях (в костюме и приношениях) металлических предметов личного убора. Принимались во внимание следующие факторы:
— ценность металла (золото, серебро, бронза);
— частота встречаемости вещей в погребальном контексте;
— редкие импорты и «статусные» предметы — инсигнии;
— совстречаемость женских захоронений в парных погребениях с «богатыми» или «бедными» мужскими могилами;
— в отдельных случаях планиграфическая позиция могилы в некрополе.
Рис. 1. Пашковский могильник-1, погребение 2.1936 г. (по: Н.В. Анфимову, 1936)
В целом для Северного Кавказа как для женских, так и для мужских, выделяются три уровня погребений4. Рассмотрим, как эти уровни представлены в Западном Предкавказье.
— 1 уровень — (соответствует группе «С» Р. Кристляйна) женские и мужские погребения с наиболее богатым и разнообразным инвентарем, включающим изделия из золота и/или «статусные» престижные предметы, а также редкие импортные вещи. Такие погребения на территории Западного Предкавказья не выявлены.
— 2 уровень — (соответствует группе «В» Р. Кристляйна) объединяет погребения с украшениями распространенных типов из недорогих цветных металлов (бронза, реже серебро), в отдельных случаях — железа. Импортные изделия в погребениях чаще всего представлены стеклянными и каменными бусами. Женским погребениям соответствуют многочисленные мужские погребения с ножами или кинжалами, часто сопровождавшиеся поясной, реже обувной гарнитурой на костяке или в приношениях, изредка с другими типами «народного» (по терминологии западноевропейских, в первую очередь, скандинавских археологов) оружия: копья, стрелы. К этому уровню относится большинство известных на сегодняшний день женских погребений Западного Предкавказья рассматриваемого периода.
По степени богатства инвентаря женские погребения протоадыгского населения распадаются на более и менее богатые. Поэтому для территории Западного Предкавказья женские погребения уровня 2 по составу инвентаря были условно разделены на две категории: 2а и 2б.
К категории 2а — отнесены погребения с наибольшим количеством различных предметов из недорогих цветных металлов и с большим количеством каменных, янтарных, стеклянных бус. Этой категории соответствуют следующие могилы:5
— погребение 57 некрополя Бжид-1 — с двумя фибулами, в том числе с большой двупластинчатой, зеркалом, браслетами, серьгами, цепочкой, с хрустальными, янтарными и стеклянными бусами; судя по характерному костюму, скорее всего, в этой могиле была погребена женщина, происходящая из среды готов-тетракситов;
— погребение 2.1936 г. Пашковского могильника-1 — с бляхой со стеклянными вставками, имитирующей фибулу-брошь, гривной, с большим количеством янтарных, гагатовых, стеклянных бус, с колокольчиками-подвесками, листовидной подвеской, поясной гарнитурой, браслетами; в приношении лежали фрагмент зеркала, овальная пряжка и инкрустированный стеклом щиток от средиземноморской пряжки (рис. 1);
— погребение 15.1948 г. Пашковского могильника-1 — с фибулой, гривнами, туалетным набором, цепочкой, браслетами, различными стеклянными, янтарными и хрустальными бусами; возможно, большая часть вещей входила в состав приношения;
— погребение 1.1949 г. Пашковского могильника-1 — с фибулами, массивной гривной, зеркалом, цепочками, пряжкой; возможно, часть вещей входила в состав приношения;
— погребение 5.1949 г. Пашковского могильника-1 — с большим количеством разнообразных стеклянных, а также янтарных, сердоликовых, хрустальных бус, браслетами, пряжками; в приношении лежали несколько предметов из серебра: фибулы, массивные гривны, калачевидные серьги, браслеты, коробочка-булла, пряжки, зеркало, многочисленные бусы из стекла, янтаря, фаянса, халцедона, хрусталя, коралла;
— возможно, погребение 4.1949 г. Пашковского могильника-1 — с двумя фибулами, гривной, многочисленными янтарными и стеклянными бусами, пряжками;
— возможно, разрушенное погребение могильника Хабль — с двумя фибулами, пряжками, многочисленными бусами из янтаря и стекла.
К категории 2б — отнесены женские погребения, имеющие более бедный по составу инвентарь, с меньшим ассортиментом тех же предметов, что и в могилах уровня 2а. Это следующие захоронения:
— погребение 3 могильника Сопино — с фибулой, зеркалом, пряжками, браслетами, янтарными, стеклянными, хрустальными бусами (рис. 2);
— погребение 1 могильника Городской — с фибулой, серьгами, бусами из стекла, янтаря, сердолика и хрусталя;
— погребение 5могильника Ясеновая Поляна — с фибулой, двумя хрустальными и одной янтарной бусиной, пряжками, зеркалом, браслетами (рис. 3);
— погребение 3.1936 г. могильника Пашковский-1 — с височным кольцом, антропоморфной фигуркой-амулетом, браслетами, янтарными и стеклянными бусами;
— погребение 2.1948 г. могильника Пашковский-1 — с фибулой, гривной, пряжкой, браслетами, бусами из хрусталя, янтаря, сердолика, стекла;
— погребение 5.1948 г. могильника Пашковский-1 — с браслетами, с бусами; в приношении — фибула, листовидная привеска, хрустальные, янтарные, стеклянные бусы;
— погребение 7.1948 г. могильника Пашковский-1 — с зеркалом, цепочкой, браслетом;
— погребение 12.1948 г. могильника Павшковский-1 — с фрагментом фибулы, браслетами, колокольчиком-подвеской, янтарными и стеклянными бусами;
— погребение 13.1948 г. могильника Пашковский-1 — с пряжкой, браслетами, бусами из хрусталя, янтаря, стекла;
— погребение 14.1948 г. могильника Пашковский-1 — с фибулой, коробочкой-буллой с цепочкой, браслетами, пряжкой, зеркалом, двумя стеклянными бусинами;
— погребение 10.1949 г. могильника Пашковский-1 — с гривной, браслетом;
— погребение 11.1949 г. могильника Пашковский-1 — с фибулой, с цепочкой, браслетами, пряжками, двумя янтарными бусинами;
— разрушенное погребение у хутора Ленина — с серьгами, с многочисленными стеклянными бусами.
Наконец, рассмотрим последний, третий уровень, который соответствует группе «А» Р. Кристляйна.
— Уровень 3 — включает в себя хронологически трудно выделяемые погребе-
Рис. 2. Сопино, погребение 3 (по: Н.В. Анфимову, 1958)
ния без металлических элементов костюма, как на костяке, так и в приношениях. Им в целом соответствуют столь же трудно определимые мужские погребения без ножей и элементов поясной гарнитуры.
К этому уровню может быть пока отнесено лишь погребение 3.1948г. Пашковского могильника-1. Это детское захоронение, в погребальном инвентаре которого было только шестнадцать разнообразных бус из стекла и янтаря.
Итак, изучение женских погребений протоадыгского населения эпохи Великого переселения народов, обнаруженных на территории Западного Предкавказья, то есть в бассейне Нижней и Средней Кубани и на Черноморском побережье Северного Кавказа (в первую очередь — это некрополи Пашковский-1 и Сопино6) показало, что по степени богатства инвентаря они надежно не расчленяются.
Практически все изученные женские погребения содержат тот или иной набор предметов из бронзы или серебра, чаще всего включающий: фибулы, браслеты, пряжки, гривны, серьги, туалетные наборы, коробочки-буллы (Пашков-ский-1, погр. 2.1936, 3.1936, 2.1948, 5.1948, 7.1948, 12.1948, 13.1948, 14.1948, 15.1948, 1.1949, 4.1949, 5.1949, 10.1949, 11.1949; Сопино, погр. 3; Городской, погр. 1). Обычно в «варварской» Европе такого рода погребения с массивными украшениями из недорогих цветных металлов принято относить к «среднему классу»7, то есть ко 2-му уровню.
Некоторые погребения могильника Пашковский-1 содержали несколько предметов из серебра: двупластинчатые фибулы германской традиции (погр. 5.1949 г.), дуговидные фибулы (погр. 1.1949 г., 5.1949 г.), массивные гривны (погр. 1.1949 г., 5.1949 г.), калачевидные серьги (погр. 5.1949 г.), пряжки (погр. 5.1949 г.), браслеты (погр. 5.1949 г.). Вероятно, эти могилы с таким убором соответствуют верхней прослойке 2-го уровня («старшие» женщины семей и кланов?).
По степени богатства к ним же примыкает погребение 57 некрополя Бжид8. Эта могила, судя по характерному костюму с двупластинчатыми фибулами восточногерманской традиции, как уже говорилось выше, вероятно, принадлежит женщине, происходящей из среды готов-тетракситов Черноморского побережья Кавказа.
Женским погребениям 2-го уровня соответствуют мужские погребения с копьями и поясной гарнитурой, например, захоронение 11.1948 г. могильника Пашковский-1; Цемесская Долина, погребение 59; а также с ножами/кинжалами и поясной гарнитурой: погребения 1, 2, 6, 7 некрополя Сопино; захоронение 8 могильника Цемесская Долина. Возможно, лишь захоронение 143 некрополя Бжид, содержавшее в своем инвентаре меч без декора, серебряную гривну, браслет и портупейную гарнитуру, можно отнести к нижним стратам 1-го уровня.
К уровню 3, то есть захоронениям без металлических элементов в уборе, пока принадлежит, как уже было сказано, лишь детское погребение 3.1948 г. Пашковского могильника-1. В Западном и Центральном Предкавказье такой погребальный набор засвидетельствован только в детских могилах, при том, что в этих регионах известны детские погребения и с другим набором вещей. Возможно, к уровню 3 стоит отнести и погребения Пашковского-1 и Сопинского
Рис. 3. Ясеновая Поляна, погребение 5 (по: П.А. Дитлеру, 1961)
могильников, содержавшие только керамику или безинвентарные захоронения, но их дата, к сожалению, не всегда ясна.
Таким образом, женский убор свидетельствует, что протоадыгское население Западного Предкавказья эпохи Великого переселения народов было слабо стратифицированным по социальному признаку.
Гораздо ярче социальная иерархия проявляется в погребальном материале у алан Центрального Предкавказья, где представлены все три уровня погребений, в том числе и «княжеские», как женские, так и мужские могилы, с золотыми предметами. Наличие «княжеских» могил в Пятигорье, в долине Баксана и на Верхнем Тереке позволяет говорить о возникновении здесь центров власти, скорее всего маркирующих небольшие «варварские королевства»9.
Хорошо заметна социальная стратификация и у готов-тетракситов, оставивших некрополь Дюрсо, где также выявляются три уровня погребений, но при этом отсутствуют «княжеские» женские могилы. Видимо социальную структуру у готов-тетракситов тоже можно охарактеризовать как «варварское королевст-во»10.
В целом, однако, северокавказское население гуннского и постгуннского времени, судя по материалам женского костюма, выглядит все же социально слабо дифференцированным.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Christlein R. Besitzabstfungen zur Merowingerzeit im Spiegel reicher Grabfunde aus West- und Süddeutschland // Jahrbuch des Römisch-Germanischen Zentralmuseums Mainz. 20. 1973. S. 147-180; Bierbrauer KOstgermanischer Oberchichtgrnber der römischen Kaiserzeit und des Frühen Mittelalters // Peregrinatio Gothica. Lodz, 1989. S. 39-106; Kiss A. Die Herrscher des Karpatenbeckens im 5/6. Jahrhundert aus archäologischer Sicht //Anzeiger des Germanischen Nationalmuseums. 1987. S. 57-88; Hedeager L. Iron-Age Societies. From Tribe to State in Northern Europe, 500 BC to AD 700. Oxford-Cambridge, 1992; Pwin P. Possibilités et limites de l'interprétation sociale des cimetières mtoovingiennes //Antiquités Nationales. № 30. 1998. P. 169-184; Казанский М.М., Мастыкова А.В. Центры власти и торговые пути в Западной Алании в V—VI вв. // Материалы и исследования по археологии России. № 3 / Северный Кавказ: историко-археологические очерки и заметки. М., 2001. С. 138-161; Von Rummel P. Habitus barbarus. Kleidung und Repräsentation spätantiker Eliten im 4. und 5. Jahrhundert. Berlin-New-York, 2007; Мастыкова А.В. «Варварские королевства» эпохи Великого переселения народов у алан Центрального Предкавказья // ПИФК. XXI. 2008. С. 149-159.
2. Wolfram H. La typologie des ethnogenèses: un essai // Antiquités Nationales. 29. Р. 127-136.
3. Мастыкова А.В. Социальная иерархия женских могил северокавказского некрополя Дюрсо в V—VI вв. (по материалам костюма) // Историко-археологический альманах. № 7. Армавир-Москва, 2001. С. 59-69; она же. Костюм алан Верхней Кубани в эпоху Великого переселения народов (по материалам могильника Бай-тал-Чапкан) // XXII "Крупновские Чтения" по археологии Северного Кавказа. Ессентуки-Кисловодск, 2002. С. 87-90; она же. Гривна могильника Клин-Яр и возможности выделения привилегированных женских погребений эпохи Великого переселения народов в Центральном Предкавказье // Северный Кавказ и мир кочевников в раннем железном веке. Сборник памяти М.П. Абрамовой. Мате-
риалы и исследования по археологии России № 8. М., 2007. С. 472-490.
4. Мастыкова. Гривна могильника Клин-Яр и возможности выделения привилегированных... С. 476-479).
5. Анфимов Н.В. Отчеты Н.В. Анфимова от раскопках Краснодарского городища на Дубинке о доследовании погребений на могильнике № 4 ст. Пашковской и на Краснодарском могильнике за кожзаводами (бл. Афонского перекопа) за 1936 г. // Научный Архив ИИМК РАН. Рукописный отдел. Фонд 2. 1936 г. Дело 236; Покровский М.В. Пашковский могильник № 1 // СА. 1936. №1. С. 159-169; Смирнов К.Ф. Пашковский могильник № 1 (раскопки 1947, 1948, 1949 гг.) // Личный фонд К.Ф. Смирнова. Архив ИА РАН, б/н.; Анфимов Н.В. Отчет об археологических работах в Краснодарском крае, проведенных в 1958 г. по Открытому листу № 196, форма 1 //Архив ИАРАН. Р-1. 1958 г. № 2795; он же. Зихские памятники Черноморского побережья Кавказа // Северный Кавказ в древности и в средние века. М., 1980. С. 92-113; Дитлер П.А. Могильники в районе поселка Колосовка на реке Фарс // Сборник материалов по археологии Адыгеи. II. 1961. С. 127-187; Каминский В.Н. Погребальные комплексы из окрестностей Краснодара // СА. 1987. № 2. С. 254, 255; Пьянков А.В. Раннесредневековые находки из разрушенного могильника у хутора Хабль Абинского района Краснодарского края // Древности Кубани. Краснодар, 1998; Пьянков А.В, Строчевой А.А. Раскопки средневекового могильника Бжид 1 //Археологические раскопки на Кубани в 1989—1990 годах. Ейск, 1992; Пьянков А.В. Погребение с серебряной фибулой с антропоморфной накладкой из могильника Бжид 1 // Донская археология. № 1-2. Ростов-на-Дону, 2002. С. 73-83; Носкова Л.М. К вопросу об этническом составе Заку-банья в эпоху раннего средневековья // Материальная культура Востока. 3. М., 2002. С. 171, 172; Мастыкова. Социальная иерархия женских могил.. С. 59-69.
6. Покровский. Пашковский могильник. С. 159-169; Смирнов К.Ф. Пашковский могильник № 1 (раскопки 1947, 1948, 1949 гг.) //Личный фонд К.Ф. Смирнова. Архив ИА РАН, б/н.; Анфимов. Зихские памятники Черноморского побережья.. С. 92-113.
7. Christlein. Besitzabstfungen zur Merowingerzeit ... S. 147-180; Bierbrauer. Ostgermanischer Oberchichtgräber ....S. 39-106.
8. Пьянков. Погребение с серебряной фибулой. С. 73-83.
9. Казанский, Мастыкова. Ук. соч. С. 138-161; Мастыкова. Костюм алан Верхней Кубани. С. 87-90; Мастыкова. Гривна могильника Клин-Яр. С. 472-490; она же. «Варварские королевства» эпохи Великого переселения народов.. С. 149-159.
10. Мастыкова. Социальная иерархия женских могил. С. 59-69.
11. Анфимов. Отчеты Н.В. Анфимова...
12. Анфимов Н.В. Отчет об археологических работах в Краснодарском крае, проведенных в 1958 г. по Открытому листу № 196, форма 1 // Архив ИА РАН. Р-1. 1958 г. № 2795.
13. Дитлер. Могильники в районе поселка Колосовка. С. 127-187.
SOCIAL HIERARCHY OF A FEMALE SUIT OF THE PRE-ADYGEI POPULATION OF THE WESTERN PREDKAUKAZIE DURING THE GREAT PEOPLES RESETTLEMENT EPOCH
A.V. Mastykova
The work presents an attempt to set the hierarchy of a female suit during (Hun's time: AD 360/370 — 470/480 and Posthun's period: AD 430/470 — 530/570) basing on the development offered for other regions of Europe. When classifying a female suit on a wealth level, first of all, there has been taken into account presence or absence in burials (as for a suit and gifts) of metal subjects of attire. There have been considered materials of burial grounds in Pashkovsky-1, Sopino, Yaseneva Polyana etc. Studying female attire shows, that the Protoadygei population of the Western Ciscaucasia of the Great peoples resettlement was poorly stratified on a social aspect.
Keywords: archaeology, West Predkaukazie, pre-Adygs.