УДК 316
Шкель Алексей Владимирович Alexey Shkel
СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА СОВРЕМЕННЫХ АБИТУРИЕНТОВ И ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
SOCIAL GROUP OF MODERN ENTRANTS AND THE PROBLEM OF PERSONAL IDENTITY
Предложено авторское уточнение понятия «абитуриент». Установлено, что социальная группа абитуриентов обладает двумя определяющими формальными признаками: сходством интересов и временным взаимодействием, что позволило типо-логизировать ее как диффузную группу. Выявлена обусловленность социальной принадлежности абитуриента. Показано, что в характеристиках статуса молодых абитуриентов доминируют приписываемые, а не достигаемые атрибуты. Установлены доминирующие личностные идентичности абитуриентов, показано, что только около четверти из них имеют статус сформированной профессиональной идентичности
Ключевые слова: абитуриент, социальная группа, типология, стратегия послешкольного поведения, личностная идентичность, профессиональная идентичность
Author's clarification of the notion of «entrant» is suggested. It is established that any social group of students has two defining formal features: similarity of interests and temporal interaction, which allow classifying it as a diffuse group. The conditionally of social facilities of an applicant is identified. It is shown that in the characteristics of young entrants' status not achieved but prescribed attributes dominate. The dominant personal identitities of applicants are pointed out. It is shown that only about a quarter of them has the status of a formed professional identity
Key words: applicant, social group, typology, strategy of post-secondary behaviour, personal identity, professional identity
Люди в ходе своей практической деятельности объединяются в разные виды социальных общностей. В обществе постоянно существует цепочка социальных групп молодежи в сфере образования (выпускник общеобразовательной школы — абитуриент — студент), всегда представляющая научный интерес и привлекающая внимание исследователей различных специальностей, в том числе и социологов. Каждая из названных социальных групп существует и функционирует отдельно и в то же время каждая предыдущая является основой, на которой
происходит развитие следующей. Наименее научно исследована социальная группа абитуриентов. С этим связано многообразие методологических подходов к анализу абитуриентов как социальной группы, а также трактовок самого понятия «абитуриент» (от обывательских до словарных и энциклопедических).
Чаще всего под словом «абитуриент» понимается человек, который в образовательном пространстве находится в промежуточном положении, т.е. он ещё не завершил образовательный процесс в сред-
ней школе (ему предстоит для этого сдать заключительные экзамены) и при этом ещё не стал студентом, так как намеревается после окончания школы и получения аттестата о среднем образовании проходить конкурсный отбор в выбранное им высшее учебное заведение. По сути дела, абитуриентом считается тот, кто собирается уходить из одного учебного заведения (средней школы) в другое (вуз или ссуз).
Абитуриент (лат. аЬИипеш (аШи-пепйз) — собирающийся уходить или от лат. аЬИигаз — тот, кто должен уйти) — в большинстве стран лицо, заканчивающее среднее учебное заведение (держащее выпускные испытания, получивший абитур (аттестат зрелости). В СССР с 1950-х гг. (а затем и на постсоветском пространстве) этот термин получил несколько другое значение — это лицо, поступающее в среднее специальное или высшее учебное заведение.
Не изменяя сути приведенных определений, нами в свете современных новаций, связанных с процедурой поступления в профессиональные учебные заведения, предлагается уточненное понятие «абитуриент».
Абитуриент — это гражданин, завершивший обучение по общеобразовательной программе с получением соответствующего документа, выявивший намерение продолжить профессиональное образование и подавший необходимые документы в профессиональное учебное заведение для участия в конкурсном отборе с целью последующего обучения по профессиональной программе.
Таким образом, абитуриент, как субъект образовательного пространства является переходным звеном между общеобразовательной школой и профессиональным учебным заведением. Он является носителем определенного информационного ресурса, определенных нравственных и духовных качеств. Формирование личности не является следствием лишь школьного обучения и воспитания, оно зависит от генетических предпосылок и воздействия дошкольного времени, воспитания в семье, воздействия окружающих, произвольного
и непроизвольного влияния средств массовой информации, а также самовоспитания, стимулируемого появлением у человека определенного плана на будущее, известного жизненного идеала.
Основополагающие идеи определяются условиями жизни; потребностями, задачами, стоящими перед современным развивающимся обществом и личностью; ныне существующими обобщенными представлениями о полноценной жизнедеятельности современного российского гражданина и о необходимом для этого его духовном и материальном потенциале; состоянием и реальными возможностями системы народного образования, образовательного учреждения и общества в целом.
На современном этапе развития российского общества особую актуа-льность и социальную остроту приобретают проблемы регулирования трудового поведения молодежи, которая вынуждена адаптироваться к сложившимся социально-экономическим условиям, характеризующимся нестабильностью, противоречивостью, социальной напряженностью, неопределенностью и, в целом, рискогенностью. Названные социальные факторы вкупе ставят абитуриентов перед выбором единственной специальности и вуза, где с тем или иным результатом пройдут лучшие годы его жизни, во многом сложится будущность и судьба.
Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе. В среде молодежи всегда выделяется особая социальная группа, именуемая абитуриентами.
Попытаемся определить место социальной группы «абитуриенты» в социальной структуре общества. Общество — чрезвычайно сложное образование, включающее множество качественно различных социальных подсистем со своими системообра-
зующими элементами и специфическими интегральными свойствами. Основными из них являются:
а) социальные группы и общности, в основе которых лежат социальные отношения;
б) социальные институты и организации, в основе которых лежат институциональные и организационные связи;
в) социальные нормы и ценности, в основе которых лежат связи социального контроля.
Важнейшими элементами социальной структуры общества являются социальные общности и социальные группы. Это своего рода «связки» людей, соединения индивидов в относительно стабильные взаимоотношения, обусловленные наличием общей цели и существующие достаточно долго во времени.
Свойства социальных общностей:
1) наличие общей цели деятельности или совпадение целей людей, составляющих общность;
2) наличие единых, разделяемых всеми участниками общности, правил, норм;
3) солидарные социальные взаимодействия партнеров, обусловленные наличием совпадающих целей и единых норм.
В зависимости от различных критериев типологизации социальных об-щностей выделяются их следующие виды [1].
1. В зависимости от уровня солидарности:
1) множества, в которых воплощается мнимая солидарность (при отсутствии взаимных социальных действий имеются совпадающие цели, интересы и т.п.).
Формы множеств:
а) категории (статистические совокупности индивидов, имеющих сходные социальные признаки): студенты, подростки, женщины, «новые русские» и т.д.;
б) агрегации ( объединения людей, пространственно находящихся в одном месте): пассажиры одного поезда, посетители одного супермаркета и т.д.;
в) массы (характеризуются сходными ( однородными), но не социальными действиями): люди, спасающиеся бегством от
реальной или вымышленной угрозы (сходное действие — паника); люди, стремящиеся носить одинаковую одежду (сходное действие — следование моде) и т.д.;
2) контактные общности, в которых воплощается реальная, но, как правило, кратковременная солидарность. Их формы:
а) аудитории — одноразовые, относительно кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов) взаимодействия лектора (певца, актера и т.п.) и слушателей;
б) толпы — общности людей, объединенных сиюминутным настоящим ( разновидности толп: случайная (зеваки на пожаре), обусловленная (очередь за билетами), действующая (мятежники));
в) социальные круги — общности людей одного социального положения, собравшихся вместе для удовлетворения своих социальных потребностей ( в общении, заботе о других, признании, престиже и т.п.) : встреча друзей, конференция ученых, школьный бал и т.д. (социальные круги нередко становятся основой для формирования групповых общностей);
3) групповые общности, в которых воплощается институционализированная (долговременная, ус-тойчивая, определяемая нормами, обычаями и т.п.) солидарность.
По численности:
1) диады (взаимодействие двух человек);
2) малые общности (включают от трех до нескольких десятков человек);
3) большие общности (от сотен до тысяч человек);
4) суперобщности (включают десятки тысяч и миллионы человек);
5) все мировое сообщество.
3. По времени существования:
1) кратковременные (существуют от нескольких минут до нескольких часов: аудитория конкретного мероприятия, пассажиры междугороднего автобуса);
2) длительные (существуют от нескольких дней до нескольких лет: коллективы предприятий, воинские подразделения);
3) долговременные (существуют от нескольких десятилетий до веков и тысячелетий: территориальные, этнические общности, нации).
4. По плотности связей между индивидами:
1) тесно сплоченные (организации);
2) аморфные образования (болельщики футбольного клуба, любители пива).
5. По базовому системообразующему признаку:
1) территориальные (да-льневосточная общность);
2) этнические (русские);
3) демографические (молодежь, женщины);
4) культурные (субкультурные) и т.д.
Согласно приведенной типологии общностей и в соответствии с приведенными критериями типологизации абитуриентов, мы относим:
— по уровню солидарности — к множеству и одной из его форм — категории;
— по численности — к большим общностям;
— по времени существования — к длительным;
— по плотности связей между индивидами — к аморфным образованиям;
— по базовому системообразующему признаку — к демографическим.
Понятие «социальные группы» используется тогда, когда внутри общества необходимо выделить подсистему, представляющую собой более или менее многочисленную совокупность взаимодействующих людей, осуществляющих совместную деятельность ради реализации определённых личных, коллективных и общественных интересов и целей.
Социальная группа представляет собой совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих между собой и имеющих общие интересы, определяющих себя как члены одной группы. Социальные группы выделяются из социального целого на основе определенных признаков: характера выполняемой деятельности, социальной принадлежности, структуры, уровня развития и т.д.
Социальная группа абитуриентов обладает двумя определяющими фо-рмаль-ными признаками: сходством интересов и временным взаимодействием. По типологии социальных групп [2] такие объединения людей называются диффузными группами.
Под термином «диффузная» понимается [3] рассеянная, распределенная группа, имеющая общие социально-психологические признаки, основными среди которых являются следующие:
— «размытые», т.е. нечетко очерченные границы; ее составляет неопределенная совокупность людей;
— слабая взаимосвязь и лишь эпизодическое взаимодействие; для диффузной группы характерны, во-первых, локальные связи, а во-вторых, опосредованные связи через интересующие информационные источники, отдельных представителей интересуемого социального объекта или через причастность к его действиям;
— высокая динамичность, изменчивость, т.е. состав диффузной группы легко может меняться: люди могут выходить и входить в нее без затруднений, поэтому она относится к числу открытых и высокомобильных групп;
— низкая интегрированность, слабая сплоченность; однако это может не относиться к отдельным локальным ее частям.
Таким образом, большая диффузная группа — это многочисленная, но нечетко определенная по составу, высокодинамичная и низкоинтегрированная совокупность людей, лишь локально и опосредствованно связанных друг с другом.
Получить исчерпывающие характеристики исследуемой социальной группы «абитуриенты» достаточно сложно, поскольку она формируется из разных слоев общества и социальные характеристики абитуриентов весьма неоднородны. Абитуриенты представлены разными возрастными (16 лет и выше) , профессиональными, этническими, поселенческими и прочими группами.
Социальная принадлежность абитуриента обуславливается социальным слоем, к которому принадлежат его родители.
Исследователи Фонда «Общественное мнение» в 2008 г. ознакомили общественность с образовательными планами различных групп молодежи [4]. Как выяснилось, планы подрастающего поколения в отношении образования тесно связаны с ситуацией социального расслоения в нашем обществе. Так, по данным опроса молодежи 16... 2 5 лет (1500 чел.), обнаружился существенный разрыв в приоритетах по отношению к высшему образованию между высоко- и низкоресурсными группами молодежи.
Стартовые позиции молодёжи и выбор стратегий послешкольного поведения во многом определяются уровнем предписанного социального статуса [5], накопленным информационным ресурсом абитуриентов и практически полностью предопределены социальным статусом и материальным положением родителей, т.е. в характеристиках статуса юношей и девушек доминируют приписываемые, а не достигаемые атрибуты.
Родители, имеющие высшее образование, не мыслят, чтобы образовательный статус ребёнка был ниже, чем у родителей. Родители, не имеющие высшего образования, желают, чтобы дети получили: это позволит им достичь более высоких позиций. Ими получение высшего образования рассматривается как единственный канал социальной мобильности, дальнейшего трудоустройства и социальной защиты. Эта группа обычно сильно мотивирована на поступление. Ее представителям свойственно или четкое представление о сфере своих профессиональных ( образовательных) интересов, или ярко выраженное желание «вырваться» [6].
Следует отметить, что для представителей низкостатусных групп (особенно для тех, чей статус снизился в последнее десятилетие ), жителей небольших городов и сельских поселений проблема доступа их детей к получению высшего образования является одной из самых болезненных. Они не обладают ни материальными ресурсами, ни связями, поэтому их детям, в случае если им так и не удалось поступить в вуз, грозит значительное сужение социальных горизонтов.
Также существуют слои населения, обычно принадлежащие к низшим социальным стратам, в чьих представлениях ценности высшего образования минимизированы: они уверены, что жизнь их детей удачно сложится и без высшего образования.
Сказанное очень тесно связано с проблемой доступности высшего профессионального образования, которая может иметь целый ряд измерений:
— мотивационное, предполагающее анализ связи доступности получения высшего профессионального образования с личностной мотивацией на его получение;
— этическое, раскрывающее содержание понятия «социальная справедливость»;
— содержательно-образовательное, предполагающее анализ современных критериев определения качества получаемого высшего образования и параметров доступности высшего профессионального образования высокого и низкого качества;
— социально-экономическое и территориальное.
Доступ к получению высшего образования становится знаком первого успеха на индивидуальном жизненном пути молодого человека. Этот период в жизни каждого юноши и девушки — период осмысления настоящего статуса и конструирования будущего как самими молодыми людьми, так и их родителями. При этом проблема получения профессионального образования выходит на первый план. На принципиальное решение поступать или не поступать в вуз влияют три фактора [7]:
1) рассматривается ли высшее образование как условие сохранения или повышения имеющегося статуса, т.е. входит ли оно в число статусных потребностей;
2) является ли высшее образование способом удовлетворения каких-либо других статусных потребностей, например, достижение высокого материального достатка, профессиональной карьеры;
3) входит ли высшее образование в ценностную структуру личности, и в какой степени оно связано со стремлением к самореализации и духовному росту.
Рассмотрим высшее образование в структуре личностных идентичностей молодежи.
В исследованиях проблем стратификации всегда возникает вопрос о том, насколько человек идентифицирует себя со своим статусом. В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и формирования социального статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем, в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Это связано с тем, что период активной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи наблюдается удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира. Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личности.
Одним из самых признанных исследователей юношеского возраста в зарубежной психологии принято считать Э. Эрик-сона. Основное понятие, ра-зработанное автором, — это понятие идентичности. Оно обозначает твердо ус-военный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру. Под идентичностью также понимают принадлежность к определенной социальной группе. Можно сказать, что это чувство владения собственным «Я» относительно социума.
Согласно Э. Эриксону, человек на протяжении жизни переживает ряд психосоциальных кризисов. По Э. Эриксону [8], юношеский возраст строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии ин-дивидуально-лич-ностных выборов, идентификаторов и самоопределений. В этот период молодой человек колеблется между положительным полюсом идентификации («Я») и отрицательным полюсом путаницы ролей. При удачном протекании кризиса у юношей и девушек формируется чувство идентичности, при неблагоприятном спутанная идентичность, сопряженная с мучительными сомнениями относительно себя, своего места в обществе, с неяс-
о /По
ностью жизненной перспективы. С одной стороны, молодому человеку необходимо определить границы своих реальных возможностей, понять, на что он способен, утвердить себя в обществе. С другой, — в это же время ему необходимо сформировать максимально достоверное представление о окружающим мире, систематизировать ценностные ориентации, политические, нравственные, эстетические воззрения. Жизнь ставит молодого человека перед необходимостью при-нятия ряда важнейших решений в условиях дефицита жизненного опыта [9].
Э. Эриксон считает задачу формирования идентичности главным барьером, который юноши и девушки должны преодолеть, чтобы совершить успешный переход к взрослости. В современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации, и соответственно другими стали критерии её социальной зрелости.
Среди абитуриентов доминирующими являются две идентичности: «семья» и «друзья». Спектр идентификационных характеристик, формирующийся под влиянием друзей, достаточно широк: «те, кто делает свою судьбу», «люди моего двора», «те, кто рассчитывает много достичь в жизни», «важен диплом, а не получаемая профессия». Под влиянием семьи многие абитуриенты идентифицируют себя с теми, «для кого обязательно получить высшее образование», т.е. они связывает высшее образование с пер-
спективами успешной профессиональной карьеры. Можно предположить, что образовательные установки родителей наиболее эффективно транслируются именно в этих семьях. Ослабление образовательных иден-тичностей у детей чаще всего происходит в том случае, если хотя бы один из родителей был вынужден сменить свою работу на менее квалифицированную, не связанную с полученным образованием.
Большинство абитуриентов рассматривают решение о получении высшего образования как момент профессионального самоопределения. Поиск профессии — важнейшая проблема юности. Примечательно, что для 41 % абитуриентов ведущим мотивом выбора конкретного вуза стало наличие в нем подготовки по интересующей специальности. Только 8 % ребят согласились с тем, что вуз должен давать образование, а не профессию ( см. цитируемую работу Е. Лукьяновой).
В то же время ряд авторов [10] в своих исследованиях установили, что только 25 % респондентов имеют статус сформированной профессиональной идентичности на момент подачи заявлений в вузы. В ходе интервьюированной беседы 53,1 % абитуриентов, имеющих статус моратория (тер-
ЭГ"\ о о
. Эриксона, означающий кризисный период между юностью и взрослостью) , и 12,5 % обладающих статусом смешанной идентичности говорят, что им пока не ясны их профессиональные планы. Их мотивация профессионального развития скорее связана с тем, чтобы поступить хоть куда-нибудь, чем получить профессиональные знания и развиваться как профессионал ( 78 % респондентов) . В целом, заключает автор, можно говорить о том, что 16, 7 % абитуриентов, собирающихся поступать в вуз, обладают либо несформированным, либо навязанным статусом профессиональной идентичности, что является неадекватным для абитуриента.
Резюмируя сказанное, можно сделать следующие выводы.
1. Абитуриент, как субъект образовательного пространства, является переходным звеном между общеобразовательной школой и профессиональным учебным заведением; социальная группа абитуриентов обладает двумя определяющими формальными признаками: сходство интересов и временные взаимодействия. По типологии социальных групп такие объединения людей называются диффузными группами, которые характеризуются неопределенной совокупностью людей с нечетко очерченными границами, изменчивостью и высокой динамичностью состава, слабой взаимосвязью и лишь эпизодическим взаимодействием, низкой интегрированностью и слабой сплоченностью.
2. Абитуриенту как индивидууму свойственно еще до конца не сформированное чувство идентичности, сопряженное с сомнениями относительно себя, своего места в обществе, неясностью жизненной перспективы. Противоборство между двумя доминирующими идентичностями («семья» и «друзья») часто приводит к ослаблению образовательных идентичностей, только 25 % абитуриентов имеют статус сформированной профессиональной идентичности на момент подачи заявлений в вузы. В то же время реалии жизни ставят молодого человека перед необходимостью принятия ряда важнейших решений в условиях дефицита жизненного опыта.
3. Стартовые позиции молодёжи и выбор стратегий послешкольного поведения во многом определяются уровнем предписанного социального ста-туса, накопленным информационным ресурсом абитуриентов и практически полностью предопределены социальным статусом и материальным положением родителей, т.е. в характеристиках статуса юношей и девушек доминируют приписываемые, а не достигаемые атрибуты.
Литература
1. Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. Целевые общности (социальные организации). М.: Моск. псих.-соц. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2000.
2. Социология. Основы общей теории / Г. В. Осипов, Л.Н. Москвичев, А. В. Кабыща и др. М.: Аспект Пресс 2008. 461 с.
3. Дилигенский Г.Г. Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 196-205.
4. URL: sociocom/2008/06/10/vyisshee-obra-zovanie-vazhnost-i-vozmozhnosti/ (дата обращения 07. 01. 2013).
5. Фролов С.С. Социология. 3-е изд., доп. М.: Гардарики, 2000.
6. Бочарова О. Высшее образование в России: вертикальная мобильность и социальная защита. «Отечественные записки». 2002, № 1.
7. Лукьянова Е. Высшее образование в системе социальной стратификации: опыт пилотажного исследования. URL: http://region.3ebra.com/ resources/books/drug/drug8/ (дата обращения 09.10.2012).
8. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. М.: Изд-во Флинта, 2006. 342 с.
9. Никольский Д. Социология молодежи. М.: Феникс, 2002.
10. Азбель А.Н. Профессиональная идентичность абитуриентов. URL: http://www/ipras.ru-/ cntnt/rus/novosti/konferenci/n2726.html/
References
1. Novikova S.S. Sotsiologiya: istoriya, osnovy, institutsionalizatsiya v Rossii. Tselevye obshhnosti (sotsialnye organizatsii). Sociology: history, basis, institutionalization in Russia. Target groups (social organization). M: Mosk. psikh.-sots. in-t; Voronezh: MODEK, 2000.
2. Sotsiologiya. Osnovy obshhey teorii (Sociology. Fundamentals of general theory). G.V. Osipov, L.N. Moskvichev, A.V. Kabyshha i dr. M.: Aspekt Press 2008. 461 p.
3. Diligensky G.G. Metodologicheskie problemy sotsialnoy psihologii. (Methodological problems of social psychology) Moscow: Nauka, 1975. P. 196-205.
4. Available at: sociocom/2008/06/10/vyisshee-obrazovanie-vazhnost-i-vozmozhnosti/ (data obrash-heniya 07. 01. 2013).
5. Frolov S.S. Sotsiologiya. (Sociology). 3-e izd. M.: Gardariki, 2000.
6. Bocharova O. Vysshee obrazovanie v Ros-sii: vertikalnaya mobilnost i sotsialnaya zashhita. «Otechestvennye zapiski». (Higher education in Russia: vertical mobility and social protection. Otechestvennye Zapiski).2002, no 1.
7. Lukiyanova E. Vysshee obrazovanie v sisteme sotsialnoy stratifikatsii: opyt pilotazhnogo issledo-vaniya. (Higher education system of social stratification: experience of pilot study). Available at: http:// region.3ebra.com/resources/books/drug/drug8/ (date of access 09.10.2012).
8. Erikson Ye. Identichnost: yunost i krizis. (Identity: youth and crisis). Transl. from English. M.: Izd-vo Flinta, 2006. 342 p.
9. Nicholas D. Sociologiya molodezhi. (Sociology of youth). Moscow: Phoenix, 2002.
10. Azbel A.N. Professionalnaya identichnost abiturientov. (Professional identity of applicants). Available at: http://www/ipras.ru-/cntnt/rus/novos-ti/konferenci/n2726.html/
Коротко об авторе _
Шкель А.В., аспирант, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия
Научные интересы: образование молодежи, профессиональная карьера
_ Briefly about the author
A. Shkel, postgraduate student, Transbaikal State University, Chita, Russia
Scientific interests: youth education, professional career