Научная статья на тему 'Особенности становления системы ценностей юношества'

Особенности становления системы ценностей юношества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
VALUE SYSTEM / STATUS OF IDENTITY / CRITERIA FOR ASSESSING IDENTITY / PERSONAL IDENTITY / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / СТАТУС ИДЕНТИЧНОСТИ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИДЕНТИЧНОСТИ / ЛИЧНОСТНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петронюк И.С.

В статье автор рассматривает вопросы становления системы ценностей юношества, приводит характеристики статусов личностной идентичности и несколько основных критериев, каждый из них, предлагается использовать методики в широкой педагогической практике, в том числе, для планирования бесед с целью определения психологических затруднений, связанных с определением приоритетов в личностных, профессиональных и социальных ориентациях. Выделяются авторские подходы к определению статусной идентичности молодых людей, выступающие в том числе и как стадии развития идентичности. Рассматриваются различные подходы к определению условий для формирования юношеской идентичности. Автором предлагается проводить диагностику статусов идентичности в форме интервью, составленного на основе методики Дж. Марсия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF THE SYSTEM OF VALUES OF YOUTH

In the article, the author examines how the system of values of youth forms and gives characteristics of the status of personal identity and several basic criteria, each of them. It is proposed to use methods in a wide pedagogical practice, including planning conversations to determine the psychological difficulties associated with determining priorities in personal, professional and social orientations. The author’s approaches to the determination of the status identity of young people are distinguished, which are also stages of development of an identity of a person. Different approaches to determining the conditions for the formation of youthful identity are considered. The author proposes to diagnose the status of identity in the form of an interview, based on the technique of J. Marcia.

Текст научной работы на тему «Особенности становления системы ценностей юношества»

3. Прокопьева С.И., Парникова Г.М. Особенности и трудности студентов технических специальностей при обучении иностранному языку в неязыковом вузе (на примере Республики Саха (Якутия)). Мир науки, культуры, образования. 2017; 2 (63): 114 - 116.

4. Пеунова Е.В. О результативности работы со студентами, начинающими изучение иностранного языка «с нуля». Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018; Т. 7; № 1(11): 167 - 170.

5. Erasmus + прикладной бакалавриат Портал Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Available at: https://www.s-vfu.ru/universitet/ rukovodstvo-i-struktura/instituty/iti/erasmus_all/

References

1. Korotaeva E.V. Ob ispol'zovanii rolevyh igr v uchebnom processe pri obuchenii inostrannomu yazyku. Pedagogicheskoe obrazovanie. 2007; 1: 73 - 81.

2. Parnikova G.M., Ancupova S.G., Androsova F.S. Sohranenie identichnosti korennyh narodov Respubliki Saha (Yakutiya) v usloviyah promyshlennogo osvoeniya Arktiki i Krajnego Severa. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 4 (71): 82 - 83.

3. Prokop'eva S.I., Parnikova G.M. Osobennosti i trudnosti studentov tehnicheskih special'nostej pri obuchenii inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze (na primere Respubliki Saha (Yakutiya)). Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 2 (63): 114 - 116.

4. Peunova E.V. O rezul'tativnosti raboty so studentami, nachinayuschimi izuchenie inostrannogo yazyka «s nulya». Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. 2018; T. 7; № 1(11): 167 - 170.

5. Erasmus + prikladnoj bakalavriat. Portal Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta imeni M.K. Ammosova. Available at: https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/instituty/iti/erasmus_all/

Статья поступила в редакцию 27.03.19

УДК 374

Petronuk I.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Institute for Continuing Adult Education (St. Petersburg, Russia), E-mail: pis25@mail.ru

FEATURES OF FORMATION OF THE SYSTEM OF VALUES OF YOUTH. In the article, the author examines how the system of values of youth forms and gives characteristics of the status of personal identity and several basic criteria, each of them. It is proposed to use methods in a wide pedagogical practice, including planning conversations to determine the psychological difficulties associated with determining priorities in personal, professional and social orientations. The author's approaches to the determination of the status identity of young people are distinguished, which are also stages of development of an identity of a person. Different approaches to determining the conditions for the formation of youthful identity are considered. The author proposes to diagnose the status of identity in the form of an interview, based on the technique of J. Marcia.

Key words: value system, status of identity, criteria for assessing identity, personal identity.

И.С. Петронюк, канд. пед. наук, доц. каф. психологии и дефектологии, ФГБОУ «Институт непрерывного образования взрослых»,

г. Санкт-Петербург, E-mail: pis25@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ЮНОШЕСТВА

В статье автор рассматривает вопросы становления системы ценностей юношества, приводит характеристики статусов личностной идентичности и несколько основных критериев, каждый из них, предлагается использовать методики в широкой педагогической практике, в том числе, для планирования бесед с целью определения психологических затруднений, связанных с определением приоритетов в личностных, профессиональных и социальных ори-ентациях. Выделяются авторские подходы к определению статусной идентичности молодых людей, выступающие в том числе и как стадии развития идентичности. Рассматриваются различные подходы к определению условий для формирования юношеской идентичности. Автором предлагается проводить диагностику статусов идентичности в форме интервью, составленного на основе методики Дж. Марсия.

Ключевые слова: система ценностей, статус идентичности, критерии оценки идентичности, личностная идентичность.

Общество стремительно меняется. Социальные изменения значительно ускоряются. Интенсивность информационных потоков всё больше затрудняет ориентацию в нарастающем потоке информации. Параметры внешних условий находятся в постоянной динамике. Нестабильность окружающей среды воспринимается как необходимое условие развития. Существующий кризис духовных и нравственных ценностей, отсутствие основополагающих социальных ориентиров усугубляет проблему поиска смысла жизни и затрудняет развитие личностной идентичности взрослеющего человека. Обретение своего места в обществе и становление целостного мировоззрения невозможно без развития способности осуществлять выбор жизненных ценностей и на их основе самостоятельно строить свою собственную жизнь, обретения внутренней целостности и адекватной позиции в обществе. В связи с этим проблема личностной идентичности имеет важное педагогическое значение.

В научной литературе описаны методики изучения ценностных ориентаций, но описания психодиагностических методов и методик для определения личностной или социальной идентичности практически отсутствуют Многолетние исследование процесса становления системы ценностей у юношества позволило создать анкету, анализ ответов на которую, позволяет получить представление о статусе идентичности респондентов. В анкетировании приняли участие более 400 молодых людей, из них: 30% - старшеклассники, 30% - студенты профессиональных колледжей, 40% - студенты-первокурсники высших учебных заведений и курсанты высших военных учебных заведений.

Период взросления неразрывно связан с поиском личностной идентичности, которая выступает как сложный феномен, охватывающий различные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и социогенетиче-ские основания. Идентичность означает осознание человеком тождественности самому себе, непрерывности во времени собственной личности и связанное с этим ощущение, что другие также признают это [1]. Идентичность - это также чувство непрерывности своего бытия как сущности, отличной от всех других [2]. Старший школьник находится на пороге вступления в самостоятельную трудовую жизнь. Перед ним встают фундаментальные задачи социального и личностного самоопределения. Переход от старшего подросткового к юношескому возрасту связан с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что

устремленность в будущее становится основной тенденцией личности. В центре внимания, интересов, планов старшеклассников находится проблема выбора профессии и дальнейшего жизненного пути. Юноша (девушка) стремится занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т. е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.

Наиболее полное толкование понятия предложил Э. Эриксон, который описал идентичность как итоговое, интегрирующее свойство личности, формирование которого продолжается на протяжении всей жизни и проходит ряд стадий. На каждом этапе жизни новые элементы должны быть интегрированы в имеющуюся структуру, а старые и отжившие - реинтегрированы или отброшены. Развитие идентичности нелинейно, оно проходит через так называемые кризисы идентичности - периоды, когда возникает конфликт между сложившейся к данному моменту конфигурацией элементов идентичности с соответствующим ей способом вписывания себя в окружающий мир и изменившейся биологической или социальной нишей существования индивида. Для выхода из кризиса, индивид должен приложить определенные усилия, с тем, чтобы найти и принять новые ценности и виды деятельности. Согласно Э. Эриксону, в течение жизни человек проходит восемь нормативных кризисов. Ключевым решением четвертого кризиса возрастного развития (соответствующего раннему юношескому возрасту -16-19 лет) является сформированное чувство идентичности либо «путаница ролей» - диффузная идентичность.

Н.В. Антонова формулирует теоретические положения Э. Эриксона относительно формы существования и содержания идентичности, представляя идентичность как «некую структуру, состоящую из определенных элементов, переживаемая субъективно как чувство тождественности и непрерывности собственной личности при восприятии других людей признающими эти тождество и непрерывность. Чувство идентичности сопровождается ощущением целенаправленности и осмысленности собственной жизни и уверенности во внешнем одобрении» [3, с. 132]. Таким образом, идентичность возможно рассматривать как конфигурацию многокомпонентной системы внутренней тождественности личности самой себе.

Поиск своего места в жизни является важной темой психологического саморазвития индивида и включает достижение статуса идентичности, что тесно

связано с процессом социализации личности, поскольку «прочное внутреннее ощущение своей идентичности - признак окончания отрочества и условие последующего формирования взрослого индивида»[1, с. 98]. А.В. Толстых указывает, что «переход к решению собственно взрослых задач возможно только на базе сформировавшейся психосоциальной идентичности» [1, с. 12]. Отметим, что условия социализации оказывает определенное воздействие на этот процесс и находит свое отражение в структуре идентичности.

Тем не менее, многие авторы отмечают трудности, возникающие в процессе операционализации понятия идентичность в связи с отсутствием эмпирических работ Э. Эриксона. Поэтому наибольшее практическое применение находит статусная модель идентичности, предложенная Дж. Марсиа, который определил идентичность как «структуру эго - внутреннюю самосоздающуюся, динамическую организацию потребностей, способностей, убеждений и индивидуальной истории» [4].

Дж. Марсия выделил четыре статуса идентичности (диффузная, предрешенная, мораторий, достигнутая), которые могут также выступать и как стадии развития идентичности. Необходимым условием для формирования идентичности Дж. Марсиа считал определение индивида в трех основных сферах: профессии, религии, политики. Последние две автор относит к сфере идеологии, трактуемой как система взглядов, идей, убеждений, ценностей и установок, выражающих интересы индивида, в которой им осознаются и оцениваются отношения людей друг к другу и к действительности, социальные проблемы и конфликты; а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих общественных отношений (что соответствует современной дефиниции мировоззрения [5]). Также, важными теоретическими предпосылками в приписывании того или иного статуса идентичности личности остаются осуществление выбора в значимых сферах (и пережитый в связи с этим кризис) и принятие на себя известных обязательств. Термин «кризис» относится к тому периоду больших усилий в жизни человека, когда он раздумывает, какую выбрать карьеру и каким убеждениям и ценностям стоит следовать в жизни. Принятие обязательств предполагает принятие твердых решений относительно выбора профессии и мировоззрения, а также выработку целевых стратегий для реализации принятых решений [4]. Тем не менее, представленные положения не дают практической возможности для непосредственного создания психодиагностической методики определения статусов идентичности.

С этой целью мы используем психометрический подход, применяя принципы структурированности и формализации в создании адаптированной версии интервью, чтобы дать исследователю возможность задавать прямые вопросы по интересующей теме с учетом доступности терминов для опрашиваемых. Опубликованные исследования, в которых изучались проявления статусов идентичности, позволяют выделить несколько основных критериев каждого из них: присутствие обязательств, принятых ценностей, ролевых моделей; кризис выбора; навыки целеполагания, мотивация деятельности, самостоятельность в принятии решений и ответственность за их последствия.

При диффузной идентичности характерно отсутствие обязательств, минимум осознаваемых ценностей и ролей; отсутствие заветной мечты; отношения с родителями оцениваются как эмоционально холодные, дистанцированные; наибольшая степень конформности под влиянием группы сверстников. Предрешенный статус описывает состояние юноши (девушки) как утвердившихся в своих основных ориентациях при полном отсутствии переживаемого кризиса; отношения с родителями весьма тесные вплоть до полного руководства в ситуации принятия решений. В статусе моратория человек актуально находится в состоянии кризиса выбора между альтернативами, его предпочтения неопределенны; стремится к самостоятельному принятию решений вплоть до конфликтов со значимыми другими. Достигнутая идентичность имеет признаки пережитого кризиса и сделанного выбора относительно карьеры и мировоззрения, в связи с чем дифференцируется мотивация к изучению учебных предметов, а общее отношение к учебе более позитивно при упрочении самооценки (даже в случае негативных результатов); в отношении группы сверстников достаточно четко выделяет собственные цели в общении. Таким образом, очевидно, что идентичность в ранней юности связана с личным опытом и наиболее полно представлена статусом достигнутой идентичности.

По результатам нашего исследования мы предлагаем проводить диагностику статусов идентичности в форме интервью, составленного на основе методики Дж. Марсия. Вопросы на выявление соответствующего статуса идентичности со-

Библиографический список

браны в блоки, а во время интервью вопросы из разных блоков перемежаются. Набор открытых вопросов дает возможность интервьюируемому свободно рассуждать на различные темы, связанные с планами на будущее, собственными убеждениями, личностными устремлениями и т. д. Необходимо уточнить, что вопросы из разных блоков располагаются в определенной последовательности, в соответствии с порядком выделения критериев идентичности. Поэтому впоследствии становится возможным не только быстро определять статус по преобладанию большинства ответов, но также представлять соотнесение по вышеуказанным критериям идентичности. Однако, несмотря на то, что в методике присутствуют вопросы, ориентированные на конкретный критерий, информация, уточняющая статус идентичности испытуемого, может содержаться в ответах и на другие вопросы, в том числе, в его свободном рассуждении на заданные темы. Таким образом, окончательное решение о присвоении того или иного статуса идентичности возможно только после полного анализа всех ответов.

Опыт работы показывает, что целесообразно варьировать форму проведения интервью в зависимости от контингента испытуемых: при работе со студентами вузов, колледжей и учащимися средних школ использовать письменную форму ответов с последующей беседой, а в случае учащихся ПТУ и школ-интернатов - устное интервью, во время которого интервьюер делает пометки на открыто лежащем листе.

Структура анкеты включает утверждения и вопросы, затрагивающие различные стороны идентичности: профессиональную, принятых ценностей и социальных ролей, наличие-отсутствие убеждений и принципов в духовных и общественно-значимых приоритетах, четкость представлений относительно планов своего будущего, самостоятельность принимаемых решений и занимаемую позицию в отношениях с родителями (опекунами), осознание себя как взрослого человека. Респонденты имеют возможность соглашаться или отвергать предложенные утверждения, а также аргументировать свою точку зрения. Учитываются навыки четкого выражения своих мыслей по предложенным темам, уверенность в своих убеждениях, для чего используется косвенное дублирование вопросов. Кроме того, испытуемым предлагается дать собственное описание своих личностных особенностей, отношений с окружающими, представление о своей самостоятельности и принципиальных убеждений с помощью незаконченных предложений.

Оценка и присвоение соответствующего статуса идентичности согласуется с вышеприведенными критериями. Наличие обязательств, принятых ценностей, ролевых моделей, и в связи с этим та или иная степень зависимости от мнения значимых сверстников и взрослых, в т. ч. родителей. Оценивается на основании принятого решения соблюдать те или иные обязательства, а также сообщаемые респондентом сведения о том, как часто он соглашается с мнением других людей и насколько осознанно следует их выбору; оценка взаимоотношений с родителями (опекунами).

Успешность в преодолении кризиса выбора альтернатив и определения в личностных, профессиональных и социальных ориентациях, а также вообще наличие такого кризиса. Оценивается на основании прямых ответов испытуемого относительно того, насколько сформированы и осознанны планы на будущее в различных сферах деятельности. Принятие духовных ценностей и жизненных принципов как самостоятельного выбора.

Устойчивость в целеполагании и мотивации деятельности, самостоятельность в принятии решений и ответственность за их последствия. Оценка личностной зрелости как способности делать осознанный выбор при принятии решении в различных областях жизни. Способность к рефлексии переживаний существующих различий между внутренним Я и ролевым поведением. Степень осознанность в принятии и следовании авторитарным идеалам и свобода выбора. Готовность принять себя как взрослого человека.

Анкета позволяет использовать данную методику не только как диагностический инструментарий, но и при составлении плана психокоррекционных мероприятий в практике консультационной работы с юношами и девушками. Целесообразно использование данной методики в широкой педагогической практике и практике психологического консультирования старших подростков и юношей с целью определения психологической готовности к самостоятельной жизни, а также для беседы с людьми более старшего возраста с целью определения психологических затруднений, связанных с определением приоритетов в личностных, профессиональных и социальных ориентациях.

1. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Москва: Прогресс, 1996; 344.

2. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. Санкт-Петербург, 1995; 288.

3. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии. Вопросы психологии. 1996: 1; 131 - 143.

4. Marcia J.E. Development and validation of ego-identity status. J. of Personality. 1966; 551 - 558.

5. Кривых С.В. Социальная компетенция как личностное свойство и характеристика социальной адаптированности человека. АКАДЕМИЯ профессионального образования. 2017; 5; 3 - 10.

References

1. 'Erikson 'E. Identichnost':yunost'ikrizis. Moskva: Progress, 1996; 344.

2. Rajkroft Ch. Kriticheskij slovar'psihoanaliza. Sankt-Peterburg, 1995; 288.

3. Antonova N.V. Problema lichnostnoj identichnosti v interpretacii sovremennogo psihoanaliza, interakcionizma i kognitivnoj psihologii. Voprosy psihologii. 1996: 1; 131 - 143.

4. Marcia J.E. Development and validation of ego-identity status. J. of Personality. 1966; 551 - 558.

5. Krivyh S.V. Social'naya kompetenciya kak lichnostnoe svojstvo i harakteristika social'noj adaptirovannosti cheloveka. AKADEMIYa professional'nogo obrazovaniya. 2017; 5; 3 - 10.

Статья поступила в редакцию 01.04.19

УДК 001+378.4(045)

Pogrebnyak N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Crimean branch of Russian State University of Justice (Simferopol, Russia),

E-mail: pogrebnyak70@mail.ru

MODERN STATE OF DEVELOPMENT OF RESEARCH WORK OF STUDENTS IN EUROPEAN UNIVERSITIES. In the article, the author examines the current state of development of scientific-research activity in European universities using examples from UK, Germany and France. The problem of forming of scientific-research skills in pedagogical theory and practice is generalized. The necessity of the use of the scientific-research method in education as a base of forming of scientific-research skills by the future scientists is grounded. The leading scientific approaches to classification of basic characteristics that a creative scientist must posses for the scientific-research activities are revealed and the meaning of the phenomenon under study as well as the component-functional structure of the scientific-research activity are revealed.

Key words: higher pedagogical education, higher educational institution, university, system of training, faculty, college, scientific-research activity.

Н.Н. Погребняк, канд. пед. наук, доц., Крымский филиал ФГБОУ «Российский государственный университет правосудия», г. Симферополь,

E-mail: pogrebnyak70@mail.ru

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УНИВЕРСИТЕТАХ ЕВРОПЫ

В данной статье автор рассматривает современное состояние развития научно-исследовательской деятельности студентов в университетах Европы (на примере Англии, Германии, Франции). Научно-исследовательская деятельность студентов рассматривается как деятельность, имеющая профильную направленность, способная повысить эффективность профессионального образования, сделать его более адаптированным к особенностям, личности, развитию познавательных способностей и интересов студентов. Это целенаправленный структурированный процесс, основанный на взаимодействии субъектов воспитательно-образовательного процесса при выполнении студентами научного исследования, в результате которого они приобретают новые знания, овладевают функциональными умениями и навыками исследования, развивают личностные и профессионально значимые качества с целью самореализации в будущей профессиональной деятельности и жизни.

Ключевые слова: высшее педагогическое образование, учебное заведение, университет, система подготовки, факультет, колледж, научно-исследовательская деятельность.

На современном этапе развития системы высшего образования одним из требований к качеству подготовки специалистов является вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность. Занятие научной деятельностью является обязательной частью учебного процесса, поскольку ведущим фактором образования и воспитания студентов стало раскрытие и становление их потенциальных личностных способностей и создание условий, в которых они смогут реализовать свою творческую активность. Следовательно, одним из приоритетных вопросов теории и практики высшего образования является вопрос о готовности студентов к научно-исследовательской деятельности в вузе.

Анализ литературы по изучаемой проблеме показал, что научно-исследовательская деятельность студентов является объектом исторических, педагогических, философских, социологических и экономических исследований, как в Российской Федерации, так и в странах Европы.

Изучению научно-исследовательской деятельности, теорий и подходов к организации научной деятельности студентов европейских стран посвящены работы как отечественных (Н.С. Амелина, В.И. Андреев, С.И. Архангельский, Н.Ф. Талызина) так и зарубежных ученых (G. Neave, P. Scott, B. Sporn, U. Teichler, W.G. Tierney, G. Walker и др.), а также труды, посвященные сравнительным исследованиям по проблемам организации научно-исследовательской деятельности студентов (Л.Ф. Авдеева, Г Г Воробьев, О.Л. Ворожейкина, А.И. Галаган, О.В. Долженко, В.И. Журавлев, В.И. Загвязинский, В.М. Зуев, А.И. Кочетов, В.А. Матюхин, Н.П. Обухова, Ф.Л. Ратнер, Т.Р Тартарашвили, К.Н. Цейкович).

В современной научно-педагогической литературе европейские ученые по-разному трактуют такие ключевые понятия, как «исследование», «научное исследование», «научно-исследовательская деятельность». Термин «научное исследование» в научном мире понимается как оригинальное открытие, рождающее новое знание (Р Бергес, Дж. Гордон, Г Женей, Г Коллиер). К примеру, Ф. Кер-лингер, предлагает следующее определение: «Научное исследование - это систематическое, контролируемое, эмпирическое и критическое исследование гипотетических предположений в допустимых природных явлениях». По мнению Дэвида Вудхауза, научно-исследовательская деятельность есть интеллектуально контролируемое научное исследование, которое ведет к приобретению нового знания через открытие и систематизацию новой информации или развитие и дальнейшее осознание существующей информации и практики.

Точка зрения других европейских педагогов Д. Бауда, К. Бауэра, С. Брук-филда, Дж. Колдерхеда и др. противоположна: составляющими интеллектуальной деятельности являются: распознавание, научное наблюдение, классификация, описание, анализ, обобщение, систематизация, оценка, проведение различий между знанием, мнением и убеждением, научная коммуникация, т. е.

студент-исследователь не только владеет знаниями о фактах, но умеет задавать критические вопросы, умело оперирует данными, определяет статистическую ценность фактов. Напротив, Д. Бауд, С. Норрис, П. Чермели на первый план выдвигают компьютерную грамотность, способность работать самостоятельно и в коллективе. Такой студент-исследователь не нуждается в постоянном контроле, всегда помнит о целях, заканчивает работу в установленные сроки и получает удовольствие от того, чем занимается.

Следовательно, научная деятельность понимается как деятельность, при которой студенты осваивают научные темы, которые: служат осуществлению учебных целей и подготовке студентов к их будущей профессиональной деятельности, тренировке в написании научных работ; ведут к личным и общественно-полезным результатам; находят свое отражение в дипломных и курсовых работах, рефератах, в результатах научных студенческих кружков, а также других научных работах. Студент или студенческий коллектив относительно широко, интенсивно и с ориентацией на результат занимается научным предметом, научной темой, научной проблемой или задачей, по возможности исходя из научных или практических потребностей. При этом развивается сравнительно высокая степень самостоятельности, творческой активности и осознанной ответственности.

Например, британский профессор Д. Фридман рассматривает научное исследование, которое проводится на протяжении всей жизни и указывает, что оно в корне отличается от поисковой работы специалистов других областей, в то время как С. Аргент, Д. Спенсер соотносят понятие «исследование» в педагогической деятельности с понятием «автономная деятельность», которая направлена не только на формирование умения обнаружить новое в науке, проводить экспериментально и критически оценить результат, но и провести саморефлексию, осознать себя субьектом деятельности.

С точки зрения британского профессора из университета г. Лидс С. Борга вслед за М. Кохран-Смитом и С.Л. Литпом [1, с. 17] научно-исследовательская деятельность является систематическим, целенаправленным и рефлексивным процессом поиска нового знания, представляющего ценность для саморазвития в сфере профессиональной деятельности и модернизации системы образования в целом, поскольку все обучение в университете должно строиться на исследовательской деятельности (research education) [2, c. 23]. Эффективность такого подхода помогает студентам осознанно подойти к научному исследованию и ориентирует учащихся на описание собственного опыта, изучение практического опыта других исследователей, наблюдение и анализ инновационных процессов в образовании.

Таким образом, европейские ученые, подчёркивая особенность термина «научно-исследовательская деятельность студентов», рассматривают исследо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.