Научная статья на тему 'Социальная функция танца'

Социальная функция танца Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2317
351
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАНЕЦ / НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / ЯЗЫК ТАНЦА / ЭМОЦИИ / ЖЕСТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ / ФУНКЦИИ ТАНЦА / DANCE / FUNCTIONS OF DANCE / NON-VERBAL COMMUNICATION / DANCE LANGUAGE / EMOTIONS / GESTURES OF ARTISTIC CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Монахова Елена Геннадьевна

В статье рассматривается социальная природа танца, значение танца в жизни человека в различные исторические эпохи, его социальные функции. Танец рассматривается как социокультурный феномен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social functions of dance

The social nature of dance, value of dance in human life in various historical periods, social functions of dance is discussed in the article. Dance is considered as social and cultural phenomenon.

Текст научной работы на тему «Социальная функция танца»

Section 11. Sociology

Section 11. Sociology

Monakhova Elena Gennadjevna, Novokuznetsk Institute (branch) of the Kemerovo State University, assistant professor of physical culture and sport, Ph. D E-mail: monakhova.lena2011@yandex.ru

Social functions of dance

Abstract: The social nature of dance, value of dance in human life in various historical periods, social functions of dance is discussed in the article. Dance is considered as social and cultural phenomenon.

Keywords: dance, functions of dance, non-verbal communication, dance language, emotions, gestures of artistic culture.

Монахова Елена Геннадьевна, Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета, доцент кафедры физической культуры и спорта, кандидат педагогических наук E-mail: monakhova.lena2011@yandex.ru

Социальная функция танца

Аннотация: В статье рассматривается социальная природа танца, значение танца в жизни человека в различные исторические эпохи, его социальные функции. Танец рассматривается как социокультурный феномен.

Ключевые слова: танец, функции танца, невербальное общение, язык танца, эмоции, жесты художественной культуры.

Танец — это один из древнейших способов самовыражения человека, наиболее совершенный из всех существующих. Все желания и чувства могут быть транслированы посредством танца, и этот язык этот будет понятен всем. Для того, чтобы, показать свою любовь к кому или чему либо, прогнать тоску, выплеснуть свои эмоции, вовсе необязательно прибегать к словам. Движения тела доставят послание с неизмеримо большей выразительностью и силой.

Танец был первой древнейшей формой сознательного общения людей и с тех пор он является неотъемлемой составляющей человеческого существования в любой части света: танец существует во все времена, среди всех народов и рас. В танце древние люди поклонялись богам, участвовали в контролировании мира, включая социальный.

Первые упоминания о танце встречаются в сборнике религиозных гимнов Ригведе (11-12 в. до н. э.), где объяснялось значение жестов, сопровождавших чтение религиозных текстов в школе миметиков [6]. Танец возник ещё в древности в условиях первобыт-

нообщинного строя (как синкретический вид искусства) из разнообразных жестов и движений, которые были связанны с эмоциональными впечатлениями архаического человека от окружающего мира, с трудовыми процессами. Танцевальные движения сопровождали важные события в жизни древнего человека — начало и успешное завершение охоты, сбор плодов, военный поход, обряд инициации, свадьба, рождение и т. п. В древней Индии, например, было создано несколько стилей и школ танца с различными выразительными движениями и мимикой [3]. В древнем Египте танец был частью богослужения. Танец был частью культа у древних греков: в честь бога Аполлона исполнялись плавные и торжественные танцы, в честь Диониса — бесшабашные, экстатические пляски. Так же были развиты атлетические спортивные танцы, военные пляски, которые способствовали гармоничному воспитанию и развитию молодежи. В Древнем Риме танец имел государственное значение. Кроме того, возникновение танца связывают с удовлетворением потребности

186

Social functions of dance

человека в контакте с Природой, с Божеством, друг с другом, т. е. в общении. В этом контексте танец может рассматриваться как внесловесный диалог, как невербальная форма общения.

Танец можно определить как социокультурный феномен. В нём находят своё выражение «особо значимые психопластические интонации общества, отражаются социальные мотивы» [7, 74]. В рамках подхода к танцу как социокультурному явлению его можно рассматривать в качестве вида невербального общения, наделённого всеми функциями общения: функцией формирования и развития отношений, функцией познания людьми друг друга, функцией влияния и взаимовлияния, функцией организации межличностного взаимодействия. Выполнение посредством танца функций общения становится возможным благодаря тому, что он является целым комплексом невербальных знаков и сигналов, которые несут информацию о психологических особенностях личности и группы. Так, немецкий учёный К. Блюхер на основании большого количества этнографических исследований доказывает, что первоисточником танцевальных движений первобытного человека является ритмический строй работы. Г. В. Плеханов подчёркивает взаимосвязь первобытных плясок с технологическими процессами того времени, соглашаясь, однако, и с тем, любовные пляски не могли быть объяснены только с этой точки зрения. В противовес этим взглядам Й. Хейзинга рассматривает танец как наиболее чистую совершенную форму игры. «О танце можно сказать, что это сама Игра в полном смысле слова, и при том в одной из её самых чистых и совершенных форм... Танец — это особая и весьма совершенная форма самой игры как таковой» [10, 159-160]. И здесь же Й. Хейзинга добавляет, что игровое качество танца не во всех формах раскрывается одинаково полно. По его мнению, наиболее отчетливо игра присутствует в тех танцах, где есть изображение, представление, зрелище, т. е. в хороводах, кадрили, менуэте. С появлением парных танцев, когда кружатся, как в вальсе или польке, игровой характер отошел на второй план и почти утрачен современными формами танца. С этим нельзя не согласиться, рассматривая стилистику таких современных танцев как брейк-данс, техно, фристайл и др.

Первобытный танец можно охарактеризовать следующими чертами:

- во-первых, это основная форма совершения обряда в первобытном обществе, отсюда и особая исключительно важная роль танца в жизнедеятельности древнего человека, племени;

- во-вторых, в древнейших формах танца нет строгой дифференциации между зрителем, исполнителем и сочинителем танца.

Основной формой исполнения первобытного танца был круг, который с одной стороны имел ритуальный, магический смысл, связанный с культом солнца и луны, а с другой стороны был наиболее удобной формой исполнения обрядового танца. Различают два вида первобытного танца: ритуальный (обрядовый) танец и танец бытовой.

Выделяют три основных формы ритуального танца: тотемические, охотничьи и военные. На сегодняшний день нет единого мнения по поводу того, какой из этих видов возник раньше других. А. Д. Авдеев, например, пишет, что тотемическая пляска возникает как развитие охотничьей. Э. А. Королева же указывает, что именно в тотемических обрядах проявляется первая «специализация» танца. Поэтому различать эти виды ритуального танца следует не по времени возникновения, а по их функциям:

- функция сохранения накопленного племенем жизненного опыта и передачи его подрастающему поколению;

- функция мистического слияния древнего человека с тотемом;

- функция самопознания и познания окружающей действительности;

- знаковая функция, при которой танец становится так называемым «паспортом рода, клана или отдельной личности» [1];

- функция обучения и воспитания;

- объединяющая функция, так как тотемические танцы требовали коллективного участия всего племени, в чём утверждалось «единство и неразрывная связь с ней каждого члена» [8].

Охотничьи и военные танцы выполняли сходные функции, отличаясь лишь тем, что в военных танцах человек служит дичью для человека.

Бытовой танец изначально произошёл от ритуального, это тот же обрядовый танец, только утративший своё магическое значение. Таким образом, исходной формой бытового танца был обрядовый, ритуальный танец, неразрывно связанный с мистическими представлениями и жизнедеятельностью первобытного общества. Главное отличие ритуального танца от бытового в следующем: ритуальные танцы следовали определенной системе правил, в них использовались канонизированные ритмы, позы и движения, в то время как бытовые танцы были более импровизационными, хотя также имели некоторые четко определенные правила.

187

Section 11. Sociology

Можно выделить два вида бытовых танцев:

1) Сюжетные танцы (например, трудовые), основной функцией которых была повествовательная функция и которая использовалась для увеселения и развлечения.

2) Бессюжетные танцы — танец импровизация, спонтанный танец. Бессюжетный танец подразделяется на гимнастические и любовные танцы. Основная функция гимнастических танцев заключалась в самовыражении. Это были экспрессивные танцы. Функцией любовных танцев являлось общение между полами. Юноши и девушки стремились привлечь внимание друг к другу; в этих танцах происходило объяснение в любви и находила откровенное выражение любовная страсть.

С выделением наук, искусств, религий из недр первобытного синкретического мышления судьба танца была различной. Танец, песня, музыка всегда были неотъемлемой частью народного творчества. Ритуальные и культурно-профессиональные формы танца, исчезавшие с исторической сцены, продолжали свое бытие в стихии сельской и народной жизни. Народная память, запечатлевшая в хороводах, кадрилях и состязательных танцах, уходит корнями к первобытному танцевальному творчеству. Очень часто низовая культура была в оппозиции к официальной линии, и тогда средствами пластики, жеста, звука, ритма можно было выразить запретные мысли, чувства. Примером тому могут быть скоморошье искусство на Руси или карнавалы в Европе и Латинской Америке.

Танец составлял важную часть церемониального этикета и играл особую роль в элитарном воспитании аристократической молодежи [4]. Символика жестов имела сакральное предназначение в церковных ритуалах и широко использовалась в светском общении, порой служа средством выделения и создания символического образа знатного рода.

Особое развитие танец получает в эпоху Возрождения. Возникают новые танцевальные формы: медленные (павана, куранта) и быстрые (галярда, вольта). В эпоху Просвещения в Европе широко распространяются танцы бальные — гавот, полонез, менуэт. В 18 веке танец приобретает развитую сюжетно-драматическую эмоциональную основу, что способствует развитию танцевального искусства. Таким образом, в танце отражается дух времени, каждая эпоха имела свой стиль и репертуар. Танец также отражает особенности национального характера.

Дальнейшее развитие танца развивалось по двум направлениям: профессиональный или сценический танец и танец непрофессиональный.

Главная функция сценического танца — это общение со зрителем. Особое значение приобретают культурные формы танцевальной экспрессии. Известная американская танцовщица Айседора Дункан создала в начале ХХ века свой стиль сценического танца, который оказал глубокое влияние на последующее развитие танца. «Танец — это жизнь, — говорила Айседора Дункан, — мне не понятен мир, который не танцует» [5, 29]. Самым заветным желанием поклонницы искусства древней Греции было создание школы для детей, где танец стал бы средством формирования «нового Мужчины новой Женщины для Нового Мира». И такие школы были созданы в некоторых странах Европы. Айседора Дункан верила в красоту человеческого тела и добилась этого с помощью танца. Она была противником изнуряющего классического тренажа у станка, схематичного балетного мышления. А. Дункан видела назначение и смысл танца в естественном раскрытии человека через движение всей палитры его душевных переживаний. Любая эмоция, охватывающая человека при созерцании картины, любовании природой, чтении книги, прослушивании музыки, размышлении над судьбами человечества или научной проблемой может быть пережита и выражена через танцевальное движение [2]. По глубокому убеждению А. Дункан, танцовщик, создавая танец, должен руководствоваться не искусственно заученной техникой движения, а прислушиваться к внутренним ритмам, искать источник внутри себя, давая свободу выходу творческого импульса. «Прежде чем идти на сцену, я должна положить себе в душу какой-то мотор; он начнет внутри работать, и тогда сами ноги и руки, и тело, помимо моей воли, будут двигаться» [2, 83].

Функция непрофессионального танца — это «чистое» общение, общение непосредственное. В русле развития непрофессионального танца на первый план выходят его функция общения. Танец становится подчас почти единственным способом выражения, средством нерегламентированного общения. Особенно эти функции танца проявились в средние века, где танец стал одним из основных элементов карнавальной культуры. Наряду с профессиональными танцорами (фиглярами, буффонами, жонглёрами) на площади городов выходят люди всех сословий, званий и возрастов. Танцы этой эпохи описаны как задорные, экспансивные, разгульные. В современном мире к такого рода танцам относятся карнавалы в Латинской Америке, новые направления в танцевальном творчестве.

188

Social functions of dance

Танец был древнейшей формой общения людей. Танец — модель жизненно необходимой коммуникативной связи. Язык танца — язык человеческих чувств; танцевальные движения скорее не обозначают, а выражают реалии человеческой жизни. В древности организованная ритмом пластика тела в музыке и танце имела преимущественное значение в культовых действах. Культовый танец трансформировался в ритуальные и культурно-профессиональные формы танца, которые продолжали свое бытие в стихии сельской и народной жизни, зачастую находясь в оппозиции к официальной культуре. Затем танец сыграл особую роль в элитарном воспитании аристократической молодежи.

Танец, как средство невербального общения, позволяет людям выражать свои чувства, эмоции, например, радость, любовь или ненависть, делиться впечатлениями, сочувствовать и сопереживать. Кроме того, танец может быть и просто развлечением, и неважно, сидите ли Вы в одиночестве, окружены друзьями или толпой незнакомых людей на дискотеке. Ведь даже в этих условиях танец выполняет свою социальную функцию, облегчая контакты и встречи. В иной ситуации танец может быть и чем-то вроде транса, помогающего хотя бы на миг забыть о своих проблемах и страхах. Таким образом, танец может рассматриваться как социокультурный феномен, как чисто человеческое приобретение.

Список литературы:

1. Авдеев А. Д. Происхождение театра. Элементы театра в первобытнообщинном строе/А. Д. Авдеев. - М-Л.: Искусство, - 1959. - 268 с.

2. Блэйер Ф. Айседора Дункан: Портрет женщины и актрисы/Ф. Блейер. - Смоленск: Русич, - 1997. - 560 с.

3. Гарги Б. Театр и танец Индии/Б. Гарги. - М.: Искусство, - 1963. - 163 с.

4. Герасимова И. Н. Философское понимание танца/Герасимова И. Н.//Вопросы философии. - 1998. - № 4.

5. Дункан А. Моя жизнь/А. Дункан. - М.: Изд-во Терра-Книжный клуб, - 1999. - 464 с.

6. Королева Э. А. Танец, его происхождение и методы исследования (по работам зарубежных ученых XX в.)/Э. А. Королева//Советская этнография. - 1975. - № 5. - C. 147-155.

7. Луговая Е. К. Танец как предмет эстетического анализа: Дис. ... канд. философ. наук/Е. К. Луговая. -СПб., - 1992. - 155 с.

8. Мартинес Э. Л. Внесловесный язык/Э. Л. Мартинес//Культуры: диалог народов мира. - 1986. - № 2. - C. 12-26.

9. Монахова Е. Г. Формирование эстетической культуры воспитанников интернатных учреждений средствами спортивного бального танца: Дис. ... канд. пед.наук/Е. Г. Монахова. - Новокузнецк, - 2005. - 222 с.

10. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня/Й. Хейзинга. - М.: Прогресс, - 1992. - 464 с.

189

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.