Научная статья на тему 'Социальная функция субкультурной религиозности (на примере старообрядчества и меннонитства)'

Социальная функция субкультурной религиозности (на примере старообрядчества и меннонитства) Текст научной статьи по специальности «Религия. Атеизм»

CC BY
162
77
Поделиться
Ключевые слова
СТАРООБРЯДЧЕСТВО / АНАБАПТИЗМ / МЕННОНИТСТВО / АМИШИ / СУБКУЛЬТУРНАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНАЯ СУБКУЛЬТУРА / СУБКУЛЬТУРНАЯ РЕЛИГИЯ

Аннотация научной статьи по религии и атеизму, автор научной работы — Почепцов С. С.

Статья посвящена проблеме анализа субкультурной религиозности на основе структурно-функционального подхода. Примером служат старообрядчество и меннонитство. Хилиазм, отрицание церковной иерархии, государственной власти, военной службы и присяги, сохранение архаичных традиций в повседневной жизни подтверждают типологическое сходство меннонитства и русского старообрядчества, что было обусловлено необходимостью выполнить функцию объединения носителей оппозиционных субкультур в Западной Европе и России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Социальная функция субкультурной религиозности (на примере старообрядчества и меннонитства)»

УДК 286.12

СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ СУБКУЛЬТУРНОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И МЕННОНИТСТВА)

Белгородский

государственный

национальный

исследовательский

университет

С.С.ПОЧЕПЦОВ

Статья посвящена проблеме анализа субкультурной религиозности на основе структурно-функционального подхода. Примером служат старообрядчество и меннонитство. Хилиазм, отрицание церковной иерархии, государственной власти, военной службы и присяги, сохранение архаичных традиций в повседневной жизни подтверждают типологическое сходство меннонитства и русского старообрядчества, что было обусловлено необходимостью выполнить функцию объединения носителей оппозиционных субкультур в Западной Европе и России.

Ключевые слова: старообрядчество, анабаптизм, меннонитство, амиши, субкультурная религиозность, религиозная субкультура, субкультурная религия.

Религиозная Реформация XVI века в Европе была тесно связана с кризисом феодализма и развитием капиталистических отношений1. Многочисленные протестантские церкви и деноминации стали прибежищем не только оппозиционно настроенных по отношению к господствующей культуре, идеологии и государственным институтам, но и наиболее предприимчивых групп населения, несмотря на зачастую консервативный характер их доктрин и обычаев. В России типологически сходным явлением стало старообрядчество2. Старообрядческая субкультурная традиция объединила оппозиционную по отношению к абсолютной монархии и государственной Церкви, наиболее консервативную, но и социально активную часть русского этноса, которая в XVIII - XIX вв. сыграла важную роль в становлении и развитии предпринимательства в Российской империи. Сходство между европейским протестантизмом и русским старообрядчеством можно объяснить не столько диффузией идей, хотя эти феномены религиозности не были изолированы друг от друга, сколько возникновением в обществе сходных потребностей и необходимостью выполнить функцию интеграции носителей оппозиционных субкультурных традиций3. Данный тезис подтверждается сравнительным анализом старообрядческой религиозной субкультуры и религиозной субкультуры меннонитства.

Русское старообрядчество, появившееся во второй половине XVII века, представляет собою множество разнообразных течений и согласий, сторонники которых после реформ патриарха Никона (1652 - 1666 гг.) провозгласили ложность нововведений в обрядность официальной Церкви, ведущую человека к погибели. Основными направлениями, оформившимися в старообрядческой среде, были поповское и беспоповское согласия. Одним из основных вопросов, разделившим старообрядцев, был вопрос о священнослужителях. Поповцы признавали священников, возведенных в сан до патриаршества Никона, беспоповцы же утверждали, что всё духовенство утратило благодать и теперь священническое служение невозможно. Новообразованные согласия, отделившись от Русской Православной Церкви, развивали параллельно свои учения. Но, при этом, проявились особенности присущих им религиозно-культурных традиций. Отстаивая свои доктрины в различных посланиях и проповедях, старообрядцы сформировали особую мировоззренческую позицию, зачастую противоречащую не только дониконовскому, но

1 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма: Пер. с нем. - М., 2002.

2 Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. - Минск, 2007.

3 Малиновский Б. Научная теория культуры: Пер. с англ. - 2-е изд. - М., 2005. - С. 24 - 45; Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. Очерки и лекции: Пер. с англ. -М., 2001. - С. 19 - 22.

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 8 (127). Выпуск 20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и собственно христианскому вероучению4. Можно говорить о формировании старообрядческой религиозной субкультуры в рамках поповского согласия и парахристианских субкультурных религий, таких как хлыстовство и скопчество, на основе беспоповства. Однако сторонники большинства беспоповских согласий, в отличие от хлыстов и скопцов, всё же остались носителями религиозной субкультуры старообрядчества, примером чему служит Выговская пустынь. Отметим также, что старообрядцев всех согласий, помимо приверженности дониконовской редакции богослужебных книг и обрядовых правил, объединял отказ от поступления на государственную службу, так как государство санкционировало реформы патриарха Никона.

Относительно причин того, что в России борьба с идеологией «цезарепапизма» и церковной иерархией шла под эгидой своего рода «православного фундаментализма», можно сказать следующее. В Московской Руси большая часть народа жила в соответствии со сформировавшимися обрядово-догматическими церковными установлениями, крепко держась за них, и с опаской, а зачастую и с негодованием, взирая на нечто новое, выходящее за пределы сложившихся веками предписаний и традиций. Отношение к книжной мудрости и учености было негативным, таящим в себе возможное отступление от веры. Это выражалось в высказываниях, подобных следующему: «Богомерзостен перед Богом всяк любящий геометрию, а се душевнии греси учитися астрологии и еллинским книгам... проклинаю прелесть тех, иже зрят на круг небесный; своему разуму верующий удобь впадает в прелести различ-ныя; люби простоту паче мудрости; величайшаго себе не изыскуй и глубочайшаго себе не испытуй; а елико ти предано от Бога готовое учение, то содержи»5.

Ревностное отношение к церковной традиции, её восприятие как незыблемого основания всего человеческого бытия позволяло спокойно существовать, не вникая в глубины и тонкости богословия. Обрядовые установки воспринимались в сознании людей как данные свыше, и не могли нести в себе никаких искажений. Тем более, не могло возникнуть и мысли об исправлении церковных книг, а если кто-то и говорил об ошибках (например, Максим Грек), то консервативно настроенная часть духовенства заявляла о таких людях как о еретиках и смутьянах. Одним из примеров подобного отношения к церковному наследию является упоминание о следующем событии: «...Летописец под 1476 г. занес, по-видимому, немаловажное для его времени происшествие, что «некие философы начали петь: О, Господи помилуй; а другие просто Господи помилуй»»6.

Правка богослужебных книг и изменения в обрядности породили недоумение и протесты в российском обществе. Отступление от старинных традиций было воспринято как не просто хула на Божественное установление, а как событие, предшествующее апокалипсису. Консервативно и оппозиционно настроенное духовенство и миряне, догматизируя в своем сознании обрядовые аспекты Православия, не признав нововведений, устремились на окраины Российского государства, где можно было служить по старым книгам, совершать обряды по ранее сложившимся канонам, сохранять старинные обычаи в повседневной жизни. Усомнившись в ортодоксальности «Никоновой церкви», они, однако, не только не отвергли ни одной обрядовой мелочи, но, напротив, на мельчайшем соблюдении этих мелочей основали свою систему. У бежавших на окраины России противников патриарха Никона главным образом и сосредоточились все обвинения в адрес Русской Церкви за её будто бы неуважение к восьмиконечному кресту, семи просфорам, двуперстию, за несоблюдение точного количества поклонов и т.д. Так появились собственно «старообрядцы», последователи «бегствующего священства», а потом и белокреницкой

4 Буткевич Т.И. Обзор русских сект и их толков. - Харьков, 1910; Кальнев М.А. На радении у хлыстов: Обличение самообольщения хлыстовских лжепророков. - Одесса, 1902; Розанов В.В. Апокалипсическая секта (скопцы и хлысты). - СПб., 1914; Русские сектанты, их учение, культ и способы пропаганды / Под ред. М.А. Кальнева. - Одесса, 1911; Conybeare F.C. Russian Dissenters (Harvard Theological Studies. Vol. X). - Cambridge, Mass., London, 1921.

5 Андерсон В.М. Старообрядчество и сектантство. Исторический очерк русского религиозного разномыслия. - СПб., 1908. - С. 51.

6 Андерсон В.М. Старообрядчество и сектантство. Исторический очерк русского религиозного разномыслия. - СПб., 1908. - С. 51 - 52.

иерархии7. Иные старообрядцы, не признавшие установлений Собора 1666 - 1667 гг., увидели в этих событиях пришествие антихриста, наступление последних времен и, что самое главное, утратили веру в присутствие благодати внутри Церкви и церковной иерархии, ища спасения лишь в строжайшем аскетизме.

Если поповское согласие сохранило церковную экклесиологию, то беспоповское согласие её упразднило. Апокалиптические настроения, преобладавшие в беспоповстве, сформировали идею о том, что антихрист уже воцарился на Руси и его духом пропитаны и Церковь, и государство, а раз так, то не может быть и речи о священноначалии. В представлениях старообрядцев-беспоповцев официальная Церковь и светская власть стали проводником идей и духа антихриста. Лишь отречение от всяких сношений с установлениями сего мира может привести к спасению души. Отрицая церковную иерархию, они составили представление о Церкви как о собрании истинно верующих во Христа (например, общины-«корабли» у хлыстов), которые, в силу сложившихся обстоятельств, без священства стремятся и достигают спасения8. Подобного рода идеи возникали еще до церковного раскола. Деятельность «лесных старцев» также свидетельствовала о появлении представлений о возможности достичь спасения без посредства священников. По мнению противников церковной иерархии, строжайшая аскеза, жизнь в удалении от городов и деревень, отказ от всего мирского являются залогом достижения «небесного Иерусалима». Можно также сказать, что в рамках восточнохристианской культурной традиции идейными предшественниками старообрядцев-беспоповцев были павликиане, богомилы и стригольники9.

В Западной Европе средневековая ересь вальденсов, порицавших роскошь и расточительство Католической Церкви, отвергавших церковную иерархию и ожидавших скорое наступление времён апокалипсиса (хилиазм), стала предшественницей анабаптизма и других крайних форм протестантизма, включая меннонитство10. Помимо вальденсов, предшественниками анабаптистов и меннонитов можно считать чешских гуситов11.

Анабаптистское движение, возникнув в Германии и Швейцарии, распространилось в Западной и Центральной Европе в 1520 - 1550 гг. и было частью движения рефор-мационного. Анабаптистские проповедники требовали разрыва не только с Римской Церковью, но и со всем окружающим миром, в том числе с государственным и общественным порядком. По их мнению, истинная Церковь должна быть общиной святых, возрожденных, а крещение без сознательной веры является лишь магическим обрядом, который не даёт человеку спасения. Название движения связано с тем, что швейцарские анабаптисты отвергали крещение детей и перекрещивали каждого нового адепта (греч. '^аРалт^о - «перекрещиваю»)12.

Поражение Крестьянской войны (1525 г.) в Священной Римской империи германской нации, гибель вождя народной Реформации Томаса Мюнцера (1493 - 1525 гг.), разгром общины «мятежных перекрещенцев» эльзасского Мюнстера (1533 - 1535 гг.), который был провозглашен «царством Нового Сиона», переместили центры анабаптистского движения из Германии в Нидерланды, Швейцарию, Моравию и положили начало эмиг-

7 Андерсон В.М. Старообрядчество и сектантство. Исторический очерк русского религиозного разномыслия. - СПб., 1908. - С. 124.

8 Андерсон В.М. Старообрядчество и сектантство. Исторический очерк русского религиозного разномыслия. - СПб., 1908. - С. 124 - 125.

9 Айвазян К.В. Культ Григория Арменского, «арменская вера» и «арменская ересь» в Новгороде (XIII - XVI вв.) // Русская и армянская средневековые литературы. - Л., 1982. - С. 255 - 332; Ангелов Д. Богомили. - София, 1961; Титлинов Б.В. Лекции по истории русской церкви // Религии мира. История и современность. Ежегодник 1986. - М., 1987. - С. 230 - 261.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 Gibbons Ph.E. "Pennsylvania Dutch", and Other Essays. - Philadelphia, 1872. - P. 20 - 22; Wick B.L. The Amish Mennonites. A Sketch of Their Origin, and of Their Settlement in Iowa, with Their Creed. -Iowa City, Iowa, 1894. - P. 3-4.

11 Бондарь С.Д. Секта меннонитов в России (в связи с историей немецкой колонизации на юге России). - Пг., 1916. - С. X.

12 Бондарь С.Д. Секта меннонитов в России (в связи с историей немецкой колонизации на юге России). - Пг., 1916. - С. XI - XIII.

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 8 (127). Выпуск 20

рации «перекрещенцев»13. В анабаптизме возобладало «мирное» течение, возглавляемое проповедником из Фрисландии Менно Симонсом (1492 - 1559 гг.)14. Движение «мирных» анабаптистов возникло в Нидерландах в 1530 г. Основателями этого движения были Мельхиор Гофман, провозгласивший близкое пришествие Христа и наступление Его царствия, и ученик Гофмана Ян Маттисен из Гарлема, объявивший себя «обетованным пророком Илией». Менно Симонс (Симон) стал организатором и наиболее ярким идеологом «мирного» анабаптизма в условиях Нидерландской буржуазной революции. По имени лидера голландский «мирный» анабаптизм получил название меннонитства.

Менно Симонс утверждал, что вера может основываться только на Библии, жизнь христиан должна быть такой же простой, как в апостольские времена, а пышная обрядность не нужна. В меннонитстве возрождался древнехристианский обычай совместных трапез-агап (др.-греч. 'aY&n^ 'любовь; братская трапеза'), в память о Тайной вечери, вкушение вина и хлеба на которых трактовалось меннонитами символически.

Общины-конгрегации меннонитов появились в Голландии, Швейцарии и Германии. Первый конвент (съезд) меннонитов состоялся в 1538 г. в Букхольде, в Вестфалии. На нём была раскритикована позиция «воинствующих» анабаптистов во главе с Иоанном Лейденским. В 1539 г. Менно Симонс изложил свои взгляды в работе «Основная книга истинной христианской веры». Обобщающим богословским трудом Менно Симонса является "Opera omnia theologica".

Репрессии со стороны испанского короля Филиппа II Габсбурга вынудили Менно Симонса и его сторонников в 1555 г. покинуть Голландию и уехать в свободный ганзейский город Гамбург. Многие меннониты приняли мученичество в Швабии, Баварии, Австрии и Тироле.

Однако число сторонников «мирного» анабаптизма росло. Менно Симонс не считал, что общины меннонитов должны подчиняться жесткому лидерству. По его мнению, все вопросы необходимо решать соборно. Меннонитская церковь окончательно оформилась в 1630 г. на Синоде в Амстердаме и в 1632 г. на Синоде в Дорте, Голландия15.

В XVII - XVIII вв. меннонитство распространилось в Пруссии, Нижнерейнской и Южной Германии, Речи Посполитой, стало доминировать среди анабаптистов Швейцарии. В России общины немцев-меннонитов появились после Манифеста императрицы Екатерины II от 4 декабря 1762 г. Екатерина II своим Манифестом приглашала всех иностранцев, кроме иудеев, селиться в пределах Российской империи16. Первое переселение 228 семей меннонитов из Пруссии в Россию состоялось в 1789 г. Впоследствии российские меннониты переселились в Северную Америку и занялись фермерством в Канзасе, Небраске и Южной Дакоте.

С конца XVII в. меннониты селились в Северной Америке, сохраняя жизненный уклад тех стран, откуда они приезжали17. В основном это были выходцы из Голландии, Швейцарии, Пфальца, Эльзаса, Богемии (Чехии) и Моравии, Польши, после революции 1848 г. в Германии - из Пруссии. Первый меннонитский старейшина Виллем Риттенхауз прибыл в Северную Америку из Амстердама в 1688 г. Его наследники держали бумажную мануфактуру в Арнхейме, что позволило меннонитам издавать свои книги, в т.ч. переведённые на английский язык.

Первоначально селившиеся в Пенсильвании меннониты были выходцами из Нидерландов. Вместе с меннонитами из Голландии прибывали и квакеры, доктрина кото-

13 Бондарь С.Д. Секта меннонитов в России (в связи с историей немецкой колонизации на юге России). - Пг., 1916. - С. XV - XVII; Клибанов А.И. Меннониты. - М., Л., 1931. - С. 7 - 10.

14 Бондарь С.Д. Секта меннонитов в России (в связи с историей немецкой колонизации на юге России). - Пг., 1916. - С. XV - XVII; Клибанов А.И. Меннониты. - М., Л., 1931. - С. 10 - 22; Gibbons Ph.E. "Pennsylvania Dutch", and Other Essays. - Philadelphia, 1872. - P. 20 - 22.

15 Wick B.L. The Amish Mennonites. A Sketch of Their Origin, and of Their Settlement in Iowa, with Their Creed. - Iowa City, Iowa, 1894. - P. 4 - 18, 49 - 60.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 Бондарь С.Д. Секта меннонитов в России (в связи с историей немецкой колонизации на юге России). - Пг., 1916. - С. 1 - 24; Клибанов А.И. Меннониты. - М., Л., 1931. - С. 41 - 49.

17 Соколовский С.В. Меннониты в США // Религии мира. История и современность. Ежегодник 1986. - М., 1987. - С. 67 - 87; Wick B.L. The Amish Mennonites. A Sketch of Their Origin, and of Their Settlement in Iowa, with Their Creed. - Iowa City, Iowa, 1894. - P. 18 - 41.

рых близка меннонитской. Первые меннониты-амиши прибыли в Пенсильванию из Швейцарии в 1709 г. и основали своё поселение у реки Конестога Крик18.

Помимо Пенсильвании меннониты расселились в Огайо, Мэриленде. Часть их поселилась в Канаде. Появление в 1845 - 1846 гг. меннонитских (амишских) поселений в штате Айова связано с именами Дэниэла Генгериха из Огайо, а также Джозефа, Питера и Якоба Шварцендруберов из Мэриленда.

Меннониты в Айове объединены в Амишское общество (the Amish Society) и Аман-ское общество (the Amana Society)19. Аманское общество (ветвь амишей) ориентируется на древнюю Церковь как на модель социального устройства. Все верующие должны быть вместе и всё делать сообща, иметь общее хозяйство и имущество. В отличие от «коммунистического» устройства аманских общин, конгрегации Амишского общества можно охарактеризовать как квазикоммунистические, так как амиши молятся вместе, вместе решают общие проблемы, но хозяйство ведут раздельно. Но и те, и другие крайне консервативны, не участвуют в общественной и государственной жизни, браки заключают только с единоверцами.

Центром американского меннонитства, всё же, является графство Ланкастер (старое название - Честер) штата Пенсильвания. Пенсильванских меннонитов называют Dutch («голландцы»), хотя говорят они на диалекте немецкого языка (Deutsch) с многочисленными лексическими заимствованиями из английского языка.

Конфессионально эти «голландцы» в основном относятся к старому Меннонит-скому Обществу (the old Mennist or Mennonite Society). Их дома молитвенных собраний представляют собой низкие кирпичные здания и походят на дома собраний квакеров (the Society of Friends). С последними меннонитов объединяет учение о том, что Дух Святой пребывает в тайниках каждой человеческой души.

Молитвенные собрания меннонитов просты, как и собрания квакеров. Мужчины, в широкополых шляпах и простой одежде, сидят на скамьях с одной стороны дома собраний. Женщины, в простых чепцах или черных капорах, становятся в ряд с другой стороны. Служба ведётся на «голландском» (немецком) языке и включает проповедь, молитву и пение прихожан. Поют без предварительной подготовки и музыкального сопровождения. Пятиминутная пауза позволяет совершить личную молитву.

Меннонитские проповедники не получают платы за свою деятельность. Они выбираются следующим образом. Когда появляется вакансия, старшины общины-конгрегации собираются в маленькой комнате в молитвенном доме и определяются с кандидатами на её замещение. Затем они отдельно с мужчинами и отдельно с женщинами общины обсуждают выдвинутые кандидатуры и оставляют шесть. После очередной службы перед шестью кандидатами раскладывают шесть книг, из которых одна принадлежала умершему проповеднику. Тот, кто выберет книгу, принадлежавшую умершему пастору, становится новым проповедником, которого называют еще министром. Считается, что министра выбирает Святой Дух.

Три наиболее известные секты меннонитов провозглашают идею непротивле-ния20. Старые меннониты, община которых является самой многочисленной, участвуют в выборах, но не служат в армии. Им разрешено занимать такие общественные должности как школьный директор и дорожный смотритель. Но они не должны занимать посты в законодательной системе. Министрам не положено голосовать на выборах. Члены Мен-нонитского Общества не могут подавать судебные иски друг против друга. Они имеют право давать ссуды, но не должны взыскивать долги через суд. Меннониты не дают клятв, не заключают сделки, употребляя спиртные напитки.

18 Бондарь С.Д. Секта меннонитов в России (в связи с историей немецкой колонизации на юге России). - Пг., 1916. - С. XXIX - XXXIII; Gibbons Ph.E. "Pennsylvania Dutch", and Other Essays. - Philadelphia, 1872. - P. 9 - 11; Glimpses of Amish-Mennonite Homes and Some Plain Talks to the Inmates with an Introduction by S.D. Guengerich. - Scottdale, Pa., 1907. - P. 15.

19 Wick B.L. The Amish Mennonites. A Sketch of Their Origin, and of Their Settlement in Iowa, with Their Creed. - Iowa City, Iowa, 1894. - P. 42 - 48.

20 Gibbons Ph.E. "Pennsylvania Dutch", and Other Essays. - Philadelphia, 1872. - P. 12 - 19.

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 8 (127). Выпуск 20

Новые меннониты (появились в 30-х гг. XIX в.) провозгласили возвращение к более старым правилам общественной и повседневной жизни. Например, они совсем не участвуют в выборах. Очень строго относятся к вероотступникам. Если кто-либо из членов меннонитской семьи отказался от своей церкви, во время совместных семейных обедов с этим человеком никто не сядет за один стол, ссылаясь на некоторые места из Нового Завета (например: 1 Кор. 5: 11).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все меннонитские конгрегации признают только Библию источником вероучения, сохраняют приверженность пацифизму, а также анабаптистские правила крещения и обряд Евхаристии. Евхаристия трактуется символически, как воспоминание о событии из жизни Иисуса Христа, способствующее возвышению и укреплению чувства веры. Во время совершения обряда Тайной Вечери большинство меннонитов практикуют омовение ног и приветствуют друг друга священным поцелуем.

Упомянутые выше амиши или омиши (the Amish, Ommish, Omish), которых называли также «бородачами», представляют еще одно течение в меннонитстве21. Общество амишей отделилось от Меннонитской церкви в 1693 г., когда швейцарский меннонитский старейшина (министр) Якоб Амман (Аммон, Амен, 1656 - 1730 гг.), родом из Берна, отверг некоторые статьи меннонитского исповедания веры, принятого в Дорте. Он считал, что только благодаря собственным заслугам можно стать лидером конгрегации, но во главе общины не должна находиться женщина.

Амишей в Европе называли еще «горными меннонитами», так как их первые общины-конгрегации возникли в горной Швейцарии. Мужчины-амиши носят длинные бороды.

Якоб Аммон призвал следовать духу ранних трудов Менно Симонса. Он утверждал, что каждый верующий должен пробудить «дух Христов в своём собственном сердце».

В отличие от других протестантов, меннониты, включая амишей, признают крещение только в осознанном возрасте, не дают клятв, отвергают военную службу, участие в работе государственных структур, не оплачивают деятельность своих выборных старейшин-министров (они зарабатывают своими руками). Отвергая детское крещение, меннониты близки баптистам, Арминийским братьям, данкерам, кэмпбеллитам. Подобно квакерам, меннониты полагают, что избрание старейшиной-министром не определяется теологическим образованием кандидата, а даруется Богом.

Вероучение амишей основывается на достаточно буквальном и строгом толковании Библии. Амиши ждут Второго Пришествия Иисуса Христа и Его тысячелетнего царства (хилиазм). Основные положения вероучения амишей основаны на «Декларации главных положений нашей общей христианской веры» (1632 г.), принятой в Дорте. Членство в церкви амишей начинается с крещения по вере (кредобаптизм), которое обычно совершается в возрасте от 16 до 25 лет. Осознанное крещение по вере у амишей - это также необходимое условие для вступления в брак.

В США амиши живут патриархальными семьями, заключая браки только с единоверцами. По воскресеньям в своих фургонах, крытых желтыми тканями или клеёнкой, они отправляются на молитвенные собрания. После собраний члены конгрегации и их семьи собираются на обеды, главным блюдом на которых является бобовый суп.

Амиши одеваются по немецкой, швейцарской, голландской моде XVII - XVIII вв. Дети их носят такие же одежды, что и взрослые, только меньшие по размеру. Женщины обычно одевают капоры, узко прилаженные платья, коричневые, зелёные или какого-либо другого цвета платки, прикрывающие грудь. В домах амишей всегда можно увидеть орнаментированную и до блеска начищенную утварь, расшитые хлопчатобумажные полотенца.

За металлическими изделиями, например, за рессорами для фургонов, амиши обращаются только к кузнецам из собратьев. По сей день амиши отвергают технические блага цивилизации. Ездят они не в автомобилях, а в фургонах или в лёгких двухколёсных повозках с откидным верхом. Амиши считаются своего рода «старообрядцами» даже сре-

21 Бондарь С.Д. Секта меннонитов в России (в связи с историей немецкой колонизации на юге России). - Пг., 1916. - С. XXVIII; Gibbons Ph.E. "Pennsylvania Dutch", and Other Essays. - Philadelphia, 1872. - P. 20 - 22; Wick B.L. The Amish Mennonites. A Sketch of Their Origin, and of Their Settlement in Iowa, with Their Creed. - Iowa City, Iowa, 1894. - P. 4 - 18.

290 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ ВЯ Серия Философия. Социология. Право.

2012. №8(127). Выпуск 20

ди меннонитов. Из праздников, наиболее чтимых амишами, следует выделить Пасху, Вознесение, 4 июля (День независимости США), День благодарения, Рождество22.

Помимо амишей, среди американских меннонитов есть данкеры (Dunkers - от немецкого tunken 'погружать', т.е. 'полностью погружать [крещаемого] в вод/), которые восходят к Крестителям (Баптистам) Евфрата Седьмого Дня (the Seventh Day's Baptists of Ephratah) с их братскими и сестринскими Домами целомудрия (Brother and Sister houses of Celibates). Основателем секты данкеров является немецкий анабаптист Йоганн Петер Миллер, перекрестившийся из католицизма в 1735 г. Представлена в США и Моравская Церковь с обычаем подачи обязательных сладких угощений при сватовстве23.

В России к западноевропейскому анабаптизму восходит штундо-баптизм24. Название этого учения происходит от немецкого Stunde 'братство [друзей Божьих]' и греческого PanxioTOç 'крещенный'. Изначально штундо-баптисты - это вюртембергские анабаптисты или, точнее, баптисты, поселившиеся в российском Причерноморье в 1817 г. Баптисты были преемниками «воинствующих» анабаптистов и английских индепенден-тов XVII в. В 1862 г. учение штундистов вышло за пределы немецких общин и стало распространяться среди малороссов и великороссов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Близким к меннонитству феноменом русской субкультурной религиозности было духоборчество, а также молоканство25. Духоборцы своеобразно толкуют учение о Святой Троице (Святая Троица - существо непостижимое, «Отец - Свет, Сын - жизнь, Дух Святой - покой»), признают «духовное крещение», отрицают церковную иерархию, отвергают пышную обрядность, Евхаристию трактуют символически, считают неприемлемым идти на государственную службу. Брак у них не считается таинством и совершается по одному взаимному согласию молодой четы. Усопших поминают добрыми делами и никакого другого поминовения не совершают, считая, что праведных Сам Господь поминает в царствии Своем. Молитвенных домов у духоборцев нет, культ весьма прост. Общие молитвы совершаются по воскресеньям и по праздникам (Пасха, Пятидесятница, День пророка Илии, Успение Божьей Матери, день памяти Св. мучеников Флора и Лавра как покровителей скотоводства). В общинах духоборцев пьянство, блуд, воровство, ложь жестко наказываются, вплоть до изгнания из общины.

В XVII в. в России молоканами называли всех сектантов, отвергавших учение Православной Церкви о посте и питавшихся в пост скоромной едой. Молоканами часто именовали и духоборцев. Основателем секты молокан, связанной с духоборчеством, считается живший в первой половине XVIII в. Семён Матвеевич Уклеин, портной из дворцовых крестьян села Уварово Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. Молокане предполагали, что их учение имеет английские корни, уходящие в эпоху Ивана Грозного.

Если духоборцы своё учение основывают на устном предании, молокане апеллируют к Библии, признавая Священное Писание единственным источником богопознания. Молокане являются антитринитариями («Бог един, Он есть Дух, Христос - Сын Божий»).

Что касается русского старообрядчества, то нет убедительных доказательств его «генетической» связи с духоборчеством и молоканством. Тем не менее, устройство старообрядческих общин беспоповского толка имеет много общего с устройством общин молокан, духоборцев и анабаптистов-меннонитов.

Хилиазм, отрицание церковной иерархии, государственной власти, военной службы и присяги, сохранение архаичных традиций в повседневной жизни подтверждают типологическое сходство меннонитства и русского старообрядчества, что было обусловлено необходимостью выполнить функцию объединения носителей оппозиционных субкультур в Западной Европе и России.

Список литературы

1. Айвазян К.В. Культ Григория Армейского, «арменская вера» и «арменская ересь» в Новгороде (XIII - XVI вв.) // Русская и армянская средневековые литературы. - Л., 1982.

22 Glimpses of Amish-Mennonite Homes and Some Plain Talks to the Inmates with an Introduction by S.D. Guengerich. - Scottdale, Pa., 1907. - P. 73 - 80.

23 Gibbons Ph.E. "Pennsylvania Dutch", and Other Essays. - Philadelphia, 1872. - P. 21.

24 Буткевич Т.И. Обзор русских сект и их толков. - Харьков, 1910. - С. 461 - 494.

25 Там же. - С. 204 - 383.

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 8 (127). Выпуск 20

2. Ангелов Д. Богомили. - София, 1961; Титлинов Б.В. Лекции по истории русской церкви // Религии мира. История и современность. Ежегодник 1986. - М., 1987.

3. Андерсон В.М. Старообрядчество и сектантство. Исторический очерк русского религиозного разномыслия. - СПб., 1908.

4. Бондарь С.Д. Секта меннонитов в России (в связи с историей немецкой колонизации на юге России). - Пг., 1916..

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Буткевич Т.И. Обзор русских сект и их толков. - Харьков, 1910.

6. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма: Пер. с нем. - М., 2002.

7. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. - Минск, 2007.

8. Кальнев М.А. На радении у хлыстов: Обличение самообольщения хлыстовских лжепророков. - Одесса, 1902.

9. Малиновский Б. Научная теория культуры: Пер. с англ. - 2-е изд. - М., 2005.

10. Розанов В.В. Апокалипсическая секта (скопцы и хлысты). - СПб., 1914.

11. Русские сектанты, их учение, культ и способы пропаганды / Под ред. М.А. Кальнева. -Одесса, 1911;

12. Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. Очерки и лекции: Пер. с англ. - М.: 2001.

13. Соколовский С.В. Меннониты в США // Религии мира. История и современность. Ежегодник 1986. - М., 1987. - С. 67 - 87

14. Conybeare F.C. Russian Dissenters (Harvard Theological Studies. Vol. X). - Cambridge, Mass., London, 1921.

15. Gibbons Ph.E. "Pennsylvania Dutch", and Other Essays. - Philadelphia, 1872.

16. Wick B.L. The Amish Mennonites. A Sketch of Their Origin, and of Their Settlement in Iowa, with Their Creed. - Iowa City, Iowa, 1894.

SOCIAL FUNCTION OF SUB-CULTURAL RELIGIOSITY (THE CASE OF THE OLD BELIEVERS AND THE MENNONITES)

Belgorod National Research University

S.S.POCHEPTSOV

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article is devoted to the problem of analysis of sub-cultural religiosity based on the structural-functional approach. Examples are the Old Believers and the Mennonites. Chiliasm, the denial of the church hierarchy, government, military service and oath, the preservation of archaic traditions in daily life confirm typological similarity of the Men-nonites and Russian Old Believers, which was due to the need to perform the function of union of adherents of opposition subcultures in Western Europe and Russia.

Key words: Old Believers, Anabaptism, Mennonites, Amish, sub-cultural religiosity, religious subculture, sub-cultural religion.