Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2019, №2, Том 11 / 2019, No 2, Vol 11 https://esj.today/issue-2-2019.html URL статьи: https://esj.today/PDF/50ECVN219.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Зотиков Н.З. Социальная функция налогов и страховых взносов // Вестник Евразийской науки, 2019 №2, https://esj.today/PDF/50ECVN219.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Zotikov N.Z. (2019). Social function of taxes and insurance contributions. The Eurasian Scientific Journal, [online] 2(11). Available at: https://esj.today/PDF/50ECVN219.pdf (in Russian)
Грант РФФИ№18-010-00357\18 на тему «Совершенствование налогово-бюджетного механизма и его влияние на экономику региона» на 2018-2021 гг.
ББК У261.41-01(2Рос) УДК 336.221.2(470)
Зотиков Николай Зотикович
ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», Чебоксары, Россия
Доцент кафедры «Финансов, кредита и экономической безопасности»
Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected]
Социальная функция налогов и страховых взносов
Аннотация. Глубокое и всестороннее рассмотрение сущности налогов предусматривает определение социально - экономической природы налогов, их места и роли в процессе воспроизводства. С помощью налогов государство решает экономические, политические, социальные задачи. Реализация практического назначения налогов осуществляется через функции налогообложения. Как и у других экономических категорий, сущность налога проявляется в их функциях.
На протяжении продолжительного времени сущность и основное назначение налогов определялись исключительно с позиции фискальных интересов государства. Налоги рассматривались как источник финансирования государственных потребностей, один из видов доходов государства.
По мнению А.И. Горского, налоги выполняют лишь одну функцию - фискальную. Согласно его мнению, «вменение налогу единственной функции - фискальной - позволяет разделить использование налога в качестве орудия фиска и в качестве орудия налоговой политики. Соответственно, и цели налоговой политики могут находиться в разных плоскостях - фискальной и регулирующей». Существенное изменение взглядов на роль государства в регулировании экономических процессов, происходящих в обществе, привело к выводу о том, что роль налогов не стала ограничиваться исключительно фискальной функцией налогов.
Вопрос о функциях налогов, их количестве и составе продолжает оставаться дискуссионным. Д.Г. Черник, А.В. Брызгалин выделяют такие функции налогов, как фискальная, распределительная, регулирующая, контрольная и поощрительная; А.И. Худяков, М.Н. Бродский выдвигают распределительную и контрольную функции; Д.Г. Черник выделяет такие функции, как фискальная, распределительная, контрольная, внешнеэкономическая; Т.Ф. Юткина - фискальную, регулирующую и др.
Следует отметить, что никто не отрицает существование такой функции налогов, как фискальная, которая характеризуется аккумуляцией финансовых ресурсов государства с целью выполнения общегосударственных программ.
Эта функция обусловлена тем, что, выражая определенную объективно существующую сферу экономических отношений, налоги как экономическая категория имеет специфическое общественное назначение - формирование и использование централизованного фонда денежных средств государства.
В статье автор рассматривает социальную функцию налогов, формы их проявления. Социальная функция затрагивает проблемы справедливого налогообложения, этим предопределена значимость данной функции.
Ключевые слова: функции налогов; социальная функция; налоговая политика; социальная защита населения; принцип справедливости налогообложения; налоговые вычеты; прогрессивное налогообложение; регрессивная шкала; специальные налоговые режимы
Налоги в системе управления социально-экономическими процессами
Из определения налога, содержащегося в ст. 8 НК РФ, вытекает различие интересов государства и налогоплательщиков: как минимум, они не совпадают, а в большей части являются противоположными. В целях сглаживания возникающих социальных противоречий, сохранения баланса интересов государства и налогоплательщиков государство ограничивает верхний предел налогообложения для имущих, и устанавливает необлагаемый минимум для неимущих. Налоговая политика государства влияет на формирование социальной структуры общества, являясь одним из основных инструментов управления социально - экономическим развитием общества. В настоящее время выделяют следующие типы налоговой политики:
• устанавливаются максимальные налоговые ставки по принципу «вдруг заплатят» Однако чрезмерное повышение налоговых ставок может вызвать «налоговую ловушку», то есть повышение уровня налогообложения не приводит к росту доходов бюджета;
• устанавливаются умеренные налоговые ставки, однако это может привести к сокращению финансирования государственных социальных программ;
• устанавливаются достаточно высокие налоговые ставки, при этом сохраняется социальная защита населения.
«Содержание налогов как одной из основных категорий публичных финансов не ограничивается исключительно фискальной составляющей» [1]. «Распределительная функция означает переназначение социальных доходов между определенными категориями населения для того, чтобы устранить неравенство между ними» [2].
Проводимую в России налоговую политику можно отнести к третьему типу, в ней преобладает фискальная направленность.
Осуществлять социальную защиту населения позволяет фактическая цена на нефть, превышающая цену, заложенную в бюджете.
Перед государством стоит задача решения двух противоположных проблем: с одной стороны, необходимо увеличивать поступления доходов в бюджеты, с другой стороны -уменьшить «налоговое бремя на налогоплательщика» [3].
Функции налога, выделяемые в теории и практике налогообложения, взаимосвязаны, отдельно друг от друга самостоятельно выступать не могут. Так, «социальная функция тесно связана с фискальной и регулирующей функциями, так как налоговой базой в данном случае будет являться имущество и доходы физических и юридических лиц» [4]: налоги должны взиматься в большем размере с богатых, значительная их доля в виде социальных выплат поступает малоимущим, таким образом государство «стремится к обеспечению имущественного равенства граждан» [5].
По мнению А.И. Горского [6], налоги выполняют лишь одну функцию - фискальную. Согласно его мнению, «вменение налогу единственной функции - фискальной - позволяет разделить использование налога в качестве орудия фиска и в качестве орудия налоговой политики. Соответственно, и цели налоговой политики могут находиться в разных плоскостях - фискальной и регулирующей». Существенное изменение взглядов на роль государства в регулировании экономических процессов, происходящих в обществе, привело к выводу о том, что роль налогов не стала ограничиваться исключительно фискальной функцией налогов.
Социальная функция налогов направлена на решение социальных задач путем перераспределения национального дохода с целью поддержания в обществе благоприятного климата. Выполнение налогом социальной функции является обязательным условием, без выполнения которого «современное общество не может существовать» [7]. В этом заключается принцип справедливости налогообложения, который предполагает социально - справедливые налоговые отношения в обществе, т. е. сумма налогового изъятия с доходов физического лица должна зависеть от величины его дохода. В своем классическом сочинении А. Смит выделил 4 принципа налогообложения, среди которых принцип справедливости, в соответствии с которым «... каждый гражданин обязан платить налоги сообразно своему достатку»1.
Значение социальной функции налогов резко возрастает в условиях нынешней экономической обстановки в мире и в стране, характеризующейся предъявленными со стороны Запада санкциями, когда большая часть населения нуждается в социальной защите, падают реальные доходы населения. На ухудшение социального положения населения повлияло также повышение ставки НДС с 18 до 20 % с 2019 года: «самыми социально несправедливыми являются косвенные налоги, т. е. НДС, акцизы и таможенные пошлины, так как они перекладываются через цены на потребляемые товары в одинаковой степени на лиц с высокими и с низкими доходами, поглощая относительно более высокую долю доходов низкооплачиваемых слоев» [8].
Социальная функция, затрагивающая проблемы справедливого налогообложения, реализуется путем использования прогрессивных ставок налогов, применения налоговых скидок, вычетов, введения акцизов на товары, не являющиеся предметом первой необходимости. По своей сути, социальная функция регулирует величину налогового бремени с учетом величины получаемых физическим лицом доходов. Государство, используя названные инструменты, направляет действия хозяйствующих субъектов «в том направлении, которое выгодно государству» [3], «.налоги могут или стимулировать или сдерживать темпы экономического развития, а значит им присуща регулирующая функция: стимулирующая, дестимилирующая и воспроизводственная» [9].
Разные исследователи по-разному содержательно наполняют значение функций налогов, в том числе социальной. По мнению Ходова Л.Г., социальная функция налогов предусматривает «механизм поддержки социальных объектов за счет налоговых льгот» [10].
Социальная функция налогов в первую очередь затрагивает интересы физических лиц, проявляется в предусмотренных в главе 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц» вычетах: стандартные, социальные, имущественные, профессиональные; в перечне доходов, освобожденных от налогообложения; главе 34 НК РФ «Страховые взносы» ставках.
1 Смит А. Исследование о природе и принципах богатства народов. М., 1962. Кн.5. Страница 3 из 12
Формы проявления социальной функции налогов, СВ
50ECVN219
Вестник Евразийской науки 2019, №2, Том 11 ISSN 2588-0101
The Eurasian Scientific Journal 2019, No 2, Vol 11 https://esj.today
Налог на доходы физических лиц
Стандартные налоговые вычеты
Данные вычеты предусмотрены ст. 218 НК РФ. В соответствии с подп. 4 п.1 названной статьи доходы родителя уменьшаются 1 400 руб. в месяц на первого ребенка, 1400 руб. - на второго ребенка, 3000 руб. - на третьего и каждого последующего ребенка в возрасте до 18 лет или учащегося дневной формы обучения до 24 лет. Если ребенок является инвалидом, то вычет устанавливается в размере 12 000 руб. Вычеты в указанных размерах предоставляются до месяца, в котором доход налогоплательщика нарастающим итогом с начала года превысит 350 000 руб. (до 2016 года - 280 000 руб.).
Актуальность стандартных вычетов на детей повышается тем, что, по данным Росстата, в России происходит «старение нации», увеличение численности населения не ожидается и в прогнозном варианте (при низком и среднем вариантах численность населения к 2050 году составит соответственно 128 116 тыс. чел. и 146 115 тыс. чел. (на начало 2018 г. - 146 880 тыс. чел.).
По нашему мнению, величина предоставляемых вычетов на детей не стимулирует рождаемость:
• родители за первого ребенка получат выгоду в сумме 182 руб. в месяц (1 400 руб. х 13 %), в год - 2 184 руб.;
• ограничение размера дохода, при достижении которого предоставление вычетов прекращается (350 тыс. руб.), не оправдано. Если учесть среднемесячную заработную плату по России в 2017 г., по данным Росстата, в сумме 36 709 руб., в год - 440,5 тыс. руб., вычеты будут предоставляться лишь в течение 9 месяцев. Следовательно, ежемесячно данный вычет можно получить, если среднемесячная заработная плата составит 29 167 руб. (350 тыс. руб. : 12 мес.), лишь 4,8 % заработной платы не будет облагаться налогом (1 400 руб. : 29 167 руб. х 100 %).
Считаем необходимым в свете выдвинутого Президентом РФ принципа «чем больше детей, тем меньше налог» ограничение величины дохода, при достижении которого вычеты не предоставляются, отменить; величину вычета увеличить до прожиточного минимума ребенка.
Социальные налоговые вычеты
Налогоплательщик в соответствии со ст. 219 НК РФ имеет право на получение социальных налоговых вычетов в случаях, если:
• налогоплательщик со своих доходов перечисляет на благотворительные цели - в размере доходов, перечисленных на указанные цели, но не превышающем 25 % доходов за календарный год;
• физическое лицо оплачивает свое обучение в образовательных учреждениях - в размере фактических расходов независимо от формы обучения;
• родители оплачивают обучение ребенка в возрасте до 24 лет по дневной форме обучения в образовательных учреждениях - в размере фактических расходов, но не превышающей 50 000 руб. на ребенка;
• налогоплательщик оплачивает за медицинские услуги, оказанные ему, супругу (супруге), родителям, детям в возрасте до 18 лет, а также на приобретение медикаментов (по перечню Правительства РФ).
Социальные вычеты, предоставляемые налогоплательщику за свое обучение, в суммах, уплаченных за медицинские услуги, пенсионных взносов по договору негосударственного обеспечения, дополнительных СВ на накопительную пенсию за прохождение независимой
оценки своей квалификации, предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 000 руб. за налоговый период.
Социальный вычет, предоставляемый за обучение детей, ограниченный размером в 50 000 руб., не покрывает фактические расходы на обучение в высших учебных заведениях.
Таким образом, общий размер вычета на ребенка, являющегося студентом дневного отделения, составляет 66 800 руб. (16 800 руб. - стандартный вычет, 50 000 руб. - социальный вычет на обучение), экономия на налоге - 8 684 руб. (66 800 руб. х 13 %), а оплата за обучение составляет 50 000 руб. и более, то есть государство, предоставляя стандартный и социальный вычеты на студента, компенсирует лишь 17 % установленного размера вычета на обучение.
Размер социальных вычетов, предоставляемых на лечение, приобретение медикаментов также необходимо увеличить.
Если физическое лицо оплачивает расходы на новое строительство либо приобретает на территории РФ жилые дома, квартиры, комнаты или доли в них, а также земельные участки для индивидуального жилищного строительства, то налогооблагаемые доходы физического лица уменьшаются на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, но не более 2 000 000 руб. Кроме этого, вычеты предоставляются по расходам на уплату процентов по кредитам, взятым на эти цели, но не превышающем 3 000 000 руб., при наличии подтверждения права на получение имущественного вычета.
Вычет в связи с приобретением жилья в сумме 2 000 000 руб. действует с 2008 года, с этого времени стоимость жилья периодически увеличивается, величина вычета не покрывает фактические затраты по приобретению квартир. При этом следует учитывать, что все расходы, которые несут квартиросъемщики (квартплата, коммунальные услуги и т. п.) постоянно увеличиваются, индексируются ежегодно с учетом инфляции за предыдущий год.
Актуальность вопроса увеличения размера имущественных вычетов повышается тем, что с 1 июля 2019 года вступает в силу закон, по которому привлечение денежных средств граждан для долевого строительства многоквартирных домов допускается только с использованием эскроу-счетов. С этой даты средства долевиков перечисляются в банк, застройщику указанные средства будут перечисляться банком только по завершении строительства объекта. Это вызовет необходимость финансирования строительства за счет кредитных средств банка, что непременно ведет к удорожанию строительства квартир. При этом начисление процентов банками на средства долевиков закон не предусматривает. За счет нововведений проблема обманутых дольщиков разрешится, а с другой стороны, ведет к удорожанию стоимости жилья.
Стандартные, социальные и имущественные вычеты предоставляются в отношении доходов физических лиц, облагаемых по налоговой ставке 13 процентов. Это положение делает бесправными индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, не уплачивающих НДФЛ, в то же время применение специальных налоговых режимов означает уплату ИП единого налога взамен НДФЛ, НДС и налога на имущество физических лиц.
Профессиональные налоговые вычеты
Статьей 221 НК РФ предусмотрены профессиональные вычеты в сумме фактических расходов при их документальном подтверждении для ИП, писателей, композиторов, скульпторов и др. Если они свои расходы документами не могут подтвердить, то им
Имущественные налоговые вычеты
предоставляются вычеты в размерах, установленных названной статьей. Так, ИП имеет право уменьшить свои доходы на 20 процентов.
По нашему мнению, размер профессионального вычета в размере 20 процентов от дохода при осуществлении деятельности, связанной с производством продукции с использованием сырья, вполне обоснован. Что касается торговых операций, размер вычета намного занижен. Проиллюстрируем сказанное на примере.
Например, товар продается за 100 руб., вычеты будут предоставлены в сумме 20 руб., налоговая база по НДФЛ - 80 руб. Прибыль составит 80 руб., рентабельность продаж - 80 %, что не соответствует действительности.
Перечень доходов, не подлежащих налогообложению
Статьей 217 НК РФ предусмотрен перечень доходов, при получении которых НДФЛ не подлежит уплате, в их числе государственные пособия, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, материальная помощь в связи со стихийным бедствием, доходы от продажи недвижимости, если срок владения превысил 5 лет и более и другие доходы, носящие социальный характер.
Ставки НДФЛ
Налоговая ставка по НДФЛ составляет 13 процентов по основному виду доходов в виде заработной платы. Эта ставка является пропорциональной, то есть с увеличением налоговой базы ставка остается постоянной, а сумма налога увеличивается. Россия характеризуется сильной дифференциацией регионов по уровню социально - экономического развития. То же относится и уровня доходов населения. Увеличивается дифференциация регионов по уровню среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников (в 2015 г. в целом по РФ - 33 981 руб. в месяц, по Чукотскому автономному округу - 78 893 руб. [11].
По итогам 2016 года население по величине среднедушевых денежных доходов распределялось следующим образом: имели доходы до 7 000 руб. - 6,1 %; от 7000,1 до 10 000 руб. - 7,9 %; от 10 000,1 до 14 000 руб. - 12,0 %; от 14 000,1 до 19 000 руб. - 14,3 %; от 19 000,1 до 27 000 руб. - 18,1 %; от 27 000,1 до 45 000 руб. - 22,6 %; от 45 000,1 до 60 000 руб. - 8,5 %; св. 60 000 руб. - 10,5 %.2 Приведенные данные свидетельствуют: 26 % населения имеют доходы до 14 000 руб. в месяц, из них 14 % - ниже 10 000 руб. в месяц. В то же время 31,1 % населения имеют доходы от 27 000 руб. до 60 000 руб., 10,5 % - свыше 60 000 руб.
По данным Росстата, уровень заработной платы к среднероссийскому уровню в 2018 г. 43 445 руб.) составляет: по ЮФО - 72,5 % (31 532 руб.), СКФО - 61,5 % (26 721 руб.), ПФО -73,3 % (31 849 руб.).
Таблица 1
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций
Год Среднемесячная заработная плата, руб. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, млн чел. То же, в % от общей численности населения
2010 20 952 17,7 12,5
2012 26 629 15,4 10,7
2013 29 792 15,5 10,8
2 Россия в цифрах. 2017: Крат. стат. сб. / Росстат, - М.Р76 2017. - 511 с. Страница 6 из 12
Год Среднемесячная заработная плата, руб. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, млн чел. То же, в % от общей численности населения
2014 32 495 16,1 11,2
2015 34 030 19,5 13,3
2016 36 746 19,8 13,5
Составлено автором на основании сборника «Россия в цифрах. 2017: Крат. стат. сб. / Росстат, -М.Р76-2017, Интернет-ресурс
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2016 г. по сравнению с 2010 годом увеличивается как в абсолютном, так и относительном выражении. При такой ситуации обложение доходов как малоимущих, так и имущих по одинаковой ставке 13 %, обложение доходов населения, имеющих доходы ниже величины прожиточного минимума, нельзя считать справедливым.
Таким образом, «действующий порядок налогообложения не сглаживает социального разрыва разных групп налогоплательщиков, а, напротив, усиливает социальную поляризацию» [3]. В Германии, Франции, Италии применяется прогрессивная шкала подоходного налога. «В Германии минимальная ставка - 14 %, максимальная - 45 % [3]. Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что практически во всех странах на законодательном уровне установлен необлагаемый минимум на уровне прожиточного минимума, за счет применения прогрессивного налогообложения доходов физических лиц реализуется программа поддержки социально не защищенных слоев населения. Таким образом, обеспечивается «выполнение одной из основных функций государства, а именно социальной» [3].
Применение прогрессивной шкалы по подоходному налогу в этих странах увеличивает поступления налога в бюджет, что обеспечивает выполнение как социальной, так и фискальной функции налогообложения, чем опровергается вывод российских экспертов о возможном уменьшении поступлений НДФЛ в бюджет при введении в России прогрессивной шкалы. Необходимость введения прогрессии по НДФЛ объясняется тем, что разрыв по уровню дохода между высокооплачиваемыми и низкооплачиваемыми слоями населения превышает 15 раз, а также долей НДФЛ в бюджетах субъектов РФ и местных бюджетов (доля НДФЛ в налоговых доходах консолидированных бюджетов субъектов РФ составляет 40-41 процент)3.
По мнению академика РАН Б.С. Кашина, «введение прогрессивной шкалы тормозится из-за непомерной жадности олигархов и плотного контроля с их стороны за органами власти»4.
Страховые взносы
Тарифы СВ для лиц, производящих выплаты в пользу физических лиц, установлены в следующих размерах (пункт 2 ст. 425 НК РФ)
1) на обязательное пенсионное страхование:
в пределах установленной предельной базы для исчисления СВ - 22 %, сверх нее - 10 %;
2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления СВ по данному виду страхования;
3) на обязательное медицинское страхование - 5,1 %.
3 Отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2003-2017 гг. http://www. ro skazna. ru/ispo lnenie -byudzhetov/ko nso lidirovannyj -byudzhet/.
4 Кашин. Выступления в Думе. М. 2016, 192 с. Страница 7 из 12
Таблица 2
База для исчисления СВ во внебюджетные фонды
Период База для исчисления СВ на ОПС, руб. в ФСС, руб. Среднемесячная зарплата, в руб. Зарплата в год, руб. Отношение зарплаты к установленной базе для исчисления в ПФ, %
2010 г. 415 000 415 000 20952 251 424 60,6
2012 г. 512 000 512 000 26629 319 548 62,4
2013 г. 568 000 568 000 29792 357 504 62,9
2014 г. 624 000 614 000 32495 389 940 62,5
2015 г. 711 000 670 000 34030 408 360 57,4
2016 г. 796 000 р. - 22 %, сверх нее - 10 % 718 000 36746 440 952 55,4
База для исчисления СВ в 2017 г. на ОПС - 876 000 руб. - 22 %, сверх нее - 10 %; ФСС - 755 000 руб.; в 2018 г. - соответственно 1 021 000 руб. - 22 %, сверх нее - 10 %; ФСС -815 000 руб., в 2019 г. - на ОПС 1 150 000 руб., сверх нее - 10 %.
Как следует из данных таблицы 2, база для исчисления СВ на ОПС растет темпами, опережающими рост фактической заработной платы. Соответственно отношение средней заработной платы к установленной базе для исчисления СВ в 2016 г. составило 55,4 %, в 2010 г. - 60,6 %.
Регрессивная шкала по СВ в части ОПС не действует. Применение регрессивной шкалы СВ в 2016 г. было бы возможно в случае, если бы среднемесячная заработная плата составила 66 333 руб. (факт - 36 746 руб.). На 10,5 % населения, имевших в 2016 году доходы свыше 60 000 руб. в месяц, регрессивная ставка могла быть применена. В большинстве случаев регрессивная шкала ставок СВ не действует из-за низкой фактической базы для начисления страховых взносов. Бюджет ПФР и в ближайшее время останется дефицитным. Улучшение пенсионного обеспечения в основном будет зависеть от увеличения базы для исчисления страховых взносов, «каковой является начисленная в пользу работников заработная плата» [12].
ИП, не производящие выплат в пользу физических лиц, уплачивают СВ в фиксированном размере. До 2018 г. в расчете учитывалась величина МРОТ на начало года, с 2018 г. СВ установлены в твердых суммах.
Таблица 3
СВ, уплачиваемые ИП, не производящими выплат физическим лицам
Период В части ОПС (при доходе 300 т.р.) В части ФОМС Итого
2013 г. 5205 р. х 12 мес. х 26 % + 1 % с дохода, превышающего 300 т.р. = 16239,6 5205 р. х 12 мес. х 5,1 % = 3185,46 19 425,06
2014 г. 5554 р. х 12 мес. х 26 % + 1 % с дохода, превышающего 300 т.р. = 17328,48 5554 р. х 12 мес. х 5,1 % = 3399,05 20 727,53
2015 г. 5965 р. х 12 мес. х 26 % + 1 % с дохода, превышающего 300 т.р. = 18610,8 5965 р. х 12 мес. х 5,1 % = 3650,68 22 261,48
2016 г. 6204 р. х 12 мес. х 26 % + 1 % с дохода, превышающего 300 т.р. = 19356,48 6204 р. х 12 мес. х 5,1 % = 3796,85 23 153,33
2017 г. 7500 р. х 12 мес. х 26 % + 1 % с дохода, превышающего 300 т.р. = 23400 7500 р. х 12 мес. х 5,1 % = 4590,0 27 990, 0
2018 г. 26545 р. + 1 % с дохода, превышающего 300 т.р. 5 840,0 32 385,0
ИП, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы в связи с применением УСН и не имеющие наемных работников, уплачивают единый налог, уменьшенный на суммы уплаченных СВ в ПФР и ФСС в фиксированном размере (пункт 3.1 ст. 346.21 НК РФ), аналогично ИП, применяющие ЕНВД, также не имеющие наемных работников (п.2.1 ст. 34.32 НК РФ).
По нашему мнению, уменьшение суммы единого налога на сумму СВ в полном объеме, а также увеличение суммы единого налога в размере 1 % от дохода, превышающего 300 т.р., не обосновано. Данное положение приводит к тому, что ИП, применяющий УСН с объектом «доходы», при величине дохода в сумме 500 т.р. в 2019 г., единый налог, начисленный в сумме 30 т.р. (500 т.р. х 6 %), уменьшит на сумму СВ 38 238 руб. (ОПС - 29354 руб. + 1 % с дохода, превышающего 300 тыс. руб. и ОМС 6 884 руб.,) и в бюджет ничего не уплатит, налоговая нагрузка составит 0 % (СВ он не в бюджет платит, а перечисляет на свой лицевой счет на свою будущую пенсию). Это ведет к тому, что доля налога на совокупный доход, уплачиваемого в связи с применением спецрежимов, в налоговых доходах консолидированных бюджетов субъектов РФ, не превышает 5-6 %. В структуре консолидированного бюджета РФ в 2016 г. сумма налога, уплачиваемого малым бизнесом в связи с применением специальных налоговых режимов, составила 388,5 млрд руб., что составляет 0,5 % к ВВП и 1,4 % к общей сумме налоговых доходов [12].
Дополнительные тарифы СВ
Для лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в отношении выплат в пользу физических лиц, занятых на участках с особо вредными условиями труда, введен дополнительный тариф СВ в размере 9 процентов, занятых на участках с вредными условиями труда - 6 процентов. Это связано с тем, что указанные категории работников (шахтеры, сварщики и др.) выходят на пенсию раньше установленного срока соответственно на 10 и 5 лет. Здесь имеет место двойное обложение, так как для этой категории работников установлены повышенные тарифные ставки.
Патентная система налогообложения (ПСН)
При применении ПСН сумма патента исчисляется умножением устанавливаемого законом субъекта РФ величины потенциально возможного к получению годового дохода на ставку налога в размере 6 процентов (ст. 346.48 НК РФ).
В отличие от УСН и ЕНВД, при применении которых ИП, не имеющими наемных работников, сумма единого налога полностью уменьшается на сумму СВ, уплачиваемых за себя в фиксированном размере, такое уменьшение при применение патентной системы не предусмотрено, что ведет к увеличению налоговой нагрузки и снижает привлекательность ПСН. Сумма налога на совокупный доход, уплаченный малым бизнесом в 2017 году, в целом по всем субъектам РФ, составила 446 911,9 млн руб., в том числе УСН - 345 233,2 млн руб. (или 77,2 %), ПСН - 11 193,7 млн руб. (или 2,5 %).
Выводы
Проведенное исследование показало, что на практике в российской налоговой системе налоги недостаточно выполняют свою социальную функцию, что обусловлено в первую очередь несовершенством налогового законодательства. В настоящее время налоговое законодательство серьезно нарушает принцип справедливости.
Действующие нормы и положения НК РФ, регулирующие порядок исчисления «зарплатных» налогов и взносов (НДФЛ, страховые взносы), в части предоставления стандартных вычетов на детей, социальных, имущественных вычетов, применения регрессивной шкалы по СВ недостаточно выполняют свои социальную функцию.
Система налогообложения малого бизнеса далеко не совершенна, она не стимулирует повышение доли и роли малого бизнеса в формировании доходов бюджетов. По нашему мнению, не будет стимулировать рождаемость и принятый закон, предусматривающий
освобождение от налогообложения земельным налогом площади в размере 6 соток для семей, имеющих трех и более детей, налогом на имущество физических лиц площади 5 м2 на каждого ребенка.
Отметим, что в настоящее время не облагается налогом на имущество физических лиц площадь в размере 20 м2. Проиллюстрируем сказанное на примере.
Например, по квартире с площадью 60 м2 кадастровая стоимость установлена в сумме 3 000 000 руб. (на 1 м2 - 50 000 руб.). Ставка налога установлена в размере 0,2 %. В семье 3 детей. В настоящее время от налогообложения освобождена площадь 20 м2. Соответственно, облагается площадь в размере 40 м2, кадастровая стоимость - 2 000 000 руб. (50 000 руб. х 40 м2), сумма налога составит 4 000 руб. По принятому закону дополнительно не будет облагаться площадь 15 м2, облагаемая площадь - 25 м2 (40 - 15), сумма налога составит 2 500 руб. (25 м2 х 50 000 руб. х 0,2 %), экономия на семью в год - 1 500 руб. Аналогично по земельному налогу.
ЛИТЕРАТУРА
1. Л. Григорян. Инструменты реализации регулирующей функции налогов в налоговой системе Российской Федерации // Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва, 2015.
2. А.В. Рябинин. О функциях налогов // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(41). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/6(41).pdf (дата обращения: 27.03.2019).
3. Ю. Зотова. Розвитие социальной функции налогов и налогообложения в современной России // Экономические науки 9(106) 2013.
4. Я. Глущенко. М. Егорова. Сущность, функции и виды налогов // Молодой ученый. - 2015. - №11.4. - С. 67-69. - URL: https://moluch.ru/archive/91/20102 https://moluch.ru/archive/91/20102/ (дата обращения: 27.03.2019).
5. Е.Г. Ефимова, Е.Б. Поспелова. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. -М.: МИИР, - 235 с. 2014 URL: https://finances.social/nalogi-nalogooblojenie_828_830/sotsialno-ekonomicheskoe-soderjanie-funktsii-63272.html (дата обращения: 27.03.2019).
6. Горский И. Сколько функций у налога // Налоговый вестник. 2002, №3.
7. В. Глухов, Ю. Рожков. Налоги в системе управления социально-экономическими процессами Финансы и кредит / (62) УЭкС, 2/2014 URL: http://www.uecs.ru/logistika/item/2744-2014-02-10-07-46-53 (дата обращения: 27.03.2019).
8. А. Булатов, Экономика Социальная функция налогов https://psyera.ru/3892/socialnaya-funkciya-nalogov (дата обращения: 27.03.2019).
9. О. Качур. Дискуссионные вопросы сущности. Функций и принципы налогов // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление, 2014. №3.
10. Е. Мухина. Анализ функций налогов // Электронный научный журнал «Аpriori.серия: гуманитарные науки» №5 - 2015. URL: www.apriori-journai.ru (дата обращения: 27.03.2019).
11. Н. Зотиков, А. Савдерова. Зарплатные» налоги: прогрессия и регрессия // Вестник ИНЬ (Вестник профессиональных бухгалтеров). 2017. № 2. С. 39-47.
12. Н. Зотиков. Налоговая система России: проблемы и перспективы реформирования // Интернет-журнал Науковедение. 2017. Т.9 №3, С. 76.
Zotikov Nikolay Zotikovich
Chuvash state university I.N. Ulyanova, Cheboksary, Russia E-mail: [email protected]
Social function of taxes and insurance contributions
Abstract. A deep and comprehensive examination of the nature of taxes provides for the determination of the social and economic nature of taxes, their place and role in the process of reproduction. With the help of taxes, the state solves economic, political, social problems. The implementation of the practical purpose of taxes through the functions of taxation. Like other economic categories, the essence of the tax is manifested in their functions.
For a long time, the nature and main purpose of taxes were determined solely from the standpoint of the fiscal interests of the state. Taxes were considered as a source of financing state needs, one of the types of state revenues.
According to A.I. Gorsky, taxes perform only one function - the fiscal one. According to him, "imputation of a single function to a tax - fiscal - allows the separation of the use of tax as an instrument of fisc and as an instrument of tax policy. Accordingly, the objectives of tax policy may be in different planes - fiscal and regulatory". A significant change in views on the role of the state in the regulation of economic processes occurring in society led to the conclusion that the role of taxes was not limited solely to the fiscal function of taxes.
The question of the functions of taxes, their number and composition continues to be debatable. D.G. Chernikov, A.V. Bryzgalin distinguish such tax functions as fiscal, distributive, regulatory, control and incentive; A.I. Khudyakov, M.N. Brodsky put forward distribution and control functions; D.G. Cherniky identifies such functions as fiscal, distribution, control, foreign trade; T.F. Yutkina -fiscal, regulatory, etc.
It should be noted that no one denies the existence of such a function of taxes as fiscal, which is characterized by accumulation of financial resources of the state in order to fulfill national programs.
This function is due to the fact that, expressing a certain objectively existing sphere of economic relations, taxes as an economic category have a specific social purpose - the formation and use of a centralized fund of state funds.
In the article, the author considers the social function of taxes, the forms of their manifestation. Social function affects the problems of fair taxation, this predetermines the importance of this function.
Keywords: tax function; social function; tax policy; social protection of the population; the principle of fair taxation; tax deductions; progressive taxation; regressive scale; special tax regimes
REFERENCES
1. L. Grigoryan. Tools for the implementation of the regulatory function of taxes in the tax system of the Russian Federation // Moscow State University. Moscow State University, Moscow, 2015.
2. A.V. Ryabinin. On the functions of taxes // Scientific community of students: Interdisciplinary research: Sat. Art. on mat. XLI Intern. stud scientific-practical conf. No. 6 (41). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/6(41).pdf (appeal date: 03/27/2019).
3. A. Bulatov, Economics The social function of taxes https://psyera.ru/3892/socialnaya-funkciya-nalogov (circulation date: 03/27/2019).
4. N. Zotikov, A. Savderova. Salary "taxes: progression and regression // Bulletin of the IPB (Bulletin of professional accountants). 2017. No. 2. P. 39-47.
5. O. Kachur. Discussion questions of the entity. Functions and principles of taxes // Vestnik VSU. Series: Economics and Management, 2014. No. 3.
6. E. Mukhina. Analysis of the functions of taxes // Electronic scientific journal "Apriori.Series: Humanities" №5 - 2015. URL: www.apriori-journai.ru (circulation date: 03/27/2019).
7. Yu. Zotov. Development of the social function of taxes and taxation in modern Russia // Economic Sciences 9(106) 2013.
8. E.G. Efimova, E.B. Pospelov. Taxes and Taxation: Study Guide. - M.: MIIR, - 235 s. 2014 URL: https://finances.social/nalogi-nalogooblojenie_828_830/sotsialno-ekonomicheskoe-soderjanie-funktsii-63272.html (appeal date: 03/27/2019).
9. V. Glukhov, Y. Rozhkov. Taxes in the management of social and economic processes Finance and credit | (62) CEC, 2/2014 URL: http://www.uecs.ru/logistika/item/2744-2014-02-10-07-46-53 (access date: 03/27/2019).
10. N. Zotikov. The tax system of Russia: problems and prospects for reform // Internet -Journal Naukovedenie.2017. T.9 №3, C. 76.
11. Gorsky I. How many functions does a tax have // Tax Bulletin. 2002, №3.
12. Y. Glushchenko, M. Egorova. Essence, functions and types of taxes // Young scientist. - 2015. - №11.4. - p. 67-69. - URL: https://moluch.ru/archive/91/20102 https://moluch.ru/archive/91/20102/ (appeal date: 03/27/2019).