УДК 1: 316 + 340.5 + 304
ШАРКОВ Антон Валерьевич, аспирант кафедры философии Пермского государственного национального исследовательского университета, Пермь, Россия [email protected]
СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА В ДРЕВНЕМ МИРЕ (на материале КИТАЯ)
Проанализирована социальная функция в древнекитайском государстве. Раскрыта связь ее содержания с социально-экономическим развитием государства и с его цивилизационными особенностями. Доказывается, что реализация социальной функции государства зависит от понимания сущности человека. Важнейшим субъектом реализации социальной функции в древнекитайском государстве оказывается крестьянская община.
Ключевые слова: государство, социальная функция, сущность человека, образование, здравоохранение, социальное обеспечение.
SHARKOV Anton Valeryevich, Postgraduate Student, Chair of Philosophy, Perm State National Research University, Perm, Russia darkdoctor47@yandex. ru
SOCIETAL DUTIES OF THE STATE IN THE ANCIENT WORLD (with reference to CHINA)
The paper considered societal duties performance in the Ancient China. The study demonstrated relation between the content of societal duties and social and economic conditions of the State’ development with civilization specifics, too. The study has proven that realizing societal duties by the State depended on the understanding of core of a human being. The most important agent performing societal duties in the Ancient China was the rural community
Key words: societal duties, core of a human being, State, education, health care, social welfare
Начиная с 80-х гг. XX в. и по настоящее время в мире доминирует неолиберальная концепция государственной социальной политики. Эта политика основывается на представлениях о том, что государство должно свести к минимуму свое присутствие в экономической и, прежде всего, социальной сфере. Вопрос о степени участия государства в социальной сфере сегодня является дискуссионным. Для понимания социальной функции современного государства необходимо отследить историческое развитие этой функции - ее происхождение и проявление в конкретные исторические эпохи.
Функция государства - это определяемые экономической и социальной структурой классового (социально неоднородного) общества основные направления деятельности государства, проявляющиеся в содержании его работы по выполнению стоящих перед ним исторических задач [1, с. 20]. Это определение можно принять за рабочее с одной оговоркой. Она заключается в том, что помимо социально-экономических факторов на функции государства активно оказывают влияние и цивилизационные особенности, такие как культура, менталитет и другие надстроечные компоненты.
По нашему мнению, социальная функция государства - это система мер, принимаемая государством на постоянной основе, для воспроизводства населения и поддержания определенного уровня его жизни с целью сохранения единства и целостности государства, исходя из соответствующего понимания сущности человека. Поэтому с изменениями в понимании природы человека, его сущности и смысла жизни меняется и социальная функция государства. Важнейшей составляющей социальной функции является государственная политика в области образования, здравоохранения и социального обеспечения.
Отметим, что четкое выражение эта функция государства получает лишь XX в., а в Древнем мире она еще не отделена от других важнейших функций государства и присутствует в них в неявной форме. Поэтому большой интерес представляют те направления деятельности государства, где эта социальная функция проявлялась.
Древний Китай представляет собой уникальное явление в мировой истории и культуре. Культура Древнего Китая оказала большое влияние на развитие культур народов, населявших Монголию, Манчжурию, Тибет, Корею и Японию. Известный востоковед Л.С. Васильев считает вполне возможным распространять выводы, сделанные на основе изучения им китайского общества, на весь азиатский регион [2]. С нашей точки зрения, Древний Китай можно признать типичным представителем восточных цивилизаций, который выражает сущностные черты древневосточных государств. В качестве общего признака для всех древневосточных государств можно взять не только культурное развитие, но и способ производства.
Государство на Древнем Востоке и в частности в Китае возникло не на «классовой основе» [3, с. 30]. Для характеристики такого типа государства в научной литературе часто используется понятие «древневосточная деспотия» [4, с. 29-30]. Особенность этого государства состоит в том, что оно сохраняло за собой право собственности на землю и распоряжалось ей по своему усмотрению. В распоряжении главы государства оказывались также налоги, трудовые ресурсы, повинности и т.д. Такая организация социально-экономической жизни
древних китайцев во многом определила социальную функцию государства и ее особенности.
Первое государственное образование на территории Китая носило название Шан-Инь (1600-1027 гг. до н.э.). Это государство характеризовалось наличием бронзовой культуры и невысоким уровнем развития производительных сил, что ставило китайцев в большую зависимость от сил природы. Урожай крестьянина, а следовательно, благосостояние его семьи зависели от погоды. Под влиянием религиозного мировоззрения сложилась одна из важнейших государственных функций древнекитайского государства - ритуально-обрядовая функция [5]. Люди чувствовали себя незащищенными от сил природы и внешних факторов, им было свойственно антропоморфное, иллюзорно-фантастическое понимание природных явлений. Они верили, что с Неба с ними разговаривают их мудрые предки: они вручают мандат на правление и они же определяют состояние погоды, а следовательно, они решают судьбу китайцев. Глава государства - ван, как единственный посредник между Землей и Небом, обращался к высшим силам - душам своих предков и просил снисхождения для своего народа. В этих действиях вана обнаруживается в скрытой форме социальная функция еще не развитого государства. Можно предположить, что выраженность социальной функции государства зависит от уровня развития сущностных сил человека и степени его зависимости от природы.
Социальная функция древнекитайского государства была ограничена небольшим кругом мероприятий. Исследователь древнего Китая М. Лёве, изучавший общественное устройство при династии Хань в I в. до н.э., описывал следующие проявления социальной функции:
- обеспечение прожиточного минимума на всей территории государства путем транспортировок зерна в труднодоступные районы в целях избегания массового голода (население Китая уже к 1-2 гг. н.э. составляло 59 594 978 человек);
- благотворительность императорского двора, поводом для осуществления которой обычно являлись важные государственные события;
- раздача мяса и вина подчиненным при назначении их на государственную должность, а также оказание государственных почестей чиновнику при похоронах;
- материальная помощь (компенсация) со стороны государства тем членам семьи, чей отец или дед погибали при выполнении служебных обязанностей, реже формой благодарности могло быть освобождение семьи от уплаты налогов и повинностей [б, с. 49, 59].
Основным субъектом социальной функции в Древнем Китае являлась семья и крестьянская община. В этих традиционных структурах человек искал помощь, поддержку и получал ее. В первую очередь это касалось людей, ограниченных в своих трудовых возможностях, в возможностях создавать материальные условия своего существования, -больных, пожилых, сирот и т.п. Такое положение вещей связано с коллективным, семейственным, общинным характером жизни китайцев, на которое обратил внимание Г. Гегель. Он писал о том, что дух государственного строя в Китае вытекает из одного принципа, этим принципом является единство субстанционального и индивидуального духа. Этим единством, по мнению немецкого философа, как раз и является дух семейный [7, с. 163-164], который распространялся на все общество.
Отдельного внимания заслуживает такая важнейшая составляющая социальной функции государства, как образовательная. Благодаря конфуцианству образование в Древнем Китае было объектом пристального внимания правительства как на общегосударственном, так и на местном уровнях. Китайские педагоги оценивали роль образования в первую очередь по его роли в формировании и развитии личности, а также по его общественным функциям. Вплоть до Нового времени как неоконфуцианцы, так и их противники единодушно полагали систему образования важнейшей частью системы управления обществом, а обучение народа — самым надежным путем к процветанию государства.
Финансирование всей системы образования в Древнем Китае начиная с эпохи Западного Чжоу (с 1046 г. до н. э.), включая средние и высшие школы, осуществлялось государством через специальные исполнительные органы - приказы (гуань фу). Произошедшее затем сращивание системы обучения с отбором кадров (уникальное явление в мировой практике на столь ранних этапах развития общества) укрепило государственный статус учебных заведений и сделало очевидной социальную функцию образования как процесса подготовки служилых людей [8, с. 396-399, 536-537].
Отбор лучших кандидатов на государственную службу был одной из важнейших и стратегически важных для государства задач. Как заметил Г. Гегель, этому вопросу в Древнем Китае правительство уделяло особое внимание [9, с. 168].
Развитие здравоохранения и медицинской мысли в Древнем Китае тесно было связано с культом здоровья и долголетия, всегда существовавшим в этой стране, а также с приходом в
страну буддизма в I в. н.э.
Отметим, что медицинской практикой занимались люди самого разного социального статуса: шаманы и маги, даосские отшельники, буддийские монахи, ученые-конфуцианцы, официальные и странствующие врачи, народные лекари и т.п. Первоначально подготовка врачевателей осуществлялась преимущественно в рамках семьи, когда ученик со стороны считался членом семьи учителя [10, с. 399].
В государстве Шан-Инь здравоохранение развивалось в форме «родового целительства», которое находилось в тесной связи с культом предков и пребывало в ведении чиновников, выполнявших функции жрецов и предсказателей [11, с. 394-395].
В эпоху Западного Чжоу болезнь понималась как следствие гнева Неба, а лечение становилось возможным путем восстановления расположения предков через молитвы и ритуальные подношения. В этот период медициной начинают заниматься маги и светские врачи (их функции были слабо различимы).
В эпоху Восточного Чжоу на фоне общего социально-экономического кризиса понимание болезни снова меняется, теперь доминировали представления о злых демонах, которые постоянно старались напасть на человека. Излечение было возможно путем привлечения к себе на службу добрых духов через использование талисманов, амулетов и заклинаний.
Так или иначе, медицинская мысль у древних китайцев сформировалась под влиянием философской. В центре и той и другой прослеживается идея гармонии. Соответственно болезнь есть нарушение гармонии в человеке, физической, психологической природы.
Подготовку официальных врачей осуществляли в основном дворцовые, а в некоторые эпохи и региональные ведомства здравоохранения. Такая практика известна с 493 г., когда впервые стало проводиться обучение медицине в Высшем училище (Тай-сюэ), организованном еще в 124 г. до н.э. В 624 г. в столице была создана Высшая медицинская школа (Тай-и-шу), одновременно выполнявшая функции лечебного учреждения, обслуживающего императорскую семью и знать [12, с. 536-537]. Государство также через свои ведомства обеспечивало санитарный и противоэпидемический надзор.
Социальная функция государства проявлялась также через специальные нормы в древнекитайском законодательстве. Оно формировалось под влиянием легизма и конфуцианства и в завершенном своем виде представляло синтез идей этих двух философских школ. Свое законченное выражение традиционная китайская мысль получает в кодексе династии Тан, который известен как «Тан люй шу и». Он был написан в 652 г. и стал основой для всех последующих сводов законодательства императорского Китая. Кодекс в конфуцианском духе определял меру наказания для человека, совершившего преступное деяние, в зависимости от его возраста, здоровья, социального положения и места в системе кровнородственных связей. В первую очередь привилегии распространялись на чиновников. Например, чем выше был ранг чиновников в системе государственной службы, тем более мягкое наказание он мог понести и тем выше была вероятность откупиться от наказания.
Также кодексом предусматривались 10 так называемых «злодеяний». В рамках исследования социальной функции нас интересует четвертое и седьмое, так как в условиях общинного характера жизни китайцев именно эти положения закона укрепляли институт семьи, а значит имели выраженную социальную направленность.
Четвертое, «злостное непокорство», указывает на недопустимость избиения или желания убить близких родственников. Согласно закону, поступить так - значит отбрасывать все моральные основы взаимоотношений между людьми.
Седьмое, «сыновья непочтительность», рассматривает как преступление действия детей, направленные на обособление собственного имущества от имущества семьи, отказ от обязанности содержать своих родителей, а также дедушек и бабушек и других близких родственников [13, с. 1-23].
Такой уклад жизни древних китайцев наложил отпечаток на их менталитет, сформировал свои особенности народного мышления и мировосприятия. Выделим основные из них.
Во-первых, отсутствие религиозной системы и мифологии заменялось у китайцев ритуальной этикой, культом предков и всеобщим устремлением к упорядочению норм посюсторонней жизни, формировало в китайцах особое отношение к институту семьи и уважение к старшим.
Во-вторых, сформировался практицизм мышления, который заключался в разработке практичных норм морали, укреплявших социальные связи между людьми и в итоге ставших теоретической основой исключительной социальной дисциплины.
В-третьих, стремление к социальной справедливости и гармонии, а также непростые природные условия жизни китайцев приучили их не требовать от жизни слишком многого, а действовать из наличных обстоятельств и добиваться максимально возможного результата. Желание перебороть себя, свои недостатки, умение подчиниться общеустановленной норме, стремление к самосовершенствованию можно объяснить весьма строгими требованиями к кандидатам на государственную службу, всегда существовавшими в Китае.
В-четвертых, древним китайцам была присуща идея строго следовать апробированному эталону, интерпретировать свою историю и закреплять в сознании молодого поколения весь положительный опыт. При помощи конфуцианских идей это стало частью национального характера [14, с. 609, 619-621].
Итак, социальная функция государства в Древнем Китае имела свои особенности. Присутствие государства в социальной сфере было сильнее выражено нежели в античных обществах и Древней Руси благодаря способу производства. Способ производства в Древнем Китае, основанный на государственной собственности на средства производства (вплоть до 594 г. до н.э.), во многом предопределил направления активности государства в социальной сфере жизни общества:
а) все общество разделялось на два больших класса: чиновники и все остальные, что превратило государственную службу в весьма почетную работу и сделало ее объектом стремления для последователей конфуцианства;
б) основным работодателем было именно государство, поэтому оно стремилось обеспечить финансирование системы образования как кузницы кадров государственной службы и самостоятельно контролировало отбор кандидатов;
в) система здравоохранения также по преимуществу находилась в государственном ведении, а медицинская мысль развивалась в тесном контакте с философией;
г) теория управления государством, теория права, социальные доктрины и представления о социальной справедливости были неразрывными частями любого философского направления в Древнем Китае. В основе всех социальных доктрин и учений Древнего Китая лежало определенное представление о сущности человека. Все представления как элементы общественного сознания основывались на эмпирическом опыте, реальном наблюдаемом процессе жизни людей и отношениях между ними.
С точки зрения цивилизационных особенностей интересно то, что важнейшим субъектом социальной функции была крестьянская община и традиционные социальные структуры. На протяжении всего периода древности древнекитайское государство активно стимулировало человеческий потенциал своего населения и постоянно поддерживало в нем такие качества, как сноровка, умение преодолевать трудности, стремление к организованности, что на тысячелетия отложилось в национальном характере китайцев.
Однако следует признать, что все же целый круг мероприятий в области социального обеспечения ложился на крестьянские общины и традиционные структуры, к которым принадлежал тот или иной человек. Государство считало, что многие социальные проблемы могут решаться и без государственной поддержки силами самой общины.
Древнекитайские теории справедливого общественного устройства так или иначе в качестве активного субъекта включали государство. Эти первые представления о социальном идеале формулировались на основе смутно улавливаемой отчужденной родовой сущности человека [15]. Мы можем утверждать, что древнекитайское общество характеризуется отчуждением универсальной родовой сущности человека в пользу государства, олицетворением которого выступал ван (император) и чиновничество. К концу периода древности в Китае, как нигде в другом месте, социальная функция окончательно получила мощное теоретическое обоснование в лице конфуцианства, которое стало официальной государственной идеологией.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Бондарев А.С. Функции государства: понятие и классификация // Юридическая наука в современном мире: фундаментальные и прикладные проблемы: Сб. науч. тр. юрид. ф-та / Перм. ун-т. - Пермь, 2000. Ч. I. - 271 с.
2. Коньков Д.С. Особенности политогенеза в странах дальневосточного региона // Известия Томского политехнического университета, 2009. Т. 314, № 6, - с. 150-159.
3. Илюшечкин В.П. К вопросу о формационной характеристике древнего и средневекового общества в Китае. — В кн.: Социальная и социально-экономическая история Китая, (сборник статей). - М., 1979. - 255 с.
4. Бухарин М.Д., Ладынин И.А., Ляпустин Б.С., Немировский А.А. История Древнего Востока: Дрофа; - М.; 2009. - 1164 с.
5. Тарасова Е.А. Феномен «власть» в культуре Древнего Китая // Учёные записки Комсомольска-на-Амуре государственного технического университета, IV-2 (4), 2010 г., - с. 10б—110.
6. Лёве М. Китай династии Хань. Быт, религия, культура / Пер. с англ. С. Фёдорова. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. - 224 с.
7. Гэгель Г.В.Ф. Лекции по философии истории / пер. А. М. Водена, -СПб.: Наука, серия "Слово о сущем", 2000. - 480 с.
8. Духовная культура Китая: энциклопедия в 5 т. [Т. 5] Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и
образование / ред. М.Л. Титаренко и др., 2009. - 1087 с.: ил. — ISBN 978-5-02-036381-б (в пер.).
9. Гегель Г.В.Ф. Указ. соч.
10. Духовная культура Китая: энциклопедия в 5 т. [Т. 5] Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и
образование / ред. М.Л. Титаренко и др., 2009. - 1087 с.: ил. — ISBN 978-5-02-036381-б (в пер.).
11. Там же.
12. Там же.
13. Тан люй шу и (Кодекс династии Тан с комментариями и разъяснениями). Цзюань I. Серия «Жэнь жэнь вэньху». Тайбэй, 1980, - с. 1-23.
14. Васильев Л.С. Древний Китай: в З т., Т. З. Период Чжаньго (V—III вв. до н.э.). 200б. - б79 с. — ISBN 5-02018466-7 (в пер.).
15. Мусаелян Л.А. Становление концепции исторического процесса и проблема отчуждения родовой сущности человека // Новые идеи в философии: межвуз. сб. науч. тр. / Перм. ун-т. - Пермь, 2002. Вып. 11. - С. 60-81.
REFERENCES
1. Bondarev A.S. Funktsii gosudarstva: ponyatie i klassifikatsiya // YUridicheskaya nauka v sovremennom mire: funda-mentalnye i prikladnye problemy: Sb. nauch. tr. yurid. f-ta / Perm. un-t. - Perm, 2000. CH. I. - 271 s.
2. Konkov D.S. Osobennosti politogeneza v stranakh dalnevostochnogo regiona // Izvestiya Tomskogo politekhnich-eskogo universiteta, 2009. T. 314, № б, - s. 150-159.
3. Ilyushechkin V.P. K voprosu o formatsionnoy kharakteristike drevnego i srednevekovogo obshchestva v Kitae. - V kn.: Sotsialnaya i sotsialno-ekonomicheskaya istoriya Kitaya, (sbornik statey). - M., 1979. - 255 s.
4. Bukharin M.D., Ladynin I.A., Lyapustin B.S., Nemirovskiy A.A. Istoriya Drevnego Vostoka: Drofa; - M.; 2009. - 1164 s.
5. Tarasova E.A. Fenomen "vlast" v kulture Drevnego Kitaya // Uchenye zapiski Komsomolska-na-Amure gosudarstven-nogo tekhnicheskogo universiteta, IV-2 (4), 2010 g., - s. 106-110.
6. Leve M. Kitay dinastii KHan. Byt, religiya, kultura / Per. s angl. S. Fedorova. - M.: ZAO TSentrpoligraf, 2005. - 224 s.
7. Gegel G.V.F. Lektsii po filosofii istorii / per. A. M. Vodena, -SPb.: Nauka, seriya "Slovo o sushchem", 2000. - 480 s.
8. Dukhovnaya kultura Kitaya: entsiklopediya v 5 t. [T. 5] Nauka, tekhnicheskaya i voennaya mysl, zdravookhranenie i obrazovanie / red. M.L. Titarenko i dr., 2009. - 1087 s.: il. - ISBN 978-5-02-036381-6 (v per.).
9. Gegel G.V.F. Ukaz. soch.
10. Dukhovnaya kultura Kitaya: entsiklopediya v 5 t. [T. 5] Nauka, tekhnicheskaya i voennaya mysl, zdravookhranenie i obrazovanie / red. M.L. Titarenko i dr., 2009. - 1087 s.: il. - ISBN 978-5-02-036381-6 (v per.).
11. Tam zhe.
12. Tam zhe.
13. Tan lyuy shu i (Kodeks dinastii Tan s kommentariyami i razyasneniyami). TSzyuan I. Seriya "ZHen zhen venkhu". Taybey, 1980, - s. 1-23.
14. Vasilev L.C. Drevniy Kitay: v 3 t., T. 3. Period CHzhango (V-III vv. do n.e.). 2006. - 679 s. - ISBN 5-02-018466-7 (v per.).
15. Musaelyan L.A. Stanovlenie kontseptsii istoricheskogo protsessa i problema otchuzhdeniya rodovoy sushchnosti che-loveka // Novye idei v filosofii: mezhvuz. sb. nauch. tr. / Perm. un-t. - Perm, 2002. Vyp. 11. - S. 60-81.