Научная статья на тему 'Социальная философия Происходящего. Новая книга И. М. Ильинского'

Социальная философия Происходящего. Новая книга И. М. Ильинского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
287
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная философия Происходящего. Новая книга И. М. Ильинского»

РЕЦЕНЗИИ И АННОТАЦИИ

Социальная философия Происходящего. Новая книга И. М. Ильинского

Ильинский И. М. Между Будущим и Прошлым: Социальная философия Происходящего. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. 664 с.

Только что вышла в свет новая книга ректора Московского гуманитарного университета И. М. Ильинского, которая заметно отличается от его двух предыдущих книг, посвященных проблемам высшего образования. Я имею в виду книги «Образовательная революция» (М., 2002) и «Негосударственные вузы России: опыт самоидентификации» (2004). Эти книги, положительно оцененные в научном сообществе, представляют собой осмысление места и роли высшей школы в наше время, на переломе эпох. Надо сказать, что в теме образования И. М. Ильинский нашел важные аспекты, выводящие обсуждение вопросов за пределы организации учебного процесса, содержания образовательных программ и т. п. в область обобщений о миссии знания в обществе абсурда, каковым ему представляемся современный мир.

В своей новой книге, выразительно названной «Между будущим и прошлым», автор открыто идет в сферу социальной философии: он объединяет в одной книге свои социально-философские работы и эссе, неопубликованные ранее статьи и дневниковые записи, относящиеся к периоду с середины 1980-х годов до наших дней. Тексты, в самом деле, очень разные: здесь четыре брошюры, посвященные в конечном счете тому, что стало заглавием одной из них — куда идти России. Но аспекты не совпадают: одна ха-

рактеризует страну на распутье, другая посвящена проблеме террора и терроризма, третья — «культуре» войны и Культуре мира, четвертая — молодежной политике российского политического центризма. Эти брошюры — своего рода ядра четырех разделов, и уже то, как эти разделы названы, — свидетельство того, что перед нами не сборник текстов, написанных в разное время и по разным поводам, а некий целостный замысел. Вот эти названия: «Социальный проект для России», «Судьбы планеты», «Новое понимание мира», «Смена поколений». Как замечено в книге, четыре брошюры и десятки статей, фрагментов, набросков, заметок на полях объединены стремлением постичь глубинный смысл, сущность всего, что творится вокруг, но прежде всего того, что находится в центре общественного внимания, потрясает воображение и в то же время оказывается непонятым большинством современников.

Да, рефлексия по поводу Происходящего пронизывает весь материал книги. Но это не ретроспекция, не переписывание истории. Идея автора состоит в том, чтобы посмотреть на Прошлое из Будущего, и в этом ракурсе он ставит вопрос: «Что же будет завтра с Россией?» Во введении И. М. Ильинский пишет: «На первый взгляд, вывод напрашивается самый печальный. Но так ли это? Ведь есть немало молодежи, которая беззаветно любит Россию; ее голос мы еще не услышали... Пока. В потенциале она обладает силой, которая способна переломить ход событий к лучшему исходу. Я в этом уверен» (С. 3). Профессор Ильинский известен своими ра-

ботами о молодежи и молодежной политике, и в новой книге этот его давний интерес постоянно просвечивает через размышления о человеке и его мире. Собственно многие тексты, в том числе ранее неопубликованные, были написаны, как можно понять из их содержания, в связи с научными исследованиями по молодежной проблематике. Но вся оригинальность замысла состоит в том, что работы, отражающие реальные черты реального вреиени, поставлены в особые контексты, и мы имеем дело не со сборником статей о перестройке, гибели СССР, либерализации России и ее нынешних бедах и т. д., а с циклическим развитием идей философского характера.

Чтобы это лучше себе представить, приведу названия фрагментов, составляющих третью главу «Новое понимание мира». В нее входят тексты «О кодексе мировой политики», «О «культуре» войны и Культуре мира», «О человеке», «О борьбе за человека», «Об истории», «О новом мировоззрении», «О плюрализме», «О свободе и несвободе», «О правде», «О сознательности масс», «О демократизации», «О революционном мышлении», «О «единственно верной» идеологии», «О крахе идеи», «О социальном интеграторе», «О новой морали», «О деидеологизации и национальной идее», «О российской жажде мифов», «О страсти к Шеренге и Кругу», «О традициях», «О вере», «Об Отчизне», «О памяти и понимании», «О цели рождения», «О том, что между рождением и смертью», «О Красном, Черном, Белом», «О перемене в человеке», «О заслуженном счастье», «О друзьях и врагах», «О творчестве», «О смерти», «О смысле жизни». Я привожу этот перечень не слу-

чайно. Достаточно взглянуть на оглавление, чтобы понять: перед нами попытка в современных условиях реализовать задачи, некогда поставленные перед собой Мишелем Монтенем, когда он создавал свои «Опыты». Монтень пишет, казалось бы, обо всем на свете, но в конце концов — о понимании противоречивого мира частным человеком, который вносит в этот мир определенную целостность. Избранный И. М. Ильинским путь мне представляется плодотворным. Эс-сеистская природа книги позволяет не только заявить о социальной философии Происходящего, но и удержаться в пределах такого взгляда на то, что нас окружает сейчас и окружало в относительно недавнем прошлом. Замечу, что короткие фрагменты (некоторые занимают один абзац) для социально-философского дискурса дают нередко больше, чем обстоятельные статьи. Но если бы отобрать только их, оставив за пределами книги аналитические работы, мог бы утеряться замысел: ведь это не собрание афоризмов, а стремление осмыслить крайне сложные процессы изменения России и мира.

Думаю, книга И. М. Ильинского будет встречена читателями с интересом. Мне не всегда ясны трактовки автором тех или иных событий, которое отошли в прошлое или мне неизвестны. Но нет смысла фиксировать внимание на каких-то недостатках, когда мы имеем дело с книгой-размышлением. Реальное размышление не составляет «железного потока» аргументов и, между прочим, именно своей незавершенностью, открытостью для диалога рождает встречную реакцию, ответное размышление.

Т. Ф. Кузнецова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.