Научная статья на тему 'Социальная экология: саморегуляция взаимоотношений общества с природой'

Социальная экология: саморегуляция взаимоотношений общества с природой Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2146
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / SOCIAL ECOLOGY / SOCIAL ISSUES / ENVIRONMENTAL EDUCATION / NATURAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Чуйкова Людмила Юрьевна

В статье рассмотрены механизмы саморегуляции взаимоотношений между обществом и природой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Чуйкова Людмила Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ECOLOGY: SELF-REGULATION OF RELATIONS OF SOCIETY WITH NATURE

This article examines the mechanisms of self-regulation of relations between society and nature

Текст научной работы на тему «Социальная экология: саморегуляция взаимоотношений общества с природой»

А СТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№4 (42) 2017. с. 57-71.

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ: САМОРЕГУЛЯЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

ОБЩЕСТВА С ПРИРОДОЙ Людмила Юрьевна Чуйкова Астраханский государственный университет lud chuikova@mail.ru

социальная экология, социальные проблемы, экологическое образование, природные ресурсы в статье рассмотрены механизмы саморегуляции взаимоотношений между обществом и природой

SOCIAL ECOLOGY: SELF-REGULATION OF RELATIONS OF SOCIETY WITH

NATURE L. Chuikova Astrakhan State University

social ecology, social issues, environmental education, natural resources

This article examines the mechanisms of self-regulation of relations between society and nature

В различные исторические эпохи различные народы, заселяя новые территории, адаптировались в новых условиях не только физиологически, но и социально. Для обеспечения своего существования они изменяли окружающую среду. При этом они вырабатывали способы ее преобразования, использования ее ресурсов и учились находить оптимальные способы регуляции отношений с природой [15].

Так, в Древнем Китае, ограниченность пахотных земель на этапе активного развития земледелия и животноводства, привела к развитию различных способов мелиорации земель. Уже в VII веке новой эры на затапливаемых низменных побережьях между реками Хуанхэ и Янцзы возводятся дамбы, строятся оросительные каналы, земли удобряются органическими удобрениями, перегноем, добываемым из древних почв в лессовых породах, минеральными удобрениями, изготовленными из растертых сланцев. Из стран Юго-Восточной Азии была заимствована культура выращивания риса, которая заменила просо и пшеницу, так как это наилучшим образом соответствовало климатическим условиям, а также - условиям, сформированным в результате возведения оросительных систем.

Но чем больше люди изменяли дамбами и каналами естественные ландшафты, тем более формировалось в китайском народе стремление сооружать рукотворные, как бы природные, ландшафты. Оно переросло в искусство «фэншуй», которое получило на Западе название ландшафтной архитектуры

Если мы обратимся к истории Нидерландов, то обнаружим нечто подобное. Имея значительные территории, занятые морем, голландцы научились отвоевывать их у него, сооружая польдеры - отгороженные от моря дамбами территории, предназначенные после цикла мелиоративных работ, к сельскохозяйственному использованию. Достигнув значительных успехов в создании высокопродуктивных земель сельскохозяйственного назначения, голландцы часть этих земель преобразовали под естественные ландшафты и присвоили им статус национальных парков. Так был создан природный парк Брабант-Бисбош с водно-болотными угодьями и другие национальные парки. Однако, в последнее время, экологи Голландии работают над воссозданием на этих территориях естественных экосистем, состоящих из коренных сообществ, характерных для этих мест. А в населенных пунктах (в городах и поселках), на прилегающих к домам земельных участках, жители создают миниатюрные квазиприродные ландшафты.

Так в процессе заселения природных территорий у народов формировалась культура вживания в окружающую природную среду. Часть культурных достижений в этой области передавались от поколения к поколению в виде традиций. Они-то и составляли ядро экологической культуры народа.

В дальнейшем, культура взаимоотношений общества с природой претерпевала изменения: ее уровень то повышался, то падал. Это обуславливалось тем, что интересы природы, в зависимости от тенденций социального развития, представлялись по-разному. А в зависимости от этого в обществе была принята различная по типу экологическая культура, а у населения вырабатывалась (или воспитывались) различные типы экологического сознания (об этом будет рассказано в следующих параграфах), что обуславливало определенное состояние окружающей природной среды.

Из анализа рассмотренных ранее примеров можно сделать следующие выводы:

1) естественные условия окружающей среды формируют определенные культурные достижения у проживающего населения, относящиеся к сфере взаимоотношений с природой;

2) накопление культурных достижений в отношениях с природой влечет за собой качественные изменения в этих отношениях и переводит состояние общества на более высокий уровень развития, характеризующийся более высокой степенью устойчивости.

Последнее означает, что, накопив достаточное количество экокультурных достижений, социальная система стремится к восстановлению естественных ландшафтов и экосистем, к совершенствованию системы регулирования отношений с природой, к усилению контроля над природопользованием, предпринимает практические действия по формированию на урбанизированных территориях квазиприродных систем и ландшафтов и, таким образом, достигает устойчивого внутреннего состояния и баланса взаимоотношений с природой.

Можно выделить, по меньшей мере, три составляющих понятия «экологическая культура социальной системы»:

1. Экологическая культура населения;

2. Экологическая культура социальной среды (насыщенность социальной атмосферы экологической информацией, экологическими действиями, экологическими традициями, установками);

3. Состояние и качество природной среды в месте проживания.

Процесс формирования экологической культуры населения означает выработку различных качеств, необходимых сообществу людей, населяющему определенную территорию, для того чтобы сохранить жизненные качества природной среды и устойчивость существования сообщества.

Состояние природной среды в месте проживания населения, сложившееся в каждый конкретный период времени, является продуктом экологической культуры населения в этот период времени.

Но нельзя не учитывать состояние социальной среды, характеризующееся отношением общества к природе, к экологическим проблемам. В каждый конкретный исторический период, состояние социальной среды также является продуктом культурных достижений населения (или отдельных личностей). Результат или продукт некой совокупности культурных достижений населения (или отдельных личностей), проявляющийся в состоянии социальной среды по отношению к природе можно назвать экологической культурой социальной среды.

С другой стороны, состояние природной и социальной сред, оказывает влияние на формирование экологической культуры населения.

История человечества дает много примеров, свидетельствующих о том, что гармоничное состояние окружающей природной и социальной сред способствует формированию экологической культуры населения, ранее там не проживающего. Так, например, древние римляне, заняв территорию, принадлежащую этрускам и увидев царящую

там гармонию природы и общества, восприняли многие элементы культуры отношений с природой у этого народа: способы и навыки землепользования, водопользования, градостроительства, традиции возобновляемых форм природопользования, отношение общества к природе.

Это означает, что не только уровень экологической культуры населения оказывает влияние на состояние природной среды в месте проживания, но и состояние социальной среды: приоритеты в политической, образовательной, информационной (средства массовой информации), этической (принятые в народе нормы и правила), эстетической сферах, направленность общественной инициативы (какие проблемы поднимает активная часть населения) - создает определенные социокультурные условия, оказывающие влияние и на состояние окружающей среды, и на формирование уровня экологической культуры следующих поколений. В совокупности эти составляющие дают то, что, мы называем экологической культурой социальной системы.

Уровень экологической культуры социальной системы можно оценить:

1) по состоянию природной среды в, определяемому физико-химическими, биологическими (растительность, животный мир) и др. параметрами;

2) по состоянию социальной среды, определяемому показателями, характеризующими степень насыщенности информационного пространства вопросами экологии (информационный показатель), государственной политики (региональной, федеральной) решением проблем взаимоотношений общества и природы (политический показатель), степень соотношения (гармонии) природных и антропогенных компонентов в урбанизированной среде (эстетический показатель), степень направленности общественного сознания на экологические проблемы (идеологический показатель), степень вовлеченности населения в решение экологических проблем (показатель активности);

3) по состоянию экологической культуры населения, оцениваемому на основании замеров различных показателей (экологических знаний, умений обустроить среду вокруг жилища, навыков поведения в окружающей среде, экологических установок и ценностных ориентиров, передаваемых по каналам семейного воспитания, поведения в различных производственных ситуациях и др.).

Разработка количественных критериев по вышеназванным показателям позволит замерять уровень экологической культуры социальной системы различного ранга.

В своем развитии под влиянием множества факторов природа порождала и «доводила» с помощью законов эволюции до совершенства различные формы существования живого вещества. Причем, новая форма могла развиваться только при условии ее оптимального вхождения в уже существующую экосистему биосферы. То есть, ни одна форма существования живого не могла бы выжить если она конфронтировала с уже существующим в биосфере порядком и условиями. Если же, хотя бы один вид, нарушал отлаженные природные взаимосвязи или не вписывался в систему (например, не адаптировался к природным условиям, или, попав в уже занятую экологическую нишу, не смог победить конкурентов в борьбе за кормовую базу и т.п.), то он был обречен на вымирание.

Человечество, как биологическая форма, было доведено эволюцией до совершенства. На пути к совершенству природой были уничтожены несовершенные видовые варианты человека. Как более совершенный биологический вид, человечество стремилось распространиться на территории Земли как можно шире и освоить ее. Однако, расширение границ распространения любого вида не может происходить безгранично. Благодаря обратной связи, наступило торможение процесса вытеснения человечеством других биологических видов. Так например, человечество не смогло занять жизненное пространство водной среды и приспособиться к жизни в океане.

То же самое можно сказать об эволюции социальной организации человечества, то есть об эволюции общества и социальной системы в рамках которой оно существует. На пути к

современному обществу существующему в рамках современных социальных систем, по расчетам современных ученых, на Земле народилась и угасла 21 цивилизация, в каждой из которых было немало своеобразных социальных систем. Наверное, они делали ошибки и путь, который они выбирали не мог привести к выживанию.

Современная цивилизация в ходе множественных отношений - военных конфликтов и взаимовыгодных торговых связей - вырабатывала позитивный опыт межсоциальных и межличностных отношений, что способствовало выживанию и прогрессивному развитию социальных систем. При этом происходило развитие науки и образования, которые приводят к открытиям технологий в различных областях жизни.

Однако, подъем в производственной и хозяйственных областях означает усиление нагрузки на природу. Это приводит к нарушению равновесных взаимоотношений и их дисбалансу - кризисам и катастрофам, которые могут иметь разрушительный характер для нынешней цивилизации.

Возможно, что на ее «обломках» возникнет новое общество, усвоившее, ошибки предыдущего. Так происходят эволюционные поиски правильного пути и культурные инструменты саморегуляции общественного развития. Иначе говоря, ошибки общества приводят не только угасанию данного вида цивилизации, но и познанию принципов общественного выживания. Их называют культурными достижениями, определяющими оптимальное культурное поведение народа, или нравственными ценностями. Общество, познавшее и принявшее их, становится саморегулирующейся системой.

Так как развитие социальных систем и цивилизации в целом идет по пути усиления техногенного воздействия на природу и движения к глобальному экологическому кризису, то увеличивается роль и качество культурных регуляторов.

В середине XX века когда перед человечеством возникла экологическая проблема, заключающаяся в утрате качества природных сред и утраты жизнеспособности человеческой популяции - эта проблема стала одной из наиболее значимых проблем современности для всего мирового сообщества, включая Россию.

Необходимость удовлетворения потребностей населения служит основанием для развития производственной сферы экономики, которая оказывает наибольшее негативное воздействие на окружающую среду. Но при этом в обществе еще не работают культурные компенсационные механизмы, уравновешивающие нарастающее давление мирового производства на окружающую среду.

Термин «культура» произошел от латинского слова cultivo - означающее: возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание.

Рассмотрим назначение такого достижения духовной культуры общества, как традиции.

Различные этносы сосуществовали в определенных взаимоотношениях между собой. Расширить определенной этнической общности свое влияние и укрепить позиции позволяли ее культурные достижения. То есть становление общественного уклада, рост уровня духовной и материальной культуры происходил с различной скоростью. Однако, в конкурентной борьбе за выживание различных этнических групп побеждала та, что сумела вырваться вперед в своем культурном уровне.

В процессе своего эволюционного развития общество вырабатывало определенные установки (типа: это - можно, а это - нельзя и т.п.), правила взаимоотношений (с детьми, престарелыми, с родственниками и т.д.), выводы наблюдений за природой, обобщения индивидуального жизненного опыта, являющиеся результатом опытного познания природного и социального окружения. Эта информация являлась как бы уроками, усваиваемыми поколениями и передаваемыми от поколения к поколению в определенной форме.

Информация социального и культурного характера, представляющая собой регламентированной формы обычаи, знания, идеи, обряды, правила поведения, взаимоотношения и т.п. называется традициями.

Таким образом, общество в процессе саморегуляции различных отношений вырабатывало традиции, позволяющие ему закрепить уроки практического познания природы и самих себя.

Рассмотрим действие различных факторов социокультурного характера на культуру отношений с природой.

Общество вырабатывало традиции, позволяющие ему закрепить уроки практического познания взаимоотношений с природой и между членами его членами.

Не стоит думать, что традиции имеют только древние корни и не имеют авторства. Традиции можно вводить в общество через государственные идеологические, просветительские и образовательные структуры. Так в послереволюционное время через систему народного образования были введены коммунистические традиции, содержащие определенные обряды, ритуалы, праздники для различных возрастных групп. Для детей младшего возраста - обряд вступления в октябрятскую организацию, который предусматривал ритуал посвящения. Для детей среднего возраста - обряд вступления в пионерскую организацию и ритуал посвящения в пионеры, для молодежи - в комсомольскую организацию, также предусматривающий определенный ритуал. Для взрослых был разработан обряд приема в члены коммунистической партии. В традициях этих организаций предусматривалось выполнение определенных правил, которые декларировали определенный стереотип поведения - защиту интересов партии, приоритет идеологических партийных ценностей над кровными родственными и т.п. Традиции эпохи коммунизма повлияли на воспитание нескольких поколений людей. Они заложили в сознание людей идеалы и ценности, во многом противоречащие истинной природе человека. Коммунистические традиции также повлияли на систему образования: в ней были учебные дисциплины идеологического плана, такие как «Основы научного коммунизма», «Марксистко-ленинская философия», «История КПСС» и другие.

Этот пример показывает, как привнесенные традиции могут влиять на формирование ценностных установок.

Теперь рассмотрим коренные традиции, апробированные временем. Среди них и традиции религиозного характера, народные традиции, регламентирующие межличностные взаимоотношения, а также - отношения с природой. Религиозные традиции имеют синтетическую для многих религий основу, которая характеризует утверждение общечеловеческих ценностей. Они внедряются в сознание с помощью авторитета высоконравственной (святой) личности. Поэтому многие культовые обычаи и традиционные праздники являются сходными и по сути и по внешней форме в различных религиях.

В народных традициях выражено уважительное отношение людей к природе. В крестьянских семьях, сильных народными традициями, культивировалось уважительное отношение к земле, растениям и животным на ней обитающим. Без особой необходимости (для пропитания) не истреблялись животные. Даже, тех животных, которые приносили вред крестьянским хозяйствам, не пытались истреблять всем миром. Дети воспитывались в трудолюбии и любви к природе. Для ведения сельскохозяйственных работ, крестьяне пользовались народными приметами и религиозными праздниками, от которых велся отсчет времени проведения сельскохозяйственных мероприятий.

Традиции предусматривали обучение взаимоотношениям между людьми: уважение к старшим, к родителям, регламентировали виды работ для женщин и т.п. И все это имело целесообразность, отвечающую принципам выживания и сохранения здоровья человеческой популяции. Методы воспитания детей также определялись традициями.

Однако, действие такого обусловленного социальной эволюцией фактора, как народные традиции в отношениях с природой, не приносит позитивных результатов, если у людей, активно занимающихся природопользованием, утрачиваются нравственные и моральные основы. Воздействия на окружающую природную среду становятся самым значительными по разрушительности при духовной деградации общества.

Рассмотрим действие этих факторов.

Мораль и нравственность - понятия, на первый взгляд, одинаковые по смыслу, на самом деле имеют различия. По мнению академика Н.Н. Моисеева [1], нравственность -понятие более широкое, относящееся, прежде всего, к общественному сознанию и предназначенное для создания ориентиров общества в целом, а также норм общественного поведения каждого его члена, с целью самосохранения цивилизации. Мораль - это совокупность норм, регламентирующих межличностные отношения. Назначение морали -сохранить мирные межличностные отношения, что, в конечном счете, направлено опять же на сохранение согласия в обществе и его прогрессивное развитие.

Процесс становления нравственности и морали - длительный эволюционный процесс. Он связан с общечеловеческим и индивидуальным опытом взаимоотношений с внешним окружением ярких личностей. Опыт человечества в сфере накопления нравственного и морального опыта передавался через нормы поведения, формируемые традициями, религиозными установками и устанавливаемые государством.

Утрата моральных и нравственных установок по отношению к природе является результатом и социальных и научно-технических революций.

В двадцатом столетии человечество начало активно преобразовывать природу. Все предыдущие столетия взаимоотношения с природой отличались достаточной его пассивностью. Естественно, что при таких взаимоотношениях, природа не выступала в роли объекта противостояния общественным потребностям.

Но с развитием общества, прессинг на природу возрастает. Приобретая опыт взаимоотношений с природой человечество может дойти до естественного конца.

Вместе с тем, в дореволюционной России были сильны такие надежные основы духовности как традиции, вера и естественнонаучное знание. Под влиянием, уходящих корнями в глубокое прошлое, народных традиций, высокого уровня гуманитарного и естественного образования, таких духовных институтов, как церковь в народе сохранялось нравственное - уважительное отношение к природе.

На сознание людей с этой целью оказывали воздействие труды и активная просвещенческая деятельность таких выдающихся отечественных ученых-естественников как М.В. Ломоносов, В.И. Вернадский, В.В. Докучаев и др. В сознании людей формировалось ценностное отношение к природе, основанное на системном мышлении: люди воспринимали мир как систему, где все отрегулировано, где нет полезных или вредных животных, а человек является всего лишь частичкой природы, наделенной разумом для того, чтобы создавать себе среду обитания в соответствии, а не в противоречии с законами природы. Как следствие этого, в системе образования того времени значительный удельный вес занимало изучение наук о природе и воспитание ценностного отношения к природе.

Другим фактором воздействия на сознание людей является религия.

Одним из известных и значительных исследователей религиозных корней является шотландский ученый - филолог и этнограф: Джеймс Джордж Фрэзер (1854-1941). Он пытался найти психологические и идейные основания религии [3]. По мнению Фрэзера, первобытный человек верил в свою способность воздействовать на явления окружающей природы с помощью магии. Однако, скоро он разуверился в своих возможностях и сделал вывод, что предметы окружающего мира и природные явления подчиняются сверхъестественной силе: духам и богам. Со временем, познание людьми закономерностей

окружающего мира и использование этого знания позволило человечеству отказаться от религиозного мировоззрения и разработать систему научных взглядов на мир.

Схема становления человеческого миропонимания прошла согласно теории Фрэзера через три стадии: магия - религия - наука.

Кроме психологических корней религии Д.Д. Фрэзер показал идеологическую роль религии как системы норм, регламентирующих жизнь людей в обществе на различных стадиях общественного развития. Эту роль исполняют различные религиозные течения. Например, в священном писании говорится не только о том, как был сотворен мир, как развивался род человеческий, но также приведены поучительные факты из жизни людей и истории различных стран. Они использованы как примеры для воспитания человечества в духе миролюбия, добросердечности, милосердия и трудолюбия. Библейские уроки направлены на эволюционное развитие общества, причем наиболее оптимальным путем, без срывов и потрясений, приводящих к гибели народов и торможению процесса развития общества.

Методика библейских уроков проста и одновременно гениальна.

Она базируется на знании устройства и особенностей человеческого сознания, а также механизмов формирования нравственных ценностей, поведенческих норм, и, таким образом, механизма устойчивого эволюционного развития общества. Для ее познания не требуется интеллектуальных усилий: она доступна для понимания.

Содержание Библии представлено в виде Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет составляет содержание воспитания и минимального образования населения определенной этнической общности до наступления эры Иисуса Христа. Ветхий Завет составляют 39 книг, в которых описывается процесс сотворения мира и человека, его жизнь в раю и изгнание из рая, затем излагается история взаимоотношений в произошедшем от Адама и Евы человеческом роду. В этой истории подробно описывается жизнь людей, играющих наиболее активные роли в обществе того времени, и способствующие, или наоборот, препятствующие взрослению человечества, становлению межличностных отношений, а также выбору направления, по которому будет развиваться общество. Причем, тот или иной путь, выбранный социально значимым лицом (личностью, сыгравшей определенную роль в истории народа), не только излагался, но и анализировался в Ветхом Завете от начала -выбора решения, до его конца - последствий к которым привело это решение.

В Библии также используется способ краткого и образного представления различных жизненных ситуаций - притчи. При их чтении или пересказе, у людей возникает образная картина определенной ситуации. Удачные образные выражения и точные оценки в притче способствовали выработке стереотипа поведения в аналогичных ситуациях и, следовательно, формировали первичные нравственные установки добра и зла.

С развитием общества и упорядочиванием базисных взаимоотношениях между его членами, постепенно вызревала необходимость в постановке более высоких нравственных целей и, следовательно, корректировке содержания и способов воспитания. Рождение Иисуса Христа, его подвижническая жизнь, мученическая смерть, а затем, воскресение и вознесение, до сих пор являются загадкой для современных исследователей. Вместе с тем, все это способствовало повороту общественного сознания к новой вере, декларирующей новые, более прогрессивные нравственные принципы и ценности.

Жизненный подвиг Иисуса Христа состоял в самоотреченном проповедовании в народе взаимоотношений нового типа, когда человек человеку - брат, когда стремление к богатству и удовольствиям ценой ущемления интересов других людей - грех, когда нравственная чистота и любовь к ближнему ценится выше почестей и богатства. Мученическая смерть, а затем, чудесное воскресение Христа служила своего рода подтверждением идей человеколюбия, так как Иисус предпочел отречению от своих идей - смерть. После смерти Иисуса Христа в мир вошло христианское учение, которое было нравоучительным, то есть

воспитывало нравы обывателей. Оно заложило в общественное сознание основы новой человеколюбивой морали и объединяло все человечество значимыми и понятными для каждого гуманистическими ценностями. Учение Иисуса Христа изложено в Евангелии его учениками и последователями. Всего в Евангелии 27 книг. Они составляют основание Нового Завета.

Главные его принципы кратко изложены в нравственных заповедях Христа, а также в притчах Иисуса. В них, в доступной для простого народа форме, в виде краткого рассказа, излагается житейская ситуация и вывод, вытекающий из нее.

Позже христианской религии, в 7 веке нашей эры в Аравии возникла новая религия -ислам. Ее основателем был Мухаммед. В основе новой религии лежал принцип покорности. Ее догматы схожи с христианскими, но ориентированы на особенности менталитета восточных народов. Необходимость в этой религии возникла потому, что народы Ближнего и Среднего Востока не восприняли христианство.

Следует подчеркнуть, что христианство и ислам не единственные, оказавшие большое влияние на человечество, религии. Религии различной направленности служили делу формирования общества и становления общественных взаимоотношений на основе нравственных правил, которые, в конечном счете, были направлены на воспитание человечества и сохранение цивилизации.

На отношения общества с природой помимо естественных факторов, сформированных в процессе социальной эволюции, оказывают влияние институты семьи и образования.

Передача знаний новому поколению в мире происходит в рамках различных систем: семейного воспитания, организованного государственного или частного образования, ученичества, а также - в замкнутых специализированных религиозных общинах и т.п.. Система образования, регламентированного государством, выполняет задачу передачи подрастающему поколению культурного достояния человечества и исторического опыта конкретного народа

Воспитание и образование подрастающего поколения в России происходит, главным образом, в рамках системы организованного государственного или частного образования, состоящей из дошкольного, среднего общеобразовательного, профессионально-технического, среднего и высшего специального образования.

В общем смысле - образование - это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, а воспитание направлено на формирование определенных духовных качеств личности.

В предметное содержание образования в России входит ряд дисциплин естественно-математического, гуманитарного цикла, а также физическая культура, основы изобразительного искусства, основы музыкального образования, основы трудового обучения, а до недавнего времени - начальная военная подготовка, которая в настоящее время заменена на основы безопасности жизнедеятельности.

По набору дисциплин, входящих в содержание образования в различных странах и количеству отводящихся на их изучение часов, можно судить о приоритетах общественного развития, политическом строе и уровне культуры народа, проживающего в данной стране.

Все образовательные системы, за исключением закрытых, динамично реагируют на изменения, происходящие в иерархии общественных ценностей. Если в процессе развития в обществе происходит переоценка ценностей, то меняются приоритеты и в системе образования.

Необходимость в изменении иерархии общественных ценностей может возникнуть не только в результате кризиса внутриобщественных взаимоотношений, но и при нарушении отношений общества с внешним природным окружением.

Ученые обнаружили следующую закономерность: если общество попадает в кризисные отношения с какой-то стороной бытия (с природой, экономикой и т.п.), то для скорейшего

выхода из кризиса, необходимо найти и сформировать правильную реакцию общественного организма, направленную на изменение отношения общества к кризисной стороне бытия. Реализация этого подхода пролегает, главным образом, через образовательную систему.

Эта закономерность выполняется и во взаимоотношениях общества и природы: надвигающийся экологический кризис сначала активизировал научное мышление на поиски методологического решения проблемы, что привело к признанию необходимости изменения ценностных приоритетов в общественном сознании. Для решения этой задачи сформировалось направление, называемое экологическим образованием.

Это направление в России претерпело большие изменения: от обязательности преподавания основ экологических знаний во всех учебных заведениях (дошкольных, средних и высших) в 1991 году, к разработке программ и учебников экологии, для обязательного изучения в 5-11 классов школ в 1994 году, до изъятия дисциплины экологии из учебных планов школ в 2007-2009гг.

В процессе подготовки учебных программ и учебных пособий впервые за все предыдущие периоды активно участвовали педагоги и представители науки. Их усилиями происходит разработка оптимального содержания экологического образования и методов его осуществления в рамках образовательных и культурно-просветительских структур. Достижения педагогической мысли в данной области внедрялись в область школьного образования и семейного воспитания.

Этот опыт введения экологии в содержание школьного образования полученный за период с 1995 по 2007 годы показал превосходные результаты в формировании у молодежи экологического сознания - большое количество молодежи поступало учиться в ВУЗы на экологические отделения и в дальнейшем в систему производственного природопользования влилась когорта профессиональных экологов [4-7 и др.].

Социальный эксперимент того десятилетия показал, что экологическое образование и в настоящее время - это один из самых эффективных инструментов, способных, при их правильной «заточке» и правильном использовании, не просто регулировать, а коренным образом изменить взаимоотношения общества и природы.

Экологический кризис является следствием дисбаланса, возникающего внутри социальной системы. Отклонение социальной системы от эволюционного развития может быть скомпенсировано мощными социальными процессами. Но существуют ли в социальной системе внутренние механизмы саморегуляции, приводящие общество в фазу устойчивого развития?

В здоровой природной экосистеме при нарушении равновесия, благодаря обратной связи включается механизм саморегуляции системы, приводящий ее в состояние устойчивого развития.

Если использовать аналогию социальной системы с природной, то в ней, также как и в экосистеме, должны срабатывать механизмы саморегуляции. Ведь социальная система по своей сущности является также природным образованием, но нового качества. Значит в ней должна возникнуть реакция на отклонение от положения равновесия, выражающаяся в запуске какого-то механизма ликвидирующего возникший в системе дисбаланс.

Действительно, в свободно развивающемся обществе, при нарушении взаимоотношений с природой, благодаря действию обратной связи, запускается механизм социальной регуляции этих взаимоотношений. Обратная связь проявляется в негативной реакции организма человека на качественное изменение природной среды. Умноженная на количество людей, сознающих или чувствующих на себе это влияние, она представляет собой реакцию общества на нарушение взаимоотношений с природой. С помощью общественных регуляторов: средств массовой информации, законодательства, системы образования - происходит перестройка этих взаимоотношений: изменяются приоритеты в образовательной политике, разрабатываются и запускаются в действие новые законы и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нормативные акты, способствующие восстановлению взаимоотношений и т.п. Через какое-то время взаимоотношения с природой нормализуются, что проявляется в улучшении качества природной среды, увеличении продолжительности жизни людей и т.п.

Обратную связь реализуют социально-активные группы общества.

История показывает, что в развитых демократических странах, в ответ на ухудшение состояния окружающей среды, активные представители населения участвовали в организации общественного экологического движения.

Анализ начала и развития экологического движения в такой стране как, США позволяет сделать выводы о том, как происходило формирование общественного экологического сознания.

Американцы считают годом возникновения экологического движения 1962 год - год выхода в свет бестселлера «Безмолвная весна», который буквально потряс среднего американца перспективой надвигающейся экологической катастрофы. Движение было поддержано на всех уровнях государственного регулирования и получило концептуальное обоснование в работах таких ученых и природолюбов, как Барри Коммонер, Рейчел Карсон, Рене Дюбо и других. Американцы участвовали в демонстрациях протеста, организовывали митинги против загрязнения окружающей среды. Средства массовой информации будоражили общество фактами гибели природы по вине человека. Законодательные органы реагировали на требования народа изданием законов в защиту окружающей природной среды. Только за одно десятилетие были изданы десятки таких законов. Для их исполнения были образованы специальные государственные учреждения, а с 1970 года - создано Управление по охране окружающей среды.

Сначала в движении преобладали природоохранные тенденции, но постепенно в сознании американцев произошел сдвиг: внимание общественности стало переключаться на вредные выбросы по вине промышленных предприятий или военных программ. Кроме того, под влиянием просветительской деятельности, произошел сдвиг в общественной оценке необходимости перестройки сознания от технократической направленности к экологической. Люди осознали, что причина экологического кризиса запрятана в сознании человека, в низком рейтинге экологических ценностей.

С начала 70-х годов американское движение, осознав глобальные масштабы экологического кризиса, взаимосвязь и взаимообусловленность биосферных процессов, стало выходить на изучение региональных проблем других стран. Результаты этого изучения нашли отражение в государственном документе: «Отчет о положении мира на 2000 год». Выводы отчета были пессимистичными, однако, они придали новый импульс экологическому движению: американцы уже почувствовали силу активной позиции и отступать не были намерены. Так экологическое движение набирало силу и распространялось по миру.

Идея движения объединила как профессионалов-экологов, пытающихся найти подходы к решению экологических проблемам, так и педагогов, разрабатывающих принципы экологического образования.

Можно отметить следующие закономерности зарождения и развития экологического движения в США:

а) эмоциональное потрясение, которое дало толчок возникновению движения;

б) пробуждение сознания, т.е. доведение информации до понимания и создание в сознании приоритетов экологических ценностей;

в) государственная поддержка движения (властные структуры государства приняли эту проблему как наказ граждан);

г) перестройка мышления природопользователей в лице руководителей производств.

Экологическое движение - это один из примеров реакции общества, как природной

системы высшего уровня, на неполадки во взаимоотношениях с природной материнской

системой. Проявление вышеназванных закономерностей, представляет собой причинно-следственный механизм, связывающий обратную реакцию общества с причиной, порождающей ее. Этот механизм является своеобразным регулятором взаимоотношений общества с природой.

В нормально развивающейся социальной структуре действие механизма обратной связи проявляется и при локальных экологических ситуациях. Примером тому может служить созданная в Швейцарском городе Цюрих, одна из лучших в мире, на сегодняшний день, систем питьевого водоснабжения населения. Она предусматривает бесперебойную подачу качественной питьевой воды, исключающую сбои практически во всех критических ситуациях. Разработке этой системы предшествовала цепочка причинно-следственных отношений, в которой прослеживаются те же закономерности: аварийный сброс в озеро Лемат, из которого вода поступала в водопровод - негативная реакция населения и общественных организаций в виде протестов населения - принятие новой законодательной базы - технические решения.

Под влиянием международного экологического движения, в нашей стране с начала 70-х годов резко возрос интерес к исследованиям в области экологии и экологического направления в образовании. А с середины 80-х годов, под влиянием изменения политического курса, появилась возможность знакомить население через средства массовой информации с региональными экологическими проблемами. К этому времени, большая часть прогрессивно настроенной интеллигенции знала о кризисном положении в области экологии, и через печать, радио и телевидение доносила свою тревогу об экологических проблемах, которые грозили перерасти в катастрофу.

Одной из таких проблем, объединивших людей, стал проект переброски стока северных рек. Это послужило толчком к зарождению экологического движения.

Его быстрому развитию способствовала Чернобыльская катастрофа, которая своими последствиями заставила ужаснуться весь мир.

Правительство пыталось скрыть от народа истинные размеры трагедии и тогда движение «зеленых» через средства массовой информации стало доносить до народа правду. Возглавили это направление яркие представители творческой и научной интеллигенции, такие как С. Залыгин и А. Яблоков [18] и др. Они пытались пробудить сознание сограждан, заложить в общественное сознание экологические ценности. Организуя митинги и демонстрации «зеленые» призывали общественность к поддержке, и поддержка стала расти.

К главным достижениям «зеленых» можно причислить «заморозку» строительства канала «Волга-Чограй» [16], проекта переброски северных рек, привлечение внимания к последствиям Чернобыля и проблемам атомных электростанций, закрытие ядерного полигона в Семипалатинске, привлечение внимания к экологическим проблемам Нижнего Поволжья, связанных со строительством и эксплуатацией Аксарайского газоперерабатывающего комплекса, что позволило контролировать его работу, и многое другое.

Максимум активности приходится на конец 90-х годов. Затем, произошел резкий спад, причинами которого, в первую очередь, является политический и экономический кризис в стране.

Сравнивая развитие экологического движения США с отечественным, со всей очевидностью можно констатировать, что отечественное экологическое движение не стало таким широким и всеохватывающим, так как оно не было поддержано различными слоями населения.

Самым слабым местом в отечественном движении было производственное направление. Не произошло перестройки мышления производственников от технократического к экологическому.

Официальная линия дальше законодательных актов декларативного характера, не подкрепленных механизмом их реализации, не пошла. Несмотря на создание Государственного комитета по охране природы (позже - по экологии), природа практически оставалась заложником мощных промышленных и военных комплексов. Вместе с тем, с вступлением в силу, в 1992 году закона Российской Федерации об охране окружающей природной среды, появилась законодательная база для штрафных санкций за загрязнение природной среды, за незаконную эксплуатацию природных ресурсов.

Однако, в 2002 году ФЗ «Об охране окружающей среды» принятый взамен закона 1991 г. утратил эти позиции, а некоторые его статьи - перестали исполняться, например статья 33 о проведении государственной экологической экспертизы.

В то же время анализ отечественного экологического движения подтверждает закономерность фаз психологического воздействия на общественное сознание с целью изменения его направленности. Она заключается в следующем: а) эмоциональное потрясение, б) доведение информации до понимания, т.е. формирование экологического мышления, в) утверждение в общественном сознании экологической системы ценностей, определяющих отношение общества к проектам преобразования окружающей среды и деятельности, затрагивающей ее состояние.

Таким образом, со всей очевидностью ясно, что пробуждение и развитие общественного экологического сознания пролегает через формирование индивидуальной направленности сознания, что является современной задачей экологического образования и просвещения населения.

Экологическое движение внесло такой значительный вклад в социокультурную среду, в информационное пространство социальной системы, такие изменения в сознании населения, которые по мощности могут быть сравнимы с воздействием социальной или научной революции: сформировалось мощное экологическое информационное поле в информационном пространстве социальной системы, которое в результате бифуркации стало доминирующим над другими тематическими полями. Его влияние вызвало резонанс во многих индивидуальных сознаниях, которые объединились в общей направленности действий, что характеризует возникновение общественного экологического сознания. Это запустило процесс инкубации, рождения, формирования, развития и повышения уровня индивидуального экологического сознания. Социальная среда обогатилась новыми условиями, регламентирующими на разных уровнях порядок взаимодействия в окружающей среде. Под влиянием этого стала повышаться экологическая культура населения, социальной среды, улучшилось качество природной и окружающей среды.

Экологическое сознание в России формировалось как под влиянием эволюционной трансформации общественных отношений, так и под влиянием международного экологического движения. Ранее нами было показано, как происходило формирование естественнонаучного информационного поля. Благодаря активной деятельности ученых и педагогов-просветителей формировались связи между естественнонаучным информационным полем и сознанием учащихся школ и студентов. Педагоги выступали в роли проводников информации в образовательное информационное пространство. Со временем в результате бифуркаций, социальная жизнь перетекала из одного доминирующего информационного состояния в другое. Так было и с естественнонаучным полем.

Как и всякое стихийное социальное движение, экологическое движение было подобно социальной революции, и оно оказало мощнейшее воздействие на информационное пространство всей социальной системы.

С середины 90-х годов произошла трансформация общественного экологического движения: оно стало в значительной мере контролируемо государством. Природоохранные организации, типа ВООП, партии «зеленых» и т.п. стали спонсироваться государственными структурами и становились им подотчетными. В частности, астраханской отделение ВООП

стало прямо или косвенно финансироваться предприятием «Астраханьгазпром» [17]. Кроме того в период функционирования органов Госкомэкологии, необходимость в общественных движениях стала отпадать, так как эта государственная структура активно защищала интересы населения при осуществлении государственного экологического контроля, была доступной для населения и образовательных учреждений.

Однако, именно эта активная роль Госкомэкологии РФ, по мнению экологов, повлияла на принятие указа о ликвидации Госкомэкологии и многих достижений экологического движения 80-90-х годов, среди которых ликвидация экологических фондов, отмена экологической экспертизы по большинству проектируемых объектов, отмена преподавания экологии в школе и многих других достижений «зеленых».

Разрешение кризиса взаимоотношений общества и природы пролегает через область общественной психологии. Иначе говоря, изменить отношение людей к природе можно только изменив направленность сознания граждан. Можно ли это сделать?

Известное высказывание классиков философии: «Общественное бытие определяет сознание», поясняет, что общественные проблемы оказывают качественное воздействие на сознание. Современные проблемы, в числе которых экологический кризис занимает одно из ведущих мест, формируют приоритеты в человеческом сознании. В зависимости от осознания степени близости этих проблем к конкретной жизни человека, его ценностям и потребностям, им выделяются определенные направления бытия, которые становятся для него ориентирами развития, интереса, пристрастий, эмоций и т.д.

Современные экологические проблемы становятся фактором влияния на индивидуальное сознание, что приводит формированию экологической направленности познания, восприятия окружающей действительности, способствует появлению определенных качеств личности.

Сознание личности, которое развивалось под влиянием современных экологических проблем имеет определенную направленность, задаваемую их содержанием и спецификой.

Такой тип сознания называют экологическим сознанием. Разберемся в существенных признаках и особенностях этого понятия.

Главным признаком наличия экологической направленности сознания является наличие новых ценностных ориентаций - экологических.

Экологическое сознание проявляется в следующих качествах личности: интерес к информации экологической направленности, повышенная эмоциональная реакция на обсуждение проблем экологического характера, выражающаяся в возникновении чувств озабоченности и тревоги, активное участие в рассуждениях по поводу решения этих проблем, поиск собственных вариантов их решения, владение экологической терминологией, приоритет экологической системы ценностей при принятии решений, влияющих на состояние окружающей природной среды.

Термин «экологическое сознание» имеет несколько определений.

Наиболее полным является определение философа Г.С. Смирнова, который раскрывает содержание этого термина как «...сознательное и не осознанное, организованное и стихийное изменение привычного стиля мышления, знаний, традиционных взглядов, идей, целей, норм, оценок, идеалов, принципов, убеждений, нравственных отношений как на социально-психологическом, так и на идеологическом уровне, как для индивидуального, так и для общественного сознания...» [2].

Из этого определения явствует, что процесс экологизации сознания заключается в изменении стиля мышления, знаний, взглядов и других внутренних качеств личности человека для создания у каждого человека оптимальной реакции на «неполадки» внутри системы «природа-человек-общество».

Процесс экологизации сознания отдельной личности может осуществляться по двум направлениям: через формирование экологического мышления и формирование экологической культуры.

Первое направление предполагает: изучение экологических закономерностей и взаимосвязей, то есть приобретение экологических знаний, и экологизация самого процесса приобретения знания - мышления, то есть принятие специфичного, характерного для предмета, способа мышления. Все это называется экологическим мышлением.

Сформировать экологическое мышление, значит, дать систему экологических знаний и научить интеллектуальной деятельности, специфичной для данного предмета, использование которой повлечет за собой выбор действия, отношения, базирующийся на экологическом императиве.

С психологической стороны экологическое мышление представляет собой мыслительный процесс, протекающий в человеческом сознании и, выражающийся в анализе конкретной ситуации, сравнении, сопоставлении ее с экологическими законами и природными закономерностями, приводящий к выбору целесообразного, с точки зрения баланса интересов общества и природы, решения. Формирование экологического мышления осуществляется в процессе экологического образования.

Изменить направленность сознания можно через развитие эмоционально-чувственного отношения к окружающей природной среде и проблемам, связанным с ней. Такое отношение формируется в процессе соответствующего воздействия на ценностный аспект сознания: при овладении экологической культурой в виде идеалов, обычаев, традиций и т.д. Формирование и развитие экологической культуры осуществляется в процессе экологического воспитания.

Между экологической культурой и экологическим мышлением существуют прямые взаимосвязи. Уровень развития экологического мышления влияет на повышение уровня экологической культуры и наоборот. Однако, экологически культурный человек вовсе не обязан постигнуть сущность всех природных взаимосвязей, он может воспользоваться общеизвестными результатами научных исследований в этой области и на этой основе базировать свои взгляды, убеждения, оценки, вырабатывать отношение и выбирать для себя линию поведения.

Для человека, не имеющего отношения к деятельности в окружающей среде, наличие среднего уровня экологической культуры является вполне достаточным условием существования. Этот уровень должен обеспечить гражданину такой минимум знаний и ценностных ориентиров, чтобы он своими действиями не нарушал природного равновесия, не оказывал негативного воздействия на окружающую среду и имел активную гражданскую позицию в деле защиты природы и сохранения чистоты окружающей среды.

Для человека оказывающего профессиональной воздействие на окружающую природную среду, наличие умения экологически мыслить, является необходимым условием его деятельности. Наличие экологического мышления необходимо и для людей, разрабатывающих стратегию развития страны, региона, города или отрасли хозяйства.

Экологическое мышление позволяет наиболее активно влиять на движение общества к гармоничным взаимоотношениям с природой.

Рассмотренные способы экологизации сознания достигают своей цели только при условии появления и укреплении в сознании человека экологического императива. Слово «императив» означает общественно значимое нравственное предписание, безусловный (не подлежащий сомнению) принцип поведения. Экологический императив проявляется в безусловном внутреннем подчинении выбора поступка, решения, деятельности, экологической системе ценностей.

Можно дать следующее определение этому понятию. Экологический императив - это наличие нравственного предписания поступать в соответствии с экологической целесообразностью, базирующейся на системе экологических ценностей.

В развитой форме он становится для человека безусловным принципом поведения в любых ситуациях. На высшей ступени своего развития экологический императив выполняет функцию нравственного и морального критерия оценки всякой деятельности. (см. также [8 и

др.]).

Литература

1.Моисеев Н.Н.Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ. //Вопросы философии.-1995.- №1.

2.Смирнов С.Г. Экологизация сознания м ее роль в оптимизации взаимодействия общества и природы // Сб. научн. Трудов «Экологизация сознания во взаимодействии общества и природы». - Иваново. 1984. - с. 3140.

3.Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии: Т. 1: / Пер. с англ. М. Рыклина. — М.: ТЕРРА—Книжный клуб, 2001. — 528 с.

4.Чуйкова, Л.Ю. Программа курса экологии для средней школы (5-11 классы) / Л.Ю. Чуйкова, М.В. Сиговатова, Л.К. Шамгунова , под общей ред. Чуйкова Ю.С. // - Астрахань, 1994 г. - 34 с.

5.Чуйкова, Л.Ю. Региональная модель-концепция учебника экологии активно-развивающего типа для средней общеобразовательной школы. Экология Астраханской области (информационный сборник). / Под общей редакцией Чуйкова Ю.С. // - Астрахань, 1994. - выпуск 3. - С. 57-59.

б.Чуйкова, Л.Ю. Взаимосвязи человека и природы (учебное пособие для 6 класса средней школы) / Л.Ю. Чуйкова, М.В. Сиговатова, под общей редакцией Ю.С. Чуйкова // Издание 2-е. - Астрахань, 2001. - 232 с.

7.Чуйкова Л.Ю. Программа учебного курса экологии для 5-11 класса в средней общеобразовательной школы / Л.Ю. Чуйкова, М.В. Сиговатова, Л.К. Шамгунова // Астраханский вестник экологического образования 2010. - № 1-2 (15-16) - С. 200-216

8.Чуйкова Л.Ю. Экологическая модель социальной системы: взаимосвязь и взаимообусловленность развития социальной и природной систем / Чуйкова Л.Ю. // Астраханский вестник экологического образования. № 2(18), 2011. - С. 20-33.

9.Чуйкова Л. Ю. Доминирующее ресурсное природопользование как фактор развития экологического сознания населения /// Человек и образование. - 2012. - №3. С. 96-100

10.Чуйкова Л.Ю. Социальные факторы как условия, определяющие направленность сознания личности и его доминанты //Астраханский вестник экологического образования. - 2012. - №3 (21). - С.44-53

11.Чуйкова Л.Ю. Экологическое информационное пространство и его влияние на экологическое сознание // Астраханский вестник экологического образования. - 2012. - № 2(20). - С. 15-40.

12.Чуйкова Л.Ю. Социальная экология. (Учебное пособие для 11 класса средней школы). / Чуйкова Л.Ю. Издание второе. - Изд-во Нижневолжского экоцентра. 2013. - 253 с., с ил. 27. ISBN978-5-905224-02-7.

13.Чуйкова Л.Ю. Экологическое сознание: социально-педагогические аспекты, детерминирующие его формирование: монография. - Астрахань: Изд-во Нижневолжского экоцентра. - 2013. - 368 с. ISBN 978-5905224-04-1.

14.Чуйкова Л.Ю. Социальная экология (Учебное пособие для студентов ВУЗов). /Экология Прикаспийского региона выпуск 11, Изд-во Нижневолжского экоцентра, 2017. - 180.

15.Чуйков Ю.С. Социальная экология и экология человека: объекты и направления исследований. /Чуйков Ю.С. //Астраханский вестник экологического образования. 2017. № 1 (39).С. 91-109.

16.Чуйков Ю.С. Страсти у канала. // Астраханский вестник экологического образования, № 2 (36) 2016. -с. 81-103.

17.Чуйков Ю.С. Воспоминания о ВООП. - // Астраханский вестник экологического образования. № 1 (10). 2007. с. 103-121.

18.Яблоков А.В. Откладывать больше нельзя. // Астраханский вестник экологического образования. № 1 (39). 2017. с. 130-140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.