Научная статья на тему 'Социальная деятельность религиозных организаций современной Удмуртии: уровень доверия, оценка и отношение общества'

Социальная деятельность религиозных организаций современной Удмуртии: уровень доверия, оценка и отношение общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
649
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ТРАДИЦИОННЫЕ КОНФЕССИИ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / CIVIL SOCIETY / SOCIALLY-ORIENTED NON-COMMERCIAL ORGANIZATIONS / TRADITIONAL DENOMINATIONS / SOCIAL WORK

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чуракова Екатерина Алексеевна

Даётся характеристика современного положения таких составляющих гражданского общества, как религиозные и социально ориентированные некоммерческие организации. Подробно раскрываются особенности становления самостоятельной социальной работы традиционных конфессий Удмуртской Республики в 90-е гг. ХХ начале ХХI в. В целях выяснения текущего состояния социальной деятельности общественных и религиозных организаций отделом по взаимодействию с Общественными объединениями Управления по внутренней политике Администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики и Удмуртским институтом истории, языка и литературы УрО РАН в октябре 2013 г. был проведен эксперт-опрос с участием 200 человек. Дано сравнение уровня доверия общества к социальной деятельности некоммерческих и религиозных организаций, прямым следствием которого становится успешность функционирования того или иного сегмента гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Чуракова Екатерина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERALL PROBLEMS OF UDMURT CIVIL SOCIETY AND DENOMINATION SPACE DEVELOPMENT

The article defines the current position of such elements of civil society as religious and socially oriented non-commercial organizations. It gives a detailed description of independent social work of traditional denominations in Udmurt Republic in the 1990s early XXI century. In order to reveal the current state of social work in public and religious organizations the Social Organizations Office of Internal Policy Office of the Udmurt Republic’s President and Government Administration, together with Udmurt Institute of History, Language, and Literature of the Ural Department of the Russian Academy of Sciences carried out an expert poll in October 2013 among 200 people. The author compares the public level of confidence in social work of non-governmental and religious organizations, on which directly depends successful work of this or that segment of civil society.

Текст научной работы на тему «Социальная деятельность религиозных организаций современной Удмуртии: уровень доверия, оценка и отношение общества»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 22 (351). История. Вып. 61. С. 149-154.

УДК 2(470.51) ББК 86

Е. А. Чуракова

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

СОВРЕМЕННОЙ УДМУРТИИ: УРОВЕНЬ ДОВЕРИЯ, ОЦЕНКА И ОТНОШЕНИЕ ОБЩЕСТВА

Даётся характеристика современного положения таких составляющих гражданского общества, как религиозные и социально ориентированные некоммерческие организации. Подробно раскрываются особенности становления самостоятельной социальной работы традиционных конфессий Удмуртской Республики в 90-е гг. ХХ - начале XXI в. В целях выяснения текущего состояния социальной деятельности общественных и религиозных организаций отделом по взаимодействию с Общественными объединениями Управления по внутренней политике Администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики и Удмуртским институтом истории, языка и литературы УрО РАН в октябре 2013 г. был проведен эксперт-опрос с участием 200 человек. Дано сравнение уровня доверия общества к социальной деятельности некоммерческих и религиозных организаций, прямым следствием которого становится успешность функционирования того или иного сегмента гражданского общества.

Ключевые слова: гражданское общество, социально ориентированные некоммерческие организации, традиционные конфессии, социальная работа.

Гражданское общество является основной составляющей правового государства. Без него невозможно максимальным образом учитывать интересы различных социальных групп. Гражданским обществом на сегодняшний день принято считать сферу самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, которая ограждена необходимыми законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны органов государственной власти1. Составными частями гражданского общества выступают политические партии и лоббистские организации, создаваемые при законодательных и правительственных органах, общественно-политические организации и движения, союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды, научные, культурные, национальные организации, спортивные сообщества, муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы, независимые средства массовой информации, конфессии, семья. Каждая из составляющих отражает, реализует сегмент интересов социума.

Процесс становления гражданского общества в рамках Российского демократического государства берёт начало в первой половине 90-х гг. ХХ в. и не является одномоментным явлением. Конституции России (1993 г.) и Удмуртии (1994 г.) закрепили основные демократические права и свободы, создав правовую основу для развития

гражданских институтов в регионе. Для того, чтобы субъекты гражданского общества начали работать самостоятельно, необходимы десятилетия практики. Важной составляющей этого процесса является расширение гражданской инициативы и ответственности. Каждый человек, начиная с подросткового возраста, должен осознавать, что он ответственен за благополучие своей семьи, дома, региона и государства в целом, понимать, что от него зависит сохранение и развитие этнокультурных, духовных традиций, языка страны, сохранение её природных богатств. Патриотизм должен быть основой воспитания в семье, школе и во всём обществе. Высокая гражданская ответственность может стать фактором, повышающим уровень доверия населения к органам власти, тем самым способствуя стабильности государства.

Традиционные конфессии России являются гражданскими институтами, которые пользуются доверием и поддержкой большинства социума. Эти данные подтверждаются социологическими опросами, которые проводились по инициативе Общественной палаты Российской Федерации и других исследовательских институтов2. В данной статье на примере Удмуртии рассмотрим одну из составляющих гражданского общества - конфессиональное пространство.

В развитии конфессионального пространства в постсоветский период чётко прослеживаются два этапа. Первый (с конца 80-х гг. XX в. до

1 Политология : учебник... С. 128.

2 Религия в российском обществе.

1997 г.) характеризуется религиозным брожением, активным поиском конфессиональной самоидентификации среди населения. Второй период (1997 г. - по настоящее время) отличается определённой стабилизацией, спадом религиозной гиперактивности.

Основы конфессионального пространства в Удмуртии были заложены к середине 80-х гг. ХХ в. На территории региона в 1987 г. было зарегистрировано 36 религиозных объединений3. Дальнейшая либерализация государственно-конфессиональных отношений положительно сказалась на динамике роста числа религиозных организаций, увеличении общего количества верующих. Так, на 1.10.1999 г. в Удмуртии было 223 религиозных объединения (из них 168 имели статус юридического лица и 55 действовали без регистрации)4. К началу 2006 г. насчитывалось 237 зарегистрированных объединений, из них православные организации составляли 45 % от общего числа, протестанты -30 %, мусульмане - 8 %5. По данным за 2013 г. количество зарегистрированных религиозных организаций достигло 240, православные организации составили 62,5 %, протестанты - 28,3 %, мусульмане - 7,5 %6. Если рассматривать рост числа религиозных организаций с точки зрения развития гражданской инициативы, то здесь необходимо выделить две тенденции. Первая - это самостоятельная инициатива верующих по организации религиозных общин, приходов, восстановлению храмов, мечетей. Это было характерно, прежде всего, для представителей православия, ислама, удмуртских традиционных верований. Второй тенденцией стала организация общин посредством миссионерской деятельности и привнесение извне культурной традиции, ранее не характерной или слабо распространённой в регионе. Данные виды миссионерства широко применялись представителями различных направлений протестантизма, новых религиозных движений. Ситуация со второй тенденцией выявляет интересный момент: протестантизм, не имеющий глубоких историко-культурных корней, развивается быстрыми темпами, приобретает большое число последователей. Это, в свою очередь, создает напряжение в конфессиональном пространстве республики, вызывая негативную реакцию со стороны традиционных конфессий (православия и ислама).

Одновременно с количественным увеличением расширяется сфера деятельности конфессий.

3 Экономика Удмуртии... С. 33.

4 Государственно-церковные отношения. С. 58-59.

5 Ильинский, С. И. Информация о религиозной ситуации.

6 Республиканский семинар «Удмуртия - 2013: власть, общество, конфессии». С. 5.

Социальная работа, которая в советское время была абсолютной прерогативой государственных органов, стала доступна религиозным организациям и востребована социумом. Организуются отделы социального служения, формируются и принимаются концепции социальной работы в РПЦ, исламе, иудаизме, протестантизме. Одновременно развивается оказание адресной поддержки нуждающимся по инициативе прихожан.

В документе «Основы социальной концепции Русской православной церкви» (2000 г.) ставятся акценты на взаимодействии государства и церкви в сфере нравственности, духовности, культуры, патриотического воспитания, здравоохранения и др., при этом подчеркивается взаимное невмешательство в дела друг друга. Развивается принцип отделения церкви от государства и государства от церкви: «Церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие государству.». Далее обозначены наиболее важные направления работы с обществом на местах, в приходах. Именно они служат основой взаимодействия с верующими и неверующими людьми. Сюда можно отнести позицию церкви по вопросам личной, семейной и общественной нравственности: она поддерживает институт семьи и брака, осуждает распущенность, разводы, сиротство. Присутствует критика «некорректных» программ по половому воспитанию молодёжи. Православие ратует за решение демографических проблем и охрану здоровья населения в России. Аборты считаются большим злом современности: «Широкое распространение, оправдание абортов в современном обществе Церковь рассматривает как угрозу будущему человечества и явный признак моральной деградации». Особо подчеркивается опасность, исходящая от алкоголизма и наркомании: «Наркомания и алкоголизм <...> - проявление духовной болезни не только отдельного человека, но всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов». Предлагается подходить к проблеме с пастырским состраданием и оказывать духовную поддержку в преодолении порока.

Социальная работа Ижевской и Удмуртской Епархии Русской православной церкви (Московский Патриархат) строится на самостоятельной основе и осуществляется за счёт средств, деятельности прихожан, духовенства, а также общественных православных организаций, фондов. К таким организациям относятся - Республиканская общественная организация «Православная молодежь Удмуртии», Удмуртское региональ-

ное отделение Общероссийской общественной организации «Общество Православных Врачей России» (ОПВР УРО), Верхнекамское отдельное окружное казачье общество, Общественное движение «За жизнь», Сестричество во имя иконы Божьей Матери «Всецарица» и др. Также Московским Патриархатом и Благотворительным фондом преподобного Серафима Саровского осуществляется уже не первый год финансирование конкурса «Православная инициатива», направленного на поддержку проектов социальной деятельности людей и объединения всех слоев современного российского общества вокруг традиционных православных ценностей. В Удмуртии с 2011 по 2012 г. приняло участие, получило гранты более 20 организаций, что позволило привлечь в республику для благотворительной и социальной работы финансовые средства в размере более 10 млн рублей. В 2013 г. грантовый конкурс продолжил свою работу, его итоги ещё предстоит подвести.

Важной вехой в развитии социальной работы Ижевской и Удмуртской Епархии стало освящение 20 декабря автобуса милосердия Ижевской и Удмуртской Епархии. Социальный проект реализован по инициативе духовника сестричества во имя иконы Божией Матери «Всецарица» при Соборе Святой Троицы г. Ижевска иеромонахом Антонином (Напольских). Данная инициатива призвана поддержать бездомных в их социальной реабилитации.

Аналогичный характер имеют социальные концепции других конфессий. Особо стоит выделить в этом плане протестантов, которые широко задействовали западный опыт социальной деятельности конфессий. В протестантской общине каждый прихожанин по мере возможности участвует в социальной работе. Помимо этого, успешно работают некоммерческие организации протестантского толка Центр поддержки семей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Новый свет», Международный центр «Надежда» и др. В 2012 г. их проекты по социальной рекламе, поддержке нуждающихся и ценностной ориентации молодёжи получили государственную гран-товую поддержку. Они первыми из религиозных организаций в республике стали работать с наркозависимыми и оказывать им помощь и содействие в процессе реабилитации.

Ещё одним существенным направлением, над которым работают конфессии и которое крайне востребовано, является духовно-нравственная ориентация личности в социуме, воспроизводство основных традиционных нравственных

ценностей. Сюда включаются идеи патриотизма, любви и уважения к отечеству, ценность семьи, любовь к детям, почитание старших и т. д. В рамках данного направления в Православной церкви проходят как традиционные проповеди, крестные ходы, преподавание в воскресных школах, так и ведётся совместная работа с православными общественными организациями. Осуществляется окормление казачества, казачьих кадетских классов, православной молодёжи и др. Проходят коллективные семинары-беседы, проводится индивидуальное консультирование, организуются массовые мероприятия, детские православные лагеря по приходам Удмуртии. Большим историческим событием для республики в 2013 г. стало завершение перевода текста Библии протодьяконом М. Г. Атамановым на удмуртский язык и его издание, распространение среди удмуртов, в связи с чем в городах и районах республики прошли презентации текста Библии на удмуртском языке.

Представители ислама выстраивают социальную, воспитательную работу в обществе через Комитет по закяту, группы инициативных мусульман: читаются пятничные проповеди, работают школы при мечетях, осуществляется покупка продуктов, вещей и их доставка нуждающимся в больницы и дома престарелых. Размах их работы существенно уже, так как мусульманская община Удмуртии исторически не имеет большого количества последователей.

Традиционные религиозные организаций сегодня выступают важным составным элементом гражданского общества. Их социальная, воспитательная, патриотическая работа высоко востребованы в социуме.

В целях выяснения текущего состояния социальной деятельности общественных и религиозных организаций отделом по взаимодействию с Общественными объединениями Управления по внутренней политике Администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики и Удмуртским институтом истории, языка и литературы УрО РАН в октябре 2013 г. был проведен эксперт-опрос, в котором приняли участие 200 человек7.

Из опрошенных в столице республики проживает 127 человек (63,5 %), в городах - 20 (10 %), в сельской местности - 53 (26,5 %). Из общего состава участников опроса - 89 (44,5 %) мужчин и 111 (55,5 %) женщин. Таким образом, доля женщин превышает долю мужчин на 11 %.

По возрастным группам опрошенные распределились следующим образом: 18-29 лет - 30

7 Эксперт-опрос проведён автором в октябре 2013 г. г. Ижевск.

(15 %) человек, 30-49 лет - 79 (39,5 %), 50 лет и старше 91 (45,5 %). Наибольшее число опрошенных принадлежит к зрелым возрастным категориям от 30 лет и старше (85 %). Эта характеристика объясняется особенностью экспертного опроса, так как экспертами выступают в большинстве случаев лица более старших возрастов и в меньшей степени - молодёжь.

При этом из числа опрошенных русские составили 63,5 %,удмурты - 19,5 %, татары - 10 % и 7 % представители других национальностей.

В эксперт-опросе приняли участие государственные (18,5 %) и муниципальные (18 %) служащие, которые в своей деятельности соприкасаются с работой НКО, а также представители общественных объединений (26,5 %), работники науки, здравоохранения и образования (9,5 %), культуры и искусства (6,5 %), представители религиозных организаций (6,5 %), учащиеся, студенты (5 %), военнослужащие, служащие МВД (1,5 %) и другие (7 %).

В ходе исследования к православному вероисповеданию себя отнесли 63,5 % опрошенных, из них 74 % русских, 61,5 % - удмуртов и 50 % -представителей других этносов. Старообрядцами себя идентифицировали 3,5 %, протестантами -2 %, мусульманами - 8,5 %; язычниками - 0,5 %. Неверующих и затруднившихся с ответом выявлено 13,5 и 3,5 % соответственно. В категорию другое (4,5 %) себя отнесли приверженцы гуманизма, светских воззрений, католицизма и др. При этом мужчины на 9,2 % реже, чем женщины, идентифицировали себя с православием и чаще на 7 % относили себя к неверующим.

Лишь одна десятая респондентов не принимает участия в деятельности общественных объединений. Основная масса опрошенных отнесла себя к членам одной или нескольких категорий общественных объединений. Больше всего участников социальных некоммерческих организаций (далее НКО) 32,5 %; политических - 26,5 %; молодёжных - 23,5 %; национально-культурных - 29,5 %; патриотических - 20,6 %; профессиональных -17 %; экологических - 12 %; правозащитных -6,5 %; других - 9,5 %.

95,5 % всех опрошенных подчёркивают значимость социальной работы в обществе и необходимость каждого человека по мере сил вносить свой вклад в это дело. О том, что занимаются социальной работой, сообщило 79,5 % экспертов (76,4 % русских, 82 % - удмуртов, 90 % - татар). Свою готовность заниматься социальной деятельностью выразило 16 % респондентов (18,9 % русских, 15,4 % удмуртов и 10 % татар соответственно).

Категорически против подобной деятельности высказался лишь один человек. Затруднились с ответом 4 % опрошенных.

При ответе на вопрос о личном участии в социальной работе и благотворительности 39,5 % опрошенных высказались о поддержке пожилых людей и инвалидов, на втором месте оказалась категория «другое» - 33 %, куда были включены патриотическая, просветительская, национально-культурная деятельность, работа с молодёжью и другие виды социальной работы. Третьей была обозначена поддержка малоимущих (24 %) и на последнем месте - оказание внимания детям сиротам и оставшимся без попечения родителей (21 %).

Чуть больше половины всех респондентов (56,5 %) указали на недостаточную включённость некоммерческих организаций в социальную работу и благотворительность. Затруднились с ответом 24 % анкетируемых. Посчитали достаточной включённость НКО в социальную работу и благотворительность 19,5 % опрошенных.

Большая часть всех экспертов (84 %) указали на необходимость государственной финансовой поддержки некоммерческих организаций. Данный аспект говорит о слабости гражданских институтов республики. Отсутствие опыта социальной работы, неумение находить и формировать собственные источники дохода, грамотно аккумулировать общественные интересы и сообщать о их в СМИ приводит к зависимости общественных организаций от государственной грантовой поддержки. Отклонило необходимость финансовой поддержки НКО государством лишь 5,5 % опрошенных. Затруднились с ответом 9 % респондентов.

Свыше половины экспертов указали на необходимость участия религиозных организаций в социальной и благотворительной деятельности (59,5 %). Возможность сотрудничества религиозных организаций и государства в этой сфере отметили 32 % опрошенных. На том, что социальная работа - исключительная прерогатива государства, настаивали 3,5 % участников анкетирования.

О необходимости государственной поддержки социальной работы традиционных конфессий высказались 39 % экспертов, не одобряют данную идею 34,5 %, затруднились с ответом 22 %. Только 4,5 % опрошенных считают, что государство должно финансово поддерживать традиционные конфессии в некоторых случаях, например, в сфере сохранения памятников культурного наследия.

Данные по этому пункту свидетельствуют о том, что религиозные организации более укоре-

нены в социуме, пользуются более широкой общественной поддержкой и, как следствие, имеют возможность самостоятельной социальной, благотворительной практики, не опирающейся на финансовую поддержку государственных институтов.

На сегодняшний день общественные организации Удмуртской Республики как субъекты гражданского общества нарабатывают положительную практику социальной работы. Этот процесс по выработке и функционированию механизмов самостоятельной успешной деятельности достаточно длителен. Проведённое эксперт-исследование свидетельствует о пока достаточно слабой включённости некоммерческих организаций в со-

циальную работу. При этом готовность основной части населения принимать участие в этой деятельности достаточно высока, что позволяет прогнозировать рост гражданской активности.

Что касается финансовой самостоятельности некоммерческих организаций, они существенно уступают религиозным объединениям, которые более самостоятельны и проводят социальную работу за счёт собственных средств. Слабая финансовая самостоятельность НКО, их зависимость от государственной грантовой поддержки говорит о неукорененности этих гражданских институтов в обществе, а значит - отсутствии широкого знания о них и доверия среди населения.

Библиографический список

1. Государственно-церковные отношения в сфере образования : информ.-метод. сб. Ижевск, 2000.

2. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2012 год. М. : Обществ. палата Рос. Федерации, 2012.

3. Ильинский, С. И. Информация о религиозной ситуации и деятельности религиозных объединений на территории УР на 1.01.2006 // Текущий архив отдела по взаимодействию с общественными объединениями Управления по внутренней политике Администрации Президента и правительства Удмуртской Республики. 2006.

4. Основные положения социальной программы российских мусульман [Электронный ресурс]. URL : http://www. archipelag.ru. (дата обращения 7.10.13).

5. Основы социальной концепции российского иудаизма [Электронный ресурс]. URL : http://www. archipelag.ru. (дата обращения 7.10.13).

6. Основы социальной концепции Российского объединенного Союза христиан веры Евангельской [Электронный ресурс]. URL: http://www. archipelag.ru. (дата обращения 7.10.13).

7. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви (Москва, 13-16 августа 2000 г.) [Электронный ресурс]. URL : http://www.patriarchia.ru. (дата обращения 25.08.08).

8. Политология : учебник / под ред. В. И. Буренко. 2-е изд., стер. М. : КНОРУС, 2013.

9. Религия в российском обществе. Традиционные религиозные и либеральные взгляды / под ред. М. В. Романова и В. В. Степанова. М. : Обществ. палата РФ, 2012 (на правах рукописи).

10. Республиканский семинар «Удмуртия - 2013 : власть, общество, конфессии» (г. Ижевск, 28 февраля 2014 г.) // Администрация главы и правительства Удмуртской Республики, Управление по внутренней политике. Ижевск, 2014.

11. Экономика Удмуртии : учеб. пособие / под ред. д-ра экон. наук, проф., засл. деятеля науки РФ О. И. Боткина. Ижевск : Удмурт. университет, 2011.

Сведения об авторе

Чуракова Екатерина Алексеевна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН, консультант отдела по взаимодействию с общественными объединениями Управления по внутренней политике Администрации главы и правительства Удмуртской Республики, Ижевск, Россия.

rfnz61082@rambler.ru

154

E. A. HypaKoea

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 22 (351). History. Issue 61. P. 149-154.

OVERALL PROBLEMS OF UDMURT CIVIL SOCIETY AND DENOMINATION SPACE DEVELOPMENT

E. A. Churakova

candidate of Historical Sciences; Senior Fellow Researcher in Udmurt Institute of History, Language, and Literature of the Ural Department of the Russian Academy of Sciences; Consultant in Internal Policy Management of the Public Relations Office in Udmurt Republic's President and Government Administration, Izhevsk, Russia.

rfnz61082@rambler.ru

The article defines the current position of such elements of civil society as religious and socially oriented non-commercial organizations. It gives a detailed description of independent social work of traditional denominations in Udmurt Republic in the 1990s - early XXI century. In order to reveal the current state of social work in public and religious organizations the Social Organizations Office of Internal Policy Office of the Udmurt Republic's President and Government Administration, together with Udmurt Institute of History, Language, and Literature of the Ural Department of the Russian Academy of Sciences carried out an expert poll in October 2013 among 200 people. The author compares the public level of confidence in social work of non-governmental and religious organizations, on which directly depends successful work of this or that segment of civil society.

Keywords: civil society, socially-oriented non-commercial organizations, traditional denominations, social work.

References

1. Gosudarstvenno-cerkovnye otnoshenija v sfere obrazovanija : inform.-metod. sb. Izhevsk, 2000.

2. Doklad o sostojanii grazhdanskogo obshhestva v Rossijskoj Federacii za 2012 god. M. : Obshhestv. palata Ros. Federacii, 2012.

3. Il'inskij, S. I. Informacija o religioznoj situacii i dejatel'nosti religioznyh ob#edinenij na territorii UR na 1.01.2006 // Tekushhij arhiv otdela po vzaimodejstviju s obshhestvennymi ob#edinenijami Upravlenija po vnutrennej politike Administracii Prezidenta i pravitel'stva Udmurtskoj Respubliki. 2006.

4. Osnovnye polozhenija social'noj programmy rossijskih musul'man [Jelektronnyj resurs]. URL : http:// www.archipelag.ru. (data obrashhenija 7.10.13).

5. Osnovy social'noj koncepcii rossijskogo iudaizma [Jelektronnyj resurs]. URL : http://www. archipelag. ru. (data obrashhenija 7.10.13).

6. Osnovy social'noj koncepcii Rossijskogo ob#edinennogo Sojuza hristian very Evangel'skoj [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www. archipelag.ru. (data obrashhenija 7.10.13).

7. Osnovy social'noj koncepcii Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi (Moskva, 13-16 avgusta 2000 g.) [Jelektronnyj resurs]. URL : http://www.patriarchia.ru. (data obrashhenija 25.08.08).

8. Politologija : uchebnik / pod red. V. I. Burenko. 2-e izd., ster. M. : KNORUS, 2013.

9. Religija v rossijskom obshhestve. Tradicionnye religioznye i liberal'nye vzgljady / pod red. M. V. Romanova i V. V. Stepanova. M. : Obshhestv. palata RF, 2012 (na pravah rukopisi).

10.Respublikanskij seminar «Udmurtija - 2013 : vlast', obshhestvo, konfessii» (g. Izhevsk, 28 fevralja 2014 g.) // Administracija Glavy i Pravitel'stva Udmurtskoj Respubliki, Upravlenie po vnutrennej politike. Izhevsk, 2014.

11.Jekonomika Udmurtii : ucheb. posobie / pod red. d-ra jekon. nauk, prof., zasl. dejatelja nauki RF O. I. Botkina. Izhevsk : Udmurt. universitet, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.