ФИЛОСОФИЯ И ЭКОЛОГИЯ
СОЦИАЛЬНАЯ БИОЭТИКА В СТРАТЕГИИ БЕЗОПАСНОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ КОНФИГУРАЦИИ
Т.Н. ЦЫРДЯ, проф. каф. философии и биоэтики Государственного университета медицины и фармации им. Н.А. Тестемицану Республики Молдова, г. Кишинэу, д-р филос. наук
tirdea_teodor@mail.ru
Государственный университет медицины и фармации им. Н.А. Тестемицану Республики Молдова, MD 2004, Кишинэу, бул. Штефан чел Маре, 165
Стратегия устойчивого и безопасного развития общества располагает в настоящее время множеством методов разработки, а также немалым инструментарием для реализации. В данной статье на основе системно-деятельностного подхода предлагается особая интерпретация роли и места социальной биоэтики в формировании стратегии выживания современной цивилизации. Социобиоэтика трактуется в новом ракурсе нетрадиционно как специфический и неординарный научный феномен, изучающий степень биоэтизации социума и уровень адаптации биоэтики к фрагментам социальной реальности в их тесной взаимосвязи и взаимодействии. Доказывается, что именно биоэтизация социума и адаптация биоэтики, способствуя уменьшению и ограничению биоэтического плюрализма и постепенному, пошаговому становлению глобальной биоэтики, составляют на данном этапе развития социума сущность и содержание этической составляющей стратегии устойчивого и безопасного развития современной цивилизации. На уровне человеческих отношений адаптация определяется через способность одних людей вести диалог с другими и, конечно, понять, корректно интерпретировать друг друга, вместо того чтобы отвергать. Здесь уместным было бы наличие особой, биоэтической толерантности. Биоэтизация социума определяется как деятельность, направленная на внедрение методологических и моральных постулатов в социальную среду. Для того чтобы биоэтизация «работала» более эффективно на стратегию выживания, должна состояться трансформация биологической этики в глобальную биоэтику. Это существенно ограничит моральный плюрализм и напрямую приведет к усилению позиций биоэтики в планетарном масштабе, расширению нравственной гармонизации отношений между людьми и более прочному становлению стратегии безопасного и устойчивого развития.
Ключевые слова: стратегия выживания, социальная биоэтика, биоэтизация социума, адаптация биоэтики, системно-деятельностный подход, биосоциум, глобальная биоэтика, безопасное и устойчивое развитие.
Стратегия устойчивого и безопасного развития современного человечества, то есть обоснование и обеспечение социоприродной эволюции, в том числе и морального покровительства всего живого в масштабах всей биосферы в целом, разрабатывается сегодня мировым сообществом в различных ипостасях и ракурсах, направлениях и объемах. Среди важнейших инструментариев реализации этой задачи, наряду с информатизацией [1, 2] и интеллектуализацией общества [3], его экологизацией [4,
5], глобализацией [6] и ноосферизацией [7, 8], логичным является в настоящее время и обращение к механизмам социальной биоэтики в решении этой наисложнейшей и наиважнейшей проблемы современности. Речь идет о том, что, во-первых, научный феномен «социальная биоэтика», сущность и содержание которого до недавнего времени практически не изучались (даже термина такого не было в соответствующей литературе), сможет сыграть революциони-
зирующую роль в становлении ноосферы (и ноосферного общества), в изучении и внедрении механизмов безопасного и социоприродного развития. Во-вторых, сегодня мы обязаны практически конкретно, на практике развивать учение Вана Ранселера Поттера о биоэтике (в широком смысле этого слова) как науке выживания, о чем он впервые писал еще в начале 70-х гг. прошлого века в известной книге «Биоэтика: мост в будущее», первая глава которой называется «Биоэтика - наука выживания» [9]. (Свою первую статью по биоэтике, опубликованную в 1970 г., этот великий гуманист ХХ в., тоже назвал «Биоэтика - наука выживания»).
Рассуждая о проблемах обеспечения безопасного развития, В.Р. Поттер пишет: «Человечество нуждается в соединении биологии и гуманистического знания (разнообразного по своему происхождению), из которого предстоит выковать науку выживания и с ее помощью установить систему
84
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2015
ФИЛОСОФИЯ И ЭКОЛОГИЯ
приоритетов» [9]. Когда политические решения принимаются без учета биологических знаний, то они (решения) подвергают опасности будущее мировых биоресурсов, необходимых человеку, и тем самым -будущее человека. Однако, пишет далее В.Р. Поттер, сумма всех наших отдельных инстинктов недостаточна для того, чтобы гарантировать выживание человеческого рода. Для решения проблемы необходимо развивать «науку выживания, в основе которой должна лежать новая этика - Биоэтика» [9]. Здесь мы не просто должны, но обязаны расшифровывать эту новую этику, этику междисциплинарную, состоящую из множества компонентов. Остановимся на кратком теоретико-методологическом анализе одного из неординарных типов биологической этики - социальной биоэтики, которой принадлежит особая роль в реализации стратегии выживания.
Нами уже было доказано, что социобиоэтику нельзя односторонне рассматривать лишь как социальную сторону, или социальную составляющую биологической этики, хотя это и очень заманчиво. Невозможно также определить этот социофеномен посредством родового или видового отличия, ибо социальная биоэтика по своей сути - это не вид биоэтики, выделяемый на основе четко выраженных формальных критериев (или признаков). Социобиоэтика -это нечто иное, не связанное с типологическим подходом к классификации феноменов (систем) [10]. Необходимо искать новые подходы, новые методы в раскрытии сути этого неординарного социального явления.
Ключевым моментом, исходя бесспорно, и прежде всего, из требований стратегии выживания человечества, в выявлении сущности и содержания социальной биоэтики становится необходимость поиска особых нюансов в процессах, происходящих при «столкновении» (пересечении) социума и биоэтических знаний, при взаимодействии социосферы и моральных принципов (норм и правил) биологической этики. На их стыке возникает системно-синергетический эффект, следовательно воз-
никают новые феномены особой природы, которые сегодня не исследованы, т. е. не определено их значение для стратегии безопасного развития общества.
Общество и биоэтика как открытые, нелинейные и самоорганизующиеся системы постоянно взаимодействуют и влияют друг на друга. Так, общество, биоэтизиру-ясь, постепенно все более социализируется под влиянием биоэтических знаний. В свою очередь, биологическая этика, сталкиваясь с социумом и контактируя с его членами, под давлением социокультурных традиций и обычаев, религиозных догм и национальных особенностей и т. п., все более адаптируется к фрагментам социосферы, т. е. социокультурно приспосабливается к духовным ценностям данного сообщества, к этическим и даже правовым нормам того или иного государства, региона мира и т. п. При этом мы становимся свидетелями возникновения и становления двух новых необычных взаимопротивоположных процессов (и механизмов) социокультурной природы - биоэтизации общества и адаптации биоэтики, роль которых в разработке стратегии безопасного развития цивилизации неоценима, а поэтому их следует тщательно изучать, изыскивать способы их оценки и даже количественного измерения [17].
Биоэтизация социума и адаптация биологической этики, будучи специфическими социокультурными процессами, характеризуются качественными и количественными показателями. При этом трудно, скорее даже невозможно, установить их точное соотношение: оно постоянно варьирует от страны к стране, от региона к региону, от одного исторического периода к другому, от одной религиозной конфессии к другой и т. д. В условиях глобального антропоинвайронментального кризиса расширяется «поле деятельности» как биоэтизации социума, так и адаптации биоэтики, умножаются качественные факторы, влияющие на безопасное и устойчивое развитие социума, и минимизируются количественные.
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 4/2015
85
ФИЛОСОФИЯ И ЭКОЛОГИЯ
Уже сама по себе максимизация качественных биоэтических факторов в стратегии социоприродного и устойчивого развития при минимизации количественных является сложнейшей биоэтической задачей в контексте разработки стратегии выживания человечества. Именно «биоэтизация» выступает при этом в качестве неограниченного ресурса, не обнаруживающего тенденции к уменьшению за счет свойств идеальности своего содержания. При этом в стратегии безопасного развития общества этот количественный, в том числе и качественный рост содержимого феномена биоэтизации социума вряд ли целесообразно представлять лишь в виде процесса непрерывного накопления каких-то неизменных «единиц» биоэтической информации (норм, правил, моральных принципов). Накопление действительно происходит, но не в виде сугубо кумулятивного процесса, то есть в ходе преобразования как хранимой, так и вновь поступающей и производимой биоэтической информации, а в ином аспекте. Скорее всего, это - модель «биоэтической модификации социума», когда вновь производимая, поступающая и переработанная биоэтическия информация не только добавляется к хранимой, но и существенно обновляет ее, в соответствии с существующими традициями данного фрагмента социальной действительности, императивами обеспечения ее безопасного развития.
Очевидно, при этом, что для биоэтиза-ции общества важнейшей является непосредственно моральная информация, содержание которой составляют ее принципы и законы, правила и нормы, а также наукоемкие планетарные технологии для распространения их в социальном пространстве. Иначе говоря, биоэтизация социума определяется нами как деятельность, направленная на внедрение методологических и моральных постулатов в социальную среду, со всеми вытекающими отсюда последствиями и, прежде всего, с целью дальнейшего совершенствования процессов социализации общества.
В деятельностном процессе биоэ-тизации во взаимодействие вступают все
компоненты деятельности, то есть субъект, объект, средства, потребности, условия, цели, результаты и т. д. Появление разнообразных требований и принципов биологической этики и внедрение их в социосферу, и прежде всего в биомир, ведет к модернизации и даже трансформации всей системы деятельности человека, в которую «вписывается» биоэтика. Именно эти новые механизмы, присущие биоэтизации, оказываются революционизирующими элементами, вызывающими кардинальные изменения в процессе разработки стратегии выживания. Добавим к этому: для того чтобы био-этизация «работала» более эффективно на стратегию выживания, она «обязана» способствовать формированию адекватного биоэтического сознания у большинства граждан той или иной части мира, а возможно и всей планеты. Она должна модифицироваться в такой инструментарий, который придал бы биоэтике планетарные черты, способствовал на деле преодолению существующего в мире морального плюрализма. Иначе говоря, должна состояться трансформация (поэтапная) этики биологической в глобальную биоэтику, что не так просто, но явно необходимо.
На этом этапе реализации стратегии выживания биоэтика планетарного развития перемещается в другую плоскость -возникновения и становления глобализированной биологической этики «как движение культуры к более жизненным утопиям с целью выживания» [11]. Подобное может состояться, если биоэтизация общества и адаптация биоэтики к фрагментам социальной действительности будут едины в проявлениях и будут оказывать ожидаемое и приемлемое глобальное биоэтическое влияние на большинство граждан общества, независимо от их национальных, религиозных и прочих различий [12].
Однако, говоря о роли и месте социальной биоэтики в стратегии выживания с точки зрения системно-деятельностного и синергетического подходов, необходимо иметь в виду не только перманентное воздействие биоэтических знаний на обще-
86
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2015
ФИЛОСОФИЯ И ЭКОЛОГИЯ
ство, но и, как уже отмечалось, обратное действие социума на биологическую этику -на ее адаптацию. Это другой ключевой момент в процессе экспликации природы социобиоэтики, ее участия в обеспечении безопасного развития современной цивилизации. Непосредственно биоэтика в результате этого взаимодействия претерпевает глубинные сущностные модификации, подчас кардинально трансформируя траекторию своей эволюции. Адаптация на социокультурном уровне определяется, прежде всего, деятельностной, активной природой индивидуумов. Со стороны социума она определяется целями деятельности, потребностями, условиями, социальными и морально-культурными нормами и правилами, способами их достижения и санкциями за отклонения от этих императивов. Речь идет в данном случае о практическом приспособлении биоэтических знаний к различным социумам.
Моральные принципы и правила биоэтики имеют своих носителей - людей, среди которых, прежде всего, ученые, философы, теологи, религиозные и политические деятели. Поэтому, когда говорят об адаптации биоэтики, следует иметь в виду столкновения точек зрения этих людей с моральными концепциями и традициями, существующими в тех или иных структурах конкретного социума. Стало быть, на уровне человеческих отношений адаптация определяется через способность одних людей вести диалог с другими и, конечно, понять, корректно интерпретировать друг друга, вместо того чтобы отвергать. Кстати, здесь уместным было бы наличие особой толерантности - биоэтической [13], которая позволила бы человечеству хотя бы частично привести к общему знаменателю единые требования биологической этики.
Логично и полезно на практике выделить несколько вариантов адаптационного взаимодействия биоэтики и социума, стремясь при этом сократить до минимума период аккомодации, когда речь идет о разработке стратегии социоприродного и безопасного развития общества: (1) обнов-
ление содержания биоэтики, то есть когда ее моральные требования модифицируются в соответствии с нормами и правилами конкретного фрагмента социальной действительности; (2) подчинение фрагмента социомира нравственным требованиям биоэтических знаний, которые не изменяются, но подвергают модификации, а зачастую и трансформации традиционные и общепринятые биоэтические устои данного социума; (3) не просто неприятие социумом старых моральных принципов, неприязнь к ним, а творческое, конструктивное и коренное его (социума) преобразование, при котором новое биоэтическое знание, отказываясь от общепринятых целей, выступает не с реакционных позиций, а в соответствии с требованиями современной стратегии безопасного развития.
Обобщая сказанное, логично представить социальную биоэтику как особый, нетрадиционный вид биологической этики, который имеет предметом исследование процесов биоэтизации общества и адаптации биоэтики к социуму в их тесной взаимосвязи и взаимодействии [14]. Можно утверждать, таким образом, что социальная биоэтика, приобретая такой статус, имеет целью оценивание степени биоэтизации социума и уровня адаптации биологической этики к социальной реальности. Иначе говоря, природа социобиоэтики полностью детерминируется содержанием и социокультурной направленностью механизмов (процессов) биоэтизации общества и адаптации биоэтики, что делает возможным расширение круга специалистов для изучения этого феномена (социобиоэтики). Это могут быть не только биоэтики, но и медики, социологи, юристы, теологи, психологи и др., что позволит существенно диверсифицировать, углубить исследования по социальной биоэтике, а значит и более адекватно разработать стратегию устойчивого и безопасного развития общества.
В этом ракурсе полезно увязывать стратегию выживания с инициацией и становлением глобальной биоэтики, которая, в свою очередь, не может формироваться
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2015
87
ФИЛОСОФИЯ И ЭКОЛОГИЯ
вне социальной биоэтики, то есть вне био-этизации социума и адаптации биоэтики к фрагментам социодействительности [16]. Процессы снижения или ограничения биоэтического плюрализма, одновременно расширения процесса глобализации биоэтики могут и должны быть реализованы посредством упомянутых нами ключевых понятий социобиоэтики. Глобальная биоэтика, включая медицинскую и энвайронменталь-ную этику [11], обеспечивает устойчивое и приемлемое выживание, и как становящаяся область знания, тесно связанная с социобиоэтикой, проявляется и утверждается посредством этого феномена (социобиоэтика), вне которого однозначно, ни при каких обстоятельствах, она не только не будет развиваться, но и не сформируется. К этому можно добавить еще один практический аргумент, который мог бы приблизить в мировом сообществе траектории эволюции этики биологической и собственно глобальной биоэтики. Предлагается разбить биоэтику на части: на «биоэтику для друзей» и «биоэтику для посторонних» [15]. Первая -содержательная, вторая - процедурная биоэтика, которые, безусловно, будут способствовать сближению этики биологической с глобальной биоэтикой. А это существенно ограничит моральный плюрализм и напрямую приведет к усилению позиций биоэтики в планетарном масштабе, то есть к расширению нравственной гармонизации между людьми, а далее - к более прочному становлению стратегии безопасного и устойчивого развития.
Учитывая вышеизложенное, логично утверждать, что глобальная биоэтика - это реальность, но специфическая, неотделимая от социальной биоэтики в реализации стратегии выживания. Биоэтика планетарного развития во многом, если не вообще во всем, обуславливается содержанием и степенью маневренности социобиоэтики, силой действия биоэтической парадигмы на социум и разумной ее адаптацией к фрагментам общества. Это особая, искусственная, теоретико-прикладная конструкция, идущая от теоретиков и
практиков, различных экспертов, особенно из области биоэтики, био- и нанотехнологий, генетики, желающих создать такую биологическую этику, которая могла бы быть одобрена большинством населения земли во имя единой стратегии устойчивого и приемлемого развития современной цивилизации [16].
В заключение подчеркнем, что формирование концепции социальной биоэтики, сущность и содержание которой всецело определяются распространением и внедрением в социосферу биоэтических нравственных принципов и одновременно влиянием социосреды на их проявление, является результатом современного технологического поворота в области этического знания (этического мышления). И, что очень важно - появлением в обществе представлений о глобальном, планетарном характере морального опыта, необходимого в разработке стратегии устойчивого и приемлемого развития современной цивилизации, в становлении ноосферного сознания, ноосферного интеллекта и ноосферного менталитета, без чего невозможна безопасная ноосферная цивилизация. Социальная биоэтика, таким образом, посредством присущих ей ключевых понятий (биоэтизация социума и адаптация биоэтики) становится важнейшим инструментом в продвижении современного общества по ноосферной траектории, т. е. в трансформации социосферы в ноосферу, переходе современной цивилизации к безопасному, социоприродному развитию, а следовательно - в преодолении антропоинвайронментального кризиса, а значит и глобального омницида.
Библиографический список
1. Ващекин, Н.П. Информатизация общества и устойчивое развитие / Н.П. Ващекин, Е.Н. Пасхин, А.Д. Урсул - Москва: Изд-во МГУК, 2000. - 268 с.
2. Tirdea T.N. Informatizarea in strategia supravietuirii omenirii // Probleme filosofice, de etica, drept §i tehnico-organizationale privind informatizarea societatii / Tezele referatelor §i comunicarilor. 24-25 octombrie, 1995. Red. §tiintific acad. Tirdea T.N. - Chisinau: Ed. I.C.§. I.T.M., 1995. - 95 p.
3. Tirdea Teodor N., Leanca Viorica Gh. Intelectul social din perspectiva supravietuirii omenirii. - Chisinau: CEP „Medicina”, 2008. - 199 p.
88
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2015
ФИЛОСОФИЯ И ЭКОЛОГИЯ
4. Урсул, Т.А. Цивилизационная стратегия III тысячелетия (на пути к устойчивому развитию) / Т.А. Урсул, А.Д. Урсул, В.В. Шевелев. - Москва-Курск: Изд-во ГУ-ИПП «Курск», 2000. - 320 с.
5. Семенюк, Е.П. Фшософсью засади сталого розвитку.
- Льв1в: Афша, 2002. - 199 с.
6. Мунтян, М.А. Глобализация и устойчивое развитие: Учебное пособие / М.А. Мунтян, А.Д. Урсул. - Москва: СТУПЕНИ, 2003. - 304 с.
7. Урсул, А.Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации / А.Д. Урсул. - Москва: Луч, 1993. - 275 с.
8. Tirdea T.N. Elemente de informatica sociala, sociocognitologie §i noosferologie. - Chisinau: CEP „Medicina”, 2001. - 273 p.
9. Поттер, В.Р Биоэтика: мост в будущее / В.Р Поттер.
- Кшв: Видавець Вадим Карпенко, 2002. - 216 с.
10. Цырдя, Т.Н. Проблема дефиниции социальной биоэтики // Актуальш питання сучасно! бюмедично! етики та деонтологп / Матерiали Науково-практичного семшару, 14 жовтня 2011 р., Ки!в. - Ки!в: НАНУ, 2011. - 46 с.
11. Поттер, В.Р. Глобальная биоэтика: движение культуры к более жизненным утопиям с целью выживания // Практична фшософ1я. - 2004. - №1. - С.4-14.
12. Цырдя, Т.Н. Ноосферная стратегия безопасного развития в контексте глобальной биоэтики: теоретико-методологический анализ // Матерiали I Мгжнародна, мiждисциплi-нарна науково-практична конференщя «Розумний Задум як основа ноосферно! стратеги сталого розвитку» при-свячена 150^ччю з дня народження академжа, першого
президента Украшсько! Академи наук Володимира 1ва-новича Вернадського (14-16 березня 2013 року). - Льв1в: Видавництво РВВ НЛТУ Украши, 2013. - 222 с.
13. Tirdea T.N. Toleranta bioetica in asigurarea comunicarii sociale: configuratii teoretico-metodologice // Dialogul civilizatiilor: etica, educatie, libertate §i responsabilitate intr-o lume in schimbare / Materialele Conferintei §tiintificе intemationalе, Chisinau, 2013. - Chisinau: S.n., 2013 Tipogr. „Almor-Plus”. - 252 p.
14. Цырдя, Т.Н. Социальная биоэтика: теоретико-методологические аспекты // Экологический Вестник. Научно-практический журнал / Т.Н. Цырдя. - Минск: 2011. - №2. - С. 95-100.
15. Engelhardt Herman Tristram jn. Fundamentele bioeticii creatine. Perspectiva ortodoxa. Trad. de Mihai Neamtu, Cezar Login §i diac. Ioan I. Ica jr. - Sibiu (Romania): Deisis, 2005. - 507 p.
16. Цырдя, Т.Н. Социальная и глобальная биоэтика: сравнительно-методологический анализ // П’ятий нацю-нальний Конгрес з бiоетики з мтжнародною участю. 23-25 вересня, 2013, Кшв, Укра!на / Т.Н. Цырдя. - Ки!в: НАН Укра!ни, НАМН Укра!ни, МОЗ Укра!ни, 2013. -С. 148-149.
17. Цырдя, Т.Н. Биоэтизация социума и адаптация биоэтики - ключевые понятия в экспликации природы социальной биоэтики // Етичш проблеми профiлактичноп медицини: вплив довкiлля, харчування та умов пращ на здоров’я населення / Матерiали IV Мв^ародного сим-п^уму з бюетики. 11-12 жовтня 2012 р., Ки!в. - Ки!в: «Арктур-А», 2012. - 92 c.
SOCIAL BIOETHICS IN THE STRATEGY OF SAFE DEVELOPMENT OF THE SOCIETY:
THEORETICAL METHODOLOGICAL CONFIGURATIONS
Tirdea T.N., prof. Philosophy and Bioethics Department, State University of Medicine and Pharmacy N.A. Testemitanu Republic of Moldova, Chisinau, Dr. Philosophy Sciences
tirdea_teodor@mail.ru
State University of Medicine and Pharmacy N.A. Testemitanu, Republic of Moldova, MD 2004, Chisinau, bd. Stefan cel Mare, 165
Today safe and sustainable development strategy involves a variety of methods of its elaboration, as well as many instruments for its implementation. In this paper, a particular interpretation of the role and place ofsocial bioethics in drafting strategies for survival in modern society, based on systemic activity approach, is proposed. Social bioethics is also interpreted in a new light, as a specific, extraordinary scientific phenomenon, which studies the bioethization degree of the society and the level ofadaptation of bioethics to the fragments ofsocial reality in their close relationship and interaction. It is being proved that these phenomena (bioethization of the society and adaptation of bioethics), contributing to the reduction of bioethical pluralism and step by step becoming global bioethics, make at this stage ofsocial development the essence and core of ethical component of the strategy of sustainable and safe development of our contemporary civilization. At the level of human relations adaptation is determined by the ability of some people to engage in dialogue with others, and, of course, to understand, to interpret each other correctly, rather than reject. Here the presence of a particular bioethical tolerance would be appropriate. Bioetization of society is defined as activities aimed at introducing methodological and moral postulates into the social environment. For a more effective influence of bioetization on the strategy of survival, the transformation of biological ethics into global bioethics should happen. This will significantly limit moral pluralism and directly lead to the strengthening of the position of bioethics on a global scale, it will expand moral harmonization of relations between people and will lead to the establishment of a lasting strategy for a safe and sustainable development.
Keywords: strategy of survival, social bioethics, bioethization of the society, adaptation of bioethics, systemic activity approach, biosociety, global bioethics, safe and sustainable development.
References
1. Vashchekin N.P., Paskhin E.N., Ursul A.D. Informatizatsiya obshchestva i ustoychivoe razvitie [Informatization of society and
sustainable development] Moscow: Publishing House of MGUK, 2000. 268 p.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2015
89
ФИЛОСОФИЯ И ЭКОЛОГИЯ
2. Tirdea T.N. Informatizarea in strategia supravietuirii omenirii [Computerization of human survival strategy] Problemefilosofice, de etica, drept yi tehnico-organizationale privind informatizarea societatii [Philosophical Problems, ethical, legal, technical and organizational computerization of the company] Tezele referatelor yi comunicarilor. 24-25 octombrie, 1995. Red. ytiintific acad. Tirdea T.N. [Theses of reports and communications. October 24 to 25, 1995. Red. Scientific Acad. Tirdea T.N.] Chisinau: Ed.
I.C.§. I.T.M., 1995. 95 p.
3. Tirdea Teodor N., Leanca Viorica Gh. Intelectul social din perspectiva supravietuirii omenirii [Intellect social in terms of human survival]. Chisinau: CEP «Medicine», 2008. 199 p.
4. Ursul T.A., A.D. Ursul, Shevelev V.V. Tsivilizatsionnaya strategiya III tysyacheletiya (na puti k ustoychivomu razvitiyu) [Civilization III Strategy Goals (towards sustainable development)] Moscow-Kursk: GUIPP «Kursk», 2000. 320 p.
5. Semeniuk E.P. Filosofs’ki zasady stalogo rozvytku [Philosophical foundations of sustainable development] Lviv: Afisha, 2002. 199 p.
6. Muntyan M.A., Ursul A.D. Globalizatsiya i ustoychivoe razvitie: Uchebnoeposobie [Globalization and Sustainable Development: A Tutorial] Moscow: STUPENI, 2003. 304 p.
7. Ursul A.D. Put’v noosferu. Kontseptsiya vyzhivaniya i ustoychivogo razvitiya tsivilizatsii [Path to the noosphere. The concept of sustainable development and the survival of civilization] Moscow: Luch, 1993. 275 p.
8. Tirdea T.N. Elemente de informatica sociala, sociocognitologie yi noosferologie [Elements of social science, sociocognitologie and noosferologie] Chisinau: CEP „Medicina”, 2001. 273 p.
9. Potter V.R. Bioetika: most v budushchee [Bioethics: Bridge to the Future] Kyiv: Publisher Vadim Karpenko. 2002. 216 p.
10. Tirdea T.N. Problema definitsii sotsial’noy bioetiki [The problem of the definition of social bioethics] Aktual’nipytannja suchasnoi ’ biomedychnoi ’ etyky ta deontologii’ [Actual problems of modern biomedical ethics and deontolohiyi] Materialy Naukovo-praktychnogo seminaru, 14 zhovtnja 2011 r., Kyi’v [Materials Scientific-practical seminar, October 14, 2011, Kyiv] Kyiv: National Academy of Sciences, 2011. 46 p.
11. Potter V.R. Global’naya bioetika: dvizhenie kul ’tury k bolee zhiznennym utopiyam s tsel’yu vyzhivaniya [Global Bioethics: Culture movement to a life utopias in order to survive] Praktychna filosofija [Practical philosophy]. 2004. №1. pp.4-14.
12. Tirdea T.N. Noosfernaya strategiya bezopasnogo razvitiya v kontekste global’noy bioetiki: teoretiko-metodologicheskiy analiz [Noospheric security strategy development in the context of global bioethics: theoretical and methodological analysis] Materialy I Mizhnarodnon mizhdyscyplinarnon naukovo-praktychnon konferencii «Formuvannja novogo svitogljadu jak osnova strategii stalogo rozvytku», prysvjachenon 150-richnju z dnja narozhdennja akademyka, pershogo prezydenta Ukrainskon Akademin nauk Volodymyra Yvanovycha Vernads’kogo (14-16 bereznja 2013 roku) [Proceedings of the I International interdisciplinary scientific-practical conference «Forming of new worldview as the basis of a sustainable development strategy» dedicated to the 150th anniversary of the birth of the first president of the Ukrainian Academy of Sciences Vladimir Ivanovich Vernadsky (14-16 March 2013)] Lvov: Ukraine Publishing RIO NLTU, 2013. 222 p.
13. Tirdea T.N. Toleranta bioetica in asigurarea comunicarii sociale: configuratii teoretico-metodologice [Tolerance bioethics in ensuring social communication: Theoretical and methodological configurations] Dialogul civilizatiilor: etica, educatie, libertate yi responsabilitate intr-o lume in schimbare [Dialogue of Civilizations: ethics, education, freedom and responsibility in a changing world] Materialele Conferintei ytiintifice internationale, Chisinau 2013 [Materials scientific international Conference, Chisinau 2013]. Chisinau: S.n., 2013 Tipogr. „Almor-Plus”. 252 p.
14. Tirdea T.N. Sotsial’naya bioetika: teoretiko-metodologicheskie aspekty Social Bioethics: theoretical and methodological aspects] Ekologicheskiy Vestnik. Nauchno-prakticheskiy zhurnal [Ecological Bulletin. Scientific and practical journal] Minsk: 2011. №2. pp. 95-100.
15. Engelhardt Herman Tristram jn. Fundamentele bioeticii creytine. Trad. de Mihai Neamtu, Cezar Login yi diac. Ioan I. Ica jr. Perspectiva ortodoxa. [Foundations of Christian Bioethics. Orthodox perspective. Trad. Michael Neamtu, Caesar Login and deacon. Joan I. lca jr.] Sibiu (Romania): Deisis, 2005. 507 p.
16. Tirdea T.N. Sotsial’naya i global’naya bioetika: sravnitel’no-metodologicheskiy analiz [Social and Global Bioethics: a comparative methodological analysis] P’jatyj nacional’nyj Kongres z bioetyky z mizhnarodnoju uchastju. 23-25 veresnja, 2013, Kyi’v, Ukrai’na [Fifth National Congress of Bioethycs with international participation. September 23-25, 2013, Kiev, Ukraine] Kiev: Ukraine National Academy of Sciences, AMS of Ukraine, Ministry of Health of Ukraine, 2013. pp. 148-149.
17. Tirdea T.N. Bioetizatsiya sotsiuma i adaptatsiya bioetiki - klyuchevye ponyatiya v eksplikatsii prirody sotsial’noy bioetiki [Bioethization of society and the adaptation of bioethics - the key concepts in the explication of the nature of social bioethics] Etychni problemy profilaktychnon medycyny: vplyv dovkillja, harchuvannja ta umov praci na zdorov’ja naselennja [Ethical problems profilaktychnon medicine: influence of environment, food and working conditions on health] Materialy IVMizhnarodnogo sympoziumu z bioetyky. 11-12 zhovtnja 2012 r., Kynv [Materials of International Symposium IV of bioetyky. 11-12 October 2012, Kiev] Kiev: Arctur, 2012. 92 p.
90
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2015