Научная статья на тему 'Социальная активность молодежи г. Тюмени'

Социальная активность молодежи г. Тюмени Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
691
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Ключевые слова
РЕГИОН / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / УЧАСТИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / REGION / YOUNG PEOPLE / SOCIAL ACTIVITY / PARTICIPATION / SOCIAL CAPITAL
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная активность молодежи г. Тюмени»

Социология региона / Sociology of a region УДК 316.346.32-053.6(571.12) http://regionsar.ru ISSN 2413-1407

В. В. ЮДАШКИНА

СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ г. ТЮМЕНИ

Ключевые слова: регион; молодежь; социальная активность; участие; социальный капитал

Введение: молодежь — это ресурс для формирования и развития общества, степень ее участия в жизни последнего зависит как от государства, так и от жизненной позиции самой молодежи. Развитие молодежной политики одинаково полезно и для государства (новый взгляд, инновации), и для самой молодежи (личностный рост, социальные связи). Поэтому вопрос социальной активности молодежи актуален.

Материалы и методы: в статье представлены материалы анкетирования, проведенного в 2014 и 2016 гг. При написании статьи использовались следующие методы: по глубине рассмотрения предмета исследования — анализ и описание, по методам сбора информации — анкетирование, анализ документов, по цикличности — повторное исследование.

Результаты исследования: предложен авторский взгляд на основные проблемы, связанные с активизацией молодежного сообщества и включением его в жизнь города. Определены принципы, на которых должны строиться взаимоотношение и сотрудничество молодежи и органов управления.

Обсуждение и заключения: проблема аутсайдерства молодежи весьма актуальна: 34 % молодых людей, по данным на 2016 г., не задействованы ни в одном виде социальной активности. Прослеживается динамика в работе с молодежью в Тюмени, о чем свидетельствуют возросшая активность молодых людей и рост молодежных объединений и сообществ, но при этом количество программ, направленных на привлечение молодежи к участию в социальной жизни, принятие решений, касающихся ее самой, остается низким. Необходимо четко определить направления работы с молодежью и наладить обратную связь.

Введение. Молодежь представляет особую ценность для формирования и развития общества. «Молодое поколение

ЮДАШКИНА Валентина Владимировна, ассистент кафедры иностранных языков Тюменского индустриального университета (625000, г. Тюмень, ул. Володарского, 38) (e-mail: brentano@yandex.ru). ORCID: http://orcid. org/0000-0003-2147-3053

© Юдашкина В. В., 2017

обладает особой субъектностью, универсальным духом авантюризма... молодежь является зачинателем любых изменений в обществе. Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она потенция, готовая к любому начинанию»1.

Положение молодежи в обществе, степень ее участия в его жизни зависят как от государства, так и от активной жизненной позиции самой молодежи. С одной стороны, молодежь планирует и строит свое будущее, поэтому ей необходимо учитывать опыт и знания старшего поколения, с другой — в обществе идет переосмысление того, что молодежь является главным фактором перемен, социальной ценностью.

В России государственная молодежная политика представляет собой совместную деятельность органов государственной власти, социальных институтов и общественных объединений в решении проблем молодежи во всех сферах ее жизнедеятельности. Государство предлагает систему мер, программ для создания условий, в которых возможна реализация социального, интеллектуального, культурного и экономического потенциала молодого поколения. Государственная власть заинтересована в развитии «молодежной сферы», мотивирует молодое поколение на сотрудничество. Молодежь в свою очередь осуществляет инновационную деятельность и вносит свой вклад в развитие общества.

Однако нельзя умолчать и о другой стороне вопроса. Сейчас роль молодежи в жизни общества существенно ниже, чем должна и может быть. Значительная ее часть не включена во многие социальные процессы, что затрудняет интеграцию молодежи в общество.

Обзор литературы. Проблемами молодежи занимаются многие ученые. Ее рассматривают как особое поколение, определяют как социальную общность со своими особенностями, проблемами. Большое внимание уделяется социализации молодежи и ее социальной активности, привлечению молодежи к участию в жизни общества, что отражено в работах В. Т. Лисовского [1], В. А. Лукова2, М. X. Титмы и

1 Мангейм К. Диагноз нашего времени / пер. с нем. и англ.; отв. ред. и сост. Я.М. Бергер и др. М.: Юрист, 1994. С. 445.

2 См.: Луков В.А. Теории молодежи: междисциплинарный анализ. М.: Канон + РООИ «Реабилитация», 2012. 528 с.

Э. А. Саар3, Р. Парка [2], Ю. Р. Вишневского и В. Т. Шап-ко [3], К. Мангейма4.

Ученые говорят о необходимости работы с молодежью, определении ее интересов и мотивации, наращивании социального капитала. Социальный капитал как ресурс развития общества исследовали Р. Патнем [4], Ф. Фукуяма [5], П. Бурдье [6].

Материалы и методы. В статье проанализированы результаты анкетирования «Анализ социальной активности молодежи Тюмени», проведенного в 2014 и 2016 гг. с целью выявления социальной активности молодежи города.

Генеральная совокупность составила 196 тыс. чел. Это население Тюмени в возрасте от 14 до 30 лет5. Выборочная совокупность — 405 (январь — февраль 2014 г.) и 322 (август — сентябрь 2016 г.) чел., что обеспечивает уровень доверительности 95 %. Тип выборки — случайная.

Также рассмотрены молодежные сообщества города, основные формы и методы работы с молодежью. Использовались структурно-функциональный и сравнительный методы анализа данных.

Результаты исследования. В настоящее время актуален вопрос о повышении социальной активности молодежи и ее участии в общественных процессах. Речь идет о совместной работе над проектами, решении проблем. Участвовать — значит влиять и нести ответственность за решения и действия, которые затрагивают интересы молодежи.

Молодые люди не должны восприниматься только как сообщество, нуждающееся в защите и помощи, или как объект вмешательства взрослых, регламентирующих их жизнь. Молодежь должна быть вовлечена в решение касающихся ее проблем, а взрослым следует оказывать ей в этом поддержку. Такое взаимодействие выстраивается в виде постоянного диалога, систематической работы. Следует

3 См.: Титма М.Х., Саар Э.А. Молодое поколение. М.: Мысль, 1986. 255 с.

4 См.: Мангейм К. Проблема поколений // Нов. лит. обозрение. 1998. № 2. С. 7—47.

5 См.: Распоряжение администрации г. Тюмени «Об утверждении муниципальной программы "Реализация молодежной политики в городе Тюмени на 2015—2019 годы"» от 5 нояб. 2014 г. № 818-рк. URL: http://www. tyumen-city.ru/vlast/administration/departaments/departament/napravleniya/ municipalynieprogrammi/ (дата обращения: 10.10.2016).

стремиться к тому, чтобы молодежь становилась активным участником в управлении социумом на всех этапах этого процесса, могла принимать решения, реализовывать их в жизнь и контролировать ход их исполнения.

Участие в жизни любого сообщества — это не только голосование или выдвижение своей кандидатуры на выборах. «Участие в жизни общества и активная гражданская позиция предполагают наличие прав, средств, пространства и возможностей, а где необходимо — поддержки, для участия в процессе принятия решений и влияния на этот процесс, а также участия в любых формах деятельности с целью построения лучшего общества»6.

Р. Харт предложил «лестницу участия молодежи, с помощью которой можно измерить степень ее участия в проектах, организациях, сообществах. Согласно ему, существуют различные степени вовлечения молодежи или принятия на себя ответственности, в зависимости от ситуации, ресурсов, потребностей, имеющегося опыта» [7]. Выделено восемь степеней — от манипуляции молодыми людьми до самостоятельного руководства проектами. Необходимо отметить, что важен любой вклад в зависимости от целей, которые необходимо достичь. Основные сферы молодежного участия отражены в составленном нами рисунке.

Проявление активности и участия помогает «услышать» молодежь, понять ее проблемы и найти способы их решения с ее точки зрения, побуждает развивать у молодежи новые навыки и придает ей уверенность. «Лучший способ справиться с проблемами — это вовлечь саму молодежь в их решение. Все молодые люди заслуживают того, чтобы иметь доступ к возможности учиться, вносить вклад и преодолевать проблемы, с которыми они сталкиваются»7.

Участие в жизни социума побуждает молодежь брать на себя ответственность. «Активность населения анализируется через определение содержания и направленности его взаимоотношений с территориальной общностью, а именно — через

6 См.: Пересмотренная Европейская хартия об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне, принята Конгрессом местных и региональных властей Европы (10-я сессия, 21 мая 2003 г. — прил. к рекомендации 128). URL: http://www.timolod.ru/docs/app/Hartia%20 dla%20molodezi%20ot%2021.05.2003.pdf (дата обращения: 14.10.2016).

7 Там же.

участие в территориальных и организованных сообществах, оценки характера заинтересованности в решении проблем (интерес, желание участвовать, готовность участия, участие в роли исполнителя, участие в роли инициатора), практики общественной активности» [8, с. 64].

Рхроме того, активность и участие в общественных процессах развивают социальный капитал молодежи. Проанализировав различные подходы к социальному капиталу, мы согласимся с определением, которое предложил Б. Д. Бес-парточный: «Социальный капитал — это духовно-социаль-ная составляющая человека, своеобразный ресурс, который определяет ее субъективный статус в обществе, который проявляется и воспроизводится посредством социальных связей, построенных на взаимном доверии, репутации, общих нормах и ценностях. Он наделяет индивида и группу, к которой он принадлежит, определенными преимуществами в отношении доступа, владения, распоряжения и пользования ограниченными общественными ресурсами и благами» [9].

Сообщества с высоким уровнем социального капитала эффективнее преодолевают социальные проблемы.

^ Экономическая ^

• Сфера занятости С Экономическое развитие

^ Политическая ^

ф Органы государственной власти ф Правительство ф Исполнение власти

^ Социальная ^

ф Жизнь местного сообщества ф Местные проблемы

^ Культурная ^

• Различные формы творчества,

в том числе танцы и музыкальное искусство

Рисунок. Сферы молодежного участия

Следует обращать внимание на: формирование установки на здоровый образ жизни, патриотизм и уважение к историческим и культурным ценностям; развитие молодежного самоуправления и лидерских качеств молодежи; укрепление института семьи, сохранение семейных ценностей; развитие волонтерского движения; поддержку молодежных инициатив, развитие научно-технического и инновационного творчества молодежи; временное трудоустройство и профессиональную ориентацию, опирающуюся на потребности рынка труда региона; улучшение качества и доступности услуг для молодежи8.

Аналогичные тенденции отражены в грантах и проектах, в которых предлагают поучаствовать молодежи областной департамент по спорту и молодежной политике, областной центр дополнительного образования детей и молодежи, коммерческие организации и др.

В Тюмени действуют различные сообщества и организации по активизации и включению молодежи в жизнь общества. В табл. 1 выделены наиболее активные из них.

Проанализировав работу перечисленных организаций и сообществ, можно сделать вывод, что они в большей части первоначально были созданы государством, городским департаментом по работе с молодежью. Здесь можно проследить четко отлаженную систему работы с молодыми людьми, которая охватывает образовательные услуги, патриотические акции, спортивные и творческие проекты, способствует формированию лидерства, развитию инициативы, участию в жизни города. Однако включенность в управление городом остается низкой. Представительское участие молодежи в возрасте до 35 лет в органах власти VI созыва Тюменской городской думы составило всего 3 депутата из 36. По результатам анкетирования по определению активности молодежи (2014, 2016 гг.), можно сделать вывод, что она плохо проинформирована о различных мероприятиях, конкурсах, грантах. Наиболее активна студенческая молодежь, при этом процент активности молодежи в целом невысокий [10].

8 См.: Хромин Е.В., Субботина C.B., Приоритетные направления молодежной политики города Тюмени // Приоритетные направления развития молодежной политики: материалы науч.-практ. конф. / Департ. по спорту и молодежной политике администрации г. Тюмени. Тюмень: Вектор Бук, 2015. С. 92.

Таблица 1

Технологии вовлечения молодежи на примере основных молодежных организаций и сообществ Тюменской области9

Молодежная организация/ сообщество Сфера деятельности Участники Применяемые технологии

Профсоюзная организация Представительство и защита социально-тру-довых прав и интересов своих членов Жители Тюмени в возрасте от 14 лет Конкурсы, круглые столы, стипендиальные и премиальные программы и др.

«Моя территория» Предоставляет площадку для активной молодежи с целью реализации инициатив Без ограничений Мастер-классы, кинопоказы, пресс-конференции, мозговые штурмы

«Мой портал» Предоставляет площадку для активной молодежи с целью реализации инициатив Без ограничений Мастер-классы, собрания, спортивные соревнования, конкурсы, встречи

Студенческий совет Тюменской области Организация, координация и развитие конструктивной социально-творческой деятельности студентов и аспирантов; формирование гражданской культуры, активной гражданской позиции; укрепление межрегиональных и международных связей Учащиеся, студенты и аспиранты учебных заведений Тюменской области Конкурсы по выявлению лидеров и лучших моделей студенческого самоуправления, школы развития, круглые столы, интеллектуальные игры

Общественная молодежная палата при Тюменской областной думе Организация активного участия молодежи в формировании и реализации областной молодежной политики, содействие деятельности Тюменской областной думы в сфере регулирования прав и законных интересов молодежи Граждане России в возрасте от 14 до 30 лет, проживающие на территории Тюменской области Заседание

Продолжение табл. 1 на етр. 256

9 Табл. 1 сост. по: Молодежная атмосфера. URL: https://vk.com/atmos7 (дата обращения: 10.10.2016); Моя территория. Коворкинг. URL: http:// моятерритория.рф (дата обращения: 10.10.2016); Общественная молодежная палата. URL: http://www.duma72.ru/ru/about/public_youth_chamber/ (дата обращения: 15.10.2016); Пионер. Дворец спорта и творчества. URL: http:// pioner72.ru/molodezhi (дата обращения: 10.10.2016); Студенческий совет Тюменской области. URL: https://vk.com/studsovet_to (дата обращения: 10.10.2016); Moi-portal.ru. URL: http://moi-portal.ru/o-proekte/ (дата обращения: 20.10.2016).

Окончание табл. 1. Начало на стр. 255

Молодежная организация/ сообщество Сфера деятельности Участники Применяемые технологии

ГАУ ДО ТО «Дворец творчества и спорта "Пионер"» Координационно-ресурс-ный центр реализации молодежных программ и проектов Жители Тюмени от 4 лет Проекты, конкурсы, программы, фестивали, мастер-классы

«Молодежная атмосфера» Молодежь сама реализует проекты общественной направленности, нацеленные на патриотическое, нравственное воспитание, повышение уровня компетенции в вопросах гражданско-правовой сферы, а также на раскрытие творческих навыков и мотивацию к личностному росту молодых людей Без ограничений Проекты, встречи, форумы, встречи

Результаты исследования, касающиеся предпочтительных сфер участия, представлены в табл. 2, составленной нами по результатам анкетирования.

Таблица 2

Анализ динамики в сферах вовлеченности молодых людей

Показатель Число участников, чел. Структура, % Темпы прироста, %

2014 г. 2016 г. 2014 г. 2016 г. 2016 г. к 2014 г.

Проекты:

— творческие 117 125 29.0 39.0 34.0

— научные 32 37 8.0 11.0 45.0

— социальные 28 34 7.0 11.0 53.0

В том числе

направленные

на развитие

города 8 15 2.0 5.0 136.0

Другое 45 16 11.0 5.0 -55.0

Нет участия 183 110 45.0 34.0 -24.0

Анализ результатов анкетирования в динамике четко выявил проблему социального аутсайдерства. В 2014 г. 45 %, а в 2016 г. 34 % молодых людей не принимали участие ни в каких проектах. За два года процент участия вырос на 24 пункта, что говорит об эффективности работы с молодежью, хотя процент аутсайдерства по-прежнему высок.

Социально активная часть молодежи отдает предпочтение творческим проектам: в них участвует 29 % (2014 г.)

и 39 % (2016 г.) молодежи. Это обусловлено возможностью знакомства с новыми людьми, раскрытия своего творческого потенциала. Молодые люди могут реализовать себя, выступить перед аудиторией, быть на виду.

Научные и социальные проекты требуют больше вложений, сил, и результаты не так заметны, хотя процент участия в них также увеличился на 3 % в 2014 г. и 4 % в 2016 г. Включенность в научные проекты составила в 2016 г. 11 %, в 2014 г. значение показателя было на уровне 8 %. Более значителен рост участия в социальных проектах — с 7 до 11 %. Здесь существенно выросла доля молодых людей, которые фигурировали в проектах, направленных на развитие города (в 2014 г. участвовало 29 % против 44 % в 2016 г.). Таким образом, почти половина участников социальных проектов была задействована в процессах по улучшению городской среды.

Большое внимание уделяется формированию лидеров, так как они могут организовать, объединить вокруг себя молодежь. Исследования показывают, что люди оценивают знания и способности лидера значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Необходимо выявлять таких людей, помогать им развиваться.

В Тюмени проводятся различные мероприятия по выявлению лидеров и формированию лидерских качеств: «Топ-100 самых выдающихся молодых людей Тюмени» (ежегодно определяется рейтинг выдающихся людей Тюмени в возрасте от 18 до 33 лет, которые сделали или делают что-то важное для развития города), «Молодежная лидерская премия», «Лучший староста Тюменской области» (ежегодный конкурс по выявлению наиболее результативных старост академических групп) и др.

Указанные конкурсы и мероприятия раскрывают лидеров, высвечивают направления, в которых они работают. Гранты и премии помогают реализовывать различные проекты.

Обсуждение и заключения. Таким образом, несмотря на положительную динамику, проблема аутсайдерства молодых людей актуальна. Наблюдается увеличение их социальной активности по сравнению с показателями 2014 г., но, по данным 2016 г., 34 % молодых людей по-прежнему не задействованы ни в одном ее виде. Поэтому необходимо развивать работу с молодежью, включать последнюю в со-

циально-экономическую, политическую и духовную жизнь общества.

Об эффективности молодежной политики в Тюмени свидетельствуют возросшая активность молодежи и рост молодежных объединений и сообществ. Большая часть государственных и городских программ рассчитана на развитие творческой активности, патриотизма, поэтому необходимо увеличивать количество программ, направленных на привлечение молодежи к участию в социальной жизни, принятию решений, касающихся ее самой. Исследование показало, что если проект, конкурс или программа учитывают интересы молодежи, то она активно в них участвует. Необходимо четко проработать систему работы с молодежью, определить ее направления и наладить обратную связь. Важна последовательность. Участие молодежи в жизни общества обеспечивает ее полноценное развитие, учит ответственности, формирует компетенции, позволяет накопить социальный капитал. Вовлеченность молодых людей в решение социально значимых вопросов повышает общую культуру и ответственность общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ источников

1. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) // Социологические исследования. 1998. № 5. С. 98—104. URL: http://ecsocman.hse.ru/ data/692/692/1217/015.LISSOVSKI.pdf (дата обращения: 12.10.2016).

2. Park R. Community Organization and the Romantic Temper / ed. by R.E. Park and E.W. Burgess. Chi. and L.: The University of Chicago Press, 1984. Pp. 113—122. URL: http://shora.tabriz.ir/Uploads/83/cms/user/ File/657/E_Book/Urban%20Studies/park%20burgess%20the%2Ocity.pdf (дата обращения: 12.10.2016).

3. Вишневский Ю.Р. Шапко В.Т. Парадоксальный молодой человек // Социологические исследования. 2006. № 6. С. 26—37. URL: http://ecsocman. hse.ru/data/870/792/1219/004_vishnevskij.pdf (дата обращения: 12.10.2016).

4. Putnam R. The Prosperous Community: Social Capital and Public Life // The American Prospect. 1993. URL: http://prospect.org/article/prosperous-community-social-capital-and-public-life (дата обращения: 12.10.2016).

5. Fukuyama F. Social capital, civil society and development // Third World Quarterly. 2001. Vol. 22, no 1. Pp. 7—20. URL: http://hbanaszak.mjr. uw.edu.pl/TempTxt/Fukuyama_2001_SocialCapitalCivilSocietyAndDevelopme nt.pdf (дата обращения: 12.10.2016).

6. Bourdieu P. The forms of capital // Richardson J. (ed.), Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education. New York: Greenwood, 1986. Pp. 241—258.

7. Hart R. Children's Participation from Tokenismto Citizenship. Florence: UNICEF Innocenti Research Centre, 1992. 39 p. URL: https://www.unicef-irc. org/publications/pdf/childrens_participation.pdf (дата обращения: 15.10.2016).

8. Костко H.A. Социальная активность горожан как ресурс в управлении развитием города // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2016. Т. 2. № 1. С. 56—71. DOI: 10/21684/2411-7897-2016-2-1-56-71.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Беспарточный Б.Д. Концептуальные основы «социального капитала» // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. URL: https:// science-education.ru/pdf/2014/4/355.pdf (дата обращения: 21.10.2016).

10. Юдашкина В.В. Анализ социальной активности молодежного сообщества г. Тюмени // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 19. С. 103—107. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-sotsialnoy-aktivnosti-molodezhnogo-soobschestva-g-tyumeni (дата обращения: 28.10.2016).

Для цитирования: Юдашкина В.В. Социальная активность молодежи г. Тюмени // РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY. 2017. Т. 25, № 2. С. 249—261.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

V. V. YUDASHKINA. SOCIAL ACTIVITY OF YOUNG PEOPLE IN THE CITY OF TYUMEN

Keywords: region; young people; social activity; participation; social capital

Introduction: young people are a resource for formation and development of the society; the degree of their participation in social activities depends both on the state, and their stand in life. Development of the youth policy is equally beneficial for the state (new look, innovations) and young people themselves (personal growth, social bonds). Therefore, the issue of social engagement of young people is relevant.

Materials and Methods: the paper presents the materials of the survey conducted in 2014 and 2016. When writing the paper, the author used the following methods: by the depth of consideration of the research subject — analysis and description; by the methods of gathering information — questionnaires, document analysis; by cyclic recurrence — repeated study.

Results: the author proposes her own view on the main issues associated with the intensification of the youth community and its inclusion into the life of the city. The principles on which the relations and cooperation of young people and the controlling bodies should be built are also defined.

Discussion and Conclusions: the problem of young people being outsiders is urgent: 34 % of young people, according to the 2016 data, are not involved in any form of social activity. The dynamics in working with young people in the city of Tyumen can be traced, which is evidenced by the increased activity of young people and the growth of the youth associations and communities; but the number of programs aimed at attracting young people to participate in social life and decision-making concerning young people remains low. It is necessary to clearly identify the areas of work with young people and to get feedback.

REFERENCES

1. Lisovskiy V.T. [Dynamics of social change (experience of the comparative sociological studies of the Russian youth)]. Sotsiologicheskie Issledovaniia = Sociological studies. 1998; 5:98—104. Available from: http://ecsocman.hse. ru/data/692/692/1217/015.LISSOVSKI.pdf (accessed 12.10.2016). (In Russ.)

2. Park R. Community Organization and the Romantic Temper / ed. by R.E. Park and E.W. Burgess. Chi. and L.: The University of Chicago Press; 1984. Pp. 113—122. Available from: http://shora.tabriz.ir/Uploads/83/cms/ user/File/657/E_Book/Urban%20Studies/park%20burgess%20the%20city.pdf (accessed 12.10.2016).

3. Vishnevskiy Yu.R. Shapko V.T. [A paradoxical young man], Sotsiologicheskie Issledovaniia = Sociological studies. 2006; 6:26—37. Available from: http://ecsocman.hse.ru/data/870/792/1219/004_vishnevskij.pdf (accessed 12.10.2016). (In Russ.)

4. Putnam R. The Prosperous Community: Social Capital and Public Life. The American Prospect. 1993. Available from: http://prospect.org/article/ prosperous-community-social-capital-and-public-life (accessed 12.10.2016).

5. Fukuyama F. Social capital, civil society and development. Third World Quarterly. 2001; 1 (22):7—20. Available from: http://hbanaszak.mjr.uw.edu. pl/TempTxt/Fukuyama_2 00 l_SocialCapitalCivilSocietyAndDevelopment.pdf (accessed 12.10.2016).

6. Bourdieu P. The forms of capital. In: Richardson J. (ed.), Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education. New York: Greenwood; 1986. Pp. 241—258.

7. Hart R. Children's Participation from Tokenismto Citizenship. Florence: UNICEF Innocenti Research Centre; 1992. 39 p. Available from: https:// www.unicef-irc.org/publications/pdf/childrens_participation.pdf (accessed 15.10.2016).

8. Kostko N.A. [Social activity of citizens as a resource in city development management], Vestnik Tjumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Social'no-jekonomicheskie i pravovye issledovaniia = Tyumen State University Herald. Social, Economic, and Law Research. 2016; 1(2):56— 71. (In Russ.). DOI: 10/21684/2411-7897-2016-2-1-56-71.

9. Bespartochny B.D. [Conceptual foundations of the concept of "Social capital"]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija = Modern problems

of science and education. 2014; 4. Available from: https://science-education. ru/pdf/2014/4/355.pdf (accessed 21.10.2016). (In Russ.)

10. Yudashkina V.V. [Analysis of social activity of youth community in Tyumen], Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta = CSU Bulletin. 2015; 19:103—107. Available from: http://cyberleninka.ru/article/n/ analiz-sotsialnoy-aktivnosti-molodezhnogo-soobschestva-g-tyumeni (accessed 28.10.2016). (In Russ.)

About the author:

Valentina V. Yudashkina, Assistant Lecturer at the Department of Foreign Languages, Tyumen Industrial University (38 Volodarsky St., Tyumen, 625000, Russia) (e-mail: brentano@yandex.ru). ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2147-3053

For citation: Yudashkina V.V. [Social Activity of Young People in the City of Tyumen], REGIONOLOGIYA = REGIONOLOGY. 2017; 2(25):249—261.

The author have read and approved the final manuscript.

IIocTynHJia/Submitted 20.02.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.