Научная статья на тему 'Управление молодежным сообществом'

Управление молодежным сообществом Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
391
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ГОРОДСКОЕ СООБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МОЛОДЕЖНОЕ СООБЩЕСТВО / MANAGEMENT / URBAN COMMUNITY / SOCIAL CAPITAL / INTERACTION / YOUTH COMMUNITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Юдашкина Валентина Владимировна

Проанализированы подходы к понятиям «управление», «городское сообщество», «молодежное сообщество». Целью работы является анализ управления как взаимодействия его субъектов, а также исследование молодежных сообществ Тюмени и управления внутри молодежных сообществ города. Использованы методы анализа материалов социологических исследований, проведен анализ сайтов молодежных сообществ и организаций, опрос экспертов. Научная новизна исследования заключается в том, что молодежь рассматривается как ресурс развития городского сообщества. Результаты исследования показали, что при четко организованной работе с молодежью, когда она ведется системно, а к молодежи прислушиваются и поддерживают ее инициативы, молодые люди активно участвуют в жизни сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF YOUTH COMMUNITY

The paper analyzes some approaches to the concepts of management, urban community, youth community. The aim of the research is to analyze the concept of management as the interaction of management subjects and to study youth communities of Tyumen and management within the youth community in the city. The study included the use of the methods of sociological research, the analysis of youth communities’ and organizations' websites, and a poll among experts. The scientific novelty of the research is that young people are considered as a resource for the development of the urban community. The results of the study show that young people tend to be actively involved in community life when the work with young people is well-organized, when it is conducted systematically, and when the young people are listened to and their initiatives are supported.

Текст научной работы на тему «Управление молодежным сообществом»

126 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2017, № 3 (47), с. 126-132

УДК 316.334

УПРАВЛЕНИЕ МОЛОДЕЖНЫМ СООБЩЕСТВОМ © 2017 г. В.В. Юдашкина

Юдашкина Валентина Владимировна, ассистент кафедры иностранных языков Тюменского индустриального университета brentano@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 02.02.2017 Статья принята к публикации 31.07.2017

Проанализированы подходы к понятиям «управление», «городское сообщество», «молодежное сообщество». Целью работы является анализ управления как взаимодействия его субъектов, а также исследование молодежных сообществ Тюмени и управления внутри молодежных сообществ города. Использованы методы анализа материалов социологических исследований, проведен анализ сайтов молодежных сообществ и организаций, опрос экспертов. Научная новизна исследования заключается в том, что молодежь рассматривается как ресурс развития городского сообщества. Результаты исследования показали, что при четко организованной работе с молодежью, когда она ведется системно, а к молодежи прислушиваются и поддерживают ее инициативы, молодые люди активно участвуют в жизни сообщества.

Ключевые слова: управление, городское сообщество, социальный капитал, взаимодействие, молодежное сообщество.

В настоящее время ученые пришли к выводу, что участие жителей в управлении своими городами, опора муниципальных управленцев на местные сообщества сможет привести к развитию города. «Основным элементом города является городская общность людей. Города -это форма организации общественной жизни, где в той или иной мере можно говорить о построении общности и сообщества как формы взаимодействия ее членов и жизнедеятельности. Эти формы рассматриваются в качестве условия, инструмента и целеориентирующего действия всех субъектов городского пространства в достижении целей развития. Самоидентификация человека как горожанина есть логическое движение к формированию городской общности. Городское сообщество рассматривается как новый уровень качества территориальной общности» [1, с. 60].

Предполагается, что местное самоуправление возможно только в случае, если муниципальными управленцами будет осознана необходимость существования местных сообществ и освоена технология их формирования. Но проблема заключается в том, что городских сообществ мало и чаще всего они не активны, поэтому необходимо не только формировать, но и развивать сообщества. Для этого нужно определить, что следует относить к территориальным сообществам. В основе местного сообщества - место проживания. Однако сам факт совместного проживания еще не гарантирует взаимодействия.

Местное сообщество многими экспертами связывается с местным самоуправлением и му-

ниципальным управлением. Местное сообщество - это сообщество жителей города или района, сосуществующих на одной территории. Чаще всего в городе существует множество сообществ и общин, и их цели и интересы различаются. Таким образом, у сообщества должны быть общие цели и интересы, и часто сообщество возникает, когда есть необходимость взаимодействия, когда нужно решить какую-либо проблему. Сообщества могут быть недолговечны, но именно они могут быть источником развития.

Городское сообщество - это совокупность сообществ и общин, находящихся на территории города и имеющих общие цели и интересы.

Говоря о социальном сообществе, необходимо отметить такую категорию, как социальный капитал сообщества, который включает социальные связи, нормы, ценности. Развивая социальное сообщество, мы развиваем социальный капитал города. Понятие «социальный капитал» в социальную науку ввел П. Бурдье, который предложил теорию о различных формах капитала (экономический, символический, товарный, физический, административный, культурный, человеческий, социальный), а также возможности их взаимной конвертации [2]. По мнению ученого, социальный капитал можно оценить и измерить; при этом объем социального капитала, которым обладает социальный актор, зависит от масштаба сети связей, которые он может мобилизовать, и от объема капитала (экономического, культурного, символического), которым обладают те люди, с которыми данный актор связан. Социальный капитал со-

стоит из наличных социальных связей и взаимного доверия между членами общества (или сообщества) [2]. Социальный капитал рассматривается как ключевой элемент развития общества. Он включает социальные нормы и соответствующие ценности, которые оказывают воздействие на продуктивность и благосостояние различных сообществ.

Отсюда следует, что управление сообществом должно вести к развитию его социального капитала. Правильная организация процесса управления позволит обеспечить развитие сообщества, так как социальный капитал - это условие существования сообщества.

Встает вопрос: как организовать правильное управление и что оно в себя включает?

Управление предполагает целенаправленное воздействие, целенаправленность является одним из его важных признаков. Существуют различные подходы к процессу управления. Представители классической школы управления (Ф. Тейлор, А. Файоль, М. Вебер, Э. Мэйо, М. Фоллет, В.А. Ядов [3], А.Г. Здра-вомыслов [4, с. 151, 161], С.С. Фролов [5], Н.И. Лапин [6], О.Н. Яницкий [7]) рассматривали управление как субъект-объектные отношения, как воздействие субъекта на объект, как поиск средств и методов повышения эффективности такого воздействия.

В последнее время теория управления претерпевает изменения. Процесс управления рассматривается не как влияние и воздействие, а как взаимодействие между субъектами управления. Предполагается, что органы управления должны взаимодействовать с населением.

От построения эффективной системы взаимодействия с людьми во многом зависит эффективность работы в целом, поэтому управленцу следует учитывать особенности человеческих ресурсов, их характерные черты. В управлении человеческими ресурсами социальное превалирует над экономическим, так как при взаимодействии с человеком невозможно мыслить категориями рентабельности. Несмотря на популярность метода «ключевого показателя эффективности (КР1)» [8], нельзя с точностью спрогнозировать экономический эффект конкретного действия того или иного человека или сообщества, но может быть социальный эффект (развитие социального капитала) - получение нового опыта, знакомство с новыми людьми, участие в проекте.

Таким образом, управляя человеческими ресурсами, управленец может лишь мотивировать людей к созидательной деятельности на благо общества. Для этого сам процесс управления должен быть организован как целостная систе-

ма. Система управления должна не только регулировать общественные процессы и достигать цели управления, но и удовлетворять потребности и интересы людей, взаимодействуя с населением. Акцент с «команды и исполнения» переносится на взаимодействие и сотрудничество. При этом организационное сотрудничество можно разделить:

- на субординационное (упорядочение сверху вниз, от управляющего к управляемому);

- на реординационное (снизу вверх, от управляемого к управляющему);

- на координационное (упорядочение на одном уровне, точнее, между «равностоящими» субъектами, которые могут находиться на разных уровнях иерархии);

- на взаимодействие сторон, направленное на достижение общих целей.

«Взаимодействие рассматривается в качестве инструментально-организационного начала любого управленческого действия по активизации горожан, что наиболее последовательно и логично его можно осуществить через городские общности и сообщества» [9, с. 144].

Существуют разные формы взаимодействия между сообществом и властью. Законодательством определены следующие формы взаимодействия местного сообщества с муниципальной властью: местный референдум; муниципальные выборы; сход граждан; их правотворческая инициатива; территориальное общественное самоуправление; опрос граждан; их обращения в органы местного самоуправления; другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении, не противоречащие Конституции РФ, Федеральному закону и иным федеральным законам, законам субъектов РФ [10].

Таким образом, ресурсом развития общества является социальное сообщество, которое участвует в жизни общества и активно взаимодействует с органами управления, наращивая тем самым свой социальный капитал.

В данном исследовании мы анализируем молодежное сообщество и включение молодежи в процессы управления.

На федеральном уровне большое внимание уделяется студенческому самоуправлению и включению молодежи в управление образовательной организацией. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», органы студенческого самоуправления являются обязательными для каждой образовательной организации. В законе отражено, что при принятии каких-либо актов, касающихся интересов и прав обучающихся, образовательной организацией

должно учитываться их мнение. Также должны создаваться советы обучающихся и студенческие советы [11]. Сегодня советы обучающихся (студенческие советы) созданы в 80% профессиональных образовательных организаций Российской Федерации [12].

С 2006 г. реализуется программа Российского союза молодежи «Студенческое самоуправление». Целью программы является создание условий для организации и включения обучающихся в участие и управление деятельностью профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования. Данная программа рассчитана на студентов и аспирантов образовательных организаций, на органы студенческого самоуправления, студенческие объединения, специалистов по работе со студенческой молодежью [13].

Для анализа молодежных сообществ Тюмени был проведен опрос экспертов (#=15) в области молодежной политики и самоуправления (май - июнь 2016 г., в форме глубинного интервью). Были опрошены специалисты по работе с молодежью (проректоры по воспитательной работе ТИУ, ТГУ, директоры ДЮЦ, организаторы молодежных проектов, депутаты). Целью опроса было определение роли сообщества в жизни молодежи и города. Эксперты единогласно высказались, что основной задачей общества является формирование крепких социальных связей; формирование здоровой социальной среды - необходимое условие для развития молодежи.

Э. Дюркгейм говорил, что влияние группы, коллектива - это то, что держит человека в рамках. «Таким образом, коллективное мышление преобразует все, чего оно касается. Оно перемешивает сферы реальности, соединяет противоположности, переворачивает то, что можно считать естественной иерархией существ, нивелирует различия, дифференцирует подобия. Словом, оно заменяет мир, познаваемый нами с помощью органов чувств, совершенно иным миром, который есть не что иное, как тень, отбрасываемая создаваемыми коллективным мышлением идеалами» [14, с. 67]. Наша задача -сформировать такое сообщество, которое бы стимулировало развитие, сообщество, которое может предоставить социальный лифт молодым и активным представителям сообщества, а также сформировать предпосылки для развития молодежного социального капитала.

Эксперты отметили важность управления внутри сообщества, наличие куратора или активного лидера, который может организовать, объяснить, научить, помочь. И такого лидера и

куратора необходимо воспитывать, выращивать, чтобы он знал, как научить и помочь, чтобы он был носителем норм и ценностей общества. Необходимо говорить не только о внешнем, но и о внутреннем управлении сообществом, важно определить, кто и как организует сообщество и управляет им внутри.

Рассмотрим примеры организации и управления молодежных сообществ Тюмени. В Тюмени зарегистрированы молодежные сообщества разной направленности (спортивные, творческие, интеллектуальные, субкультурные и пр.). Согласно опросу экспертов и анкетированию «Анализ социальной активности молодежи Тюмени», проведенному в 2016 г. (в августе - сентябре 2016 г. было опрошено 322 человека в возрасте от 16 до 30 лет) с целью выявить уровень социальной активности молодежи, а также выяснить, какие молодежные сообщества наиболее популярны, членами каких сообществ они являются, самыми популярными сообществами были названы те, которые связаны с творчеством (39% опрошенных), в научных и социальных проектах участвовали 11% молодых людей. В проектах, связанных с развитием города, приняло участие только 5% опрашиваемых.

Как уже ранее отмечалось, система организации внутри сообщества отражается на результатах его деятельности, поэтому важно правильно организовать управление внутри сообщества.

Проанализируем некоторые молодежные сообщества Тюмени в разрезе того, как организована их работа внутри - каким образом идет взаимодействие между всеми их членами. Анализу подверглись творческие, политические, патриотические, студенческие сообщества. Рассмотрение начнем со структур и типов управления (см. табл. 1).

Более глубокий анализ управления представлен в таблице 2. В ней показан вид взаимодействия внутри сообщества, отражены его кураторы/руководители и мотивация для объединения в данное сообщество.

В городе существует большое количество молодежных сообществ, все они по-разному организованы и по-разному управляются. В таблицах указаны доминирующие стили и типы управления сообщества, но во время реализации проекта могут быть применены и другие стили и методы управления. Это обусловлено тем, что молодежные сообщества реализуют проекты разной направленности - творческие, спортивные, патриотические, социальные, интеллектуальные, проекты по формированию и развитию лидерства.

Управление молодежным сообществом - это динамичный процесс, который должен раз-

Таблица 1

Анализ типов управления молодежным сообществом_

Молодежное сообщество Структура управления Стиль управления

Военно-патриотический клуб ВПО «Барсы Нефтегаза», ТИУ Линейная Авторитарный

Штаб студенческих отрядов ТюмГУ Линейно-штабная Демократический

Объединенная профсоюзная организация ТИУ Дивизионная Демократический

Совет студентов и учащихся ТИУ Бригадная (кросс-функциональная) Демократический

Молодая гвардия «Единой России» Проектная Делегирующий

«Моя территория» (до реорганизации) Проектная Делегирующий

«Моя территория» (с 1.01.2016 г.) Коворкинг Делегирующий

Таблица 2

Управление в организациях разных типов__

Молодежное сообщество Взаимодействие Кураторство/наставничество Мотивация

Военно-патриотический клуб ВПО «Барсы Нефтегаза», ТИУ Единоличное принятие решений с элементами коллегиального соглашения Тюменское областное отделение Всероссийского движения ветеранов локальных войн и военных конфликтов «Боевое братство», рук. С.О. Денисов - субординарное сотрудничество Личностный рост, физическое развитие, социальные связи

Штаб студенческих отрядов ТюмГУ Разные виды взаимодействия, стиль выбирается в зависимости от задачи, преобладает взаимодействие в команде Проректор по учебно-воспитательной работе ТюмГУ, Областной штаб студенческих отрядов - реордина-ционное, субординационное сотрудничество Поощрение за генерацию новых идей, внедрение новых технологий и знаний в работу организации, личностный рост

Объединенная профсоюзная организация ТИУ Разные виды взаимодействия, стиль выбирается в зависимости от задачи, преобладает взаимодействие в команде Ректорат ТИУ, Областная профсоюзная организация работников образования - координационное сотрудничество, взаимодействие Поощрение за генерацию идей и активную работу в организации, карьерный рост, доступ к информации, профессиональная реализация

Совет студентов и учащихся ТИУ Разные виды взаимодействия, стиль выбирается в зависимости от задачи, преобладает взаимодействие в команде Проректор по учебно-воспитательной работе, Областной совет студентов и учащихся - субординационное сотрудничество Поощрение за активную работу, личностный рост, социальные связи

Молодая гвардия «Единой России» Взаимодействие на стадии разработки проекта, в последующем ответственность делегируется и взаимодействие имеет информационный характер Тюменское региональное отделение «Единой России» - субординационное сотрудничество, взаимодействие Карьерный рост, социальные связи

«Моя территория» (до реорганизации) Взаимодействие на всех стадиях реализации проекта имеет информационный характер П.В. Белявский, директор департамента по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике -координационное взаимодействие Профессиональная и личная реализация и рост, всестороннее развитие на бесплатной основе, социальные связи

«Моя территория» (с 1.01.2016 г.) Взаимодействие на всех стадиях реализации проекта имеет консультативно-информационный характер П.В. Белявский, директор департамента по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике -координационное взаимодействие Профессиональная и личная реализация и рост, всестороннее развитие на бесплатной основе, социальные связи

Источники [15-17].

виваться и меняться при необходимости, что «Моя территория», которое из проектного со-можно проследить на примере сообщества общества реорганизовалось в коворкинг-центр.

Первоначально «Моя территория» являлась молодежным сообществом, которое предлагало и организовывало различные молодежные проекты на развитие лидерских, творческих качеств, инициативы, продвигало и поддерживало во-лонтерство, проводило мастер-классы. На данный момент члены сообщества оказывают помощь и дают консультации для проведения интересных городских мероприятий: от мастер-классов и кинопоказов до пресс-конференций и мозговых штурмов. Но инициатором и организатором данных проектов может стать любой представитель молодежи. То есть инициатива идет не сверху, не от руководителя, а от самой молодежи. Функции представителей «Моей территории» заключаются в помощи, консультации и обучении.

Можно выделить значимые проекты, предложенные молодежными сообществами и реализованные в городе, которые получили большую популярность и внесли вклад в развитие городского сообщества. Также данные проекты показали примеры взаимодействия органов управления и молодежного сообщества и механизмы воздействия и взаимодействия между ними.

Например, тюменский полумарафон «ТЮ-МЕНЬБЕЖИТ», который был проведен в рамках регионального проекта «Моя территория» [18]. Первого октября 2016 г. сотни спортсменов и любителей собрались вместе, чтобы пробежать 21 км, 10 км или 3 км по улицам города. Таким образом идет пропаганда здорового образа жизни, молодежь привлекают к занятиям спортом, горожане объединяются общим интересным делом.

В 2015 г. Общественная палата РФ запустила проект поиска, поддержки и продвижения гражданских активистов и представителей НКО «Перспектива». В соответствии с Распоряжением Президента РФ от 05.04.2016 № 68-рп, фонд «Перспектива» стал грантооператором для гражданских инициатив в сельских территориях и малых городах. Была предложена следующая тематика гранта:

- реализация социально значимых проектов, направленных на развитие институтов гражданского общества в малых городах и сельских поселениях;

- поддержка краеведческой работы;

- сохранение народных культурных традиций (в том числе народных промыслов и ремесел);

- профориентация молодежи в малых городах и сельских поселениях;

- развитие диалога между властью и обществом;

- развитие и укрепление институтов местного самоуправления [19].

В Тюменской области грант в размере одного миллиона рублей получила образовательная программа конкурса проектов «Моя идея». Грант будет потрачен на проведение образовательной программы в 2017 г. с привлечением федеральных экспертов в Ялуторовске, Заводо-уковске, Ишиме, Тобольске и Тюмени [20]. Такие конкурсы проходят ежегодно с целью повышения качества региональных инициатив и включения молодежи в управление городом. Молодежному сообществу предлагают самому определить проблему, существующую в городе, и попытаться своими силами ее решить. От органов власти идет финансовая поддержка, предлагается помощь экспертов, но реализуют проект молодые люди.

Экологическое движение «Зеленый хоровод» представляет проект по озеленению городского пространства «Деревья городу» [21]. Участники движения сами предлагают, где и какие высадить деревья, регулярно высаживают деревья на улицах, во дворах и парках города, объединяя жителей и решая проблемы озеленения.

В 2008 г. молодежью был реализован проект «История on LINE», в рамках которого студенты ТюмГНГУ, стипендиаты благотворительного фонда Владимира Потанина, в необычной форме познакомили горожан и гостей Тюмени с культурно-историческим наследием столицы Западной Сибири. Молодые люди выделили наиболее значимые исторические, культурные и архитектурные объекты, достопримечательности и здания города, нанеся на асфальт красной краской обозначения напротив данных объектов. По этим обозначениям в специальном путеводителе без труда можно найти изображение объекта и краткую, интересную, содержательную информацию о нем [22]. Данная идея продолжает реализовываться в рамках нового проекта «Туристическая Тюмень». Целью данного проекта является популяризация Тюмени как для туристов из других городов России, так и для иностранных туристов. В рамках этого проекта будет создан удобный, простой и понятный путеводитель города прямо на асфальте (зеленая и красная линия), а также видеопрезентация/приглашение в Тюмень, с английскими субтитрами [23]. Участвуя в данном проекте, молодые люди знакомятся с историей города, они могут сами предложить важные и интересные, по их мнению, места в городе, молодежь включена в разработку путеводителя и видеопрезентации.

Управление - это взаимодействие органов управления и сообщества. Цель городских органов управления - взаимодействовать с местным сообществом, вовлекая в участие, в совме-

стную деятельность, и поддерживать его инициативы, тем самым наращивая социальный капитал всего города.

Можно сделать вывод, что сообщества с четко поставленными целями, сильной кураторской поддержкой более долговечны и эффективны. Такие сообщества активно участвуют в различных социальных проектах, выигрывают гранты. Они растут и развиваются, их члены получают хороший старт в жизни, приобретают в первую очередь коммуникативный и организационный опыт, опыт работы в команде, создания общего дела, совместного решения проблем.

Организовать молодежь, привлечь к участию -это начало пути, самое сложное - развивать социальную активность молодежи, удержать молодых людей в проекте, сообществе. Для этого необходимы четкие схемы и планы работы. Молодежь привлекают интересные проекты, необычная подача, новый взгляд на решение проблемы, что подтверждают популярные проекты, предложенные и реализованные молодыми людьми.

Важно, чтобы молодые люди понимали, что их идеи и предложения не только слышат, но и воплощают в жизнь, в таком случае от молодежи будут поступать новые, интересные идеи и она будет активно принимать участие в жизни города. Необходимо дать понять молодым людям, что они активные участники, которые могут что-то изменить, повлиять на принятие решений, и давать им возможность участвовать в жизни города, проявлять инициативу. В этом и будет выражаться взаимодействие в управлении молодежным сообществом.

Список литературы

1. Костко Н.А. Социальная активность горожан как ресурс в управлении развитием города // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2016. Т. 2. № 1. С. 56-71.

2. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 5. С. 60-74 [Электронный ресурс]. URL: www.ecsoc.msses.ru (дата обращения: 12.11.2016).

3. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. Социология. Этнология. 1995. Вып. № 3-4. Т. 4. С. 158-181.

4. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1996.

5. Фролов С.С. Социология: Учебник. 3-е изд., доп. М.: Гардарики, 2000. 344 с.

6. Лапин Н.И. Предмет и методология социологии // Социологические исследования. 2002. № 8. С. 106-119.

7. Яницкий О.Н. История городской социологии в России: эволюция идей // Социологические исследования. 2016. № 8. С. 117-126.

8. Ильенков Д.А. Управление по целям: преимущества и недостатки // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru /2015/02/7151 (дата обращения: 10.11.2016).

9. Костко Н.А. Социальное пространство города: теоретические основания исследования и применения в практике муниципального управления // XVI Апрельская Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: В 4 кн. / Отв. ред. Е.Г. Ясин; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. Книга 2. С. 143-150.

10. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://lawnotes.ru/ laws/Federalnyy-zakon-ot-06.10.2003-N-131-FZ/ (дата обращения: 27.01.2017).

11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция, 2017) [Электронный ресурс]. URL: http://rulaws.ru/laws/Federalnyy-zakon-ot-29.12.2012-N -273-FZ/ (дата обращения: 27.01.2017).

12. Студенческое самоуправление [Электронный ресурс]. URL: https://rsm65.ru/students/ (дата обращения: 30.01.2017).

13. Студенческое самоуправление [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruy.ru/programms/studorg. html (дата обращения: 03.11.2016).

14. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод и назначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А.Б. Гофмана. М.: Канон, 1995. 352 с. (История социологии в памятниках).

15. ТГМОО Военно-патриотический клуб «Барс». [Электронный ресурс]. URL: http://vpk-bars.ucoz.ru/ index/o_tgmo_vpk_bars/0-5 (дата обращения: 13.11.2016).

16. Моя территория [Электронный ресурс]. URL: http://моятерритория.рф (дата обращения: 25.10.2016).

17. Молодая гвардия [Электронный ресурс]. URL: http://www.molgvardia.ru (дата обращения: 10.11.2016).

18. Тюменский полумарафон. Тюменьбежит [Электронный ресурс]. URL: https://russiarunning. com/event/TyumenHalfMarathon2016) (дата обращения: 12.10.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Сайт конкурса государственной поддержки ННО. Фонд поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива» [Электронный ресурс]. URL: https://grants.oprf.ru/ grants2016-1/operators/perspektiva/about/ (дата обращения: 28.01.2017).

20. БезФормата.т. Тюменская образовательная программа «Моя идея» получила президентский грант [Электронный ресурс]. URL: http://tumen.bez formata.ru/listnews/ideya-poluchila-prezidentskij-grant/ 51534206/ (дата обращения: 12.10.2016).

21. Экологическое движение «Зеленый хоровод» [Электронный ресурс]. URL: http://moi-portal. ru/proekty/sokhranit-kak/ekodvizhenie-zelyenyy-khorov od/ (дата обращения: 12.10.2016).

22. «Потанинцы» проведут горожан по красной 23. Моя идея [Электронный ресурс]. URL: линии [Электронный ресурс]. URL: http://72.ru/text/ http://idea.moi-portal.ru/turisticheskaya-tyumen/ (дата newsline/146388.html (дата обращения: 23.10.2016). обращения: 21.10.2016).

MANAGEMENT OF YOUTH COMMUNITY V. V. Yudashkina

Industrial University of Tyumen

The paper analyzes some approaches to the concepts of management, urban community, youth community. The aim of the research is to analyze the concept of management as the interaction of management subjects and to study youth communities of Tyumen and management within the youth community in the city. The study included the use of the methods of sociological research, the analysis of youth communities' and organizations' websites, and a poll among experts. The scientific novelty of the research is that young people are considered as a resource for the development of the urban community. The results of the study show that young people tend to be actively involved in community life when the work with young people is well-organized, when it is conducted systematically, and when the young people are listened to and their initiatives are supported.

Keywords: management, urban community, social capital, interaction, youth community.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.