Научная статья на тему 'Социальная активность граждан пожилого возраста : социально-экологические подходы к оценке'

Социальная активность граждан пожилого возраста : социально-экологические подходы к оценке Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
578
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ГРАЖДАНЕ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА / СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / АКТИВНОЕ ДОЛГОЛЕТНИЕ / ОБУЧЕНИЕ В НАРОДНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ДЛЯ ЛИЦ "ТРЕТЬЕГО" ВОЗРАСТА / SOCIAL ACTIVITY / ELDERLY / SOCIAL SERVICES / LONG-TERM ACTIVE / STUDY AT THE UNIVERSITY OF THE PEOPLE FOR THE THIRD AGE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чабанова С. С., Носова Т. А.

В статье представлен анализ составляющих социальной активности граждан пожилого возраста, ее значение в повышении качества жизни, продлении активного долголетия старшего поколения. Для оценки мер государственной политики и механизмов ее реализации в деятельности учреждений социальной защиты представлены результаты социологического исследования слушателей «Народного университета для граждан пожилого возраста».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Чабанова С. С., Носова Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ACTIVITIES FOR SENIOR CITIZENS: A SOCIO-ECOLOGICAL APPROACHES TO ASSESSING

The article presents an analysis of the social activity components of elderly citizens, its importance in improving the quality of life, prolonging the active longevity. In order to study the effectiveness of measures to increase the social activity of senior citizens, was conducted a study. There was presented the results of study the impact of training at the on the quality and satisfaction education at the University of the People.

Текст научной работы на тему «Социальная активность граждан пожилого возраста : социально-экологические подходы к оценке»

социальная активность граждан пожилого возраста: социально-экологические подходы

к оценке

SOCIAL ACTIVITIES FOR SENIOR CITIZENS: A SOCIO-ECOLOGICAL APPROACHES TO ASSESSING

С. С. Чабанова, Т. А. Носова

s. s. chabanova, T. a. Nosova

В статье представлен анализ составляющих социальной активности граждан пожилого возраста, ее значение в повышении качества жизни, продлении активного долголетия старшего поколения. Для оценки мер государственной политики и механизмов ее реализации в деятельности учреждений социальной защиты представлены результаты социологического исследования слушателей «Народного университета для граждан пожилого возраста».

The article presents an analysis of the social activity components of elderly citizens, its importance in improving the quality of life, prolonging the active longevity. In order to study the effectiveness of measures to increase the social activity of senior citizens, was conducted a study. There was presented the results of study the impact of training at the on the quality and satisfaction education at the university of the people.

Ключевые слова: социальная активность, граждане пожилого возраста, социальное обслуживание, активное долголетние, обучение в Народном университете для лиц «третьего» возраста.

Keywords: social activity, the elderly, social services, long-term active, study at the university of the people for the third age.

Введение

В связи со стремительными социальными изменениями во всех сферах общественной жизни в настоящее время особую ценность приобретает самостоятельная, компетентная, творческая личность, являющаяся активным субъектом собственной жизни.

Эти тенденции не обошли стороной и граждан пожилого возраста. В связи с увеличением численности пожилого населения возрастает их роль

и значимость во всех сферах общественной жизни. По этой причине все более актуализируются вопросы повышения социальной активности старшего поколения и поиска механизмов эффективного использования его потенциала.

Социальная активность определяется как способность человека производить общественно значимые преобразования в социокультурной среде на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении, где сущностной характеристикой активности личности выступает активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела. Посредством социальной активности выражается уровень социальных стремлений субъекта, его культуры, умений, знаний и навыков, способность своей деятельностью изменить мир вокруг себя, а вместе с его изменениями меняться и самому.

Большинство исследователей группируют социальную активность по двум основным направлениям: выполнение повседневной работы в семье и удовлетворение различного рода своих интересов. Оба этих направления взаимосвязаны и способствуют сохранению позитивной самооценки, устраняют чувство ненужности, одиночества. Соответственно для граждан пожилого возраста среди наиболее актуальных видов социальной активности можно выделить такие, как общественно-политическая, волонтерская работа, семейно-бытовая, культурно-досуговая, образовательная деятельность. Все эти направления деятельности способствуют более успешной адаптации пожилых в новых для них социальных условиях, содействуют раскрытию и реализации накопленного опыта, саморазвитию [1, 2].

В связи с этим встает вопрос о формировании условий для развития социальной активности пожилых граждан. В настоящее время в контексте социально-экологического подхода экологических систем У Бронфенбрен-нера на государственном уровне разработан ряд нормативно-правовых документов стратегического значения, направленных на создание общества для всех возрастов, включая формирование условий для использования знаний, опыта, потенциала граждан старшего поколения, проявление не только заботы о таких гражданах, но и оказание им необходимой помощи, активное вовлечение граждан старшего поколения в жизнь общества.

На сегодняшний день основополагающим документом, выражающим концепцию активного долголетия в России, является «Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года», которая была принята Правительством РФ 05.02.2016 [3], и Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2016 № 2539-р «Об утверждении плана мероприятий на 2016—2020 годы по реализации первого этапа Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» [4].

В России социальное обслуживание граждан старшего поколения реализуется в государственных учреждениях — КЦСО (комплексный центр социального обслуживания населения). Что касается Республики Коми, то одним из основных таких социальных учреждений является Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара», деятельность которого направлена не только на оказание услуг в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения, но и на создание комплекса условий для полноценной жизни в современном обществе, сохранение способности к социальной адаптации и интеграции через получение на системной основе сведений об изменяющемся мире, на образование в пожилом возрасте.

С целью предоставления информационных услуг пожилым людям в различных областях, создания условий для их активного социального и творческого долголетия, участия в экономической, политической жизни общества в декабре 2004 года был создан информационно-образовательный проект «Народный университет для граждан пожилого возраста», который активно работает и уже показал свою эффективность. В настоящее время соучредителями являются ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» и Сыктывкарская городская общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Содействие в организации и проведении тематических занятий в Народном университете для лиц «третьего» возраста оказывает АМО ГО «Сыктывкар».

С целью изучения удовлетворенности обучением слушателей, получения отзывов и предложений для совершенствования работы Народного университета в феврале-марте 2019 года методом анкетирования кафедрой социальной работы ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина» было проведено социологическое исследование слушателей Народного университета. В опросе приняли участие 118 человек, из них половина (51 %) опрошенных находятся в возрасте от 60 до 70 лет, 34 % — старше 70 лет, 15 % респондентов — в возрасте от 50 до 60 лет. Оценка семейного положения обучающихся Народного университета показала, что половина (51 %) граждан является одиноко проживающими, 30 % проживает с супругом (ой), 11 % опрошенных проживают «с супругом (ой) и детьми», чуть меньшее количество слушателей (8 %) — совместно «с супругом (ой), детьми и внуками». Однако в целом пожилые граждане, проживающие отдельно, в подавляющем большинстве (92 % ответов) участвуют в жизни детей, внуков, правнуков. Только несколько человек ответили с сомнением или отрицательно на этот вопрос, мотивируя тем, что «внуки взрослые», «уже выросли», «молодежь хочет самостоятельности», «слишком стараюсь не лезть в личную жизнь, но интересуюсь и держу под контролем».

Интересно, что Народный университет посещают как граждане, только недавно вышедшие на пенсию, от 1 до 5 лет (34 % ответов), так и пожилые люди, которые в статусе пенсионеров находятся более 10, 20 и 30 лет (55 % ответов). Изучение социально-демографических характеристик респондентов также показало, что до выхода на пенсию слушатели Народного университета были заняты в разных сферах профессиональной деятельности, но больше всего — в медицине и в сфере образования, так ответили 39 % опрошенных граждан. Также 14 % пожилых людей, принявших участие в опросе, совмещали профессиональную деятельность с общественной: возглавляли и принимали участие в работе профсоюзов, советов, активов, помогали на выборах.

Анализ предпочтений слушателей среди имеющихся факультетов Народного университета показал, что наиболее актуальными для граждан пожилого возраста являются такие направления обучения, как факультет искусств (49 %), агротехнический (45 %) и литературный факультеты (40 %). Треть опрошенных граждан (33 %) — слушатели факультета красоты и здоровья; чуть меньше респондентов занимаются на факультете психологического здоровья (29 %); четверть опрошенных (25 %) посещают факультет живописи; почти столько же граждан интересует социально-правовой факультет (24 %) и факультет ландшафтного дизайна (23 %). Пятая часть респондентов посещают факультеты краеведения и английского языка (21 % и 20 % ответов соответственно), и лишь 12 % граждан заинтересовал факультет «Основы моды». Примечательно, что каждый второй слушатель в текущем учебном году посещает не менее трех факультетов, из них 36 % граждан занимаются на пяти и более факультетах, а 4 человека осваивают сразу восемь программ Народного университета.

Большинство респондентов (75 %) указало, что о деятельности Народного университета для пожилых людей в г. Сыктывкаре узнали от знакомых и друзей, и лишь несколько слушателей получили информацию из газет (15 %), от специалистов учреждений социальной защиты (14 %), благодаря телевидению и Интернету (6 %). Таким образом, результаты исследования показывают, что наиболее эффективно информация распространяется по принципу «сарафанного радио».

Изучение причин обращения пожилых граждан в Народный университет позволило определить, что большинство респондентов хочет получить новые, современные знания (69.5 %), испытывает потребность в приобретении полезных для жизни навыков и умений, хочет быть чем-то занятым (62 %). Почти половина (46 %) опрошенных указали, что чувствуют «потребность в саморазвитии и самореализации», каждый третий (36 %) слушатель отметил, что начал посещать Народный университет в связи с потребностью в «расширении круга общения». Кроме того, было выявлено, что немаловажным для пожилых граждан является «бесплатность занятий» (41.5 %) и «разнообразие курсов, возможность выбора занятий по интересам» (38 %).

Определенный интерес в исследовании представляют результаты, направленные на изучение мотивов выбора гражданами факультетов для обучения. Наиболее популярными ответами на этот вопрос стали «возможность повышения своего образовательного и культурного уровня» (так ответили 67 % опрошенных) и «мне нравится получать разносторонние знания» (59 % ответов). Более чем половина опрошенных выбрали посещаемый факультет исходя из желания «приобрести полезные для жизни практические умения и навыки» в интересующем его направлении. Примечательно, что для 36 % респондентов основанием для выбора конкретного факультета являлся «профессионализм преподавателей».

Более того, было выявлено, что половина опрошенных посещают занятия Народного университета от двух до четырех лет, 14 % граждан являются «старожилами» и обучаются в Народном университете пять и более лет, также среди респондентов были и те, кто занимается только первый год (43 %).

Изучение наиболее предпочтительных для слушателей форм проведения занятий в Народном университете показывает, что больше всего обучающимся нравится посещать лекции, экскурсии и практические занятия (74 %, 51 % и 41 % соответственно). Треть граждан (34 %) привлекают мастер-классы, для 17 % респондентов актуальны консультации и дискуссии.

Результаты исследования позволяют утверждать, что занятия в Народном университете положительно влияют на слушателей. Так, три четверти опрошенных ответили, что стараются вести активный образ жизни, для 43 % респондентов «жизнь получает другой окрас», граждане делятся новыми знаниями в общении со знакомыми и применяют полученные знания в семье (48 % и 33 % ответов соответственно). При этом большинство (59 %) опрошенных указали, что обучение в Народном университете позволило расширить круг общения, более того, каждый третий отметил, что теперь активно общается с новыми знакомыми.

Более чем у четверти пожилых людей после занятий улучшается самочувствие, «появилось стремление что-то делать своими руками», заниматься творчеством, а у пятой части опрошенных «появились новые планы», 14 % граждан ощутили свою востребованность, 10 % отметили, что у них появилось желание реализовать свои возможности, несколько человек ответили, что у них улучшились взаимоотношения в семье. Кроме того, было выявлено, что четверть граждан начали активно использовать полученные умения и навыки для поддержания и укрепления здоровья, 21 % опрошенных начали заниматься физкультурой, 13 % респондентов изменили свое отношение к питанию, стали больше внимания уделять своему внешнему виду.

Необходимо также отметить, что благодаря обучению в Народном университете социальная жизнь пожилых граждан изменилась в лучшую сторону, стала более активной. Так, 25 % респондентов считают, что стали ак-

тивно участвовать в различных мероприятиях, а у 9 % даже появилось желание работать в общественных организациях.

Стоит заметить, что для большинства (61 %) опрошенных ожидания от обучения на выбранном факультете Народного университета полностью оправдались, для 39 % — «в чем-то оправдались, в чем-то нет», но тех, у кого ожидания от обучения совсем не оправдались, выявлено не было.

Слушатели охотно поделились, что оправдались их ожидания относительно получения новых знаний, их практического применения, расширения кругозора и круга общения, полноты и доступности материала, профессионализма педагогов. Особенно много положительных отзывов было получено о преподавании на агротехническом, литературном факультетах и факультете искусств. Слушателей агротехнического факультета радует урожай на даче, возможность делиться новыми знаниями с соседями. Обучающиеся на литературном факультете указывали, что стали больше читать, интересоваться историей, открыли для себя творчество и биографии писателей, поэтов. Интересны ответы слушателей факультета искусств: «научилась рисовать, воспринимать мир, погоду, природу в разных красках», «получаю новые и новые эмоции, что помогает мне в жизни», «получила духовное удовлетворение». Благодаря занятиям на этом факультете граждане узнали о художниках, иконописцах, музыкантах, познакомились с музеями г. Сыктывкара, остались очень довольны посещением Национальной галереи и Колледжа искусств.

Не совсем удовлетворенными респонденты остались занятиями на факультете психологического здоровья, которые проходили в текущем учебном году, а также ситуациями, связанными с заменой тем и лекторов на некоторых факультетах.

В целом на основе результатов исследования можно заключить, что организация и содержание обучения в Народном университете имеют достаточно высокие оценки со стороны слушателей. Так, соответствие содержания курса ожиданиям, актуальность и новизну полученных знаний, доступность изложения материала 95 % оценили на «хорошо» и «отлично», почти 90 % респондентов отметили практическую ценность, применимость в жизни изучаемого в университете материала. Особенно высоко опрошенные оценили выстраиваемые взаимоотношения с преподавателями (95 %), удовлетворенность социально-психологической атмосферой в группе во время занятий на факультете (88 %).

Что касается условий проведения занятий, то более 80 % слушателей оказались довольны расписанием занятий, 75 % отметили комфортность пребывания в помещении Центра, включая интерьер, гардероб, места для ожидания и учебные помещения. Однако встречаются и замечания респондентов относительно тесноты и духоты в помещениях Центра, неудобства ведения конспектов, а также неудобных стульев. Не всех устраивает совмещение нескольких занятий в один день. Видимо, речь идет о разных факуль-

тетах и при составлении расписания возникает необходимость учитывать возможности преподавателей. Кроме того, слушатели отметили, что на некоторых факультетах преподаватели не пользуются «техническими средствами», в качестве недостатков указали также отсутствие раздаточного материала и пособий, мелкий шрифт имеющихся методических пособий. Кроме того, выяснилось, что иногда во время занятий мешает звук сотовых телефонов, поэтому граждане предлагают организаторам перед началом лекций и практических занятий напоминать о необходимости их выключать.

В качестве совершенствования деятельности Народного университета граждане предлагают преподавателям больше рассказывать «своими словами», пользоваться рисунками и схемами, проводить больше практических занятий, мастер-классов, экскурсий (в том числе по предприятиям г. Сыктывкара, святым местам), распространять билеты по сниженным ценам на концерты, организовывать совместные праздники.

В то же время было выявлено, что среди слушателей есть немало желающих освоить компьютерную грамотность и подробно изучить вопросы ЖКХ, заниматься физкультурой, в том числе скандинавской ходьбой и оздоровительной гимнастикой. Граждане высказали предложения возобновить работу факультета виртуального туризма, открыть православный, исторический, медицинский и танцевальный факультеты, обучать финансовой грамотности, коми языку и другим языкам (не только английскому), игре на музыкальных инструментах, рукоделию, гончарному мастерству и плетению из ивы. Также несколько человек посчитали, что нужно увеличить количество мест на факультете английского языка (не все смогли попасть в группу) и занятия проводить хотя бы 2 раза в неделю, разработать и ввести курс «английский язык для продолжающих».

Тем не менее многие опрошенные указали, что перечень факультетов Народного университета достаточен и их все устраивает. Важно отметить, что граждане с благодарностью высказывались о деятельности Народного университета, много теплых слов и пожеланий встречается в анкетах: «Спасибо большое за работу и внимание к пенсионерам!», «Удачи и успехов!», «Так держать!», «Все хорошо и отлично!», «Здоровья и творческих успехов преподавателям», «Всем спасибо», «Желаю, чтобы Народный университет для граждан пожилого возраста продолжал свою работу» и др.

Таким образом, проведенное исследование удовлетворенности слушателей обучением в Народном университете для граждан пожилого возраста г. Сыктывкара позволяет сделать следующие выводы.

Народный университет успешно справляется с основной задачей — способствует активному долголетию пожилых граждан. Благодаря посещению занятий слушатели расширяют круг общения, заводят постоянные дружеские контакты, преодолевают проблемы одиночества и депрессивного настроения. У большинства пожилых людей в процессе познания активизируются функции памяти, мышления, воображения, раскрывается творческий

потенциал. В связи с положительными эмоциями улучшается настроение и самочувствие, граждане больше двигаются, меняют в лучшую сторону свой образ жизни. Слушатели высоко оценивают процесс организации и проведения занятий на факультетах Народного университета. Следовательно, деятельность Народного университета необходимо продолжать и развивать.

* * *

1. Марунова Т. Р. Направления социальной активности пожилых людей // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. 2014. № 4. С. 56—63.

2. Фокин И. В. Влияние социальных теорий на выбор эффективных технологий социально-геронтологической работы // Отечественный журнал социальной работы. 2014. № 2. С. 109—115.

3. Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации № 162-р от 5 февраля 2016 г. // URL: http://docs.cntd.ru/ (дата обращения: 19.05.2019).

4. Об утверждении плана мероприятий на 2016—2020 годы по реализации первого этапа Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года (с изменениями на 21 марта 2019 г.): распоряжение Правительства Российской Федерации № 2539-р от 29 ноября 2016 г. // URL: http://docs.cntd.ru/ (дата обращения: 19.05.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.