Научная статья на тему 'Социальная адаптация мигрантов: теоретическая модель анализа'

Социальная адаптация мигрантов: теоретическая модель анализа Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
324
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / АДАПТАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / СТРАТЕГИИ / МИГРАНТЫ / ПРИНИМАЮЩЕЕ НАСЕЛЕНИЕ / SOCIAL ADAPTATION / INTEGRATION / IDENTITY / ADAPTATION ATTITUDES / MULTICULTURALISM / STRATEGIES / MIGRANTS / HOST POPULATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тужба Эмир Нодариевич, Муха Виктория Николаевна

В статье рассмотрено и концептуализировано понятие «социальная адаптация мигрантов», определены составляющие и особенности данного процесса. Авторами представлены и охарактеризованы критерии успешности/неуспешнос-ти процесса адаптации. Охарактеризованы основные типы социальной интеграции: культурная, нормативная, коммуникативная, функциональная; проанализированы интеграционные модели: мультикультурализм, сегрегация, изоляция, интеграция и их применение к российской действительности. Сделан вывод, что успешная адаптация представляет собой интеграцию с сохранением собственной социальной и этнокультурной идентичности и обретением новой социальной идентичности, адекватно сложившимся условиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social adaptation of migrants: a theoretical model of analysis

The article considers and conceptualizes the concept of «social adaptation of migrants», defines the components and features of this process. The authors present and characterize the criteria of success/failure of the adaptation process. The main types of social integration are characterized: cultural, normative, communicative, functional; integration models are analyzed: multiculturalism, segregation, isolation, integration and their application to the Russian reality. It is concluded that successful adaptation is an integration with the preservation of their own social and ethno-cultural identity and the acquisition of a new social identity, adequately existing conditions.

Текст научной работы на тему «Социальная адаптация мигрантов: теоретическая модель анализа»

УДК 316.3

DOI 10.23672/SAE.2019.2019.44115

Тужба Эмир Нодариевич

доктор социологических наук, профессор кафедры социологии, правоведения и работы с персоналом, Кубанский государственный технологический университет emirtu@yandex.ru

Муха Виктория Николаевна

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, правоведения и работы с персоналом, Кубанский государственный технологический университет v.mukha@bk.ru

Emir N. Tuzhba

Doctor of Sociology,

Professor Department of Sociology,

Law and Human Resources,

Kuban State Technological University

emirtu@yandex.ru

Victoria N. Mukha

Candidate of Sociological Sciences,

Associate Professor

of the Department of Sociology,

Law and Human Resources,

Kuban State Technological University

v.mukha@bk.ru

Социальная

адаптация мигрантов: теоретическая модель анализа

Social adaptation

of migrants: a theoretical model of analysis

Аннотация. В статье рассмотрено и концептуализировано понятие «социальная адаптация мигрантов», определены составляющие и особенности данного процесса. Авторами представлены и охарактеризованы критерии успешности/неуспешности процесса адаптации. Охарактеризованы основные типы социальной интеграции: культурная, нормативная, коммуникативная, функциональная; проанализированы интеграционные модели: муль-тикультурализм, сегрегация, изоляция, интеграция и их применение к российской действительности. Сделан вывод, что успешная адаптация представляет собой интеграцию с сохранением собственной социальной и этнокультурной идентичности и обретением новой социальной идентичности, адекватно сложившимся условиям.

Ключевые слова: социальная адаптация, интеграция, идентичность, адаптационные установки, мультикультурализм, стратегии, мигранты, принимающее население.

Annotation. The article considers and conceptualizes the concept of «social adaptation of migrants», defines the components and features of this process. The authors present and characterize the criteria of success/failure of the adaptation process. The main types of social integration are characterized: cultural, normative, communicative, functional; integration models are analyzed: multiculturalism, segregation, isolation, integration and their application to the Russian reality. It is concluded that successful adaptation is an integration with the preservation of their own social and eth-no-cultural identity and the acquisition of a new social identity, adequately existing conditions.

Keywords: social adaptation, integration, identity, adaptation attitudes, multiculturalism, strategies, migrants, the host population.

Интенсивность миграционных процессов в условиях глобализации и открытости границ, привела к ряду проблем социокультурного и психологического характера, способствовавших росту научного интереса к теме адаптации мигрантов в условиях новой среды. Мировые миграционные процессы, в основе которых лежат социально-экономические, религиозные, политические мотивы приобрели новые формы и направления. Актуальна эта проблема и для российского общества, так как от процесса социальной адаптации мигрантов, их включения в систему социальных отношений, зависит в определенной степени стабильность нашего общества.

Многие вопросы, связанные с адаптацией мигрантов в поликультурное российское общество остаются не решенными. Соответственно, назрела необходимость выработки адекватной современным условиям миграционной политики, в целях развития общества и предоставления реальной помощи и поддержки, как мигрантам, так и принимающему населению1.

Под социальной адаптацией мы понимаем процесс приспособления в результате простран-

1 Работа выполнена в рамках проекта РФФИ № 19-411-230018 «Социальная адаптация мигрантов с Юго-Востока Украины в Краснодарском крае».

ственного перемещения, индивида, группы к принимающей инокультурной среде, к изменениям внутреннего и внешнего характера, происходящий в результате изменений социальных и культурных образцов поведения, основанный на объективных закономерностях необходимости взаимодействия мигранта с новой социокультурной средой.

Социальную адаптацию следует трактовать как процесс интерпретативно-информационного отражения окружающей действительности, характерный для любой социальной системы. Существующие объективные условия социальной среды вступают в связь с субъективной спецификой интерпретативного процесса, что проявляется в символах и значениях определяющих вектор суждений и адаптивных установок субъектов адаптации. Таким образом, характер адаптивного процесса можно рассматривать, как противостояние мигрантов и среды приспособления. Социальная адаптация, это процесс взаимоотношений изменяющихся систем: личности и среды приспособления, причем среда приспособления есть объект адаптации, то к чему адаптируется субъект адаптации. Она диктует нормы и правила, которыми обязан руководствоваться мигрант, выступает ресурсом, полем взаимодействия и обмена. Любой мигрант интерпретирует и воспринимает окружающую среду исходя из своих культурных, исторических, религиозных, языковых и других представлений, соответственно окружающая среда рассматривается как объект объяснительной деятельности для мигранта [1].

При оценке последствий социальной адаптации используются понятия успешности/не успешности. Успешная адаптация предполагает социальную и этническую интеграцию, при которой мигранты сохраняют элементы собственной культуры, и принимают правила и нормы социального взаимодействия без их нарушения. Следовательно, не успешная адаптация или дезадаптация, или очень низкий ее уровень, наблюдается в том случае, когда мигранты не удовлетворены условиями новой среды, отказываются воспринимать и принимать ее культуру, не довольны собственным бытием.

К факторам удовлетворенности мигрантов своим положением относят следующие: удовлетворенность профессиональной деятельностью, возможностью карьерного роста; жилищными условиями и обустройством быта; собственной социальной и политической активностью; удовлетворенность отношениями с принимающим населением (в том числе и в плане заключения межнациональных браков); усвоение культурных норм и правил принимающей стороны; удовлетворенность наличием своих религиозных, общественных и культурных организаций, органов самоуправления.

Итак, успешная, позитивная адаптация предполагает относительно гармоничное вхождения в новую социальную и культурную среду, что выражается в освоении норм среды, ее ценностей и правил поведения, что в свою очередь не

предполагает потерю собственной культурной идентичности. Возникновение новых связей, вживание в социальные отношения предполагают реализацию определенной стратегии. В широком спектре отношений с принимающим населением, возникает позитивная идентичность -главное условие успешной адаптации. При таком сценарии развития, социальная адаптация плавно перетекает в интеграцию - процесс установления оптимальных отношений между самостоятельными социальными объектами (государствами, группами, общностями, индивидами) с целью дальнейшего превращения их в единую взаимосвязанную систему на основе общих интересов. Успешная адаптация индивида, группы в условиях новой социальной среды - это интеграция, с сохранением собственной социальной и этнокультурной идентичности и обретение новой социальной идентичности, адекватной сложившимся условиям [2].

Различают следующие типы социальной интеграции:

1. Культурную - проявляющуюся в согласованности между культурными нормами, стандартами и образцами поведения;

2. Нормативную - предполагающую координацию культурных стандартов и поведения индивидов. Такое состояние, при котором основные нормы культуры «институализированы» в основных элементах социальной системы и действиях индивидов;

3. Коммуникативную - предполагающую взаимообмен информацией, культурными символами, демонстрирующую уровень охвата ими всего социума либо конкретной группы;

4. Функциональную - основанную на общественном разделении труда, взаимозависимости и обмене услугами. Исходя из доминанты, определенных оснований, интеграционные процессы обретают характерные формы.

Социальную интеграцию следует рассматривать в контексте складывающихся отношений между ее элементами. Жизнеспособная социальная интеграция возникает из целостности и единства элементов, целей, интересов [3]. Социальная интеграция, является результатом в разной степени адаптации, социализации, частичной ин-культурации и ассимиляции. Современный социум не безразличен к культурным и этническим различиям, поэтому социальную адаптацию и интеграцию следует рассматривать в контексте индивидуального подхода, с позиции конкретного человека, насколько его жизненный образ соотносится с принципами и нормами принимающей среды. Определенная интеграционная модель, принятая обществом (точнее государством, так как например, европейская интеграционная модель не находит понимания в общественном мнении, тем не менее, она принята и «продавливается» государственными структурами) составляет основу процесса интеграции.

Ученые выделяют несколько интеграционных моделей:

Мультикультурализм - предполагающий компактное проживание мигрантов на территории заселения с сохранением своего культурного комплекса (традиций, обычаев, норм) принесенного с территории исхода, при признании норм принимающего общества;

Сегрегация - предполагающая ограничение мест проживания мигрантов, хозяйственных сфер открытых для них принимающим обществом;

Изоляция - предполагающая ограниченные места расселения мигрантов, в условиях жесткого контроля любой мобильности и перемещений;

Интеграция - предполагающая контроль и управление потоками миграции, создание селективных механизмов, деятельность по интеграции мигрантов в принимающее общество, по формированию толерантных отношений между мигрантами и принимающим населением [4].

Отсюда интерес к уровням среды адаптации, среди которых выделяются: макро, мезо, микро уровни. Приступая к их рассмотрению, следует отметить, что успешность адаптации зависит от происходящих во внешней среде изменений. Если эти изменения носят стабильный характер, вероятность успешной адаптации выше, отсутствие же стабильности уменьшает возможности социальной адаптации. Важную роль во взаимоотношениях мигранта и внешней среды играет тип сложившейся между ними связи, основу которой составляет реакция мигранта, скорость реагирования на условия и вызовы внешней среды.

Рассмотрим три основных типа реагирования: запаздывающий, синхронный и опережающий.

Принимающая макросреда представляет собой совокупность ценностей, социальных норм, повседневности, а также факторов (экономических, политических, информационных и т.д.) оказывающих воздействие на поведение мигранта.

Мезосреда представляет совокупность внешних характеристик социальной общности (территориальной, этнической, профессиональной и т.д.) утвердившихся в поле определенной культуры.

Микросреду характеризует интегральная совокупность социальных институтов и групп, с которыми вступает во взаимодействие мигрант. Это взаимодействие предполагает ряд систематических действий, основу которых составляет ожидание ответной реакции, что порождает новые реакции.

Запаздывающее реагирование характеризуется задержкой ввиду отсутствия времени на обработку информации, наличия адекватных стандартов реагирования, а также желанием мигранта, выдержать «паузу».

Готовность и способность синхронно реагировать, позволяет говорить о высоком потенциале мигранта к изменениям его опыте взаимодействия с окружающей социальной средой.

Опережающее реагирование просматривается тогда, когда мигрант обладает интуицией или способностью анализировать и предвидеть будущее. При этом типе реагирования общее количество адаптивных ресурсов, потраченных мигрантом при приспособлении, пропорционально скорости и глубине изменений, происходящих в окружающем пространстве.

Принятая ЕС модель мультикультурализма, направленная на интеграцию мигрантов (из бывших колоний, Африки и Азии) в единый общеевропейский дом, привела к возникновению разного рода конфликтов между принимающим населением и мигрантами, что позволяет говорить о провале данной модели интеграции. Возникает вопрос, почему России обладающей огромным многовековым опытом политики муль-тикультурализма удалось собрать в рамках единого государства более ста различных народов, которые длительное время сосуществуют и сосуществовали вместе, не смотря на все различия, а Европе нет.

По мнению Леденевой В.Ю. главная причина провала политики мультикультурализма на Западе кроется в отличии культур принимающего населения и мигрантов. Автор пишет: «Если на территорию вселения массово пребывают мигранты с более низкой культурой в сравнении с культурой принимающего общества, то между ними возникают непреодолимые социальные барьеры. Принимающий социум не воспринимает культуры мигрантов и отгораживается от них... В свою очередь мигранты, ощущая это, и не видя перспектив сближения, обособляются, ведут клановый образ жизни, в котором видят свою защищенность от посягательств коренного населения. В такой обстановке взаимодействующие культуры не сближаются, а сегрегируются и процесс интеграции по мультикультурной модели «застыл» на многие десятилетия. Возникает благоприятная среда для радикализации отношений и разрушительной деятельности, как в среде мигрантов, так и принимающего населения» [5].

Иная ситуация по мысли автора, складывалась в России. В первом варианте, когда на территорию вселения прибывали мигранты более высокие в культурном отношении (например, немцы Поволжья), а местное население к ним тянулось и стремилось к обогащению новой культурой. Взаимодействующие культуры постепенно сближались и взаимно обогащались, сохраняя собственную самобытность и культуру. Уровень конфликтогенности на такой территории существенно ниже.

В России веками реализовывался второй вариант политики мультикультурализма, при которой местное население постепенно включала в себя этносы и народы, обогащая их великой русской культурой.

В миграционной политике России должен быть дифференцированный подход в выборе интеграционной модели. Если на территорию вселения ожидается приток мигрантов с более высокой культурой, то целесообразна мультикультур-ная модель интеграции, если же с более низкой

культурой - то более жесткая селективная интеграционная модель.

Суждения автора на наш взгляд спорны, ввиду отсутствия критериев оценки высоты культуры, хотя без сомнения заслуживают внимания. Допустим, если разговор идет о малочисленных бесписьменных северных народах, существовавших веками в рамках собственных традиций, то для них русская культура - это путь в большой мир. Что же касается армян, грузин, эстонцев, то тут все неоднозначно, можно ли эти народы в культурном отношении ставить ниже?

Итак, в процессе социальной адаптации индивид включается в разветвленную и разно уровневую сеть внешних (микро, мезо и макро) сред; участвует во множестве социальных взаимодействий, исполняет различные социальные роли. Каждый субъект испытывает на себе разнонаправленную адаптивную нагрузку различных внешних сред. Тип связи внешняя среда-субъект может классифицироваться по типу реагирования субъекта, уровню агрессивности и состояния среды.

Литература:

1. Bochner S. The Social Psychology of Cross-Cultural Relations // Cultures in Contact / Ed. by S.Bochner. Oxford Pergamon Press, 1982. P. 544.

2. Berry J.W. Immigration, Acculturation and Adaptation. Ontario. 1996.

3. Юдина Т.Н. Классические и современные теории миграции в западной традиции // Социология миграции. М. : Академический проект. 2006. С. 120-272 с.

4. Мукомель В.И. Адаптация и интеграция мигрантов. Миграция в России 2002-2012. Хрестоматия : в 3-х томах. Т. 1. Ч. 2. М. : РСМД. 2013. С. 696 - 960 с.

5. Леденева В.Ю. Формы и модели социальной адаптации и интеграции мигрантов // Политика и общество. №6(126). 2015. С. 717-728.

6. Межнациональное согласие как ресурс консолидации российского общества / Отв. ред. Л.М. Дробижева; Институт социологии РАН. М. : Институт социологии РАН, 2016

Возникновение новых связей, вживание в социальные отношения предполагают реализацию определенной стратегии. В широком круге отношений с принимающим населением, возникает позитивная идентичность - главное условие успешной адаптации. Более успешный сценарий адаптации - это интеграция определяющаяся стремлением индивида к самоуважению и самоактуализации. Успешная адаптация индивида в условиях новой социальной среды - это интеграция, с сохранением собственной социальной и этнокультурной идентичности и обретение новой социальной идентичности, адекватной сложившимся условиям.

Опираясь на эмпирические результаты исследований в социологии [6], можно сказать, что основу анализа процесса адаптации должны составлять: совмещение разных подходов; различные уровни анализа; нахождение факторов внешнего и внутреннего характера, определяющих позитивную/негативную адаптацию личности в новых условиях.

Literature:

1. Bochner S. The Social Psychology of Cross-Cultural Relations // Cultures in Contact / Ed. by S. Bochner. Oxford Pergamon Press, 1982. P. 544.

2. Berry J.W. Immigration, Acculturation and Adaptation. Ontario. 1996.

3. Yudina T.N. Classical and modern theories of migration in the Western tradition. Sociology of migration. M. : Academic project. 2006. P. 120-272 p.

4. Mukomel V.I. Adaptation and integration of migrants. Migration in Russia 2002-2012. Anthology in 3 volumes. Vol. Part 2. M. : RIAC. 2013. P. 696960 p.

5. Ledeneva V.Yu. Forms and models of social adaptation and integration of migrants / / Politics and society. № 6(126). 2015. P. 717-728.

6. Interethnic harmony as a resource for the consolidation of Russian society / Ed. ed. L.M. Drobizhev; Institute of Sociology RAS. M. : Institute of Sociology RAS, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.