Научная статья на тему 'Социальная адаптация курсантов военного вуза в контексте объективных последствий функционирования социального института военного образования'

Социальная адаптация курсантов военного вуза в контексте объективных последствий функционирования социального института военного образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
221
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная адаптация курсантов военного вуза в контексте объективных последствий функционирования социального института военного образования»

УДК 613.8

А. В. Кравец

Новосибирский военный институт ВВ МВД России Ключ Камышенское плато, 6/2, Новосибирск, 630114

[email protected]

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ОБЪЕКТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Общество заинтересовано в подготовке квалифицированных специалистов различной направленности. В свою очередь, выпускники высших учебных заведений должны быть готовы к выполнению той профессиональной деятельности, к которой их готовит высшее учебное заведение. Подготовку офицерских кадров для силовых структур, в том числе и внутренних войск МВД России, осуществляют военные институты.

Как показывает действительность, довольно большая доля выпускников военных институтов, в том числе и военных институтов внутренних войск МВД России, уходят из сферы военной деятельности в другие области, не связанные с офицерской службой в войсках. Это вызывает озабоченность как у руководящего состава внутренних войск МВД России, так и у командования и профессорско-преподавательского состава военных институтов ВВ МВД РФ.

В проведенных нами социологических исследованиях мы столкнулись со следующей ситуацией - ожидания абитуриентов и курсантов военного института не совпадают со складывающимися реалиями во время обучения в военном институте и прохождения службы в офицерской должности. Это означает, что не происходит усвоения норм и профессиональных ценностей военного образования, и процесс социальной адаптации нарушен.

В последнее десятилетие заметно увеличилось количество научных работ, посвященных социальной адаптации личности. В условиях объективного возрастания научного интереса к данному процессу возникает необходимость анализа данного феномена применительно к курсантской среде в рамках военного института. Изучение данного феномена требует междисциплинарного подхода, способного реализовать учет всех факторов, оказывающих влияние на процесс социальной адаптации [1; 2].

Наиболее продуктивным нам представляется рассмотрение социальной адаптации курсантов в контексте объективных последствий функционирования социального института военного образования [3]. Функциональные последствия нами рассматриваются как процесс успешной социальной адаптации и интериоризации норм и ценностей будущей профессии. Дисфункция - наблюдаемые последствия, заключающиеся в низкой социальной адаптации, выражающиеся в отторжении ценностей и норм будущей профессии. Сам объект социальной адаптации (абитуриент, курсант, офицер) нами рассматривается как актор - система ориентации и мотивации индивидуального действия [4].

Под социальной адаптацией мы понимаем процесс усвоения актором новой социальной роли в рамках норм и ценностей новой социальной среды, характеризующейся ограничением свободы действия в условиях военной организации [5].

В целях изучения данной проблемы нами были проведены два социологических исследования. Первое исследование на базе Новосибирского военного института внутренних войск МВД России (численность выборки составила 600 человек). Второе социологическое исследование проводилось среди офицеров Новосибирского гарнизона. В нем приняли участие 395 офицеров. В основу изучения и анализа социальной адаптации курсантов и офицеров-выпускников вошли основные положения структурно-функционального анализа [6].

Овладевая различным социальным опытом, актор на протяжении своей жизни сталкивается с новыми обстоятельствами, вырабатывая при этом различные алгоритмы поведения, которые наиболее соответствуют конкретной жизненной ситуации. Потребность в социальной адаптации возникает тогда, когда привычное поведение невозможно и малоэффективно.

1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2006. Том 6, выпуск 1 © А. В. Кравец, 2006

Анализ количества отчисляемых по курсам за период с 1994 по 2003 гг. показывает, что подавляющее их число приходится на 1, 2 и 3 курсы обучения (1994 г. - 94,9 %, 2003 г. - 55,77 % от общего количества отчисленных). Причем, динамика отчислений показывает постепенное увеличение отчисляемых с третьего курса и уменьшение таковых на 1 и 2 курсах. По всей видимости, третий курс представляет собой некий рубеж, когда актор стоит перед выбором -продолжать обучение либо уйти. Анализ ответов респондентов на вопрос, каким образом изменялось мнение последних в зависимости перехода с курса на курс, показывают рис. 1, 2, 3.

----Изменилось

в лучшую сторону

---- Изменилось

в худшую сторону

----Не изменилось

----Хотелось

написать рапорт на отчисление

Курс обучения

Курс обучения

Изменилось в лучшую сторону

Изменилось в худшую сторону

Не изменилось

Хотелось написать рапорт на отчисление

Рис. 1. Ответы на вопрос «Изменилось ли Ваше мнение после поступления?»

Рис. 2. Ответы на вопрос «Изменилось ли Ваше мнение после 2 курса?»

В случае выпуска

Сразу же уволился

Прослужил до конца первого контракта Скорее всего остался бы служить дальше

Курс обучения

Рис. 3. Ответы на вопрос «Как бы Вы поступили в случае выпуска в данный момент?»

Пересечение всех графиков происходит в одной точке - этой точкой является третий курс. Здесь наблюдается некий излом -превышение респондентов, у которых мнение изменилось в худшую сторону (3 курс - 18 % и 4 курс 29,5 %) и желающих написать рапорт об отчислении из института (3 курс - 20 %, 4 курс - 24,4 %, 5 курс - 26,7 %). Количество респондентов, мнение которых изменялось в лучшую сторону, устойчиво снижается на протяжении всех пяти курсов (на первом курсе таковых 28,7 % и к пятому курсу - 7,9 %).

Мнение офицеров, ответивших на вопрос «С чем было связано желание уйти из военного института после поступления?», распределяется следующим образом: личные мотивы -23,2 %; натянутость отношений с командиром взвода - 18,5; высокие служебные и физические нагрузки - 17,5; падение престижа профессии офицера - 16,7; отсутствие личного времени - 10,2; необходимость жить в казарме - 7,2; натянутость отношений с командиром отделения - 3,7; необходимость подчиняться - 3,0 %.

Динамика изменения мнения о продолжении обучения по окончании второго курса и прохождении войсковой стажировки показана на рис. 2. В точке пересечения графиков на уровне 3 курса идет превышение количества респондентов, мнение которых изменяется в худшую сторону, снижается количество тех, у которых мнение изменяется в лучшую сторону (кривая имеет два надлома на уровне 3 и 4 курса, причем надлом на уровне 3 курса показывает резкое снижение количества данной доли респондентов). Количество тех, кто хотел бы написать ра-

порт об отчислении начиная с 3 курса устойчиво растет до 5 курса включительно. Что касается респондентов, у которых мнение не изменяется, то кривая, показывающая данную динамику от 2 до 5 курса обучения, имеет небольшой подъем (на 2 курсе - 22,2 % и к 5 курсу -28,5 %). Данную группу можно охарактеризовать как группу респондентов, у которых ожидания до поступления при столкновении с новой реальностью в целом не изменились. Выводом из данной динамики может быть следующий - в диапазоне от 22,2 % до 28,5 % от количества закончивших второй курс социальная адаптация проходит успешно и заканчивается к началу 3 курса. У остальных процесс социальной адаптации продолжается. Данный процесс выражается в том, что на уровне третьего курса (см. рис. 3) наблюдается рост числа респондентов, которые в случае «получения первого офицерского звания» на момент опроса либо уволились, либо прослужили бы до конца первого контракта и уволились (к 5 курсу в сумме данная группа составляет 45,5 %). На уровне 3 курса снижается количество тех кто «скорее всего остался бы служить в войсках и дальше» (таковых к 5 курсу 12,3 %).

Таким образом, процесс социальной адаптации в ходе обучения в военном институте состоит из двух этапов. Первый этап начинается с момента поступления и заканчивается к 3 курсу. Он представляет собой процесс усвоения обучаемыми норм и ценностей военного института. Когда они усвоены и приняты, курсант продолжает обучение, в противном случае он уходит из военного института. Второй этап начинается с 3 курса, когда обучаемые взрослеют, начинают планировать свое будущее, ориентируются больше на внешние факторы. Основное влияние на данном этапе оказывает социально-экономическая система. Если его устраивают те правила игры, которые предлагает государство, наступает интериоризация ценностей и норм и процесс социальной адаптации проходит успешно. В противном случае после выпуска молодой офицер либо увольняется сразу, либо по окончании действия первого контракта.

Для того чтобы убедиться в правильности данного вывода, рассмотрим коммуникативные процессы в коллективе, принятие норм и традиций войск, отношение к образованию как ценности, уровень влияния различных категорий офицеров военного института на курсантов в зависимости от курса обучения (рис. 4, 5).

Символика В В

- Мне все равно

■ Положительные эмоции

- Гордость

за внутренние войска

абитуриент 12 3 4 5

Курс обучения

Курс обучения

Рис. 4. Отношение к символике ВВ МВД РФ

Рис. 5. Характер обсуждений будущей профессии

Анализ распределения ответов на вопрос о том, как они относятся к символике внутренних войск, показывает, что после 3 курса снижается количество респондентов, которые испытывают гордость за внутренние войска (на 3 курсе таковых - 19,7 %, а к 5 курсу данный показатель снижается до 6,3 %), количество респондентов, у которых символика вызывает положительные эмоции колеблется в пределах 18-19 %, и поэтому кривая распределения ответов начиная с первого курса имеет более или менее равномерное положение. Что касается респондентов, которым символика безразлична, то с 3 курса их количество растет. Если таковых на 3 курсе 12,5 %, то к 5 курсу их становится 31,7 %. Данные результаты могут свидетельствовать о том, что часть обучаемых перестает себя идентифицировать с системой норм и ценностей военной службы, сложившейся историей, культурой и традициями внутренних войск - они ориентированны на «гражданскую жизнь».

Анализ социальных коммуникаций в курсантских микрогруппах в плане обсуждения своей будущей профессии показывает аналогичную динамику: если до 3 курса данные обсуждения носят регулярный характер (1 курс - 20,0 %, 2 курс - 23,9 %), то начиная с 3 курса данные внутригрупповые социальные коммуникации трансформируются, и к 5 курсу число респондентов, регулярно обсуждающих свою будущую профессию, снижается до 17 %. Начиная с 3 курса обучения число респондентов, которые никогда не обсуждают свою будущую профессию, возрастает (на 3 курсе - 10 %, далее показатель увеличивается до 37,5 %). В результате этого изменяется и характер обсуждений своей будущей профессии (см. рис. 5). Достигнув некоторой стабилизации на уровне 2-3 курсов обучения, начиная с третьего курса снижается количество респондентов, у которых характер обсуждений носит конструктивный характер: «Что бы я сделал, чтобы облегчить службу офицера?» (3 курс - 23,4 %, 5 курс -4,7 %). Растет число тех, у которых характер обсуждений носит сугубо негативный характер: «Говорим о том, что плохо в войсках» (1 курс - 13 %, 5 курс - 22,2 %). До 3 курса растет интерес в обсуждениях материальной составляющей будущей профессии. Начиная с 3 курса обучения данный показатель стабилен вплоть до выпуска из института (показатель колеблется в пределах 19 % на 1 курсе и 21-22 % на последующих курсах обучения).

Факторный анализ ответов респондентов на вопрос «От кого Вы больше всего получаете информации о будущей профессии» показал наличие двух латентных факторов. Первый фактор положительно связан с младшими курсами обучения (+0,510), получением информации от командира взвода (+0,785), командира роты (+0,828), командира батальона (+0,737), офицеров управления института (+0,627); второй фактор имеет сильную положительную связь со старшими курсами обучения (+0,490), курсантской стажировкой (+0,748), друзьями и знакомыми, которые служат в войсках (+0,650). Таким образом, в «информационном обеспечении» курсантов о своей будущей деятельности присутствуют два фактора. Первый фактор характеризует ориентацию курсантов младших курсов на получение информации от своих непосредственных командиров - они им больше доверяют, командиры в большей степени ориентируют курсантов на службу в войсках, передают им в целом положительный опыт прохождения службы, необходимость добросовестно и честно служить Отечеству. В целом это положительно влияет на профессиональную ориентацию курсантов и их мотивацию на продолжительную службу в офицерской должности по окончании военного института и в целом на социальную адаптацию обучаемого. На 3 курсе наступает перелом в ориентации курсантов на источники получения информации о своей профессии. Именно это показывает второй фактор. Начиная с 3 курса обучения курсанты в получении информации больше ориентируются на курсантскую стажировку, рассказы своих друзей и бывших выпускников института, проходящих службу в войсках. В результате этого, сравнивая образ своего будущего с реалиями офицерской жизни, особенно на начальном ее этапе, у части обучаемых наступает переориентирование целей в получении образования. Если на младших курсах последние ориентированы на то, чтобы стать офицерами, то начиная с 3 курса главным мотивом становятся будущие материальные доходы. А поскольку в целом первоначальная офицерская должность (командир взвода) является малооплачиваемой, то растет число респондентов, которые ориентированны на получение диплома об образовании, а затем, уволившись из войск сразу либо по окончании первого контракта, получить второе образование и устроиться на более высокооплачиваемую работу.

В процессе социальной адаптации немаловажную роль играет отношение объекта социальной адаптации к получаемому образованию как ценности и будущему ресурсу, с помощью которого будут достигнуты другие цели. В частности, поскольку основная функция военного института - воспроизводство офицерских кадров для внутренних войск, то в данном случае подразумевается влияние данного ресурса на продвижение по военной службе (рис. 6, 7).

В целом, исходя из распределения ответов респондентов, наблюдается рост считающих, что получаемое образование им не нужно, с момента поступления и до 2 курса (абитуриенты -

6,3 %, 2 курс - 25 %). Период 2-3 курса характеризуется как период стабилизации на уровне 25 % и далее данный показатель несколько снижается на 4 курсе до 12,5 % и вновь возрастает до 18,8 % на 5 курсе. На 4 курсе виден рост респондентов, которые считают, что необходимо учить только военные предметы (57,6 %) и к 5 курсу данный показатель снижается. Респонденты 5 курса считают, что необходимо учить все предметы в равной степени (20,8 %), 18,8 % респондентов думают, что учеба не нужна - можно будет всему научиться в войсках.

70'

40'

60'

----- Только

военные предметы

----Нужны все предметы

в равной степей

----Научусь в войсках

- - Больше

военные предметы

------ Не будут

- ■ Будут иметь

оказывать никакого влияния

Будут иметь весомое влияние

Будут оказывать слабое влияние

решающее значение

абитуриент 1

абитуриент ]

Курс обучения

Курс обучения

Рис. 6. Ответы на вопрос «Ваше отношение к учебе»

Рис. 7. Ответы на вопрос «Как полученное образование будет определять Вашу карьеру»

Что касается отношения респондентов к получаемому образованию как к ресурсу достижения определенных целей в будущем (как к своего рода капиталу), то данную динамику характеризует рис. 7. Влияние получаемого образования как решающего фактора на повышение доходов в процессе продвижения по службе в офицерской должности устойчиво снижается. Если у абитуриентов данный показатель равен 27,7 %, то к 5 курсу он снижается до

10,3 %. Наблюдается цикличность кривой, которая показывает отношение к образованию как фактору, не оказывающему никакого влияния на карьеру и доход: абитуриенты - 8,3 %, 1 курс - 4,2, 2 курс - 25, 3 курс - 20,8, 4 курс - 33,3, 5 курс - 8,3 %.

Поведение кривой распределения ответов респондентов 2 и 4 курсов объясняется войсковыми стажировками, а снижение данного показателя на 5 курсе - прохождением юридической стажировки в органах внутренних дел и пониманием выпускников того, что в случае увольнения со службы получаемое юридическое образование позволит им устроиться на соответствующую должность в органах внутренних дел. Полученные результаты в целом подтверждаются ответами офицерского состава (рис. 8).

То, что образование имело решающее значение в продвижении по карьерной лестнице считают 11,9 %, весомое влияние - 41,5 % (в сумме данная категория составляет 53,4 %); 22,0 % офицеров высказали мнение, что полученное образование мало влияет на доход и продвижение по службе, и 24,6 % ответили, что полученное образование не имеет никакого влияния на доход и продвижение по службе (в сумме данная категория составляет 46,6 %). То, что полученное образование не имело никакого влияния на доход и продвижение по службе заявило подавляющее число опрошенных из числа офицеров войсковых частей. Это

Рис. 8. Мнение офицеров о влиянии образования на доход и карьеру

объясняется просто - служба в больших городах в некоторой степени детерминирована наличием жилья. В результате этого нарушена мобильность офицерского состава. Нарушение мобильности приводит к тому, что некоторые офицеры просто «оседают» на должности.

С целью выявления факторов, снижающих социальную адаптацию офицеров, респондентам был задан открытый вопрос «Укажите три наиболее существенных проблемы, с которыми Вы столкнулись в начале своей офицерской карьеры?». После группировки ответов был проведен факторный анализ вариантов ответов, в результате выявлены следующие факторы, негативно влияющие на процесс социальной адаптации в начале офицерской карьеры.

Фактор 1. «Высокие служебные нагрузки» - ненормированный рабочий день (+0,805), выполнение ненужных задач и в нереальные сроки (+0,811), неуважение и безразличие со стороны начальников (+0,528).

Фактор 2. «Слабые навыки работы с подчиненными» - слабые навыки работы с личным составом по призыву (+0,938), трудности в работе с личным составом по контракту (+0,946).

Фактор 3. «Низкий социальный статус» - недостаточное внимание со стороны государства (+0,494), низкий престиж профессии (+0,861).

Фактор 4. «Материальный фактор» - низкий уровень денежного довольствия (+0,873), отсутствие жилья (+0,846).

Фактор 5. «Низкая социальная защита» - низкая социальная защищенность (+0,676), неуважение и безразличие со стороны начальников (+0,426), недостаточное внимание со стороны государства (+0,445)).

Негативное влияние данных факторов снижает процесс социальной адаптации и это в свою очередь влияет на принятие решения об увольнении из войск.

Основной функцией военного института является подготовка офицерских кадров, основной функцией внутренних войск - защита интересов граждан. Однако по результатам проведенных исследований мы можем предположить, что существует еще одна функция - латентная, которая свойственна этим двум социальным институтам - это, по сути, подготовка специалистов для работы вне сферы военной деятельности в результате невнимания государства (правящей элиты) к данным социальным институтам. Военный институт дает бесплатное образование и стартовые позиции молодому человеку для социализации в гражданских сферах деятельности - это свойственно в первую очередь малообеспеченным семьям (хотя, в некоторой степени это снижает социальную напряженность в стране).

Что касается внутренних войск, то уволившемуся из войск молодому офицеру всегда предложат работу в так называемых «коммерческих силовых структурах».

Начиная с 1990-х гг. средствами массовой информации нам постоянно внушался (и можно даже сказать, насаждался) тезис о том, что государству такую большую армию не прокормить, необходимо ее сократить (в принципе основания для этого были) и за счет освободившихся средств повысить денежное содержание и социальную защищенность военнослужащих. Что мы имеем сейчас? Армию и другие силовые структуры сократили (в том числе и внутренние войска), но материальное положение военнослужащих не только не приблизилось к «советскому периоду», оно стало хуже, да и о социальной защищенности можно говорить с большой долей условности.

На вопрос «Что привлекает Вас сейчас в профессии офицера?» ответы респондентов распределились следующим образом: ничего не привлекает (37,8 %); патриотические чувства (22,5 %), причем наибольшее число респондентов, таким образом ответивших на вопрос, по срокам службы относятся к категории «свыше 15 лет службы»; гарантированный заработок (20,6 %); социальная защищенность (16,9 %); размер денежного довольствия (2,1 %). Что касается патриотизма, то приходится констатировать, что чем моложе поколение офицеров, тем менее оно «патриотично».

В целях уточнения позиции тех респондентов, которых ничего не привлекает в службе, был задан вопрос «Если Вас ничего не привлекает, что сдерживает Вас от увольнения?». На первом месте в ответах стоит получение пенсии (54,7 %), на втором - возможность получить сертификат на квартиру (39,7 %), далее действие контракта (3,4 %) и предстоящие организационно-штатные мероприятия (2,2 %).

Что касается проблемы отбора в военные институты, то это особый разговор. Можно констатировать, что в настоящее время конкурс абитуриентов при поступлении в военные институты ниже, чем это было в «советское время» и соответственно видна еще одна проблема:

а есть ли выбор?. Анализ результатов социологических исследований, проведенных в шести военно-учебных заведениях Ленинградского военного округа Министерства обороны Российской Федерации, показали, что «в настоящее время реальные профессиональные и моральные качества их выпускников не соответствуют потребностям Вооруженных Сил» [7].

Таким образом, подводя итоги проведенных социологических исследований, можно сделать некоторые выводы.

Стремительные изменения в нашем обществе: распад Советского Союза, смена общественно-политического строя в стране, резкое снижение жизненного уровня населения, смена базовых ценностей в обществе, замена старых образцов социально-культурного поведения новыми не могли не оказать влияния на функционирование военных учебных заведений по подготовке офицерских кадров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате несоответствия образа будущей профессии у поступающих в военный институт и ситуации, с которой сталкивается старшекурсник (начиная с третьего курса обучения), а также молодой лейтенант по прибытию к месту службы, последние начинают выстраивать новые модели адаптационного поведения в соответствии со своими жизненными потребностями и ценностными ориентациями. Данный процесс имеет два результата: первый - курсант увольняется со старшего курса (как правило, 4-5 курсы), что позволяет последнему закончить обучение в гражданском вузе и получить специальность (как правило, это заочная форма обучения), и второй - увольнение молодого офицера либо сразу, либо по окончании действия первого контракта.

Проведенные социологические исследования выявили ряд противоречий в рамках социального института военного образования. В целом их можно свести к следующим:

• противоречия между базовыми ценностями социума и ценностями социального института военного образования;

• противоречия между ценностью получаемого образования и его востребованностью в войсках;

• несоответствие санкций за отступление от нормы (ролевых ожиданий) в отношении актора в рамках социального института военного образования;

• несоответствие воспитательной работы в военном институте ценностной структуре личности.

Главный вывод проведенного социологического исследования заключается в том, что существующая система подготовки офицеров и введение в строй молодых лейтенантов, получивших военное образование, требует определенных корректив как в области подхода к решению проблемы, так и в управлении данным процессом, направленным на обеспечение быстрой социальной и профессиональной адаптации как в ходе обучения в военном институте, так и в начале офицерской карьеры выпускника.

Список литературы

Корель Л. В. Социология адаптаций: вопросы теории, методологии и методики. Новосибирск: Наука, 2005. 424 с.

Корель Л. В. Социология адаптаций: этюды апологии. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 1997. 160 с.

Мертон Р. К. Явные и латентные функции // Структурно-функциональный анализ в современной социологии. М., 1968.

Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Акад. проект, 2000. 880 с.

Мулява О. Д. Из вуза - на офицерскую службу: вопросы социально-профессиональной адаптации // Социс. 2003. № 12. С. 64-69.

Парсонс Т. О социальных системах. М.: Акад. проект, 2002. 832 с.

Вапилин Е. Г., Мулява О. Д. Социальные проблемы военного образования // Военная мысль. 2001. № 1. С. 48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.