6(2) /2014
УДК 316.4.051 © Б.Б. Степанова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В данной статье рассматриваются основные виды социальной адаптации иностранных студентов. Проводится анализ факторов, положительно и отрицательно влияющих на процесс адаптации студентов из других стран. Предлагаются некоторые рекомендации по решению проблем связанных с социальной адаптацией студентов из-за рубежа.
Ключевые слова: социальная адаптация, иностранные студенты в России, факторы адаптации.
B.B. Stepanova
FOREIGN STUDENTS' SOCIAL ADAPTATION IN MODERN RUSSIA
In this article the main types of foreign students' social adaptation are considered. The analysis of the factors positively and negatively influencing on the adaptation of students from other countries is conducted. Some recommendations are offered to solve problems related to social adaptation of students from abroad.
Keywords: social adaptation, foreign students in Russia, factors of adaptation.
Благодаря обмену студентами, многочисленным грантовым программам, направленным на обучение за рубежом, доля иностранных студентов в вузах всего мира постоянно растет.
Россия не является исключением. Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в период с 2000 г. по 2010 г. количество иностранных студентов в России увеличилось почти в 2 раза [1]. Программа «Развитие образования до 2020 г.», принятая в сентябре 2012 г., предусматривает расширение международных обменов [2]. «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г.» включает в себя меры по содействию образовательной миграции в Россию (пункт из 15 подпунктов посвящен учебной миграции и академической мобильности) [3, с. 9-10].
Вовлечение иностранных студентов в учебный процесс на базе российских вузов - важная и ответственная задача. Решение проблем, связанных с адаптацией студентов-иностранцев, повышает престиж учебных заведений и, как следствие, престиж России за рубежом. Студенты из других стран - это потенциальные экономические инновации из-за рубежа; возможность привлечь одаренных в сфере науки или искусства молодых людей к работе в рамках международных проектов. Наконец, обучение иностранных студентов - это часть культурного обмена между принимающей и направляющей странами: взаимное обогащение культур, получение новых знаний о иных обычаях, традициях и особенностях быта.
Для вовлечения России в процесс международного студенческого обмена, повышения ее привлекательности для студентов из других
стран необходимо улучшить условия социальной адаптации иностранных студентов. Социальная адаптация иностранных студентов понимается как интеграция личности в новый социокультурный контекст. Это сложный и многогранный процесс, связанный с рядом трудностей.
Рассматривать проблемы социальной адаптации иностранных студентов представляется возможным через призму стадий самого процесса адаптации: деятельности, общения, самосознания [4].
Деятельность студентов-иностранцев связана с их основной целью - получением качественного образования в выбранной стране. На этом этапе актуализируется целый ряд проблем. Во-первых, это уровень образованности студента (качество знаний, данных ему в учебном заведении в его родной стране) и специфика его образования (какова была специализация учебного заведения, законченного студентом: теоретическая или практическая направленность, социо-гуманитарная или естественнонаучная).
Во-вторых, важную роль играет форма организации учебного процесса, ее отличия от привычных студенту: длительность занятий, расписание занятий и каникул, форма контроля и проверки знаний, форма оценки знаний и т.д.
Промежуточным между проблемами стадии деятельности и стадии общения является языковой барьер. Затрудненность общения с преподавателями, одногруппниками, соседями по общежитию и другими окружающими студента людьми может стать серьезным барьером на пути социальной адаптации студента.
На стадии общения принципиально значимы и культурные особенности: обычаи, традиции,
Б.Б. Степанова. Социальная адаптация иностранных студентов в современной России
конфессиональные и/или этнонациональные различия принимающей и родной стран. Не менее значимы и индивидуально-психологические характеристики студента: готовность к сотрудничеству, стрессоустойчивость, обучаемость, открытость новому опыту, коммуникабельность. Эти характеристики важны и на фазе самосознания: как студент оценивает свое место в новой социокультурной среде, свою способность стать частью иной культурной системы, нового коллектива.
В целом, в процессе социальной адаптации студентов-иностранцев можно выделить несколько взаимосвязанных уровней: 1) академическая адаптация; 2) культурная адаптация; 3) психологическая адаптация; 4) иные виды адаптации.
Академическая адаптация связана с трудностями привыкания к новым формам подачи знаний, организации учебного процесса, способностью воспринимать информацию на другом языке.
Важную роль в процессе адаптации иностранных студентов играет принимающий вуз. Процесс взаимодействия вуза и студентов основывается на общеобразовательном уровне сторон, профессиональной подготовке преподавателей и готовности студентов воспринимать инокультурные правила поведения и ценности. Вуз должен обеспечивать возможность вовлечения студентов в общеобразовательную и культурно-массовую жизнь.
Трудности, с которыми сталкивается иностранный студент, в процессе культурной адаптации - это языковой барьер, национальные особенности, несхожесть традиций, обычаев и даже (в некоторых случаях) морально-этических норм поведения и сосуществования.
Психологическая адаптация связана с индивидуальными особенностями каждого студента и спецификой культурного окружения, в котором он вырос. Важную роль играют ценностные ориентации студента, его волевые качества, коммуникативные способности, способность воспринимать новый опыт. Внедрение в культурно-социальный контекст другой страны происходит быстрее в случае, когда иностранный студент заводит дружеские отношения с другими студентами, ощущает их приязнь и расположение, имеет общие интересы (музыка, кино, литература).
Психологическая адаптация связана также с новыми условиями жизни индивида: финансовая самостоятельность, жизнь без родных и друзей, бытовая независимость.
Важным аспектом социальной адаптации студентов-иностранцев является социально-экономическая адаптация. Согласно исследованиям, проведенным Е.Е. Письменной, проблемы иностранных студентов связаны с поисками работы, получением жилья и медицинской страховки. Это обусловлено сложностями законодательного характера, административными особенностями организации работы с иностранными студентами [5, 6].
Другие виды адаптации не менее важны: климатическая, социально-бытовая и т.д. Социально-бытовые проблемы могут быть связаны с питанием, особенностями гигиенического характера, медицинским обслуживанием, жилищными условиями, транспортными затруднениями, вопросами по работе с почтовыми и банковскими системами и т.д. Отсутствие у студентов-иностранцев информации по вопросам учебы, общежития, медицины принимающей страны могут существенно снизить адаптивность.
Продолжительность социальной адаптации иностранных студентов связана со степенью сходства или различия между социокультурными характеристиками принимающей и родной страны студента, с длительностью пребывания студента в новой среде, индивидуальными особенностями студента (психологическими, демографическими). Значительно быстрее приспосабливаются к новой среде те студенты, которые уже имели опыт обучения (или пребывания с иными целями) за рубежом.
Проблемы социальной адаптации студентов-иностранцев требуют принятия определенных мер. Ответственность за их реализацию должна быть возложена на принимающие вузы и в определенных пределах на органы власти.
Прежде всего, необходимо повышать уровень толерантности, как среди преподавателей, так и среди студентов. Студенты принимающего вуза должны быть готовы к тому, что в их группе окажется иностранец (иностранцы) - человек иной культуры, говорящий на другом языке, нуждающийся в помощи, возможно, выглядящий иначе, чем местные жители. Внимательное, доброжелательное отношение сверстников поможет студенту быстрее адаптироваться и почувствовать себя спокойнее и увереннее.
Принципиально значимым является вопрос повышения уровня знаний иностранных языков принимающей стороной. Хотя бы некоторое количество преподавателей и студентов принимающей стороны должно понимать студентов-иностранцев на достаточном для общения уровне.
6(2) /2014
Таким образом, для разрешения проблем адаптации студентов-иностранцев необходимо проводить качественную подготовку кадров: педагогическую, психологическую, языковую. Также нужно повышать уровень толерантности студентов принимающего вуза (необходимы исследования, направленные на выявление проблемных моментов: имеются ли у студентов какие-либо предубеждения против выходцев из тех или иных стран и регионов; готовы ли студенты принимать в свою среду иностранных учащихся; не воспринимают ли местные студенты иностранных негативно, если да, то почему).
Другим важным аспектом решения проблем, связанных с социальной адаптацией иностранных студентов, является их информирование. В рамках повышения осведомленности студентов-иностранцев стоит проводить экскурсии по ключевым точкам вуза: учебным корпусам, общежитиям, спортивным сооружениям, медицинским учреждениям и т.д., а также по окрестным объектам инфраструктуры (например, почта, банк, Интернет-кафе) -на родном языке приезжих. Студенты должны знать, где искать то или иное здание, куда можно обратиться в случае возникновения проблем со здоровьем, связью, финансами.
Важной является организация работы специалистов, чья деятельность не связана с обучением студентов: медицинского персонала, психологов, кураторов. Все эти специалисты должны владеть иностранным языком направляющей студентов страны и ориентироваться в ее культурных особенностях.
Помогать студентам-иностранцам может специализированная служба. Ее задачи связаны не только с информированием иностранных студентов, но и с вовлечением их в культурную, спортивную жизнь вуза (и города). Такая служба может быть организована из
числа студентов-волонтеров, желающих оказать помощь иностранным студентам, попрактиковаться в иностранных языках, познакомиться с представителями иных культурных сообществ.
Работа с иностранными студентами в вузе подразумевает формирование понимания значения адаптированности, повышение мотивации студентов, выработку самостоятельности, пробуждение интереса к принимающей стране, ее культурным особенностям и к предметной области научно-исследовательской работы студентов.
Литература
1. Взгляд на образование 2012 // Официальный сайт Организации экономического развития и сотрудничества // [Электронный ресурс] - URL: http://www.oecd.org/edu/ educationataglance2012oecdindicators-chaptercaccesstoeducati onparticipationandprogression-indicators.htm.
2. Проект государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. // Официальный сайт Министерства науки и образования РФ // [Электронный ресурс] - М1р://минобрнауки.рф/ документы/2474/файл/901/Госпрограмма_Развитие_образо-вания_%28Проект%29.pdf
3. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. // Официальный сайт Федеральной Миграционной Службы России // [Электронный ресурс] - URL: http://www.fms.gov. ru/upload/iblock/07c/kgmp.pdf
4. Кравченко А.И. Социология. - Екатеринбург: Деловая книга, 1998. - 384 с.
5. Pis'mennaya E.E., Riazantsev S.V. The Effects of Foreign Academic Migration for Russia / Russian Education and Society. - vol. 52. - №5. - May. - 2010. - pp. 55-70.
6. Письменная Е.Е. Тенденции учебной иммиграции в Россию: современные тенденции. - М.: Экономическое образование, 2008. - 160 с.
Степанова Баирма Баировна, аспирант кафедры политологии и социологии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: 682022@ mail.ru
Stepanova Bairma Bairovna, postgraduate student, department of political sciences and sociology, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: [email protected]
УДК 316.346.32-053.9 © Т.Б. Аншукова
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ
В статье анализируются научные дефиниции пенсионной системы, ее функции, виды, а также современные тенденции развития пенсионного обеспечения в российском обществе. Трансформация социально-демографической структуры социума обусловила сложности реализации прав пожилого населения на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг.
Ключевые слова: социальная защита, реформа пенсионной системы, пенсионный возраст, трудовая пенсия, пенсионные выплаты, демографическая структура общества.