Научная статья на тему 'Социально-психологические аспекты адаптации иностранных студентов при обучении в УГНТУ'

Социально-психологические аспекты адаптации иностранных студентов при обучении в УГНТУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ-ИНОСТРАНЦЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / БЛАГОПРИЯТНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА / ЗНАЧИМОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коган Ольга Станиславовна, Галиуллина Светлана Дмитриевна

Международное сотрудничество уже более 30 лет является одним из значимых видов деятельности Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ). Университет осуществляет образовательные услуги, совместные научные исследования, имеет устойчивые международные связи со многими научно-образовательными центрами стран Европы и Азии; входит в Международную ассоциацию университетов. Обучение иностранных студентов по различным специальностям является важным направлением деятельности УГНТУ. Актуальной проблемой является нормализация психологического состояния студентов, прибывших на обучение из-за рубежа. Процесс успешной адаптации иностранных студентов в российском вузе требует учета стереотипов поведения и образа жизни в их родной стране.Учеба в вузе предполагает формирование нового социального статуса студента, освоение новых социальных ролей, осмысление значимости будущей профессии, приобретение новых социальных установок. Благоприятная психологическая обстановка пребывания студентов в вузе улучшает качество и уровень результатов учебы, повышает у студентов желание овладе-вать новыми знаниями. Сотрудниками Управления международного сотрудничества УГНТУ для иностранных студентов в течение всего времени их обучения в вузе организуется работа, которая помогает им решать вопросы академического, культурного и личного характера. Для анализа процесса адаптации иностранных студентов к условиям обучения в нашем образовательном учреждении силами преподавателей-психологов УГНТУ проводился анализ обстановки взаимодействия между иностранными студентами и представителями вуза студентами-сокурсниками, преподавателями, представителями деканатов по выбранным направлениям учебы. Для изучения возможных социальных и психологиче-ских затруднений иностранных студентов силами преподавателей-психологов проводи-лось анонимное анкетирование 32 студентов из Казахстана, Афганистана и Индии, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Сервис» и владеющих русским языком. Анализ проведенного исследования может помочь в решении вопросов о необходимых мерах помощи по оптимизации процесса адаптации обучающихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коган Ольга Станиславовна, Галиуллина Светлана Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF THE ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS IN TRAINING IN USPTU

International cooperation has been one of the most important activities of Ufa State Petroleum Technological University (USPTU) for more than 30 years. The USPTU provides educational services, joint research, has stable international relations with many scientific and educational centers in Europe and Asia; is a member of the International Association of Universities. Training of foreign students in various specialties is an important activity of the USPTU. An urgent problem is the normalization of the psychological state of students who came to study from abroad. The process of successful adaptation of foreign students in Russian university requires taking into account the stereotypes of behavior and lifestyle in their home country.Studying at the University involves the formation of a new social status of the student, the development of new social roles, understanding the importance of the future profession, the acquisition of new social attitudes. Favorable psychological environment of students ‘stay in the University improves the quality and level of learning outcomes, increases students’ desire to acquire new knowledge. Employees of International Relations Department of Ufa State Petroleum Technological University for foreign students during the whole time of their training in the university organized work, which helps to solve questions for them academic, cultural and personal character. To analyze the process of adaptation of foreign students to the learning envi-ronment in our educational institution, the forces of teachers-psychologists of USPTU analyzed the situation of interaction between foreign students and repre-sentatives of the University fellow students, teachers, representatives of the deans in the selected areas of study. To study the possible social and psychological difficulties of foreign students, the psychological teachers conducted an anonymous survey of 32 students from Kazakhstan, Afghanistan and India studying in the areas of «Economy» and «Service» and speaking Russian. The analysis of the conducted research can help in solving questions about the necessary measures to optimize the process of adaptation of students

Текст научной работы на тему «Социально-психологические аспекты адаптации иностранных студентов при обучении в УГНТУ»

Коган О. С. Kogan О. S.

доктор медицинских наук, профессор кафедры «Международные отношения, история и востоковедение»,

ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

Галиуллина С. Д. GattuШш S. D.

доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой «Международные отношения, история и востоковедение»,

ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 37.043:378.6:665(470.57-25) Б^: 10.17122/2541-8904-2019-1-27-95-99

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ В УГНТУ

Международное сотрудничество уже более 30 лет является одним из значимых видов деятельности Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ). Университет осуществляет образовательные услуги, совместные научные исследования, имеет устойчивые международные связи со многими научно-образовательными центрами стран Европы и Азии; входит в Международную ассоциацию университетов. Обучение иностранных студентов по различным специальностям является важным направлением деятельности УГНТУ. Актуальной проблемой является нормализация психологического состояния студентов, прибывших на обучение из-за рубежа. Процесс успешной адаптации иностранных студентов в российском вузе требует учета стереотипов поведения и образа жизни в их родной стране.

Учеба в вузе предполагает формирование нового социального статуса студента, освоение новых социальных ролей, осмысление значимости будущей профессии, приобретение новых социальных установок. Благоприятная психологическая обстановка пребывания студентов в вузе улучшает качество и уровень результатов учебы, повышает у студентов желание овладевать новыми знаниями. Сотрудниками Управления международного сотрудничества УГНТУ для иностранных студентов в течение всего времени их обучения в вузе организуется работа, которая помогает им решать вопросы академического, культурного и личного характера.

Для анализа процесса адаптации иностранных студентов к условиям обучения в нашем образовательном учреждении силами преподавателей-психологов УГНТУ проводился анализ обстановки взаимодействия между иностранными студентами и представителями вуза — студентами-сокурсниками, преподавателями, представителями деканатов по выбранным направлениям учебы. Для изучения возможных социальных и психологических затруднений иностранных студентов силами преподавателей-психологов проводилось анонимное анкетирование 32 студентов из Казахстана, Афганистана и Индии, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Сервис» и владеющих русским языком. Анализ проведенного исследования может помочь в решении вопросов о необходимых мерах помощи по оптимизации процесса адаптации обучающихся.

Ключевые слова: студенты-иностранцы, психологическая адаптация, международное сотрудничество, межличностные отношения, благоприятная психологическая обстановка, значимость психологических и социальных факторов.

- 95

Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. № 1 (27), 2019

social development

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF THE ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS IN TRAINING IN USPTU

International cooperation has been one of the most important activities of Ufa State Petroleum Technological University (USPTU) for more than 30 years. The USPTU provides educational services, joint research, has stable international relations with many scientific and educational centers in Europe and Asia; is a member of the International Association of Universities. Training of foreign students in various specialties is an important activity of the USPTU. An urgent problem is the normalization of the psychological state of students who came to study from abroad. The process of successful adaptation of foreign students in Russian university requires taking into account the stereotypes of behavior and lifestyle in their home country.

Studying at the University involves the formation of a new social status of the student, the development of new social roles, understanding the importance of the future profession, the acquisition of new social attitudes. Favorable psychological environment of students 'stay in the University improves the quality and level of learning outcomes, increases students' desire to acquire new knowledge. Employees of International Relations Department of Ufa State Petroleum Technological University for foreign students during the whole time of their training in the university organized work, which helps to solve questions for them academic, cultural and personal character.

To analyze the process of adaptation of foreign students to the learning envi-ronment in our educational institution, the forces of teachers-psychologists of USPTU analyzed the situation of interaction between foreign students and repre-sentatives of the University — fellow students, teachers, representatives of the deans in the selected areas of study. To study the possible social and psychological difficulties of foreign students, the psychological teachers conducted an anonymous survey of 32 students from Kazakhstan, Afghanistan and India studying in the areas of «Economy» and «Service» and speaking Russian. The analysis of the conducted research can help in solving questions about the necessary measures to optimize the process of adaptation of students

Key words: foreign students, psychological adaptation, international coopera-tion, interpersonal relations, favorable psychological environment, the importance of psychological and social factors.

Введение. Достойное образование в России желают получить многие молодые люди из разных стран. Учеба иностранных студентов по различным специальностям является важным направлением образовательной деятельности многих вузов Российской Федерации, в их числе Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ). На сегодняшний день число иностранных студентов, обучающихся в УГНТУ, составляет 1258 человек.

Международное сотрудничество уже более 30 лет является одним из значимых видов деятельности УГНТУ Университет осуществляет образовательные услуги, совместные научные исследования, имеет устойчивые международные связи со многими научно-образовательными центрами стран Европы и Азии; входит в Международную ассоциацию университетов. Более 1500 иностранных выпускников полу-

чили дипломы нашего вуза, многие выпускники успешно защитили кандидатские диссертации и трудятся в России и за рубежом.

Студенты-иностранцы в процессе обучения в российском вузе могут испытывать существенные адаптационные затруднения в условиях нового языка, отличающихся методов и форм обучения, нового климата, полной смены образа жизни. Нормализация психологического состояния студентов, прибывших на обучение из-за рубежа, является актуальной проблемой, это сложный процесс, требующий учета стереотипов поведения прибывших студентов в их родной стране, смене их образа жизни. Своевременное решение проблемы адаптации иностранных студентов в УГНТУ определяется необходимостью осуществления эффективного обеспечения процесса их образовательной деятельности по выбранной специальности и дальнейшего становления как будущего

специалиста [1-3]. Часто зарубежные учащиеся имеют затруднения в учебе и межличностном общении в связи с трудностями преодоления ими языкового барьера [4].

Цель исследований. Анализ значимости психологических и социальных факторов образовательного процесса для иностранных студентов с целью оказания им необходимой помощи и поддержки для более эффективной адаптации к условиям обучения и быта в УГНТУ.

Результаты исследований и их обсуждение. Для изучения возможных социальных и психологических затруднений иностранных студентов силами преподавателей-психологов проводилось анонимное анкетирование 32 студентов из Казахстана, Афганистана и Индии, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Сервис» и владеющих русским языком.

Анонимная анкета содержала 15 вопросов, касающихся анализа значимости социальных и психологических факторов, действующих на студентов из-за рубежа в течение времени их обучения в вузе. В числе первой группы вопросов (с 1 по 5) проводилось изучение психосоциальных факторов, связанных с их собственной оценкой успешности вхождения в образовательный процесс в вузе. По данным научной литературы, процесс вхождения в новую жизнь при обучении в вузе у многих иностранных студентов может вызвать психологические затруднения, сопровождающиеся повышенной тревожностью.

Следующие вопросы (с 6 по 10) касались психологической совместимости и взаимоотношений студентов-иностранцев со студентами собственной группы, соседями по комнате в общежитии, студентами-земляками. Данные вопросы весьма значимы, так как некоторые учащиеся очень остро переживают отрыв от привычной обстановки (от семьи, друзей), у многих может возникнуть ощущение незащищенности и одиночества.

Вопросы с 11 по 15 затрагивали трудности студентов-иностранцев, касающиеся плохих взаимоотношений с преподавателями, трудностей при выполнении учебных заданий. В дальнейшем данные состояния могут стать причиной формирования психологических

Социальное развитие

комплексов, затрудняющих познавательный процесс при обучении в вузе.

Проведенные исследования позволили установить, что довольны своими успехами вхождения в студенческую жизнь и образовательный процесс в УГНТУ более 50 % всех опрошенных (17 человек). По нашему собственному мнению, успешность обучения на первом курсе основывается на тех знаниях и умениях, которые ранее получили иностранные студенты в школах их страны; трудности связываются студентами со слабой подготовкой по общеобразовательным дисциплинам.

Основные трудности по приспосабливанию к новой жизни при поступлении в УГНТУ опрошенные студенты связывают с плохим знанием русского языка, их оказалось около 90 % (28 человек из числа опрошенных). Они впервые встречаются с новыми формами преподавания дисциплин, контроля усвоения знаний. Другие проблемы, помимо языкового барьера, с которыми иностранные студенты сталкиваются в вузе, это отсутствие родных и прежних друзей, новое питание, незнакомый образ жизни и быта в общежитии, другой климат — так ответили 43,8 % (14 человек) иностранных студентов. Для некоторых студентов данный процесс заканчивается не всегда благополучно из-за недостаточной гибкости их поведения в ситуациях, связанных с бытом, гастрономическими особенностями их кухни на родине, значительно отличающихся от предпочтений россиян [5].

Учеба в вузе предполагает формирование нового социального статуса студента, освоение новых социальных ролей, осмысление значимости будущей профессии, приобретение новых социальных установок. При поступлении на учебу в российский вуз, становясь студентом, молодой человек из другой страны должен взять на себя новые обязанности, организацию собственного быта, питания; должен научиться самостоятельно распределять денежные средства, приспособиться к жизни в соответствии с расписанием учебы по специальности.

Проведенные исследования показывают, что более 75 % (25 человек) иностранных студентов большое значение придают дружбе

- 97

social development

с одногруппниками, которые помогают правильно организовать учебу в вузе и жизнь в бытовом плане, особенно проживающие в том же общежитии. Важное место в успешном пребывании иностранных студентов на учебе в УГНТУ занимает их студенческая группа именно потому, что от того, насколько хорошо складываются межличностные отношения с одногруппниками, зависит также психологическое состояние новичков. Более 84 % (27 человек) студентов-иностранцев отмечают, что основными кураторами на все время обучения в УГНТУ становятся их земляки, студенты старших курсов, прибывших из тех же стран, успешно освоивших новые условия жизни в нашей стране.

В период обучения студенты разных стран взаимодействуют не только с земляками и членами своей студенческой группы, но и с другими группами факультета, университета. Они вовлекаются в общественную жизнь, принимают активное участие в научных, спортивных и зрелищных мероприятиях университета [6]. Работа организуется таким образом, чтобы новички не считали себя одинокими, чтобы им было к кому обратиться с возникающими проблемами.

Известно, что благоприятная психологическая обстановка улучшает качество и уровень результатов учебы, повышает у студентов желание овладевать новыми знаниями. Для создания благоприятной психологической среды для иностранных студентов в учебной группе и вузе в целом работники деканатов совместно с Управлением международного сотрудничества УГНТУ последовательно вовлекают иностранных студентов в общественную жизнь в студенческой среде, в проведение зрелищных общеуниверситетских мероприятий, научных конференций, спортивных соревнований.

В целях социальной и психологической адаптации иностранных студентов в УГНТУ, их приобщения к принципам толерантности и гуманизма ежегодно в университете проводятся такие зрелищные культурно-массовые и спортивные мероприятия, как «Дни национальных культур», «Встречи иностранных семей», праздник «НАВРУЗ», спортивные состязания разных уровней и т.п. Зрелищные

культурно-массовые и спортивные мероприятия, которые проводятся с участием иностранных студентов, имеют цель — максимально подготовить новичков к жизни и учёбе в России. В данных мероприятиях принимают участие иностранные учащиеся всех диаспор, обучающихся в УГНТУ.

Каждая страна уникальна по-своему, отличается самобытным национальным колоритом, имеет различные традиции и обычаи, поэтому проводимые праздники у студентов различных национальностей очень разнообразны и интересны. На данных мероприятиях представители различных диаспор проводят выступления с собственными танцами и песнями, сами накрывают столы, готовят традиционные национальные блюда.

Сотрудники Управления международного сотрудничества УГНТУ участвуют в отборе иностранных абитуриентов на обучение, проводят с ними собеседования, занимаются организацией для иностранных студентов медицинского страхования, ежегодного прохождения медицинского обследования, получения необходимого медицинского обслуживания. Кроме того, для иностранных студентов в течение всего времени их обучения в вузе проводится работа, которая помогает решать вопросы академического, культурного и личного характера. Студентам-иностранцам УГНТУ помогают организовать их быт, досуг, предлагают участвовать в экскурсионных программах, цель которых сформировать положительный образ России и региона Башкортостана в целом, познакомить студентов-иностранцев с достопримечательностями Уфы. Для них организуются походы в музеи, театры, посещение различных зрелищных и спортивных мероприятий города Уфы.

Знакомя студентов с историей, особенностями национальной культуры Башкортостана, настоящим и героическим прошлым нашей республики и страны в целом, преподаватели воспитывают у иностранных студентов уважительное отношение к народу России, Башкортостана, уважение к другой нации с иной культурой. Процесс приспособления иностранных студентов к обучению в высшем учебном заведении, в частности в Уфимском государственном нефтяном техническом уни-

верситете, проходит тем успешнее, чем доступнее и полезнее информация, предоставляемая обучающимся в самом начале обучения для облегчения их жизнедеятельности и быта, чем ярче, содержательнее и интересней их студенческая жизнь.

Вывод

Результаты изучения обстановки взаимодействия между иностранными студентами

Список литературы

1. Воробьева И. М. Иностранные студенты в российском вузе: повышение конкуренции российского образования или вынужденная необходимость // Молодой ученый. 2015. № 10. С. 1115-1119.

2. Долженко О.В. Современные методы и технология обучения в техническом вузе. М.: Высшая школа, 2004. 479 с.

3. Кузнецова Т.Е. Особенности обучения китайских студентов в вузах РФ Подготовка иностранных абитуриентов в вузы Российской Федерации. СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2010.

4. Мишин Г.А. Социально-психологическая адаптация подростков в новых условиях обучения // Молодой ученый. 2016. № 1. С. 15-18.

5. Шекунова Е.Р. Социальная адаптация студентов первокурсников к учебе в вузе // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: матер. XLII Меж-дунар. студенч. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2016. № 5 (41).

6. Ростовцева М.В. Формирование адаптивности, как отношения личности и общества в процессе социализации студенчества // Вестник развития науки и образования. 2009. № 5. С. 59-64.

References

1. Vorob'eva I.M. Inostrannye studenty v rossiiskom vuze: povyshenie konkurentsii rossiiskogo obrazovaniya ili vynuzhdennaya neobkhodimost' [Foreign Students in a Russian University: Increasing Competition in Russian Education or a Forced Necessity]. Molodoi uchenyi — Young Scientist, 2015, No. 10, pp. 1115-1119. [in Russian].

2. Dolzhenko O.V. Sovremennye metody i tekhnologiya obucheniya v tekhnicheskom vuze

Социальное развитие

и представителями вуза: студентами-сокурсниками, преподавателями, представителями деканатов по выбранным направлениям учебы — могут помочь в решении вопросов о необходимых мерах помощи студентам с учетом их личностных особенностей и определении для каждого индивидуальной формы академической или психологической поддержки.

[Modern Methods and Technology of Training in a Technical University]. Moscow, Higher School, 2004. 479 p. [in Russian].

3. Kuznetsova T.E. Osobennosti obucheniya kitaiskikh studentov v vuzakh RF Podgo-tovka inostrannykh abiturientov v vuzy Ros-siiskoi Federatsii [Features of Training of Chinese Students in Russian Universities Training of Foreign Students in Russian Universities]. Saint-Petersburg: Polytechnic University Publ., 2010. [in Russian].

4. Mishin G.A. Sotsial'no-psikhologiches-kaya adaptatsiya podrostkov v novykh uslo-viyakh obucheniya [Socio-Psychological Adaptation of Adolescents in The New Learning Environment]. Molodoi uchenyi — Young Scientist, 2016, No. 1, pp. 15-18. [in Russian].

5. Shekunova E.R. Sotsial'naya adaptatsiya studentov pervokursnikov k uchebe v vuze [Social adaptation of first-year students to study at the University]. Materialy XLII mezhdu-narodnoi studencheskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Nauchnoe soobshchestvo studentov XXI stoletiya. Obshchestvennye nauki» [Materials of The XLII International Student Scientific-Practical Conference «Scientific Community of Students of The XXI Century. Social Science»]. Novosibirsk, 2016. No. 5 (41). [in Russian].

6. Rostovtseva M.V. Formirovanie adap-tivnosti, kak otnosheniya lichnosti i obshchestva v protsesse sotsializatsii studenchestva [Formation of Adaptability as The Relationship of Personality and Society in The Process of Socialization of Students]. Vestnik razvitiya nauki i obrazovaniya — Bulletin of Science and Education Development, 2009, No. 5. pp. 59-61. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.