отношений курсантов зависят от того, каким образом они способны реализовать нравственные требования: оценить конкретный поступок в конкретной ситуации, определить необходимость тех или иных действий, быть способными к формированию нравственных качеств, подчинять свою деятельность нравственному идеалу. Все это преломляется в особых личностных формах морального отношения: долга и ответственности, чести и достоинства, совести как способа внутреннего самоконтроля личности.
В результате наблюдения личностные качества курсанта квалифицируются как хорошие или дурные, а его поступки - как справедливые или несправедливые, нравственные или безнравственные. Каждый курсант сделал важный для себя выбор: избрал профессию, которая будет связана с деятельностью в сфере правопорядка и которая будет не только сопряженной с риском для жизни, но и потребует значимых нравственных качеств.
В правоохранительной деятельности выпускникам вуза будут доверяться такие моральные ценности, как честь и достоинство человека, его доброе имя, свобода, а иногда и жизнь. Авторитет закона в значительной степени зависит от авторитета сотрудников ОВД, людей, олицетворяющих закон, от их профессионального мастерства и нравственных качеств, нравственного поведения, которое выражается в знании профессионального этикета и умения проявлять такт, уважительное отношение к окружающим.
Известно, что существуют нормативные акты [5; 6] и рекомендации [7-9] относительно того, как должны вести себя курсанты в будущей профессиональной деятельности, правил обращения с гражданами. Эти правила изучаются курсантами, а внедрение их в жизнь и есть одна из педагогических задач. В процессе нравственного воспитания курсантов важно довести до их понимания, что этикет и такт - не простая совокупность заученных манер, приемов, жестов, а составная часть нравственной культуры, которая является непременным условием реальных позитивных результатов профессиональной деятельности и высокого авторитета сотрудников ОВД.
Важным в поведении курсантов в общественных местах является соблюдение чувства меры, например, в интонации, речи, жестах, костюме, осанке, косметике, походке. Нужно добиться того, чтобы курсанты соблюдали правила хорошего тона не формально, не только из-за боязни осуждения, соблюдение этих правил должно стать духовной потребностью. Общим для всех правил нравственно-эстетического поведения курсантов (находятся ли они в учебном заведении, учебной группе, на улице, в театре, в транспорте, в столовой) является соблюдение ими собственного достоинства и доброжелательное, уважительное отношение к другим.
Гражданское мужество, сильная воля, способность осуществлять нравственный контроль и самоконтроль, решимость в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе - вот характеристики нравственного воспитания личности, которая сможет в профессиональной деятельности противостоять нарушениям и деформациям общепринятых норм, насилию и жестокости.
1. Обращение министра внутренних дел Российской Федерации к сотрудникам органов внутренних дел и военнослу-
жащим внутренних войск МВД России от 23 августа 2005 г. URL: http://www.rg.ru/2005/08/23/nurgaliev.html (дата обращения: 15.01.2010).
2. Там же.
3. Макаренко А. С. О воспитании / сост. и автор вступ. ст. В. С. Хелемендик. М., 1988. 256 с.
4. Щеглов А. В. Воспитание профессиональной нравственной культуры сотрудника органов внутренних дел России : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1994. 209 с.
5. О милиции : закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 : в ред. федерального закона от 29 декабря 2009 г. № 383 //Рос. газета. 2009. 31 дек.
6. Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации [Электронныш ресурс] : приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Бутченко С. И., Соколов В. П. Служебный этикет и такт. Культура межличностного общения сотрудников органов внутренних дел : лекция. Домодедово, 2001. 30 с.
8. Дубов Г В. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов : учебное пособие / под ред. А. В. Опа-лева. 2-е изд., испр. и доп. М., 2000. 384 с.
9. Зарубина Е. В. Профессиональная этика сотрудников ОВД: сб. нормативно-правовык актов. Екатеринбург, 2002. 209 с.
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Ю. Л. Кравец
В статье проводится анализ основных компонентов образовательной среды, обеспечивающих социальную адаптацию иностранных студентов в образовательной среде вуза. Анализируются результаты фокус-группового исследования иностранных студентов.
Ключевые слова: интеграция, образовательная среда вуза, компоненты и функции образовательной среды, социальная адаптация, потребности иностранных студентов, метод фокус-групп.
В рамках процесса глобализации процессы интеграции национальных и региональны« образовательный систем в мировом образовании стали одной из базовых категорий современной педагогики. Под влияние интеграции попадает как сама среда мирового образования, так и сложные педагогические и научно-педагогические процессы, развивающиеся в ней. Слово «интеграция» происходит от латинского “integer” - «целый». То есть интеграция предполагает образование некой новой общности или новой совокупности отдельных частей, которые начинают проявлять себя как самостоятельное целое, иными словами, под интеграцией понимается процесс, ведущий к объединению, гармонизации отдельный дифференцированных частей.
Под интеграцией образовательных систем мы в своем исследовании понимаем процесс сближения региональных и национальных образовательных систем за счет согласования международной образовательной политики, в результате чего возникает взаимозависимость и взаимодополняемость национальных образовательных систем, синхронизация действий и последовательное пере-
растание национальными образовательными системами своих государственных рамок, формирование единого образовательного пространства как наиболее эффективной формы реализации задач будущего.
Так, международная составляющая интеграционных процессов образования является ведущей, что выражается в тесно связанных между собой пространственной и организационной структурах мирового образования. Это оказывает влияние на развитие национальных, межгосударственных институтов образования. Таким образом, мировое образование, развиваясь в русле интеграции, становится полем взаимодействия разных национальных и региональных образовательных систем, что находит свое отражение в основании и развитии международных и открытых университетов, крупных международных проектов и программ.
Международное сотрудничество в русле интеграционных процессов мирового образования связано прежде всего с развитием академической мобильности студентов. Иностранные студенты в настоящее время являются одним из показателей включения вуза в мировой процесс интеграции образовательных систем. Выделение иностранных студентов в отдельную группу обучающихся обусловлено несколькими причинами. Важным основанием для этого служит число иностранных граждан, получающих образование за рубежом. Межстрано-вые потоки студентов являются особенностью современной схемы получения высшего образования. Указанные схемы на современном рынке образовательных услуг представлены несколькими вариантами:
- оказание образовательных услуг иностранным гражданам в принимающей стороне на основании принятых государственных квот на обучение иностранных студентов;
- организация обучения иностранных граждан на основании самостоятельной международной деятельности вузов и межвузовских соглашений об обмене студентами;
- самостоятельное поступление студентов на учебу в иностранный вуз.
Число иностранных граждан, получающих свое образование за рубежом, растет. Иностранные студенты являются неотъемлемой частью мировых интеграционных процессов в сфере образования, что обусловливает их участие в образовательной среде вузов.
Рассматривая образовательную среду вуза, необходимо обратить внимание на те функции его образовательной среды, которые возникают в новых условиях интегрированного образовательного пространства, приобретают новые черты или становятся более актуальными.
Социокулътурные функции образовательной среды вуза обретают новое значение в контексте интеграционных процессов образования в связи с появлением в вузах иностранных студентов, как активных субъектов образовательной среды. Образовательная среда вузов, осуществляющих обучение иностранных студентов, представляет собой некую систему структур, координирующих и осуществляющих учебный процесс и социально-бытовые условия содержания иностранных студентов. Иностранный студент, получающий образование в вузе другого государства, становится участником инокультурной образовательной среды. Возникающее при этом взаимо-
действие служит основанием для создания адаптивных ситуаций в плоскости «новая культурная и образовательная среда (новая среда обитания) - студент». При этом последний получает иной статус, а именно - статус иностранного студента.
В продолжение данного суждения адаптивная функция образовательной среды вуза становится ведущей, она понимается как создание условий, способствующих успешному вхождению в социокультурную среду иностранных студентов с целью удовлетворения их образовательных и социально-бытовых потребностей.
Особенность адаптивной функции образовательной среды вуза заключается в расширении ее рамок. Специфика процесса обучения иностранных студентов непосредственно взаимосвязана с организацией их жизнедеятельности в рамках конкретного вуза. Поэтому адаптивная функция образовательной среды вуза охватывает не только образовательный процесс и учебную деятельность, а также внеучебную деятельность в новых социально-бытовых условиях.
Креативная функция образовательной среды вуза становится актуальной с позиции предоставления возможности самореализации студентов в расширяющемся образовательном пространстве посредством академической мобильности. Д. В. Иванов трактует образовательную среду вуза с точки зрения субъект-субъектного взаимодействия как продукт активности ее субъектов: «.. .чем более зрелыми, самостоятельными, креативными будут участники образовательного процесса, тем больший развивающий потенциал будет у среды, создаваемой ими» [1, с. 28].
Коммуникативная, информационная, когнитивная, эмотивная, конативная и креативная функции образовательной среды включаются в процессы общения в образовательной среде в последовательности практического решения проблем «человек - канал - знак - значение -отношение - поведение - личность». Каждая из этих функций преломляется через адаптацию (вхождение ) к иному социокультурному пространству, что наполняет процессы общения в образовательной среде вуза адаптивными механизмами.
На основе анализа результатов исследований, посвященных проблемам осмысления и описания образовательной среды современного вуза (А. И. Артюхина, Л. И. Бережнова, Д. В. Иванов, В. А. Козырев, Т. В. Менг, В. И. Слободчиков, А. В. Хуторской, В. А. Ясвин и др.), в нашем исследовании были выделены следующие ее структурные компоненты:
1) информационно-коммуникативный компонент, который обеспечивает информационное поле и коммуникативные связи, являющиеся источниками информации для удовлетворения профессионально-образовательных потребностей, является источником знаний и умений, обладает адаптивными ресурсами;
2) социальный компонент определяется взаимодействием субъектов образовательного процесса, представителей служб вуза (ректората, деканата, библиотек, служб общежития и т. д.), что отражается в комплексе ситуаций взаимодействия студентов с представителями данных служб;
3) технологический компонент образовательной деятельности субъектов в иформационно-коммуникативной среде охватывает деятельность студентов и преподавателей (цели, содержание, формы организации, методы).
Процесс адаптации иностранных студентов в ино-культурной образовательной среде вуза очень сложен и включает в себя несколько видов адаптации. Так, в ряде исследований (Д. Г. Арсеньев, М. А. Иванова, А. В. Зин-ковский, А. И. Сурыгин, М. И. Витковская, И. В. Троцук) выделяется психологическая, социально-психологическая, этнопсихологическая, культурная, академическая, биологическая, физиологическая адаптация иностранных студентов. Каждый ее вид определяется деятельностью индивида и имеет сложную структуру. Трудно провести границу между видами адаптации, однако все они связаны прежде всего с преодолением этнического, культурного и языкового барьера [2, с. 12].
Изучая социальную адаптацию иностранных студентов как объект нашего исследования, мы рассматриваем ее с точки зрения взаимодействия студентов с инокультурной образовательной средой вуза, где изменения культурной и образовательной среды определяют необходимость социальной адаптации. Мнение о присущей субъекту адаптации активности дает нам возможность рассматривать взаимодействие иностранного студента с инокультурной образовательной средой вуза как активный процесс, предусматривающий адаптацию иностранного студента к компонентам образовательной среды вуза.
В процессе адаптации иностранных студентов можно выделить сферы адаптации, которые, в свою очередь, определяются актуальными для них потребностями. Придерживаясь мнения П. С. Кузнецова о том, что «адаптацию определяют не любые потребности, а только актуализированные» [3, с. 138], нами были выделены следующие актуализированные потребности иностранных студентов в инокультурной образовательной среде вуза:
1) образователъные потребности иностранных студентов являются ведущими, так как они вытекают из основной цели их пребывания в зарубежном вузе;
2) информационные потребности иностранных студентов необходимо выделять в отдельный, важный вид актуальных для иностранных студентов потребностей, что обусловлено несколькими причинами. Информированность иностранного студента является основным условием его успешной учебной и внеучебной деятельности. Так, владение иностранными студентами необходимой информацией об инокультурной образовательной среде принимающего вуза предопределяет:
- выбор зарубежного вуза и программы обучения или стажировки;
- активное владение нормативно-регулятивными средствами адаптации, включающими нормы культуры, традиции, обычаи, ритуалы, официальные предписания, с помощью которых задается направление адаптивной деятельности в инокультурном образовательном социуме;
- успешное использование информационной среды принимающего вуза в образовательных целях, включающей локальные информационные системы, библиотечные структуры;
- активное взаимодействие иностранных студентов и структур принимающего вуза, координирующих: организацию учебного процесса и внеучебной деятельности иностранных студентов; мониторинг состояния адапти-рованности иностранных студентов в образовательной среде вуза (международные отделы, центры академической мобильности и другие ответственные структуры принимающих вузов);
3) социалъно-бытовые потребности. Образовательная среда представляет собой окружение, в котором происходят процесс обучения и иные виды жизнедеятельности иностранных студентов. Основной особенностью образовательной среды в рамках организации учебного процесса иностранных студентов является совокупность организационных мероприятий учебного процесса, а также внеучебного процесса, а именно - социальнобытовых условий проживания иностранных студентов. Влияние организации социально-бытовых условий иностранных студентов на результаты их учебной деятельности очевидно. Согласно статистике, именно бытовые условия проживания иностранных студентов, организованные принимающим вузом, наиболее часто вызывают возникновение адаптивных ситуаций.
Выделенные нами актуальные для иностранных студентов потребности в образовательной среде вуза (образовательные, информационные и социально-бытовые) дают основание для определения особенных функций компонентов образовательной среды в процессе адаптации иностранных студентов с учетом социального взаимодействия «иностранный студент - образовательная среда вуза».
Так, информационно-коммуникативный компонент образователъной среды вуза, обеспечивающий информационное поле и коммуникативные связи, являющиеся базой информации для удовлетворения профессионально-образовательных потребностей, служит источником знаний и умений и обладает следующими адаптивными функциями в процессе социальной адаптации иностранных студентов в образовательной среде вуза:
- коммуникативная функция, определяющая успешность общения иностранных студентов в процессе социального взаимодействия на всех уровнях удовлетворения актуальных для него потребностей. Особенностью коммуникации в процессе взаимодействия иностранного студента и образовательной среды вуза является ее полифункциональность, т. е., с одной стороны, коммуникация как естественное проявление жизнедеятельности любого человека выражается в потребности выражения мыслей, чувств, намерений, стремлений, обмена информацией в процессе всех видов социальной деятельности, с другой стороны, коммуникация иностранного студента сопряжена с владением вербальными и невербальными средствами выражения, что напрямую зависит от уровня владения иностранным языком и знания норм коммуникативного поведения в инокультурной среде. Еще одна особенность коммуникативной функции заключается в том, что успешная коммуникация в процессе удовлетворения актуальных для иностранного студента потребностей является целью, результатом и критерием успешной адаптации иностранного студента в образователь-
ной среде вуза, она возникает при его активном взаимодействии со всеми компонентами образовательной среды, осуществлении отбора эффективных стратегий своего поведения;
- социокультурная функция в рамках информационно-коммуникативного компонента образовательной среды вуза может быть представлена на двух уровнях. Первый уровень (институциональный) предполагает владение иностранными студентами информацией: об организации образовательной среды вуза, его компонентах, структурах, правилах, а также законодательной базе, необходимой для пребывания иностранных студентов на территории иностранного государства, социально-бытовых и морально-этических нормах страны пребывания. Второй уровень (практический) отвечает за непосредственное владение стратегиями поведения в ситуациях социального взаимодействия иностранных студентов с инокультурной образовательной средой, что является целью социальной адаптации иностранных студентов.
Социалъный компонент образователъной среды вуза, определяющий взаимодействие субъектов образовательного процесса, представителей служб вуза (ректората, деканата, библиотеки, служб общежития и т. д.), отражающийся в комплексе ситуаций взаимодействия студентов с представителями данных служб, обладает следующими функциями в процессе адаптации иностранных студентов к образовательной среде вуза:
- информативная функция, предполагающая обеспечение иностранных студентов необходимой информацией: об организации образовательной среды вуза, о культурно-социальных особенностях образовательной среды принимающего вуза, о службах сопровождения иностранных студентов в процессе адаптации их в образовательной среде вуза;
- деятельностно-сопровождающая функция, предполагающая сопровождение и корреляцию процесса адаптации иностранных студентов в ходе социального взаимодействия с образовательной средой вуза, проявляющуюся в удовлетворении их актуальных потребностей;
- предупредительно-моделирующая функция, предусматривающая процесс управления и сопровождения процесса социальной адаптации иностранных студентов с учетом снятия прогнозируемых трудностей и отбора методов работы с иностранными студентами, направленных на активное решение адаптивных ситуаций и поиск адекватных стратегий поведения.
Технологический компонент образователъной среды вуза, предусматривающий образовательную деятельность субъектов в иформационно-коммуникативной сре-де,т. е. охватывающий деятельность студентов и преподавателей (цели, содержание, формы организации, методы), обладает следующими функциями в процессе адаптации иностранных студентов к образовательной среде вуза:
- прогнозирующая функция, которая предполагает осуществление учебного процесса иностранных студентов, отбор содержания обучения с учетом прогнозируемых трудностей социальной адаптации иностранных студентов в инокультурной среде;
- креативная функция, предполагающая использование в образовательном процессе форм и методов ра-
боты, направленных на социальное взаимодействие субъектов учебного процесса, с учетом национальных, социокультурных особенностей иностранных студентов, предполагающих активное знакомство с социокультурными особенностями образовательной среды вуза, а также предоставляющих возможности анализа и самостоятельного выбора стратегий поведения в той или иной проблемной адаптационной ситуации.
Среда и личность взаимно активны, первая оказывает стимулирующее действие на развитие личности и участвует через предъявление наличных возможностей в формировании новых потребностей личности, а личность, в свою очередь, реализует активный поиск в среде необходимых ей возможностей для удовлетворения своих потребностей либо непосредственно участвует в создании новых возможностей, изменяя среду [4, с. 39].
В своем исследовании на основании проведенного изучения работ по проблемам процесса адаптации и социальной адаптации, а также по проблемам изучения образовательной среды вуза мы определяем социалъную адаптацию иностранных студентов в образователъной среде вуза как процесс активного усвоения действующих в инокультурной образовательной среде норм, требований, овладение формами, средствами общения и деятельности в соответствии с образовательными, информационными и социально-бытовыми потребностями иностранных студентов, возникающими в рамках адаптивных ситуаций вследствие их активного взаимодействия с информационно-коммуникативным, технологическим и социальным компонентами образовательной среды вуза.
Адаптация личности имеет место, когда проблемная ситуация, в которой она оказалась, в результате ее действий (внутрипсихических и внешних, предметных) разрешается, психологически снимается [5, с. 62].
Главной особенностью социальной ситуации является то, что в ней индивид включается во взаимные отношения хотя бы с одним человеком. Диада уже является группой и, следовательно, составляет социальную ситуацию. Очевидно, что социальной является всякая групповая ситуация. Трудности адаптации в жизни личности возникают во всех тех социальных ситуациях (на «социальных сценах»), для которых она не приобрела адаптивных форм поведения (общения и исполнения социальных ролей).
В ходе констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы нами был проведен анализ трудностей, препятствующих успешной социальной адаптации иностранных студентов в образовательной среде вуза. В качестве метода исследования был выбран метод фокус-групп, который позволил осуществить не только количественный, но и качественный анализ трудностей иностранных студентов. В ходе констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы в результате фокус-груп-повых исследований были обследованы иностранные студенты, обучающиеся в российских вузах (ОмГПУ, РГПУ им. Герцена), а также российские студенты, обучающиеся за рубежом (Тяньцзиньский университет, Фуданьский университет, КНР).
Анализ возникающих проблемных ситуаций, с которыми сталкиваются иностранные студенты в ходе соци-
ального взаимодействия с образовательной средой вуза показал, что можно выделить следующие группы проблем:
1. Проблемы языковой коммуникации возникают на уровне социальных взаимодействий при адаптации к информационно-коммуникативному компоненту, социальному и технологическому компоненту образовательной среды вуза. Данные проблемы можно разделить на следующие группы:
а) 93% иностранных студентов отмечают недостаточный уровень владения иностранным языком на уровне, необходимом для успешной коммуникации в учебной деятельности, информационного обмена в процессе обучения, что является основой для предметно-ориентированного общения;
б) 85% иностранных студентов выявили недостаточный уровень владения иностранным языком, необходимым для поддержания коммуникативного акта в процессе обучения в плоскости «преподаватель - студент», что выполняет функции личностно ориентированного общения;
в) недостаточный уровень владения иностранным языком, необходимый для установления и поддержания социально-бытовых коммуникативных отношений с другими субъектами образовательной среды - участниками учебной и внеучебной деятельности, что выполняет функции социально ориентированного общения, обнаружили 38% опрошенных студентов.
2. Проблемы межкультурного взаимодействия, возникновения конфликтных ситуаций в условиях поликуль-турной образовательной среды.
Данный комплекс проблем обусловлен этническими и этнопсихологическими особенностями иностранных студентов, к которым относятся прежде всего традиционно-бытовая культура, многообразие которой проявляется в культурно-бытовых обычаях как элементах этнического самосознания. Они характеризуют своеобразие протекания психических состояний и процессов, специфику общения и взаимодействия представителей разных этнических групп.
Проблемы межкультурного взаимодействия можно проследить в процессе социального взаимодействия:
- с социальным компонентом образовательной среды вуза, что проявляется в недостаточном уровне знаний и навыков владения национально-культурными, бытовыми, психологическими особенностями социального взаимодействия, как в учебной, так и во внеучебной деятельности иностранных студентов (выявлено у 47% опрошенных иностранных студентов);
- с технологическим компонентом образовательной среды, что выражается у 35% иностранных студентов в несоответствии норм поведения, стереотипов, отношений в системе «преподаватель - студент», «студент - иностранный студент» и отсутствии навыков социального взаимодействия с учетом изменения национальных стереотипов поведения.
3. 41% опрошенных студентов выявили проблему культурной дистанции, т. е. отсутствие набора социальных навыков в инокультурной образовательной среде, что обусловлено отличиями в той или иной степени от родной культуры социального взаимодействия на всех уров-
нях общения (предметно ориентированного, социально ориентированного и личностно ориентированного общения) в рамках коммуникатино-информационного, социального и технологического компонентов образовательной среды.
4. Проблемы замены социального окружения иностранными студентами в результате смены культурного и образовательного пространства, что проявилось в состояниях тревоги, ностальгии у 38% иностранных студентов.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что социальная адаптация иностранных студентов в образовательной среде вуза сопровождается рядом адаптивных ситуаций, в основе которых лежит активное взаимодействие иностранных студентов с компонентами образовательной среды вуза. Рассмотренные нами процессы являются основой для отбора методов социальной адаптации иностранных студентов в образовательной среде вуза.
1. Иванов Д. В. Психолого-педагогические подходы к исследованию образовательной среды // Мир психологии. 2006. № 4. С. 22-30.
2. Арсенъев Д. Г., Зинковский А. В., Иванова М. А. Социально-психологические и физиологические проблемы адаптации иностранных студентов. СПб., 2003. 160 с.
3. Кузнецов П. С. Концепция социальной адаптации. Саратов, 2000. 260 с.
4. Ходякова Н. В. Личностно развивающая образовательная среда: концепция и технологии проектирования : монография. Волгоград, 2003. 121 с.
5. Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван,1988. 263 с.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СОТРУДНИКОВ ОВД: ВЫБОР И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ
М. В. Четверикова
В статье рассматриваются вопросы профессионального самоопределения субъекта деятельности ОВД с использованием парадигмы экзистенциальной психологии.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, мотивации, реализация выбора, мораль, нравственность.
Укрепление государственности в Российской Федерации в значительной мере в настоящее время связано с уровнем обеспечения правопорядка и безопасности населения, что во многом зависит от компетентной работы сотрудников ОВД. В решении этих задач важна подготовленность милицейских кадров, отвечающая интересам и потребностям современного общества. Залогом эффективности деятельности каждого сотрудника ОВД является высокий уровень профессиональной подготовки, адекватный индивидуальный стиль работы, накопленный опыт, соответствие требованиям службы его индивидуально-психологических и физиологических данных. Для успешной работы не менее значима мотивация сотрудников, детерминирующая как процесс, так и результаты выполнения служебных обязанностей.
Значимость самоопределения личности заключается в том, что оно входит в процесс формирования лично-