Научная статья на тему 'Социализм Достоевского: форма государственного устройства или братское единение (на материале публицистики и эпистолярия писателя 1860–80-х гг.)'

Социализм Достоевского: форма государственного устройства или братское единение (на материале публицистики и эпистолярия писателя 1860–80-х гг.) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
28
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ф.М. Достоевский / европейский социализм / русский социализм / «Дневник писателя» / F.M. Dostoevsky / European socialism / Russian socialism / “Diary of a Writer”

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Светлана Владимировна Мурзина

Социализм – одна из ключевых идей, составляющих общественно-историческое, философское и нравственное мировоззрение Ф.М. Достоевского в 1860–80-е гг. Проблема «Достоевский и социализм» была поставлена исследователями уже в начале XX в., литературоведы и философы отмечали особое отношение мыслителя к этому строю общества. В рамках изучения геополитических представлений Достоевского об Европе в 1860–1881 гг. необходимым и закономерным представляется изучение проблемы социализма в публицистических текстах и письмах мыслителя. Целью статьи является изучение и реконструкция позиции Достоевского по отношению к социализму в 1860–1881 гг. Материалом исследования стали публицистические тексты, заметки, неоконченные статьи, письма Достоевского 1860–1881 гг. Эмпирическая база исследования формировалась с помощью приема сплошной выборки понятия «социализм». В исследовании используются биографический, культурно-исторический, имагологический методы. В рамках исследования были рассмотрены все имеющиеся тексты изучаемого периода, включающие понятия «социализм». В результате выявлено, что в 1860–1881 гг. проблема социализма была весьма актуальна для Достоевского. Мыслитель рассуждает и о европейском, и о русском социализме, но в первую очередь ему важнее понять сущность социализма. Европейский социализм, основанный на законах, требованиях и науке, по мысли Достоевского, ведет к разрушению Запада. Писатель формулирует свое понимание социализма, противопоставляет искусственное построение общества (европейский, или западный, социализм) любви, нравственности, братству (русский социализм). Особенность социалистических идей Достоевского в их отождествлении с равенством и социальной справедливостью под предводительством безграничной искренней веры в учение Христа. С 1860-х гг. Достоевский размышляет о социализме и противопоставляет два определения этого понятия: форма государственного устройства и братское единение, основанное на нравственных чувствах общества. На основании этих определений социализма он противопоставляет европейский (западный) социализм и русский социализм. Писатель был убежден в возможности реализации социалистической теории для создания справедливого общественного устройства, верил, что достичь этого возможно без революций, благодаря внутреннему изменению человека и общества. Хронологическая реконструкция позиции писателя к социализму изучаемого периода помогает выявить динамику изменений взглядов Достоевского в этом отношении. Размышляя о социализме в Европе и России, мыслитель обращается к проблемам науки, образования, молодежи, пишет о деятельности европейских лидеров, развитии европейских государств. Социализм оказывается связующим звеном многих вопросов, волнующих мыслителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dostoyevsky’s socialism: the form of the state organization or brother unity (by the material of the writer’s publicity and epistolary of the 1860–1880)

Socialism is one of the key ideas that make up the socio-historical, philosophical and moral worldview of F.M. Dostoevsky in the 1860s – 1880s. The problem of “Dostoevsky and socialism” was posed by researchers already at the beginning of the 20th century, literary critics and philosophers noted the special attitude of the thinker to this system of society. As part of the study of Dostoevsky’s geopolitical ideas about Europe in the 1860s – 1881. it seems necessary and logical to study the problem of socialism in journalistic texts and letters of the thinker. The purpose of the article is to study and reconstruct the position of Dostoevsky in relation to socialism in the 1860s – 1881s. The material of the study was journalistic texts, notes, unfinished articles, letters from Dostoevsky in 1860–1881. The empirical base of the study was formed using the method of continuous sampling of the concept of “socialism”. The study uses biographical, cultural-historical, imagological methods. As part of the study, all available texts of the period under study, including the concept of “socialism”, were considered. As a result, it was revealed that in the 1860s – 1881 the problem of socialism was very relevant for Dostoevsky. The thinker discusses both European and Russian socialism, but first of all it is more important for him to understand the essence of socialism. European socialism, based on laws, requirements and science, according to Dostoevsky, leads to the destruction of the West. The writer formulates his understanding of socialism, contrasts the artificial construction of society (European or Western socialism) with love, morality, brotherhood (Russian socialism). The peculiarity of Dostoevsky’s socialist ideas is their identification with equality and social justice under the leadership of boundless sincere faith in the teachings of Christ. Since the 1860s Dostoevsky reflects on socialism and contrasts two definitions of this concept: the form of government and fraternal unity based on the moral feelings of society. Based on these definitions of socialism, he contrasts European (Western) socialism and Russian socialism. The writer was convinced of the possibility of implementing socialist theory to create a just social order, he believed that this could be achieved without revolutions, but thanks to the internal change of man and society. The chronological reconstruction of the writer’s position towards the socialism of the period under study helps to reveal the dynamics of changes in Dostoevsky’s views in this regard. Reflecting on socialism in Europe and Russia, the thinker turns to the problems of science, education, youth, writes about the activities of European leaders, the development of European states. Socialism turns out to be the connecting link of many questions that concern the thinker.

Текст научной работы на тему «Социализм Достоевского: форма государственного устройства или братское единение (на материале публицистики и эпистолярия писателя 1860–80-х гг.)»

Вестник Томского государственного педагогического университета. 2023. Вып. 4 (228). С. 127-135. Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 2023, vol. 4 (228), pp. 127-135.

русская литература и литературы народов российской федерации

УДк 821.161.1.0

https://doi.org/10.23951/1609-624X-2023-4-127-135

Социализм Достоевского: форма государственного устройства или братское единение (на материале публицистики и эпистолярия писателя 1860-80-х гг.)

Светлана Владимировна Мурзина

Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия, Skrasniko-val2@gmail.com

Аннотация

Социализм - одна из ключевых идей, составляющих общественно-историческое, философское и нравственное мировоззрение Ф. М. Достоевского в 1860-80-е гг. Проблема «Достоевский и социализм» была поставлена исследователями уже в начале XX в., литературоведы и философы отмечали особое отношение мыслителя к этому строю общества. В рамках изучения геополитических представлений Достоевского об Европе в 1860-1881 гг. необходимым и закономерным представляется изучение проблемы социализма в публицистических текстах и письмах мыслителя.

Целью статьи является изучение и реконструкция позиции Достоевского по отношению к социализму в 1860-1881 гг.

Материалом исследования стали публицистические тексты, заметки, неоконченные статьи, письма Достоевского 1860-1881 гг. Эмпирическая база исследования формировалась с помощью приема сплошной выборки понятия «социализм». В исследовании используются биографический, культурно-исторический, имагологиче-ский методы.

В рамках исследования были рассмотрены все имеющиеся тексты изучаемого периода, включающие понятия «социализм». В результате выявлено, что в 1860-1881 гг. проблема социализма была весьма актуальна для Достоевского. Мыслитель рассуждает и о европейском, и о русском социализме, но в первую очередь ему важнее понять сущность социализма. Европейский социализм, основанный на законах, требованиях и науке, по мысли Достоевского, ведет к разрушению Запада. Писатель формулирует свое понимание социализма, противопоставляет искусственное построение общества (европейский, или западный, социализм) любви, нравственности, братству (русский социализм).

Особенность социалистических идей Достоевского в их отождествлении с равенством и социальной справедливостью под предводительством безграничной искренней веры в учение Христа.

С 1860-х гг. Достоевский размышляет о социализме и противопоставляет два определения этого понятия: форма государственного устройства и братское единение, основанное на нравственных чувствах общества. На основании этих определений социализма он противопоставляет европейский (западный) социализм и русский социализм. Писатель был убежден в возможности реализации социалистической теории для создания справедливого общественного устройства, верил, что достичь этого возможно без революций, благодаря внутреннему изменению человека и общества. Хронологическая реконструкция позиции писателя к социализму изучаемого периода помогает выявить динамику изменений взглядов Достоевского в этом отношении. Размышляя о социализме в Европе и России, мыслитель обращается к проблемам науки, образования, молодежи, пишет о деятельности европейских лидеров, развитии европейских государств. Социализм оказывается связующим звеном многих вопросов, волнующих мыслителя.

Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, европейский социализм, русский социализм, «Дневник писателя»

Для цитирования: Мурзина С. В. Социализм Достоевского: форма государственного устройства или братское единение (на материале публицистики и эпистолярия писателя 1860-80-х гг.) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2023. Вып. 4 (228). С. 127-135. https://doi.org/10.23951/1609-624Х-2023-4-127-135

© С. В. Мурзина, 2023

RUSSIAN LITERATURE AND LITERATURE OF THE PEOPLES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Dostoyevsky's socialism: the form of the state organization or brother unity (by the material of the writer's publicity and epistolary of the 1860-1880)

Svetlana V. Murzina

National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation, Skrasnikoval2@gmail.com

Abstract

Socialism is one of the key ideas that make up the socio-historical, philosophical and moral worldview of F. M. Dostoevsky in the 1860s - 1880s. The problem of "Dostoevsky and socialism" was posed by researchers already at the beginning of the 20th century, literary critics and philosophers noted the special attitude of the thinker to this system of society. As part of the study of Dostoevsky's geopolitical ideas about Europe in the 1860s - 1881. it seems necessary and logical to study the problem of socialism in journalistic texts and letters of the thinker. The purpose of the article is to study and reconstruct the position of Dostoevsky in relation to socialism in the 1860s - 1881s.

The material of the study was journalistic texts, notes, unfinished articles, letters from Dostoevsky in 1860-1881. The empirical base of the study was formed using the method of continuous sampling of the concept of "socialism". The study uses biographical, cultural-historical, imagological methods.

As part of the study, all available texts of the period under study, including the concept of "socialism", were considered. As a result, it was revealed that in the 1860s - 1881 the problem of socialism was very relevant for Dostoevsky. The thinker discusses both European and Russian socialism, but first of all it is more important for him to understand the essence of socialism. European socialism, based on laws, requirements and science, according to Dostoevsky, leads to the destruction of the West. The writer formulates his understanding of socialism, contrasts the artificial construction of society (European or Western socialism) with love, morality, brotherhood (Russian socialism).

The peculiarity of Dostoevsky's socialist ideas is their identification with equality and social justice under the leadership of boundless sincere faith in the teachings of Christ.

Since the 1860s Dostoevsky reflects on socialism and contrasts two definitions of this concept: the form of government and fraternal unity based on the moral feelings of society. Based on these definitions of socialism, he contrasts European (Western) socialism and Russian socialism. The writer was convinced of the possibility of implementing socialist theory to create a just social order, he believed that this could be achieved without revolutions, but thanks to the internal change of man and society. The chronological reconstruction of the writer's position towards the socialism of the period under study helps to reveal the dynamics of changes in Dostoevsky's views in this regard. Reflecting on socialism in Europe and Russia, the thinker turns to the problems of science, education, youth, writes about the activities of European leaders, the development of European states. Socialism turns out to be the connecting link of many questions that concern the thinker.

Keywords: F. M. Dostoevsky, European socialism, Russian socialism, "Diary of a Writer"

For citation: Murzina S. V. Sotsializm Dostoyevskogo: forma gosudarstvennogo ustroystva ili bratskoye edineni-ye (na materiale publitsistiki i epistolyariya pisatelya 1860-80-kh gg. [Dostoyevsky's socialism: the form of the state organization or brother unity (by the material of the writer's publicity and epistolary of the 1860-1880)]. Vestnik Tom-skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2023, vol. 4 (228), pp. 127-135 (in Russ.). https://doi.org/10.23951/1609-624X-2023-4-127-135

Введение кус работ смещен на отношение к реализации соВ науке о Достоевском сформированы опреде- циализма в России. Научная новизна данного ис-ленные представления по проблеме «Достоевский следования определяется установкой на комплекс-и социализм»: проблематика утопического социа- ный сопоставительный анализ отношения мысли-лизма в раннем творчестве писателя - П. Сакулин теля к социализму в Европе и в России в 1860-[1], В. И. Ветловская [2], Л. Н. Смирнова [3], 1980-х гг., фронтальным исследованием сущности Ю. В. Лебедев [4]; связь христианства и социализ- понятия «социализм» в публицистическом насле-ма Достоевского - Н. Лосский [5], Н. И. Пруцков дии писателя, в том числе на основе специальной [6], Е. В. Онищенко [7], С. А. Кибальник [8], фронтальной выборки лексемы «социализм». Т. А. Касаткина [9], Е. Вагин [10]; социализм писа- Наш исследовательский интерес к обозначен-теля в целом - Н. Н. Бердяев [11], А. А. Горелов ной проблеме связан с изучением геополитических [12], Е. С. Бужор [13], Е. Г. Новикова [14]. воззрений Достоевского на Европу в 1860-х -При этом материалом изучения, как правило, 1881 г. На данный момент подробно изучены во-становятся художественные тексты писателя, а фо- просы об итальянском Рисорджименто [15, 16] и о

католичестве [17] в публицистическом наследии и эпистолярии мыслителя 1860-1881 гг. В этом контексте закономерным представляется изучение проблемы социализма, поскольку, с точки зрения писателя, он был порожден католицизмом. Понимание позиции писателя по отношению к социализму помогает точнее исследовать геополитическую позицию мыслителя по отношению к Европе и об общественно-политическом состоянии российского общества второй половины XIX в.

В записных тетрадях, черновиках, статьях и письмах 1860-80-х гг. встречается множество упоминаний понятия «социализм». Многократно мыслитель отмечает отличие русского социализма от европейского, и ключевая разница состоит для него в желании и стремлении русских к единению.

В работе мы обратимся и к русскому, и к европейскому социализму в понимании Достоевского, при этом наш исследовательский интерес в первую очередь сосредоточен на понимании писателем сущности понятия.

Материал и методы

Материалом исследования стали публицистические тексты, заметки, неоконченные статьи, письма Достоевского 1860-1881 гг. Эмпирическая база исследования формировалась с помощью приема сплошной выборки понятия «социализм». В исследовании используются биографический, культурно-исторический, имагологический методы.

Результаты и обсуждение Постановка вопроса

В исследуемых нами текстах 1860-1881 гг. фактически выделяются два ключевых понятия: «европейский социализм» и «русский социализм». Результаты исследования показывают, что писателя интересует коренная идея социализма и ее реализация в Европе и России. Именно по отношению к ней он формирует свою позицию и в основном об этом размышляет в публицистических текстах и письмах. В исследуемых текстах были выделены два значения понятия «социализм»: во-первых, социализм как форма государственного и общественного строя, основанная на законах и правилах, а во-вторых, личное понимание социализма мыслителем - братское, всечеловеческое общежитие. То есть в текстах писателя социализм может встречаться в двух смыслах: как антитеза христианству, альтернативный способ единения людей, основанный на законах и правилах, и социализм (чаще всего Достоевский пишет «русский социализм» [18, т. 27, с. 19]), достигнутый не разумом, а духовным стремлением к истине, подлинное братство.

В связи с этим необходимо процитировать слова Ань Цинянь: «Достоевский был первым в России мыслителем, который сложные социальные

проблемы сводил к религиозным вопросам» [19, с. 97]. Действительно, традиционно социализм понимается как экономическое учение, но мыслитель рассуждает о нем в первую очередь в рамках нравственного изменения общества, возможного в результате сознательного изменения человека.

По убеждению мыслителя, католичество проповедует «искаженного Христа» [18, т. 8, с. 450] и стремится добиться всемирной земной власти насильственным путем. Социалисты также нацелены на всеобщее единение людей на основах законов и правил, фокус их интересов смещен на материальные ценности и безответственную свободу. Таким образом, сущность этих явлений одинакова, а такой способ достижение единения, братства Достоевский считал искусственным и неверным.

Социализм в публицистических текстах Достоевского 1860-1881 гг.

Первые и ключевые обращения мыслителя к социализму фиксируются в «Зимних заметках о летних впечатлениях» (1863). Отдельную главу «Опыт буржуа» Достоевский посвятил общественно-политическому и нравственному состоянию Запада. Особое внимание в главе уделено социализму, писатель рассуждает, возможно ли единение общества на искренних братских чувствах. Во Франции такая реализация социализма невозможна: «не имеется натуры, способной к братству, натуры, верующей в братство» [18, т. 5, с. 81].

В записной книжке 1863-1864 гг. Достоевский утверждает, что идеи социалистов - это «западная дребедень» [18, т. 20, с. 172]. «Социалисты хотят переродить человека... представить его без бога и без семейства. <.. > Но человек изменится. от перемены нравственной» [18, т. 20, с. 17-172]. Здесь же он пишет, что социализм возможен, «если только правда, что он представляет универсальное лекарство всему обществу» [18, т. 20, с. 172]. Итак, в этой позиции и сближаются суждения мыслителя о том, что, с одной стороны, социализм невозможен (законодательно, принужденно), а с другой стороны, возможен, но при условии сознательного выбора обществом такого устройства, т. е. в приведенных цитатах встречаются оба значения понятия «социализм».

В записной тетради 1864-1865 гг. в рамках размышлений о будущем России, об идейной борьбе западников и славянофилов Достоевский упоминает и социализм: «Они (славянофилы. - С. М.) верят в начала русские и уверены, что они заменят и конституцию и социализм сами из себя, нося в себе зародыши своей правды» [18, т. 20, с. 181]. Достоевский подчеркивает, что европейский социализм не может быть реализован всемирно, так как это «продукт западной жизни и всех противуречий ее» [18, т. 20, с. 180].

Известно, что в начале 1860-х гг. Достоевский планировал написать статью «Социализм и христианство», сохранились черновики, в которых мыслитель излагает свою концепцию развития человечества и утверждает, что человек может измениться только «от перемены нравственной» [18, т. 20, с. 171] под влиянием христианского идеала. Статья начинается с тезиса «в социализме - лучи-ночки, в христианстве крайнее развитие личности и собственной воли» [18, т. 20, с. 191]. Эта мысль встречается в этой же тетради чуть позже: «Там социализм и лучиночки, у нас братство, там личность, у нас общность» [18, т. 20, с. 230]. Т. А. Касаткина поясняет фразу писателя так: «Лучинка -отколотая от ствола тонкая щепа... социализм, по мысли Достоевского, потому и неестественен, что принимает во внимание только существо в его отструганном. неестественном. состоянии» [9, с. 129].

Человек, с точки зрения писателя, осознанно должен прийти к желанию единения, только развитие нравственных качеств способно привести к общинной жизни. Социализм, который наблюдает Достоевский в Европе, реализует противоположные этому убеждению идеи. Формально стремясь к всеобщему равенству, социалисты, с позиции мыслителя, упускают главное - духовный идеал: «.будущее основание и норму социального муравейника социализм полагает в цели - в сытом брюхе» [18, т. 20, с. 193].

Принципиальное различие социализма и христианства, с точки зрения писателя, - это способность христианина отдавать добровольно, безвозмездно: «бесконечность христианства над социализмом в том и заключается, что христианин (идеал), всё отдавая, ничего себе сам не требует» [18, т. 20, с. 193].

В записной тетради 1863-1864 гг. мыслитель начинает рассуждать о проблеме влияния социализма на молодое поколение России и необходимости широкого распространения науки и просвещения. Убедить в социализме невозможно, считает Достоевский, поэтому необходимо заботиться «об усилении и о прогрессе в теперешней жизни» [18, т. 20, с. 172], именно благодаря этому народы сами собою дойдут до социализма.

В неоконченной статье «Социализм и христианство» мыслитель пишет о нелегально изданной и распространенной прокламации в мае 1862 г. «Молодая Россия». Писатель отмечает в призывах главное: «Есть нечто гораздо высшее бога-чрева. Это -быть властелином и хозяином даже себя самого, своего я, пожертвовать этим я» [18, т. 20, с. 192]. Мыслителя волнует состояние нынешней молодежи, верящей в светлое будущее западных идей: «Здравая наука. всё искоренит. <.> Сколько

жертв поглотит социализм до того времени?» [18, т. 28.2, с. 154-155]. Подлинное образование, массовое просвещение - вот, что способно противостоять веяниям социализма в России.

В записной тетради 1864-1865 гг. встречаются слова: «Социалисты: два миллиона голов». Известно, что это цитата из «Былого и дум» А. И. Герцена, размышлявшего о немецком республиканце К. П. Гейнцене, считавшем, что «„достаточно избить два миллиона человек на земном шаре - и дело революции пойдет как по маслу"» [18, т. 9, с. 458]. Отсылки к этой цитате встречаются в текстах «Идиота» [18, т. 8, с. 451], «Бесов» [18, т. 10, с. 77], подготовительных материалах (1874) «Подростка» [18, т. 16, с. 5]. Очевидно, такой способ достижения всеобщего единения был неприемлем для мыслителя, вероятно, поэтому в программных текстах писателя эта цитата встречается неоднократно, символизируя в определенном смысле веру западного социализма.

В письме к С. А. Ивановой от 29 октября (11 сентября) 1867 г. Достоевский рассказывает о посещении конгресса Лиги мира и свободы в 1867 г.: «социалисты и революционеры, врали с трибуны перед 5000 слушателей. бестолковщина, несогласие, противуречие себе. Начали с того, что. нужно истребить христианскую веру» [18, т. 28.2, с. 224225]. Достоевский был поражен призывами революционеров, уже вначале 1860-х гг. он писал, что деятельность революционной партии Франции, «весь этот гвалт и вся эта подземная работа. на их же головы обрушатся» [18, т. 7, с. 196].

С 1873 по 1874 г. Достоевский был редактором журнала «Гражданин» и вместе с В. Ф. Пуцыкови-чем вел обозрение «Иностранные события». В письме М. П. Погодину от 26 февраля 1873 г. мыслитель поясняет, зачем занялся этой деятельностью: «Вот цель и мысль моя: социализм. проел почти всё поколение. всё заражено» [18, т. 29.1, с. 262], далее: «Борьба со всей идеей Запада, то есть с социализмом» [18, т. 29.1, с. 264]. Таким образом, в 1873 г. утверждает, что начинает личную борьбу с влиянием социализма на Россию.

В набросках к записной тетради 1876-1877 гг. Достоевский продолжает писать о социально-политической ситуации в современной России: «Проповедь социализма (оттого успех, что нет идеала лучших)» [18, т. 24, с. 267]. Наиболее точная характеристика такого рода людей сохранилась в вариантах «Дневника» за 1876 г.: «лучшими людьми во время общественных шатаний и колебаний остаются по преимуществу сильные [люди] и влиятельные на общество люди» [18, т. 23, с. 133]. В тетради 1880-1881 гг. проблема лучших людей фиксируется и в связи с социализмом в Европе: «.западный социализм не хотят лучших, а хотят

равенства и отрубят голову Шекспиру и Рафаэлю» [18, т. 27, с. 154]. Определенный успех западного социалистического учения в России мыслитель объясняет тем, что в стране нет образца, идеала, личности, которая демонстрировала бы альтернативный Западу путь создания нового общества.

В письме к В. А. Алексееву от 7 июня 1876 г. мыслитель характеризует ключевую особенность социализма: «Нынешний социализм в Европе, да и у нас, везде устраняет Христа и хлопочет прежде всего о хлебе» [18, т. 29.2, с. 85]. Несогласие Достоевского с социалистической идеей прежде всего в том, что человек создан в первую очередь для духовной жизни, которая по заповедям предполагает идеал жизни, а «труд, личность, самопожертвование своим добром ради ближнего» [18, т. 29.2, с. 85] и есть идеал жизни.

В тетради 1875-1876 гг. писатель сопоставляет библейского Иова и социалиста И. Ж. Прудона, таким образом обозначая, что проблема социализма вечна: «Социализм, Прудон. Какой вековечный голос!» [18, т. 24, с. 97].

Социалистические учения в жизни Достоевского в 1860-1881 гг.

Отдельным блоком исследования можно выделить размышления Достоевского о социалистических учениях и мыслителях, он писал о Ш. Фурье, Ж. Санд, В. Г. Белинском, кружке М. В. Петрашев-ского, А. И. Герцене.

В «Зимних заметках.» писатель сравнивает устройство фурьеристского фаланстера с острогом, где человек добровольно не захочет жить по его законам, потому что «самому по себе лучше. полная воля» [18, т. 5, с. 81]. Сохранились сведения, что на допросах по делу петрашевцев Достоевский говорил о невозможности реализации идей и опыта Западной Европы в России: «фурьеризм на нашей почве может только существовать или в неразрезанных листах книги, или в. мечтательной душе» [18, т. 14, с. 133-134]. Стоит учитывать, что это суждение о системе Фурье было высказано Достоевском на допросе, что вызывает сомнение об однозначном понимании и доверии к этим юридическим документам. Так, Е. Ю. Сафронова отмечает прагматическую цель высказывания - спасение подсудимых петрашевцев, возможно, именно поэтому писатель использовал такие формулировки ответов, которые могли бы нивелировать вину причастных, облегчить их участь и переключить внимание суда с деятельности конкретных участников на проблемы всеобщие [20].

О Белинском писатель вспоминает в контексте социализма: «Я застал его страстным социалистом» [18, т. 21, с. 10]. Критик, по воспоминаниям Достоевского, был проникнут западной идеей о формировании нового общества, но понимал, что

«одни разум, наука и реализм могут создать лишь муравейник, а не социальную „гармонию"» [18, т. 21, с. 10], верил, что социалистическое учение приведет к всеобщему братству. Белинский для писателя - нравственный социалист, при этом отрицающий учение Христа.

В статье «Одна из современных фальшей» (1873) Достоевский вспоминает, как петрашевцы «заражены были идеями тогдашнего теоретического социализма» [18, т. 21, с. 130]. Осмысляя прошлое, пишет, что западные идеи захватывали молодое поколение, пророчили о создании единого безнационального и безрелигиозного общества. Писатель с сожалением отмечает, как, будучи молодыми, они не осознавали, к чему может привести «мечтательный бред» и «весь этот мрак и ужас» [18, т. 21, с. 131].

В 1870-х гг. Достоевский говорит о Ж. Санд, в ней он видел глашатая идей христианского социализма, обличителя буржуазной Франции: «Жорж Занд... основывала свой социализм. на духовной жажде человечества, на стремлении его к совершенству» [18, т. 23, с. 37]. «<Она основывала> св<ой> соц<иализм> на потребности нравственного обновления человечества» [18, т. 24, с. 223-224]. Именно такое понимание социализма было и у Достоевского, к такому единению людей он и призывал. Суть политического социализма, с его точки зрения, «состоит лишь в желании повсеместного грабежа всех собственников классами неимущими» [18, т. 21, с. 130].

Наконец, в подготовительных материалах к «Дневнику» 1877 г. читаем: «Я социалист, но переменил идеал с эшафота» [18, т. 26, с. 185].

Социализм в Европе и России с позиции Достоевского

В текстах писателя 1860-1881 гг. прослеживается противопоставление реализации социализма в России и в Европе: «Социализм в Европе и социализм у нас» [18, т. 21, с. 256]. На основании понятия «социализм» Достоевский сравнивает исторические пути развития России и Европы, осмысляет прошлое наций, размышляет об их будущем. Так, в записной тетради 1875-1876 гг. мыслитель пишет: «возбуждение социализма есть (и у нас), - наши юноши уже 30 лет идут (за это) в ссылку за эти бредни. у нас есть древняя нравственная идея, которая, может быть, и восторжествует» [18, т. 24, с. 114].

Достоевский подчеркивает, что исторические идеи Европы и России разные, и понимание законов социализма также различны. Мыслитель усиливает отличие стремлений к социализму в Европе и к всемирному братству в России: «Перед социализмом стыдно! Мы не золотого века хотим, а только чтоб быть почестнее!» [18, т. 24, с. 155],

т. е. Достоевский подчеркивает, что стремление к общественной гармонии в России - это желание создания нравственного общества в противоположность Европе, где социализм - материализм и золотой век. Далее в этой же тетради: «Высшая нравственная идея, выработавшаяся всей жизнью Запада, есть грядущий социализм и его идеалы. Но христианская правда, сохранившаяся в православии, выше социализма» [18, т. 24, с. 185]. Западный социализм, опирающийся на научные знания о человеке, не способен, с позиции писателя, исчерпать и объять глубину природы человека, и поэтому законы, на которых Европа выстраивает социалистическое общество, зыбки и ненадежны, более того, они уничтожают личность: «законы духа человеческого столь еще неизвестны, столь неведомы науке, столь неопределенны и столь таинственны, что нет и не может быть еще ни лекарей, ни даже судей окончательных, а есть Тот» [18, т. 25, с. 201]. Размышления о будущем социализме писатель связывает с учением Христа и будущем тех, кто сохраняет верность ему, Запад же за все время своего развития дошел до своего идеала, и этот идеал - европейский социализм.

В 1876 г. в сентябрьском выпуске «Дневника» мыслитель в контексте восточного вопроса вспоминает слова политического деятеля Англии графа Бенджамина Дизраэли Биконсфильда, сказавшего, что «русские. бросившиеся в Турцию спасать славян, - всё это лишь русские социалисты. одним словом, всё, что было разрушительных элементов в России и которыми будто бы начинена Россия» [18, т. 23, с. 108]. Ироничное цитирование политика демонстрирует несогласие писателя с тем, что Россия заражена социализмом. Он усиливает эту мысль словами: «наши капитаны и майоры, старые севастопольцы и кавказцы, в своих измятых, ветхих сюртучках. старые солдатики, эти казаки с Дона» [18, т. 23, с. 111] совершенно не похожи на социалистов, которых представляет себе Европа, а в записной тетради 1876-1877 гг. отмечает, что в России «никогда не было социализма» [18, т. 24, с. 301] (очевидно, в том смысле, в котором он реализуется в Европе).

В февральском выпуске «Дневника» 1877 г. Достоевский противопоставляет стремление русских к братству социалистической мысли Запада и утверждает, что достичь преобразования мира «с недоделанными людьми» [18, т. 25, с. 47] нельзя, верит, что идею нравственного перерождения личности может внести в мир Россия, которая скажет «свое новое здоровое и еще неслыханное миром слово» [18, т. 25, с. 195].

В записной тетради 1876-1877 гг. встречается мысль, относящаяся к обществу в целом: «если б все деятельно были христианами, то ни одного со-

циального вопроса не было бы поднято» [18, т. 24, с. 291]. Здесь очевидно повторяется идея, высказанная писателем еще в 1860-х гг., о том, что если бы каждый человек стремился к нравственному совершенствованию, умел бы искренне и безвозмездно совершать благо другому, то не было бы необходимости в насильственном построении общества. В этой же тетради Достоевский обозначает разницу исторических развитий Европы и России: «христианством они не взяли, хотят взять наукой, социализмом... У нас православие, но главное единение» [18, т. 24, с. 255].

В письме К. П. Победоносцеву от 19 мая 1879 г. мыслитель говорит об опасности прямого запрета на общение в школах на тему социализма. Как и в 1860-х гг., мыслитель убежден, что искусственное утверждение социализма, как и его запрет, не решит основной проблемы: нравственного изменения человека. «Вчера только прочел в „Новом времени" о распоряжении министра народного просвещения, чтоб преподаватели опровергали в классах социализм. Идея до того опасная, что и представить себе нельзя» [18, т. 30.1, с. 66].

В этом же письме Достоевский говорит о работе над главой романа «Братья Карамазовы», описывает богохульство современного общества, отмечает, что нынешние социалисты отличаются отрицанием смысла создания мира: «научное и философское опровержение бытия божия уже заброшено» [18, т. 30.1, с. 66]. Насколько эта проблема важна для писателя, доказывают слова: «не знаю ничего реальнее именно этих вот тем» [18, т. 30.1, с. 66].

11 июня 1879 г. Достоевский пишет Н. А. Любимову об окончании главы романа «Бесы» «Pro и contra». В письме заключает: «нашему русскому, дурацкому (но страшному социализму, потому что в нем молодежь) - указание» [18, т. 30.1, с. 68], что следующий этап социализма - «порабощение свободы совести» [18, т. 30.1, с. 68], искушение голодом и Вавилонская башня.

Размышления писателя о социализме в Европе в первую очередь связаны с социализмом во Франции. В записной тетради 1876-1877 гг. Достоевский пишет: «Франция - нация вымершая и сказала всё свое. Да и французов в ней нет. Ибо социалисту и народу-работнику - всё равно» [18, т. 24, с. 272]. Итоги революции 1789-1799 гг. он определяет как «устройство человеческого общества уже без Христа» [18, т. 25, с. 6-7].

В январе 1877 г. Достоевский утверждает, что французский социализм - порождение католичества, a папа, если бы мог, призывал к девизу Французской революции: «социализм французский. насильственное единение человечества - идея, еще от древнего Рима идущая» [18, т. 25, с. 7]; в этом же номере - социализм в «унылой и раздроблен-

ной духовно» [18, т. 25, с. 18] Франции - идея «ложная и отчаянная» [18, т. 25, с. 18].

В августовском выпуске «Дневника» 1880 г. Достоевский резюмирует настоящее состоянии Европы, выстраивающей социализм: «всё это рухнет» [18, т. 26, с. 167], при этом он глубоко сожалеет, что так складывается исторический путь Запада, и вновь пишет, что «сделать братства нельзя, потому что оно само делается, дается, в природе находится» [18, т. 26, с. 506].

В записной тетради 1880-1881 гг. мыслитель пишет, что конец Европе, просвещению и цивилизации придет вслед за европейским социализмом: «Жид и банк господин теперь всему. Социализму особенно, ибо им он с корнем вырвет христианство и разрушит ее цивилизацию» [18, т. 27, с. 59], пророчит: «Социализм рухнет у ее (России. -С. М.) ног» [18, т. 27, с. 50].

В связи с западными социалистическими идеями писатель рассуждает о ключевых политических деятелях Европы, влияющих на развитие социализма. В первую очередь это католичество в лице папы Пия IX. Борцом против католичества и социалистических идей мыслитель называет Отто фон Бисмарка, первого канцлера Германии. Упоминания о нем в связи с социализмом отмечены в материалах к «Гражданину» 1873 г. [18, т. 21, с. 192], 1874 г. [18, т. 21, с. 244], «Дневнике» 1876 г. [18, т. 22, с. 87].

В «Дневнике» 1877 г. мыслитель говорит о сопротивлении Германии католичеству и социализму и характеризует европейский социализм: «Бисмарк ненавидит социализм. потому, что социализм обезличивает национальное начало. Но очень может быть, что князь Бисмарк смотрит еще глубже, а именно: социализм есть сила грядущая для всей западной Европы» [18, т. 25, с. 160]. Бисмарк, выстраивающий суверенную Германию, борется с социализмом, потому что «по принципам социалистов всё равно - республика, монархия ли, французы ли они будут или станут немцами» [18, т. 25, с. 160]. Врагом Германии Бисмарк считал римский католицизм, с ним и с «порожденным католицизмом чудовищем - социализмом» [18, т. 26, с. 88] он и боролся.

В набросках к «Дневнику» 1881 г. Достоевский упоминает два покушения на социалистов в Европе [18, т. 27, с. 200]. Авторы полного собрания сочинений писателя утверждают, что мыслитель имел в виду покушения 1878 г. на жизнь германского императора Вильгельма I [18, т. 27, с. 318]. «Перипетии „культурной борьбы" в Германии в 1873 г. подробно освещались в „Гражданине"» [18, т. 22, с. 360]. Подобные упоминания демонстрируют исключительный интерес писателя к европейской общественно-политической ситуации, к общим и частным процессам на Западе.

Итоги размышлений Достоевского о русском социализме, а значит, единственно верном социализме содержатся в «Дневнике» 1881 г.: «не в механических формах заключается социализм народа русского: он верит, что спасется лишь. всесветным единением во имя Христово. Вот наш русский социализм!» [18, т. 27, с. 19].

Заключение

Подводя итоги исследования, можно утверждать, что уже в 1860-х гг. в текстах Достоевского выделяется два определения понятия «социализм»: форма государственного устройства, основанная на общественных законах, и братское единение, основанное на искренних нравственных чувствах.

В 1863 г. писатель задается вопросом: возможно ли единение общества, основанное не на силе, а в 1864 г. уже утверждает, что насильственное изменение человека невозможно. О невозможности искусственного утверждения социализма и его запрете он повторит и в 1879 г., будучи убежден: изменить общество может только само общество.

В 1863 г. Достоевский пишет о будущем Европы, он уверен, что выбранный ею путь развития ведет к разрушению, а в 1880-х гг. утверждает, что европейское общество, построенное на законах социализма, рухнет, при этом он глубоко сожалеет, что именно так складывается будущее Европы. Мыслитель не принимал зарождающего в Европе социализма, который противоречит идее свободы человека, одной из христианских основ, принципиальных для Достоевского. В 1863 г. он начинает противопоставлять пути развития Европы и России и реализацию в них социализма, в 1864 г. утверждает, что европейский социализм и христианство - противоположные явления, этот тезис писатель раскрывает вплоть до 1881 г. Европейский социализм он считает результатом жизни Запада, продолжением римской идеи, уверен, что такой социализм не может быть общечеловеческим, потому что римское католичество променяло Христа на антихриста, и это утверждение сохраняется вплоть до 1880 г.

В 1863 г. Достоевский цитирует славянофилов, верящих в русские начала, способные заменить европейские идеи, а в 1877 г. сам утверждает, что Россия даст толчок нравственному перерождению личности и общества. В 1880-х гг. писатель уже пророчит крах европейского социализма под влиянием России.

В 1863-1864 гг. фиксируется проблема влияния социализма на общество и молодежь России, писатель убежден, что противостоять этому может только массовое образование и наука. В 1873 г., вступая в журнал «Гражданин», Достоевский начинает личную борьбу с западными идеями в России.

В 1860-х и 1870-х гг. писатель осмысляет свое Сопротивление западным идеям, просвещение об-увлечение французским утопическим социализ- щества и молодежи России, борьба с социализмом мом в 1840-х гг. и называет это эпохой мечтаний. - одни из ключевых задач писателя в 1860-1881 гг., В 1877 г Достоевский пишет, что он был социали- и размышления об этих вопросах со страниц пустом, но после каторги изменил идеал, теперь толь- блицистических текстов переходят на страницы ко личность Христа для него является ориентиром ключевых романов Достоевского. и идеалом. В изученных нами текстах наблюдается дина-Итак, в 1860-1881 гг. проблема социализма мика развития тезисов о социалистических идеях в была весьма актуальной для Достоевского, он пы- Европе и их влиянии на ее будущее, прослеживает-тается понять сущность социализма. Кроме того, ся тенденция к развитию личных способов влия-формулирует свое понимание социализма, которое ния Достоевского на молодежь России, заражен-сам называет русским. Социализм оказывается ную европейским социализмом, и к сопротивле-связующим звеном многих вопросов, волнующих нию его распространения среди российского обще-мыслителя в период его творчества 1860-1881 гг. ства.

Список источников

1. Сакулин П. Русская литература и социализм. Часть первая. Ранний русский социализм. М.: ГИЗ, 1924. С. 300-404.

2. Ветловская В. Е. Религиозные идеи утопического социализма и молодой Ф. М. Достоевский // Христианство и русская литература. 1994. № 1. С. 224-269.

3. Смирнова Л. Н. Ф. М. Достоевский и утопический социализм (1845-1849 гг.) // Вестник Костр. гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. 2003. № 2. С. 43-50.

4. Лебедев Ю. В. Диалог Достоевского с утопическим социализмом в творчестве 1840-х гг. // Литература в школе. 2007. № 2. С. 2-8.

5. Лосский Н. Достоевский и его христианское миропонимание. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1953. 415 с.

6. Пруцков Н. И. Достоевский и христианский социализм // Достоевский: материалы и исследования. Л., 1974. Т. 1. С. 5882.

7. Онищенко Е. В. Предостережение Ф. М. Достоевского о грозящей опасности тоталитаризма // Гуманитарные исследования. 2016. № 1 (57). С. 55-62.

8. Кибальник С. А. «Христианский социализм» или «социальное христианство»? (Гоголь и Достоевский в истории русской социально-философской мысли) // Проблемы исторической поэтики. 2017. № 3. С. 70-93.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Касаткина Т. А. «Записки из подполья» и «Маша лежит на столе...»: опыт медленного чтения в ближайшем контексте // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2018. № 1. С. 121-147.

10. Вагин Е. Достоевский: от христианского социализма к социальному христианству // Алтайский отдел Союза русского народа. 2021. URL: https://altai.rusidea.org/достоевский-от-христианского-социал/ (дата обращения 25.03.2023).

11. Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского. М.: АСТ, 2006. 89 с.

12. Горелов А. А. Ф. М. Достоевский: русская идея и русский социализм // Знание. Понимание. Умение. 2017. № 1. С. 50-66.

13. Бужор Е. С. Полемика Ф. М. Достоевского с позитивистами и ее значение для русской философской мысли // Общество: философия, история, культура. 2020. № 2 (70). С. 30-34.

14. Новикова Е. Г. Ф. М. Достоевский о К. Марксе и Ф. Энгельсе // Геополитическая карта и картина мира Ф. М. Достоевского / под ред. Е. Г. Новиковой, А. И. Щербинина. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2021. С. 45-58.

15. Мурзина С. В. Итальянское Рисорджименто в восприятии Ф. М. Достоевского // Геополитическая карта и картина мира Ф. М. Достоевского / под ред. Е. Г. Новиковой, А. И. Щербинина. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2021. С. 134-143.

16. Мурзина С. В., Новикова Е. Г. Образ Гарибальди в творчестве Ф. М. Достоевского // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 460. С. 37-45. DOI: 10.17223/15617793/460/4

17. Мурзина С. В. Папская власть как реализация римской католической идеи в восприятии Ф. М. Достоевского 18601870-х гг. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. № 7. C. 2086-2091.

18. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Л.: Наука, 1972-1986.

19. Цинянь А. Федор Достоевский и Карл Маркс // Вопросы философии. 2017. № 3. C. 95-113.

20. Сафронова Е. Ю. «Объяснение» Ф. М. Достоевского следственной комиссии: структура документально-художественного целого // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки. 2017. № 4 (167). С. 123-138.

References

1. Sakulin P. Russkaya literatura i sotsializm. Chast'pervaya. Ranniy russkiy sotsializm [Russian literature and socialism. Part one. Early Russian socialism]. Moscow, GIZ Publ., 1924. Pp. 300-404 (in Russian).

2. Vetlovskaya V. E. Religioznyye idei utopicheskogo sotsializma i molodoy F. M. Dostoevskiy [Religious ideas of utopian socialism and the young F. M. Dostoevsky]. Khristianstvo i russkaya literatura, 1994, no. 1, рр. 224-269 (in Russian).

3. Smimova L. N. F. M. Dostoevskiy i utopicheskiy sotsializm (1845-1849 gg.) [F. M. Dostoevsky and Utopian socialism (18451849)]. Vestnik Kostromskogo gos. universiteta im. N. A. Nekrasova - Vestnik of Kostroma State University, 2003, no. 2, pp. 4350 (in Russian).

4. Lebedev Yu. V. Dialog Dostoevskogo s utopicheskim sotsializmom v tvorchestve 1840-kh godov [Dostoevsky's dialogue with Utopian socialism in the works of the 1840s.]. Literatura v shkole, 2007, no. 2, pp. 2-8 (in Russian).

5. Losskiy N. Dostoevskiy iyego khristianskoye miroponimaniye [Dostoevsky and his Christian understanding]. N.Y., Izdatel'stvo imeni Chekhova Publ., 1953. 415 p. (in Russian).

6. Prutskov N. I. Dostoevskiy i khristianskiy sotsializm [Dostoevsky and Christian socialism]. Dostoevskiy: materialy i issledovaniya [Dostoevsky: materials and research]. Leningrad, 1974. Vol. 1. Pp. 58-82 (in Russian).

7. Onishchenko E. V. Predosterezheniye F. M. Dostoevskogo o grozyashchey opasnosti totalitarizma [F. M. Dostoevsky's warning about the imminent danger of totalitarianism]. Gumanitarnyye issledovaniya, 2016, no. 1 (57), pp. 55-62 (in Russian).

8. Kibal'nik S. A. "Khristianskiy sotsializm" ili "sotsial'noye khristianstvo"? (Gogol' i Dostoevskiy v istorii russkoy sotsial'no-filosofskoy mysli) ["Christian socialism" or "social Christianity"? (Gogol and Dostoevsky in the history of Russian socio-philosophical thought)]. Problemy istoricheskoy poetiki - The Problems of Historical Poetics, 2017, no. 3, pp. 70-93 (in Russian).

9. Kasatkina T. A. "Zapiski iz podpol'ya" i "Masha lezhit na stole...": opyt medlennogo chteniya v blizhayshem kontekste ["Notes from the underground" and "Masha lies on the table...": the experience of slow reading in the immediate context]. Dostoevskiy i mirovaya kul'tura. Filologicheskiy zhurnal - Dostoyevsky and World Culture. Philological Journal, 2018, no. 1, pp. 121-147 (in Russian).

10. Vagin E. Dostoevskiy: ot khristianskogo sotsializma k sotsial'nomu khristianstvu [Dostoevsky: from Christian socialism to social Christianity]. Altayskiy otdel Soyuza russkogo naroda [Altai Department of the Union of the Russian People]. 2021 (in Russian). URL: https://altai.rusidea.org/dostoevskiy-ot-khristianskogo-sotsial/ (accessed 25 march 2023).

11. Berdyaev N. A. MirosozertsaniyeDostoevskogo [Dostoevsky's worldview]. Moscow, AST Publ., 2006. 89 p. (in Russian).

12. Gorelov A. A. F. M. Dostoevskiy: russkaya ideya i russkiy sotsializm [F. M. Dostoevsky: Russian idea and Russian socialism]. Znaniye. Ponimaniye. Umeniye - Knowledge. Understanding. Skill, 2017, no. 1, pp. 50-66 (in Russian).

13. Buzhor E. S. Polemika F. M. Dostoevskogo s pozitivistami i eye znacheniye dlya russkoy filosofskoy mysli [F. M. Dostoevsky's controversy with positivists and its significance for Russian philosophical thought]. Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura, 2020, no. 2 (70), pp. 30-34 (in Russian).

14. Novikova E. G. F. M. Dostoevskiy o K. Markse i F. Engel'se [F. M. Dostoevsky about K. Marx and F. Engels]. Geopoliticheskaya karta i kartina mira F. M. Dostoevskogo [The geopolitical map and the picture of the world by F. M. Dostoevsky]. Tomsk, Tomsk State University Publ., 2021. Pp. 45-58 (in Russian).

15. Murzina S. V. Ital'yanskoye Risordzhimento v vospriyatii F. M. Dostoevskogo [Italian Risorgimento in the perception of F. M. Dostoevsky]. Geopoliticheskaya karta i kartina mira F. M. Dostoevskogo [The geopolitical map and the picture of the world by F. M. Dostoevsky]. Tomsk, Tomsk State University Publ., 2021. Pp. 134-143 (in Russian).

16. Murzina S. V. Novikova E. G. Obraz Garibal'di v tvorchestve F. M. Dostoevskogo [The image of Garibaldi in Fyodor Dostoevsky's works]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2020, no. 460, pp. 3745 (in Russian). DOI 10.17223/15617793/460/4

17. Murzina S. V. Papskaya vlast' kak realizatsiya rimskoy katolicheskoy idei v vospriyatii F. M. Dostoevskogo 1860-1870-kh gg. [Papal power as a realization of the Roman Catholic idea in the perception of F. M. Dostoevsky in the 1860s - 1870s.]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki - Philology. Theory and Practice, 2022, no 7, pp. 2086-2091 (in Russian).

18. Dostoevskiy F. M. Polnoye sobraniye sochineniy: v 30 tomakh [Complete works: in 30 volumes]. Leningrad, Nauka Publ., 19721986 (in Russian).

19. Tsinyan' A. Fedor Dostoevskiy i Karl Marks [Fyodor Dostoyevsky and Karl Marx]. Questions of Philosophy, 2017, no. 3, pp. 95113 (in Russian).

20. Safronova E.Yu. "Ob'yasneniye" F. M. Dostoevskogo sledstvennoy komissii: struktura dokumental'no-khudozhestvennogo tselogo ["Explanation" of F. M. Dostoevsky to the commission of inquiry: the structure of the documentary-artistic whole]. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 2. Gumanitarnye nauki - Izvestia. Ural Federal University Journal. Series 2. Humanities and Arts, 2017, no. 4 (167), pp. 123-138 (in Russian).

Информация об авторе

Мурзина С. В., аспирант, Национальный исследовательский Томский государственный университет (пр. Ленина, 36, Томск, Россия, 634050).

Information about the author

Murzina S. V., postgraduate student, National Research Tomsk State University (pr. Lenina, 36, Tomsk, Russian Federation, 634050).

Статья поступила в редакцию 20.02.2023; принята к публикации 25.05.2023 The article was submitted 20.02.2023; accepted for publication 25.05.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.