Научная статья на тему 'СОЦИАЛИЗАЦИЯ РОБОТОВ'

СОЦИАЛИЗАЦИЯ РОБОТОВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
робот / социализация / социализация роботов / законы робототехники / робопедагогика / robot / socialization / socialization of robots / laws of robotics / robot pedagogy

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Боков Н.А., Горев К.И., Перфилов К.Е., А.С. Гурьянов

В статье рассматривается возможная социализация роботов. Взаимодействие человека и робота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALIZATION OF ROBOTS

The article discusses the possible socialization of robots. Human-robot interaction.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛИЗАЦИЯ РОБОТОВ»

Секция «Молодежь, наука, творчество (школьная секция, направление СПО)»

УДК 316.614

СОЦИАЛИЗАЦИЯ РОБОТОВ

Боков Н. А., Горев К. И., Перфилов К. Е.

Научный руководитель - А. С. Гурьянов*

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

*E-mail: guryasash@yandex.ru

В статье рассматривается возможная социализация роботов. Взаимодействие человека и робота.

Ключевые слова: робот, социализация, социализация роботов, законы робототехники, робопедагогика.

SOCIALIZATION OF ROBOTS

N. A. Bokov, K. I. Gorev, K. E. Perfilov Scientific Supervisor - A. S. Guryanov*

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: guryasash@yandex.ru*

The article discusses the possible socialization of robots. Human-robot interaction.

Keywords: robot, socialization, socialization of robots, laws of robotics, robot pedagogy.

Уже сегодня молодые люди не представляют свою жизнь без роботов с искусственным интеллектом. Все, потому что их социализация проходит посредством роботизированных систем. На этапе первичной социализации они уже знакомятся с роботами посредством детских игрушек в форме роботов, компьютерных игр, мультфильмов и художественных фильмов, где главную роль играет робот. Из это следует, что новое поколение заранее подготавливают к современным реалиям, где робот вплотную взаимодействует с человеком. В связи с этим возникает необходимость спросить: «Насколько данное взаимодействие безопасно для человечества?»

Давайте вспомним три основных закона робототехники сформулированные писателем-фантастом Айзеком Азимовым. Данные законы были задуманы так, чтобы придать этический оттенок роботу.

Первый закон категорически запрещает роботу вредить людям, второй - приказывает роботу подчиняться людям до тех пор, пока это не станет противоречить первому закону, и, наконец, третий закон приказывает роботу защищать свою жизнь, не нарушая первых двух».

Три закона робототехники Айзека Азимова: к вопросу гуманности применения смертоносных автономных систем вооружения на войне [1].

Однако необходимо понимать, что любая машина, программа, робот может давать сбой и это может привести к различного рода последствиям.

Робот - это некая машина с антропоморфным (человекоподобным) поведением, которая частично или полностью выполняет функции животного при взаимодействии с окружающим миром [2].

Впервые данный термин упоминается в древнегреческих мифах, где он чаще всего фигурировал как словосочетание «механические люди».

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3

В эпоху нового времени, когда в центре внимания находилась «механика» Рене Декарт начинает задумываться о создании разумных машин. Декарт пишет: «...хотя бы такие машины выполняли много вещей так же хорошо или, может быть, даже лучше, чем кто-либо из нас, они неизбежно не могли бы выполнить ряда других, благодаря чему обнаружилось бы, что они действуют не сознательно, но лишь в силу расположения своих органов. В то время как разум является орудием универсальным, которое может служить при всякого рода обстоятельствах, эти органы нуждаются в особом расположении для выполнения каждого особого действия. Отсюда следует, что морально невозможно иметь достаточно органов в одной машине, чтобы они заставили её действовать во всех обстоятельствах жизни таким образом, как нам позволяет действовать наш разум» [3]. Марк Кокельберг, профессор философии Венского университета, пишет: «Наш подход к изучению этики роботов здесь, в Старом Свете, сильно отличается от американского подхода. В Европе, на мой взгляд, нас больше беспокоит вопрос социализации робота. То есть как сделать так, чтобы робот сотрудничал с человеком, а не соперничал. Мы не хотим, чтобы роботы полностью заменили человека, мы хотим, чтобы они научились сотрудничать, и ищем ответ именно на этот вопрос [4].

Сегодня роботы вошли в нашу жизнь в разных областях. «Они летают в космос, исследуют другие планеты; помогают в военных целях разминируют бомбы и разведывают обстановку с воздуха. В промышленности многие области уже немыслимы без роботов: они собирают автомобили, помогают находить новые лекарства» [5].

В связи с этим «им (роботам) действительно нужно научиться общаться с нами на человеческих условиях», - сказал ученый-исследователь MIT CSAIL Борис Кац в заявлении, связанном с новой исследовательской работой. «Они должны понимать, когда им пора помочь, а когда пора чтобы они увидели, что они могут сделать, чтобы что-то не произошло» [6].

В 21 веке человечество впервые столкнется с проявлением чужого разума - с роботами. И это событие повлечет разнообразные проблемы этического, социального и экономического свойства. Организация планирует установить этические нормы, описывающие роли и функции роботов.

Доктор естественных наук Штутгартского университета Сергей Кернбах (Германия) охарактеризовал одно из основных направлений современной робототехники именно как социализацию роботов. Философы уже сломали немало копий, споря о том, что понимать под этим термином. Но на деле все сводится к весьма простым вещам - роботы со временем перестают быть бездушными механизмами, занимающимися исключительно сборкой машин и другим общественно полезным трудом. Они придут в каждый дом, чтобы стать реальными помощниками человека (садовниками, нянями, медсестрами и т.д.). Для этого роботам надо воспринимать человеческие эмоции, иметь располагающую к себе внешность, людям же необходимо научиться сосуществовать с роботами [7].

Получается, что если мы хотим социализировать роботов с ИИ традиционным способом, таким, как социализируется человек, то необходимо в техническом задании сразу прописать необходимость наличия такой эмоции робота, как страх. Альтернативой является создание новой дисциплины робопедагогики и создание полностью новой науки о социализации [8].

Робопедагогика сможет пригодится в любой сфере, таких как: промышленность, онлайн пространство, образование, управление финансами и в любом другом месте, где потребуется помощь от робота.

Но все это не значит, что технологии ИИ приведут к полной замене рабочих мест машинами, технологии лишат работы лишь небольшую долю населения Земли. И не стоит сразу негативно воспринимать роботов, так как эти технологии полностью изменят сами профессии. При любом исходе человеку останется работа, это очень важно понимать! Роботы или боты должны будут стать и станут нашими помощниками, а также союзниками в любых начинаниях и сферах жизни.

Секция «Молодежь, наука, творчество (школьная секция, направление С_ПО)»

Библиографические ссылки

1. Шибаева К.В., Холова Л.Н. Три закона робототехники Айзека Азимова: к вопросу гуманности применения смертоносных автономных систем вооружения на войне // Теология. Философия. Право. № 4 (8) 2018, С.28-41.

2. Фрейдин Р.С. Робопедагогика. Интерэкспо ГЕО-Сибирь. XIV Междунар. науч. конгр., 23-27 апреля 2018 г., Новосибирск : Междунар. науч.-технолог. конф. студентов и молодых ученых «Молодежь. Наука. Технологии» : сб. материалов в 2 т. Т. 2- Новосибирск : СГУГиТ, 2018, С.23-26.

3. Декарт Р. Избранные произведения / пер. с фр. и лат., ред. и вступ. ст. Е. В. Соколова; Акад. наук СССР, Ин-т философии. М.: Госполитиздат, 1950. 712 с.

4. Полина Еременко. У роботов никогда не будет сознания». Для чего нужна киберфилософия. [Электронный ресурс]. URL: https://snob.ru/entry/102667/ (дата обращения 18.03.2022).

5. Параскевов А.В. Левченко А.В. Современная робототехника в России: реалии и перспективы (обзор) // Научный журнал КубГАУ, №104(10), 2014. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-robototehnika-v-rossii-realii-i-perspektivy-obzor/viewer org (дата обращения 29.03.2022).

6. Брайн Хэтер Обучение роботов социализации. [Электронный ресурс]. URL:https://techcrunch.com/2021/11/05/teaching-robots-to-socialize/ (дата обращения 29.03.2022).

7. Карчевский В.П. Педагогика роботов. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.m.wikiversity.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE% (дата обращения 29.03.2022).

8. Сергей Зобин. Эволюция интеллекта: социализация роботов с ИИ. [Электронный ресурс]. URL:https://habr.com/ru/post/589099/

© Боков Н. А., Горев К. И., Перфилов К. Е., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.