Научная статья на тему 'СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ "ЭФФЕКТИВНОСТЬ"'

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ "ЭФФЕКТИВНОСТЬ" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ЦЕЛИ / ЗАДАЧИ / СУБЪЕКТ / ЭКОНОМИКА / СВЯЗИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абуков О.З.

В данной статье рассматриваются вопросы создания эффективной и социально ориентированной экономики. Эффективной можно считать деятельность, которая по максимуму реализует цель в полученном результате. В свою очередь эффективность управленческой деятельности зависит от степени ее осуществления, т.е. от взаимоотношения цели и результата. В социально ориентированном обществе, понимание «целевой эффективности» следует считать основой процессов управления, при тесной взаимосвязи их с удовлетворением интересов и потребностей каждого члена общества. При осуществлении целей, результаты или эффекты могут быть как позитивными, так и негативными. Эти цели связаны друг с другом, и поэтому стоит основная задача повышения эффективности в устранении отрицательных последствий объективности цели. Как раз в этом вопросе и состоит основной резерв повышения эффективности любого вида деятельности. Эффективность управленческой деятельности зависит в основном от степени ее осуществления, т.е. от взаимоотношения цели и результата. С этой точки зрения, наиболее эффективным является не столько управление, приводящее к максимальному результату при минимальных затратах, а именно управленческая деятельность, которая может привести к максимальной степени реализации поставленных государственных и общественных целей. В социально ориентированном обществе, такое понимание «целевой эффективности» и следует считать основой процессов управления, при их тесной взаимосвязи с удовлетворением интересов и потребностей каждого члена общества. Следовательно, можно заключить, что в общественной жизни современного социума наблюдается постоянное и неуклонное нарастание субъективного потенциала, который является последствием коллективного интеллекта социума в целом, а также из отдельных организаций и составляющих их людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALIZATION OF THE TERM "EFFECTIVENESS"

In the article the questions of creating the effective and socially oriented economy are investigated. The effective activity is that which is realized the goals in given outcome as much as possible, and the effectiveness of managerial activity in its turn depends on the degree of its realization, i.e. on the relationships of goals and outcome. In socially oriented society the understanding of «aimed effectiveness» is considered as the basis of managerial process with their close interconnection with their satisfaction of interests and needs of every member of society. In carrying out the objectives results or effects can be as positive so negative. These objectives are related to each other, and so the main task is to improve the efficiency of treating the adverse effects of objectivity goal. From this point of view, it is the main reserve for increasing the effectiveness of any type of activity. The effectiveness of management activities depends largely on the degree of its implementation, i.e., by relationship between goals and results. From this point of view, the most effective is not so much control, which leads to maximum results at minimum cost, namely the management activities that can lead to a maximum degree of realization of the state and public purposes. In socially oriented society, such an understanding of «efficiency target» should be considered as the basis of management processes in their close relationship with the satisfaction of interests and needs of each member of society. Therefore, we can conclude that in social life of modern society there is a constant and steady increase of the capacity of the subjective, which is the consequence of collective intelligence of society as a whole, as well as individual organizations and their constituents as people.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ "ЭФФЕКТИВНОСТЬ"»

УДК 332.012.2

Абуков О. З. Abukov O. Z.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ «ЭФФЕКТИВНОСТЬ» SOCIALIZATION OF THE TERM «EFFECTIVENESS»

В данной статье рассматриваются вопросы создания эффективной и социально ориентированной экономики. Эффективной можно считать деятельность, которая по максимуму реализует цель в полученном результате. В свою очередь эффективность управленческой деятельности зависит от степени ее осуществления, т.е. от взаимоотношения цели и результата. В социально ориентированном обществе, понимание «целевой эффективности» следует считать основой процессов управления, при тесной взаимосвязи их с удовлетворением интересов и потребностей каждого члена общества.

При осуществлении целей, результаты или эффекты могут быть как позитивными, так и негативными. Эти цели связаны друг с другом, и поэтому стоит основная задача повышения эффективности в устранении отрицательных последствий объективности цели. Как раз в этом вопросе и состоит основной резерв повышения эффективности любого вида деятельности.

Эффективность управленческой деятельности зависит в основном от степени ее осуществления, т.е. от взаимоотношения цели и результата. С этой точки зрения, наиболее эффективным является не столько управление, приводящее к максимальному результату при минимальных затратах, а именно управленческая деятельность, которая может привести к максимальной степени реализации поставленных государственных и общественных целей. В социально ориентированном обществе, такое понимание «целевой эффективности» и следует считать основой процессов управления, при их тесной взаимосвязи с удовлетворением интересов и потребностей каждого члена общества.

Следовательно, можно заключить, что в общественной жизни современного социума наблюдается постоянное и неуклонное нарастание субъективного потенциала, который является последствием коллективного интеллекта социума в целом, а также из отдельных организаций и составляющих их людей.

In the article the questions of creating the effective and socially oriented economy are investigated. The effective activity is that which is realized the goals in given outcome as much as possible, and the effectiveness of managerial activity in its turn depends on the degree of its realization, i.e. on the relationships of goals and outcome. In socially oriented society the understanding of «aimed effectiveness» is considered as the basis of managerial process with their close interconnection with their satisfaction of interests and needs of every member of society. In carrying out the objectives results or effects can be as positive so negative. These objectives are related to each other, and so the main task is to improve the efficiency of treating the adverse effects of objectivity goal. From this point of view, it is the main reserve for increasing the effectiveness of any type of activity. The effectiveness of management activities depends largely on the degree of its implementation, i.e., by relationship between goals and results. From this point of view, the most effective is not so much control, which leads to maximum results at minimum cost, namely the management activities that can lead to a maximum degree of realization of the state and public purposes. In socially oriented society, such an understanding of «efficiency target» should be considered as the basis of management processes in their close relationship with the satisfaction of interests and needs of each member of society.

Therefore, we can conclude that in social life of modern society there is a constant and steady increase of the capacity of the subjective, which is the consequence of collective intelligence of society as a whole, as well as individual organizations and their constituents as people.

Ключевые слова: эффективность, социали- Key words: effectiveness, socialization, manage-

зация, управление, цели, задачи, субъект, эконо- ment, goals, objectives, economy, connections. мика, связи.

Абуков Осман Заурович -

аспирант кафедры информатики и моделирования экономических процессов, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова», г. Нальчик

Тел.: 8 938 701 75 15 E-mail: abuk077@yandex.ru

Abukov Osman Zaurovich -

Graduate Student of the Department of Informatics and modeling of economic processes, FSBEI HE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokov», Nalchik Tel.: 8 938 701 75 15 E-mail: abuk077@yandex.ru

В современной науке существуют различные трактовки понятия «эффективность», причем в экономике даже четко прослеживается тенденция «социализации» этого термина. Иными словами, это понятие расширяется до понятия «социально-экономическая эффективность», тем самым подчеркивается факт не только развития производства, но и всестороннее и гармоничное развитие всех членов общества.

Становление и развитие понятия «эффективность» происходит по пути отражения в нем других характеристик и понятий социальной деятельности, к примеру, разнообразные цели и задачи деятельности. Такой подход, на наш взгляд, кажется правильным и логически оправданным с точки зрения понимания сущности эффективности. Естественно, в процессе любой деятельности итоги и результаты связаны не только и даже не столько с затратами, сколько с целями, т. е. результаты являются прямым последствием осуществления определенных целей.

Экономическая теория эффективности, в значительной степени, абстрагируется от постулата, что результат и есть осуществление социальных идей; в данном случае принимается, что эффект адекватно отражает объективную цель деятельности. Но в реальности, такое допущение зачастую не работает, так как либо цели не реализуются, либо они реализуются частично, в той или иной степени.

Считается ли деятельность эффективной, если результат получен в полной мере, затраты минимальны, а социальная цель не реализована? Такую деятельность нельзя считать эффективной. Характерной чертой эффективности, кроме отношения результата к затра-

там, являются взаимоотношения цели и результата. Таким образом, понятие «эффективность» расширяется, включая отношения цели и результата, и тем самым вводится понятие меры или степени осуществления цели. При таком подходе к термину «эффективность» появляется возможность внести в понятие «социальные факторы», которые раскрывают социальную природу осуществления и претворения поставленной цели в жизнь. В результате эффективной считается не просто деятельность, дающая максимальный результат при минимуме затрат, а деятельность, которая по максимуму реализует цель в полученном результате.

При осуществлении целей, результаты или эффекты могут быть как позитивными, так и негативными. Эти цели связаны друг с другом, и поэтому стоит основная задача повышения эффективности в устранении отрицательных последствий объективности цели. Как раз в этом вопросе и состоит основной резерв повышения эффективности любого вида деятельности.

Эффективность управленческой деятельности зависит, в основном, от степени ее осуществления, т. е. от взаимоотношения цели и результата. С этой точки зрения, наиболее эффективным является не столько управление, приводящее к максимальному результату при минимальных затратах, а именно управленческая деятельность, которая может привести к максимальной степени реализации поставленных государственных и общественных целей. В социально ориентированном обществе такое понимание "целевой эффективности" и следует считать основой процессов управления, при их тесной взаимосвязи с

удовлетворением интересов и потребностей каждого члена общества.

Однако, цель - это не единственный исходный пункт, выступающий в качестве побудительного мотива человеческой деятельности, наряду с управлением. В реальности цели человеческой деятельности могут лишь отчасти выразить объективные факторы, происходит осознание потребностей, которые как раз и выступают в качестве причины и стимула для любого вида деятельности, осуществляемой людьми. Осознание общественных потребностей человека тесно связано со «степенью рациональности» его деятельности, ее результативностью: если деятельность осуществляется с целью удовлетворения потребностей, то и ее эффективность может быть оценена степенью их удовлетворения.

В цели на общую эффективность деятельности влияет степень отображения потребностей, а посему при равных условиях, эффективной будет деятельность, где цель в максимальной степени отображает социальные потребности человека, как и объективные предпосылки общества и природы будут определять возможность достижения этой цели. Общеизвестным является факт, что от правильного составления программ, планов, постановки задач, где учтены все потребности и объективные условия, во многом зависит и эффективность управленческой деятельности. Важной характеристикой эффективности считается отношение целей к потребностям. Экономическая эффективность целей и потребностей считается простейшим понятием эффективности и в какой-то степени они образуются достаточно легко и однотипно, т. е. результат имеет тесную связь и соотносится с целями, или с потребностями. Есть, конечно, и другие элементарные понятия «эффективности», т. к. наряду с целями, затратами и потребностями имеются и другие компоненты и характеристики, которые в принципе, можно соотнести с результатами.

Общее и более усложненное понятие эффективности можно расценивать, как синтез элементарных понятий эффективности целей, потребностей и затрат. Термин «эффективность деятельности» заключает в себе и экономические характеристики (например, затраты или окупаемость), наряду с социально-экономическими (цели, потребности, результат и т. д.).

Эффективность социального управления сводится не только к экономической эффективности. Например, снижение затрат на содержание управленческой техники и аппарата имеет важное значение, но не решающее при измерении эффективности социального управления. Иными словами, для эффективного функционирования систем управления, эти два компонента нельзя чрезмерно сокращать или упрощать для снижения затрат.

Важным элементом в критериях определения эффективности социального управления является степень соответствия и соотношения принятия управленческих решений (алгоритм действия по их реализации) базовым интересам общества, коллектива и отдельно взятой личности.

Человек - важнейшая составная часть управления, он является и субъектом и объектом этого процесса, выступает и управляющим и управляемым. Таким образом, эффективность управления зависит, в большей степени, от того, насколько качественно выполняет свою работу управляющий, насколько обоснованы его решения, насколько высок его организаторский потенциал (умения, навыки, мастерство) и эффективен осуществляемый им контроль по реализации, принятых им решений и поставленных задач. Но в не меньшей степени, эффективность аппарата управления зависит и от управляемого, от того, насколько понятны ему реализуемые управленческие решения, организации контроля, виды и формы поощрения и наказания, насколько ответственно он относится к работе и соответствует своим должностным обязанностям.

Можно привести следующие условия и факторы, влияющие на эффективность социального управления:

- объект управления;

- субъект управления;

- взаимоотношения в управленческом процессе;

- взаимодействие управляющих и управляемых, степень отлаженности их связей;

- технологии и средства управления;

- совершенствование научного и технического оснащения органов управления;

- успешное решение общественных задач;

- единство социального и экономического факторов управления.

Социальное управление само по себе не исследует экономические, юридические, по-

литические и иные стороны управления. Теория социального управления изучает основные законы, понятия и принципы, а также способы взаимодействия различных социальных систем, с целью сохранения их целостности, создания новых образований в социальной сфере на основе целесообразности, ценностных представлений общественного, совокупного интеллекта, на определенном историческом этапе развития.

Опыт и проведенные исследования показали, что нет в нашем обществе в чистом виде экономических, политических, или только моральных или этических образований. Есть некие интеграционные системы и сообщества, как социально-экономические, культурно-политические, духовно-этические и т. д. Изменения в социуме уже давно не носят линейного характера, изменения в одной сфере неизбежно приведут к изменениям в другой, хотя влияния на них в обществе односложны.

Основным содержанием социального управления являются закономерности функционирования и поддержки общественной целостности и всех сфер и видов управления, познание и использование этих закономерностей, позволяющих обеспечивать цели общества, как единой и целостной системы.

Необходимо исследовать общие закономерности и принципы социального влияния независимо от того, в какой сфере жизни они реализуются для создания и функционирования самой системы управления. Система социального управления реализует различные управленческие функции:

- это специалисты, задействованные в органах управления;

- вся совокупность методов управления, включая средства вычислительной и организационной техники;

- объединение различных видов информации (социальной, экономической, организационной и т. д.), позволяющих устанавливать равновесные связи между объектом и субъектом управления, с учетом всех изменений внешней и внутренней среды.

Создание устойчивого равновесия между субъектом и объектом управления способствует развитию способностей субъекта управления реагировать адекватно на вызовы из-

менчивой среды, как внутренней, так и внешней, и является, таким образом, одним из основных принципов социально ориентированного и справедливого управления, что обусловливает и все остальные общие принципы и законы.

Дисбаланс между объектом и субъектом управления приводит к управленческому кризису. Постоянная возможность возникновения такого кризиса связана со следующими причинами:

- подвижность и динамичность внутренней и внешней среды объекта управления;

- невозможность и сложность учета постоянно меняющихся и взаимосвязанных факторов и т. д.

Существует необходимость точно и четко улавливать суть и значение происходящих перемен в общественной жизни, которая является не только объектом, но и субъектом воздействия, что возлагает повышенные требования к субъекту управления.

Следовательно, можно заключить, что в общественной жизни современного социума наблюдается постоянное и неуклонное нарастание субъективного потенциала, который является последствием коллективного интеллекта социума в целом, а также из отдельных организаций и составляющих их людей. С уверенностью можно сказать, что существует определенная зависимость: чем выше, как в количественном, так и в качественном выражении, коллективный интеллект общества, его стремление к прогрессу и саморазвитию, тем точнее будут управленческие решения и эффективнее действия субъектов управления - самого общества в целом, органов власти, государства и отдельных его представителей, которые несут ответственность за адекватные, рациональные и выверенные перемены во внутренней и внешней среде с позиции социально ориентированных организаций.

Итак, социальная эффективность управленческого аппарата это - единство различных наук, основанное на общеметодологических принципах, от успехов которого во многом зависят темпы социального прогресса и качество жизни людей.

Литература

1. Фишер С., Дорнбаум Р., Шмалези Р. Экономика / пер. с англ. М.: Дело, 2012.

2. Hollett V. Business Objectives. Oxford University Press, 2014.

3. Hollett V. Business Opportunities. Oxford University Press, 2011.

4. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / пер. с нем. М.: Прогресс -Традиция, 2013.

5. Деметрадзе М.Р. Центральная зона современных социокультурных ценностей. Социализация как способ повышения человеческого фактора в обществах постсоветского пространства. М.: ООО «НБ-Медиа», 2012. 121 с.

6. Гуляихин В.Н., Галкин А.П., Васильева Е.Н. Молодёжные и детские объединения как субъекты вторичной социализации: опыт регионального исследования // СОЦИС. 2012. №6. С. 127-132.

7. Шамионов Р.М. Социализация личности: системно-диахронический подход // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 27. С. 8.

8. ИльинЕ.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 508 с.

9. Глотов М.Б. Социальный институт: определение, структура, классификация // СОЦИС. 2013. №10. С. 13-19.

10. Бездидько А.В. Системная целостность: Человек - книга как составляющая социально-психологической идентификации индивида в условиях книжной цивилизации // Мир психологии. 2014. №2. С. 87-93.

References

1. Fisher S., Dornbaum R., Shmalezi R. Economika / per. s anglijskogo. M.: Delo, 2012.

2. Hollett V. Business Objectives. Oxford University Press, 2014.

3. Hollett V. Business Opportunities. Oxford University Press, 2011.

4. Bek U. Obschestvo riska. Na puti k dru-gomu modernu / per. s nem. M.: Progress -Traditsiya, 2013.

5. Demetradze M.R. Tsentralnaya zona so-vremennykh sotsiokulturnykh tsennostej. Sot-sializatsiya kak sposob povysheniya chelove-cheskogo faktora v obschestvakh postsovetsko-go prostranstva. M.: OOO «NB-Media». 2012. 121 s.

6. Gulyaikhin V.N., Galkin A.P., Vasileva E.N. Molodezhnye i detskie obedineniya kak subekty vtorichnoj sotsializatsii: opyt regionalnogo is-sledovaniya // SOTSIS. 2012. №6. S. 127-132.

7. Shamionov R.M. Sotsializatsiya lichnosti: sistemno-diakhronicheskij podkhod // Psikholo-gicheskie issledovaniya. 2013. T. 6. №27. S. 8.

8. Ilin E.P. Motivatsiya i motivy. SPb.: Piter, 2012. 508 s.

9. Glotov M.B. Sotsialnyj institut: opredele-nie, struktura, klassifikatsiya // SOTSIS. 2013. №10. S. 13-19.

10. Bezdidko A.V. Systemnaya tselostnost: chelovek - kniga kak sostavlyayuschaya sot-sialno-psikhologicheskoj identificatsii individa v usloviyakh knizhnoj tsivilizatsii // Mir psikho-logii. 2014. № . S. 87-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.