Научная статья на тему 'Социализация обучающихся через проектную деятельность'

Социализация обучающихся через проектную деятельность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социализация обучающихся через проектную деятельность»

лучшие педагогические практики

Занимаясь экологическим воспитанием на протяжении семи лет, могу сказать, что приобщение обучающихся лицея к экологическим проектам всегда дает положительный результат. Если до периода организации сплавов, многодневных походов в каникулярный период количество совершённых правонарушений обучающимися лицея увеличивалось, то на протяжении семи последних лет оно значительно снизилось: в

2001 году в летний период совершено 28 правонарушений, в 2007 - 7, в 2008 году - 5.

Следовательно, используя различные формы и методы экологического воспитания во внеурочное время, можно добиться положительных результатов в социализации личности обучающегося, формировании нравственного компонента экологической культуры.

социализация обучающихся через проектную деятельность

О. А. Желтухина, преподаватель спецдисциплин ПУ № 3, г. Кемерово

Метод проектов не является принципиально новым, он возник в 1920-е годы в США и был нацелен на гуманизацию образования. Этот метод предполагает определенный алгоритм образовательных процедур, которые позволят решить ту или иную проблему при взаимодействии учащихся и педагога в учебном процессе и внеурочных мероприятиях. Проектная деятельность является отличным средством самореализации учащихся, развития их личности, способом овладения социальным опытом. Я использую метод проектов во внеурочной деятельности учащихся.

Проект мы назвали «Радуга», он практико-ориен-тированный, нацеленный на социально значимую деятельность. Аудитория проекта - учащиеся, проживающие в общежитии (дети-сироты, иногородние подростки).

В литературе описаны структуры содержания проектов. Я ориентируюсь на структуру, которую предложил М. И. Поташник, как наиболее приемлемую для реализации нашей проектной идеи.

Начали мы работу с изучения социальной среды поселка. Профессиональное училище № 3 располагается на окраине города в Предзаводском поселке, в так называемой санзоне, рядом с химическим предприятием КОАО «Азот». Инфраструктура поселка слабо развита, нет культурно-спортивных и досуговых центров для детей и подростков. Условия для развития и самореализации подрастающего поколения (по сравнению с условиями города) практически отсутствуют. В поселке имеются три семейных общежития и комплекс двухэтажных домов, построенных в начале 50-х годов. Большинство детей поселка проживает в неблагоприятных социально-бытовых и морально-психологических условиях. Участники проекта провели социологическое исследование, анкетный опрос школьников 3-5-х классов школы № 47. Выяснили, что большинство школьников не вовлечены в досуго-вую деятельность, не имеют возможность посещать спортивные секции, Дома творчества, предоставлены «сами себе». На основании социологического иссле-

дования обосновали актуальность идеи и выработали концепцию проекта.

Концепция проекта предусматривает преобразование культурно-образовательного пространства Предзаводского посёлка города Кемерово через вовлечение детей школьного возраста в различные виды досуговой деятельности в условиях социально неблагоприятной среды.

Организация досуговой деятельности школьников, проживающих в нашем посёлке, предполагается через создание клуба по интересам «Радуга». Учредителями клуба выступили профессиональное училище № 3 и МУК ЦБС библиотека «Радуга».

Социальное партнерство повышает статус проекта, позволяет решать задачи во взаимодействии. Отличительная особенность проекта - участие в работе клуба волонтеров, учащихся 1-го курса, проживающих в общежитии.

С целью выявления досуговых потребностей детей был проведён анкетный опрос. Анализ анкетной информации позволил нам определить организационную структуру «Радуги», направления в работе с учётом интересов подростков, разработать план-график реализации проекта.

Организационная структура клуба по интересам «Радуга»:

лучшие педагогические

Единая цель, задачи, которые осознаны всеми участниками проекта, желание их решить, ответственность и заинтересованность каждого в результате обеспечивают высокий уровень мотивации проектной деятельности.

С января 2008 года началась апробация проекта «Радуга» - практическая, социально значимая деятельность всех участников проекта. Под руководс-

твом преподавателя - куратора проекта, стимулирующего самостоятельность, инициативу, реализацию творческих способностей ребят, работа наших студий, игротеки сделала досуг детей и подростков более содержательным.

На областном форуме «Арт-профи - 2008» состоялась презентация социального проекта «Радуга». При подведении итогов ему было присуждено призовое место.

Проект наш рассчитан на несколько лет, его реализация - одно из направлений воспитательной работы училища. Конечно, идея проекта - создание детского клуба по интересам - не является новой, но она актуальна, необходима и практически реализуема.

Подобный проект может быть осуществлен в любом образовательном учреждении, находящемся на окраине городов, в поселках городского типа, в сельских районных центрах.

применение модульной технологии на уроках производственного обучения

О. в. Колядко, мастер производственного обучения ПУ № 86, г. Белово

В 2007/2008 учебном году я проводила эксперимент по внедрению модульной технологии на уроках производственного обучения. С целью повышения качества знаний и успеваемости учащихся разработала программу модуля по теме «Приемка товаров по количеству и качеству».

В эксперименте участвовала группа № 274 (1-й курс, на базе 11 классов). Перед началом эксперимента я провела тестирование входного контроля, чтобы определить исходный уровень знаний учащихся. Тест включал 10 вопросов. По результатам анализа начального уровня сформированности знаний выявлено, что из 14 человек 6 получили 3 балла, 6 - 4 балла и 2 - 5 баллов. Средний показатель по группе составил 3,6 балла, качественная успеваемость - 50 %.

С учащимися, набравшими наименьшее количество баллов, при изучении названной выше темы была проведена дополнительная индивидуальная работа.

На каждом уроке после изучения нового материала проводилось текущее тестирование. Его результаты свидетельствовали о том, что средний балл уровня сформированности знаний в группе повысился и составил 4,5 балла.

В ходе всего эксперимента учащиеся самостоятельно изучали материал и отвечали на тестовые за-

дания, самостоятельно оценивали свои работы, хорошо усвоившие материал переходили к изучению заданий следующего урока. С отстающими учащимися я работала индивидуально.

На последнем занятии проводился тест выходного контроля. Он состоит из 16 вопросов. По ответам учащихся можно судить об уровне усвоения нового материала: 4,6 - средний балл по группе, качественная успеваемость - 100 %, в том числе 8 человек получили 5 баллов, 6 человек - 4.

Результаты качества знаний своей группы мы сравнили с результатами в группе № 268, не участвующей в эксперименте. 3,9 - средний балл оценки в этой группе, качественная успеваемость - 65 %.

Изучение материала с применением модульной технологии показало, что учащиеся экспериментальной группы полностью усвоили предложенную тему, могут самостоятельно, без помощи мастера выполнять работу, качество успеваемости стало на 35 % выше, чем в группе, которая не участвовала в эксперименте.

Считаю, что эксперимент по внедрению модульной технологии своей цели достиг. В дальнейшем я планирую продолжить работу по разработке других разделов учебной программы согласно требованиям модульной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.