УДК 316.346.3:796
СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Т.Р. Валиахметов1, С. С. Матвеев2, И.Р. Федулина2, Т. Ф. Емелева2, Р.М. Имамова2
1 Башкирский институт физической культуры (филиал)
ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры» г. Уфа, Россия
2 ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» г. Уфа, Россия
Аннотация. Приобщение учащейся молодежи к ценностям физической культуры воспринимается в общественном сознании как наиболее перспективное направление совершенствование социализации учащейся молодежи. Цель исследования: выявить совокупность педагогических условий, успешной социализации учащейся молодежи в профессиональных учебных заведениях в системе ценностей физической культуры. Задачи исследования: выявить возможности социализации учащейся молодежи профессионального образования в системе ценностей физической культуры. Результаты исследования имеют определенную значимость для практики управления социальными процессами, происходящими среди молодежи.
Ключевые слова: социализация учащейся молодежи, физическая культура, процесс формирования личности человека.
Введение. Растет общественная и индивидуальная значимость здорового образа жизни, невозможного без физической культуры личности, ценности которой становятся фактором, определяющим существование человеческой популяции. Приобщение учащейся молодежи к ценностям физической культуры воспринимается в общественном сознании как наиболее перспективное направление совершенствование социализации учащейся молодежи.
В практике начального профессионального образования недооценивается влияние системы ценностей физической культуры на социализацию учащейся молодежи. Преподаватели физической культуры не соотносят социализацию учащейся молодежи с процессом приобщения ее к системе ценностей физической культуры, затрудняются, без необходимого методического обеспечения, са-
мостоятельно реализовать связь данных процессов в начальном профессиональном образовании.
Существует реальная педагогическая проблема, при каких педагогических условиях обеспечивается успешность социализации учащейся молодежи в начальных профессиональных учебных заведениях в системе ценностей физической культуры [2].
Цель нашего исследования состояла в том, чтобы выявить совокупность педагогических условий, успешной социализации учащейся молодежи в профессиональных учебных заведениях в системе ценностей физической культуры.
Для реализации поставленных задач использован комплекс методов теоретического, эмпирического и опытно-экспериментального исследования.
—--—-
~ 136 ~
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации по отраслям «Медицинские науки» и «Социологические науки»
Практическая значимость нашего исследования состояла в том, что подготовлено методическое обеспечение социализации учащейся молодежи в системе ценностей физической культуры на групповом и индивидуальном уровнях и для преподавания курса «Физическая культура» в учебных заведениях начального профессионального образования.
Важное место в работе уделено обоснованию необходимостью нормативного подхода, призванного стать стержнем программ физического воспитания, выполнять не только контрольную функцию, но и играть стимулирующую и организующую роль. Творческие разработки по применению различных средств и форм физического воспитания должны не смягчать, а, наоборот, усиливать нормативные требования к физической подготовке. Особенно это касается школьников и учащейся молодежи. Надо всегда иметь в виду, что физическое воспитание учащийся молодежи является в современных условиях главным средством управляемого воздействия общества на улучшение здоровья и повышения уровня физического развития всего населения [4].
Современный этап развития системы Российского образования характеризуется возрастанием приоритета человеческого фактора и усилением внимания к личности школьника. Формирование его нравственных качеств, духовного облика, усвоение им ценностей и норм общества, овладение социальными ролями, трудовыми функциями и навыками происходит в процессе социализации, важнейшим из факторов которой является система непрерывного образования.
Социализация личности рассматривается как сложный, противоречивый, динамичный и непрерывный процесс взаимодействия личности и общества, в ходе которого происходит усвоение личностью образцов поведения в обществе, группе, ученическом и трудовом коллективе, принятие существующих нравственных, этических, мировоззренческих и трудовых ценностей. По сути, социализация есть процесс формирования личности человека, его социальной позиции и мировоззрения на основе воздействия на человека всей системы образования, включая средства массовой информации, семью, различные объединения школьников, в том числе и объединения, в которых реализуются физические потребности и наклонности
растущего человека. Поэтому в Философском словаре социализация определяется как процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта — трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых от поколения к поколению; процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирования у него социальных качеств [5].
По мнению Л.И. Анцыферова, социализация есть процесс, в результате которого ребенок формируется в самостоятельную личность, осваивающую культуру, в которой он рожден. Тем самым «осуществляется передача социального опыта и культурных ценностей от одного поколения к другому» [1].
Нами рассматривалось влияние гендерного фактора на устремления и реальные жизненные шаги, коррелирующие с ценностью здорового образа жизни.
Показательна взаимосвязь оценок образа жизни людей со степенью их двигательной активности. Здесь зафиксирована зависимость близкая к линейной, что свидетельствует о существенной важности этой формы досуговой деятельности и сильном влиянии факторов поддержания здоровья на всю структуру образа жизни личности [3].
Сопоставление личных планов юношей и девушек показывает весьма высокую степень зависимости показателей по полу. При этом девушки и юноши имеют различную степень корреляции по значимости физического здоровья при выборе дальнейшего образования. Для юношей этот показатель менее существенен, чем для девушек и составляет около 27,0%.
По нашим данным — это 43,0%. Значимость и стремление к физическому здоровью здесь составляют — 82,0%. Менее адекватна рыночной экономике ориентация на спокойную работу с умеренным заработком или на работу с более низкой оплатой, но дающую уверенность, что работник ее не потеряет — 34,0% опрошенных. Значимость и стремление к физическому здоровью здесь составляют — 39,0%. Не стали бы вообще работать, если бы материально были обеспечены 19,0% молодых респондентов. Для этой группы респондентов стремление к здоровому образу жизни составляет лишь 6,0%. Изменения в ценностных трудовых ориентациях показывают необходимость формирования нового механизма мотивации, который
—--—-
~ 137 ~
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации по отраслям «Медицинские науки» и «Социологические науки»
Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 3
—--—
бы стимулировал творческую активность и инициативу молодежи, и новые формы самоутверждения в труде. Но такой механизм, стимулирующий внутреннюю мотивацию и терминальное отношение к труду, может быть создан только на уровне общества в целом, при условии экономической и политической стабильности и отношении к человеку не как производительной силе, а как к субъекту духовной и хозяйственной жизнедеятельности с учетом особенностей российской истории и культуры [2].
Из состава молодежи в возрасте до 16 лет, внимательно следят за политической информацией только 7,3%, а в возрасте 17—18 лет — уже 15,3%, т. е. в два раза больше.
Выводы. Результаты проведенного исследования подтверждают наличие жесткой зависимости между интересом к политике или отсутствием такого, и степенью значимости здорового образа жизни, личного физического здоровья.
Заметна небольшая продолжительность затрат времени на подготовку к учебным занятиям и удовлетворения бытовых потребностей. Это одна из основных особенностей бюджета времени учащихся профтехучилищ. В отличие от своих сверстников школьников-старшеклассников, подростки профтехучилищ очень мало времени отводят занятиям вне учебного времени. Продолжительность учебных занятий и подготовки к ним составляет 7,9%, или 31,0% — это почти столько же, сколько свободного времени — 7,5% или 32,6%.
Возможность самореализации учащихся за пределами учебы и профессиональной подготовки, в сфере свободного времени во многом определяют их образ жизни. Основная часть учащихся стремится использовать в качестве основной сферы самореализации свободное время, — это 43,0% респондентов, трудовую деятельность — 34,1%, учебную — 25,0%, общественную работу — 1,9%, т.е. свободное время является наиболее важной сферой их образа жизни. Возникает проблема создания условий для рационального использования свободного времени. Лишь 46,0% учащихся нравится, как они проводят свое свободное время, не нравится — 51,4% обследованных.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анцыферова Л. И. Социальное развитие личности как предмет психологического исследования: методологические и теоретические аспекты. Сборник трудов «Психологические исследования социального развития личности». М.: МГПУ, 1991. С. 5—38.
2. Валиахметов Т.Р. Социализация учащейся молодежи в системе ценностей физической культуры: дис. ... канд. пед. наук. Уфа, 2008.
3. Матвеев С. С. Изменения социобиотического потенциала населения в условиях современного российского общества: дис. ... канд. социол. наук. Уфа, 2007.
4. Матвеева Л. М. Социальные проблемы повышения влияния физкультурно-оздоровительной деятельности на здоровье населения: дис. ... канд. социол. наук. Уфа, 2004.
5. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат, 1987.
SOCIALIZATION OF THE YOUNG GENERATION IN THE SYSTEM THE VALUES OF PHYSICAL CULTURE
T.R. Valiahmetov1, S.S. Matveev2, I.R. Fedulina2, T.F. Emeleva2, R.M. Imamova2
'Bashkir institute of physical culture
(branch of Ural state University of physical culture)
Ufa, Russia
2Bashkir state pedagogical university of M. Akmulla Ufa, Russia
Annotation. Familiarizing students to the values of physical culture is perceived in the public consciousness as the most promising direction of improving the socialization of students. Objective: to identify the set of pedagogical conditions of
successful socialization of students in professional educational institutions in the system of values of physical culture.
—--—-
~ 138 ~
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации по отраслям «Медицинские науки» и «Социологические науки»
-----
¡Research objectives: to identify opportunities of socialization of students of vocational education in the system of values of physical culture. The results of the study have relevance for the practice of management of social processes occurring among young people.
Key words: socialization of students, physical culture, the process of formation of human personality.
REFERENCES
1. Ancyferova L.I. Social'noe razvitie lichnosti kak predmet psihologicheskogo issledovaniya: metodologi-cheskie i teoreticheskie aspekty: Sbornik trudov «Psiholo-gicheskie issledovaniya social'nogo razvitiya lichnosti». Moscow, MGPU, 1991, pp. 5—38.
2. Valiahmetov T.R. Sotsializatsiya uchascheysya molodezhi v sisteme tsennostey fizicheskoy kulturyi: Dis. kand. ped. nauk. Ufa, 2008.
3. Matveev S.S. Izmeneniya sotsiobioticheskogo po-tentsiala naseleniya v usloviyah sovremennogo rossiyskogo obschestva. Dis. kand. sotsiol. nauk. Ufa, 2007.
4. Matveeva L.M. Sotsialnyie problemyi povyishe-niya vliyaniya fizkulturno-ozdorovitelnoy deyatelnosti na zdorove naseleniya. Dis. kand. sotsiol. nauk. Ufa, 2004.
5. Filosofskiy slovar. Ed. I.T. Frolova. 5-e izd. Moscow, Politizdat, 1987.