Научная статья на тему 'Роль средств массовой информации и коммуникации в формировании профессиональной социализации учащейся молодежи'

Роль средств массовой информации и коммуникации в формировании профессиональной социализации учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1098
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И КОММУНИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ЧЕЛОВЕК / КОМПЕТЕНЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ЧЕЛОВЕКА / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ИННОВАЦИОННОГО ЧЕЛОВЕКА / MEDIA AND COMMUNICATIONS / PROFESSIONAL SOCIALIZATION / YOUTH / INNOVATIVE HUMAN COMPETENCE / SOCIAL STATUS OF INNOVATIVE PEOPLE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Задоркина Светлана Владимировна

Данная статья посвящена роли средств массовой информации и коммуникации в формировании профессиональной социализации учащейся молодежи. В статье отражено влияние целого ряда социальных институтов на процесс профессиональной социализации учащейся молодежи, при этом одна из ведущих позиций в институциональном каркасе общества отводится институту средств массовой информации и коммуникации. Автор предлагает структуру целенаправленного формирования и развития процесса профессиональной социализации молодежи в условиях инновационного общества, где отражены особенности участия средств массовой информации и коммуникации в данном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Задоркина Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MEDIA AND COMMUNICATION IN FORMATION OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF STUDENTS

The article focuses on the role of media and communication in formation of professional socialization of students. The author analyzes the role of different social institutions in the process of professional socialization of students, noting that media and communication are the main factors of the institutional framework of society. The author proposes his view on a structure of the purposeful formation and development of the process of professional socialization of the youth in the innovative society. The special attention the author pays to the involvement of the media and communication into the process of socialization.

Текст научной работы на тему «Роль средств массовой информации и коммуникации в формировании профессиональной социализации учащейся молодежи»

Grumm-Grzhmailo G.E. Zapadnaya Mongoliya i Uryanhaiskii krai [Western Mongolia and Uryanhai Region]. Vol. II. Leningrad: RGO Publ. 1926. 896 p.

Istoriia Mongol'skoi Narodnoi Respubliki. 3 izd. [History of the Mongolian People's Republic, 3rd ed.]. M.: Nauka Publ. 1983. 662 p.

Kniga Marko Polo (perevod starofrants. teksta I.P. Minaeva, red. I.P. Magidovicha) [The book by Marko Polo (translation of the Old French texts by I.P. Minaev, ed. by I.P. Magidovich)]. M.: Geographic Literature's State Press. 1955. 376 p.

Kozin S.A. Sokrovennoe skazanie. Mongol'skaya chronika 1240 g. pod nazvaniem Yuan Chao Bi Shi. Tom I.: Vvedenie v izuchenie pamiatnika, perevod teksta, glossarii [The Secret Story. Mongolian Chronicle of 1240s titled Yuan Chao Bi Shi. Vol. I.: Introduction to the study of monument, the translation of text, glossary]. M.-Leningrad: USSR Academy of Sciences Publ. 1941. 611 p.

Plano Carpini. Istoriia Mongolov [The History of the Mongolians]. St. Petersburg: A.S. Suvorin's Publ. 1911. 232 p.

Rashid-ad-din. Sbornik letopisei [The Collection of Chronicles (translation from Persian by A.K. Arends)]. M.-Leningrad: USSR Academy of Sciences Publ. Vol. 3. 1946.

Rashid-ad-din. Sbornik letopisei [The Collection of Chronicles (translation from Persian by A.K. Arends)]. M.-Leningrad: USSR Academy of Sciences Publ. Vol. 2. 1960.

Vernandskii G.V. Mongoly i Rus' [Mongols and Russia (translated from English by E.P. Berenshtein, B.L. Gubman, O.V. Stroganova)]. Tver: Lean Publ.; M.: Agraf Publ. 1999. 480 p.

Vernandskii G.V. Mongoly i Rus' [Mongols and Russia (translated from English by E.P. Berenshtein, B.L. Gubman, O.V. Stroganova)]. Tver: Lean Publ. M.: Agraf Publ. 1999. 480 p.

УДК 316.614

ЗАДОРКИНА Светлана Владимировна - аспирант кафедры государственного управления и социологии региона Пензенского государственного университета (440026, Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40; s_ [email protected])

РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И КОММУНИКАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. Данная статья посвящена роли средств массовой информации и коммуникации в формировании профессиональной социализации учащейся молодежи. В статье отражено влияние целого ряда социальных институтов на процесс профессиональной социализации учащейся молодежи, при этом одна из ведущих позиций в институциональном каркасе общества отводится институту средств массовой информации и коммуникации. Автор предлагает структуру целенаправленного формирования и развития процесса профессиональной социализации молодежи в условиях инновационного общества, где отражены особенности участия средств массовой информации и коммуникации в данном процессе. Ключевые слова: средства массовой информации и коммуникации, профессиональная социализация, молодежь, инновационный человек, компетенции инновационного человека, социальный статус инновационного человека

Молодежь в современных условиях все чаще рассматривается в качестве важнейшего стратегического ресурса страны. Именно от данной категории граждан будут зависеть перспективы не только экономического роста, но и суверенитета, устойчивого развития страны, развития духовно-нравственного потенциала, осуществления государственной внешней и региональной политики. Современная Россия находится в периоде трансформации социокультурного и информационного устройства отношений. В этой связи по-новому встает проблема целенаправленной профессиональной социализации учащейся молодежи, требующей внимания ученых, государства и всего общества. Однако, несмотря на множественность направлений и подходов, разработка проблемы профессиональной социализации молодежи

сегодня не только далека от завершения, а напротив, все более демонстрирует необходимость переосмысления ранее исследованных и открытия новых граней.

Современное развитие России показывает, что критически важным фактором, ограничивающим устойчивое долгосрочное инновационное развитие страны, являются трансформирующиеся ценностные ориентации и модели поведения молодежи. Это проявляется: 1) в снижении заинтересованности значительной части молодежи в активной трудовой (особенно производственной) деятельности; 2) росте ценностей потребления в противовес ценностям созидания; 3) снижении культурно-образовательного уровня и уровня патриотизма; 4) негативных изменениях морально-этических норм и моделей поведения; 5) отсутствии осознания своей включенности в процессы общегосударственного развития; 7) снижении уровня ответственности за судьбу страны; 8) недостаточной информированности о задачах и перспективах развития страны.

Указанные тенденции во многом связаны с тем, что в условиях институциональной трансформации в России происходит снижение роли традиционных институтов социализации молодежи (в частности, семьи и образования) при значительном усилении влияния средств массовой коммуникации (далее — СМК). Этот процесс характеризуется технологическим развитием СМК, возрастанием доли конвергентных СМК; снижением государственного стратегического регулирования деятельности СМК; размыванием идеологической основы, снижением социальной ответственности СМК и усилением их деструктивного влияния. Между тем формирование демократического, стабильного и динамично развивающегося конкурентоспособного государства с высоким уровнем политической, правовой, духовной культуры и гражданственности российского сообщества в целом и молодежи в частности требует изменения господствовавших подходов, содержания деятельности и роли государства как основного субъекта социализации молодежи.

Процесс профессиональной социализации достаточно сложен, в этой связи он изучается многими дисциплинами: социологией, психологией, философией, культурологией, педагогикой и др.

Понятие «профессиональная социализация» — относительно новое и впервые стало изучаться социологами на рубеже XIX и XX вв. в составе общей теории социализации, а позже, в 1920-30-х гг., исследовалось в рамках структурно-функциональной теории [Дюркгейм 1996, Парсонс 1994].

Стоит отметить, что изучение профессиональной социализации в России было полноценно начато лишь после реформ 90-х, что обусловлено большими возможностями для самоопределения в профессиональной среде. Поэтому на настоящий момент данные исследования не могут характеризоваться ни многочисленностью, ни глубиной.

Профессиональная социализация понимается как двусторонний процесс: с одной стороны, вхождение индивида в профессиональную среду, усвоение им профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества; с другой — процесс активной реализации индивидом накапливаемого профессионального опыта, в котором различные типы его адаптивного поведения проявляются не как слепое подчинение внешним требованиям, а как выбор оптимального поведенческого решения, предполагающего непрерывное профессиональное саморазвитие [Кричевский, Митина 1996: 7-22].

Профессиональная социализация формирует потенциал успешного включения индивида в процесс трудовой деятельности и поддержания высокого уровня профессиональной мобильности в течение всей жизни.

Доктор социологических наук Л.Э. Пробст под профессиональной социализацией понимает «многопараметральное и социетальное явление, состоящее из социальных взаимодействий индивидов, социальных групп, социальных институтов в социально -трудовой и профессиональной деятельности и способствующее развитию профессиональной культуры в общественном разделении труда» [Пробст 2001: 168].

Следует отметить, что в научной литературе встречается большое число мнений по поводу классификации форм социализации и профессиональной социализации. Многообразие классификационных форм связано с различными подходами

исследователей к данной проблеме, а также с различными критериями, положенными в основу классификации.

По мнению доктора философских наук К.В. Рубчевского, основными формами социализации человека являются интериоризация как процесс заимствования из внешней среды определенных сведений, разного рода информации, их усвоение в качестве знаний, умений, норм, образцов поведения, ценностей и социальная адаптация. Процесс ресоциализации личности рассматривается как разновидность интериоризации (вынужденная интериоризация во взрослой жизни) [Рубчевский 2002: 86-92]. В этой связи мы считаем целесообразным говорить о профессиональной адаптации, интеграции и интериоризации.

По нашему мнению, для исследования форм профессиональной социализации в условиях инновационного общества особый интерес представляет классификация, разработанная доктором философских наук профессором С.П. Иваненковым [Иваненков 2001].

В зависимости от того, во взаимодействии с какими процессами, объектами и явлениями социализируется, развивается индивид и поколение (по социализирующей среде), он определил три формы социализации: вещную, социальную и информационную.

Для профессиональной социализации актуальность данной классификации состоит в том, что в настоящее время социализирующая роль традиционных институтов профессиональной социализации снизилась, при этом возросла роль среды, создаваемой информационными потоками, средствами массовой информации и коммуникации, что не всегда оказывает положительное воздействие на профессиональную социализацию учащейся молодежи.

На процесс формирования профессиональной социализации оказывают влияние различные социальные институты — профессиональное образование, семья, но роль одного из них мало изучена и требует научного обоснования — это роль института СМК. Социально-профессиональная адаптация учащейся молодежи направлена на содействие в выявлении профессиональных интересов и склонностей, определение реальных возможностей в овладении выбранной профессией или специальностью, построение профессиональных перспектив, вхождение в новый учебный и трудовой коллективы, закрепление выпускников на производстве.

Роль СМК в формировании профессиональной социализации будущего конкурентоспособного специалиста, на наш взгляд, в современных условиях недооценивается.

СМК выступают сегодня в качестве одного из основных социализирующих институтов — наиболее доступного и наиболее влиятельного механизма формирования личности. О СМК сегодня можно говорить как об институте, занимающем главенствующее место в системе формирования многочисленных процессов и аспектов жизнедеятельности современного общества, в т.ч. и его ценностной структуры. Новые установки широко пропагандируются СМК, их диктуют складывающиеся условия жизни, и в этих условиях вырастает «инновационный человек» с новыми ценностными устремлениями, с новым отношением к себе и окружающим.

В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г.1 выделяются 4 компетенции инновационного человека: 1) способность к критическому мышлению; 2) способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому; 3) способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно, готовность к работе в команде и в высококонкурентной среде; 4) владение иностранными языками, предполагающее способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению.

Однако одной из фундаментальных проблем формирования компетенций инно-

1 Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». Доступ: http://base.garant.ru/70106124/ (проверено 24.08.2014).

вационного человека является отсутствие перечня базовых компетенций и компетенций, приобретенных в процессе профессиональной социализации.

На наш взгляд, список компетенций, представленных в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, узок и не отражает в полной мере роль инновационного человека в развитии общественных процессов, а следовательно, целесообразно дополнить данный список следующими компетенциями: 1) следование приоритетам общественного блага; 2) патриотизм; 3) умение работать в команде; 4) стремление к самореализации; 5) коммуникабельность.

В условиях информационного общества СМК являются как самостоятельным игроком в профессиональной социализации молодежи, так и транслятором целого набора отдельных факторов социализации.

В первом случае СМК привносят в молодежную среду сложившиеся в самих организациях средств массовой информации и коммуникации и у их ведущих представителей социальные установки, ценности, вкусы, модели поведения, опираясь на которые они реализуют свои бизнес-модели, направленные прежде всего на получение прибыли. Условно назовем такую роль СМК «игроком». В другом случае СМК дают информацию о социально-экономических, образовательно-культурных и социально-политических факторах среды, прежде всего в виде информирования о неких событиях во внешней среде, а также аналитики по поводу этих событий. Условно назовем такую роль СМК «транслятором». В реальности в деятельности конкретных СМК роли «транслятора» и «игрока», безусловно, перемешиваются в той или иной пропорции.

Таким образом, мы обращаем внимание на то, что параллельно с институциональным воздействием на профессиональную социализацию молодежи существует целая система факторов (из указанных выше групп), оказывающих существенное влияние на процесс профессиональной социализации молодежи. СМК, фильтруя и интерпретируя, а затем и транслируя данные факторы, оказывают существенное влияние на процесс конструирования и программирования социальной реальности в сознании молодежи (см. рис. 1).

Социально-политические факторы

Стратегия РФ, региона, территории Молодежная политика: законодательная база и система управления Информационная политика: законодательная база и система управления Образовательная политика: законодательная база и система управления Инновационная и промышленная политика: законодательная база и система управления Особенности регионального управления и местного самоуправления

Образовательно-культурные факторы

Степень и характер урбанизации

Развитость социальной сферы (образование, культура, здравоохранение,

физическая культура и спорт, социальная защита)

Ценностные установки социального окружения, ментальность и социальная идентичность

Результаты социализации

(усвоение определенных установок и культурных ценностей)

Ценностные ориентации и установки (поведение и взаимоотношения в обществе, труде, и пр.)

Интериоризация и экстериоризация социальных ценностей

Профессиональные компетенции и жизненные стратегии

Социально-экономические факторы

Уровень и качество жизни

Структура и уровень развития экономики

Труд и занятость (в т.ч. молодежи)

Демографическая ситуация

Бюджетная обеспеченность социальных программ (в т.ч. молодежи)

Социальная

Рисунок 1 Структура процесса участия СМК в профессиональной социализации молодежи: программирование социальной реальности в сознании учащейся молодежи

Органы государственной власти

Государственные институты

развития

---

Результаты социализации

(усвоение установок и культурных ценностей)

Институты гражданского общества (объединения предпринимателей, творческие союзы и молодежные организации)

Рисунок 2 Процесс формирования профессиональной социализации молодежи

1) факторы прошлого (ценности, сложившиеся исторически, информация о прошлом); 2) факторы настоящего (текущая информация и интерпретация исторической информации); 3) факторы будущего (прогнозная и проектная информация, описание перспектив, видение желаемого будущего). Под воздействием всех этих факторов в конечном итоге и происходит процесс профессиональной социализации молодежи.

Как в случае «транслятора», так и в случае «игрока» деятельность СМК может регулироваться и направляться (а в современных российских условиях — должна!) в рамках действующей государственной политики — в информационной, молодежной, инновационной, промышленной областях. При этом политика в указанных областях должна формироваться и реализовываться в системе стратегического управления, направленного на обеспечение устойчивого долгосрочного развития страны. А значит, политика во всех указанных областях должна подчиняться интересам реализации стратегии развития страны в целом.

Все субъекты (см. рис. 2), воздействующие на профессиональную социализацию молодежи, в условиях инновационного общества можно разделить на 3 группы: 1) исполнительные органы власти; 2) государственные институты развития; 3) институты гражданского общества, включающие разнообразные молодежные объединения, общественные организации, бизнес-сообщества, профсоюзы, союз журналистов.

Активно взаимодействуя между собой, субъекты социализации молодежи должны создавать единое информационное пространство; вырабатывать единый алгоритм действий по преодолению кризиса институтов социализации; обеспечивать воспитание самостоятельной, идейной, ответственной молодежи и формирование у нее системы позитивных традиционных ценностных ориентаций, соответствующих потребностям инновационного стратегического развития страны и региона.

Безусловно, особая роль в этом принадлежит государству, которое обладает наибольшими ресурсами и возможностями для осуществления целостной молодежной политики, координируя свою деятельность с ее общественной составляющей.

Процесс целенаправленного развития профессиональной социализации учащейся молодежи, обеспечивающий инновационное развитие государства, в настоящее время реализуется на основе целого ряда организационных форм, не объединенных, однако, в систему.

С точки зрения разработки организационных форм целенаправленного управ -ления процессом социализации молодежи, обеспечивающего инновационное развитие государства, в структуре рассмотренных организаций необходимо создать специализированные подразделения, ответственные за пропаганду деятельности данных организаций и особенно за профориентационную работу среди молодежи по направлениям, признанным государством стратегическими,

Исполнительные органы власти

Минэкономразвития России Минпромторг России Минобрнауки России Минкультуры России Федеральное агентство по делам молодежи Минкомсвязь России

Институты развития

Сколково, АСИ

ОАК, ОСК, ОДК

ПС Роснано

ГК Росатом

ГК Ростехнологии

Корпорации развития регионов

Бизнес-инкубаторы, (в т.ч. молодежные),

смк

Результаты профессиональной-социализации

(усвоение определенных установок и культурных ценностей)

Ценностные ориентации и установки (поведение и взаимоотношения в обществе, труд, идентичность и пр.)

Интериоризация и экстериори-зация социальных ценностей

Профессиональные компетенции и жизненные стратегии

Институты гражданского общества (объединения предпринимателей, творческие союзы и молодежные организации)

Политические молодежные объединения: отделения политических партий и организаций; Ассоциация молодежных правительств РФ

Внепартийные молодежные движения, студенческие объединения РСМ, РССОидр.

Деловая Россия, РСПП, ОПОРА России, ТПП, ФНПР

Творческие союзы: журналистов, кинематографистов, писателей и др.

Рисунок 3 Структура целенаправленного формирования и развития процесса профессиональной социализации молодежи в условиях инновационного общества

за развитие ценностей созидания, производительного труда, сотрудничества и толерантности.

Считаем целесообразным создать в субъектах, указанных на рис. 3, структурные подразделения, специализирующиеся в контексте деятельности данных организаций на информационной политике, обеспечивающие целенаправленную и разностороннюю пропаганду инновационной деятельности и модернизационного развития, включая освещение проблем и перспектив инновационной деятельности, пропаганду ценностей созидательного труда, солидарности в обществе. То есть, всего того, что определяет целенаправленную профессиональную социализацию учащейся молодежи в контексте инновационного развития России.

Автор согласен с тем, что в современных условиях развития информационного общества эффективным средством распространения знаний, оказания услуг, обеспечения коммуникаций для решения профессиональных задач являются информационно-коммуникационные технологии. В этой связи перспективными являются сетевые механизмы взаимодействия вузов с потребителями образовательных услуг, результатов исследований и разработок, а также совместной деятельности с партнерскими структурами в подготовке кадров, реализации научных и инновационных проектов.

Таким образом, рассмотренная нами структура целенаправленного формирования и развития процесса профессиональной социализации молодежи в условиях инновационного общества позволит с максимальной степенью управляемости применять новые инструменты и технологии, направленные на обеспечение эффективной профессиональной социализации молодежи, развитие ее потенциала и его использование в интересах инновационного развития страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья выполнена в рамках работы над грантом РФФИ №12-06-97023-р_поволжье_а «Социализирующая и программирующая роль системы массовых коммуникаций в процессе модернизационно-инновационного развития региона и формирования региональной идентичности».

Список литературы

Дюркгейм Э. 1996. Социология образования (пер. с франц. Т.Г. Астаховой; под науч. ред. В.С. Собкина, В.Я. Нечаева). М.: ИНТОР. 80 с.

Иваненков С.П. 2001. Проблема классификации форм социализации. — Теоретический журнал «Credo». № 3. Доступ: http://credonew.ru/content/view/246/53/ (проверено 25.08.2014).

Кричевский Р.Л., Митина Л.М. 1996. Профессиональная социализация личности: Проблемы профессиональной социализации. Тула. 167 с.

Парсонс Т. 1994. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем. — Американская социологическая мысль (под ред. В.И. Добренькова). М.: Изд-во Моск. ун-та. 496 с.

Пробст Л.Э. 2001. Проблемы профессионального самоопределения молодежи в рыночных условиях: аспекты социализации и воспитания. Челябинск. 267 с.

Рубчевский К.В. 2002. Формы прохождения социализации личности. — Психологическая наука и образование. № 2. С. 86-92.

ZADORKINA Svetlana, postgraduate, the Department of the Public Administration and Sociology of Region, Penza State University (Krasnaya str, 40, Penza, Russia, 440026; s_ [email protected])

THE ROLE OF MEDIA AND COMMUNICATIONS IN FORMATION OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF STUDENTS

Abstract. The article focuses on the role of media and communication in formation of professional socialization of students. The author analyzes the role of different social institutions in the process of professional socialization of students, noting that media and communication are the main factors of the institutional framework of society. The author proposes his view on a structure of the purposeful formation and development of the process of professional socialization of the youth in the innovative society. The special attention the author pays to the involvement of the media and communication into the process of socialization.

Keywords: media and communications, professional socialization, youth, innovative human competence, social status of innovative people

References

Durkheim E. Education et sociologie. Paris: Les Presses universitaires de France. 1968. 121 p. [Russ. ed. Durkheim E. Sotsiologiya obrazovaniya. (per. s frants. T.G. Astakhovoy, pod nauch. red. V.S. Sobkina, V.Ya. Nechaeva). M.: INTOR Publ. 1996. 80 p.]

Ivanenkov S.P. The Problem of Classification of the Forms of Socialization. - Credo. Theoretical Journal. 2001. No 3. (In Russ.) URL: http://credonew.ru/content/view/246/53/ (accessed 25.08.2014).

Krichevskiy R.L., Mitina L.M. Professional'naya sotsializatsiya lichnosti: Problemy professional'noy sotsializatsii [Professional Socialization of a Person: Problems of Professional Socialization]. Tula. 1996. 167 p.

Parsons T. The Action Frame of Reference and the General Theory ofAction. Systems: Culture, Personality and the Place of Social Systems. - The Social System. Routledge. 2005. P. 1-14 [Russ. ed. Parsons T. Sistema koordinat deystviya i obshchaya teoriya sistem deystviya: kul'tura, lichnost' i mesto sotsial'nykh system. - Amerikanskaya sotsiologicheskaya mysl'(pod red. V.I. Dobren'kova). M.: Moscow State Univercity Press. 1994. 496 p.]

Probst L.E. Problemyprofessionalnogosamoopredeleniyamolodezhi vrynochnykh usloviyakh:aspekty sotsializatsii i vospitaniya [Problems of Professional Self-determination of Youth in Market Conditions: the Socialization and Educational Aspects]. Chelyabinsk. 2001. 267 p.

Rubchevskiy K.V. The Forms of a Personal Way of Socialization. - Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2002. No 2. P. 86-92. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.