Научная статья на тему 'Социализация личности в качестве психосоциального явления'

Социализация личности в качестве психосоциального явления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
597
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полванова Дилрабо Тагаймуратовна

В статье системно исследуются понятие «социализация» и ее сущность, виды, типы, социально-психологические механизмы социализации личности как комплексного феномена общественной практики и результата развития человека в обществе. Вопрос о том, каким образом человек становится компетентным членом сообщества, всегда был в центре внимания, прежде всего философов, антропологов, социологов, психологов и педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полванова Дилрабо Тагаймуратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социализация личности в качестве психосоциального явления»

которую студенты выполняют поиск, получение, преобразование и обработка информации в течение определенного отрезка времени.

Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет на новом уровне передавать информацию студенту и улучшать ее понимание. Программные средства, использующие графику, способствуют развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление. Использование информационные технологии в учебном процессе сделала возможным достаточно широкое применение мультимедийных презентаций.

Таким образом, современные технологии обучения открывают студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением информационных технологий, которые позволяют повысить эффективность обучения.

Список литературы

1. Мовчан И.Н. Структура и содержание информационной деятельности студентов вуза / И.И. Мовчан // Информатика и образование, 2009. № 6. С. 112-114.

2. Махмутова М.В. Сочетание традиционной и дистанционной технологий обучения в процессе подготовки ИТ-специалистов в вузе / Г.Р. Махмутов, М.В. Махмутова // Вестник компьютерных и информационных технологий, 2010. № 8. С. 52-56.

3. Ляудис В.Я. Инновационное обучение: стратегия и практика. М., 1994.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КАЧЕСТВЕ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ Полванова Д.Т.

Полванова Дилрабо Тагаймуратовна - преподаватель, кафедра педагогики и психологии, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье системно исследуются понятие «социализация» и ее сущность, виды, типы, социально-психологические механизмы социализации личности как комплексного феномена общественной практики и результата развития человека в обществе.

Вопрос о том, каким образом человек становится компетентным членом сообщества, всегда был в центре внимания, прежде всего философов, антропологов, социологов, психологов и педагогов. Ключевые слова: социализация, личность, психология.

Социализация — процесс становления личности человека. Этот процесс предполагает усвоение: человеком общественно выработанного опыта, отношений к миру, социальных норм, ролей, функций; активную переработку этого общественного опыта самим человеком под углом зрения своих внутренних позиций; становление у человека образа Я и выработку у себя как личности, члена общества собственного мировоззрения, реализацию своего мировоззрения в собственном опыте взаимодействия с другими людьми; участие и вклад человека в дальнейшее развитие духовных ценностей; в литературе отмечается также воспроизводство человеком социальных связей в своей активной деятельности, преобразование самим человеком социального опыта, продвижение его на новую ступень.

Социализация - не только процесс усвоения социальных норм, ролей, установок путем включения в социальные связи, но и процесс их встраивания в целостную систему (структуру) личности, благодаря чему и происходит ее становление. Между тем социализация - это и процесс объективации личности (включая и трансляцию другим субъектам своего «личностного содержания»), поскольку включение в систему социальных связей неминуемо требует от нее своего рода презентации социального опыта [1].

Расширение и углубление социализации происходит:

- в сфере деятельности — расширение ее видов; ориентировка в системе каждого вида деятельности, т.е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. п.

- в сфере общения — обогащение круга общения, углубление его содержания, развитие навыков общения.

- в сфере самосознания — формирование образа собственного «Я» («Я»-концепция) как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности социальной роли и др.

Виды социализации, как правило, классифицируются по временному периоду, поэтому их называют этапами социализации.

1. Первичная социализация. Период от рождения до формирования взрослого человека. Этот этап очень важен для социализации ребенка. Первые знания об обществе он получает обычно от родителей.

2. Вторичная социализация (или ресоциализация). Процесс замещения ранее сложившихся методов поведения на новые, характерные для взрослого человека. Вторичный этап часто означает разрыв старых шаблонов, и усвоение новых. Помните, как в университете вам говорили: «Забудьте все, что вы учили в школе»? Вторичный этап длится всю жизнь человека.

Остальные виды социализации:

1. Групповая социализация. Социализация внутри какой-то конкретной социальной группы. То есть, в какой среде ребенок больше проводит времени (родители, учителя или друзья), правила и нормы той среды он и усваивает в первую очередь.

2. Гендерная социализация. Социализация по половому признаку. Мальчики усваивают то, как должны себя вести мальчики, а девочки, соответственно, учатся быть девочками.

3. Организационная социализация. Процесс социализации во время трудовой деятельности (как вести себя с коллегами, начальством, подчиненными, как относится к труду, хорошо ли опаздывать на работу и т.д.).

4. Досрочная социализация. Вид социализации, который представляет собой своеобразную репетицию будущей деятельности, приступать к которой еще рано (игра девочек в дочки-матери).

Существует несколько социально-психологических механизмов социализации:

1) идентификация — отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Примером идентификации является полоролевая типизация — процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола;

2) подражание — сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т.д.);

3) внушение — воздействие на поведение и психику человека, предполагающее некритическое восприятие им особенностей информации. Внушение — процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;

4) фасилитация — стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее («фасилитация» означает «облегчение»);

5) конформность — осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении [2].

Ряд авторов выделяют четыре психологических механизма социализации — такие, как:

1) имитация — осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения;

2) стыд—переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей;

3) чувство вины — переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей.

Список литературы

1. Шамионов Р.М. Социализация личности: системно диахронический подход Ж. Психологические исследования, 2013 Том 6. № 27.

2. Общие основы психологии: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Р.С. Немов. Москва: Просвещение: Владос, 1994. 576 с.

ВЛИЯНИЕ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Катунина Т.Н.

Катунина Татьяна Николаевна - педагог, Федеральное государственное бюджетное учреждение Сергиево-Посадский дом-интернат слепоглухих для детей и молодых инвалидов,

г. Сергиев Посад

Аннотация: в статье планируется проанализировать особенности развития осязания и мелкой моторики у незрячих детей, в частности, у младших школьников, проанализировать коррекционно-развивающие занятия. Дети с нарушением зрения испытывают трудности в исследовании окружающего их мира, им тяжело определять величину, форму, расположение в пространстве. Компенсацию зрительной недостаточности обеспечивает активное подключение рук при обследовании предметов окружающего пространства.

Ключевые слова: коррекционные занятия, младший школьный возраст, незрячесть, мелкая моторика, обучение, осязание.

Постановка проблемы. Важным компенсаторным механизмом развития детей с глубокими нарушениями зрения является формирование их культуры использования альтернативных средств восприятия и познания окружающей среды. Развитие осязания и тактильной чувствительности рук является одним из важных направлений коррекционно-восстановительной работы со школьниками с нарушениями зрения.

Изложение основного материала. Учеными отмечается значительное влияние мелкой моторики и тактильной чувствительности пальцев рук на формирование у ребенка психических процессов. Уровень психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук [4, с. 4].

Учебным планом специальной общеобразовательной школы для детей с нарушениями зрения предусмотрен блок коррекционно-развивающих занятий, одной из составляющих которого является ориентирование в пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.