Научная статья на тему 'Социализация инвалидов в процессе гуманизации современной экономики'

Социализация инвалидов в процессе гуманизации современной экономики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
595
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИД / ПРОТЕЗИРОВАНИЕ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИНВЕСТИЦИИ / ГУМАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / ДОБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ / СКОЛКОВО / DISABLED PERSON / PROSTHETICS / ARTIFICIAL INTELLIGENCE / SOCIAL SECURITY / HUMAN CAPITAL / INVESTMENTS / HUMANIZATION OF THE ECONOMY / FUNDING SOURCES / ADDED VALUE / SKOLKOVO

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чадина Елена Викторовна

Статья посвящена рассмотрению места социального обеспечения инвалидов в процессе гуманизации экономики. Предмет исследования процесс социализации инвалидов как один из факторов создания добавочной стоимости для увеличения ВВП. В работе проведена обработка статистической информации, которая позволила дать количественные и качественные характеристики состояния рынка протезирования инвалидов, выявить значение инвестирования в искусственный интеллект, в результате чего создается не только добавленная стоимость, но и современные наукоемкие технологии, что и приводит к устойчивому экономическому развитию. Приводятся результаты анализа нормативно-правовой базы соблюдения прав инвалидов в части их обеспечения протезными изделиями. Сделан вывод, что, несмотря на существующие проблемы, в настоящее время в России происходит процесс дальнейшей гуманизации государственной политики в сфере социальной адаптации инвалидов. Вместе с тем необходимы дополнительные действенные механизмы реализации всех предусмотренных законодательством мер по реализации этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Чадина Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socialization of the Disabled in the Process of the Modern Economy Humanization

The paper deals with the social welfare for disabled people in the process of humanization of the economy. The subject of the research is the socialization of the disabled as a factor contributing to creation of the added value and increasing the GDP. During the research a considerable amount of statistical data was processed making it possible to obtain quantitative and qualitative characteristics of the prosthetics market for people with disabilities and prove the importance of investments in artificial intelligence to create not only the value added but also advanced technologies leading to sustainable economic development. The regulatory and legal framework was analyzed in terms of its compliance with the rights of the disabled to prosthetic products. It is concluded that despite the existing problems the process of further humanization of the government policy of social adaptation of the disabled is continuing in Russia. Along with that, additional effective mechanisms are needed to carry out all measures provided by the legislation for the implementation of this process.

Текст научной работы на тему «Социализация инвалидов в процессе гуманизации современной экономики»

УДК 330.322

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИНВАЛИДОВ В ПРОЦЕССЕ ГУМАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

ЧАДИНА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА, старший преподаватель Департамента корпоративных финансов,

Финансовый университет, Москва, Россия

reine1@yandex.ru

Статья посвящена рассмотрению места социального обеспечения инвалидов в процессе гуманизации экономики. Предмет исследования - процесс социализации инвалидов как один из факторов создания добавочной стоимости для увеличения ВВП. В работе проведена обработка статистической информации, которая позволила дать количественные и качественные характеристики состояния рынка протезирования инвалидов, выявить значение инвестирования в искусственный интеллект, в результате чего создается не только добавленная стоимость, но и современные наукоемкие технологии, что и приводит к устойчивому экономическому развитию. Приводятся результаты анализа нормативно-правовой базы соблюдения прав инвалидов в части их обеспечения протезными изделиями. Сделан вывод, что, несмотря на существующие проблемы, в настоящее время в России происходит процесс дальнейшей гуманизации государственной политики в сфере социальной адаптации инвалидов. Вместе с тем необходимы дополнительные действенные механизмы реализации всех предусмотренных законодательством мер по реализации этого процесса.

Ключевые слова: инвалид; протезирование; искусственный интеллект; социальное обеспечение; человеческий капитал; инвестиции; гуманизация экономики; источники финансирования; добавочная стоимость; Сколково.

Socialization of the Disabled in the Process of the Modern Economy Humanization

CHADINA ELENA V., senior lecturer the Corporate Finance Department, Financial University, Moscow, Russia reine1@yandex.ru

The paper deals with the social welfare for disabled people in the process of humanization of the economy. The subject of the research is the socialization of the disabled as a factor contributing to creation of the added value and increasing the GDP. During the research a considerable amount of statistical data was processed making it possible to obtain quantitative and qualitative characteristics of the prosthetics market for people with disabilities and prove the importance of investments in artificial intelligence to create not only the value added but also advanced technologies leading to sustainable economic development. The regulatory and legal framework was analyzed in terms of its compliance with the rights of the disabled to prosthetic products. It is concluded that despite the existing problems the process of further humanization of the government policy of social adaptation of the disabled is continuing in Russia. Along with that, additional effective mechanisms are needed to carry out all measures provided by the legislation for the implementation of this process.

Keywords: disabled person; prosthetics; artificial Intelligence; social security; human capital; investments; humanization of the economy; funding sources; added value; Skolkovo.

Сущность гуманизации экономики в отношении инвалидов

На современном этапе развития мировое сообщество все больше внимания уделяет гуманизации экономики, которая проявляется в следующем:

• создаются благоприятные условия для жизнедеятельности и повышается качество жизни населения;

• защищаются права человека на труд, получение образования, пользование средствами коммуникации, а также на участие в культурной и общественной жизни;

• поддерживаются права человека на самовыражение личности и социальную защиту посредством создания правовых институтов;

• формируются условия для обеспечения экологической безопасности в условиях развитие технического прогресса;

• происходит интеллектуализация труда, в результате чего создаются добавленная стоимость и современные наукоемкие технологии, что и приводит к устойчивому экономическому развитию.

Традиционно к числу критериев оценки уровня гуманизации экономики относят ВВП на душу населения, показатели научно-технического прогресса, динамику объема товарооборота и экспорта товаров, инвестиционную активность, структуру национального богатства. Если даже все эти показатели имеют положительную динамику, то далеко не всегда экономический рост обеспечивает развитие человека иподъем реального роста его благосостояния. Для оценки уровня гуманизации экономики можно также использовать финансовые показатели, в частности объемы собственных ресурсов организаций и предприятий, показатели их инвестиционной активности, динамики сбережений населения, структуры расходов населения и др. [3].

Важно отметить, что гуманизация общества невозможна без инвестиций в человека, направленных на поддержание его физического здоровья и интеллектуального потенциала. В целях обеспечения полноправного участия лиц с ограниченными возможностями здоровья в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни общества, лик-

видацию дискриминации по признаку инвалидности была ратифицирована Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ Конвенция о правах инвалидов, что позволило утвердить в нашей стране принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов. Подписание Конвенции обозначило готовность России к соблюдению международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов [1].

Государственная политика по интеграции инвалидов в общество

Правительство РФ принимает меры по интеграции инвалидов в общество, о чем свидетельствует принятие постановления от 01.12.2015 № 1297 «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации „Доступная среда" на 2011-2020 годы», которая нацелена на создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество, повышению уровня их жизни, совершенствованию системы комплексной реабилитации инвалидов и государственной системы медико-социальной экспертизы. Например, в рамках реализации программы на сайте «Доступная среда. Учимся жить вместе» действует специализированная информационная система «Интернет-портал в рамках общественно-просветительской кампании по распространению идей, принципов и средств формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения субъектами малого предпринимательства». Интернет-портал включает раздел «Карта доступности объектов», где размещается информация, отображающая в графическом виде приоритетные объекты по степени их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения1. В рамках этой программы предусматривается поэтапное установление критериев доступности государственных и муниципальных услуг в отношении инвалидов во всех областях жизнеобеспечения (транспорт, культура, информация, здравоохранение, образование, связь, жилищно-коммунальное хо-

1 Портал «Доступная среда. Учимся жить вместе». URL: http://

zhit-vmeste.ru/ (дата обращения: 13.09.2016).

зяйство). Всего за период 2013-2015 гг. было создано 43,9 тыс. специально оборудованных (оснащенных) рабочих мест, что позволило трудоустроить 44 161 инвалида. В результате уровень трудоустройства инвалидов на 1 января 2016 г. составил 42,4% от численности обратившихся в органы службы занятости инвалидов за содействием в поиске подходящей работы2.

В Федеральном законе от 29.12.2015 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», с учетом требований ст. 5 Конвенции о правах инвалидов и Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» введена чрезвычайно важная норма (ч. 1 ст. 3) о недопустимости дискриминации по признаку инвалидности, сформулировано определение данного вида дискриминации. Следует отметить, что в последние годы сделан значительный прорыв в понимании именно качественного медицинского обслуживания3. По оценкам специалистов Минздрава России, развитие такой его разновидности, как высокотехнологичная медицинская помощь, можно привести в качестве примера достаточно успешного и качественного проекта оказания медицинской помощи инвалидам. Так, в 2014 г. объем такой медпомощи был увеличен на 40%, (вместо 505 тыс. человек, предусмотренных планом, ее получили до 705 тыс. пациентов)4.

Общий объем финансирования государственной программы на 2011-2020 гг. составляет 424,6 млрд руб. Из них на 2016-2020 гг. предусмотрено 255 млрд руб., в том числе в 2016 г. — 47,9 млрд руб.; в 2017 г. — 52,9 млрд руб.; в

2 Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/ mintrud/analytics/114 (дата обращения: 13.09.2016).

3 Официальный сайт автономной некоммерческой организации высшего образования «Московский гуманитарный университет». URL: http://Www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2016/ proceedings/Humanistic-Factor-in-Contemporary-Law.pdf. (дата обращения: 09.09.2016).

4 Интернет-портал «Российской газеты». URL: https://rg.ru/ gazeta/rg/2015/01/12.html (дата обращения: 04.09.2016).

2018 г. — 51,9 млрд руб.; в 2019 г. — 51,2 млрд руб.; в 2020 г. — 51,1 млрд руб.5

Разработаны также Методические рекомендации по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду6, которыми предусмотрено производство протезов в рамках индивидуальной программы реабилитации инвалидов (далее — ИПР).

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 13 млн инвалидов. Из 2,57 млн инвалидов, которые находятся в трудоспособном возрасте, трудятся только 817,3 тыс. человек, численность неработающих инвалидов составляет 1,8 млн человек, или 68,2% от численности инвалидов в трудоспособном возрасте.

Доля работающих инвалидов трудоспособного возраста не превышает 32% в общей численности инвалидов трудоспособного возраста7.

Для сравнения: уровень занятости населения в Российской Федерации составляет около 73% от численности граждан трудоспособного возраста.

Из табл. 1 следует, что количество инвалидов из года в год сокращается, хотя, по мнению некоторых экспертов, такое явление вызвано внедрением новых критериев признания инвалидности.

Количество детей-инвалидов, напротив, с каждым годом становится больше. В 2010 г. их насчитывалось 519 тыс. человек, в начале 2016 г. их уже было 617 тыс. человек.

Таким образом, можно говорить о тенденции увеличения нетрудоспособного населения и, как следствие, расходов на социальные выплаты.

Теоретически сегодня благодаря достижениям инженерной и научной мысли человек с ограниченными возможностями может наравне с

5 Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. URL: http://www.rosmintrud. ru/employment/ (дата обращения: 09.09.2016).

6 Сайт информации для инвалидов. URL: http://aupam. ru/pages/zakonodatelstvo/metod_rekomen_po_obesp_inv_ts_ reab_v_ramkakh_feder_perechnya_reab/oglavlenie.html (дата обращения: 09.09.2016).

7 Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. URL: http://www.rosmintrud.ru/ employment/ (дата обращения: 02.09.2016).

1 Официальный сайт Росстата. URL: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/# (дата обращения: 04.09.2016).

2 Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/ mintrud/handicapped/74/save_all_as_zip/#1 (дата обращения: 09.09.2016).

3 В общую численность инвалидов включаются лица, состоящие на учете и получающие пенсию в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, Минобороны России, МВД России, ФСБ России, ФСИН Минюста России и ФСКН России (расчет Росстата).

4 С 2015 г. с учетом численности инвалидов по Крымскому федеральному округу, представленной в 2015 г. по данным формы № 1-ЕДВ, в 2016 г. по данным формы № 94 (пенсии).

Таблица 1

Общая численность инвалидов по группам инвалидности, тыс. чел.1, 2

(на 01.01.2016 г.)3

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.4 2016 г.

Всего инвалидов 13 134 13 209 13 189 13 082 12 946 12 924 12 751

в том числе: I группы 1920 1540 1515 1496 1451 1355 1283

II группы 7086 7306 7076 6833 6595 6472 6250

III группы 3609 3822 4038 4185 4320 4492 4601

дети-инвалиды 519 541 560 568 580 605 617

Общая численность инвалидов, приходящаяся на 1000 человек населения 92,0 92,5 92,2 91,3 90,1 88,4 87,0

другими людьми получать доступ ко всем сферам жизни. Задача состоит в том, чтобы научные достижения стали доступны тем людям, кто в них нуждается, поскольку понятие «инвалид» подразумевает также «барьер» [2]. Несмотря на желание, многие инвалиды не могут работать по причине невозможности перемещения без посторонней помощи. Государство обеспечивает их по нормам, установленным законодательством, средствами передвижения: инвалидными колясками, оборудует места общественного пользования пандусами. Но реальность такова, что на сегодняшний день в России насчитывается большое количество инвалидов, нуждающихся в протезировании конечностей. В 2014 г. Правительство РФ утвердило Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года8. В перечне задач, приоритетных для нужд здравоохранения, отмечалась важность разработки и создания интеллектуальных технических систем, применяемых в протезировании конечностей. По учетным данным протезно-ортопедических предприятий, в России имеется большой дисба-

8 Официальный сайт Правительства РФ. и^:Ьир:/^оуегптеП:.ги/ те^а/й^/4ШЪ737638Ъ91аа2184^ (дата обращения: 09.09.2016).

ланс между требующимися техническими средствами реабилитации и произведенными протезами. Так, по данным за последние пять лет число нуждающихся в протезировании конечностей составляло 170 063 человека, в то время как было произведено всего 46 800 изделий9. Таким образом, меньше трети российских инвалидов смогли получить необходимое оборудование. Число нуждающихся в протезно-ортопедических изделиях составляет около 600 000 человек. По тем же данным, более половины людей, ставших инвалидами по причине утраты конечностей, относятся к трудоспособному возрасту от 30 до 59 лет10.

Источники финансирования услуг по протезированию

Для получения услуг по протезированию инвалиды могут воспользоваться следующими источниками финансирования.

9 Официальный сайт информационного агентства WordYou. URL: http://wordyou.ru/expert/pressreliz/98479.html (дата обращения: 10.09.2016).

10 Официальный сайт информационного агентства WordYou. URL: http://wordyou.ru/expert/pressreliz/98479.html (дата обращения: 10.09.2016).

1. Государственные средства. Государственные центры протезирования и ортопедии созданы практически во всех крупных городах и областных центрах и финансируются из федерального бюджета. Но только в нескольких городах действуют протезные и ортопедические центры при научно-исследовательских институтах, которые занимаются научной разработкой новых протезов, применяя новые технологии. Эти центры частично финансируются за счет федерального бюджета.

Однако выделяемые средства не соответствуют государственным обязательствам и реальной потребности людей с ограниченными возможностями. Это видно из проверок деятельности ФСС РФ контрольными органами. Основные жалобы инвалидов связаны с длительным ожиданием получения транспортного средства реабилитации (далее — ТСР) и нарушениями сроков выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации и протезно-ортопедические изделия. Например, за 9 месяцев 2013 г. только в одном регионе (Волгоградской области) с заявлениями о предоставлении ТСР и выплате компенсации за их самостоятельное приобретение обратилось более 12,5 тыс. инвалидов, и почти половина из них до настоящего времени необходимыми средствами так не было обеспечено11.

2. Средства частных и общественных организаций. После получения данных средств инвалид

11 Официальный сайт Агентства стратегических инициатив: URL: http://asi.ru/upload/iblock/8dd/Spravka%20MPT1.pdf (дата обращения: 10.09.2016).

может обратиться в частные медицинские учреждения, которые функционируют при клиниках в крупных городах России. Все услуги по протезированию платные.

3. Собственные накопленные средства граждан.

На зарубежном рынке лидирующие позиции в производстве протезов занимают фирмы Германии, США, Израиля, которые изготовляют изделия для инвалидов по самым современным технологиям из качественного материала. Но протезы, изготовленные за рубежом, намного дороже российских аналогов. Однако возможность качественного протезирования с использованием последних новинок в производстве протезов, а также возможность применения бионических протезов нивелирует этот недостаток.

Опрос, проведенный автором среди 57 инвалидов, нуждающихся в протезировании, представлен в табл. 2.

По результатам опроса можно сделать вывод, что инвалиды не довольны качеством производимых в нашей стране протезов и для увеличения доли трудоспособного населения среди инвалидов необходимы инвестиции в интеллектуальную собственность в медицине.

Если обратиться к зарубежному опыту, то специалисты компании «Отто Бокк» приносят в сферу протезирования революционные идеи, которые становятся базой для качественного прорыва в протезно-ортопедической отрасли и служат основой для создания множества полезнейших вещей для человека. В данный момент невозможно не отметить создание компанией протеза руки с

Таблица 2

Результаты опроса инвалидов, нуждающих в протезировании

Обращались ли вы в государственные центры протезирования: да/нет, % Качество и полнота оказываемых услуг: плохо/хорошо/ отлично, % Соотношение цена -качество: плохо/хорошо/ отлично, % Индивидуальный подход к пациенту: плохо/хорошо/ отлично, % Помогло бы наличие качественного протеза при трудоустройстве да/нет/не знаю, % Изменилось/ бы качество вашей жизни после приобретения высокотехнологичного протеза: да/нет/не знаю, % Доступность зарубежного протезирования относительно доходов семьи: да/нет, %

67/33 41/49/10 36/51/13 29/49/22 75/9/16 85/4/11 32/68

Источник: расчеты автора.

кистью Michelangelo, который позволяет инвалиду выполнять самые все необходимые ежедневные действия. Удачно реализованные проекты создают высокую репутацию компании, что позволяет ей не испытывать трудности с финансированием. Зарубежными являются абсолютно все высокотехнологические бионические конечности. В нашей стране все же есть компании, которые занимаются разработкой и усовершенствованием изделий по протезированию. Например, НПФ «Орто-Космос».

На настоящий момент ситуация с протезированием в нашей стране сложилась таким образом, что, несмотря на предпринятые меры со стороны государства по улучшению качества жизни инвалидов и, как следствие, уменьшению числа нетрудоспособного населения путем предоставления им услуг по протезированию, еще не решены многие проблемы социализации инвалидов: • российский рынок услуг протезирования отстает от зарубежного рынка, в частности Германии, Израиля, Исландии, США по качественным характеристикам изделий, дизайну и их функциональности. Так как государственные субсидии на протезирование не распространяются при их покупке

за рубежом, инвалидам приходится искать спонсоров либо тратить собственные очень ограниченные средства на покупку качественного протеза;

• незначительный объем государственных закупок для обеспечения всех нуждающихся инвалидов в протезировании;

• высокий уровень бюрократизации при получении протезов или средств передвижения в рамках ИПР;

• нарушение сроков выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации и протезно-ортопедические изделия;

• незначительный объем государственных инвестиций на развитие искусственного интеллекта в области протезирования.

Выводы

Несмотря на существующие проблемы, в России происходит процесс гуманизации государственной политики в сфере социальной адаптации инвалидов. Вместе с тем необходимы дополнительные действенные механизмы реализации всех предусмотренных законодательством мер по реализации этого процесса.

Литература

1. Биганова М.А. Гуманизация экономического роста — критерий цивилизованности современной системы общественного производства общественного производства // Экономические науки. 2014. № 7 (116), с. 15-18.

2. Кузова В. А. Проблемы создания доступной среды для маломобильных групп населения в Приморском крае // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2016. № 1. С. 183-189.

3. Фетисова А.В. Молодежь с ограниченными возможностями как объект молодежной политики // Science Time. 2014. №. 5 (5). C. 200-221.

References

1. Biganova M.A. Humanizing of the economy growing is a criterion of civilized of the modern system of public production of public production [Gumanizacija jekonomicheskogo rosta — kriterij civilizovannosti sovremennoj sistemy obshhestvennogo proizvodstva obshhestvennogo proizvodstva]. Ekonomicheskie nauki — Economic sciences, 2014, No. 7 (116), pp. 15-18.

2. Kuzova, V.A. The problem of creating an accessible environment for the disabled population in Primorsky Krai [Problemy sozdanija dostupnoj sredy dlja malomobil'nyh grupp naselenija v Primorskom krae]. Territorija novyh vozmozhnostej. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta jekonomiki i servisa — Territory of new possibilities. Announcer of the Vladivostok state university of economy and service, 2016, No. 1, pp. 183-189.

3. Fetisova A.V. The young people with limit possibilities as an object of youth politics [Molodezh' s ogranichennymi vozmozhnostjami kak ob'ekt molodezhnoj politiki]. Science Time, 2014, No. 5 (5), pp. 200-221.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.