УДК 316.614
СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ, ИДЕНТИЧНОСТЬ: ДИАЛЕКТИКА ВЗАИМОСВЯЗИ
© Г. Г. Винограденко1*, И. В. Фролова2
1 Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел.: +7 (347) 229 96 31.
E-mail: [email protected] 2Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан Россия, Республика Башкортостан, 450008 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 40.
E-mail: frolovaiv2 @ mail. ru
В статье анализируются теоретические аспекты социализации личности. Развивается положение о том, что идентичность личности является результатом социализации и возникает в ходе и на основе ее взаимодействия с социальной средой, где социальный опыт не только усваивается личностью, но и определенным образом интерпретируется (интернализируется). Аргументируется, что в основе преобразований социальных отношений между людьми в индивидуальные свойства личности лежит диалектический механизм «интернализации— экстернализации».
Ключевые слова: социализация, первичная и вторичная социализация, интернализация, экстернализация, идентичность, развитие личности.
Понятие социализации, активно используемое в современном социогуманитарном дискурсе, тем не менее, не имеет однозначного толкования. Это обстоятельство обусловлено не только спецификой той или иной научной школы или направления, но и междисциплинарным характером употребления данного понятия. В этой ситуации задача социально-философского подхода - сформулировать основы теоретической модели комплексного анализа процесса социализации индивида, охватывающей различные аспекты взаимоотношений между мик-ро- и макроуровнями его социального бытия, которая позволит уточнить смысловую нагруженность понятия «социализация».
Мы вслед за Г. М. Андреевой исходим из того, что социализацию личности можно определить как двусторонний процесс, в ходе которого происходит, с одной стороны, усвоение и дальнейшее развитие индивидом социально-культурного опыта, включающего в себя совокупность ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе; с другой стороны, процесс «активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» [1, с. 76]. Действительно, это сложная и во многом амбивалентная система взаимозависимостей, включающая в себя ряд составляющих.
Во-первых, это передача и воспроизводство социального опыта как в личностной, так и в коллективной форме, определенным образом структурированного в системе общественных отношений; именно социальный опыт содержит социальные знания, ценности, нормы, установки, образцы поведения, сложившиеся в результате культурноисторического развития данного общества и, таким образом, выступающие своеобразными «императивами» социализации [2, с. 118]. Помимо содержания, и качество социального опыта, в немалой сте-
пени обусловленное принадлежностью индивида к определенной социальной группе (страту), проявляемое на уровне релевантной когнитивной и социальной стимуляции, предлагаемой индивиду в ходе социализации, способно в значительной степени предопределить результаты социализации, а, следовательно, и конкретные действия, поведение личности. Учет названных моментов необходим в связи с определением целей процесса социализации, его конечного результата.
Во-вторых, передача социального опыта индивиду осуществляется через целенаправленное и организованное социализирующее воздействие агентов и институтов социализации в процессе коммуникации, основной формой которой является социальное взаимодействие. Помимо целенаправленного социализирующего воздействия агентов и институтов, на личность оказывает влияние и вся совокупность социокультурных факторов, в том числе - политических, духовных, экономических и т.п.
В-третьих, усвоение индивидом социального опыта выводит нас на проблему интернализации, в ходе которой этот опыт приобретает качественно новое бытие в личности, ее социальном и нравственном облике. С другой стороны, именно в процессе интернализации индивидом социального опыта, а не через пассивное его усвоение, происходит формирование субстанциальных, или социально-психологических, качеств, которые индивид экстернализирует в своей социальной активности, в жизнедеятельности в целом, о чем пишет, в частности, Д. Аронфрид [3, с. 263-325].
В-четвертых, в процессе социализации индивида возникают разнообразные формы индивидуального отчуждения, проявляющиеся и на уровне сознания (в виде дисбаланса как между элементами базовых социальных установок индивида, так и между самими установками), и в различных формах поведения.
* автор, ответственный за переписку
1390
ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ
Исходя из этого, очевидно, что качества личности, приобретаемые ею в процессе социализации, являются не врожденными свойствами и способностями, а результатом усвоения ею социального опыта или, точнее, результатом формирования социального опыта индивида [2, с. 52]. В свою очередь, под социально-психологическими качествами личности мы понимаем совокупность свойств, присущих данной личности, представляющих ее сущностную определенность, иначе говоря - идентичность, благодаря которой и проявляется ее уникальность в социальных отношениях. Основным признаком социально-психологических свойств личности является возможность вступать во взаимодействие с социальной средой (так называемые диспозиционные свойства личности).
Идентичность личности возникает в ходе и на основе ее взаимодействия с социальной средой, где социальный опыт не только усваивается личностью, но и определенным образом интерпретируется (интернализируется). Следовательно, в основе преобразований социальных отношений между людьми в индивидуальные свойства личности (в частности, в социально-психологические качества) лежит диалектический механизм «интернализации-экстернализации». Действительно, в социальной теории доминируют воззрения, согласно которым в ходе общего процесса социализации происходит интернализация индивидом социального мира как объективной реальности одновременно с экстерна-лизацией себя в последнем [4, с. 210]. Через процесс интернализации происходит формирование индивидуального социального опыта, а, следовательно, и совокупности социально-психологических качеств личности. В процессе же экстернализа-ции индивидуальный социальный опыт проявляется в конкретных действиях и поступках, в деятельности вообще.
Процесс интернализации необходимо подвергнуть более тщательному анализу, так как он является неотъемлемым звеном (механизмом) общего процесса социализации, так же, как и процесс эктернализации [5, с. 211-220]. Подчеркнем, что формы интернализации индивидом социального опыта в процессах первичной и вторичной социализации имеют качественные различия. Остановимся на них более подробно. Дело в том, что в ходе процесса первичной социализации (которая, как мы знаем, происходит на таких этапах жизненного цикла человека, как «детство» и «юность») индивид усваивает социально-обусловленные ценности, убеждения и установки, воспринимая их некритически, как нечто само собой разумеющееся. Таким образом, формирование социально-психологических качеств личности на данных этапах ее жизненного цикла в значительной степени предопределяется характером социализирующего воздействия, оказываемого на нее агентами и институтами первичной социализации (то есть семья, школа, сверстники и т.д.).
Описывая подобную форму интернализации, в качестве примера часто приводят процесс усвоения
индивидом родного языка. Язык выступает своеобразной «социализирующей силой», которая некритически усваивается индивидом. Данная форма интернализации, которую С. Джинер называет «инструментальной», подразумевает приобретение индивидом культурных форм без обязательного понимания таковых [6, с. 111-113].
Вторая форма интернализации, выступающая механизмом процесса вторичной социализации (жизненные циклы «поздняя юность», «зрелость»), так называемая «критическая» форма, позволяет индивиду определенным образом оценивать, основываясь на собственном жизненном опыте, предлагаемую ему обществом когнитивную и социальную стимуляцию. «Критическая» форма интернализации, как отмечают исследователи, является типичной для комплексных индустриальных обществ, где социальные роли и нормы подчас находятся в состоянии конфликта, что на индивидуальном уровне отражается как в формировании предубеждений, так и в различных формах девиантного поведения соответственно.
Основываясь на изложенном, можно сделать достаточно важный вывод. Различия процессов первичной и вторичной социализации обусловлены не только характером социализирующего воздействия агентов и институтов на конкретной стадии жизненного цикла индивида, но и формами интернализации индивидом социальной реальности. В частности, «критическая» форма интернализации, отвечая задачам социализации вторичной, подразумевает приобретение индивидом «специфическо-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда», о чем более подробно пишут, в частности, П. Бергер и Т. Лукман [см., например: 7, с. 210-279; 8, с. 94-130].
Отметим, что интернализация индивидом социальной реальности в высокой степени детерминирована такими интросубъективными процессами, как имитация и идентификация, которые могут, в свою очередь интерпретироваться как механизмы социализации [См., например: 9, с. 93-97; 3, с. 263-325; 7, с. 214-224].
Отметим, что вопрос относительно стадий процесса социализации все еще является предметом научной полемики. Центральное место в ней занимает вопрос, происходит ли в зрелом возрасте усвоение социального опыта, которое составляет значительную часть содержания социализации. Традиционной является точка зрения, согласно которой первичная социализация, то есть усвоение индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе, происходит, как уже было отмечено, на таких этапах жизненного цикла человека, как «детство» и «юность». Вторичная же социализация, под которой подразумевается, прежде всего, реализация в комплексном процессе интеракции личностного потенциала (в основе него лежат статусно-ролевые позиции), осуществляется на этапе «зрелого возраста» [10, с. 84-86].
Представляется возможным выделить следующие различия между процессами первичной и
вторичной социализации. В процессе первичной социализации, как уже было упомянуто, происходит формирование социально-психологических качеств личности (ее идентичности), причем отношение к другим людям строится на эмоциональной близости. В то время как во вторичной социализации, выражаемой в изменении внешнего поведения уже сложившейся «базовой» личности (что, однако, возможно лишь «.. в обществах с очень простым разделением труда и минимальным распределением знания»), эти отношения определяются деловыми ожиданиями (социальными ролями) и обязанностями [7, с. 264-266].
Далее, в процессе первичной социализации дети только усваивают предписанные нормы и ценности, тогда как взрослые способны осуществлять их оценку в институциональном контексте, что демонстрируют П. Бергер и Т. Лукман [7, с. 230-231]. Первичная социализация строится на полном повиновении взрослым и выполнении определенных правил. Характер же вторичной социализации всецело зависит от статуса связанной с ней системы знания, предоставляющей возможность адаптации к требованиям, которые обусловлены статусно-ролевой позицией индивида. Вторичная социализация способствует овладению личностью определенными навыками (в отличие от первичной социализации, формирующей, главным образом, мотивацию поведения детей и подростков) [8, с. 108]. Иными словами, можно согласиться с Х. Абельсом в том, что вторичная социализация может быть описана как процесс наслоения на первичную социальную реальность [11, с. 131].
Соотнесение процессов первичной и вторичной социализации вызывает ряд вопросов и проблем. Они заключаются как в наличии/отсутствии согласованности между первоначальной и новой интернализацией, так и в оптимизации институционального распределения знания, полученного в ходе социализации [7, с. 238]. Однако неизбежным является возникновение так называемого «кризиса социализации» как результата соотнесения процессов первичной и вторичной социализации, в том числе как следствия детерминации социальной реальностью деятельности и сознания индивида [7, с. 290-295; 12, с. 503-542]. Результатом же «кризиса социализации» может выступать ряд таких феноменов, как фрустрации, неврозы и тому подобное, проявление которых возможно в ролевых дистанциях, разнообразных формах отчуждения, предубеждениях и т.д.
Однако необходимо выяснить соотношение понятий «социализация» и «развитие личности». «...Подлинно научное рассмотрение вопроса о социализации ни в коей мере не снимает проблемы развития личности, а напротив, предполагает, что личность понимается как становящийся активный социальный субъект», - отмечает Г. М. Андреева. [1, с. 275]. И. С. Кон полагает, что социализация охватывает лишь определенный временной период
в процессе становления личности, ограниченный возрастными границами конкретного этапа жизненного цикла [4, с. 22]. Подобной точки зрения на процесс социализации придерживались представители «традиционной социологии» (в частности, позитивизма). Согласно их взглядам, процесс «полной социализации» завершается по достижении индивидом совершеннолетия либо по приобретению им базового образования [13, с. 5-6].
Представители символического интеракцио-низма придерживались иного мнения. Процесс социализации индивида как приобретение им социального опыта длится в течение всей его жизни. Социализация, согласно их интерпретации, представляет собой кумулятивный процесс, в ходе которого индивид адаптирует накопленные им знания и образцы поведения к новым жизненным ситуациям [1з, с. 5-6].
С нашей точки зрения, процесс социализации действительно не ограничен временными параметрами, впрочем, он не является и возрастной характеристикой индивида, Скорее, он является институционализированным показателем достижения так называемой «социальной зрелости» личности, когда она начинает активную жизнедеятельность в социальной среде на основе усвоенного ею социального опыта [14, с. 1-25]. Временные же границы социализации носят достаточно условный характер и, в свою очередь, детерминированы совокупностью генетических, биологических, социокультурных и других факторов. Поэтому, на наш взгляд, социализацию необходимо рассматривать как некий этап становления в процессе социального развития личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект
Пресс. 2000. С. 76.
2. Murray T. R. Human development theories: Windows on culture. California: Sage Publiсations, Inc. 1999. С. 52, 118.
3. Aronfreed J. The Consept of Internalization / Goslin D.(ed.), Handbook of Socialization Theory and Research.Chicago: Rand McNally, 1971. С. 263.
4. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.
5. Gouldner A. W. The coming Crisis of Western Sociology. New York: Basic Books, 1970. С. 211-220.
6. White G. E. Socialisation. New York: Longman Inc. 1977. С. 111-131.
7. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: изд-во Медиум, 1995. С. 210, 214-224, 264-266.
8. Смелзер Н. Социология. М: Феникс, 1994. С. 94-130, 108.
9. Социологический энциклопедический словарь. М.: Изд. группа Инфра М-Норма. 1998. С. 93-97.
10. Olkinuora E. Norm Socialization: The Process of component formation. Juvaskula University, 1974. С. 84-86.
11. Абельс Х. Интеракция, идентификация, презентация. Введение в интерпретативную социологию. СПб: Алетейя, 1999. С. 131.
12. LeVine R. A. Culture, Personality and Socialization: An Evolutionary View // Goslin D.(ed.), Handbook of Socialization Theory and Research. Chicago: Rand McNally, 1971. С. 503-542.
13. White G. E. Socialisation. New York: Longman Inc., 1977. С. 5-46.
14. Goslin D.(ed.) Handbook of Socialization Theory and Research. Chicago: Rand McNally, 1971. С. 1-25.
Поступила в редакцию 10.11.2011 г.