УДК 316.614 С53
Снимщикова Эмилия Викторовна
аспирант кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России тел.: (928) 273-45-57
СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ПОЗИТИВНЫЕ ДЕВИАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Аннотация:
В данной статье сделана попытка дать ответы вопросы: Что представляет собой процесс социализации личности? Что такое позитивные девиации и как они формируются в личности? Есть ли особенности в социализации такой личности? Процесс социализации рассмотрен с разных сторон. Обращено внимание на соотношение понятий «развитие», «воспитание» и «социализация личности». Сформулировано понятие «позитивные девиации». Описаны условия для их формирования. А также дана характеристика особенностей социализации позитивно-девиантной личности.
Ключевые слова: личность, социализация, общество, индивид, развитие, саморазвитие, самоактуализация, активность личности, позитивные девиации, деятельность, творчество, креативность.
Социализация - это процесс развития и становления личности, который включает в себя трансляцию социокультурного опыта от общества к личности, усвоение личностью требований общества, присвоение норм, правил поведения, в результате чего происходит адаптация; и собственную интерпретацию полученного опыта, то есть индивидуализацию. Процесс социализации - это одно из условий сохранения и развития социальной культуры; социализация дает возможность обществу воспроизводить самое себя, является условием сохранения и развития социальной культуры.
Это своеобразный способ предупреждения и преодоления неизбежных конфликтов между личностным и социальным: чтобы потребности личности удовлетворялись не во вред обществу, а интересы общества - не за счет подавления прав и свобод личности.
Таким образом, через механизм социализации происходит постоянное взаимодействие элементов системы «человек - социальная среда», которая на каждом новом этапе социализации порождает новое качество, новый результат, в свою очередь определяющий соотношение внутренних и внешних элементов системы.
Социализацию также можно рассматривать как процесс и результат включение индивида в социальные отношения.
Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, то есть способность общаться и взаимодействовать с другими людьми [1].
Социализация - не пассивное усвоение «культурной программы».
Присваивание личностью социального опыта порождает в ней собственные установки, ценностные ориентации, знания, умения и навыки. А личность в свою очередь воздействует на социальную среду.
То есть социализация - это двусторонний процесс трансляции.
Этот процесс включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, например воспитание или обучение, но и спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности.
Таким образом мы приходим к выводу, что «социализация» многозначна, включает в себя такие социальные механизмы, как обучение, воспитание, освоение социальных ролей, взросление, адаптацию, то есть совокупность всех социальных процессов, благодаря которым человек осваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Следует обратить внимание, что понятие «социализация» нередко напрямую связывают, а иногда и отождествляют с понятиями «воспитание» и «развитие».
Социализация есть условие и основа развития социального развития личности. Социализация и развитие личности - процессы параллельные, особенно тесно связанные на ранних стадиях жизни человека.
В процессе социализации психофизиологические задатки человека, с одной стороны, реализуются, а с другой - превращаются в социально значимые свойства личности. Это очень важный методологический момент, так как в процессе социализации формируется личность человека как носителя общественных отношений. Аналогично, в процессе духовного роста психофизиологические задатки человека, с одной стороны, реализуются, а с другой - превращаются в духовно и социально значимые свойства личности. Человек выступает не только как объект, но и как субъект социализации, действуя независимо от ожиданий других, реализуя свои потребности и способности, себя как личность.
Процесс социализации включает в себя развитие и саморазвитие личности (можно даже сказать - самореализацию), а так же приспособление человека к жизни в обществе. Отсюда можно предположить, что социализация охватывает и воспитание, и обучение, и «общее влияние среды», и просто взросление. Развитие человека во многом обуславливается и обеспечивается социализацией. Верно и то, что в процессе саморазвития, самовоспитания человека также происходит его социализация. Социализация - необходимый этап в процессе развития человека, его становление как личности.
Процесс и результат социализации заключает в себе внутренний до конца неразрешимый конфликт между идентификацией личности с обществом и ее обособлением, то есть успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу, с одной стороны, и его саморазвитие, активное взаимодействие с обществом, с другой. Это противоречие раскрывается в фазовой теории социализации, предполагающей фазу социальной адаптации, включающую приспособление индивида к социально-экономическим условиям, ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизнедеятельности общества, к социальным группам, организациям, институтам, и фазу интериоризации - как процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека.
Уже говорилось о том, что в процессе социализации происходит взаимовлияние личности и социальной среды. Личность выступает в этой связи как активно преобразующаяся (и преобразующая) формация. Происходит постоянное взаимодействие личности и общества, результатом которого является согласование обоюдных требований и ожиданий. Личность приспосабливается к существующим объективным условиям своего бытия. Но процесс социализации представляет собой одновременно и выявление индивидуализированной формы общественной сущности, то есть процесс саморазвития личности, обладающей определенной самодостаточностью. Личность - это общее, общественное, развитое как индивидуальное. Общество, как целое, где индивидуумы развились в обособленные творческие индивидуальности, становится системой разнообразных отношений между ними на базе самовыражения.
Социализация есть непрерывное изменение психики и формирование личности, хотя как развитие психики не исчерпывается социальными процессами, так и формирование личности не сводимо лишь к социализации. Такое развитие осуществляется, как минимум, посредством социализации и творческого саморазвития, самоактуализации.
Субъектно - деятельный подход дает возможность считать, что «не психическое и не бытие сами по себе, а субъект, находящийся внутри бытия и обладающий психикой, творит историю». Он считает, что своими изначально практическими действиями и поступками в ходе общения человек как субъект целенаправленно изменяет внешний мир (природу, и общество), а тем самым и себя. Личность творит себя на протяжении всей человеческой жизни. В основе этого лежит активность личности - инициативное воздействие на окружающую среду, на других людей и себя. Активность в среде, инвариантность различных проявлений создает особые условия для инициативы и самостоятельности, творчества и самоутверждения, свободы социальной и творческой ориентации, оценок и предпочтений [2, с. 10].
Именно здесь нужно искать предпосылки формирования позитивных девиаций личности.
Активность как деятельное состояние субъекта детерминирована изнутри в сторону его отношения к миру, и реализуется во вне - в процессах его поведения. Важнейшую роль здесь играет потребность человека в приспособлении к окружающей среде. Если окружающая жизнь не ставит перед человеком задачи, если привычные и наследственные его реакции вполне уравновешивают его с окружающим миром, тогда нет никакого основания для возникновения позитивных девиаций. Существо, которое является вполне приспособленным к окружающему миру, остается только адаптивным. Поэтому в основе любого творчества лежит, с одной стороны, неприспособленность, из которой возникает потребности, желания, а с другой
- стремление изменить окружающую среду. Наличие потребностей или стремлений приводит, таким образом, в движение процесс воображения, побуждает к активным действиям.
Деятельность - основная форма бытия человека, но не всякая деятельность способствует актуализации сущностных качеств личности. Всеобщей характеристикой жизни является активность
- деятельное состояние живых организмов как условие их существования в мире, стремление изменить его, творить мир и выражать тем самым свою сущность. Чем больше у человека возможностей изменять вещи и орудия, реализовать, таким образом, свои сущностные, то есть творческие задатки, тем в большей мере он может выразить себя, познать и самосовершенствоваться, а творчество в данном контексте - наиболее адекватный способ проявления активности и самовыражения личности. Следовательно, только творческая деятельность обеспечивает самореализацию личности, а степень реализации ее сущностных свойств зависит от уровня активности личности.
Процесс самореализации личности осуществляется, как известно, в единстве условий и ее внутренних особенностей, возможностей. Условия - это внешние по отношению к человеку факторы, не зависящие или почти не зависящие от него в определенный конкретный момент, хотя личность начинает играть определенную роль на изменение реальных условий.
Необходимо подчеркнуть, что позитивные девиации - это совокупность всех оригинальных (творческих, креативных) действий, приносящих нечто новое, продуктивное в реальность. Это выход за рамки требуемого. Особый вид деятельности, актуализирующий потенциальные свойства и ресурсы личности. Это предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которой создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Позитивные девиации оказывают благотворное влияние не только на способность к принятию нестандартных решений, к самостоятельному поиску и переработке информации - оно затрагивает и духовную сферу личности, поскольку «всякий творческий акт имеет нравственное значение, будь то творчество познавательных или эстетических ценностей» [3, ч. 1, с. 24].
В связи с этим необходимо рассматривать позитивные девиации как характеристику личности, то есть ставить вопрос о позитивно-девиантной личности.
Такая личность не просто социализируется (и самоактуализируется), а идет по пути познания и творческого поиска, происходит активное утверждение личностью своих творческих потребностей, своеобразное личностное «самостояние». Происходит не просто взаимодействие (и трансляция) с социокультурной средой, но и преобразование окружающего пространства, создание чего-то нового, уникального, «своего», аутентичного природе личности.
По сути, такая личность способна выходить за пределы своего пространства, в котором она познает мир на основании интегрального живого мышления и интуиции. Личность, реализуя свою сущность, «обречена» на постоянное самосовершенствование своих личностных качеств и новых видов творческой деятельности Она воссоздает и одновременно развивает и совершенствует себя. Это процесс беспрерывного становления как условие ее полноценного бытия в социуме и культуре.
Но почему же не каждая личность обладает такими особенностями?
Сделаем предположение, что для формирования позитивных девиаций, необходимо как минимум три составляющих:
- способности и одаренность (изначальный, природный потенциал личности);
- способность увидеть свой потенциал, открытость новым идеям и опыту (самоактуализация);
- возможности реализовать себя (социальный аспект).
При наличии этих условий мы, очевидно, получим личность инновационного типа. И социализация позитивно-девиантной личности в связи с этим представляется как качественно новое социальное явление. Позитивно-девиантная личность определяется совокупностью таких характеристик, как владение информационной культурой, гибкостью мышления, его интегрирующего характера, высокой работоспособностью, творческим подходом к деятельности, готовностью к риску в условиях нестабильности и непредсказуемости, готовностью к непрерывному саморазвитию, самовоспитанию, переосмыслению собственного «Я» на качественно новом уровне.
В условиях современной действительности именно такие характеристики чрезвычайно необходимы для продуктивного функционирования человека.
Ведь если не раскрывать и не использовать все возможности человека в жизни общества, пострадает вся социальная система. Очевидно, такая задача потребует существенной реорганизации многих социальных институтов и политических структур.
Ссылки:
1. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: учеб. пособие. М., 1995. Ч. 1: Концептуальные и прикладные основы социальной психологии.
2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М., 1995.
3. Бердяев Н. О русской философии. Свердловск, 1992.