Научная статья на тему 'СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ПОСРЕДСТВОМ ГОРНОЛЫЖНОГО СПОРТА'

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ПОСРЕДСТВОМ ГОРНОЛЫЖНОГО СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
417
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / АУТИЗМ / ДЕТИ С РАС / ЛЫЖИ МЕЧТЫ / ГОРНОЛЫЖНЫЙ СПОРТ / SOCIALIZATION / AUTISM / CHILDREN WITH ASD / DREAM SKIING / ALPINE SKIING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кувшинова Ирина Александровна, Выборнова Дарья Алексеевна, Мицан Елена Леонидовна

В статье описывается опыт социализации социализации детей с расстройством аутистического спектра на основе использования тренировок на горных лыжах. Для оценки эффективности результатов исследования использована методика «Шкала адаптивного поведения Вайленд».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кувшинова Ирина Александровна, Выборнова Дарья Алексеевна, Мицан Елена Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER THROUGH ALPINE SKIING

The article presents the results of socialization of children with autism spectrum disorder based on the use of skiing trainings. To assess the effectiveness, the methodology " Vineland Adaptive Behavior Scales" was used.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ПОСРЕДСТВОМ ГОРНОЛЫЖНОГО СПОРТА»

Педагогика

УДК 376

кандидат педагогических наук, доцент Кувшинова Ирина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск); студент Выборнова Дарья Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, доцент Мицан Елена Леонидовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск)

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ПОСРЕДСТВОМ

ГОРНОЛЫЖНОГО СПОРТА

Аннотация. В статье описывается опыт социализации социализации детей с расстройством аутистического спектра на основе использования тренировок на горных лыжах. Для оценки эффективности результатов исследования использована методика «Шкала адаптивного поведения Вайленд».

Ключевые слова: социализация, аутизм, дети с РАС, лыжи мечты, горнолыжный спорт.

Annotation. The article presents the results of socialization of children with autism spectrum disorder based on the use of skiing trainings. To assess the effectiveness, the methodology " Vineland Adaptive Behavior Scales" was used.

Keywords: socialization, autism, children with ASD, dream skiing, alpine skiing.

Введение. Расстройство аутистического спектра один из самых молодых диагнозов в области психологии и психиатрии. Несмотря на это, статистика по данному заболеванию выглядит пугающе. Если в 2000 году по данным Всемирной Организации Здравоохранения распространенность аутизма составляла от 5 до 26 случаев на 10 тысяч детей, то в 2005 году на 250-300 рожденных детей приходился один случай аутизма, а в 2008 году - 1 случай на 150 новорожденных. Согласно последним данным статистики, представленным Американским центром по контролю и профилактике заболеваний (Centers for Disease Control and Prevention), каждый 54-ый ребенок страдает расстройством аутистического спектра (РАС). Отмечается, что у мальчиков данный диагноз встречается в три раза чаще, чем у девочек. Это делает актуальным изучение имеющегося практического опыта, а также разработку новых методов коррекционной работы с такими детьми. На данный момент в медицине не существует способа эффективного лечения аутизма. В современной медицине РАС рассматривается как особый тип нарушения психического развития, специфика которого обусловлена особенностями биологической дефицитарности ребенка. Этиологию и характер этой дефицитарности до сих пор до конца не выяснили, однако точно известно, что она имеет системный характер и проявляется в нарушении не только высшей нервной деятельности, но и во многих соматических проблемах [2].

Термин «аутизм» впервые был использован в 1911 году немецким психиатром Эйгеном Блейлером для обозначения симптома у взрослых, которые страдали шизофренией, проявляющейся в виде ухода человека от внешней реальности в собственный мир иллюзий и фантазий. В 1943 году А. Каннер дал термину современное значение, а также произвел подробное описание детского аутизма [3]. В настоящее время данное расстройство рассматривается на основе междисциплинарного подхода и, анализируя статьи Белоусовой М.В., можно сделать вывод, что основными признаками и характерными особенностями ребенка с РАС являются: аутистическое одиночество, недифференцированный плач, стереотипное поведение, малофункциональная игра, гиперактивное или гипердинамическое поведение, нарушенное умственное развитие, неравномерное психическое развитие, парциальная одаренность в определенных областях. Нередко у ребенка отмечаются страхи и фобии, нарушения сна и возбуждение, приступы ярости и агрессии [1].

Нарушенное формирование социальных навыков у детей с РАС является одной из главных причин проблемы их социализации в обществе. Для формирования социальных навыков у аутичных детей требуется специальное целенаправленное обучение. Это связано с тем, что навыки общения у таких детей естественным путем не формируются [4]. Для социализации в обществе и преодоления трудностей в жизни ребенку, страдающему аутизмом, необходима помощь взрослых и специалистов. Коррекционная и диагностическая работа с детьми с РАС должна носить системный характер и затрагивать все особенности психики ребенка [5].

Изложение основного материала статьи. Проблемное поведение аутичных детей зачастую связано с дефицитом или неравномерным распределением психофизического тонуса. Такие дети нуждаются в специальных занятиях по развитию моторики или хотя бы включению активных занятий в игру. Поэтому в учреждениях, где занимаются ребята с РАС, обязательно должен присутствовать спортивный комплекс. Инструкторы по физическому воспитанию совместно с дефектологами подбирают специальные игры и упражнения, которые позволяют корректировать индивидуальные проблемы: гипер- или гипотонус, недостаточную координацию движений, неумение взаимодействовать с другими детьми и др. [9].

Важность физических нагрузок для аутичных детей подтверждают О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг [6]. Они считают, что такие дети, как и любые другие, с помощью активного времяпрепровождения поддерживают свой психофизический тонус, снимают эмоциональное напряжение, страхи, негативизм, агрессию и самоагрессию, учатся устанавливать социальные контакты. Исходя из этого, можно точно сказать, что детям с аутизмом необходимо заниматься дополнительно спортом. В настоящее время существуют разные программы адаптивного спорта, одна из них - «Лыжи мечты».

Программа «Лыжи мечты» была запущена в 2014 году актером Сергеем Белоголовцевым и его супругой Натальей Белоголовцевой с помощью команды волонтеров на базе пяти горнолыжных курортов Москвы и Подмосковья. После нескольких занятий спортом у детей с различными диагнозами наблюдались

значительные улучшения, что позволило распространить программу по всей России. На сегодняшний день в стране насчитывается порядка 100 центров, где проходят горнолыжные катания с детьми с ОВЗ.

В первую очередь программа «Лыжи мечты» направлена на эффективность реабилитации и социализации людей, страдающих такими диагнозами, как аутизм, детский церебральный паралич, синдром Дауна. Достижение эффекта происходит в процессе занятий горными лыжами, роллер-спортом и командными играми. Пользу проекта подтверждают специалисты, работающие с детьми с данными диагнозами. Среди них Светлана Воловец, профессор, д.м.н., директор НПЦ МСР имени Л.И. Швецовой. Светлана Воловец отмечает, что даже краткосрочный тренировочный курс (8-10 занятий) в течение месяца позволяет увидеть значительные улучшения: увеличение двигательной активности, улучшение психологического, эмоционального и физического состояния [8].

Анализируя процесс социализации детей с РАС можно обозначить условия, создаваемые на горнолыжных занятиях, которые положительно влияют на протекание данного процесса:

1. Физическая нагрузка. Регулярная физическая нагрузка благоприятно влияет на психоэмоциональное состояние ребенка.

2. Экипировка. Дети, страдающие аутизмом, всегда стараются спрятаться от мира, от чужих людей куда-либо. Многослойная объемная одежда и защитный шлем образуют «кокон», который является местом разграничения ребенка с внешним миром. В этом случае экипировка служит не только физической защитой, но и психологической.

3. Тесный контакт с тренером. При спусках с горы для обеспечения безопасности используются Сноу-слайдеры (Snow Slaider), которыми управляет тренер при помощи строп. Ребенок с РАС находится в постоянной взаимосвязи с инструктором и тем самым учится доверять чужому человеку, сотрудничать с ним.

4. Постоянное нахождение в группе. Занятия по горнолыжному спорту проходят в небольших группах, что обеспечивает постоянный контакт детей друг с другом. Ребенок с РАС учится выстраивать социальные связи не только со взрослыми, но и со своими ровесниками.

Проводимый нами эксперимент в ноябре 2019 года на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 105 компенсирующего вида» города Магнитогорска подтвердил эффективность занятий детей-аутистов горными лыжами.

В начале ноября было проведено исследование с целью оценить уровень социализации у детей 4-5 лет с РАС для дальнейшей разработки программы психолого-педагогической коррекции. В исследовании принимали участие дети 4-5 лет (15 человек), их родители и воспитатели детского сада.

Дети были разделены на экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) группы: ЭГ - 6 детей (1 девочка и 5 мальчиков), которые после исследования участвовали в программе «Лыжи мечты» и продолжали занятия в садике, и КГ - 9 детей (2 девочки и 7 мальчиков), которые занимались только в садике.

Для оценки социализации детей с РАС мы использовали методику «Шкала адаптивного поведения Вайленд» [7]. С помощью данной методики мы смогли выявить начальный уровень социализации детей и уровень социализации после занятий горнолыжным спортом.

Шкала социализации включает в себя 3 субшкалы: межличностное взаимодействие, игры и времяпрепровождение, навыки сотрудничества. Субшкала «межличностное взаимодействие» оценивает умение детей адекватно выражать свои эмоции, повторять действия за взрослым человеком, находить контакт с другими людьми в социально приемлемых формах, устанавливать дружеские взаимоотношения со сверстниками. В субшкале «игры и времяпрепровождение» оцениваются навыки игры, в том числе умение вступать в простые социальные игры, делиться игрушками и использовать их по назначению, играть по правилам, адекватно себя вести в процессе игры, а также умение самостоятельно организовать свое свободное время. Субшкала «сотрудничество» дает оценку уровню умения следовать общественным правилам и нормам, контролировать свое поведение в рамках общепринятых норм.

Путем проведения полуструктурированного интервью, респондентами которого были родители и люди из ближайшего окружения ребенка, мы выявили количественные показатели детей с РАС и представили их в графическом виде (рис. 1 и рис. 2).

Рисунок 1. Уровень социализации детей с РАС ЭГ на начало эксперимента

Рисунок 2. Уровень социализации у детей с РАС КГ на начало эксперимента

На рис. 1 мы видим, что в ЭГ по субшкале «межличностное отношение» 5 детей имели низкий уровень (83,3%), 1 ребенок - умеренно-низкий уровень (16,7%). Идентичные показатели были по субшкале «Сотрудничество». В субшкале «Игры и времяпрепровождение» детей с низким уровнем было 3 (50%), умеренно-низкий уровень выявлен у 2 детей (33,3%), нормативный уровень только у одного (16,7%).

На рис. 2 видно, что в КГ низкий уровень сформированности навыков межличностного взаимодействия показали 6 детей (66,7%), умеренно-низкий уровень - 2 детей (22,2%), нормативный - 1 ребенок (11,1%). Низкий уровень по субшкале «Игры и времяпрепровождение» имели 6 детей (66,7%), 1 ребенок - умеренно-низкий уровень (11,1%), 1 - нормативный (11,1%); 1 - умеренно-высокий (11,1%). При оценке сформированности навыка «сотрудничество» 7 детей показали низкий уровень (77,8%), 2 детей - умеренно-низкий уровень (22,2%).

После исследования экспериментальная группа с 9 ноября 2019 года стала посещать занятия горнолыжным спортом на базе «Спортивного клуба «Металлург-Магнитогорск».

На первых занятиях тренера работали с детьми в индивидуальной форме. Ребята из экспериментальной группы привыкали к экипировке, новым условиям, скоплению людей вокруг, знакомились с тренерами. После полной адаптации детей в новой сфере, их перевели на подгрупповые занятия. Здесь дети учились уже контактировать между собой. В этом им помогали грамотные инструкторы, устраивая различные спортивные игры. Таким образом через игру и спорт у детей с РАС простраивается социализация, как и у всех детей.

Следующее исследование мы провели 20 декабря, после того, как дети посетили 12 занятий на горных лыжах. Результаты детей, занимающихся спортом, были значительно лучше, чем на начало эксперимента (рис. 3 и рис. 4).

Рисунок 3. Уровень социализации у детей с РАС ЭГ на конец эксперимента

Рисунок 4. Уровень социализации у детей с РАС КГ на конец эксперимента

Таким образом, на рис. 3 и 4 видно, что на конец эксперимента в КГ и ЭГ произошли изменения.

На рис. 3 мы видим, что в ЭГ только один ребенок имеет умеренно-низкий уровень по субшкале «Межличностное взаимодействие» (16,7%), у 3 детей уровень поднялся до нормативного (50%), у 1 ребенка до умеренно-высокого (16,7%), у 1 - до высокого (16,7%). По субшкале «игры и времяпрепровождения» видны еще большие изменения: ни одного ребенка нет с низким уровнем, 4 детей имеют нормативный уровень (66,6%), 1 ребенок - умеренно-высокий уровень (16,7%), 1 - высокий (16,7%). По субшкале «сотрудничество» 2 детей перешли на умеренно-низкий уровень (33,3%), 3 детей - на нормативный уровень (50%), 1 ребенок - на умеренно-высокий (16,7%).

На рис. 4 в КГ так же видны изменения: по субшкале «межличностное взаимодействие» 4 детей имеют низкий уровень (44,4%), 3 детей - умеренно-низкий уровень (33,3%); 2 - нормативный (22,2%). Низкий уровень игры и времяпрепровождения отмечен у 3 детей (33,3%), умеренно-низкий уровень - у 4 детей (44,4%), нормативный - у 1 ребенка (11,1%), умеренно-высокий - у 1 (11,1%). По субшкале «сотрудничество» 2 детей имеют низкий уровень (22,2%), 5 детей - умеренно низкий уровень (55,5%); 2 - нормативный (22,2%).

Для наглядности изменений представим результаты в виде таблиц (Таблица 1, 2 и 3).

Таблица 1

Межличностное взаимодействие

ЭГ ЭГ КГ КГ

Начало Конец эксперимента Начало Конец

эксперимента эксперимента эксперимента

Низкий уровень 5 (83,3%) 0 6 (66,7%) 4 (44,4%)

Умеренно-низкий 1 (16,7%) 1 (16,7%) 2 (22,2%) 3 (33,3%)

уровень

Нормативный 0 3 (50%) 1 (11,1%) 2 (22,2%)

уровень

Умеренно- 0 1 (16,7%) 0 0

высокий уровень

Высокий уровень 0 1 (16,7%) 0 0

Таблица 2

Игра и времяпрепровождение

ЭГ ЭГ КГ КГ

Начало Конец эксперимента Начало Конец

эксперимента эксперимента эксперимента

Низкий уровень 3 (50%) 0 6 (66,7%) 3 (33,3%)

Умеренно- 2 (33,3%) 0 1 (11,1%) 4 (44,4%)

низкий уровень

Нормативный уровень 1 (16,7%) 4 (66,6%) 1 (11,1%) 1 (11,1%)

Умеренно- 0 1 (16,7%) 1 (11,1%)

высокий уровень 1 (11,1%)

Высокий 0 1 (16,7%) 0 0

уровень

Таблица 3

Сотрудничество

ЭГ ЭГ КГ КГ

Начало эксперимента 2 исследование Начало эксперимента 2 исследование

Низкий уровень 5 (83,3%) 0 7 (77,8%) 2 (22,2%)

Умеренно- 1 (16,7%) 2 (33,3%) 2 (22,2%) 5 (55,5%)

низкий уровень

Нормативный 0 3 (50%) 0 2 (22,2%)

уровень

Умеренно- 0 1 (16,7%) 0 0

высокий уровень

Высокий уровень 0 0 0 0

И в первой и во второй группах были видны положительные изменения. Это говорит о том, что занятия в садике так же благоприятно воздействовали на социализацию детей с РАС. Но в совокупности с дополнительными занятиями горнолыжным спортом социализация детей протекала намного быстрее и качественнее.

Выводы. Таким образом, опираясь на результаты проведенного исследования, мы можем сделать вывод о том, что условия, создаваемые на занятиях по горнолыжному спорту, облегчают и ускоряют процесс социализации детей, страдающих расстройством аутистического спектра.

Литература:

1. Белоусова М.В., Прусаков Владимир Федорович, Уткузова М.А. Расстройства аутистического спектра в практике детского врача // ПМ. 2009. №38. С. 36-40

2. Кувшинова И.А., Баранова Ю.А. Особенности развития детей, страдающих аутизмом // Мир детства и образование: сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2019. С. 223-226.

3. Мальтинская Наталия Александровна История развития учения об аутизме // Концепт. 2017. № 11. С. 53-61.

4. Мицан Е.Л. Проектирование и разработка коррекционно-развивающих программ для работы с детьми школьного возраста здоровья [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Е.Л. Мицан; МГТУ. -Магнитогорск: МГТУ, 2020. - Макрообъект.

5. Мицан Е.Л., Аболмасова Л.С. Создание оптимальной коррекционно-развивающей среды для детей с расстройством аутистического спектра в домашних условиях // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2017. Т. 2. С. 210-212.

6. Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. — М: Теревинф, 2005. — (Особый ребенок). — 224 с.

7. Сайфутдинова Л.Р. Использование шкалы Вайнленд при диагностике больных аутизмом и синдромом Аспергера // Аутизм и нарушения развития. 2003. № 2. С. 51-57.

8. Сергеенко Е.Ю., Воловец С.А., Кузнецов Е.В., Колычев А.С., Седненкова Т.А.. Эффективность использования горных лыж как метода реабилитации детей с детским церебральным параличом // Лечебная физкультура и спортивная медицина. 2015. №2. С. 25-38.

9. Соломко А.Д. Адаптивное физическое воспитание как метод коррекции аутичных детей // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2008. №7. С. 234-239.

Педагогика

УДК 371

аспирант Кузнецова Наталья Владимировна

Пятигорский государственный университет (г. Пятигорск), старший преподаватель

Пятигорский медико-фармацевтический институт - филиал

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет»

Министерства Здравоохранения Российской Федерации(г. Пятигорск)

ИССЛЕДОВАНИЯ ЭВОЛЮЦИОНИРОВАНИЯ СПОСОБОВ ТРАНСЛЯЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗНАНИЙ

Аннотация. В данной статье рассматривается вопросы методологии проводимого нами исследования эволюционирования способов трансляции педагогических знаний. А именно описывается, что ведущими философскими направлениями, раскрывающими суть нашего исследования, являются: диалектический материализм, эволюционизм, а также теория познания. Структурирование методологического знания нашей работы отражено на нескольких уровнях: философском, общенаучном и конкретно-научном.

Ключевые слова: методология, педагогические знания, трансляция, дескриптивные методы, прескриптивные методы, синхронные методы, диахронные методы.

Annotation. This article discusses the methodology of our research of the evolution of ways to translate pedagogical knowledge. Namely, it is described that the leading philosophical directions that reveal the essence of our research are: dialectical materialism, evolutionism, and the theory of knowledge. Structuring the methodological knowledge of our work is reflected on several levels: philosophical, General scientific, and specific scientific.

Keywords: methodology, pedagogical knowledge, translation process, descriptive methods, prescriptive methods, synchronous methods, diachronic methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.