Научная статья на тему 'РОЛЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА'

РОЛЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
271
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТИЗМ / РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / AUTISM / AUTISM SPECTRUM DISORDERS / CHILDREN AND PARENTAL RELATIONS / AGGRESSIVE BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черенева Е.А., Володенкова Елена Александровна, Беляева Ольга Леонидовна

В статье представлены результаты научного исследования в области исследования особенностей формирования агрессии у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС); раскрывается один из механизмов - влияние стилей детско-родительских отношений в семьях на формирование агрессии у детей с РАС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Черенева Е.А., Володенкова Елена Александровна, Беляева Ольга Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CHILDREN AND PARENTAL RELATIONS IN THE FORMATION OF AGGRESSIVE BEHAVIOR N CHILDREN OF THE YOUNG SCHOOL AGE WITH THE DISTURBANCE OF THE AUTISM SPECTRUM DISODER

The article presents the results of scientific research in the field of studying the features of the formation of aggression in children with autism spectrum disorders (ASD). The authors disclose one of the mechanisms - the influence of styles of child-parent relations in families on the formation of aggression in children with ASD.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Е.А. Черенева, Е.А. Володенкова, О.Л. Беляева

РОЛЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Публикуется при поддержке ККФН, проект № 05/18 от 27.04.2018

Ключевые слова: аутизм, расстройства артистического спектра, детско-родительские отношения, агрессивное поведение.

Аннотация: В статье представлены результаты научного исследования в области исследования особенностей формирования агрессии у детей с расстройствами артистического спектра (РАС); раскрывается один из механизмов - влияние стилей детско-родительских отношений в семьях на формирование агрессии у детей с РАС.

Проблема оказания психолого-педагогической помощи детям с расстройством аутистического спектра (РАС) и их семьям в последнее время чрезвычайно актуальна. Это связано, во-первых, с ростом распространенности расстройств аутистического спектра; во-вторых, с инклюзией детей с РАС в образовательные дошкольные и школьные учреждения, при которой агрессивное поведение является серьезной проблемой. РАС представляют собой группу первазивных нарушений развития, основными проявлениями которых являются отсутствие способности к социальному взаимодействию, нарушение общения и стереотипность поведения [1; 4]. Проблемное поведение, в том числе и агрессивное, которое часто встречается при данном расстройстве, значительно нарушает социализацию ребенка, приводя к его вторичной изоляции. В целом, агрессия - обычное явление для детского возраста и часто носит доброкачественный характер; при этом агрессивное поведения детей с РАС имеет свои особенности в зависимости от тяжести и характера аутизма. Агрессивные проявления у аутичных детей также неоднозначны в плане их оценки. Агрессивное поведение часто носит функцию защиты от непереносимых воздействий окружающей среды или изменений привычного стереотипа, а также может свидетельствовать о росте активности ребенка [5-8].

Большинство зарубежных и отечественных исследователей агрессии -Л. Берковиц, Р. Бэрон, Э. Фромм, А. Бандура, Н.М. Платонова, Е.П. Ильин, Е.О. Смирнова и другие ученые - указывали на то, что воспитание и психологический климат в семье играют огромную роль в возникновении и закреплении агрессивного поведения у детей. Как известно, именно в семье ребенок проходит первичную социализацию; именно в ней идет формирование взаимоотношений ребенка с действительностью, а также его адекватных реакций на различные явления действительности [4; 5]. При этом взаимоотношения родителей и ребенка являются важным источником детского развития, в них формируется активность ребенка, его стремление и умение решать возникающие проблемы. Поэтому изучение детско-родительских отношений чрезвычайно важно как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации воспитательной практики [2; 9]. Воспитание детей - важнейшая функция семьи - в случае ее нарушения возникает дисфункция семьи, что, в свою очередь, создает неблагоприятный фон для эмоционального развития ребенка и приводит к коммуникационным нарушениям между членами семьи. Семьи, имеющие ребенка с РАС, отличаются особой ранимостью,

педагогический журнпл бпшнортостпнп м 4(77). яо1в э^эЖэЖ&б

напряженностью своих переживаний, оказываются более страдающими, чем семьи, имеющие детей с другими тяжелыми нарушениями развития; постоянно испытывают сложности и ограничения. У матерей аутичных детей очень низкая самооценка; они считают, что недостаточно хорошо справляются со своей материнской ролью [2; 3; 5]. Источником воспитательных стратегий служат родительские представления и установки, культурно обусловленные и, как правило, мало изменяющиеся во времени, несмотря на взросление ребенка.

Методологией исследования явились положения общей и специальной психологии и педагогики: о единстве закономерностей развития нормального и аномального ребенка, о потенциальных возможностях развития ребенка (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова и др.); об особенностях агрессивного поведения у детей (Н.М. Платонова, Т.П. Смирнова, А.Г. Долгова и др.); фрустрационная теория агрессии (Д. Доллард, Л. Берковиц, Р. Бэрон, Д. Ричардсон); теория социального научения (А. Бандура); о сущности, структуре, функциях и нарушениях детско-родительских отношений (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, Е.А. Савина, Е.О. Смирнова, А.С. Спиваковская, В.В. Столин, А.Я. Варга и др.); возрастная психология (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.С. Мухина, Г.С. Абрамова и др.); подход к аутизму как расстройству аффективной организации поведения и сознания (Л. Каннер, В.В. Лебединский, О.С. Никольская); о необходимости психологического сопровождения семьи с целью обеспечения полноценного развития ребенка (Б.М. Битянова, Н.С. Глуханюк, И.В. Дубровина, Р.В. Овчарова).

Выбранные методы исследования соответствовали цели, гипотезе и задачам исследования: применялись теоретические и эмпирические методы. К числу первых относится анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым - наблюдение, вербально-коммуникативные (анкетирование, беседа, опросники стиля родительского воспитания - «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э. Эйдемилера и родительских установок РАИУ Е.С. Шафера, Р.К. Белла (адаптация Т.В. Нещерет); проективные методики - ИЛЫй-тест руки (адаптация Н.Я. Семаго), методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга (в модификации Н.В. Тарабриной), рисунок несуществующего животного, рисунок семьи; количественный и качественный анализ полученных данных.

Эксперимент проходил на базе КГБУЗ «Красноярский краевой психоневрологический диспансер №1». В исследовании приняли участие 18 детей в возрасте 7-10 лет с клиническим диагнозом «детский аутизм без умственной отсталости» и их матери. Все дети (с первого по четвертый класс) обучаются в образовательной организации с полным включением в образовательный процесс по основной адаптированной общеобразовательной программе для детей с расстройством аутистического спектра, имеющих задержку психического развития. По результатам исследований подготовительного этапа дети с РАС были поделены на две группы: основную группу составили 12 детей младшего школьного возраста с агрессивным поведением; контрольную группу - 6 детей, для которых не характерно агрессивное поведение.

В результате исследования установлено, что у детей младшего школьного возраста с РАС, как и у обычно развивающихся сверстников, гнев и агрессивные тенденции встречаются довольно часто и характерны для данного возраста, однако у одних детей они проявляются в социально приемлемых формах, а у других - нет. Последние и характеризуются окружающими как агрессивные. У исследуемых детей выявлены те же виды агрессии, что и у нейротипично развивающихся сверстников, за исключением аутоагрессии, характерной для аутичных детей. По целенаправленности - агрессия инструментальная, или доброкачественная (за исключением одного ребенка). Наиболее

эЭоЖае специальные поп росы осппзоппнип

частые причины агрессии у младших школьников с РАС - соперничество со сверстниками, требования и запреты со стороны взрослых, невозможность удовлетворить свои потребности. Так как не у всех аутичных детей даже при условии одинаковой структуры дефекта выявляется агрессивное поведение, следовательно, оно не является облигатным симптомом РАС и проявление его может быть обусловлено какими-либо внешними причинами. При этом у детей младшего школьного возраста с РАС выявляется экстрапунитивный, самозащитный тип реакции на фрустрацию, в целом характерный для детей данного возраста. Но у большинства аутичных детей, которым присуща агрессивность, он усилен по сравнению с возрастной нормой при одновременном ослаблении наиболее конструктивных способов реагирования на фрустрацию и отсутствии (или слабой выраженности) фактора подчинения требованиям взрослого. В данном случае практически единственным способом реагирования на фрустрирующую ситуацию будет агрессия, направленная на других людей и внешние предметы. Способы реагирования на фрустрацию являются результатом воспитания.

По итогам исследования видно, что у большинства матерей детей с РАС дисгармоничный тип воспитания, характеризующийся сочетанием гиперпротекции с минимальностью санкций, а отношение матери к ребенку часто характеризуется эмоциональным отвержением или излишней эмоциональной зависимостью матери от ребенка и чрезмерным побуждением ребенка высказаться, к чему он не готов в связи с имеющимися коммуникативными нарушениями. У матерей детей с РАС с агрессивным поведением выявлены сочетания дисгармоничного воспитания с недостаточностью требований-обязанностей и требований-запретов, обусловленные воспитательной неуверенностью, проекцией на ребенка собственных негативных качеств. Кроме того, для них характерны излишняя тревожность, несамостоятельность и зависимость, а также в некоторых случаях предъявление ребенку требований, не соответствующих его возрасту и уровню развития. Важную роль в развитии агрессивности у детей с РАС играет и нарушение коммуникативных функций ребенка в сочетании с нарушением общения членов семьи между собой.

Следует отметить, что 10 детей основной группы - 83,3 % проявляли агрессию по отношению к членам семьи, в основном к матери, младшим братьям или сестрам. Половина детей совершали агрессивные действия по отношению к чужому взрослому и 11 детей (91,7 %) - по отношению к ровесникам или детям более младшего возраста. По утверждению матерей, 11 детей из 12 после совершения агрессивного поступка сожалели о нем, и только один ребенок не испытывал сожаления, напротив, у него после этого отмечалось приподнятое настроение. Необходимо также отметить, что в 66,7 % случаев как в основной, так и в контрольной группе, матери отмечали частые реакции раздражения и гнева у детей; в контрольной же группе это не приводило к агрессивным реакциям.

Кроме того, были проанализированы причины агрессивного поведения детей с РАС с точки зрения их матерей. Последние отмечали, что это происходит в ситуации неудовлетворения желаний ребенка (33,3 %), запрета (25 %) или требования (41,7 %) со стороны родителей, соперничества со сверстниками (41,7 %), утомления ребенка (8,3 %) и нарушения привычного распорядка (8,3 %) (при этом у одного ребенка могут быть одновременно две-три причины).

Дети обеих групп обследованы с помощью методики «Тест руки»: обследуемые дети в обязательном порядке копировали своей рукой руку, изображенную на стимульном материале. Для детей обеих групп характерен высокий процент ответов по категории «активность», что свидетельствует о достаточном уровне психической активности. Необходимо отметить, что у 14 из 18 детей с РАС не было ни одного ответа из категории «коммуникация». У двоих детей (16,7 %) основной группы ответы из данной категории

педагогический жапнпл опшкортостпнп м 4(77). яав

составили 8,3 % и 11,8 % от общего количества всех ответов, а у двоих детей (33,7 %) контрольной группы - 13,6 % и 31,5 %. Обращает на себя внимание большое количество одинаковых стереотипных ответов по разным изображениям у исследуемых обеих групп. Последнее может свидетельствовать как о повышенной инертности мыслительной деятельности ребенка, так и об особенностях сформированности второго уровня базовой аффективной регуляции. В связи с трудностями интерпретации результатов исследования по данной методике у детей с РАС, мы решили, что более адекватным будет проанализировать такой относительный показатель, как коэффициент ожидаемой агрессии.

Как видно из гистограммы, в основной группе этот показатель имел высокие значения и в среднем составил 8,3, в контрольной группе - 3,3.

_■_; Основная

I »х группа; 8,3 •

«и о £ п > > ,

| Контрольная

4 5 5 группа; 3,3

ч_)

Рис. 1. Средние показатели коэффициента ожидаемой агрессии в основной и контрольной группе

У детей основной и контрольной групп (за исключением одного ребенка) коэффициент ожидаемой агрессии выше единицы, что говорит о превалировании истинно агрессивного поведения ребенка. В целом, для детей характерен повышенный уровень агрессии, но при этом в основной группе значения данного коэффициента в 2,5 раза выше, чем в контрольной группе. Также в основной группе в два раза реже встречались ответы по категории «коммуникация», что повышает степень агрессивности, так как преобладающим способом реагирования являются установки на конфронтацию, а не на кооперацию.

При анализе профиля фрустрационных реакций по методике Розенцвейга у 17 детей из обеих групп преобладали экстрапунитивные реакции, и только у одного ребенка из контрольной группы одинаковое соотношение экстра- и интропунитивных реакций. В целом для детей в возрасте 7-10 лет характерно преобладание экстрапунитивных реакций. Но в основной группе у 9 (75 %) из 12 детей экстрапунитивные реакции были усилены по сравнению с возрастной нормой, а в контрольной группе у 4 (66,7 %). Превышение доли экстрапунитивных реакций в профиле фрустрационных реакций является показателем повышенных требований, предъявляемых субъектом к окружающим и может выражаться в открытых проявлениях агрессии, враждебности, обвинения, направленных против других лиц. В основной группе повышенный показатель экстрапунитивных реакций в 91,7 % случаев сочетался с ослаблением импунитивных реакций по сравнению с возрастной нормой, а в контрольной группе ослабление импунитивных реакций отмечалось только в 50 % случаев. Это свидетельствует о доминировании внешненаправленного поведения за счет ослабления безобвинительных способов реагирования. Нормальный показатель экстрапунитивных реакций сочетался с усилением интрапунитивных реакций у детей обеих групп (основная группа - 3 ребенка, контрольная - 1 ребенок). Последнее свидетельствует о склонности этих детей предъявлять завышенные требования к самим себе, например, самообвинение, принятие на себя повышенной ответственности. И только у одного ребенка из контрольной группы показатели всех фрустрационных реакций были в пределах возрастной нормы.

эЭоЖае специальные поп росы оврпзоппнип

Таблица 1

Профиль фрустрационных реакций обследуемых детей_

группа | Е-М-1 | Е-1-М | Е-1=М | Е=1-М

% содержания фактора (количество испытуемых)

Основная п = 12 25 % (3) 66,7 % (8) 8,3 % (1) 0

Контрольная п = 6 33,3 % (2) 33,3 % (2) 16,6 % (1) 16,6 % (1)

Примечания. Е - экстрапунитивные фрустрационные реакции, М - импунитивные фрустрационные реакции, I - интропунитивные фрустрационные реакции.

Большинству детей в фрустрирующей ситуации свойственен следующий профиль фрустрационных реакций: преобладают экстрапунитивные реакции, на втором месте -импунитивные реакции, затем - интропунитивные (Е-М-1). Как видно из таблицы 1, данный профиль отмечался только у троих детей из основной группы (25 %) и двоих детей из контрольной группы (33,3 %). Для детей из основной группы в два раза чаще, чем в контрольной группе характерен профиль фрустрационных реакций Е-1-М. В таких случаях реакции принятия вины и ответственности на себя превалируют у этих детей над безобвинительными способами реагирования. Кроме того, у четверых детей (33,3 %) из основной группы и у одного (16,6 %) ребенка из контрольной группы отсутствовал фактор т, относящийся к конструктивным и отражающий способность к подчинению объективным требованиям ситуации, в том числе, требованию взрослого.

Таблица 2

Изменения типов реагирования при нарастании фрустрации

группа Усиление Ой Ослабление Ей Ослабление МР

% содержания фактора (количество испытуемых)

Основная 100 % (12) 66,7 % (8) 50 % (6)

N=12

Контрольная N=6 66,7 % (4) 66,7 % (4) 33,3 % (2)

Примечания: Ой - реакции с фиксацией на препятствии, Ей - реакции с фиксацией на самозащите, МР -реакции с фиксацией на удовлетворении потребностей.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что практически у всех детей с РАС выявляются те или иные нарушения способов реагирования на фрустрацию. Но для обследуемых из основной группы характерно в фрустрирующей ситуации менее конструктивное поведение, чем для детей из контрольной группы, выражающееся в превышение нормативного показателя экстрапунитивных реакций с одновременным снижением нормативного показателя импунитивных реакций. Кроме того, в основной группе чаще встречались реакции с фиксацией на самозащите, которая в сочетании с экстрапунитивными реакциями, формирует экстрапунитивный, самозащитный тип. Именно для последнего характерна психологическая защита в виде агрессии, направленной на других людей и внешние предметы. В основной группе чаще отсутствовал фактор подчинения требованиям взрослого; при нарастании фрустрации чаще отмечалось ослабление наиболее конструктивной реакции с фиксацией на удовлетворение потребностей, отражающей способность субъекта решать фрустрирующую ситуацию; и наконец, в основной группе наиболее нарушена адаптация ребенка к социуму.

Таким образом, по результатам выполненного исследования можно констатировать, что дети младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра обладают специфическими особенностями проявления агрессии, что обусловлено нарушением коммуникации и социального взаимодействия на фоне общих закономерностей, характерных для нейротипично развивающихся сверстников. На

педагогический журнал Башкортостана м 4(77). гогв э^эЖэЖ&б

формирование и закрепление агрессивного поведения у детей с РАС также оказывает влияние стиль детско-родительских отношений, в частности:

- отсутствие контроля за поведением ребенка;

- слишком суровые наказания;

- недостаточная требовательность родителей;

-неспособность родителей выдвигать последовательно возрастающие требования или добиваться их выполнения;

- гиперпротекция;

- несогласованность требований родителей к ребенку.

1. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь [Текст] / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг и др. - Москва : Полиграф сервис, 2003. - 232 с.

2. Башина, В.М. Аутизм в детстве / В.М. Башина. - Москва : Медицина, 1999. - 240с.

3. Богдашина, О. Сенсорно-перцептивные проблемы при аутизме : учебное пособие [Текст] / О. Богдашина.- Красноярск, 2014. - 180с.

4. Богдашина, О. Расстройства аутистического спектра: введение в проблему аутизма [Текст] : учебное пособие / О. Богдашина ; под науч. ред. Е.А. Череневой ; Красноярск. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. -Красноярск, 2015. - 248 с.

5. Морозов, С.А. Основы диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра : учебно-методическое пособие [Текст] / С.А. Морозов. - Москва, 2014. - 448 с.

6. Черенева, Е.А. Международный институт аутизма как ресурс современных практик системы высшего образования в реализации системы помощи лицам с аутизмом [Электронный ресурс: http://sibsedu.kspu.ru]// Сибирский вестник специального образования. - 2014. - № 1 (13). - С. 86-91.

7. Черенева, Е.А., Богдашина, О.Б., Казанова, М.Ф., Ли, С. Модернизация идей исследования аутизма и развития системы помощи людям с аутизмом в России: от региональной инициативы к глобализации решений [Электронный ресурс: http://psyjournals.ru/psyedu/2016/n3/chereneva.shtml] // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 3. С. 131-140. doi:10.17759/pse.2016210315.

8. Черенева, Е.А., Володенкова, Е.А. Влияние детско-родительских отношений на проявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра: монография [Текст]/ Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2017. Сер. Психология личности.

9. Черенева, Е.А., Володенкова, Е.А. Межведомственная модель организации системы помощи детям с РАС в Красноярском крае [Электронный ресурс http://psyjournals.ru/autism/2016/n4/chereneva_volodenkova.shtml] // Аутизм и нарушения развития. 2016. Том 14. № 4. С. 19-26. doi:10.17759/autdd.2016140404.

10. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи/ Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. - 4-е изд., перераб., доп. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 672 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.